ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2020 года N 482-пп
О внесении изменений в постановление
Правительства Белгородской области от 15
сентября 2020 года N 450-пп
В связи с уточнением параметров
государственного долга Белгородской
области на 2021 год и на плановый период 2022
и 2023 годов Правительство Белгородской
области постановляет:
1. Внести следующие изменения в
постановление Правительства
Белгородской области от 15 сентября 2020
года N 450-пп "Об утверждении основных
направлений долговой политики
Белгородской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов":
- в основные направления долговой
политики Белгородской области на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее -
основные направления долговой политики),
утвержденные в пункте 1 названного
постановления:
разделы 1, 2, 3, 5, 6 основных
направлений долговой политики изложить
в следующей редакции:
"1. Итоги реализации долговой
политики Белгородской области
В Белгородской области, начиная с
подготовки проекта областного бюджета
на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017
годов, осуществляется разработка
основных направлений долговой политики
на трехлетний период.
Основные результаты проводимой
долговой политики Белгородской области
до 1 января 2021 года отражены в основных
направлениях долговой политики
Белгородской области, утвержденных
постановлениями Правительства
Белгородской области от 22 декабря 2014
года N 473-пп, от 29 декабря 2015 года N 470-пп, от
26 декабря 2016 года N 466-пп, от 18 октября 2017
года N 370-пп, от 15 октября 2018 года N 370-пп и
от 7 октября 2019 года N 422-пп.
Объем государственного долга
Белгородской области на 1 января 2020 года
составил 29726 млн рублей, в том числе по
государственным гарантиям области - 3473
млн рублей, по оценке исполнения
областного бюджета 2020 года объем долга
на 1 января 2021 года составит 32490 млн
рублей, в том числе по государственным
гарантиям области - 3206 млн рублей.
Удельный вес гарантийных обязательств в
структуре государственного долга
области снизился до 9,9 процента, или на 1,8
процента.
Государственные гарантии в 2014 - 2019
годах предоставлялись только
Микрокредитной компании Белгородский
областной фонд поддержки малого и
среднего предпринимательства в рамках
предоставления займов субъектам малого
и среднего предпринимательства: в сумме
50 млн рублей в 2014 году, по 150 млн рублей в
2015 - 2017 годах и по 155 млн рублей в 2018 - 2019
годах.
За 2014 - 2020 годы в результате
принимаемых мер, включающих досрочный
вывод государственных гарантий путем
замены на залог имущества,
приобретенного в ходе реализации
инвестиционных проектов, а также
снижение лимита ответственности в связи
с частичным исполнением обязательств
объем долга по государственным
гарантиям снижен на 13032 млн рублей.
В результате проводимой политики
ограничения осуществления
государственных заимствований в 2015 - 2020
годах Белгородская область полностью
отказалась от привлечения банковских
кредитов. В 2018 году в соответствии с
перечнем поручениий Президента
Российской Федерации от 7 октября 2017 года
N Пр-2048 была проведена работа по снижению
процентных ставок по банковским
кредитам, привлеченным в 2013 - 2014 годах, за
счет перекредитования под более низкие
процентные ставки и пересмотра условий
действующих контрактов. В 2020 году также
была проведена работа по снижению
процентной ставки по банковскому
кредиту, привлеченному в 2018 году.
В 2015 году Министерством финансов
Российской Федерации осуществлена
реструктуризация двух "дорожных"
бюджетных кредитов, предоставленных
Белгородской области, на общую сумму 1719
млн рублей с рассрочкой платежа с 2025 по
2034 годы под 0,1 процента годовых.
За период 2015 - 2017 годов Белгородской
областью из федерального бюджета были
получены бюджетные кредиты на сумму 9840
млн рублей, которые были направлены на
погашение долговых обязательств.
Министерством финансов Российской
Федерации 25 декабря 2017 года была
проведена реструктуризация бюджетных
кредитов на сумму 8183 млн рублей,
полученных Белгородской областью в 2015 -
2017 годах, с рассрочкой платежа до 2024
года.
Удельный вес государственного
долга Белгородской области в объеме
доходов без учета безвозмездных
поступлений соответствует нормативному
значению, установленному Бюджетным
кодексом Российской Федерации.
2. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики Белгородской области в 2021 году
и в плановом периоде 2022 и 2023 годов
Для решения проблем
сбалансированности областного бюджета
потребность в заемных средствах на
предстоящий трехлетний период
сохраняется.
Долговая политика Белгородской
области в 2021 - 2023 годах будет направлена
на обеспечение финансирования дефицита
областного бюджета и погашение долговых
обязательств. Привлечение заемного
капитала на приемлемых условиях из-за
волатильности финансового рынка будет
зависеть от политики Банка России,
ожиданий инвесторов по сроку размещения
и ставке купона облигаций субъектов
Российской Федерации, а также от крупных
российских банков при установлении
процентных ставок по кредитам и срокам
их предоставления. При этом необходимо
обеспечивать привлечение кредитов от
кредитных организаций по ставкам не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Банком России,
увеличенный на один процент годовых.
Данное ограничение устанавливается и
для муниципальных образований
Белгородской области.
В соответствии с решением
Правительства Российской Федерации
Белгородской области осуществлена
реструктуризация бюджетных кредитов,
первый этап которой предполагает
рассрочку их погашения в течение 7 лет (до
2024 года включительно). В 2018 - 2019 годах
погашается по 5 процентов задолженности,
или по 409 млн рублей, в 2020 году - 10
процентов задолженности, или 818 млн
рублей, с 2021 по 2024 годы - по 20 процентов
задолженности, или по 1636,5 млн рублей.
В соответствии с решением
Правительства Российской Федерации
Белгородской области 28 августа 2020 года
была осуществлена реструктуризация
остатка бюджетных кредитов в сумме 7364
млн рублей на более льготных условиях до
12 лет с рассрочкой платежа до 2029 года. В
2020 году погашается 0 процентов
задолженности, в 2021 - 2024 годах погашается
по 5 процентов задолженности или по 409 млн
рублей, в 2025 - 2029 годах - по 14 процентов
задолженности или по 1146 млн рублей.
Вышеназванные подходы учитываются
при формировании показателей закона об
областном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период в части
параметров государственного долга.
3. Основные принципы, цели и задачи
долговой политики Белгородской области
Стратегической целью управления
государственным долгом Белгородской
области является обеспечение
сбалансированности бюджета
Белгородской области при безусловном
выполнении принятых обязательств и
соблюдении норм и ограничений,
установленных Бюджетным кодексом
Российской Федерации.
Правительством Белгородской
области регулируются механизмы принятия
решений по привлечению заимствований,
предоставлению государственных
гарантий и управлению рисками в долговой
сфере.
Планирование объемов, выбор
инструментов новых заимствований,
формирование расходов на погашение и
обслуживание долговых обязательств
основаны на анализе структуры
государственного долга области с учетом
обеспечения устойчивости и
платежеспособности бюджета. Отбор
инвестиционных проектов для
предоставления государственных
гарантий осуществляется Инвестиционным
советом при Губернаторе Белгородской
области по областным программным
направлениям и мероприятиям.
Управление государственным долгом
- одно из важнейших направлений
бюджетной политики органов
исполнительной власти Белгородской
области.
Концептуальным подходом к
управлению государственным долгом
является соблюдение норм и ограничений,
установленных Бюджетным кодексом
Российской Федерации, и планирование
бюджета с учетом оценки долговой
устойчивости Белгородской области (по
показателям объема государственного
долга Белгородской области, годовой
суммы платежей по погашению и
обслуживанию государственного долга
Белгородской области и доли расходов на
обслуживание государственного долга
Белгородской области), выполнение
обязательств по снижению
государственного долга в соответствии с
соглашениями, заключенными с
Министерством финансов Российской
Федерации.
В соответствии с изменениями,
внесенными в Бюджетный кодекс
Российской Федерации, департаментом
финансов и бюджетной политики
Белгородской области не позднее 1
октября ежегодно будет осуществляться
оценка долговой устойчивости
муниципальных образований области (по
показателям объема муниципального
долга, годовой суммы платежей по
погашению и обслуживанию муниципального
долга и доли расходов на обслуживание
муниципального долга) с формированием
перечня муниципальных образований по
группам заемщиков: с высоким уровнем
долговой устойчивости, средним уровнем
долговой устойчивости или низким
уровнем долговой устойчивости.
Долговая политика в Белгородской
области базируется на достижении
долговой устойчивости, исключающей
возможности кризисов
платежеспособности бюджета.
Правительство Белгородской
области в процессе управления
государственным долгом Белгородской
области решает следующие основные
задачи:
а) анализ состояния
государственного долга Белгородской
области, его структуры и динамики в целях
оптимизации структуры государственного
долга и стоимости обслуживания
государственного долга;
б) оптимизация платежных графиков
по государственному долгу Белгородской
области в части недопущения пиков
платежей по долговым обязательствам
областного бюджета;
в) минимизация стоимости
привлекаемых заимствований;
г) поддержка развития экономики
региона и повышение социальной
стабильности;
д) минимизация рисков областного
бюджета, связанных с исполнением
гарантом своих обязательств по
государственным гарантиям по возможным
гарантийным случаям.
5. Структура государственного долга
Белгородской области и расходы на его
обслуживание
тыс. рублей
Наименование |
2019 (факт) |
2020 (оценка) |
2021 (прогноз) |
2022 (прогноз) |
2023 (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Государственные ценные бумаги Белгородской области |
12 975 000 |
20 200 000 |
20 670 000 |
20 870 000 |
20 874 000 |
Кредиты кредитных организаций |
4 194 260 |
0 |
3 448 654 |
4 720 046 |
7 601 438 |
Бюджетные кредиты из федерального бюджета (с учетом реструктуризации) |
9 083 621 |
9 083 621 |
8 674 490 |
8 265 359 |
7 856 228 |
Государственные гарантии Белгородской области |
3 472 677 |
3 206 030 |
2 458 245 |
2 443 677 |
1 786 776 |
Государственный долг Белгородской области, всего |
29 725 558 |
32 489 651 |
35 251389 |
36 299 082 |
38 118 442 |
Расходы на обслуживание государственного долга Белгородской области |
1 405 762 |
Не более 1 767 371 |
Не более 1 667 925 |
Не более 1 791 243 |
Не более 1 978 240 |
Бюджетные ассигнования по расходам
на обслуживание государственного долга
и структура государственного долга
могут корректироваться в ходе
исполнения областного бюджета в
зависимости от стоимости привлекаемых
заимствований и принятия решения по
видам заемных средств согласно
конъюнктуре финансового рынка.
6. Анализ рисков для бюджета,
возникающих в процессе управления
государственным долгом Белгородской
области и выполнения долговой политики
Белгородской области
Базовым риском, влияющим на
соблюдение условий долговой политики
Белгородской области, по-прежнему
является неопределенность ожиданий
налога на прибыль основных
налогоплательщиков - организаций
горно-металлургического комплекса и
изменения налогового законодательства,
приводящие к потерям областного
бюджета.
Кроме того, значительное влияние на
реализацию долговой политики оказывают
отсутствие альтернативных заемным
средствам источников финансирования
дефицита бюджета и необходимость
исполнения обязательств по условиям
предоставления бюджетных кредитов из
федерального бюджета.
Одним из факторов, влияющих на
решение проблем сбалансированности
бюджета и выполнение соглашений о
реструктуризации бюджетных кредитов,
может являться отказ банков при
складывающейся негативной ситуации на
финансовых рынках предоставлять
государственному и муниципальному
сектору кредиты по ставкам,
соответствующим установленному
Министерством финансов Российской
Федерации ограничению, - не более чем
уровень ключевой ставки, увеличенный на 1
процент.
Также при управлении
государственным долгом и соблюдении
условий долговой политики Белгородская
область может столкнуться со следующими
базовыми рисками:
а) процентный риск - вероятность
увеличения суммы расходов областного
бюджета на обслуживание
государственного долга вследствие
увеличения процентных ставок при
осуществлении новых заимствований;
б) операционный риск - вероятность
возникновения потерь (убытков) для
областного бюджета при осуществлении и
обслуживании государственных
заимствований вследствие технических
ошибок, сбоев или отказа используемых
учетно-расчетных, информационных и иных
систем у агентов (исполнителей) по
государственным контрактам;
в) риски, связанные с ожидаемой
второй волной распространения новой
коронавирусной инфекции.";
- приложения N 1 и 2 к основным
направлениям долговой политики изложить
в редакции согласно приложению к
настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает
в силу со дня его официального
опубликования.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Белгородской области
В.В.ГЛАДКОВ
Приложение
к постановлению
Правительства Белгородской области
от 23 ноября 2020 г. N 482-пп
Приложение N 1
к основным направлениям долговой
политики Белгородской области
на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов
План мероприятий по сокращению
государственного долга,
совершенствованию долговой политики
Белгородской области и выполнению
условий реструктуризации бюджетных
кредитов на 2021 - 2023 годы
Приложение N 2
к основным направлениям долговой
политики Белгородской области
на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов
Программа государственных внутренних
заимствований Белгородской области на
2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Программа государственных внутренних
заимствований Белгородской области на
2021 год
(тыс. рублей)
Программа государственных внутренних
заимствований Белгородской области на
плановый период 2022 и 2023 годов
(тыс. рублей)
Бюджетные ассигнования по
Программе государственных внутренних
заимствований Белгородской области на
2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
могут перераспределяться по видам
соответствующих долговых обязательств,
осуществляемых в очередном финансовом
году и плановом периоде в соответствии с
законом Белгородской области об
областном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период.
Ссылается на