ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2020 года № 863
О
прогнозе социально-экономического
развития
Нижегородской области на среднесрочный
период
(на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов)
(с изменениями на 5 марта 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства
Нижегородской области от 05.03.2021 № 170
В целях формирования областного бюджета
Правительство Нижегородской области
постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) (далее - прогноз).
2. Министерству экономического развития и инвестиций Нижегородской области ежеквартально осуществлять мониторинг реализации прогноза.
3. Органам исполнительной власти Нижегородской области - государственным заказчикам-координаторам государственных программ Нижегородской области после принятия Закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" привести индикаторы государственных программ Нижегородской области в соответствие с показателями прогноза.
4.
Настоящее постановление подлежит
официальному опубликованию.
Губернатор Г.С.Никитин
ОДОБРЕН
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 20 октября 2020 г. № 863
(Прогноз в ред.
постановления Правительства
Нижегородской области от 05.03.2021 № 170
- см. предыдущую
редакцию)
Прогноз
социально-экономического развития
Нижегородской области на среднесрочный
период
(на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов)
I. Прогноз социально-экономического развития
Нижегородской области на среднесрочный период
(на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов)
1.1. Фактические итоги и оценка
социально-экономического развития
Нижегородской области
Показатели |
Единицы измерения |
Отчет |
Оценка 2020 года | |||||||||||||||||||
|
|
2019 год |
январь-июнь 2020 года |
| ||||||||||||||||||
Население | ||||||||||||||||||||||
Численность населения |
в
среднегодовом исчислении, |
3 208,8 |
- |
3 192,6 | ||||||||||||||||||
|
на 1 января года, тыс. чел. |
3 214,6 |
- |
3 202,9 | ||||||||||||||||||
Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года) |
тыс. чел. |
1 750,7 |
- |
1 776,1 | ||||||||||||||||||
Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года) |
тыс. чел. |
914,4 |
- |
878,1 | ||||||||||||||||||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
число лет |
72,3 |
- |
70,1 | ||||||||||||||||||
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся живыми на 1000 человек населения |
9,0 |
8,4 |
8,4 | ||||||||||||||||||
Суммарный коэффициент рождаемости |
число детей на 1 женщину |
1,354 |
- |
1,310 | ||||||||||||||||||
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
14,6 |
15,6 |
15,6 | ||||||||||||||||||
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 человек населения |
-5,6 |
-7,2 |
-7,2 | ||||||||||||||||||
Миграционный прирост (убыль) |
тыс. чел. |
6,43 |
0,9 |
2,3 | ||||||||||||||||||
Валовой региональный продукт | ||||||||||||||||||||||
Валовой региональный продукт |
млрд руб. |
1482,1 |
- |
1445,5 | ||||||||||||||||||
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103 |
- |
96,3 | ||||||||||||||||||
Промышленное производство | ||||||||||||||||||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млрд руб. |
1581,3 |
635,5 |
1417 | ||||||||||||||||||
Индекс промышленного производства |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104,3 |
90,8 |
93-95 | ||||||||||||||||||
в том числе по обрабатывающим производствам | ||||||||||||||||||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млрд руб. |
1438,5 |
565,1 |
1276,9 | ||||||||||||||||||
Индекс производства |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,2 |
90,5 |
93-95 | ||||||||||||||||||
Сельское хозяйство | ||||||||||||||||||||||
Продукция сельского хозяйства |
млрд руб. |
77,5 |
22,7 |
78,3 | ||||||||||||||||||
Индекс производства продукции |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,8 |
99,6 |
101 | ||||||||||||||||||
Строительство | ||||||||||||||||||||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
млрд руб. |
180,9 |
64 |
180,3 | ||||||||||||||||||
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
114,4 |
92,7 |
95 | ||||||||||||||||||
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м общей площади |
1410,1 |
682,3 |
1471 | ||||||||||||||||||
Торговля и услуги населению | ||||||||||||||||||||||
Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
103 |
103,5 |
104 | ||||||||||||||||||
Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год |
% к предыдущему году |
104,4 |
103,1 |
103,4 | ||||||||||||||||||
Оборот розничной торговли |
млрд руб. |
780,7 |
360,2 |
773,5 | ||||||||||||||||||
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,3 |
92,8 |
96 | ||||||||||||||||||
Объем платных услуг населению |
млрд руб. |
195,9 |
80 |
182,7 | ||||||||||||||||||
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,7 |
81,5 |
90 | ||||||||||||||||||
Внешнеэкономическая деятельность | ||||||||||||||||||||||
Экспорт товаров |
млн долл. США |
4873,6 |
2080,8 |
4717,9 | ||||||||||||||||||
Импорт товаров |
млн долл. США |
3432,2 |
1350,9 |
2905 | ||||||||||||||||||
Малое и среднее предпринимательство (МСП), включая микропредприятия | ||||||||||||||||||||||
Количество МСП, включая микропредприятия (на конец года) |
единиц |
59616 |
55446 |
53817 | ||||||||||||||||||
Среднесписочная численность работников на предприятиях МСП (включая микропредприятия) (без внешних совместителей) |
тыс. чел. |
337,4 |
335,3 |
317,7 | ||||||||||||||||||
Оборот МСП, включая микропредприятия |
млрд руб. |
1482,1 |
- |
1410 | ||||||||||||||||||
Инвестиции | ||||||||||||||||||||||
Инвестиции в основной капитал |
млрд руб. |
292,6 |
104,7 |
310,7 | ||||||||||||||||||
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104,2 |
101,4 |
100 | ||||||||||||||||||
Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте |
% |
19,7 |
- |
21,5 | ||||||||||||||||||
Денежные доходы населения | ||||||||||||||||||||||
Реальные денежные доходы населения |
% к предыдущему году |
102,5 |
96,3 |
97 |
Строки изложены в
новой редакции постановлением
Правительства Нижегородской области
от 05.03.2021 № 170
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год) |
руб./мес. |
10 082 |
10 346 |
10 436 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения |
% |
9,5 |
- |
10,5 |
Труд и занятость | ||||
Численность рабочей силы |
тыс. чел. |
1 751,5 |
- |
1 729,4 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций |
рублей |
35 212,3 |
35 993,3 |
37 000 |
|
темп роста в % к предыдущему году |
106,9 |
104,4 |
105,1 |
Реальная заработная плата работников организаций |
% к предыдущему году |
102,4 |
101,3 |
101,6 |
Индекс производительности труда |
% к предыдущему году |
102,9 |
- |
98,3 |
Строка изложена в
новой редакции постановлением
Правительства Нижегородской области
от 05.03.2021 № 170
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
% к раб. силе |
4,1 |
- |
4,6 |
Уровень
зарегистрированной
|
%
|
0,4
|
2,78
|
3,6
| |
Фонд заработной платы работников организаций |
млрд руб. |
524 |
250,7 |
526,5 | |
|
темп роста в % к предыдущему году |
108 |
104,8 |
100,5 | |
Финансы организаций | |||||
Прибыль прибыльных организаций
|
млрд руб. |
247,7 |
116,1 |
228,2 | |
|
темп роста в % к предыдущему году |
98,2 |
102,5 |
92,1 |
-
используются фактические
статистические данные, которые
разрабатываются субъектами
официального статистического учета;
- с учетом жилых домов на участках
для ведения садоводства;
- по данным Федеральной налоговой
службы России по состоянию на 10 августа
2020 г. (без учета индивидуальных
предпринимателей);
- с 2019 года Росстат перешел на
годовую публикацию данных по данному
показателю по субъектам Российской
Федерации.
1.2. Прогноз
социально-экономического развития
Нижегородской области
Показатели |
Единицы измерения |
2021 год |
2022 год |
2023 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
базовый |
целевой |
базовый |
целевой |
базовый |
целевой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Население | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Численность населения |
в среднегодовом исчислении, тыс. чел. |
3 173,1 |
3 174,6 |
3 155,5 |
3 160,4 |
3 139,2 |
3 148,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
на 1 января года, тыс. чел. |
3 182,2 |
3 182,2 |
3 164,0 |
3 167,0 |
3 147,0 |
3 153,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года) |
тыс. чел. |
1 777,9 |
1 777,9 |
1 780,9 |
1 782,2 |
1 785,2 |
1 787,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года) |
тыс. чел. |
859,6 |
859,6 |
841,1 |
842,4 |
823,5 |
826,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
число лет |
71,4 |
73,2 |
72,1 |
74,0 |
72,7 |
75,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся живыми на 1000 человек населения |
8,5 |
8,6 |
8,5 |
8,8 |
8,6 |
9,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суммарный коэффициент рождаемости |
число детей на 1 женщину |
1,360 |
1,370 |
1,410 |
1,420 |
1,450 |
1,480 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
15,0 |
14,2 |
14,7 |
13,8 |
14,4 |
13,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 человек населения |
-6,5 |
-5,6 |
-6,2 |
-5,0 |
-5,8 |
-4,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Миграционный прирост (убыль) |
тыс. чел. |
2,35 |
2,4 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
2,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Валовой региональный продукт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Валовой региональный продукт |
млрд руб. |
1556,7 |
1563,2 |
1678,3 |
1694,2 |
1805,6 |
1839,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,5 |
103,8 |
103,5 |
104 |
103,2 |
104,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промышленное производство | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млрд руб. |
1522,7 |
1528,2 |
1645,4 |
1658,5 |
1775 |
1803,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс промышленного производства |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,8 |
103,2 |
103,6 |
104,1 |
103,3 |
104,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе по обрабатывающим производствам | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млрд руб. |
1377 |
1382,4 |
1493,7 |
1506,7 |
1617,1 |
1645,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс производства |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,1 |
103,5 |
104 |
104,5 |
103,6 |
104,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сельское хозяйство | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продукция сельского хозяйства |
млрд руб. |
82,1 |
82,3 |
86,4 |
87 |
91,6 |
92,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс производства продукции |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,1 |
102,4 |
102,1 |
102,5 |
102,1 |
102,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Строительство | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
млрд руб. |
190,6 |
192,5 |
204,8 |
208,8 |
220,2 |
226,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101 |
102 |
102,4 |
103,4 |
102,4 |
103,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м общей площади |
1535 |
1552 |
1606 |
1717 |
1684 |
1849 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Торговля и услуги населению | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
103,7 |
103,7 |
104 |
104 |
104 |
104 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год |
% к предыдущему году |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
104 |
104 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборот розничной торговли |
млрд руб. |
845,4 |
848,6 |
909,1 |
920,5 |
978,6 |
1001,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,1 |
105,5 |
103,6 |
104,5 |
103,6 |
104,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем платных услуг населению |
млрд руб. |
202,5 |
203,3 |
218,8 |
220,5 |
235,5 |
239,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
106,7 |
107,1 |
103,6 |
104 |
103,2 |
104,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внешнеэкономическая деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспорт товаров |
млн долл. США |
5315,9 |
5338,1 |
5707,8 |
5758,2 |
6051,2 |
6133,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Импорт товаров |
млн долл. США |
3094,6 |
3109,1 |
3311,6 |
3343 |
3526,4 |
3576,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малое и среднее предпринимательство (МСП), включая микропредприятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество МСП, включая микропредприятия (на конец года) |
единиц |
54140 |
54571 |
54682 |
55500 |
55557 |
56775 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Среднесписочная численность работников на предприятиях МСП (включая микропредприятия) (без внешних совместителей) |
тыс. чел. |
320,3 |
322,8 |
324,8 |
330,2 |
331,3 |
339,2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборот МСП, включая микропредприятия |
млрд руб. |
1533,7 |
1541,1 |
1650,9 |
1670 |
1777 |
1809,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инвестиции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инвестиции в основной капитал |
млрд руб. |
339,6 |
343,6 |
375,2 |
383,1 |
413,2 |
426 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104 |
105,2 |
105,4 |
106,4 |
105,2 |
106,2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте |
% |
21,8 |
22 |
22,4 |
22,6 |
22,9 |
23,2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Денежные доходы населения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реальные денежные доходы населения |
% к предыдущему году |
103 |
103,5 |
102,4 |
103 |
102,5 |
103,2 |
Строки изложены в
новой редакции постановлением
Правительства Нижегородской области
от 05.03.2021 № 170
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год) |
руб./мес. |
10 833 |
10 833 |
11 254 |
11 254 |
11 704 |
11 704 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения |
% |
10,4 |
10,0 |
10,1 |
9,6 |
9,8 |
9,2 |
Труд и занятость | |||||||
Численность рабочей силы |
тыс. чел. |
1 727,2 |
1 730,2 |
1 724,3 |
1 729,0 |
1 722,7 |
1 728,4 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций |
рублей |
39 370 |
39 370 |
41 890 |
41 890 |
44 700 |
44 700 |
|
темп роста в % к предыдущему году |
106,4 |
106,4 |
106,4 |
106,4 |
106,7 |
106,7 |
Реальная заработная плата работников организаций |
% к предыдущему году |
102,4 |
102,4 |
102,4 |
102,4 |
102,6 |
102,6 |
Индекс производительности труда |
% к предыдущему году |
103,3 |
103,4 |
103,5 |
103,9 |
103,2 |
104 |
Строки изложены в
новой редакции постановлением
Правительства Нижегородской области
от 05.03.2021 № 170
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
% к раб. силе |
4,3 |
4,1 |
4,3 |
4,1 |
4,2 |
4,1 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
1,2 |
1,1 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 | ||
Фонд заработной платы работников организаций |
млрд руб. |
564,5 |
566,2 |
602,3 |
606,2 |
645,7 |
651 | ||
|
темп роста в % к предыдущему году |
107,2 |
107,5 |
106,7 |
107,1 |
107,2 |
107,4 | ||
Финансы организаций | |||||||||
Прибыль прибыльных организаций (по полному кругу) |
млрд руб. |
244,1 |
244,8 |
262,2 |
264,2 |
280,8 |
284,2 | ||
|
темп роста в % к предыдущему году |
107,0 |
107,3 |
107,4 |
107,9 |
107,1 |
107,6 |
среднем за год)*
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения |
% |
10 |
9,5 |
9,4 |
9,3 |
8,8 |
8,7 | ||||||
Труд и занятость | |||||||||||||
Численность рабочей силы |
тыс. чел. |
1 727,2 |
1 730,2 |
1 724,3 |
1 729,0 |
1 722,7 |
1 728,4 | ||||||
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций |
рублей |
39 370 |
39 370 |
41 890 |
41 890 |
44 700 |
44 700 | ||||||
|
темп роста в % к предыдущему году |
106,4 |
106,4 |
106,4 |
106,4 |
106,7 |
106,7 | ||||||
Реальная заработная плата работников организаций |
% к предыдущему году |
102,4 |
102,4 |
102,4 |
102,4 |
102,6 |
102,6 | ||||||
Индекс производительности труда |
% к предыдущему году |
103,3 |
103,4 |
103,5 |
103,9 |
103,2 |
104 | ||||||
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
% к раб. силе |
4,4 |
4,4 |
4,3 |
4,2 |
4,2 |
4,1 | ||||||
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
1,2 |
1,1 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 | ||||||
Фонд заработной платы работников организаций |
млрд руб. |
564,5 |
566,2 |
602,3 |
606,2 |
645,7 |
651 | ||||||
|
темп роста в % к предыдущему году |
107,2 |
107,5 |
106,7 |
107,1 |
107,2 |
107,4 | ||||||
Финансы организаций | |||||||||||||
Прибыль прибыльных организаций (по полному кругу) |
млрд руб. |
244,1 |
244,8 |
262,2 |
264,2 |
280,8 |
284,2 | ||||||
|
темп роста в % к предыдущему году |
107,0 |
107,3 |
107,4 |
107,9 |
107,1 |
107,6 |
* - Сноска исключена постановлением Правительства Нижегородской области от 05.03.2021 № 170
II. Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития
Нижегородской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов
Прогноз социально-экономического
развития Нижегородской области на
среднесрочный период (на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов) (далее -
Прогноз социально-экономического
развития Нижегородской области)
разработан в соответствии с действующей
нормативной правовой базой:
Бюджетным кодексом Российской
Федерации;
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №
172-ФЗ "О стратегическом планировании в
Российской Федерации";
Законом Нижегородской области от 12
сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном
процессе в Нижегородской области";
Законом Нижегородской области от 3 марта
2015 г. № 24-З "О стратегическом
планировании в Нижегородской
области";
постановлением Правительства
Нижегородской области от 16 июня 2015 г. № 378
"О порядке разработки, корректировки,
осуществления мониторинга и контроля
реализации прогноза
социально-экономического развития
Нижегородской области на среднесрочный
период".
В соответствии со статьей 35 Федерального
закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О
стратегическом планировании в
Российской Федерации" Прогноз
социально-экономического развития
Нижегородской области подготовлен
Правительством Нижегородской области на
основе прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов,
разработанного Министерством
экономического развития Российской
Федерации (базовый вариант), и с учетом
основных направлений бюджетной политики
Нижегородской области, которыми
определены приоритеты государственной
поддержки различных отраслей
экономики.
Система показателей Прогноза
социально-экономического развития
Нижегородской области соответствует
показателям рекомендуемой формы по
основным показателям, представляемым
органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в
Минэкономразвития России для разработки
прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период, утвержденной
приказом Министерства экономического
развития Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 124.
Прогноз социально-экономического
развития Нижегородской области является
ориентиром социально-экономического
развития Нижегородской области для
органов исполнительной власти
Нижегородской области, органов местного
самоуправления муниципальных районов,
муниципальных и городских округов
Нижегородской области, а также
хозяйствующих субъектов при принятии
управленческих решений.
Прогноз социально-экономического
развития Нижегородской области является
основой для формирования параметров
консолидированного бюджета
Нижегородской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов.
Далее будут приведены ключевые подходы
по формированию прогнозных параметров
на среднесрочную перспективу, в том
числе их сопоставление с ранее
утвержденными параметрами.
Прогноз социально-экономического
развития Нижегородской области
разработан с учетом:
- тенденций социально-экономического
развития Нижегородской области в 2019 году
и первой половине 2020 года;
- параметров прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов;
- реализации Указа Президента Российской
Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года";
- реализации Указа Президента Российской
Федерации от 25 апреля 2019 г. № 193 "Об
оценке эффективности деятельности
высших должностных лиц (руководителей
высших исполнительных органов
государственной власти) субъектов
Российской Федерации и деятельности
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации";
- реализации Общенационального плана
действий, обеспечивающих восстановление
занятости и доходов населения, рост
экономики и долгосрочные структурные
изменения в экономике, одобренного на
заседании Правительства Российской
Федерации 23 сентября 2020 г. (протокол № 36,
раздел VII) (далее - Общенациональный план
действий);
- реализации национальных проектов по
приоритетным направлениям
социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2030
года;
- Стратегии социально-экономического
развития Нижегородской области до 2035
года, утвержденной постановлением
Правительства Нижегородской области от
21 декабря 2018 г. № 889 (далее - Стратегия);
- предложений органов местного
самоуправления муниципальных районов,
муниципальных и городских округов
Нижегородской области, отраслевых
министерств и крупнейших организаций
Нижегородской области (далее также -
область, регион).
Информационная база формирования
Прогноза социально-экономического
развития Нижегородской области:
- данные статистического и налогового
учета за 2019 год и 1 полугодие 2020 года;
- прогнозные расчеты органов местного
самоуправления муниципальных районов,
муниципальных и городских округов
Нижегородской области;
- прогнозные расчеты отраслевых
министерств и иных органов
исполнительной власти Нижегородской
области в разрезе курируемых видов
экономической деятельности;
- прогнозы хозяйствующих субъектов.
1. Оценка достигнутого
уровня социально-экономического
развития Нижегородской области по
итогам 2019 года
и первой половины 2020 года
По
итогам 2019 года отмечен устойчивый рост
экономики региона. Индекс физического
объема ВРП оценивается на уровне 103% к 2018
году, что превышает российское значение
(оценка) - 101,3%. В первую очередь рост
обусловлен вкладом ключевой отрасли -
обрабатывающей промышленности - прирост
составил 5,2% (в РФ - 2,6%). Также рост отмечен
в области строительства и сельского
хозяйства - на 14,4% и 3,8% в сопоставимых
ценах, соответственно.
Однако, социально-экономическая
ситуация 1 полугодия 2020 года в
Нижегородской области, как и в целом по
России, оказалась под воздействием
негативного влияния эпидемиологической
ситуации, связанной с распространением
новой коронавирусной инфекции.
Таблица 1
Динамика ключевых показателей,
характеризующих уровень
развития реального сектора экономики в
Нижегородской области
в сравнении с РФ и ПФО
Показатели |
2019 год |
Январь-июнь 2020 года | ||||
|
Значение |
Место |
Значение |
Место | ||
|
|
в ПФО |
в РФ |
|
в ПФО |
в РФ |
ИФО ВРП, % г/г |
103 |
- |
- |
- |
- |
- |
Объем отгрузки продукции промышленного производства, млрд руб. |
1581,3 |
5 |
14 |
635,5 |
5 |
14 |
в т.ч. по обрабатывающим производствам |
1438,5 |
2 |
7 |
565,1 |
2 |
8 |
Индекс промышленного производства, % г/г |
104,3 |
3 |
29 |
90,8 |
13 |
78 |
в т.ч. по обрабатывающим производствам |
105,2 |
5 |
35 |
90,5 |
12 |
76 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % г/г |
103,8 |
8 |
34 |
99,6 |
- |
- |
Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. |
292,6 |
3 |
19 |
104,7 |
4 |
19 |
ИФО, % г/г |
104,2 |
5 |
38 |
101,4 |
5 |
40 |
Прибыль прибыльных организаций (по полному кругу), млрд руб. |
247,7 |
- |
- |
116,1 |
- |
- |
Темп роста, % г/г |
98,2 |
- |
- |
102,5 |
- |
- |
Объем работ,
выполненных по виду деятельности
"строительство", |
180,9 |
3 |
13 |
64 |
3 |
12 |
ИФО, % г/г |
114,4 |
4 |
21 |
92,7 |
10 |
51 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв.м общей площади |
1 409 |
4 |
15 |
682,3 |
3 |
9 |
Оборот розничной торговли, млрд руб. |
780,7 |
3 |
9 |
360,2 |
3 |
9 |
ИФО, % г/г |
101,3 |
7 |
53 |
92,8 |
8 |
52 |
Объем платных услуг населению, млрд руб. |
195,9 |
3 |
9 |
80 |
3 |
9 |
ИФО, % г/г |
101,7 |
2 |
20 |
81,5 |
13 |
61 |
Индекс промышленного производства
составил 90,8%, в т.ч. в обработке 90,5%.
Основное снижение пришлось на следующие
отрасли: производство кокса и
нефтепродуктов (75%), производство
автотранспортных средств, прицепов и
полуприцепов (77,7%), производство
компьютеров, электронных и оптических
изделий (79,2%), металлургическое
производство (84,6%), производство готовых
металлических изделий, кроме машин и
оборудования (87%) и др.
Снижение объемов работ, выполненных по
виду экономической деятельности
"Строительство", составило 7,3% в
сопоставимых ценах.
Небольшой спад наблюдается в
сельскохозяйственном производстве в
хозяйствах всех категорий - 0,4% в
сопоставимых ценах.
Стоит отметить, что масштаб падения в
базовых отраслях (за исключением
торговли) оказался более умеренным по
сравнению с сектором, ориентированным на
потребительский спрос. Введение
ограничительных мер и снижение реальных
денежных доходов населения повлияли на
сокращение объема оборота розничной
торговли (ИФО составил 92,8%) и платных
услуг населению (ИФО составил 81,5%).
В целях сглаживания негативного
воздействия пандемии на бизнес, в
области реализуется комплекс мер
государственной поддержки. Основными
направлениями являются: банковские
кредиты на льготных условиях; прямая
безвозмездная финансовая поддержка
субъектам МСП на сотрудника; выдача
микрозаймов субъектам МСП;
автоматическое списание налогов для
организаций и ИП и другие. Общий объем
поддержки по состоянию на 24 августа 2020 г.
составил 39,6 млрд рублей, в том числе
льготная кредитная поддержка - 25 млрд
рублей.
Несмотря на сложившуюся ситуацию в
реальном секторе экономики, первая
половина года сопровождалась ростом
инвестиций в основной капитал (темп
роста составил 101,4% в сопоставимых ценах),
что свидетельствует о сохранении
инвестиционной привлекательности
региона. Основными причинами роста
физических объёмов инвестиций в
основной капитал стало повышение
инвестиционной активности в социальной
сфере (здравоохранение - в 2,1 раза,
образование - в 1,7 раза), а также в
обеспечивающих отраслях (обеспечение
электроэнергией - в 1,5 раза,
водоснабжение - в 1,2 раза, строительство -
в 1,4 раза). Вместе с тем, отмечается
существенный рост в отрасли сельского
хозяйства - на 8,9% и в операциях с
недвижимым имуществом - в 1,8 раза.
Также наблюдалась положительная
динамика прибыли прибыльных
организаций. За январь - июнь 2020 года темп
роста составил 102,5%. Наиболее
значительный рост показателя наблюдался
в организациях, осуществляющих: оптовую
и розничную торговлю - в 2,1 раза по
сравнению с аналогичным периодом
прошлого года, транспортировку и
хранение - в 1,8 раза, деятельность
профессиональную, научную и техническую
- в 1,6 раза.
Таблица
2
Динамика ключевых показателей,
характеризующих уровень
и качество жизни в Нижегородской области
в сравнении с РФ и ПФО
Показатели |
2019 год |
Январь-июнь 2020 года | ||||
|
Значение |
Место |
Значение |
Место | ||
|
|
в ПФО |
в РФ |
|
в ПФО |
в РФ |
Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год, % г/г |
104,4 |
- |
- |
103,1 |
- |
- |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
35 212 |
5 |
45 |
35 993,3 |
5 |
45 |
Темп роста, % г/г |
106,9 |
12 |
66 |
104,4 |
12 |
72 |
Реальная заработная плата, % г/г |
102,4 |
2 |
20 |
101,3 |
13 |
72 |
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. |
33 805 |
2 |
19 |
32005 |
1 |
19 |
Реальные денежные доходы населения, % г/г |
102,5 |
2 |
18 |
96,3 |
11 |
67 |
Численность населения (в среднегодовом исчислении), тыс. чел. |
3208,8 |
3 |
10 |
- |
- |
- |
Уровень зарегистрированной безработицы, %, на конец отчетного периода |
0,4 |
1 |
2 |
2,78 |
2 |
21 |
Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек населения |
-5,6 |
12 |
65 |
-7,2 |
12 |
67 |
В целях поддержки благосостояния
населения в период карантинных
ограничений принят и реализуется
комплекс мер, направленный на
поддержание доходов населения, как
работающего, так и лишившегося работы с
момента ввода ограничений, граждан,
которые на тот момент уже состояли на
учете по безработице, а также семей с
детьми.
По состоянию на 24 августа 2020 г. общий
объем социальной поддержки населения
области в период распространения
коронавирусной инфекции составил (из
федерального и областного бюджета) 16,6
млрд рублей, из них выплаты семьям,
имеющим детей - 12,8 млрд рублей,
социальные выплаты гражданам,
признанным в установленном порядке
безработными - 1,7 млрд рублей.
Однако введенные меры позволят
ограничить, но не исключить
высвобождение рабочей силы, рост уровня
безработицы и снижение реальных
денежных доходов населения.
За период с 1 апреля 2020 г. по 1 июля 2020 г.
уровень официально зарегистрированной
безработицы в Нижегородской области
вырос с 0,4% до 2,78%. При этом, по данному
показателю область сохраняет высокий
рейтинг (по данным за январь - июнь 2020
года): 2 место в ПФО и 21 в РФ. Ограничению
роста безработицы способствовала
реализация комплекса мер по поддержке и
сохранению занятости, принятые на
федеральном и региональном уровнях.
В условиях сжатия предпринимательской
деятельности, особенно в наиболее
пострадавших отраслях экономики, и роста
числа граждан, лишившихся работы,
реальные денежные доходы в 1 полугодии 2020
года сократились на 3,7% к 1 полугодию 2019
года. Частично снижение доходов
населения было компенсировано мерами
социальной поддержки.
По уровню демографических показателей: в
1 полугодии 2020 года естественная убыль
населения составила 7,2 промилле (в 1
полугодии 2019 года - 6 промилле).
Однако в условиях негативного влияния
пандемии на благосостояние граждан
удалось сохранить положительную
динамику по заработной плате и не
допустить ее снижения. Так по итогам 1
полугодия 2020 года она составила 35 993,3
рублей, что на 4,4% выше соответствующего
периода 2019 года в действующих ценах. Темп
роста в реальном выражении (за вычетом
инфляции) - 101,3%.
2. Оценка
факторов и ограничений экономического
роста
Нижегородской области в 2021-2023 годах
2.1. Факторы экономического роста
Стабилизации ситуации и достижению
устойчивого экономического роста в 2021-2023
годах будет способствовать реализация
Общенационального плана действий,
выполнение задач, поставленных
Президентом Российской Федерации в
Указе от 21 июля 2020 г. № 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года",
реализация национальных проектов
(приведены в разделе 3.2 "Основные
направления социально-экономического
развития Нижегородской области" в
таблице 5).
Важнейшими факторами экономического
роста в 2021-2023 годах будут являться
следующие:
Схема 1
Ограничения экономического роста
Схема 2
*- Результаты выборочных обследований
предприятий и организаций отдельных
секторов экономики (промышленности,
строительства, оптовой и розничной
торговли, сферы услуг), проводимых
Территориальным органом Федеральной
службы государственной статистики по
Нижегородской области (далее -
Нижегородстат), позволяют выделить
наиболее значимые факторы,
ограничивающие производственную
деятельность организаций.
По итогам обследований деловой
активности организаций, проведенных во 2
квартале 2020 года, важнейшими
ограничениями являются (% от общего числа
обследованных организаций
соответствующего вида деятельности):
1.
Недостаточный платежеспособный спрос
покупателей (заказчиков).
Этот фактор отмечали: 70,5% организаций
оптовой торговли и 61% организаций
розничной торговли; 60% организаций сферы
услуг; 18% строительных фирм.
Недостаточный спрос на продукцию на
внутреннем рынке ограничивал
деятельность 50% промышленных
предприятий, на внешнем рынке - 24%
предприятий.
2.
Недостаток финансовых средств.
Этот фактор ограничивал деятельность: 51%
организаций сферы услуг; 29,5% организаций
оптовой торговли; 28,8% промышленных
предприятий; 27,6% организаций розничной
торговли; 15% строительных фирм.
3.
Высокие издержки, связанные с высокой
стоимостью материалов и конструкций,
арендной платы, транспортных расходов.
На высокую стоимость материалов и
конструкций указали 46% строительных
фирм. На высокую арендную плату - 28,6%
организаций розничной торговли, 18,9%
организаций оптовой торговли, 19%
организаций сферы услуг. На высокие
транспортные расходы - 49,5% организаций
оптовой торговли и 17,1% - розничной
торговли.
4.
Высокий процент коммерческого кредита.
Этот фактор отмечали: 27,4% организаций
оптовой торговли; 23% организаций сферы
услуг; 20,5% промышленных предприятий; 11%
строительных фирм; 13,3% организаций
розничной торговли.
5. Конкурирующий импорт. Этот фактор ограничивал деятельность 19,2% промышленных предприятий.
6.
Недостаток квалифицированных
специалистов.
Дефицит квалифицированных работников
ограничивал деятельность: 25%
строительных фирм; 23,3% промышленных
предприятий; 19% организаций сферы услуг;
7,4% организаций оптовой торговли.
2.3. Сценарные условия
социально-экономического развития
Нижегородской области на 2021-2023 годы
Сценарные условия
социально-экономического развития
Нижегородской области на 2021-2023 годы
формировались в соответствии с
прогнозом социально-экономического
развития Российской Федерации на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее -
Прогноз развития РФ).
Прогноз развития РФ разработан в двух
вариантах - базовом и консервативном.
Базовый вариант учитывает более
благоприятные внешние условия развития
(санитарно-эпидемиологическую ситуацию,
улучшение конъюнктуры внешних товарных
рынков) и принимаемые меры экономической
политики, включая реализацию
Общенационального плана действий.
Консервативный вариант основан на
предпосылке о менее благоприятной
санитарно-эпидемиологической ситуации,
затяжном восстановлении мировой
экономики и структурном замедлении
темпов ее роста в среднесрочной
перспективе из-за последствий
распространения новой коронавирусной
инфекции.
Для разработки параметров федерального
бюджета на 2021-2023 годы предлагается
рассматривать базовый вариант
прогноза.
Схема 3
Подробнее с прогнозом
социально-экономического развития
Российской Федерации на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов можно
ознакомиться на официальном сайте
Министерства экономического развития
Российской Федерации (www.economy.gov.ru) в
разделе "Макроэкономика".
Сценарные условия
социально-экономического развития
Нижегородской области разработаны в
трех вариантах - базовом, целевом и
стратегическом.
Схема 4
С
учетом сложившихся в Нижегородской
области социально-экономических
тенденций, факторов роста и ограничений
экономического развития, а также с
учетом прогнозов, представленных
крупными предприятиями области, при
формировании Прогноза
социально-экономического развития
Нижегородской области за основу выбран
базовый вариант.
Целевой вариант прогноза учитывает
реализацию задач, поставленных в Указе
Президента Российской Федерации от 21
июля 2020 г. № 474 "О национальных целях
развития Российской Федерации на период
до 2030 года", и исходит из более высоких
темпов экономического роста.
Стратегический вариант прогноза
учитывает достижение параметров,
определенных в Стратегии развития
области социально-экономического
развития Нижегородской области до 2035
года.
- Основные параметры базового
варианта прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов,
одобренного на заседании Правительства
Российской Федерации 16 сентября 2020 г.
(протокол № 35, часть 1).
- Наиболее вероятный (реальный)
сценарий развития Нижегородской
области. Принят за основу при
формировании прогноза развития
Нижегородской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов.
- Учитывает реализацию задач,
поставленных в Указе Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
"О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года".
- Учитывает реализацию Стратегии
социально-экономического развития
Нижегородской области до 2035 года.
3. Основные
показатели прогноза
социально-экономического
развития на 2021-2023 годы и основные
направления
социально-экономического развития
Нижегородской области
3.1. Характеристика основных показателей
прогноза
социально-экономического развития
Прогноз социально-экономического
развития Нижегородской области на 2021-2023
годы сформирован с учетом ожидаемой
ситуации до конца 2020 года, Прогноза
развития РФ, прогнозных намерений
хозяйствующих субъектов и органов
местного самоуправления муниципальных
районов, муниципальных и городских
округов Нижегородской области.
Факторы экономического роста
По итогам 2020 года темп роста экономики в
целом оценивается на уровне 96,3%. Ключевым
фактором снижения станут ограничения,
связанные с распространением новой
коронавирусной инфекции. В 2021 году
ожидается восстановление экономики
региона на 3,5% в сопоставимых ценах.
Траектория устойчивого роста экономики
продолжится и в среднесрочной
перспективе: прогнозные темпы на 2022-2023
годы составят 103,2-103,5% (по базовому
варианту) и 104-104,1% (по целевому варианту).
В соответствии с параметрами,
утвержденными постановлением
Правительства Нижегородской области от
23 октября 2019 г. № 767 (далее - Прогноз до 2022
года), на 2021-2022 годы ИФО ВРП
прогнозировался на уровне 103,1-103,2%
ежегодно. Более высокие темпы роста до 2023
года (по сравнению с прогнозируемыми до
2022 года) обусловлены более высокими, чем
прогнозировалось ранее, темпами роста
обрабатывающих производств.
Основной вклад в экономическое развитие
региона будут вносить: промышленное
производство (в т.ч. обрабатывающие
производства) - порядка 30% в ВРП, торговля
- более 17%, транспортировка и хранение -
порядка 7%, деятельность
профессиональная, научная и техническая
- 6% и др.
Объем промышленного производства по
оценке в 2020 году сократится на 5-7% в
сопоставимых ценах. В 2021-2023 годах
прогнозируется на уровне 102,8-103,6% (по
базовому варианту) и может достичь 104,1% с
учетом целевого варианта развития. По
ключевой отрасли "обрабатывающие
производства" в прогнозном периоде
темпы роста в сопоставимых ценах
составят 103,1-104% (по базовому варианту) и
103,5-104,5% (по целевому варианту). Прогноз
темпов роста производства
скорректирован в большую сторону по
сравнению с параметрами, заложенными в
Прогнозе до 2022 года (102,9-103,2% ежегодно), за
счет более высоких, чем прогнозировалось
ранее, темпов роста обрабатывающих
производств.
Оборот розничной торговли по оценке в 2020
году в условиях снижения реальных
денежных доходов населения и
платежеспособного спроса составит 96% к
уровню 2019 года в сопоставимых ценах. В 2021
году на фоне роста доходов населения
прогнозируется восстановление
потребительского спроса: оборот
розничной торговли увеличится на 5,1% в
сопоставимых ценах, объем платных услуг -
на 6,7% (по базовому варианту). В 2022-2023 годы
рост показателей продолжится на уровне
103,2-103,6% в сопоставимых ценах (по базовому
варианту).
Несмотря на то, что большая часть ВРП в
прогнозируемом периоде будет
по-прежнему создаваться в реальном
секторе экономики, в среднесрочной
перспективе будет продолжена тенденция
на увеличение вклада в рост добавленной
стоимости отраслей, формирующих
человеческий капитал (таблица 3):
Таблица 3
Структура ВРП в отраслевом
разрезе
|
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год | ||
|
оценка |
прогноз | |||||
Отрасли реального сектора, в т.ч |
90,7 |
89,3 |
89,5 |
89,5 |
89,5 | ||
обрабатывающие производства |
31,2 |
29,4 |
29,5 |
29,6 |
29,8 | ||
торговля оптовая и розничная |
16,8 |
17,1 |
17,3 |
17,3 |
17,3 | ||
деятельность профессиональная, научная и техническая |
6,2 |
5,9 |
6,1 |
6,1 |
6,1 | ||
транспортировка и хранение |
7 |
6,7 |
6,8 |
6,8 |
6,9 | ||
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
4,4 |
4,2 |
4,3 |
4,3 |
4,3 | ||
сельское хозяйство |
2,8 |
2,9 |
2,8 |
2,8 |
2,7 | ||
Отрасли, направленные на развитие человеческого капитала, в т.ч. |
9,3 |
10,7 |
10,5 |
10,5 |
10,5 | ||
образование |
4,4 |
4,8 |
4,7 |
4,7 |
4,7 | ||
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
3,8 |
4,5 |
4,4 |
4,4 |
4,4 | ||
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
1,1 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
Росту добавленной стоимости в отраслях,
направленных на развитие человеческого
капитала, будет способствовать, в первую
очередь, реализация мероприятий
национальных проектов. Ожидаемый объем
финансирования на повышение уровня и
качества жизни населения Нижегородской
области за 2020-2022 годы составит 46 млрд
рублей (НП "Здравоохранение", НП
"Демография", НП "Жилье и
городская среда", НП
"Образование", НП "Культура").
Темпы экономического роста
Нижегородской области на среднесрочную
перспективу будут определяться
инвестиционным, внутренним и внешним
платежеспособным спросами.
Инвестиции в основной капитал
В среднесрочном периоде доля валового
накопления основного капитала будет
неуклонно повышаться.
Таблица 4
Доля инвестиций в основной
капитал в ВРП, %
|
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год | |
|
оценка |
прогноз | |||
Базовый вариант |
21,5 |
21,8 |
22,4 |
22,9 | |
Целевой вариант |
21,5 |
22 |
22,6 |
23,2 |
Объем инвестиций в основной капитал (в
сопоставимых ценах) прогнозируется на
2021-2023 годы 104-105,4% (по базовому варианту) и
105,2-106,4% (по целевому варианту). По оценке
2020 года объём инвестиций сохранится на
уровне 2019 года. В период 2021-2023 годов рост
инвестиционной активности будет
обеспечен за счет обрабатывающих
производств, являющихся ведущим
сектором экономики, и реализации крупных
инвестиционных проектов, продолжающих
своё функционирование в плановом режиме.
Прогнозные темпы роста инвестиций не
превышают параметры, заложенные в
Прогнозе до 2022 года (на 2021-2022 годы - 106,5-105,8%
ежегодно), что связано с имеющимся риском
переноса сроков начала реализации новых
инвестиционных проектов в реальном
секторе экономики.
На начало сентября текущего года
инвестиционный портфель области
включает в себя порядка 70 проектов с
объемом инвестиций более 500 млн рублей
суммарной стоимостью около 400 млрд
рублей.
Одним из основных источников инвестиций
в основной капитал является прибыль
хозяйствующих субъектов. По оценке в 2020
году объем прибыли прибыльных
организаций составит 228,2 млрд рублей. В
прогнозном периоде темпы роста прибыли
составят 107-107,4% (по базовому варианту) и
107,3-107,9% (по целевому варианту). Основные
объемы прибыли будут формироваться в
обрабатывающих производствах,
электроэнергетике, транспортировке и
хранении, деятельности
профессиональной, научной и технической.
Темпы роста прибыли на 2021-2022 годы
скорректированы в большую сторону по
сравнению с параметрами, заложенными в
Прогнозе до 2022 года (106-106,9% ежегодно).
Стимулирование внешнего спроса на
продукцию нижегородских производителей
будет осуществляться в рамках
реализации мероприятий, направленных на
развитие несырьевого неэнергетического
экспорта, в том числе в рамках
региональной составляющей
национального проекта "Международная
кооперация и экспорт". Основными
направлениями будут:
- государственная поддержка
промышленных предприятий, реализующих
корпоративные программы повышения
конкурентоспособности;
- создание новой
экспортно-ориентированной
товаропроводящей инфраструктуры,
устранение торговых барьеров для
обеспечения доступа продукции АПК на
целевые рынки и создания системы
продвижения и позиционирования
продукции АПК;
- взаимодействие с АО "Российский
экспортный центр";
- вовлечение предприятий, производящих
несырьевую неэнергетическую продукцию,
в экспортную деятельность, в том числе
участие в зарубежных бизнес-миссиях, в
деловых встречах с зарубежными
партнерами и др.
В среднесрочной перспективе
прогнозируется увеличение стоимостного
объема экспорта.
В 2021-2023 годах темпы роста экспорта
составят 106-112,7% ежегодно (по базовому
варианту) и могут достичь 106,5-113,1%
ежегодно (по целевому варианту).
Несмотря на сложные внешние и внутренние
условия развития экономики региона, в
среднесрочной перспективе одной из
основных задач экономического роста
останется повышение платежеспособного
спроса населения, роста качества и
уровня жизни населения.
В условиях эпидемиологических
ограничений и на фоне снижения доходов
населения по оценке 2020 года
среднемесячная заработная плата в целом
по области в действующих ценах
увеличится на 5,1% и составит 37 000 рублей.
Темп роста в реальном выражении - 101,6%.
В среднесрочной перспективе с учетом
реализации мер, направленных на
обеспечение роста производительности
труда в экономике, роста доходов
населения, а также увеличения оплаты
труда работников бюджетной сферы
прогнозируется, что среднемесячная
заработная плата в целом по области в 2021
году составит 39 370 рублей и к 2023 году
достигнет уровня 44 700 рублей. Реальная
заработная плата в 2021 году составит 102,4%,
в 2022-2023 годах - 102,4-102,6% ежегодно. Однако
темпы роста реальной заработной платы до
2023 года прогнозируются ниже параметров
Прогноза до 2022 года (103,2% ежегодно).
Объем ФОТ в 2021 году прогнозируется на
уровне 564,5 млрд рублей (или 107,2% к уровню
2020 года). В 2022-2023 годах ежегодный прирост
составит 6,7-7,2%. Величина ФОТ к 2023 году
достигнет 645,7 млрд рублей.
В 2021-2023 годах исходя из роста основных
компонентов доходов населения
заработной платы и пенсий планируется
восстановление роста реальных денежных
доходов населения на уровне 102,4-103%
ежегодно (по базовому варианту).
К концу 2020 года ожидается рост
численности безработных граждан до 62
тыс. человек (при уровне официально
регистрируемой безработицы 3,6%). При этом
ожидается, что реализация мероприятий
государственной программы
"Содействие занятости населения
Нижегородской области", утвержденной
постановлением Правительства
Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. №
273, и мероприятий национальных проектов
позволит стабилизировать ситуацию на
рынке труда в прогнозируемом периоде
2021-2023 годов. Регистрируемая безработица
по итогам 2023 года ожидается на уровне 0,6%.
С учетом действия региональных проектов,
входящих в национальные проекты
"Здравоохранение" и
"Демография", а также реализации
демографической политики к 2023 году
прогнозируется: снижение коэффициента
естественной убыли населения до 5,8
промилле, рост суммарного коэффициента
рождаемости до 1,45 детей на 1 женщину,
увеличение ожидаемой продолжительности
жизни при рождении до 72,7 лет.
Среднегодовая численность населения
Нижегородской области в 2023 году составит
3 139,2 тыс. человек.
Численность занятого населения по
оценке 2020 года составит 1 601,9 тыс. человек,
что на 2% ниже уровня 2019 года. В
среднесрочной перспективе в результате
стабилизации экономической ситуации и
реализации комплекса мероприятий по
улучшению ситуации на рынке труда
численность занятого населения будет
увеличиваться и в 2023 году составит 1 606,3
тыс. человек.
Развитие человеческого капитала,
создание высокотехнологичных
производств, внедрение инноваций,
принципов бережливого производства и
цифровых технологий обеспечат в
прогнозном периоде рост
производительности труда. Индекс
производительности труда по всем видам
экономической деятельности в 2021 году
прогнозируется на уровне 103,3%, в 2022-2023
годах 103,2-103,5% (по базовому варианту), при
реализации национальных целей и
стратегических задач индекс
производительности труда к 2023 году
достигнет 104%.
3.2. Основные направления
социально-экономического развития
Нижегородской области
Основные направления
социально-экономического развития
Нижегородской области в прогнозном
периоде определены необходимостью
решения задач и достижения целей,
поставленных в Указе Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
"О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года" и в Общенациональном плане
действий.
Главной целью Общенационального плана
действий является выход на устойчивую
траекторию экономического роста и рост
доходов населения.
Достижение данной цели будет решаться за
счет решения следующих задач:
- роста реальных доходов граждан,
восстановления эффективной занятости и
платежеспособного спроса;
- восстановления и развития
индивидуального, малого и среднего
предпринимательства;
- запуска нового инвестиционного цикла и
улучшения делового климата;
- ускорения технологического развития
экономики и повышения
производительности труда, в том числе на
основе цифровизации;
- увеличения экспорта и развития
импортозамещения;
- восстановления работы отраслей, прямо
или косвенно пострадавших от
распространения коронавирусной
инфекции;
- повышения устойчивости
социально-экономической системы к
эпидемиологическим шокам.
Основным механизмом решения
поставленных задач будет реализация
национальных проектов и мероприятий
государственных программ.
Реализация национальных проектов
охватывает 13 ключевых направлений
социально-экономического развития:
демография, здравоохранение,
образование, жилье и городская среда,
экология, безопасные и качественные
автомобильные дороги,
производительность труда и поддержка
занятости, наука, цифровая экономика,
культура, малое и среднее
предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской
инициативы, международная кооперация и
экспорт, коммуникации между центрами
экономического роста.
По состоянию на 11 августа 2020 г.
Нижегородская область подала заявку на
участие в 58 федеральных проектах,
входящих в состав национальных проектов,
реализуемых на территории Нижегородской
области. Заключено 51 соглашение по
реализации региональных проектов на
территории Нижегородской области.
Паспорта региональных проектов внесены
в систему "Электронный бюджет"
(таблица 5).
Соответствующие мероприятия
региональных проектов учтены в
государственных программах
Нижегородской области. В 2020 году в
регионе осуществляется реализация 33
государственных программ и 1
региональной адресной программы
(перечень государственных программ
Нижегородской области приведен в
разделе 4 "Основные параметры
государственных программ Нижегородской
области" в таблице 6).
Таблица
5
Наименование национального проекта, региональной составляющей федерального проекта |
Целевые
показатели |
1. "Жилье и
городская среда": |
Объём ввода
жилья составит: |
2.
"Демография": |
Суммарный
коэффициент рождаемости составит: |
3.
"Здравоохранение": |
Число
граждан, прошедших профилактические
осмотры, составит: |
4.
"Образование": |
Число
созданных новых мест в
общеобразовательных организациях,
расположенных в сельской местности и
посёлках городского типа: |
5.
"Экология": |
Количество
ликвидированных объектов накопленного
вреда составит: |
6.
"Безопасные и качественные
автомобильные дороги": |
Доля
автомобильных дорог регионального
значения, соответствующих нормативным
требованиям, достигнет: |
7. "Производительность труда и поддержка занятости": 7.1.
Системные меры по повышению
производительности труда. |
Рост
производительности труда на средних и
крупных предприятиях базовых несырьевых
отраслей экономики составит: |
8. "Цифровая
экономика": |
Стоимостная
доля закупаемого и (или) арендуемого
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов и иными органами
государственной власти отечественного
программного обеспечения составит в 2021
году 75% (показатель будет исполнен к
концу 2021 года). |
9.
"Культура": |
Количество
любительских творческих коллективов,
получивших грантовую поддержку,
составит: |
10. "Малое и
среднее предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской
инициативы": |
Количество
самозанятых граждан, зафиксировавших
свой статус, с учетом введения
налогового режима для самозанятых
составит (нарастающим итогом): |
11.
"Международная кооперация и
экспорт": |
Объём
экспорта конкурентоспособной
промышленной продукции составит: |
12.
"Комплексный план модернизации и
расширения магистральной
инфраструктуры на период до 2024 года": |
Протяженность построенных и реконструированных участков автомобильных дорог регионального значения (по объекту "Строительство автомобильной дороги Нижний Новгород - Шахунья - Киров на участке Неклюдово - Золотово в городе областного значения Бор Нижегородской области") составит в 2021 году 8,31 км (показатель будет исполнен к концу 2021 года) |
4. Основные параметры
государственных программ
Нижегородской области (согласно
редакциям,
действующим по состоянию на 10.08.2020)
Таблица
6
млн руб. | ||||||
Наименование госпрограммы |
Период действия (годы) |
Объемы финансирования,
предусмотренные | ||||
|
|
Всего |
в том числе за счет средств: | |||
|
|
|
Федерального бюджета |
Областного бюджета |
Местных бюджетов |
Прочих источников |
1. "Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 297) |
2015-2022 |
518,4 |
127,6 |
371,7 |
- |
19,1 |
2. "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 280) |
2015-2025 |
79 549,8 |
3 559,9 |
10 468,1 |
155,1 |
65 366,7 |
3. "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 288) |
2015-2022 |
2 451,1 |
897 |
479 |
- |
1 075,1 |
4."Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 287) |
2014-2021 |
4 402,7 |
284,4 |
383,3 |
235,3 |
3 499,7 |
5. "Развитие предпринимательства Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. № 290) |
2015-2022 |
1 055,8 |
708,2 |
324,9 |
10,5 |
12,2 |
6. "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 286) |
2015-2022 |
101,9 |
- |
101,9 |
- |
- |
7. "Развитие транспортной системы Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 303) |
2015-2024 |
79 815,7 |
14 465,7 |
63 417 |
1 931,4 |
1,6 |
8. "Информационное общество Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 300) |
2015-2022 |
657,5 |
14,4 |
623 |
20,1 |
- |
9. "Развитие здравоохранения Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 г. № 274) |
2013-2024 |
222 530,4 |
7 245,4 |
82 398,8 |
0 |
132 886,2 |
10. "Развитие образования Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 301) |
2015-2034 |
91 822,0 |
6 198,6 |
85 544,5 |
78,9 |
- |
11. "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2015 г. № 893) |
2016-2025 |
10 075,9 |
644,3 |
8 935,8 |
495,8 |
- |
12. "Капитальный ремонт образовательных организаций Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. № 180) |
2019-2024 |
8 967,8 |
- |
8 519,4 |
448,4 |
- |
13. "Социальная поддержка граждан Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 298) |
2015-2022 |
68 296,6 |
20 602,5 |
47 694,1 |
- |
- |
14. "Содействие занятости населения Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 273) |
2015-2024 |
3605,3 |
2173,3 |
1432 |
- |
- |
15. "Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 285) |
2015-2022 |
11 088,2 |
2 038,6 |
9 049,6 |
- |
- |
16. "Развитие культуры и туризма Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 299) |
2015-2022 |
6 288,4 |
1 396,1 |
4 752,0 |
96,4 |
43,9 |
17. "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. № 289) |
2015-2022 |
448,6 |
356,9 |
91,7 |
- |
- |
18. "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 302) |
2015-2030 |
6 402,9 |
568,4 |
5 582,7 |
140,4 |
111,4 |
19. "Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 305) |
2015-2024 |
19 088,3 |
11 281,1 |
1 603,3 |
100,2 |
6 103,7 |
20. "Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области на 2018-2024 годы" (постановление Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2017 г. № 651) |
2018-2024 |
2 578,8 |
2 182,7 |
142,9 |
253,2 |
- |
21. "Охрана окружающей среды Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306) |
2015-2022 |
1 689 |
344,5 |
1 215,6 |
128,9 |
- |
22. "Охрана животного мира Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 13 июля 2017 г. № 516) |
2018-2022 |
187,8 |
44,4 |
143,4 |
- |
- |
23. "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2018 г. № 98) |
2018-2022 |
46,7 |
5,3 |
41,4 |
- |
- |
24. "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2014 г. № 981) |
2015-2022 |
372 |
- |
372 |
- |
- |
25. "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 304) |
2015-2021 |
1 257,4 |
- |
1 257,4 |
- |
- |
26. "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. № 797) |
2018-2025 |
42,3 |
- |
42,3 |
- |
- |
27. "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 22 мая 2015 г. № 320) |
2015-2022 |
16,6 |
- |
16,6 |
- |
- |
28. "Управление государственными финансами Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 296) |
2014-2024 |
57 831,1 |
968,5 |
5 6862,6 |
- |
- |
29. "Управление государственным имуществом Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 284) |
2015-2022 |
559,1 |
- |
559,1 |
- |
- |
30. "Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2019 г. № 109) |
2019-2022 |
15,7 |
- |
12,0 |
- |
3,7 |
31. "Предупреждение (профилактика) коррупции на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. № 167) |
2019-2022 |
2,0 |
- |
2,0 |
- |
- |
32. "Информационная среда Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 15 января 2019 г. № 7) |
2019-2022 |
851,1 |
- |
796,7 |
54,4 |
- |
4.1. Прогноз баланса трудовых ресурсов
Нижегородской области
тыс. чел. | |||||
Наименование показателя |
2019 год |
2020 год (оценка) |
2021 (прогноз) |
2022 (прогноз) |
2023 (прогноз) |
Численность трудовых
ресурсов - всего, |
1 933,3 |
1 914,1 |
1 909,5 |
1 904,7 |
1 902,6 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
1 707,1 |
1 716,0 |
1 718,8 |
1 723,1 |
1 726,5 |
иностранные трудовые мигранты |
44,6 |
37,3 |
38,7 |
40,1 |
41,5 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, в том числе: |
181,6 |
160,8 |
152,0 |
141,5 |
134,6 |
пенсионеры старше трудоспособного возраста |
180,7 |
160,0 |
151,2 |
140,7 |
133,8 |
подростки моложе трудоспособного возраста |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Численность занятых в экономике - всего |
1 634,5 |
1 601,9 |
1 605,5 |
1 605,9 |
1 606,3 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике - всего, в том числе: |
298,8 |
312,2 |
304,0 |
298,8 |
296,3 |
численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства |
128,41 |
123,6 |
122,5 |
121,5 |
120,7 |
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости |
7,44 |
39,1 |
25,8 |
16,1 |
16,1 |
численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике |
162,92 |
149,5 |
155,7 |
161,2 |
159,5 |
Распределение иностранных трудовых
мигрантов
по видам экономической деятельности
(расчетные данные управления по труду
и занятости населения Нижегородской
области
с учетом фактических данных МВД России)
тыс. чел. | |||||||
Наименование показателя |
2019 год |
2020 год (оценка) |
2021 (прогноз) |
2022 (прогноз) |
2023 (прогноз) |
||
Иностранные трудовые мигранты, в том числе по видам экономической деятельности: |
44,6 |
37,3 |
38,7 |
40,1 |
41,5 |
||
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
1,8 |
1,51 |
1,57 |
1,6 |
1,7 |
||
обрабатывающие производства |
8,5 |
7,09 |
7,36 |
7,6 |
7,9 |
||
строительство |
20,8 |
17,37 |
18,0 |
18,7 |
19,3 |
||
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
3,7 |
3,09 |
3,21 |
3,3 |
3,4 |
||
транспортировка и хранение |
1,6 |
1,35 |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
||
предоставление прочих видов услуг |
6,4 |
5,38 |
5,58 |
5,8 |
6,0 |
||
прочие |
1,8 |
1,52 |
1,58 |
1,6 |
1,7 |
Принятые в тексте сокращения:
ИФО ВРП - индекс физического объема
валового регионального продукта;
ИФО - индекс физического объема;
РФ - Российская Федерация;
ПФО - Приволжский федеральный округ;
НП - национальный проект;
ИП - индивидуальные предприниматели;
среднемесячная заработная плата -
номинальная начисленная среднемесячная
заработная плата работников
организаций;
ФОТ - фонд заработной платы работников
организаций;
% г/г - % к предыдущему году.
Документ получен из эталонного
банка
данных правовой
информации Губернатора
и Правительства
Нижегородской области
- О внесении изменений в государственную программу "Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 297
- О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. № 59
- О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов) (с изменениями на 29 декабря 2021 года)