Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 декабря 2024 года N 820-рп


[О внесении изменений в Стратегию развития туризма на территории Кабардино-Балкарской Республики до 2035 года, утвержденную распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 декабря 2021 года N 581-рп]



     Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Стратегию развития туризма на территории Кабардино-Балкарской Республики до 2035 года, утвержденную распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 декабря 2021 г. N 581-рп.



Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ



Утверждены
распоряжением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 24 декабря 2024 г. N 820-рп



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2035 ГОДА, УТВЕРЖДЕННУЮ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 20 ДЕКАБРЯ 2021 Г. N 581-РП


     1. Раздел I изложить в следующей редакции:


"I. Общие положения



     В настоящее время туризм является одним из значимых и развивающихся секторов мировой экономики. В Российской Федерации сфера туризма играет социальную и экономическую роли одновременно - с одной стороны, туризм выступает в качестве инструмента, удовлетворяющего потребности населения в отдыхе, оздоровлении, является способом ознакомления с культурой, традициями и бытом народов Российской Федерации, сохранения культурного и исторического потенциала страны, с другой стороны - имеет важное значение для социально-экономического развития страны за счет привлечения и мотивации источников инвестирования различного уровня, увеличения количества рабочих мест, повышения качества жизни граждан, роста доходов и увеличения базы налогообложения. Туризм оказывает мультипликативный эффект на развитие таких секторов экономики, как транспорт, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др.


     Кабардино-Балкарская Республика благодаря географическому положению славится богатством природных, культурно-исторических и рекреационных ресурсов. Живописные ландшафты, целебный климат, множество памятников природы, национальный парк, заповедник, реки и озера, особая ценность природных ресурсов (климат, лечебные минеральные воды, лечебные грязи), используемых для лечения и отдыха, а также многое другое в совокупности позволяют развивать в Кабардино-Балкарской Республике туристско-рекреационную отрасль.


     Уникальные климатические условия, наличие большого количества природных лечебных факторов позволяют Кабардино-Балкарской Республике конкурировать со всемирно известными курортными центрами Европы.


     В настоящее время сфера туризма в Кабардино-Балкарской Республике стабильно развивается. Растет интерес как со стороны жителей Российской Федерации, так и со стороны иностранных туристов. Большинство дестинаций демонстрируют планомерный рост туристского потока, несмотря на негативное влияние на отрасль пандемии, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции.


     Вместе с тем потенциал туристско-рекреационной отрасли Кабардино-Балкарской Республики используется не в полном объеме. Полноценное развитие сферы туризма в целом сдерживается недостаточным уровнем:


     качества и количества объектов туристской инфраструктуры;


     подготовки кадров для туристской индустрии;


     качества оказываемых туристам услуг;


     эффективности межведомственного взаимодействия и предпринимательской кооперации;


     осведомленности российских и иностранных туристов о возможностях санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплексов Кабардино-Балкарской Республики.


     Стратегия развития туризма на территории Кабардино-Балкарской Республики (далее - Стратегия) направлена на комплексное развитие туризма в Кабардино-Балкарской Республике, выявление приоритетных направлений развития туризма, решение задач по каждому направлению.


     Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Законом Кабардино-Балкарской Республики от 29 февраля 2008 г. N 14-РЗ "О туристской деятельности в Кабардино-Балкарской Республике".


     В настоящей Стратегии учтены положения:


     Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";


     Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";


     государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596;


     государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2439;


     Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 2581-р;


     Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;


     Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 369-р;


     Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. N 1797-р;


     Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р;


     Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р;


     Концепции развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N 1025-р;


     Схемы территориального планирования Кабардино-Балкарской Республики, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31 января 2022 г. N 10-ПП;


     Стратегии социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 года, утвержденной распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2021 г. N 384-рп.".


     2. Подраздел 2 раздела II изложить в следующей редакции:


"2. Текущее состояние и потенциал развития туризма в Кабардино-Балкарской Республике (SWOT-анализ)



     Кабардино-Балкарская Республика была и остается одним из наиболее популярных и значимых территорий отдыха в Российской Федерации. Благодаря географическому положению республика славится богатством природных, культурно-исторических и рекреационных ресурсов, что в совокупности определяет уникальность региона и делает его конкурентоспособным на туристском рынке.


     На территории республики можно выделить следующие основные туристско-рекреационные зоны:


     горно-рекреационный комплекс "Приэльбрусье";


     многопрофильный курорт федерального значения Нальчик;


     альпинистский комплекс "Безенги";


     лечебно-оздоровительные комплексы "Джылы-Су" и "Аушигер";


     экскурсионно-туристские комплексы "Чегемские водопады", "Голубые озера", "Долина нарзанов";


     археолого-туристские комплексы "Верхняя Балкария" и "Верхний Чегем".


     В сфере туризма и курортов Кабардино-Балкарии функционируют свыше 500 организаций, из них 390 - средства размещения различного типа (в том числе 129 классифицированных), единовременная вместимость которых составляет свыше 18 тыс. человек. С 2021 года число средств размещения увеличилось почти в два раза. Ежегодно на территории республики возводятся новые объекты, модернизируется уже имеющаяся инфраструктура туристско-рекреационного комплекса.


     Наблюдается тенденция активного роста туристского потока, количество туристов, посетивших Кабардино-Балкарскую Республику, выросло более чем в 2,5 раза (в 2019 году туристский поток составил 602 тыс. человек). Наибольшей популярностью пользуется горнолыжный курорт "Приэльбрусье", который генерирует около 60 - 70% туристского потока.


     На фоне воздействия внешних факторов, влияющих на тенденции развития туризма, наблюдается активный рост интереса к автомобильному туризму, который становится все более популярным среди российских и зарубежных путешественников.


     Росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Кабардино-Балкарской Республики будут способствовать:


     повышение качества туристской и дорожной инфраструктуры, развитие транспортной доступности;


     увеличение уровня загрузки и снижение влияния фактора сезонности в использовании туристской инфраструктуры;


     увеличение инвестиционной привлекательности региона;


     повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения туристской отрасли;


     достижение высокого уровня в развитии цифровой инфраструктуры и сервисов, развитие цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации и формирования туристского продукта;


     преодоление ограничений безопасности туристской деятельности, связанных с недостаточной информированностью туристов о рисках, а также с устаревшими требованиями к безопасности отдельных видов туризма, состоянию окружающей среды туристских территорий.


     SWOT-анализ туристско-рекреационного потенциала Кабардино-Балкарской Республики (таблица 1) демонстрирует незначительный перевес в сторону "Сильных сторон" и "Возможностей". Вместе с тем отрасль развивается без желаемых темпов роста ряда количественных и качественных показателей, что обусловлено наличием "Слабых сторон" и "Угроз", то есть элементов, которые оказывают на отрасль негативное влияние.


     В этой связи можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости наличия Стратегии развития туризма в Кабардино-Балкарской Республике, определяющей стратегические задачи в сфере туризма и меры, способствующие их достижению и решению.



Таблица 1. SWOT-анализ туристско-рекреационного потенциала Кабардино-Балкарской Республики

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

     1. Природные и культурно-исторические ресурсы.

     2. Высочайшая точка России и Европы - гора Эльбрус.

     3. Семь вершин из восьми существующих в Российской Федерации высотой более 5 тыс. м.

     4. Бальнеологические природные лечебные ресурсы.

     5. Транспортная доступность республики и основных туристских дестинаций.

     6. Компактное расположение основных достопримечательностей (можно посетить несколько из них за один день (1 - 2 часа езды).

     7. Низкие цены относительно аналогичных курортов.

     8. Экологически благоприятный регион.

     9. Наличие качественной продукции местного производства

1. Недостаточно развитая туристская инфраструктура (в том числе учреждений культуры), несоответствие современным запросам.

2. Низкий уровень качества обслуживания.

3. Несоответствие материально-технической базы здания аэропорта Нальчик современным запросам.

4. Слаборазвитый уровень придорожного сервиса.

5. Малое количество земель рекреационного назначения.

6. Отсутствие брендовых событийных мероприятий.

7. Низкий уровень узнаваемости регионального туристского бренда

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

     1. Развитие туризма путем включения в различные государственные программы Российской Федерации.

     2. Широкий диапазон экскурсионных туров и туристских маршрутов.

     3. Наличие квалифицированных экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников и творческих коллективов.

     4. Развитие этно- и сельского туризма с привлечением местного населения.

     5. Предложения в сфере экстремального туризма.

     6. Расширение географии полетов.

     7. Сотрудничество с дружественными странами в рамках соглашений.

     8. Уменьшение пределов пограничной зоны

     1. Высокая стоимость перелетов/перевозок по стране.

     2. Конкуренция в сфере санаторно-курортного оздоровления с учреждениями Кавказских Минеральных Вод и горнолыжного отдыха с регионами Северо-Кавказского федерального округа.

     3. Возрастающая антропогенная нагрузка на природно-рекреационный комплекс.

     4. Разрушение объектов культурного наследия.

     5. Отсутствие кадрового планирования и системы привлечения в сферу туризма квалифицированных кадров.

     6. Влияние фактора сезонности".


     3. Раздел III изложить в следующей редакции:


"III. Цели и задачи реализации Стратегии



     Основными целями Стратегии являются:


     комплексное развитие туризма, в том числе санаторно-курортной отрасли в Кабардино-Балкарской Республике, за счет создания условий для формирования и продвижения качественного, конкурентоспособного туристского продукта;


     усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для граждан;


     усиление роли и вклада сферы туризма и индустрии гостеприимства в социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики.


     Достижение указанных целей обуславливается решением следующих задач:


     обеспечение создания и развития современной туристской инфраструктуры;


     создание условий для формирования конкурентоспособного туристского предложения и повышения качества туристских услуг и безопасности туризма;


     стимулирование спроса и продвижения туристских продуктов Кабардино-Балкарской Республики;


     формирование современной нормативной правовой базы;


     создание современного многопрофильного курорта мирового уровня на базе горно-рекреационного комплекса "Приэльбрусье";


     развитие и благоустройство курорта федерального значения Нальчик;


     создание, реконструкция и развитие материально-технической базы лечебно-оздоровительных местностей Аушигер и Джылы-Су;


     развитие иных популярных и перспективных рекреационных территорий республики;


     создание условий для обеспечения транспортной доступности туристских ресурсов республики посредством развития сети автомобильных дорог, многофункциональных зон дорожного сервиса, железнодорожного и авиасообщения;


     обеспечение автомобильных дорог и горных территорий в местах нахождения туристских ресурсов качественной мобильной связью и интернет-соединением, а также цифровыми сервисами;


     повышение удобства поездок на территории Кабардино-Балкарской Республики и обеспечение доступности туристских продуктов, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;


     создание предпосылок для социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и развития новых опорных точек экономического роста;


     создание условий для формирования новых рабочих мест различной квалификации и специализации;


     создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие необходимой сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, в том числе для организаций из смежных отраслей экономики;


     создание условий для развития предпринимательства через механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, задействованных в развитии туризма и индустрии гостеприимства;


     создание условий для увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Кабардино-Балкарской Республики;


     разработка и реализация плана маркетинговых мероприятий, направленных на популяризацию туристского продукта Кабардино-Балкарской Республики на внутреннем и внешнем рынках услуг.


     При решении указанных задач необходимо руководствоваться следующими принципами, определяющими социальную значимость развития туризма в Кабардино-Балкарской Республике:


     использование комплексного подхода в формировании государственной политики развития туризма, учитывающего региональные экономические, социальные, культурные, эколого-климатические, социально-культурные и другие аспекты развития туристской деятельности в рамках построения системы управления устойчивым развитием туризма в республике;


     обеспечение межкультурной коммуникации, межрегионального и международного взаимодействия при развитии туризма.".


     4. В разделе IV:


     1) абзац второй изложить в следующей редакции:


     "К ключевым видам туризма, характерным для Кабардино-Балкарской Республики, которые аккумулируют основной доход от туристской деятельности, относятся культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, медицинский, активный, экологический, сельский, автомобильный, детско-юношеский и молодежный туризм.";


     2) в подразделе 1:


     а) абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:


     "На территории Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с нормативными правовыми актами о постановке на государственную охрану в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации насчитывается 443 объекта культурного наследия, в том числе 116 - федерального значения, из них 88 - памятники археологии, 327 - регионального значения.


     Наиболее популярными являются следующие объекты культурного наследия: оборонительные башни Абай-Кала и Амирхановых, остатки крепости Зылги, оборонительные сооружения Карча-кала, Малкар-кала в с.п. Верхняя Балкария, дом-музей основоположника балкарской литературы К. Мечиева, оборонительные башни Ак-Кала и Усхур-Кала, феодальный замок Джабоево в с.п. Безенги, жилой комплекс Кулиевых, где в 1917 - 1940 годах жил народный поэт КБАССР Кулиев К.Ш., башня замка Балкаруковых, группа надмогильных сооружений разных веков (Фардык-кешене) в с. Эльтюбю и др. Большинство объектов имеют статус памятников федерального значения. С ними гармонично сочетаются ледники и скальные массивы.";


     б) в абзаце седьмом слова "гид (экскурсовод)" заменить словами "экскурсовод (гид)";


     3) в подразделе 2:


     а) наименование изложить в следующей редакции:

     "2. Лечебно-оздоровительный и медицинский туризм";

     б) абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:


     "В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2024 г. N 1959-р курорт Нальчик признан курортом федерального значения. Курорт Нальчик является бальнеогрязевым и горноклиматическим курортом со специализацией медицинского профиля по лечению и профилактике болезней системы кровообращения и нервной системы, костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов пищеварения, мочеполовой системы, болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ, а также болезней кожи и подкожной клетчатки.


     Общая площадь территории курорта в границах округа горно-санитарной охраны составляет более 300 га. В настоящее время в санаторно-курортном комплексе функционирует 21 предприятие, в том числе водолечебница, с коечным фондом более 4,8 тыс. мест. Богатые традиции санаторно-курортного обслуживания населения и восстановительной терапии курорта в качестве общероссийской здравницы насчитывают почти 100 лет.";


     в) дополнить абзацами следующего содержания:


     "Наличие уникальных природных лечебных ресурсов и квалифицированных медицинских кадров создает благоприятные условия для развития в республике медицинского туризма. Медицинский туризм включает в себя не только традиционные медицинские процедуры, такие как лечение заболеваний и реабилитация, но и профилактические меры, оздоровительные программы, медитативные тренинги, бальнеолечение и т.д. Темпы развития медицинского туризма в мире способствуют увеличению конкуренции между учреждениями, занимающимися этой деятельностью, среди которых санатории, профилактории и лечебно-оздоровительные организации.


     Кабардино-Балкарская Республика в течение ХХ века играла заметную роль в развитии отечественной курортологии и восстановительной медицины. Кроме природных лечебных ресурсов, которые широко используются в санаторно-курортном лечении, также предлагается большой спектр стоматологических услуг, за получением которых приезжают из крупнейших городов России, а порой и из-за рубежа. Современные стоматологические клиники оснащены новейшим оборудованием и предлагают широкий спектр услуг, что позволяет Кабардино-Балкарии в перспективе стать центром медицинского туризма по направлению "стоматология".


     Одним из факторов низкого темпа развития медицинского туризма в республике является отсутствие понимания важности и роли медицинского туризма в региональной экономике со стороны всех субъектов этого процесса. Вместе с тем медицинский туризм представляет собой значительный потенциал для экономического роста Кабардино-Балкарской Республики. Развитие этого направления не только привлечет новых туристов, но и создаст дополнительные рабочие места, повысит качество жизни местного населения и укрепит имидж региона как одного из центров здоровья и оздоровления в России.


     Для достижения указанной цели необходимо проводить работу по следующим направлениям:


     сотрудничество с медицинскими учреждениями, установление партнерских отношений с клиниками и санаторно-курортными учреждениями, что позволит обеспечить высокий уровень медицинских услуг и создать комплексные предложения для туристов;


     обучение и повышение квалификации специалистов, подготовка врачей и медицинского персонала в области медицинского туризма, в том числе получение дополнительного профессионального образования в сфере курортологии, что повысит качество обслуживания и сделает нашу республику более конкурентоспособной;


     продвижение уникальных предложений, разработка специализированных программ лечения и оздоровления, в том числе с учетом "нишевых" направлений (для различных патологий);


     маркетинг и реклама, активное продвижение Кабардино-Балкарии как центра медицинского туризма через участие в международных выставках, использование цифровых платформ и социальных сетей для привлечения целевой аудитории.";


     4) в абзаце втором подраздела 3 слова "279 метров" заменить словами "292 метра";


     5) подраздел 4 дополнить абзацем следующего содержания:


     "В целях развития туризма на особо охраняемых природных территориях, в том числе в рамках соблюдения требований законодательства, уполномоченным организациям необходимо проработать вопросы, связанные с проведением зонирования таких территорий, для определения функциональных зон, позволяющих организацию и развитие на них рекреационной деятельности. После проведения такой работы представляется целесообразным определение и утверждение перечня объектов некапитального строительства, сооружений, элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры, необходимых для осуществления рекреационной деятельности и туризма (кемпинги, нестационарные торговые объекты, экологически благоприятные средства передвижения, санитарные модули и др.).";


     6) подразделы 5 и 6 изложить в следующей редакции:


"5. Сельский туризм



     Сельский туризм развивается в Российской Федерации уже несколько лет, но не является лидером туристского рынка. Доля сельского туризма в Российской Федерации невелика и составляет 1,5 - 2%. Однако есть все предпосылки для развития данного вида туризма. Интерес к сельскому туризму устойчиво растет как со стороны российских, так и со стороны иностранных туристов.


     Одним из приоритетных секторов экономики в Кабардино-Балкарской Республике является сельскохозяйственное производство. Значительная часть популярных туристских дестинаций находится рядом или непосредственно в пределах сельских поселений. Разнообразие дестинаций диктует более широкую сферу развития туризма в сельской местности. В сельских поселениях развивается необходимая инфраструктура, увеличивается количество гостевых домов и гостиниц, пунктов питания с национальной кухней, магазинов сувениров и изделий традиционных промыслов и ремесел народов республики.


     Сельский туризм, объединяя несколько видов отдыха (проживание на частных фермах, гастрономические туры, сельскохозяйственные работы, этнографические туры, туристские походы), может стать дополнительным источником дохода в сельской местности и способствовать общему развитию сельских территорий.


     В настоящее время утверждены нормативные правовые акты, регулирующие развитие сельского туризма, в том числе предусматривающие систему государственной поддержки субъектов отрасли, уже имеющих популярные объекты сельского туризма или планирующих их реализацию.


     Сельский туризм способствует созданию новых рабочих мест и источников дохода для местных жителей. Развитие фермерских хозяйств и гостевых домов, их вовлечение в туризм и рост туристского потока в сельские районы требуют улучшения инфраструктуры (дорог и коммуникаций), способствуют улучшению качества жизни в сельской местности. Сельский туризм ориентирован на использование природных ресурсов с минимальным воздействием на окружающую среду, что способствует сохранению природных ландшафтов и биоразнообразия, формированию экологической ответственности у туристов и соответствует принципам развития устойчивого туризма.


     Сельский туризм представляет собой важный и перспективный сегмент туристической отрасли Кабардино-Балкарской Республики, способствующий не только экономическому развитию региона, но и сохранению его уникальной культурной и природной среды, формированию патриотизма и интереса к истории и культуре своей Родины. В условиях глобализации и роста интереса к экологически чистым и аутентичным путешествиям сельский туризм становится ключевым инструментом для привлечения туристов, желающих погрузиться в местные традиции и образ жизни.


6. Автомобильный туризм



     Наблюдается активный рост интереса к автомобильному туризму, который становится все более популярным среди российских и зарубежных путешественников. Основной предпосылкой для развития автомобильного туризма в Кабардино-Балкарской Республике является выгодное географическое положение, здесь соединяются как внутренние транспортные потоки, так и межрегиональные. Республика выступает в качестве основной туристской магистрали по въездному туризму в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа. Проведена большая работа по приведению в нормативное состояние автодорог, в столице республики ускоренными темпами развивается улично-дорожная сеть, что способствует организации комфортной логистики отдыхающих, активно ведутся дорожно-строительные работы на автодорогах, ведущих к популярным объектам туристского показа, в том числе в горной местности.


     Множество особо охраняемых природных территорий (заповедников, парков, памятников природы и заказников) предлагают уникальные возможности для экологического туризма. Использование автомобилей с низким уровнем выбросов и внедрение электромобилей могут способствовать сохранению экологии региона. Ведется активная работа по созданию сети зарядных станций для электромобилей вблизи популярных туристских достопримечательностей (в зависимости от туристического потока и мест скопления автомобилей).


     Услуги по маршруту следования должны быть не только для автомобиля (автозаправочные станции, станции технического обслуживания, мойки автотранспортных средств), но и для автотуристов (санитарные зоны, пункты общественного питания и торговли, прачечные, душевые, мотели, кемпинги, кемпстоянки, медицинские пункты, зоны обеспечения интернет-связи и другие объекты сервисов).


     Анализ обеспеченности автомобильных дорог на основных автомобильных туристских маршрутах республики показывает достаточное количество объектов дорожного сервиса согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации. Вместе с тем с учетом темпов роста туристского потока имеется потребность в создании дополнительных многофункциональных зон дорожного сервиса. На некоторых участках автомобильных дорог имеются случаи размещения объектов торговли, рынков, складских помещений, а также иной инфраструктуры, не отвечающей требованиям безопасности дорожного движения, без согласия владельца автомобильной дороги.


     Существует необходимость организации кемпингов и кемпстоянок, а также автокемпингов и стоянок для автодомов в местах нахождения объектов туристского показа республики, в том числе в охранных зонах особо охраняемых природных территорий, с учетом требований законодательства Российской Федерации. При этом кемпинги должны быть обеспечены местами с увеличенным парковочным пространством, электричеством, водой, доступом к сливу для биотуалетов и другой обеспечивающей инфраструктурой. Особого внимания требуют работы по увеличению доли автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, отвечающих нормативным требованиям, которые обеспечивают непосредственный подъезд к достопримечательностям и местам отдыха населения.


     Проблемой является низкое качество или полное отсутствие мобильной связи и доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на некоторых участках пути следования автотуристов, расположенных в горной местности.


     К другим проблемам, оказывающим влияние на развитие автомобильного туризма на территории Кабардино-Балкарской Республики, можно отнести:


     отсутствие необходимых комплексных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, задействованных в развитии объектов дорожного сервиса в составе многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог;


     отсутствие цифровых сервисов и информационно-сервисных площадок, требуемых автотуристу, в том числе в целях бронирования автодомов, караванов, мест размещения на кемпстоянках и в кемпингах, для получения информации о существующих объектах дорожного сервиса, их расположении и перечне оказываемых услуг на маршрутах следования к объектам туристского показа;


     отсутствие подходов к архитектурно-стилистическому оформлению объектов туристского показа и объектов дорожного сервиса с учетом региональных и национальных особенностей;


     отсутствие маркетингового и информационного продвижения автомобильных маршрутов (маркировки и брендирования), указателей, ведущих к привлекательным для автотуристов объектам туристского показа, в том числе к объектам культурно-исторического наследия, которые зачастую находятся в полуразрушенном состоянии или полностью утрачены.


     Приоритетными направлениями развития автомобильного туризма на территории Кабардино-Балкарской Республики до 2035 года являются:


     увеличение доли путешествий на персональных автомобилях, автобусах, мотоциклах или автодомах;


     создание условий для интенсивного развития сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, включая объекты дорожного сервиса, в том числе в составе создаваемых многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпинги, кемпстоянки и инженерные сети, а также вовлечение местного предпринимательского сообщества и объектов туристского показа в сферу автомобильного туризма.


     Автомобильные дороги и объекты туристского показа необходимо обеспечить качественной сопутствующей и обеспечивающей инфраструктурой, в частности, автозаправочными станциями (автозаправочные станции, станции, предназначенные для заправки газомоторного транспорта природным газом (метаном), электрозарядные станции), торговыми объектами, гостиницами (мотелями), кемпингами, станциями технического обслуживания, площадками отдыха (в том числе детскими и спортивными площадками), стоянками, парковками, площадками посадки вертолетов для специальных служб, инфраструктурой, ориентированной на потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, инженерной и иной инфраструктурой. Приоритетным является размещение объектов дорожного сервиса в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, что позволит в одной локации оказывать широкий спектр сервисных услуг.


     В целях комплексного подхода к развитию автомобильного туризма необходимо обеспечить разработку комплексной программы развития автомобильного туризма, в том числе предусматривающей развитие туристской инфраструктуры автомобильных туристских маршрутов и создание глэмпинговых зон для размещения автодомов, приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (их участков), входящих в состав автомобильных туристских маршрутов, создание вблизи объектов туристской инфраструктуры парковок, в том числе для автобусов, перевозящих экскурсионные группы, и иные мероприятия, реализация которых позволит значительно повысить конкурентоспособность туристического продукта Кабардино-Балкарской Республики на российском и международном рынках, в результате чего республика получит развитую туристскую инфраструктуру, способную удовлетворить потребности автопутешественников.";


     7) в подразделе 7:


     а) наименование изложить в следующей редакции:

     "7. Детско-юношеский и молодежный туризм";

     б) дополнить абзацами следующего содержания:


     "Молодежный туризм представляет собой важный и динамично развивающийся сегмент туристической отрасли. Учитывая высокую активность и интерес молодежи к новым впечатлениям, приключениям и культурному обмену, развитие молодежного туризма становится ключевым элементом стратегии устойчивого развития туризма в республике.


     Молодежный туризм создает возможность для вовлечения молодых людей в туристическую деятельность, что способствует развитию их предпринимательских навыков и инициатив. Студенты и молодые специалисты могут участвовать в организации мероприятий, создании туристических маршрутов и предоставлении услуг. Разработка программ, ориентированных на молодежь (спортивные мероприятия, культурные обмены), поможет создать положительный имидж республики как современного и гостеприимного региона. Кроме того, молодежный туризм активно пропагандирует здоровый образ жизни через спортивные мероприятия, походы в горы, экстремальные виды спорта и экологические программы. Это не только способствует физическому развитию молодежи, но и привлекает внимание к природным богатствам Кабардино-Балкарии.


     Проведение исследований, семинаров, мастер-классов и курсов по различным направлениям позволит молодежи углубить свои знания и навыки, а также способствовать культурному обмену с другими регионами и странами. Развитие молодежного туризма может стать отправной точкой для превращения Кабардино-Балкарии в значимое звено образовательного и научно-популярного туризма.


     Поддержка инициатив молодежи, создание комфортной инфраструктуры и развитие программ, ориентированных на молодежную аудиторию, помогут привлечь внимание к уникальным возможностям республики и укрепить ее позиции на туристической карте России.".


     5. В разделе V:


     1) подразделы 4 и 5 изложить в следующей редакции:


"4. Повышение инвестиционной привлекательности



     В целях повышения конкурентоспособности туристского продукта необходимо создание благоприятных условий для увеличения инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики.


     Меры государственной поддержки инвестиционных проектов на региональном уровне должны привлечь в республику частный капитал. Формой государственной поддержки инвестиционной деятельности в туристском секторе являются системы грантов, кредитно-гарантийной поддержки, субсидирование процентных ставок по кредитам, реализация мер по снятию барьеров и акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.


     Кроме того, необходимо стимулирование субъектов туристской индустрии, открыто работающих на туристском рынке, в целях снижения доли теневого сектора и развития добросовестной конкуренции.


     Формирование и реализация мер поддержки проектов в сфере туризма в форме снижения арендных платежей за пользование земельными участками, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, для участников планов развития туристских территорий (резидентов территорий специальных преференциальных режимов) могут способствовать ускорению реализации инвестиционных проектов.


     В целях дальнейшего развития туристско-рекреационного комплекса республики в ближайшие годы планируется реализация следующих наиболее перспективных инвестиционных проектов: всесезонный горный туристско-рекреационный бальнеологический курорт "Джылы-Су", санаторно-курортный комплекс "Нальчик", туристический кластер в Чегемском ущелье, всесезонные туристско-рекреационные комплексы "Верхние Голубые озера" и "Эльбрус".


     Инвестиционный проект "Всесезонный горный туристско-рекреационный бальнеологический курорт "Джылы-Су" планируется реализовать на территории Зольского района. Общая площадь территории комплекса составит 620 га, на которой предполагается устройство бальнеологического, горнолыжного и спортивно-туристского комплексов. Общий поток туристов по результатам реализации проекта должен составить не менее 160 тыс. человек в год.


     Бальнеологический комплекс включает средства размещения с общим номерным фондом более 700 мест, общественный бассейн, средства общественного питания на 330 посадочных мест, кемпинг-парк на 1400 мест. Горнолыжный комплекс включает 2 канатные дороги, 7 горнолыжных трасс различной категории сложности общей протяженностью 9,3 км, средства размещения с общим номерным фондом 780 мест, средства общественного питания на 665 посадочных мест. Спортивно-туристский комплекс включает спортивную зону, средства размещения для спортивных сборов и туристов с общим коечным фондом на 600 мест, фестивальную площадку на 800 мест.


     Реализация инвестиционного проекта "Развитие санаторно-курортного комплекса "Курорт Нальчик" направлена на комплексное развитие города-курорта Нальчик путем строительства новых и модернизации существующих санаторно-курортных и туристских объектов, реконструкции минералопровода курорта, инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры, набережной р. Нальчик от моста по ул. Кешокова до моста по ул. Канукоева, и сети озер, реновации популярного среди горожан и отдыхающих спортивно-оздоровительного объекта - терренкура на гору Большая Кизиловка, что позволит внести существенный вклад в решение задач по увеличению количества мест в санаториях и гостиницах до 10 тыс. и численности отдыхающих до 400 тыс. человек ежегодно.


     Реализация проекта по развитию туристического кластера в Чегемском ущелье станет катализатором для повышения туристской привлекательности республики и стимулирования экономического роста Чегемского района. Проект включает в себя создание нового развитого туристического маршрута вдоль автомобильной дороги протяженностью более 80 км от федеральной дороги Р-217 "Кавказ" к туристским базам "Чегем" и "Башиль", строительство туристских домов в каждом сельском поселении вдоль указанной автомобильной дороги, а также обустройство парковочных зон для автотранспорта. Предусмотрено создание объектов инфраструктуры для обслуживания в районе термальных источников. Кроме того, планируется строительство подвесного моста и лифтовых подъемов в районе Чегемских водопадов, а также реконструкция туристических баз "Чегем" и "Башиль". Одной из ключевых составляющих проекта станет развитие популярных туристских дестинаций Чегемских водопадов и парадрома. Эти уникальные природные объекты уже сейчас привлекают множество туристов, благодаря созданию развитой инфраструктуры их посещаемость значительно увеличится.


     Инвестиционный проект "Всесезонный туристско-рекреационный кластер "Верхние Голубые озера" предполагает строительство и эксплуатацию туристского кластера в живописном месте на берегу Верхних Голубых озер в Черекском районе. На территории кластера планируется строительство гостиницы на 28 мест, пункта питания, гостевого дома на 2 места, дома рыбака на 2 места, причала, беседки для отдыха, спортивной площадки, детской площадки. В 2023 году реализован второй этап проекта, в рамках которого введены в эксплуатацию 6 гостевых домов, способных одновременно принять до 25 человек. По результатам реализации проекта планируется увеличить турпоток на 70 тыс. человек в год.


     В рамках "прорывного" инвестиционного проекта всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Эльбрус" ведется работа по обеспечению курорта объектами туристской и инженерной инфраструктуры. Целью реализации проекта является стимулирование инвестиционной активности и привлечение капитала в экономику, создание современной туристической инфраструктуры, а также увеличение туристского потока в Приэльбрусье до 1 млн человек в год. К 2030 году на курорте будут функционировать 35 км горнолыжных трасс и 12 канатных дорог, создано 2384 рабочих места и 4438 новых мест размещения туристов. Стоимость произведенных товаров и услуг составит более 20 млрд рублей.


     В 2024 году Министерством экономического развития Российской Федерации по итогам 3 этапа отбора проектов по программе льготного кредитования в перечень потенциальных заемщиков, планируемых к включению в единый реестр заемщиков, в рамках программы льготного кредитования включены 4 инвестиционных (резидентских) проекта по строительству крупных гостинично-ресторанных комплексов на общую сумму более 35 млрд рублей, что позволит увеличить коечный фонд в рамках проекта на 4050 мест и создать дополнительно 1000 рабочих мест.


     С 2022 года Кабардино-Балкарская Республика успешно принимает участие в реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", в рамках которой поддержано более 50% проектов по созданию и развитию туристской инфраструктуры.


     Реализация указанных инвестиционных проектов будет способствовать созданию в Кабардино-Балкарской Республике привлекательного туристского продукта, занятости населения, увеличению численности туристов, увеличению налоговых поступлений в бюджет республики.


5. Туристская и обеспечивающая инфраструктура, формирование доступной и комфортной туристской среды



     Важной мерой повышения качества услуг в сфере туризма является поддержка реализации программ и проектов по развитию туристской инфраструктуры, придорожной инфраструктуры (придорожный сервис, кемпинги, зоны отдыха, парковки для туристского транспорта и др.), в том числе на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства.


     Создание разнообразной и качественной гостиничной инфраструктуры - важный шаг на пути к привлечению туристов. Необходимо поддерживать инициативы по строительству новых средств размещения, а также модернизировать существующие. Особое внимание следует уделить созданию доступных условий для людей с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных групп населения, что позволит расширить аудиторию и сделать республику более привлекательной для всех категорий туристов.


     Формирование комфортной туристской среды должно учитывать принципы экологической устойчивости. Важно развивать экотуризм, который позволит сохранить природные ресурсы и обеспечить их бережное использование. Создание и благоустройство экологически чистых зон отдыха, развитие зеленых зон, парков, скверов и общественных пространств будут способствовать формированию положительного имиджа республики.


     Необходима разработка системы мер по поддержке строительства и реконструкции объектов обеспечивающей инфраструктуры на перспективных для туризма территориях, что будет способствовать стимулированию инвестиционной активности в отрасли. Также необходима реализация проектов по созданию туристической инфраструктуры, включая туристские информационные центры, смотровые площадки, обустройство туристических маршрутов и знаковых объектов. Это позволит не только улучшить навигацию для туристов, но и создать привлекательные пространства для отдыха и досуга. Важно также обеспечить наличие необходимой информации о маршрутах, достопримечательностях и услугах на разных языках.


     Создание универсальной туристской среды призвано расширить рамки целевой группы проектирования и предполагает организацию комфортного пребывания в городе, доступа к сервису, простой и узнаваемой системы навигации для всех социальных групп.


     Доступная среда туристской территории должна соответствовать основным критериям: безопасности, доступности, информативности, комфортности.


     Приобретение туристами позитивного опыта во всех аспектах пребывания тесно связано с созданием привлекательного внешнего облика объектов туристского показа. Поэтому очень важна поддержка туристско ориентированных муниципальных образований по благоустройству территорий, прилегающих к местам туристского показа. Перспективно в правила застройки и землепользования туристских поселений включать единые и обязательные к исполнению требования к визуальному облику строений.


     Кроме того, в рамках стимулирования субъектов туристской индустрии, работающих легально, в целях снижения доли теневого сектора и развития добросовестной конкуренции необходимо предусмотреть меры государственной поддержки в виде льгот при аренде земельного участка для реализации инвестиционных проектов.


     Внедрение дизайн-кода туристского центра позволит сформировать стилистически единую комфортную среду и повысить привлекательность территории.


     Развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры в Кабардино-Балкарской Республике является важным условием для создания доступной и комфортной туристской среды. Комплексный подход к решению этих задач позволит не только привлечь большее количество туристов, но и повысить качество жизни местного населения, создавая новые рабочие места и способствуя экономическому развитию региона.";


     2) абзацы третий и четвертый подраздела 6 изложить в следующей редакции:


     "Сеть автомобильных дорог общего пользования республики в 2024 году составляет 10588,5 км, из них федеральных - 384,7 км, региональных - 2950,9 км, дорог местного значения - 7252,9 км. В столице республики функционируют международный аэропорт Нальчик и железнодорожный вокзал, куда прибывают поезда дальнего следования и пригородные поезда.


     С целью развития туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарии и повышения транспортной доступности региона, в том числе с учетом возросшей актуальности и популярности автомобильного туризма, необходимо обеспечить развитие сети федеральных, региональных, межмуниципальных и местных автодорог, востребованных для развития туризма, а также приведение их в нормативное состояние. Кроме того, помимо надлежащего качества дорожного покрытия, необходимо обеспечить наличие достаточного количества:";


     3) подраздел 8 изложить в следующей редакции:


"8. Обеспечение безопасности в сфере туризма



     Вопросы повышения безопасности туризма являются ключевыми на современном этапе государственной политики в области туризма, ориентированной на повышение качества жизни населения.


     Безопасность туристов напрямую зависит от политики государства, мер, принимаемых фирмами, турагентами и туроператорами, а также от действий самих туристов. Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествии касаются широкого круга проблем, в том числе обеспечения медицинского обслуживания, проверки технического и санитарного состояния туристского инвентаря и объектов туристской инфраструктуры, организации работы служб спасения и скорой помощи, страхования, своевременного информирования о существующих угрозах, обеспечения немедленного отклика на жалобы туристов, органов охраны памятников и окружающей среды.


     Ввиду актуальности указанного вопроса и повышения туристского потока как в Кабардино-Балкарскую Республику, так и в Российскую Федерацию в целом, проведена большая работа по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей безопасность в сфере туризма.


     Для создания комфортной и безопасной туристской среды необходимо обеспечить:


     создание и благоустройство туристских маршрутов (разработка и маркировка с учетом уровня сложности и возможных рисков);


     информирование о правилах безопасности (создание и распространение информационных материалов, включая брошюры и плакаты, которые будут информировать туристов о правилах поведения в горах, на водоемах и в общественных местах);


     обучение сотрудников сферы туризма и индустрии гостеприимства (проведение тренингов, реализация дополнительных профессиональных программ для работников субъектов туристской индустрии по вопросам обеспечения безопасности, эвакуации, действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и оказания первой помощи);


     патрулирование (увеличение числа патрулей на популярных туристских объектах в высокие сезоны, а также установка видеонаблюдения в местах массового туристского показа позволит повысить уровень безопасности и снизить риск правонарушений);


     создание волонтерских групп (формирование волонтерских отрядов из числа местных жителей, которые смогут помогать туристам и информировать о природно-климатических особенностях республики, местных обычаях, традициях).


     В современном мире информационная безопасность становится все более актуальной. Применительно к сфере туризма следует отметить необходимость реализации следующих мер:


     защита данных туристов (обеспечение конфиденциальности личной информации клиентов, а также внедрение современных технологий для защиты данных);


     информирование о мошенничестве (проведение кампаний по информированию туристов о возможных рисках мошенничества и способах их предотвращения).


     Комплексный подход к решению вопросов безопасности позволит создать комфортные условия для туристов, повысить доверие к региону как к безопасному туристическому направлению и способствовать устойчивому развитию местной экономики.";


     4) подраздел 9 дополнить абзацами следующего содержания:


     "Еще одним элементом маркетингового продвижения региона может стать создание регионального сувенирного бренда. Сувениры не только служат символами местной культуры и традиций, но и становятся важным элементом туристического опыта, способствуя формированию положительного имиджа региона. Разработка сувенирного бренда должна основываться на уникальных культурных, исторических и природных особенностях Кабардино-Балкарии. Важно создать продукцию, которая отражает самобытность региона (традиционные ремесла, национальная символика или природные мотивы). Это позволит привлечь внимание туристов и стимулировать интерес к местной культуре. Эффективное продвижение сувенирного бренда требует использования современных маркетинговых стратегий. Создание яркой визуальной идентичности, активное присутствие в социальных сетях и участие в туристских выставках помогут привлечь внимание к продукции региона. При создании сувенирного бренда важно учитывать принципы устойчивого развития. Использование экологически чистых материалов и поддержка местных производителей помогут не только сохранить природу региона, но и повысить интерес к продукции среди сознательных потребителей.


     Создание регионального сувенирного бренда в Кабардино-Балкарской Республике станет важным инструментом для продвижения туристической привлекательности региона, укрепления его культурной идентичности и поддержки местной экономики. Эффективная реализация этой инициативы позволит не только увеличить доходы от туризма, но и способствовать сохранению уникального наследия Кабардино-Балкарии.


     Также одной из мер, способствующей продвижению туризма, может стать привлечение лидеров общественного мнения Российской Федерации и дружественных стран для формирования позитивного образа туристского продукта, сотрудничество с которыми позволит создать интересный контент, подчеркивающий уникальность природных и культурных достопримечательностей Кабардино-Балкарии. Использование социальных сетей и других медиа-платформ для распространения информации о Кабардино-Балкарии поможет привлечь потенциальных туристов.";


     5) подраздел 10 дополнить абзацем следующего содержания:


     "Покрытие автомобильных дорог и горных территорий, где расположены туристские ресурсы, входящие в состав автомобильных туристских маршрутов, устойчивой мобильной связью и интернет-связью является ключевым фактором не только для обеспечения безопасности и комфорта водителей, но и для повышения эффективности транспортных систем. Современные технологии связи, такие как 4G и 5G, позволяют обеспечить стабильный доступ к информационно-коммуникационной сети "Интернет" и услугам связи на протяжении всего маршрута, что особенно важно для использования навигационных систем, передачи данных о дорожной ситуации и экстренной связи. Надежная мобильная связь на автодорогах способствует развитию интеллектуальных транспортных систем, позволяя внедрять инновационные решения для управления движением, мониторинга состояния дорог и взаимодействия между транспортными средствами. Реализация мер, направленных на покрытие мобильной связью автомобильных дорог и горных территорий, где расположены туристские ресурсы, входящие в состав автомобильных туристских маршрутов, не только улучшает условия для водителей, но и способствует общему повышению безопасности.";


     6) дополнить подразделом 11 следующего содержания:


"11. Внедрение принципов устойчивого туризма



     Устойчивый туризм представляет собой ключевой аспект Стратегии. В условиях глобальных экологических вызовов и растущего интереса к ответственному потреблению, внедрение принципов устойчивого туризма становится не только актуальным, но и необходимым.


     Кабардино-Балкария, обладая уникальными природными ландшафтами и богатым культурным наследием, имеет все шансы стать примером гармоничного сосуществования человека и природы. Важно не только привлечь туристов, но и сделать так, чтобы их посещение способствовало сохранению природных и культурных ресурсов региона.


     По результатам проведенного Национальным рейтинговым агентством рэнкинга устойчивости развития туризма в 2023 году Кабардино-Балкария заняла 10 место по стране и вошла в группу "развитых", занимая лидирующие позиции по Северо-Кавказскому федеральному округу. Динамичный рост турпотока в некоторых соседних регионах приводил к "болезни роста", так называемому "сверхтуризму" (развитие отрасли не успевает за ростом турпотока), что проявляется в нарастании социального напряжения и увеличении числа конфликтов туристов с местным населением. Результаты данного рэнкинга являются одним из важных показателей того, что республика движется в правильном направлении в развитии отрасли.


     Устойчивый туризм в республике должен основываться на принципах бережного отношения к природе и уважения к местным традициям. Необходимо создавать инфраструктуру, которая минимизирует негативное воздействие на окружающую среду, внедряя экологически чистые технологии и практики. Стимулирование местной экономики через сотрудничество с местными мастерами, фермерскими хозяйствами и производителями позволит сохранить культурные традиции и обеспечить туристам аутентичный опыт.


     Образование и просвещение туристов о значимости устойчивого поведения помогут формировать ответственное отношение к окружающему миру. Активные меры по охране экосистем, таких как национальные парки, заповедники, заказники, а также поддержка мероприятий по сохранению культурного наследия, будут способствовать привлечению туристов, заинтересованных в экологическом туризме.


     Внедрение принципов устойчивого туризма в Кабардино-Балкарской Республике не только повысит привлекательность региона для туристов, но и обеспечит долгосрочное развитие отрасли, сохранив при этом уникальность природных и культурных ресурсов для будущих поколений.".


     6. Раздел VI изложить в следующей редакции:


"VI. Ожидаемые результаты и риски реализации Стратегии



     Реализация Стратегии позволит к концу 2035 года значительно повысить конкурентоспособность туристического продукта Кабардино-Балкарской Республики на российском и международном рынках.


     Ожидаемые результаты реализации Стратегии включают несколько ключевых аспектов:


     повышение инвестиционной привлекательности отрасли, привлечение инвестиций в туристскую сферу, что позволит реализовывать новые проекты и развивать существующие;


     развитие инфраструктуры - вложение средств в транспортную, социальную и туристскую инфраструктуру (дороги, связь, общественные пространства, навигация), что сделает туризм в республике более доступным, в том числе для автотуристов, и повысит общую привлекательность республики как туристического направления;


     значительное увеличение потока туристов, что будет способствовать развитию местной экономики, приведет к созданию новых рабочих мест и снизит уровень безработицы в республике;


     повышение качества предоставляемых туристических услуг повысит уровень удовлетворенности туристов, что может способствовать их повторным визитам и положительным отзывам о регионе;


     сохранение культурного и природного наследия, охрана и популяризация уникальных культурных и природных ресурсов региона будет способствовать устойчивому развитию туризма.


     В результате выполнения мероприятий Стратегии республика получит развитую туристскую инфраструктуру, способную удовлетворить потребности российских и иностранных граждан.


     Обеспечение эффективной реализации Стратегии требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и иными заинтересованными.


     Реализация Стратегии будет осуществляться на межведомственной основе исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в рамках их компетенции, органами местного самоуправления, общественными объединениями и предпринимателями.


     Координацию деятельности по реализации Стратегии будет осуществлять Министерство курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики.


     Ожидаемые результаты реализации Стратегии отражены в приложении к Стратегии.


     Реализация Стратегии связана с угрозой возникновения рисков, способных снизить показатели ее результативности. Основными рисками реализации Стратегии могут стать:


     макроэкономические риски, в том числе снижение уровня доходов граждан Российской Федерации, приводящие к исключению расходов на путешествия и отдых из потребительской корзины значительной части населения, поскольку они не носят статуса первоочередных;


     финансовые риски - отсутствие достаточных мер государственной поддержки развития туристской инфраструктуры, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;


     административные барьеры;


     кадровые риски - риск низкого уровня квалификации кадров в сфере туризма, что может негативно сказаться на качестве предоставляемых услуг;


     отсутствие синхронизации мер по развитию туристской и транспортной инфраструктуры;


     техногенные и экологические риски - развитие туризма может оказать негативное воздействие на окружающую среду, если не будут приняты своевременные соответствующие меры по охране природы.


     Для успешной реализации Стратегии необходимо учитывать как ожидаемые результаты, так и потенциальные риски, чтобы обеспечить устойчивое развитие туризма в Кабардино-Балкарской Республике.".


     7. Приложение к Стратегии изложить в следующей редакции:



"Приложение
к Стратегии
развития туризма на территории
Кабардино-Балкарской Республики
до 2035 года



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

N

п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Факт

План

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2030 год

2035 год

1.

Туристский поток,

в том числе:

тыс. чел.

1213

1533

1762

2026,3

2550

3000

2.

иностранные туристы

тыс. чел.

21,6

22,7

26,1

29,5

30

35

3.

Количество средств размещения

ед.

227

360

395

425

511

600

4.

Количество мест в средствах размещения

тыс. ед.

16,5

17,2

18,3

18,9

26

32

5.

Среднесписочная численность работников в сфере туризма

чел.

4750

4850

4900

4960

5500

6000

6.

Объем предоставленных услуг

млн руб.

11644

13900

19400

24000

41600

67000".


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ