ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 декабря 2024 года N 820-рп
[О внесении изменений в Стратегию
развития туризма на территории
Кабардино-Балкарской Республики до 2035
года, утвержденную распоряжением
Правительства Кабардино-Балкарской
Республики от 20 декабря 2021 года N 581-рп]
Утвердить прилагаемые изменения,
которые вносятся в Стратегию развития
туризма на территории
Кабардино-Балкарской Республики до 2035
года, утвержденную распоряжением
Правительства Кабардино-Балкарской
Республики от 20 декабря 2021 г. N 581-рп.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
Утверждены
распоряжением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 24 декабря 2024 г. N 820-рп
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В СТРАТЕГИЮ
РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2035
ГОДА, УТВЕРЖДЕННУЮ РАСПОРЯЖЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ ОТ 20 ДЕКАБРЯ 2021 Г. N 581-РП
1. Раздел I изложить в следующей
редакции:
"I. Общие положения
В настоящее время туризм является
одним из значимых и развивающихся
секторов мировой экономики. В Российской
Федерации сфера туризма играет
социальную и экономическую роли
одновременно - с одной стороны, туризм
выступает в качестве инструмента,
удовлетворяющего потребности населения
в отдыхе, оздоровлении, является
способом ознакомления с культурой,
традициями и бытом народов Российской
Федерации, сохранения культурного и
исторического потенциала страны, с
другой стороны - имеет важное значение
для социально-экономического развития
страны за счет привлечения и мотивации
источников инвестирования различного
уровня, увеличения количества рабочих
мест, повышения качества жизни граждан,
роста доходов и увеличения базы
налогообложения. Туризм оказывает
мультипликативный эффект на развитие
таких секторов экономики, как транспорт,
торговля, строительство, сельское
хозяйство, производство товаров
народного потребления и др.
Кабардино-Балкарская Республика
благодаря географическому положению
славится богатством природных,
культурно-исторических и рекреационных
ресурсов. Живописные ландшафты, целебный
климат, множество памятников природы,
национальный парк, заповедник, реки и
озера, особая ценность природных
ресурсов (климат, лечебные минеральные
воды, лечебные грязи), используемых для
лечения и отдыха, а также многое другое в
совокупности позволяют развивать в
Кабардино-Балкарской Республике
туристско-рекреационную отрасль.
Уникальные климатические условия,
наличие большого количества природных
лечебных факторов позволяют
Кабардино-Балкарской Республике
конкурировать со всемирно известными
курортными центрами Европы.
В настоящее время сфера туризма в
Кабардино-Балкарской Республике
стабильно развивается. Растет интерес
как со стороны жителей Российской
Федерации, так и со стороны иностранных
туристов. Большинство дестинаций
демонстрируют планомерный рост
туристского потока, несмотря на
негативное влияние на отрасль пандемии,
вызванной распространением новой
коронавирусной инфекции.
Вместе с тем потенциал
туристско-рекреационной отрасли
Кабардино-Балкарской Республики
используется не в полном объеме.
Полноценное развитие сферы туризма в
целом сдерживается недостаточным
уровнем:
качества и количества объектов
туристской инфраструктуры;
подготовки кадров для туристской
индустрии;
качества оказываемых туристам
услуг;
эффективности межведомственного
взаимодействия и предпринимательской
кооперации;
осведомленности российских и
иностранных туристов о возможностях
санаторно-курортного и
туристско-рекреационного комплексов
Кабардино-Балкарской Республики.
Стратегия развития туризма на
территории Кабардино-Балкарской
Республики (далее - Стратегия) направлена
на комплексное развитие туризма в
Кабардино-Балкарской Республике,
выявление приоритетных направлений
развития туризма, решение задач по
каждому направлению.
Стратегия разработана в
соответствии с Федеральным законом от 24
ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации" и
Законом Кабардино-Балкарской Республики
от 29 февраля 2008 г. N 14-РЗ "О туристской
деятельности в Кабардино-Балкарской
Республике".
В настоящей Стратегии учтены
положения:
Указа Президента Российской
Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии
развития информационного общества в
Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указа Президента Российской
Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года";
государственной программы
Российской Федерации "Развитие
транспортной системы", утвержденной
постановлением Правительства
Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N
1596;
государственной программы
Российской Федерации "Развитие туризма",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 24
декабря 2021 г. N 2439;
Стратегии развития
санаторно-курортного комплекса
Российской Федерации, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 26 ноября 2018 г. N 2581-р;
Стратегии пространственного
развития Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 13
февраля 2019 г. N 207-р;
Стратегии развития туризма на
территории Северо-Кавказского
федерального округа до 2035 года,
утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 7
марта 2019 г. N 369-р;
Стратегии развития экспорта услуг
до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 14
августа 2019 г. N 1797-р;
Стратегии развития туризма в
Российской Федерации на период до 2035
года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 20
сентября 2019 г. N 2129-р;
Транспортной стратегии Российской
Федерации до 2030 года с прогнозом на
период до 2035 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р;
Концепции развития автомобильного
туризма в Российской Федерации на период
до 2035 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 25
апреля 2024 г. N 1025-р;
Схемы территориального
планирования Кабардино-Балкарской
Республики, утвержденной постановлением
Правительства Кабардино-Балкарской
Республики от 31 января 2022 г. N 10-ПП;
Стратегии
социально-экономического развития
Кабардино-Балкарской Республики до 2040
года, утвержденной распоряжением
Правительства Кабардино-Балкарской
Республики от 17 сентября 2021 г. N 384-рп.".
2. Подраздел 2 раздела II изложить в
следующей редакции:
"2. Текущее состояние и потенциал
развития туризма в Кабардино-Балкарской
Республике (SWOT-анализ)
Кабардино-Балкарская Республика
была и остается одним из наиболее
популярных и значимых территорий отдыха
в Российской Федерации. Благодаря
географическому положению республика
славится богатством природных,
культурно-исторических и рекреационных
ресурсов, что в совокупности определяет
уникальность региона и делает его
конкурентоспособным на туристском
рынке.
На территории республики можно
выделить следующие основные
туристско-рекреационные зоны:
горно-рекреационный комплекс
"Приэльбрусье";
многопрофильный курорт
федерального значения Нальчик;
альпинистский комплекс "Безенги";
лечебно-оздоровительные комплексы
"Джылы-Су" и "Аушигер";
экскурсионно-туристские комплексы
"Чегемские водопады", "Голубые озера",
"Долина нарзанов";
археолого-туристские комплексы
"Верхняя Балкария" и "Верхний Чегем".
В сфере туризма и курортов
Кабардино-Балкарии функционируют свыше
500 организаций, из них 390 - средства
размещения различного типа (в том числе
129 классифицированных), единовременная
вместимость которых составляет свыше 18
тыс. человек. С 2021 года число средств
размещения увеличилось почти в два раза.
Ежегодно на территории республики
возводятся новые объекты,
модернизируется уже имеющаяся
инфраструктура
туристско-рекреационного комплекса.
Наблюдается тенденция активного
роста туристского потока, количество
туристов, посетивших
Кабардино-Балкарскую Республику,
выросло более чем в 2,5 раза (в 2019 году
туристский поток составил 602 тыс.
человек). Наибольшей популярностью
пользуется горнолыжный курорт
"Приэльбрусье", который генерирует около
60 - 70% туристского потока.
На фоне воздействия внешних
факторов, влияющих на тенденции развития
туризма, наблюдается активный рост
интереса к автомобильному туризму,
который становится все более популярным
среди российских и зарубежных
путешественников.
Росту конкурентоспособности и
раскрытию потенциала туристского
продукта Кабардино-Балкарской
Республики будут способствовать:
повышение качества туристской и
дорожной инфраструктуры, развитие
транспортной доступности;
увеличение уровня загрузки и
снижение влияния фактора сезонности в
использовании туристской
инфраструктуры;
увеличение инвестиционной
привлекательности региона;
повышение уровня сервиса и
кадрового обеспечения туристской
отрасли;
достижение высокого уровня в
развитии цифровой инфраструктуры и
сервисов, развитие цифровых платформ
продвижения туристских продуктов и
брендов, цифровых средств навигации и
формирования туристского продукта;
преодоление ограничений
безопасности туристской деятельности,
связанных с недостаточной
информированностью туристов о рисках, а
также с устаревшими требованиями к
безопасности отдельных видов туризма,
состоянию окружающей среды туристских
территорий.
SWOT-анализ туристско-рекреационного
потенциала Кабардино-Балкарской
Республики (таблица 1) демонстрирует
незначительный перевес в сторону
"Сильных сторон" и "Возможностей". Вместе
с тем отрасль развивается без желаемых
темпов роста ряда количественных и
качественных показателей, что
обусловлено наличием "Слабых сторон" и
"Угроз", то есть элементов, которые
оказывают на отрасль негативное
влияние.
В этой связи можно сделать вывод об
актуальности и обоснованной
необходимости наличия Стратегии
развития туризма в Кабардино-Балкарской
Республике, определяющей стратегические
задачи в сфере туризма и меры,
способствующие их достижению и решению.
Таблица 1. SWOT-анализ
туристско-рекреационного потенциала
Кабардино-Балкарской Республики
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
1. Природные и культурно-исторические ресурсы. 2. Высочайшая точка России и Европы - гора Эльбрус. 3. Семь вершин из восьми существующих в Российской Федерации высотой более 5 тыс. м. 4. Бальнеологические природные лечебные ресурсы. 5. Транспортная доступность республики и основных туристских дестинаций. 6. Компактное расположение основных достопримечательностей (можно посетить несколько из них за один день (1 - 2 часа езды). 7. Низкие цены относительно аналогичных курортов. 8. Экологически благоприятный регион. 9. Наличие качественной продукции местного производства |
1. Недостаточно развитая туристская инфраструктура (в том числе учреждений культуры), несоответствие современным запросам. 2. Низкий уровень качества обслуживания. 3. Несоответствие материально-технической базы здания аэропорта Нальчик современным запросам. 4. Слаборазвитый уровень придорожного сервиса. 5. Малое количество земель рекреационного назначения. 6. Отсутствие брендовых событийных мероприятий. 7. Низкий уровень узнаваемости регионального туристского бренда |
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
1. Развитие туризма путем включения в различные государственные программы Российской Федерации. 2. Широкий диапазон экскурсионных туров и туристских маршрутов. 3. Наличие квалифицированных экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников и творческих коллективов. 4. Развитие этно- и сельского туризма с привлечением местного населения. 5. Предложения в сфере экстремального туризма. 6. Расширение географии полетов. 7. Сотрудничество с дружественными странами в рамках соглашений. 8. Уменьшение пределов пограничной зоны |
1. Высокая стоимость перелетов/перевозок по стране. 2. Конкуренция в сфере санаторно-курортного оздоровления с учреждениями Кавказских Минеральных Вод и горнолыжного отдыха с регионами Северо-Кавказского федерального округа. 3. Возрастающая антропогенная нагрузка на природно-рекреационный комплекс. 4. Разрушение объектов культурного наследия. 5. Отсутствие кадрового планирования и системы привлечения в сферу туризма квалифицированных кадров. 6. Влияние фактора сезонности". |
3. Раздел III изложить в следующей
редакции:
"III. Цели и задачи реализации Стратегии
Основными целями Стратегии
являются:
комплексное развитие туризма, в том
числе санаторно-курортной отрасли в
Кабардино-Балкарской Республике, за счет
создания условий для формирования и
продвижения качественного,
конкурентоспособного туристского
продукта;
усиление социальной роли туризма,
увеличение доступности услуг туризма,
отдыха и оздоровления для граждан;
усиление роли и вклада сферы
туризма и индустрии гостеприимства в
социально-экономическое развитие
Кабардино-Балкарской Республики.
Достижение указанных целей
обуславливается решением следующих
задач:
обеспечение создания и развития
современной туристской инфраструктуры;
создание условий для формирования
конкурентоспособного туристского
предложения и повышения качества
туристских услуг и безопасности
туризма;
стимулирование спроса и
продвижения туристских продуктов
Кабардино-Балкарской Республики;
формирование современной
нормативной правовой базы;
создание современного
многопрофильного курорта мирового
уровня на базе горно-рекреационного
комплекса "Приэльбрусье";
развитие и благоустройство курорта
федерального значения Нальчик;
создание, реконструкция и развитие
материально-технической базы
лечебно-оздоровительных местностей
Аушигер и Джылы-Су;
развитие иных популярных и
перспективных рекреационных территорий
республики;
создание условий для обеспечения
транспортной доступности туристских
ресурсов республики посредством
развития сети автомобильных дорог,
многофункциональных зон дорожного
сервиса, железнодорожного и
авиасообщения;
обеспечение автомобильных дорог и
горных территорий в местах нахождения
туристских ресурсов качественной
мобильной связью и интернет-соединением,
а также цифровыми сервисами;
повышение удобства поездок на
территории Кабардино-Балкарской
Республики и обеспечение доступности
туристских продуктов, в том числе для лиц
с ограниченными возможностями здоровья;
создание предпосылок для
социально-экономического развития
Кабардино-Балкарской Республики и
развития новых опорных точек
экономического роста;
создание условий для формирования
новых рабочих мест различной
квалификации и специализации;
создание благоприятных условий для
привлечения инвестиций в развитие
необходимой сопутствующей и
обеспечивающей инфраструктуры, в том
числе для организаций из смежных
отраслей экономики;
создание условий для развития
предпринимательства через механизмы
поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства, задействованных в
развитии туризма и индустрии
гостеприимства;
создание условий для увеличения
налоговых поступлений в
консолидированный бюджет
Кабардино-Балкарской Республики;
разработка и реализация плана
маркетинговых мероприятий, направленных
на популяризацию туристского продукта
Кабардино-Балкарской Республики на
внутреннем и внешнем рынках услуг.
При решении указанных задач
необходимо руководствоваться
следующими принципами, определяющими
социальную значимость развития туризма
в Кабардино-Балкарской Республике:
использование комплексного
подхода в формировании государственной
политики развития туризма, учитывающего
региональные экономические, социальные,
культурные, эколого-климатические,
социально-культурные и другие аспекты
развития туристской деятельности в
рамках построения системы управления
устойчивым развитием туризма в
республике;
обеспечение межкультурной
коммуникации, межрегионального и
международного взаимодействия при
развитии туризма.".
4. В разделе IV:
1) абзац второй изложить в следующей
редакции:
"К ключевым видам туризма,
характерным для Кабардино-Балкарской
Республики, которые аккумулируют
основной доход от туристской
деятельности, относятся
культурно-познавательный,
лечебно-оздоровительный, медицинский,
активный, экологический, сельский,
автомобильный, детско-юношеский и
молодежный туризм.";
2) в подразделе 1:
а) абзацы первый и второй изложить в
следующей редакции:
"На территории
Кабардино-Балкарской Республики в
соответствии с нормативными правовыми
актами о постановке на государственную
охрану в едином государственном реестре
объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации насчитывается 443
объекта культурного наследия, в том
числе 116 - федерального значения, из них 88
- памятники археологии, 327 - регионального
значения.
Наиболее популярными являются
следующие объекты культурного наследия:
оборонительные башни Абай-Кала и
Амирхановых, остатки крепости Зылги,
оборонительные сооружения Карча-кала,
Малкар-кала в с.п. Верхняя Балкария,
дом-музей основоположника балкарской
литературы К. Мечиева, оборонительные
башни Ак-Кала и Усхур-Кала, феодальный
замок Джабоево в с.п. Безенги, жилой
комплекс Кулиевых, где в 1917 - 1940 годах жил
народный поэт КБАССР Кулиев К.Ш., башня
замка Балкаруковых, группа надмогильных
сооружений разных веков (Фардык-кешене) в
с. Эльтюбю и др. Большинство объектов
имеют статус памятников федерального
значения. С ними гармонично сочетаются
ледники и скальные массивы.";
б) в абзаце седьмом слова "гид
(экскурсовод)" заменить словами
"экскурсовод (гид)";
3) в подразделе 2:
а) наименование изложить в
следующей редакции:
"2. Лечебно-оздоровительный и
медицинский туризм";
б) абзацы четвертый и пятый
изложить в следующей редакции:
"В соответствии с распоряжением
Правительства Российской Федерации от 23
июля 2024 г. N 1959-р курорт Нальчик признан
курортом федерального значения. Курорт
Нальчик является бальнеогрязевым и
горноклиматическим курортом со
специализацией медицинского профиля по
лечению и профилактике болезней системы
кровообращения и нервной системы,
костно-мышечной системы и
соединительной ткани, органов
пищеварения, мочеполовой системы,
болезней эндокринной системы,
расстройств питания и нарушений обмена
веществ, а также болезней кожи и
подкожной клетчатки.
Общая площадь территории курорта в
границах округа горно-санитарной охраны
составляет более 300 га. В настоящее время
в санаторно-курортном комплексе
функционирует 21 предприятие, в том числе
водолечебница, с коечным фондом более 4,8
тыс. мест. Богатые традиции
санаторно-курортного обслуживания
населения и восстановительной терапии
курорта в качестве общероссийской
здравницы насчитывают почти 100 лет.";
в) дополнить абзацами следующего
содержания:
"Наличие уникальных природных
лечебных ресурсов и квалифицированных
медицинских кадров создает
благоприятные условия для развития в
республике медицинского туризма.
Медицинский туризм включает в себя не
только традиционные медицинские
процедуры, такие как лечение заболеваний
и реабилитация, но и профилактические
меры, оздоровительные программы,
медитативные тренинги, бальнеолечение и
т.д. Темпы развития медицинского туризма
в мире способствуют увеличению
конкуренции между учреждениями,
занимающимися этой деятельностью, среди
которых санатории, профилактории и
лечебно-оздоровительные организации.
Кабардино-Балкарская Республика в
течение ХХ века играла заметную роль в
развитии отечественной курортологии и
восстановительной медицины. Кроме
природных лечебных ресурсов, которые
широко используются в
санаторно-курортном лечении, также
предлагается большой спектр
стоматологических услуг, за получением
которых приезжают из крупнейших городов
России, а порой и из-за рубежа.
Современные стоматологические клиники
оснащены новейшим оборудованием и
предлагают широкий спектр услуг, что
позволяет Кабардино-Балкарии в
перспективе стать центром медицинского
туризма по направлению "стоматология".
Одним из факторов низкого темпа
развития медицинского туризма в
республике является отсутствие
понимания важности и роли медицинского
туризма в региональной экономике со
стороны всех субъектов этого процесса.
Вместе с тем медицинский туризм
представляет собой значительный
потенциал для экономического роста
Кабардино-Балкарской Республики.
Развитие этого направления не только
привлечет новых туристов, но и создаст
дополнительные рабочие места, повысит
качество жизни местного населения и
укрепит имидж региона как одного из
центров здоровья и оздоровления в
России.
Для достижения указанной цели
необходимо проводить работу по
следующим направлениям:
сотрудничество с медицинскими
учреждениями, установление партнерских
отношений с клиниками и
санаторно-курортными учреждениями, что
позволит обеспечить высокий уровень
медицинских услуг и создать комплексные
предложения для туристов;
обучение и повышение квалификации
специалистов, подготовка врачей и
медицинского персонала в области
медицинского туризма, в том числе
получение дополнительного
профессионального образования в сфере
курортологии, что повысит качество
обслуживания и сделает нашу республику
более конкурентоспособной;
продвижение уникальных
предложений, разработка
специализированных программ лечения и
оздоровления, в том числе с учетом
"нишевых" направлений (для различных
патологий);
маркетинг и реклама, активное
продвижение Кабардино-Балкарии как
центра медицинского туризма через
участие в международных выставках,
использование цифровых платформ и
социальных сетей для привлечения
целевой аудитории.";
4) в абзаце втором подраздела 3 слова
"279 метров" заменить словами "292 метра";
5) подраздел 4 дополнить абзацем
следующего содержания:
"В целях развития туризма на особо
охраняемых природных территориях, в том
числе в рамках соблюдения требований
законодательства, уполномоченным
организациям необходимо проработать
вопросы, связанные с проведением
зонирования таких территорий, для
определения функциональных зон,
позволяющих организацию и развитие на
них рекреационной деятельности. После
проведения такой работы представляется
целесообразным определение и
утверждение перечня объектов
некапитального строительства,
сооружений, элементов благоустройства,
объектов сопутствующей инфраструктуры,
необходимых для осуществления
рекреационной деятельности и туризма
(кемпинги, нестационарные торговые
объекты, экологически благоприятные
средства передвижения, санитарные
модули и др.).";
6) подразделы 5 и 6 изложить в
следующей редакции:
"5. Сельский туризм
Сельский туризм развивается в
Российской Федерации уже несколько лет,
но не является лидером туристского
рынка. Доля сельского туризма в
Российской Федерации невелика и
составляет 1,5 - 2%. Однако есть все
предпосылки для развития данного вида
туризма. Интерес к сельскому туризму
устойчиво растет как со стороны
российских, так и со стороны иностранных
туристов.
Одним из приоритетных секторов
экономики в Кабардино-Балкарской
Республике является
сельскохозяйственное производство.
Значительная часть популярных
туристских дестинаций находится рядом
или непосредственно в пределах сельских
поселений. Разнообразие дестинаций
диктует более широкую сферу развития
туризма в сельской местности. В сельских
поселениях развивается необходимая
инфраструктура, увеличивается
количество гостевых домов и гостиниц,
пунктов питания с национальной кухней,
магазинов сувениров и изделий
традиционных промыслов и ремесел
народов республики.
Сельский туризм, объединяя
несколько видов отдыха (проживание на
частных фермах, гастрономические туры,
сельскохозяйственные работы,
этнографические туры, туристские
походы), может стать дополнительным
источником дохода в сельской местности и
способствовать общему развитию сельских
территорий.
В настоящее время утверждены
нормативные правовые акты, регулирующие
развитие сельского туризма, в том числе
предусматривающие систему
государственной поддержки субъектов
отрасли, уже имеющих популярные объекты
сельского туризма или планирующих их
реализацию.
Сельский туризм способствует
созданию новых рабочих мест и источников
дохода для местных жителей. Развитие
фермерских хозяйств и гостевых домов, их
вовлечение в туризм и рост туристского
потока в сельские районы требуют
улучшения инфраструктуры (дорог и
коммуникаций), способствуют улучшению
качества жизни в сельской местности.
Сельский туризм ориентирован на
использование природных ресурсов с
минимальным воздействием на окружающую
среду, что способствует сохранению
природных ландшафтов и биоразнообразия,
формированию экологической
ответственности у туристов и
соответствует принципам развития
устойчивого туризма.
Сельский туризм представляет собой
важный и перспективный сегмент
туристической отрасли
Кабардино-Балкарской Республики,
способствующий не только экономическому
развитию региона, но и сохранению его
уникальной культурной и природной среды,
формированию патриотизма и интереса к
истории и культуре своей Родины. В
условиях глобализации и роста интереса к
экологически чистым и аутентичным
путешествиям сельский туризм становится
ключевым инструментом для привлечения
туристов, желающих погрузиться в местные
традиции и образ жизни.
6. Автомобильный туризм
Наблюдается активный рост интереса
к автомобильному туризму, который
становится все более популярным среди
российских и зарубежных
путешественников. Основной предпосылкой
для развития автомобильного туризма в
Кабардино-Балкарской Республике
является выгодное географическое
положение, здесь соединяются как
внутренние транспортные потоки, так и
межрегиональные. Республика выступает в
качестве основной туристской магистрали
по въездному туризму в субъекты
Российской Федерации, входящие в состав
Северо-Кавказского федерального округа.
Проведена большая работа по приведению в
нормативное состояние автодорог, в
столице республики ускоренными темпами
развивается улично-дорожная сеть, что
способствует организации комфортной
логистики отдыхающих, активно ведутся
дорожно-строительные работы на
автодорогах, ведущих к популярным
объектам туристского показа, в том числе
в горной местности.
Множество особо охраняемых
природных территорий (заповедников,
парков, памятников природы и заказников)
предлагают уникальные возможности для
экологического туризма. Использование
автомобилей с низким уровнем выбросов и
внедрение электромобилей могут
способствовать сохранению экологии
региона. Ведется активная работа по
созданию сети зарядных станций для
электромобилей вблизи популярных
туристских достопримечательностей (в
зависимости от туристического потока и
мест скопления автомобилей).
Услуги по маршруту следования
должны быть не только для автомобиля
(автозаправочные станции, станции
технического обслуживания, мойки
автотранспортных средств), но и для
автотуристов (санитарные зоны, пункты
общественного питания и торговли,
прачечные, душевые, мотели, кемпинги,
кемпстоянки, медицинские пункты, зоны
обеспечения интернет-связи и другие
объекты сервисов).
Анализ обеспеченности
автомобильных дорог на основных
автомобильных туристских маршрутах
республики показывает достаточное
количество объектов дорожного сервиса
согласно требованиям, определенным
Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем с учетом темпов роста
туристского потока имеется потребность
в создании дополнительных
многофункциональных зон дорожного
сервиса. На некоторых участках
автомобильных дорог имеются случаи
размещения объектов торговли, рынков,
складских помещений, а также иной
инфраструктуры, не отвечающей
требованиям безопасности дорожного
движения, без согласия владельца
автомобильной дороги.
Существует необходимость
организации кемпингов и кемпстоянок, а
также автокемпингов и стоянок для
автодомов в местах нахождения объектов
туристского показа республики, в том
числе в охранных зонах особо охраняемых
природных территорий, с учетом
требований законодательства Российской
Федерации. При этом кемпинги должны быть
обеспечены местами с увеличенным
парковочным пространством,
электричеством, водой, доступом к сливу
для биотуалетов и другой обеспечивающей
инфраструктурой. Особого внимания
требуют работы по увеличению доли
автомобильных дорог общего пользования
регионального, межмуниципального и
местного значения, отвечающих
нормативным требованиям, которые
обеспечивают непосредственный подъезд к
достопримечательностям и местам отдыха
населения.
Проблемой является низкое качество
или полное отсутствие мобильной связи и
доступа к
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" на некоторых участках
пути следования автотуристов,
расположенных в горной местности.
К другим проблемам, оказывающим
влияние на развитие автомобильного
туризма на территории
Кабардино-Балкарской Республики, можно
отнести:
отсутствие необходимых
комплексных мер поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства,
задействованных в развитии объектов
дорожного сервиса в составе
многофункциональных зон дорожного
сервиса вдоль автомобильных дорог;
отсутствие цифровых сервисов и
информационно-сервисных площадок,
требуемых автотуристу, в том числе в
целях бронирования автодомов, караванов,
мест размещения на кемпстоянках и в
кемпингах, для получения информации о
существующих объектах дорожного
сервиса, их расположении и перечне
оказываемых услуг на маршрутах
следования к объектам туристского
показа;
отсутствие подходов к
архитектурно-стилистическому
оформлению объектов туристского показа
и объектов дорожного сервиса с учетом
региональных и национальных
особенностей;
отсутствие маркетингового и
информационного продвижения
автомобильных маршрутов (маркировки и
брендирования), указателей, ведущих к
привлекательным для автотуристов
объектам туристского показа, в том числе
к объектам культурно-исторического
наследия, которые зачастую находятся в
полуразрушенном состоянии или полностью
утрачены.
Приоритетными направлениями
развития автомобильного туризма на
территории Кабардино-Балкарской
Республики до 2035 года являются:
увеличение доли путешествий на
персональных автомобилях, автобусах,
мотоциклах или автодомах;
создание условий для интенсивного
развития сопутствующей и обеспечивающей
инфраструктуры, включая объекты
дорожного сервиса, в том числе в составе
создаваемых многофункциональных зон
дорожного сервиса, кемпинги, кемпстоянки
и инженерные сети, а также вовлечение
местного предпринимательского
сообщества и объектов туристского
показа в сферу автомобильного туризма.
Автомобильные дороги и объекты
туристского показа необходимо
обеспечить качественной сопутствующей и
обеспечивающей инфраструктурой, в
частности, автозаправочными станциями
(автозаправочные станции, станции,
предназначенные для заправки
газомоторного транспорта природным
газом (метаном), электрозарядные
станции), торговыми объектами,
гостиницами (мотелями), кемпингами,
станциями технического обслуживания,
площадками отдыха (в том числе детскими и
спортивными площадками), стоянками,
парковками, площадками посадки
вертолетов для специальных служб,
инфраструктурой, ориентированной на
потребности лиц с ограниченными
возможностями здоровья, инженерной и
иной инфраструктурой. Приоритетным
является размещение объектов дорожного
сервиса в составе многофункциональных
зон дорожного сервиса, что позволит в
одной локации оказывать широкий спектр
сервисных услуг.
В целях комплексного подхода к
развитию автомобильного туризма
необходимо обеспечить разработку
комплексной программы развития
автомобильного туризма, в том числе
предусматривающей развитие туристской
инфраструктуры автомобильных
туристских маршрутов и создание
глэмпинговых зон для размещения
автодомов, приведение в нормативное
состояние автомобильных дорог
регионального и межмуниципального
значения (их участков), входящих в состав
автомобильных туристских маршрутов,
создание вблизи объектов туристской
инфраструктуры парковок, в том числе для
автобусов, перевозящих экскурсионные
группы, и иные мероприятия, реализация
которых позволит значительно повысить
конкурентоспособность туристического
продукта Кабардино-Балкарской
Республики на российском и
международном рынках, в результате чего
республика получит развитую туристскую
инфраструктуру, способную удовлетворить
потребности автопутешественников.";
7) в подразделе 7:
а) наименование изложить в
следующей редакции:
"7. Детско-юношеский и молодежный
туризм";
б) дополнить абзацами следующего
содержания:
"Молодежный туризм представляет
собой важный и динамично развивающийся
сегмент туристической отрасли. Учитывая
высокую активность и интерес молодежи к
новым впечатлениям, приключениям и
культурному обмену, развитие
молодежного туризма становится ключевым
элементом стратегии устойчивого
развития туризма в республике.
Молодежный туризм создает
возможность для вовлечения молодых
людей в туристическую деятельность, что
способствует развитию их
предпринимательских навыков и
инициатив. Студенты и молодые
специалисты могут участвовать в
организации мероприятий, создании
туристических маршрутов и
предоставлении услуг. Разработка
программ, ориентированных на молодежь
(спортивные мероприятия, культурные
обмены), поможет создать положительный
имидж республики как современного и
гостеприимного региона. Кроме того,
молодежный туризм активно
пропагандирует здоровый образ жизни
через спортивные мероприятия, походы в
горы, экстремальные виды спорта и
экологические программы. Это не только
способствует физическому развитию
молодежи, но и привлекает внимание к
природным богатствам
Кабардино-Балкарии.
Проведение исследований,
семинаров, мастер-классов и курсов по
различным направлениям позволит
молодежи углубить свои знания и навыки, а
также способствовать культурному обмену
с другими регионами и странами. Развитие
молодежного туризма может стать
отправной точкой для превращения
Кабардино-Балкарии в значимое звено
образовательного и научно-популярного
туризма.
Поддержка инициатив молодежи,
создание комфортной инфраструктуры и
развитие программ, ориентированных на
молодежную аудиторию, помогут привлечь
внимание к уникальным возможностям
республики и укрепить ее позиции на
туристической карте России.".
5. В разделе V:
1) подразделы 4 и 5 изложить в
следующей редакции:
"4. Повышение инвестиционной
привлекательности
В целях повышения
конкурентоспособности туристского
продукта необходимо создание
благоприятных условий для увеличения
инвестиционной привлекательности
Кабардино-Балкарской Республики.
Меры государственной поддержки
инвестиционных проектов на региональном
уровне должны привлечь в республику
частный капитал. Формой государственной
поддержки инвестиционной деятельности в
туристском секторе являются системы
грантов, кредитно-гарантийной поддержки,
субсидирование процентных ставок по
кредитам, реализация мер по снятию
барьеров и акселерации субъектов малого
и среднего предпринимательства в сфере
туризма.
Кроме того, необходимо
стимулирование субъектов туристской
индустрии, открыто работающих на
туристском рынке, в целях снижения доли
теневого сектора и развития
добросовестной конкуренции.
Формирование и реализация мер
поддержки проектов в сфере туризма в
форме снижения арендных платежей за
пользование земельными участками,
находящимися в государственной и (или)
муниципальной собственности, для
участников планов развития туристских
территорий (резидентов территорий
специальных преференциальных режимов)
могут способствовать ускорению
реализации инвестиционных проектов.
В целях дальнейшего развития
туристско-рекреационного комплекса
республики в ближайшие годы планируется
реализация следующих наиболее
перспективных инвестиционных проектов:
всесезонный горный
туристско-рекреационный
бальнеологический курорт "Джылы-Су",
санаторно-курортный комплекс "Нальчик",
туристический кластер в Чегемском
ущелье, всесезонные
туристско-рекреационные комплексы
"Верхние Голубые озера" и "Эльбрус".
Инвестиционный проект "Всесезонный
горный туристско-рекреационный
бальнеологический курорт "Джылы-Су"
планируется реализовать на территории
Зольского района. Общая площадь
территории комплекса составит 620 га, на
которой предполагается устройство
бальнеологического, горнолыжного и
спортивно-туристского комплексов. Общий
поток туристов по результатам
реализации проекта должен составить не
менее 160 тыс. человек в год.
Бальнеологический комплекс
включает средства размещения с общим
номерным фондом более 700 мест,
общественный бассейн, средства
общественного питания на 330 посадочных
мест, кемпинг-парк на 1400 мест.
Горнолыжный комплекс включает 2 канатные
дороги, 7 горнолыжных трасс различной
категории сложности общей
протяженностью 9,3 км, средства
размещения с общим номерным фондом 780
мест, средства общественного питания на
665 посадочных мест. Спортивно-туристский
комплекс включает спортивную зону,
средства размещения для спортивных
сборов и туристов с общим коечным фондом
на 600 мест, фестивальную площадку на 800
мест.
Реализация инвестиционного
проекта "Развитие санаторно-курортного
комплекса "Курорт Нальчик" направлена на
комплексное развитие города-курорта
Нальчик путем строительства новых и
модернизации существующих
санаторно-курортных и туристских
объектов, реконструкции минералопровода
курорта, инженерных коммуникаций и
транспортной инфраструктуры, набережной
р. Нальчик от моста по ул. Кешокова до
моста по ул. Канукоева, и сети озер,
реновации популярного среди горожан и
отдыхающих спортивно-оздоровительного
объекта - терренкура на гору Большая
Кизиловка, что позволит внести
существенный вклад в решение задач по
увеличению количества мест в санаториях
и гостиницах до 10 тыс. и численности
отдыхающих до 400 тыс. человек ежегодно.
Реализация проекта по развитию
туристического кластера в Чегемском
ущелье станет катализатором для
повышения туристской привлекательности
республики и стимулирования
экономического роста Чегемского района.
Проект включает в себя создание нового
развитого туристического маршрута вдоль
автомобильной дороги протяженностью
более 80 км от федеральной дороги Р-217
"Кавказ" к туристским базам "Чегем" и
"Башиль", строительство туристских домов
в каждом сельском поселении вдоль
указанной автомобильной дороги, а также
обустройство парковочных зон для
автотранспорта. Предусмотрено создание
объектов инфраструктуры для
обслуживания в районе термальных
источников. Кроме того, планируется
строительство подвесного моста и
лифтовых подъемов в районе Чегемских
водопадов, а также реконструкция
туристических баз "Чегем" и "Башиль".
Одной из ключевых составляющих проекта
станет развитие популярных туристских
дестинаций Чегемских водопадов и
парадрома. Эти уникальные природные
объекты уже сейчас привлекают множество
туристов, благодаря созданию развитой
инфраструктуры их посещаемость
значительно увеличится.
Инвестиционный проект "Всесезонный
туристско-рекреационный кластер
"Верхние Голубые озера" предполагает
строительство и эксплуатацию
туристского кластера в живописном месте
на берегу Верхних Голубых озер в
Черекском районе. На территории кластера
планируется строительство гостиницы на
28 мест, пункта питания, гостевого дома на
2 места, дома рыбака на 2 места, причала,
беседки для отдыха, спортивной площадки,
детской площадки. В 2023 году реализован
второй этап проекта, в рамках которого
введены в эксплуатацию 6 гостевых домов,
способных одновременно принять до 25
человек. По результатам реализации
проекта планируется увеличить турпоток
на 70 тыс. человек в год.
В рамках "прорывного"
инвестиционного проекта всесезонного
туристско-рекреационного комплекса
"Эльбрус" ведется работа по обеспечению
курорта объектами туристской и
инженерной инфраструктуры. Целью
реализации проекта является
стимулирование инвестиционной
активности и привлечение капитала в
экономику, создание современной
туристической инфраструктуры, а также
увеличение туристского потока в
Приэльбрусье до 1 млн человек в год. К 2030
году на курорте будут функционировать 35
км горнолыжных трасс и 12 канатных дорог,
создано 2384 рабочих места и 4438 новых мест
размещения туристов. Стоимость
произведенных товаров и услуг составит
более 20 млрд рублей.
В 2024 году Министерством
экономического развития Российской
Федерации по итогам 3 этапа отбора
проектов по программе льготного
кредитования в перечень потенциальных
заемщиков, планируемых к включению в
единый реестр заемщиков, в рамках
программы льготного кредитования
включены 4 инвестиционных (резидентских)
проекта по строительству крупных
гостинично-ресторанных комплексов на
общую сумму более 35 млрд рублей, что
позволит увеличить коечный фонд в рамках
проекта на 4050 мест и создать
дополнительно 1000 рабочих мест.
С 2022 года Кабардино-Балкарская
Республика успешно принимает участие в
реализации национального проекта
"Туризм и индустрия гостеприимства", в
рамках которой поддержано более 50%
проектов по созданию и развитию
туристской инфраструктуры.
Реализация указанных
инвестиционных проектов будет
способствовать созданию в
Кабардино-Балкарской Республике
привлекательного туристского продукта,
занятости населения, увеличению
численности туристов, увеличению
налоговых поступлений в бюджет
республики.
5. Туристская и обеспечивающая
инфраструктура, формирование доступной
и комфортной туристской среды
Важной мерой повышения качества
услуг в сфере туризма является поддержка
реализации программ и проектов по
развитию туристской инфраструктуры,
придорожной инфраструктуры (придорожный
сервис, кемпинги, зоны отдыха, парковки
для туристского транспорта и др.), в том
числе на принципах
государственно-частного и
муниципально-частного партнерства.
Создание разнообразной и
качественной гостиничной
инфраструктуры - важный шаг на пути к
привлечению туристов. Необходимо
поддерживать инициативы по
строительству новых средств размещения,
а также модернизировать существующие.
Особое внимание следует уделить
созданию доступных условий для людей с
ограниченными возможностями здоровья и
других маломобильных групп населения,
что позволит расширить аудиторию и
сделать республику более
привлекательной для всех категорий
туристов.
Формирование комфортной
туристской среды должно учитывать
принципы экологической устойчивости.
Важно развивать экотуризм, который
позволит сохранить природные ресурсы и
обеспечить их бережное использование.
Создание и благоустройство экологически
чистых зон отдыха, развитие зеленых зон,
парков, скверов и общественных
пространств будут способствовать
формированию положительного имиджа
республики.
Необходима разработка системы мер
по поддержке строительства и
реконструкции объектов обеспечивающей
инфраструктуры на перспективных для
туризма территориях, что будет
способствовать стимулированию
инвестиционной активности в отрасли.
Также необходима реализация проектов по
созданию туристической инфраструктуры,
включая туристские информационные
центры, смотровые площадки, обустройство
туристических маршрутов и знаковых
объектов. Это позволит не только
улучшить навигацию для туристов, но и
создать привлекательные пространства
для отдыха и досуга. Важно также
обеспечить наличие необходимой
информации о маршрутах,
достопримечательностях и услугах на
разных языках.
Создание универсальной туристской
среды призвано расширить рамки целевой
группы проектирования и предполагает
организацию комфортного пребывания в
городе, доступа к сервису, простой и
узнаваемой системы навигации для всех
социальных групп.
Доступная среда туристской
территории должна соответствовать
основным критериям: безопасности,
доступности, информативности,
комфортности.
Приобретение туристами
позитивного опыта во всех аспектах
пребывания тесно связано с созданием
привлекательного внешнего облика
объектов туристского показа. Поэтому
очень важна поддержка туристско
ориентированных муниципальных
образований по благоустройству
территорий, прилегающих к местам
туристского показа. Перспективно в
правила застройки и землепользования
туристских поселений включать единые и
обязательные к исполнению требования к
визуальному облику строений.
Кроме того, в рамках стимулирования
субъектов туристской индустрии,
работающих легально, в целях снижения
доли теневого сектора и развития
добросовестной конкуренции необходимо
предусмотреть меры государственной
поддержки в виде льгот при аренде
земельного участка для реализации
инвестиционных проектов.
Внедрение дизайн-кода туристского
центра позволит сформировать
стилистически единую комфортную среду и
повысить привлекательность территории.
Развитие туристской и
обеспечивающей инфраструктуры в
Кабардино-Балкарской Республике
является важным условием для создания
доступной и комфортной туристской среды.
Комплексный подход к решению этих задач
позволит не только привлечь большее
количество туристов, но и повысить
качество жизни местного населения,
создавая новые рабочие места и
способствуя экономическому развитию
региона.";
2) абзацы третий и четвертый
подраздела 6 изложить в следующей
редакции:
"Сеть автомобильных дорог общего
пользования республики в 2024 году
составляет 10588,5 км, из них федеральных -
384,7 км, региональных - 2950,9 км, дорог
местного значения - 7252,9 км. В столице
республики функционируют международный
аэропорт Нальчик и железнодорожный
вокзал, куда прибывают поезда дальнего
следования и пригородные поезда.
С целью развития
туристско-рекреационного комплекса
Кабардино-Балкарии и повышения
транспортной доступности региона, в том
числе с учетом возросшей актуальности и
популярности автомобильного туризма,
необходимо обеспечить развитие сети
федеральных, региональных,
межмуниципальных и местных автодорог,
востребованных для развития туризма, а
также приведение их в нормативное
состояние. Кроме того, помимо
надлежащего качества дорожного
покрытия, необходимо обеспечить наличие
достаточного количества:";
3) подраздел 8 изложить в следующей
редакции:
"8. Обеспечение безопасности в сфере
туризма
Вопросы повышения безопасности
туризма являются ключевыми на
современном этапе государственной
политики в области туризма,
ориентированной на повышение качества
жизни населения.
Безопасность туристов напрямую
зависит от политики государства, мер,
принимаемых фирмами, турагентами и
туроператорами, а также от действий
самих туристов. Безопасность туризма и
уменьшение рисков при путешествии
касаются широкого круга проблем, в том
числе обеспечения медицинского
обслуживания, проверки технического и
санитарного состояния туристского
инвентаря и объектов туристской
инфраструктуры, организации работы
служб спасения и скорой помощи,
страхования, своевременного
информирования о существующих угрозах,
обеспечения немедленного отклика на
жалобы туристов, органов охраны
памятников и окружающей среды.
Ввиду актуальности указанного
вопроса и повышения туристского потока
как в Кабардино-Балкарскую Республику,
так и в Российскую Федерацию в целом,
проведена большая работа по
совершенствованию нормативной правовой
базы, регулирующей безопасность в сфере
туризма.
Для создания комфортной и
безопасной туристской среды необходимо
обеспечить:
создание и благоустройство
туристских маршрутов (разработка и
маркировка с учетом уровня сложности и
возможных рисков);
информирование о правилах
безопасности (создание и
распространение информационных
материалов, включая брошюры и плакаты,
которые будут информировать туристов о
правилах поведения в горах, на водоемах и
в общественных местах);
обучение сотрудников сферы туризма
и индустрии гостеприимства (проведение
тренингов, реализация дополнительных
профессиональных программ для
работников субъектов туристской
индустрии по вопросам обеспечения
безопасности, эвакуации, действиям в
случае возникновения чрезвычайных
ситуаций и оказания первой помощи);
патрулирование (увеличение числа
патрулей на популярных туристских
объектах в высокие сезоны, а также
установка видеонаблюдения в местах
массового туристского показа позволит
повысить уровень безопасности и снизить
риск правонарушений);
создание волонтерских групп
(формирование волонтерских отрядов из
числа местных жителей, которые смогут
помогать туристам и информировать о
природно-климатических особенностях
республики, местных обычаях, традициях).
В современном мире информационная
безопасность становится все более
актуальной. Применительно к сфере
туризма следует отметить необходимость
реализации следующих мер:
защита данных туристов
(обеспечение конфиденциальности личной
информации клиентов, а также внедрение
современных технологий для защиты
данных);
информирование о мошенничестве
(проведение кампаний по информированию
туристов о возможных рисках
мошенничества и способах их
предотвращения).
Комплексный подход к решению
вопросов безопасности позволит создать
комфортные условия для туристов,
повысить доверие к региону как к
безопасному туристическому направлению
и способствовать устойчивому развитию
местной экономики.";
4) подраздел 9 дополнить абзацами
следующего содержания:
"Еще одним элементом
маркетингового продвижения региона
может стать создание регионального
сувенирного бренда. Сувениры не только
служат символами местной культуры и
традиций, но и становятся важным
элементом туристического опыта,
способствуя формированию
положительного имиджа региона.
Разработка сувенирного бренда должна
основываться на уникальных культурных,
исторических и природных особенностях
Кабардино-Балкарии. Важно создать
продукцию, которая отражает
самобытность региона (традиционные
ремесла, национальная символика или
природные мотивы). Это позволит привлечь
внимание туристов и стимулировать
интерес к местной культуре. Эффективное
продвижение сувенирного бренда требует
использования современных
маркетинговых стратегий. Создание яркой
визуальной идентичности, активное
присутствие в социальных сетях и участие
в туристских выставках помогут привлечь
внимание к продукции региона. При
создании сувенирного бренда важно
учитывать принципы устойчивого
развития. Использование экологически
чистых материалов и поддержка местных
производителей помогут не только
сохранить природу региона, но и повысить
интерес к продукции среди сознательных
потребителей.
Создание регионального
сувенирного бренда в
Кабардино-Балкарской Республике станет
важным инструментом для продвижения
туристической привлекательности
региона, укрепления его культурной
идентичности и поддержки местной
экономики. Эффективная реализация этой
инициативы позволит не только увеличить
доходы от туризма, но и способствовать
сохранению уникального наследия
Кабардино-Балкарии.
Также одной из мер, способствующей
продвижению туризма, может стать
привлечение лидеров общественного
мнения Российской Федерации и
дружественных стран для формирования
позитивного образа туристского
продукта, сотрудничество с которыми
позволит создать интересный контент,
подчеркивающий уникальность природных и
культурных достопримечательностей
Кабардино-Балкарии. Использование
социальных сетей и других медиа-платформ
для распространения информации о
Кабардино-Балкарии поможет привлечь
потенциальных туристов.";
5) подраздел 10 дополнить абзацем
следующего содержания:
"Покрытие автомобильных дорог и
горных территорий, где расположены
туристские ресурсы, входящие в состав
автомобильных туристских маршрутов,
устойчивой мобильной связью и
интернет-связью является ключевым
фактором не только для обеспечения
безопасности и комфорта водителей, но и
для повышения эффективности
транспортных систем. Современные
технологии связи, такие как 4G и 5G,
позволяют обеспечить стабильный доступ
к информационно-коммуникационной сети
"Интернет" и услугам связи на протяжении
всего маршрута, что особенно важно для
использования навигационных систем,
передачи данных о дорожной ситуации и
экстренной связи. Надежная мобильная
связь на автодорогах способствует
развитию интеллектуальных транспортных
систем, позволяя внедрять инновационные
решения для управления движением,
мониторинга состояния дорог и
взаимодействия между транспортными
средствами. Реализация мер, направленных
на покрытие мобильной связью
автомобильных дорог и горных территорий,
где расположены туристские ресурсы,
входящие в состав автомобильных
туристских маршрутов, не только улучшает
условия для водителей, но и способствует
общему повышению безопасности.";
6) дополнить подразделом 11
следующего содержания:
"11. Внедрение принципов устойчивого
туризма
Устойчивый туризм представляет
собой ключевой аспект Стратегии. В
условиях глобальных экологических
вызовов и растущего интереса к
ответственному потреблению, внедрение
принципов устойчивого туризма
становится не только актуальным, но и
необходимым.
Кабардино-Балкария, обладая
уникальными природными ландшафтами и
богатым культурным наследием, имеет все
шансы стать примером гармоничного
сосуществования человека и природы.
Важно не только привлечь туристов, но и
сделать так, чтобы их посещение
способствовало сохранению природных и
культурных ресурсов региона.
По результатам проведенного
Национальным рейтинговым агентством
рэнкинга устойчивости развития туризма
в 2023 году Кабардино-Балкария заняла 10
место по стране и вошла в группу
"развитых", занимая лидирующие позиции по
Северо-Кавказскому федеральному округу.
Динамичный рост турпотока в некоторых
соседних регионах приводил к "болезни
роста", так называемому "сверхтуризму"
(развитие отрасли не успевает за ростом
турпотока), что проявляется в нарастании
социального напряжения и увеличении
числа конфликтов туристов с местным
населением. Результаты данного рэнкинга
являются одним из важных показателей
того, что республика движется в
правильном направлении в развитии
отрасли.
Устойчивый туризм в республике
должен основываться на принципах
бережного отношения к природе и уважения
к местным традициям. Необходимо
создавать инфраструктуру, которая
минимизирует негативное воздействие на
окружающую среду, внедряя экологически
чистые технологии и практики.
Стимулирование местной экономики через
сотрудничество с местными мастерами,
фермерскими хозяйствами и
производителями позволит сохранить
культурные традиции и обеспечить
туристам аутентичный опыт.
Образование и просвещение туристов
о значимости устойчивого поведения
помогут формировать ответственное
отношение к окружающему миру. Активные
меры по охране экосистем, таких как
национальные парки, заповедники,
заказники, а также поддержка мероприятий
по сохранению культурного наследия,
будут способствовать привлечению
туристов, заинтересованных в
экологическом туризме.
Внедрение принципов устойчивого
туризма в Кабардино-Балкарской
Республике не только повысит
привлекательность региона для туристов,
но и обеспечит долгосрочное развитие
отрасли, сохранив при этом уникальность
природных и культурных ресурсов для
будущих поколений.".
6. Раздел VI изложить в следующей
редакции:
"VI. Ожидаемые результаты и риски
реализации Стратегии
Реализация Стратегии позволит к
концу 2035 года значительно повысить
конкурентоспособность туристического
продукта Кабардино-Балкарской
Республики на российском и
международном рынках.
Ожидаемые результаты реализации
Стратегии включают несколько ключевых
аспектов:
повышение инвестиционной
привлекательности отрасли, привлечение
инвестиций в туристскую сферу, что
позволит реализовывать новые проекты и
развивать существующие;
развитие инфраструктуры - вложение
средств в транспортную, социальную и
туристскую инфраструктуру (дороги,
связь, общественные пространства,
навигация), что сделает туризм в
республике более доступным, в том числе
для автотуристов, и повысит общую
привлекательность республики как
туристического направления;
значительное увеличение потока
туристов, что будет способствовать
развитию местной экономики, приведет к
созданию новых рабочих мест и снизит
уровень безработицы в республике;
повышение качества
предоставляемых туристических услуг
повысит уровень удовлетворенности
туристов, что может способствовать их
повторным визитам и положительным
отзывам о регионе;
сохранение культурного и
природного наследия, охрана и
популяризация уникальных культурных и
природных ресурсов региона будет
способствовать устойчивому развитию
туризма.
В результате выполнения
мероприятий Стратегии республика
получит развитую туристскую
инфраструктуру, способную удовлетворить
потребности российских и иностранных
граждан.
Обеспечение эффективной
реализации Стратегии требует
формирования и развития механизмов
многостороннего взаимодействия между
исполнительными органами
государственной власти
Кабардино-Балкарской Республики и иными
заинтересованными.
Реализация Стратегии будет
осуществляться на межведомственной
основе исполнительными органами
государственной власти
Кабардино-Балкарской Республики в
рамках их компетенции, органами местного
самоуправления, общественными
объединениями и предпринимателями.
Координацию деятельности по
реализации Стратегии будет осуществлять
Министерство курортов и туризма
Кабардино-Балкарской Республики.
Ожидаемые результаты реализации
Стратегии отражены в приложении к
Стратегии.
Реализация Стратегии связана с
угрозой возникновения рисков, способных
снизить показатели ее результативности.
Основными рисками реализации Стратегии
могут стать:
макроэкономические риски, в том
числе снижение уровня доходов граждан
Российской Федерации, приводящие к
исключению расходов на путешествия и
отдых из потребительской корзины
значительной части населения, поскольку
они не носят статуса первоочередных;
финансовые риски - отсутствие
достаточных мер государственной
поддержки развития туристской
инфраструктуры, в том числе в рамках
государственно-частного партнерства;
административные барьеры;
кадровые риски - риск низкого
уровня квалификации кадров в сфере
туризма, что может негативно сказаться
на качестве предоставляемых услуг;
отсутствие синхронизации мер по
развитию туристской и транспортной
инфраструктуры;
техногенные и экологические риски -
развитие туризма может оказать
негативное воздействие на окружающую
среду, если не будут приняты
своевременные соответствующие меры по
охране природы.
Для успешной реализации Стратегии
необходимо учитывать как ожидаемые
результаты, так и потенциальные риски,
чтобы обеспечить устойчивое развитие
туризма в Кабардино-Балкарской
Республике.".
7. Приложение к Стратегии изложить в
следующей редакции:
"Приложение
к Стратегии
развития туризма на территории
Кабардино-Балкарской Республики
до 2035 года
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Факт |
План | ||||
|
|
|
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2030 год |
2035 год |
1. |
Туристский поток, в том числе: |
тыс. чел. |
1213 |
1533 |
1762 |
2026,3 |
2550 |
3000 |
2. |
иностранные туристы |
тыс. чел. |
21,6 |
22,7 |
26,1 |
29,5 |
30 |
35 |
3. |
Количество средств размещения |
ед. |
227 |
360 |
395 |
425 |
511 |
600 |
4. |
Количество мест в средствах размещения |
тыс. ед. |
16,5 |
17,2 |
18,3 |
18,9 |
26 |
32 |
5. |
Среднесписочная численность работников в сфере туризма |
чел. |
4750 |
4850 |
4900 |
4960 |
5500 |
6000 |
6. |
Объем предоставленных услуг |
млн руб. |
11644 |
13900 |
19400 |
24000 |
41600 |
67000". |