Постановление
Председателя Правительства Республики
Карелия
от 5
августа 1997 г. N 450
О
проведении социальной экспертизы
разрабатываемых
федеральных целевых программ, программ
социально-зкономического развития
регионов и иных
программных решений, а также
республиканских целевых
программ, финансируемых из
республиканского бюджета,
по вопросам их влияния на создание и
сохранение
рабочих мест
В
соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 768
"О комплексной программе мер по
созданию и сохранению рабочих мест на
1996-2000 годы, постановлением Председателя
Правительства Республики Карелия от 19
мая 1997 года N 258 "О реализации
федеральной комплексной программы мер
по созданию и сохранению рабочих мест на
1996 - 2000 годы в Республике Карелия"
постановляю:
1. Возложить на Министерство труда и
занятости Республики Карелия (Ахтиева),
Министерство экономики (Сенюшкина),
Министерство социальной защиты
Республики Карелия (Семенова), совместно
с участием других заинтересованных
министерств проведение социальной
экспертизы разрабатываемых федеральных
целевых программ, программ
социально-экономического развития
регионов и иных программных решений, а
также республиканских целевых программ,
финансируемых из республиканского
бюджета, по вопросам их влияния на
создание и сохранение рабочих мест в
соответствии с прилагаемым перечнем
примерных показателей для осуществления
социальной экспертизы указанных
программ.
2. Министерствам, ведомствам Республики
Карелия, разрабатывающим и реализующим
указанные целевые программы на
территории республики, обеспечить
представление в Министерство труда и
занятости Республики Карелия проектов
целевых программ для осуществления
социальной экспертизы в части их влияния
на создание и сохранение рабочих мест
начиная с 1 сентября 1997 года.
3. Установить, что результаты социальной
экспертизы республиканских целевых
программ представляются Председателю
Правительства Республики Карелия
одновременно с проектами программ.
Председатель Правительства
Республики Карелия В. Степанов
Приложение
к постановлению Председателя
Правительства Республики Карелия
от 5 августа 1997 г. N 450
Перечень
примерных показателей для проведения
социальной экспертизы
разрабатываемых федеральных целевых
программ, программ
социально-экономического
развития регионов и иных программных
решений, а также республиканских целевых
программ, финансируемых
из республиканского бюджета, по вопросам
их влияния на создание
и сохранение рабочих мест
Социальная экспертиза проектов программ
предполагает их оценку, исходя из
следующих положений:
наличие или отсутствие расчетов о
количестве создаваемых и сохраняемых
рабочих мест, о стоимости одного
рабочего места; достоверность и качество
содержащейся социальной информации;
характер влияния программы на условия
занятости (расширение спроса на рабочую
силу или сохранение рабочих мест,
активизация высвобождения работников,
вероятность увеличения предложения
рабочих мест на рынке труда):
обеспечивает ли программа сохранение
окружающей среды;
обеспечивает ли программа сохранение
эффективно действующих систем рабочих
мест в различных регионах и на
предприятиях;
содействует ли программа преодолению
кризисного спада в регионе, отрасли,
росту объемов товаров и услуг;
обоснована ли экономически программа
развития производства надежностью
спроса на продукцию и
гарантированностью ее сбыта;
рассчитана ли программа на привлечение
инвестиций, активизацию инвестиционной
активности российских и зарубежных
инвесторов в целях создания новых и
сохранения эффективно действующих
рабочих мест;
обеспечивает ли программа формирование
благоприятного налогового климата для
создания и сохранения рабочих мест;
способствует ли программа преодолению
неплатежеспособности предприятий
отрасли (региона), своевременности
расчетов с бюджетом, ликвидации
задолженности по заработной плате;
обеспечивает ли программа использование
национальных кадров или потребует
привлечения зарубежных специалистов;
способствует ли программа развитию
малого предпринимательства, в том числе
самозанятости населения;
социально-экономические преимущества
создаваемых рабочих мест для занятости в
отраслевых и региональных масштабах:
содействует ли программа возрождению и
развитию национальной (региональной)
экономики за счет ориентации на
отечественные конкурентоспособные
отрасли, имеющие устойчивое лидирующее
положение на внутреннем и внешнем рынках
по потребительским и техническим
параметрам. Стимулирует ли расширение
российского экспорта, обеспечивает ли
конверсию рабочих мест; обеспечивает ли
программа оптимизацию структуры
занятости исходя из перспектив
институционных преобразований,
тенденций технического прогресса,
международного разделения труда,
долговременных приоритетов
социальноэкономического развития,
долгосрочной программы структурной
перестройки и приоритетного развития
отдельных отраслей;
способствует ли программа
последовательной замене импорта
зарубежных товаров производством
товаров и комплектующих (в том числе на
лицензионной основе) внутри республики и
развитию на этой основе рабочих мест;
рассчитана ли программа на техническое
обновление и возрождение депрессивных
отраслей отечественного производства,
выпускавших ранее продукцию массового
потребительского спроса, на создание и
сохранение рабочих мест в отдельных
районах (городах) республики с
монопроизводственной структурой, а
также на территориях с единственным
градообразующим предприятием;
содействует ли притоку рабочей силы в
развивающиеся отрасли (сферы хозяйства)
с предприятий и отраслей, не имеющих
перспектив развития;
обеспечивает ли программа создание
дополнительных рабочих мест за счет
развития системы переработки
собственных природных ресурсов и
утилизации отходов, производственной,
социальной и рыночной инфраструктуры;
способствует ли программа сокращению
масштабов неполной занятости;
предусматривает ли программа создание
рабочих мест для инвалидов в пределах
квот, установленных в пределах
законодательства;
качество создаваемых рабочих мест и их
влияние на качество рабочей силы и рост
производительности труда:
способствует ли программа улучшению
условий труда, снижению
производственного травматизма,
профилактики инвалидности и
профзаболеваний;
содействует ли реализация программы
повышению квалификации или деградации
кадрового потенциала отрасли, региона;
предусматривает ли программа меры по
развитию профессиональной и
территориальной мобильности работников,
организации переподготовки и работы с
персоналом; обеспечивает ли программа
выполнение международных обязательств
Российской конвенции и Рекомендаций МОТ
по условиям труда, по соблюдению
равноправного доступа всех
трудоспособных граждан к рабочим
местам;
содействие созданию и сохранению
рабочих мест в рамках развития
межотраслевых связей в республике:
обеспечивает ли программа создание и
сохранение рабочих мест в сопряженных
отраслях деятельности, связанных с
осуществлением программы;
дает ли программа возможность
использовать в цепочке сопряженных
отраслей неконкурентоспособные группы
населения;
обеспечивает ли программа возможность
повышения материального обеспечения
населения и формирование среднего
класса.
Основные данные, которые должны
содержаться в представляемых на
социальную экспертизу проектах
федеральных программ:
1. Укрупненная номенклатура, количество и
балансовая стоимость создаваемых,
сохраняемых, ликвидируемых и
модернизируемых рабочих мест с
выделением рабочих мест: в приоритетных
отраслях, осваивающих
конкурентоспособную продукцию с выходом
на мировой рынок; в депрессивных
отраслях, с монопроизводственной
структурой, а также в городах с
градообразующими предприятиями;
создаваемых для неконкурентных групп
населения (инвалидов, молодежи, лиц
предпенсионного возраста, женщин с
детьми, военнослужащих, уволенных из
рядов Вооруженных Сил, и членов их семей,
вынужденных мигрантов: лиц,
освобожденных из мест заключения); с
неблагоприятными условиями труда;
прямых (то есть создаваемых для
выполнения основных трудовых функций) и
сопряженных с ними, то есть
обеспечивающими их функционирование.
2. Штатная численность работников по
укрупненным
профессионально-квалификационным и
должностным группам фактическая,
дополнительно вводимая, сокращаемая и
переквалифицируемая; ожидаемое
перераспределение кадров из
депрессивных отраслей в развивающиеся;
баланс спроса и предложения на рынке
труда по категориям рабочих,
руководителей, специалистов и
технических исполнителей; рост
квалификационного уровня работников и
их профессиональной мобильности.
3. Финансовое обеспечение программы
(наличие инвесторов российских и
зарубежных) для создания новых и
сохранения эффективных рабочих мест;
ожидаемый рост объемов производства
товаров и услуг и доходов от их
реализации; возможность использования
налоговых льгот для создания и
сохранения рабочих мест, в том числе для
развития системы переработки сырья,
добываемого российскими предприятиями,
а также для развития отечественного
производства с использованием
иностранной передовой технологии вместо
невыгодного импорта зарубежных
товаров.
Следует иметь в виду, что выбор
показателей для осуществления
социальной экспертизы зависит от
специфики, целевых установок,
приоритетов программы. Обоснование
показателей создания и сохранения
рабочих мест может быть представлено в
форме таблиц и пояснений к ним, а также
представления информационных
материалов.
Документ сверен:
официальное издание
"Собрание законодательства
Республики Карелия"
от 27 октября 1997 г. N 10
стр. 101-104