Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 октября 2022 года N 554-рп


[О Прогнозе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской республики на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)]



     В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2018 г. N 47-РЗ "О стратегическом планировании в Кабардино-Балкарской Республике" и Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на среднесрочный период, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 3 августа 2016 г. N 140-ПП:


     1. Одобрить прилагаемые:


     Предварительные итоги социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики за 8 месяцев 2022 г. и ожидаемые итоги социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики за 2022 год;


     Прогноз социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов).


     2. Исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики довести до подведомственных организаций прогнозные задания на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.


     3. Рекомендовать местным администрациям муниципальных районов, городских округов на основе Прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов) разработать и утвердить прогнозные показатели развития экономики и социальной сферы соответствующих муниципальных образований на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов и довести задания до хозяйствующих субъектов на подведомственных территориях.


     4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Кунижева М.А.

Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ



Одобрены
распоряжением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 24 октября 2022 г. N 554-рп



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 8 МЕСЯЦЕВ 2022 Г. И ОЖИДАЕМЫЕ ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 2022 ГОД


     Социально-экономическое положение республики за 8 месяцев 2022 г. характеризуется следующим образом.


     Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" и "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" составил 33 млрд рублей.


     Индекс промышленного производства составил 101,8%.


     Полезных ископаемых отгружено на сумму 142 млн рублей, индекс промышленного производства составил 109,7%.


     Обрабатывающими производствами отгружено продукции на сумму 23876,9 млн рублей, индекс промышленного производства составил 89,2% к соответствующему периоду 2021 года.


     По виду деятельности "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" отгружено товаров, выполнено работ и услуг на сумму 7881,2 млн рублей, индекс промышленного производства составил 127,2% к уровню января - августа прошлого года.


     По виду деятельности "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" оказано услуг на сумму 1131,8 млн рублей, индекс промышленного производства составил 107,9% к аналогичному периоду 2021 года.


     Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в январе - августе 2022 г. в действующих ценах, по расчетам, составил 29,6 млрд рублей, или 103,7% в сопоставимой оценке к уровню соответствующего периода прошлого года.


     В растениеводстве продолжается уборка кукурузы, подсолнечника, картофеля и овощей.


     По состоянию на 1 сентября 2022 г. по сравнению с аналогичной датой 2021 года в хозяйствах всех категорий увеличилось поголовье всех видов скота и составило: крупного рогатого скота - 273,2 тыс. голов (100,3% к аналогичной дате прошлого года), в том числе коров - 137,5 тыс. голов (101,1%), овец и коз - 422,4 тыс. голов (102,2%), свиней - 3,5 тыс. голов (102,0%), сократилось поголовье птицы - 3620,5 тыс. голов (97,2%).


     В хозяйствах всех категорий, по расчетам, произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 64,5 тыс. тонн (104,3% к уровню января - августа 2021 г.), надоено 339,3 тыс. тонн молока (на 3,1% больше), получено 138,3 млн штук яиц (102,6%).


     Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования за первое полугодие 2022 г. составили 9,75 млрд рублей, или 115% к первому полугодию 2021 г.


     Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", в январе - августе 2022 г. составил 17,6 млрд рублей, что на 5,5% выше аналогичного периода 2021 года.


     С начала года предприятиями и организациями с учетом индивидуального жилищного строительства построено жилья общей площадью 304,5 тыс. кв. м, что на 35,1% больше, чем в аналогичном периоде 2021 года.


     Организациями - застройщиками, осуществляющими многоквартирное жилищное строительство, в январе - августе 2022 г. построено жилья общей площадью 104 тыс. кв. м.


     Индивидуальными застройщиками построено 200,5 тыс. кв. м жилья, что на 43,1% больше соответствующего периода 2021 года.


     Оборот розничной торговли в январе - августе 2022 г. сложился в объеме 142,9 млрд рублей, или 110,3% (в сопоставимых ценах) к уровню соответствующего периода предыдущего года.


     В январе - августе 2022 г. оборот розничной торговли на 50,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 49,1%.


     В товарной структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в январе - августе 2022 г. составил 49,4%, непродовольственных товаров - 50,6%. Населению республики реализовано пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на сумму 70,7 млрд рублей, что на 10% больше уровня января - августа 2021 г. Оборот непродовольственных товаров вырос на 10,6% и составил 72,2 млрд рублей.


     В январе - августе 2022 г., по предварительным данным, населению было оказано платных услуг на 27,5 млрд рублей, что составляет 108,4% (в сопоставимых ценах) к аналогичному периоду предыдущего года.


     В январе - августе 2022 г. в расчете на 1 жителя республики оказано услуг на 3,9 тыс. рублей, за этот же период в 2021 году - 3,3 тыс. рублей. В структуре платных услуг населению преобладали жилищно-коммунальные услуги - 29%, услуги телекоммуникаций - 15,4%, бытовые услуги - 13,3%.


     В общем объеме платных услуг на субъекты малого предпринимательства приходится 62,1%, на организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства - 37,9%.


     В январе - августе 2022 г. отмечено (в сопоставимой оценке) значительное увеличение объемов услуг культуры в 1,5 раза, прочих платных услуг в 1,6 раза, физической культуры и спорта на 27,5%, услуг образования на 27,8%, санаторно-курортных организаций на 33,4%. Снизились объемы ветеринарных услуг на 3%.


     Удельный вес бытового обслуживания населения в объеме платных услуг составляет 13,3%. В структуре бытовых услуг 55,5% занимают услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования приходится 18%.


     Меры экономической политики, направленные на сохранение занятости и восстановление экономики, позволили существенно снизить уровень безработицы. На конец августа 2022 г. численность официально зарегистрированных безработных составила 8,9 тыс. человек.


     Среднемесячная заработная плата по республике за январь - август 2021 г. по оценке составила 34038,7 рублей.


     По данным федерального статистического наблюдения средняя заработная плата всех категорий работников, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", достигла или превысила целевые индикаторы, установленные соответствующими региональными "дорожными картами".


     Предварительные итоги социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики за 2022 год, по оценке Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, сложатся следующим образом.


     Объем валового регионального продукта (ВРП) оценивается в размере 242 млрд рублей, или 103,8% к уровню 2021 года.


     Индекс промышленного производства оценивается на уровне 110,0%.


     Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" и "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" за 2022 год оценивается в сумме 61347,7 млн рублей.


     По виду деятельности "добыча полезных ископаемых" объем отгруженной продукции составит 344,3 млн рублей, или 104,1% к уровню 2021 года. Удельный вес данного вида деятельности в общем объеме отгруженных товаров по республике составит 0,6%.


     По виду деятельности "обрабатывающие производства" объем отгруженных товаров оценивается в сумме 48814,9 млн рублей, или 109,3% к уровню 2021 года. Удельный вес данного вида деятельности в общем объеме отгруженных товаров по республике составит 79,6%.


     По виду деятельности "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг оценивается в сумме 10319,8 млн рублей, или 105,0% к уровню 2021 года. Удельный вес данного вида деятельности в общем объеме отгруженных товаров по республике составит 16,8%.


     По виду деятельности "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг оценивается в размере 1868,7 млн рублей, или 114,6% к уровню прошлого года. Удельный вес данного вида деятельности в общем объеме отгруженных товаров по республике составит 3,1%.


     Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозтоваропроизводителей (сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей, хозяйства населения) в 2022 году в действующих ценах по предварительному расчету составит 77725,6 млн рублей, или 110,0% в сопоставимой оценке к уровню 2021 года.


     Посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2022 года в хозяйствах всех категорий составила 282 тыс. га.


     Зерновые и зернобобовые культуры посеяны на площади 205,5 тыс. гектаров (72,9% от общей посевной площади), в том числе кукуруза на зерно - 137,8 тыс. гектаров; технические культуры посеяны на площади 42,9 тыс. гектаров (15,2%), в том числе подсолнечник - 20,7 тыс. гектаров, картофель и овощебахчевые культуры на площади - 23,9 тыс. гектаров (8,5%), кормовые культуры на площади - 9,8 тыс. гектаров (3,5% к общей посевной площади).


     На 2022 год государственная поддержка сельскохозяйственного производства за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики запланирована в объеме 2,2 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2,1 млрд рублей, счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 0,1 млрд рублей.


     В пищевой и перерабатывающей промышленности будут осуществляться меры по более полной загрузке мощностей предприятий, обновлению материально-технической базы отрасли, расширению сырьевой базы на основе кооперации с сельскохозяйственным производством, собственного производства и заготовок сырья на местах. Модернизация пищевых и перерабатывающих предприятий остается одной из актуальных проблем отрасли, предстоит достичь намеченных целей по модернизации и добиться более высокой степени конкурентоспособности выпускаемой пищевой продукции.


     В 2022 году по сравнению с прошлым годом вырастут объемы производства ряда видов пищевой продукции, в том числе молока на 36,7%, продуктов кисломолочных на 4,2%, кондитерских изделий на 3,2%.


     В текущем году планируется произвести 870,0 тыс. декалитров водки и 1827,0 тыс. декалитров винодельческой продукции.


     Объемы производства спирта этилового составят 3310,0 тыс. декалитров, пива - 395,0 тыс. декалитров.


     По итогам года объем инвестиций ожидается в размере 55,9 млрд рублей (101,8% к 2021 году).


     Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" организациями всех форм собственности, по итогам 2022 года составит 38 млрд рублей, или 110% к уровню 2021 года в сопоставимой оценке.


     Ввод в эксплуатацию жилых домов по итогам 2022 года составит, по предварительным данным, 528,0 тыс. кв. м.


     Оборот розничной торговли в 2022 году оценочно составит 245,3 млрд рублей, или в сопоставимых ценах 110% к уровню предыдущего года.


     Объем платных услуг населению в 2022 году оценочно составит 44,6 млрд рублей, или в сопоставимых ценах 111% к уровню предыдущего года.


     Прибыль по всем видам деятельности в 2022 году оценивается в сумме 10007,7 млн рублей, что на 21,8% ниже аналогичного показателя предыдущего года.


     Расчет оценки прибыли проведен с учетом сохранения динамики начисления налога на прибыль во втором полугодии текущего года на уровне средних показателей за 6 предыдущих лет.


     До конца текущего года предполагается сохранить уровень общей безработицы на уровне 48 тыс. человек, или до 10,5% рабочей силы, что соответствует показателям до введения ограничительных мероприятий.


     С учетом принятых решений по повышению на 10% заработной платы работников бюджетной сферы ожидается, что средний размер заработной платы по республике в 2022 году составит 34660 рублей с ростом к уровню предыдущего года на 9,3%.


     Показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) оценивается в 26478 рублей с ростом к предыдущему году на 10%, что соответствует росту зарплат в бюджетных организациях.


     Номинальные денежные доходы населения в 2022 году оцениваются в сумме 303759,3 млн рублей, что на 12,7% выше отчетного показателя 2021 года. С учетом ожидаемого роста потребительских цен реальные денежные доходы населения составят 99,7% к уровню предыдущего года.


     Денежные расходы населения оцениваются в сумме 309372,1 млн рублей, что на 21,0% выше аналогичного показателя 2021 года.


     Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, в 2022 году возрастут на 16,5% по сравнению с предыдущим годом и составят 102,0 млн рублей.



Одобрен
распоряжением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 24 октября 2022 г. N 554-рп



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ)



Раздел 1. МАКРОЭКОНОМИКА


     Показатели прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Прогноз) разработаны на основе анализа результатов развития экономики республики, сложившихся в 2021 году, и ожидаемых показателей развития в 2022 году.


     Прогноз разработан в двух вариантах.


     Достижение прогнозных параметров по двум вариантам определяется возможностями хозяйствующих субъектов Кабардино-Балкарской Республики, скоростью достижения поставленных целей и степенью воздействия неблагоприятных факторов экономического развития.


     Первый вариант (оптимистичный) выступает как инвестиционно ориентированный вариант экономического роста Кабардино-Балкарской Республики, характеризующийся высокой инвестиционной активностью и осуществлением ряда крупных инфраструктурных проектов.


     Второй вариант (базовый) характеризует параметры развития экономики республики при сохранении основных тенденций социально-экономического развития.


     При реализации необходимых условий в 2022 году темп роста объема валового регионального продукта (ВРП) составит 103,8%, а его объем достигнет 242 млрд рублей. К концу прогнозируемого периода валовый региональный продукт возрастет на 26,5% к уровню 2022 года, а его объем достигнет 306 млрд рублей.


     Увеличение валового регионального продукта произойдет в основном за счет наращивания объемов по следующим основным отраслям экономики:


     промышленность - прирост объема отгруженных товаров составит 9,5 млрд рублей;


     сельское хозяйство - 14,2 млрд рублей;


     строительство - 11,2 млрд рублей;


     оборот розничной торговли - 111,0 млрд рублей.


     В 2022 году индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 113%.


     При расчете объема прибыли по всем видам деятельности на 2023 - 2025 годы учтена динамика показателей деятельности крупных и средних организаций, кредитных учреждений, малых предприятий, работающих на общей системе налогообложения, а также обособленных подразделений организаций, осуществляющих деятельность на территории Кабардино-Балкарской Республики, доля которых составляет около 60% объема прибыли.


     Прибыль по всем видам деятельности в 2025 году по первому варианту прогнозируется в сумме 15295,0 млн рублей, что в 1,5 раза выше оценочного показателя 2022 года. Существенное влияние на формирование налогооблагаемой прибыли, как и в предыдущие годы, будут оказывать организации, принадлежащие к таким видам экономической деятельности, как "обеспечение электрической энергией, газом и паром", "обрабатывающие производства", "оптовая и розничная торговля". Организациями указанных видов деятельности формируется свыше половины общего объема налогооблагаемой прибыли.


     Прибыль по всем видам деятельности в 2025 году по второму варианту прогнозируется в сумме 14020,4 млн рублей, что на 40,1% выше оценочного показателя 2022 года.



Раздел 2. МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО



2.1. Промышленность


     Прогноз развития промышленного производства в республике на 2023 - 2025 годы составлен на основе условий текущей и прогнозируемой экономической ситуации, рыночной конъюнктуры, складывающейся в республике, инвестиционных ожиданий.


     В соответствии с первым вариантом Прогноза объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" и "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", по чистым видам деятельности к 2025 году данный показатель увеличится по сравнению с 2022 годом на 137,9% и составит 84567,7 млн рублей.


     Индекс промышленного производства в 2023 году составит 110,5% к предыдущему году, в 2024 году - 110,0%, в 2025 году - 110,5%.


     Развитие по видам экономической деятельности будет происходить следующим образом.


     По виду деятельности "добыча полезных ископаемых" к 2025 году объем отгруженных товаров возрастет в 3,8 раза к уровню оценки 2022 года и составит 1322,0 млн рублей. В конце 2023 года предполагается реализация инвестиционного проекта по возобновлению работы Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения. Удельный вес данного вида экономической деятельности в общем объеме отгруженной продукции в 2025 году составит 1,6%.


     По обрабатывающим производствам к 2025 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг прогнозируется в сумме 68928,8 млн рублей, или 141,2% к оценке 2022 года. Удельный вес данного вида экономической деятельности в общем объеме отгруженной продукции в 2025 году составит 81,5%.


     В структуре обрабатывающих производств наибольший удельный вес в 2025 году будут занимать подотрасли "производство пищевых продуктов" (36,4%), "производство электрического оборудования" (25,1%), "производство напитков" (14,9%).


     По подвиду "производство пищевых продуктов" к 2025 году будет отгружено продукции на сумму 25090,8 млн рублей, или 144,3% к уровню 2022 года.


     В производстве напитков к 2025 году прогнозируется отгрузить продукции на сумму 10300,5 млн рублей, или 144,7% к оценке 2022 года.


     По подотрасли "производство текстильных изделий" к 2025 году объем отгруженной продукции составит 174,6 млн рублей, или 133,8% к оценке 2022 года.


     В производстве одежды к 2025 году прогнозируется отгрузить продукции на сумму 2355,8 млн рублей, или 140,3% к уровню оценки 2022 года.


     По производству кожи и изделий из кожи в 2025 году будет отгружено товаров на сумму 156,8 млн рублей, или 147,9% к уровню оценки 2022 года.


     По подотрасли "обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения" объем отгруженных товаров составит в 2025 году 212,9 млн рублей, что в 2,7 раза превысит аналогичный показатель за 2022 год.


     По производству бумаги и бумажных изделий в 2025 году планируется отгрузить товаров на сумму 2551,0 млн рублей, что составит 139,5% к уровню 2022 года.


     По производству химических веществ и химических продуктов в 2025 году будет отгружено продукции на сумму 1630,7 млн рублей, или 126,3% к уровню 2022 года.


     В производстве резиновых и пластмассовых изделий к 2025 году будет отгружено продукции на сумму 999,6 млн рублей, или 127,7% к уровню 2022 года.


     По подотрасли "производство прочей неметаллической минеральной продукции" в 2025 году предполагается отгрузить продукции на сумму 1204,2 млн рублей, что составит 124,0% к уровню 2022 года.


     В производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования к 2025 году объем отгруженных товаров составит 2011,9 млн рублей, или 140,6% к уровню 2022 года.


     В производстве компьютеров, электронных и оптических изделий объем отгруженной продукции к 2025 году составит 3913,0 млн рублей, или 147,9% к уровню 2022 года.


     В прогнозируемом периоде предполагается реализация инвестиционного проекта "Организация серийного производства комплекса рентгеновского диагностического "Диаком" (Космос) и штативных устройств для рентгеновских диагностических комплексов" на ООО "Севкаврентген-Д".


     В подотрасли "производство электрического оборудования" к 2025 году будет отгружено товаров на сумму 17327,6 млн рублей, или 137,8% к уровню 2022 года.


     В производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки, объем отгруженной продукции в 2025 году составит 15,5 млн рублей, что в 1,4 раза превысит уровень 2022 года.


     По подотрасли "производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов" к 2025 году объем отгруженных товаров прогнозируется в сумме 314,1 млн рублей, или 117,8% к уровню 2022 года.


     По подотрасли "производство мебели" к 2025 году будет отгружено товаров на сумму 2,6 млн рублей, или 144,5% к уровню 2022 года.


     По виду деятельности "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" к 2025 году объем выполненных работ и услуг прогнозируется в сумме 11973,2 млн рублей, или 116,0% к уровню 2022 года.


     Удельный вес данного вида деятельности в общем объеме отгрузки к 2025 году составит 14,2%.


     К концу 2024 года предполагается реализация проекта по строительству Черекской ГЭС (ПАО "РусГидро").


     По виду деятельности "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в 2025 году будет выполнено работ на сумму 2343,7 млн рублей, или 125,4% к уровню 2022 года.


     Удельный вес данного вида деятельности в общем объеме отгрузки составит 2,8%.


     По второму варианту Прогноза индекс промышленного производства в 2023 году составит 102,4%, в 2024 году - 101,8%, в 2025 году - 103,2%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по чистым видам деятельности в 2023 году прогнозируется в сумме 64508,2 млн рублей, в 2024 году - 67245,4 млн рублей, в 2025 году - 70849,3 млн рублей, что больше оценочных объемов за 2022 год на 5,2%, 9,6% и 15,5% соответственно.



2.2. Транспорт


     Достижение прогнозных параметров по двум вариантам Прогноза определяется возможностями хозяйствующих субъектов в транспортной сфере, скоростью достижения поставленных целей и степенью воздействия неблагоприятных факторов экономического развития.


     Первый вариант является целевым и исходит из благоприятных условий развития экономики республики. Этот вариант предполагает динамичный рост показателей в области пассажирских перевозок и перевозки грузов, рассчитан на деятельность пассажирских предприятий транспорта в условиях обновления подвижного состава, повышения мобильности населения, увеличения объемов производства продукции грузообразующих отраслей экономики.


     Второй вариант является базовым и построен исходя из менее благоприятного сценария развития экономики в сфере транспорта. Данный вариант предполагает сравнительно невысокий, но устойчивый рост основных показателей.


     К концу 2025 года по сравнению с оценкой 2022 года предполагается увеличение грузооборота автомобильного транспорта на 56%, количество перевезенных пассажиров автомобильным транспортом на 77,1%.


     По второму варианту Прогноза предполагается к концу 2025 года по сравнению с оценкой 2022 года увеличение грузооборота автомобильного транспорта на 22,5%, количества перевезенных автомобильным транспортом пассажиров - на 28,0%.



2.3. Агропромышленный комплекс


     Прогнозные показатели развития сельского хозяйства на период до 2024 года разработаны на основе анализа тенденций развития отрасли и факторов, повлиявших на динамику сельскохозяйственного производства в предыдущие годы с учетом реализации мероприятий государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике", более полного использования конкурентных преимуществ, природно-ресурсного потенциала республики, в том числе в рамках решения задачи по повышению объемов экспорта продукции агропромышленного комплекса, а также влияния погодно-климатических условий - одного из главных факторов повышенного риска ведения сельского хозяйства из-за недостаточной материально-технической оснащенности отрасли.


     Первый вариант Прогноза разработан с учетом стоящей перед республикой задачи по двукратному увеличению в 2025 году вклада сельского хозяйства в валовой региональный продукт и предполагает ускоренное развитие отрасли в результате всесторонней поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализации новых высокотехнологичных инвестиционных проектов по созданию животноводческих ферм, тепличных комплексов, предприятий по переработке сельхозпродукции, масштабной закладке садов интенсивного типа, внедрению инновационных технологий мелиорации земель, использованию высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. По данному варианту объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сопоставимой оценке к концу прогнозного периода возрастет по сравнению с 2022 годом в 1,33 раза.


     Второй вариант Прогноза предполагает развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности в условиях реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике" и предусматривает реализацию намеченных мер и достижение поставленных целей. По этому варианту объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сопоставимой оценке в 2025 году возрастет по сравнению с 2021 годом на 5,1%.


     При этом усилия будут сконцентрированы на интенсификации производства по основным направлениям специализации, определенным природно-климатическими условиями и имеющимися земельными и трудовыми ресурсами, а также опытом. Это касается таких отраслей как производство зерна, садоводство, овощеводство, молочное и мясное скотоводство, птицеводство.


     Садоводство-экономически и социально эффективная отрасль, способная обеспечить высокую рентабельность инвестиций и занятость сельского населения. Площади плодово-ягодных насаждений в республике к началу 2022 года превысили 24,6 тыс. га, почти 20 тыс. га из этой площади составляют сады интенсивного типа, большинство из которых в прогнозируемом периоде вступят в период полного плодоношения.


     В республике получило развитие овощеводство закрытого грунта, как в личных подсобных хозяйствах населения, так и в промышленных масштабах.


     Наличие значительных площадей естественных кормовых угодий (сенокосов и пастбищ), а также производство в республике в основном фуражного зерна благоприятствуют развитию животноводства: мясомолочного скотоводства, овцеводства и мясного птицеводства.


     Рост производства по всем основным видам сельскохозяйственных культур произойдет в основном за счет увеличения урожайности.


     Рост производства животноводческой продукции прогнозируется за счет увеличения продуктивности скота и птицы, а также увеличения численности его поголовья.


     Предусматривается повышение эффективности государственных вложений в сельское хозяйство.


     Будет осуществляться государственная поддержка наиболее перспективных направлений деятельности, способных обеспечить наибольшую отдачу вложенных средств.


     Пищевая и перерабатывающая промышленность


     Основной проблемой перерабатывающих предприятий в прогнозируемом периоде остается загрузка имеющихся производственных мощностей, замена изношенного технологического оборудования, пополнение оборотных средств. Приоритетным направлением будет ввод новых мощностей и их освоение, осуществление технологического переоснащения предприятий и обеспечение на этой основе снижения издержек производства и повышение качества продукции, улучшение ассортимента и, следовательно, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.


     В результате осуществления намеченных мер в пищевой и перерабатывающей промышленности увеличится производство в 2023 году по сравнению с 2022 годом:


     мяса и субпродуктов убойных животных - в 1,8 раза;


     мяса и субпродуктов домашней птицы - в 1,2 раза;


     плодоовощных консервов - на 3,8%.


     Больше будет произведено и других видов пищевой продукции.


     К концу прогнозного периода спирта будет произведено 3350,0 тыс. декалитров. Выработка алкогольной продукции в 2025 году составит к уровню 2022 года: водки - 103,5%, вина фруктового - 105,2%, напитков винных без добавления спирта - 113,6%, пива - 106,1%.


     Большое значение для развития агропромышленного комплекса республики имеют реализованные в последние годы и реализующиеся в настоящее время в республике инвестиционные проекты.


     В текущем году продолжается реализация проектов по:


     строительству консервного завода по производству томатной пасты мощностью 33,5 тыс. тонн в год (II этап);


     строительству тепличного комплекса площадью 100 га по производству плодоовощной продукции;


     модернизации производственных мощностей по переработке молока.


     Также продолжается закладка садов интенсивного типа (в 2022 году запланировано заложить сады на площади 1,5 тыс. га) и строительство современных плодохранилищ, что позволит сохранить собранный урожай плодово-ягодной продукции до 270 дней без потери качественных характеристик, тем самым обеспечивать круглый год население свежими фруктами и способствовать стабилизации цен на данную продукцию.



2.4. Охрана окружающей среды


     Прогноз основных показателей охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на 2023 год и на период до 2025 года разработан на основе анализа тенденций, сложившихся в предыдущие годы, прогнозной оценки 2022 года.


     Первый вариант Прогноза показателей охраны природы и природопользования предполагает некоторое ухудшение экологической обстановки в связи с более полной реализацией мер по развитию экономики, однако исключает возможность резкого изменения условий, ухудшающих экологическую обстановку. Развитие по этому варианту предполагает более благоприятные условия развития экономики, следовательно, увеличение финансирования природоохранных мероприятий и рациональное использование природных ресурсов в сравнении со вторым вариантом прогноза.


     Второй вариант Прогноза отражает воздействие факторов и условий, улучшающих экологическую обстановку. Неполная реализации мер по развитию экономики, предусматриваемая этим вариантом прогноза, будет способствовать сохранению благоприятной экологической обстановки.


     В прогнозном периоде остаются актуальными и потребуют приоритетного решения следующие проблемы: неудовлетворительное состояние водных объектов, атмосферного воздуха в населенных пунктах, загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, охрана и рациональное использование природных ресурсов, защита населения и территорий от стихийных бедствий.


     Рост объемов производства в промышленности, стройиндустрии, развитие теплоэнергетики приведут к увеличению объемов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, загрязненных сточных вод. В 2025 году объем выбросов в атмосферный воздух составит 4,85 тыс. тонн вредных веществ, или 101,0% к уровню 2022 года. Прогнозируется незначительное увеличение объемов сбросов сточных вод в водоемы, что обусловлено увеличением объема забора воды для нужд экономики республики. К 2025 году объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты составит 28,9 млн куб. м, или 100,3% к уровню 2022 года.


     Водное хозяйство как составляющая природно-ресурсного потенциала Кабардино-Балкарской Республики, имеющая большое значение в обеспечении устойчивого функционирования экономики республики, характеризуется высокой степенью износа и требует длительных затрат на реконструкцию водохозяйственных объектов.


     Объем оборотного и повторно-последовательного использования воды в республике составит к 2025 году 16,2 млн куб. м, или 103,8% к уровню 2022 года.


     Прогнозирование объемов лесовосстановительных работ соответствует мероприятиям Лесного плана Кабардино-Балкарской Республики на 2019 - 2028 годы, утвержденного Указом Главы Кабардино-Балкарской Республики от 30 ноября 2018 г. N 188-УГ, которым определены цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по освоению лесов на территории республики.


     В 2025 году на природоохранную деятельность за счет всех источников финансирования будут использованы инвестиции в объеме 47,0 млн рублей.


     В прогнозируемом периоде за счет федеральных инвестиций будет продолжено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, берегоукреплению, защите населения и производственных объектов от затопления и подтопления (противопаводковые мероприятия).


     Возможность сохранения и улучшения экологической ситуации в республике взаимоувязана с условиями социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики.


     В 2022 году предполагается финансирование мероприятий по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы на территории Кабардино-Балкарской Республики за счет всех источников финансирования в объеме 9,5 млн рублей.



2.5. Разработка недр


     Кабардино-Балкарская Республика обладает разнообразными и богатыми ресурсами различных видов минерального сырья. Наиболее характерной для нашей республики является добыча общераспространенных полезных ископаемых.


     В прогнозируемом периоде планируется освоение видов сырья, дающих при сравнительно небольших затратах на изучение и освоение, высокую ликвидность и сравнительно быструю окупаемость. Такими видами сырья на территории республики являются песчано-гравийная смесь, облицовочные камни, вулканический пепел.


     К 2025 году планируется обеспечить объем добычи:


     песчано-гравийной смеси - 1090,0 тыс. куб. м, что составляет 102,8% к уровню 2022 года;


     кирпично-черепичного сырья - 110 тыс. куб. м, или 110% к уровню 2022 года;


     камней строительных - 140 тыс. куб. м, на уровне 2022 года.


     Территория Кабардино-Балкарской Республики характеризуется разнообразием гидроминеральных ресурсов (минеральные, термальные воды). Всего из скважин минеральной воды в 2022 году прогнозируется добыть 500 тыс. куб. м. В последующих годах объемы добычи возрастут и к 2025 году составят 700 тыс. куб. м, или 140% к уровню 2022 года.


     Прогнозируемый объем добычи нефти в республике к 2025 году составит 111,4 тонны, что в 2,3 раза больше уровня 2022 года.


     Добыча бентонитовых глин в республике ведется в небольших объемах. Необходимо привлечение инвестиций для создания на базе имеющихся запасов крупных производств по глубокой переработке бентонитовых глин (общие ресурсы бентонитовых глин на территории Кабардино-Балкарской Республики составляют 208 млн тонн).


     Кабардино-Балкарская Республика обладает значительными потенциальными запасами цементного сырья (Верхнее-Кенженское месторождение), а также известняков, пригодных для приготовления высококачественного цемента (Заюковское, Белореченское, Сармаковское месторождения).



2.6. Инвестиционная деятельность


     Объем инвестиций, используемых на развитие экономики и социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики организациями всех форм собственности, в 2021 году составил 51063,0 млн рублей, или 105,4% к уровню 2020 года. По оценке, в 2022 году инвестиции составят 55880,79 млн рублей. В 2023 году ожидается по первому варианту 60477,55 млн рублей (102,3%), по второму - 60310,19 млн рублей (102,1%). В 2024 году по первому варианту - 64651,22 млн рублей, или 102,4%, по второму - 64351,45 млн рублей (102,2%). В 2025 году по первому варианту - 68850,97 млн рублей (102,5%), по второму - 68598,65 млн рублей (102,4%).


     Основными направлениями инвестиционной политики будут: формирование эффективной структуры экономики республики, поддержка основных систем жизнеобеспечения и социальной сферы.


     В Кабардино-Балкарской Республике продолжится работа по увеличению инвестиций в основной капитал посредством реализации инвестиционных проектов, в том числе:


     "Всесезонный туристско-рекреационный комплекс "Эльбрус";


     "Строительство тепличного комплекса площадью 100 га по производству плодоовощной продукции защищенного грунта по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, р-н Чегемский, 2,5 км на восток от г.п. Чегем";


     "Возобновление добычи и переработки вольфрамо-молибденовых руд Тырныаузского месторождения Кабардино-Балкарской Республики";


     "Комплексная застройка жилых микрорайонов - "Микрорайон "Мэй" в г.о. Нальчик, "Микрорайон "Восточный" в г.о. Нальчик";


     "Строительство ИТ-парка в г.о. Нальчик";


     "Реализация 2 этапа инвестиционного проекта по производству томатной пасты, мощностью 9 тыс. тонн в год в Прохладненском муниципальном районе, с. п. Пролетарское";


     "Разработка и создание высокотехнологичного производства универсального комплекса для высокоточной рентгенографии и флюорографии на базе телеуправляемой стойки-штатива с функциями трехмерной реконструкции и автоматизированного анализа изображений";


     "Модернизация производственных мощностей по переработке молочной сыворотки и производства творога";


     "Строительство нового завода по переработке молока мощностью 30 тонн в сутки";


     "Строительство плодохранилища на 10 тыс. тонн в Чегемском муниципальном районе";


     Реконструкция гостиницы "Нальчик" ("Апарт-отель "Нальчик").


     В 2023 году объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", составит по первому варианту 43,5 млрд рублей, по второму варианту - 40,8 млрд рублей, или 110% и 100,3% соответственно к уровню 2022 года, в 2025 году по первому варианту - 57,3 млрд рублей, по второму варианту - 49,2 млрд рублей.


     Прогнозные значения по показателю "ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования" социально экономического развития республики на 2022 и плановый период 2023 - 2025 годов формировался с учетом данных местных администраций муниципальных образований и параметров регионального проекта "Жилье".


     По предварительной оценке, ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования в 2022 году составит 528 тыс. кв. м.


     В 2023 году с учетом предложений местных администраций муниципальных образований объем введенного жилья может достигнуть по первому варианту Прогноза 538,3 тыс. кв. м жилья, а по второму - 519,6 тыс. кв. м жилья, к 2025 году по первому варианту Прогноза - 602 тыс. кв. м, а по второму - 579 тыс. кв. м жилья.


     В 2021 году введены в эксплуатацию здания общеобразовательных организаций в г.п. Чегем на 500 ученических мест и в с.п. ст. Солдатская на 250 ученических мест, здания школы на 440 мест в с.п. Ново-Ивановское, дошкольные учреждения на 385 мест, физкультурно-оздоровительные комплексы в г.о. Баксан и в с.п. Шалушка, закончена реконструкция Балкарского театра в г. Нальчике.


     В 2022 году планируется завершить строительство школ на 500 мест в с.п. Куба, 785 мест в г.о. Прохладный, 500 мест в г. Нарткале, дошкольных учреждений на 380 мест, спорткомплекса для занятий спортивным пятиборьем в г. Нальчике.


     В 2023 году ожидается строительство зданий общеобразовательных организаций на 4539 мест, 4 объекта здравоохранения.


     В 2024 году планируется строительство амбулатории в пос. Звездный Чегемского района, крытого катка с искусственным льдом в городе Нальчике и завершение строительства Национального театрального центра "Дворец театров" в г. Нальчике, общеобразовательных учреждений (при условии дополнительного финансирования из федерального бюджета) на 3886 мест.


     В 2025 году планируется завершение строительства онкологического диспансера на 250 коек и 6 иных объектов здравоохранения, общеобразовательных организаций (при условии дополнительного финансирования из федерального бюджета) на 2800 мест.



Раздел 3. РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ


     По оценочным данным, оборот розничной торговли в 2022 году составит 245,3 млрд рублей, что в сопоставимых ценах составит 110% к уровню предыдущего года.


     Объем платных услуг населению в 2022 году составит 44,6 млрд рублей, или 111% к уровню 2021 года.


     В общем объеме платных услуг на субъекты малого предпринимательства приходится 52,6%, на организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, - 47,4%.


     По оптимистичному варианту в 2023 году оборот розничной торговли составит 291,4 млрд рублей, индекс физического объема составит 110,0% к уровню предыдущего года. Объем платных услуг населению по данному варианту составит 52,5 млрд рублей, или 111% к соответствующему периоду прошлого года.


     По базовому варианту оборот розничной торговли составит 284 млрд рублей, или 107,2% к соответствующему периоду прошлого года.


     По данному варианту объем платных услуг населению составит 51,1 млрд рублей, или 108% к уровню 2022 в сопоставимых ценах.


     К 2025 году по оптимистичному варианту Прогноза оборот розничной торговли по всем каналам реализации составит 383,2 млрд рублей, что в сопоставимых ценах составит 110% к уровню 2024 года.


     Объем платных услуг населению по данному варианту прогнозируется в размере 70,2 млрд рублей, или 111,0% к аналогичному периоду прошлого года.


     По базовому варианту в 2025 году оборот розничной торговли по всем каналам реализации составит 356,3 млрд рублей, или 107,5% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года.


     Объем платных услуг населению возрастет на 8,2% по отношению к уровню предыдущего года и составит 64,8 млрд рублей.



Раздел 4. Предпринимательство и малый бизнес


     Малый и средний бизнес в Кабардино-Балкарской Республике являются одними из важнейших секторов региональной экономики, влияющих на ее рост и качество жизни населения.


     По итогам 2021 года, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в Кабардино-Балкарской Республике осуществляли деятельность 19144 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 13965 индивидуальных предпринимателей, количество малых (включая микро-) и средних предприятий составило 5179 единиц.


     Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, в 2021 году составила 58702 человека.


     В 2025 году по первому варианту Прогноза значение показателя увеличится до 80000 человек, по второму варианту Прогноза - до 78000 человек.


     Росту занятости в сфере малого и среднего предпринимательства будут способствовать реализация мероприятий и задач, поставленных в региональных проектах национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", работа организаций инфраструктуры развития бизнеса, развитие института самозанятых граждан.



Раздел 5. Социальная сфера и уровень жизни населения



5.1. Демография


     В соответствии с прогнозными расчетами среднегодовая численность постоянного населения Кабардино-Балкарской Республики вырастет с 869,4 тыс. человек в 2022 году до 873,7 тыс. человек в 2025 году.


     В течение прогнозируемого периода сохранится тенденция снижения рождаемости: общий коэффициент рождаемости (число родившихся в расчете на 1000 жителей) снизится с 12,1 в 2021 году до 10,8 в 2023 году и 10,2 в 2025 году. Снижение рождаемости будет вызвано главным образом сокращением численности женщин в активном репродуктивном возрасте (20 - 29 лет), а также тенденцией откладывания рождения первого ребенка на более поздний срок. Все эти факторы ограничивают возможности роста величины суммарного коэффициента рождаемости, который в течение всего рассматриваемого периода сохранится на уровне 1,6 - 1,65.


     На динамику демографических показателей окажет влияние улучшение эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции и оказавшей существенное влияние на состояние здоровья населения.


     В перспективе до 2025 года прогнозируется снижение данного показателя до допандемического уровня (8,4 - 8,8 умерших в расчете на 1000 жителей).


     Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются в показателе ожидаемой продолжительности жизни. Данный показатель вследствие распространения коронавирусной инфекции снижался в течение последних лет и составил в 2021 году 73,8 года (по Российской Федерации - 70,1 лет). Предполагается, что реализация мер по улучшению медицинского обслуживания населения позволит повысить ожидаемую продолжительность жизни по республике до 76,5 лет к 2025 году.


     В связи с поэтапным повышением пенсионного возраста произойдут позитивные изменения в возрастной структуре населения. Численность трудоспособного населения возрастет с 510,8 тыс. человек в 2021 году до 519 тыс. человек в 2025 году. При этом численность населения старше трудоспособного возраста снизится с 179,5 тыс. человек в 2022 году до 170,4 тыс. человек в 2025 году.


     Численность населения моложе трудоспособного возраста также сократится (с 187,7 до 184,3 тыс. человек) в связи со снижением уровня рождаемости последних лет.


     Уменьшение контингента моложе и старше трудоспособного возраста на фоне увеличения численности трудоспособного населения обусловит снижение демографической нагрузки до 683,4 человек в 2025 году против 733,6 человек в расчете на 1000 трудоспособных граждан в 2022 году.



5.2. Труд и занятость


     Прогноз развития ситуации в сфере занятости определен с учетом темпов экономического роста, перспектив ввода новых производств, планируемых мероприятий государственных программ, в том числе по развитию предпринимательства и самозанятости населения, а также других мер экономической политики, направленных на снижение напряженности на рынке труда и стимулирование занятости.


     Существенное влияние на республиканский рынок труда окажет повышение возраста выхода на пенсию и связанный с ним рост предложения рабочей силы. Прогнозируется увеличение трудовых ресурсов на 6,1 тыс. человек, что потребует создания дополнительных рабочих мест и расширения различных форм занятости для граждан старших возрастов.


     Численность занятых увеличится с 363,6 тыс. человек в 2021 году до 372,3 тыс. человек в 2023 году и 388,5 тыс. человек - в 2025 году. Рост занятости будет сопровождаться мерами по легализации рынка труда и увеличением числа самозанятых.


     Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике или учебой, на протяжении всего периода составит 97,4 - 117,7 тыс. человек.


     Численность лиц, не имеющих работы и классифицируемых в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) как безработные, практически не изменится и составит 43 - 46 тыс. человек, или 9 - 10% рабочей силы.


     Ожидается, что официальная безработица стабилизируется на уровне 1,6 - 2,5% рабочей силы республики.



5.3. Заработная плата


     При прогнозировании среднемесячной заработной платы и дохода от трудовой деятельности на 2023 год и плановый период до 2025 года учитывались следующие параметры:


     прогнозируемые темпы роста потребительских цен;


     прогнозируемый рост заработной платы в среднем по Российской Федерации;


     увеличение минимальной заработной платы (МРОТ) и прожиточного минимума трудоспособного населения;


     планируемая индексация заработной платы работникам бюджетной сферы;


     ожидаемые в прогнозируемом периоде темпы экономического роста (рост ВРП КБР).


     Реализация мероприятий по повышению оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы.


     Предполагается сохранение достигнутых соотношений заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и среднего дохода от трудовой деятельности по Кабардино-Балкарской Республике.


     Во внебюджетном секторе экономики рост заработной платы будет обеспечен ростом объемов производства, мерами по повышению производительности труда, увеличением минимальных гарантий в сфере оплаты труда.


     С учетом планируемых мер, направленных на рост доходов работающих, среднемесячная заработная плата в целом по республике (по базовому варианту) на 2023 год прогнозируется в размере 38470 рублей, что на 11% выше уровня 2022 года.


     Ожидается, что величина дохода от трудовой деятельности будет расти аналогичными темпами и составит в 2023 году по перовому варианту - 29390 рублей (с ростом к уровню предыдущего года 111%), по второму варианту - 28370 рублей (с ростом 107,1%).


     За 2023 - 2025 годы прогнозируется рост заработной платы на 30,2% с достижением величины 45120 рублей на конец периода.


     Прогноз величины прожиточного минимума определен с учетом Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", определяющем прожиточный минимум исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. В 2023 году прожиточный минимум составит по базовому варианту 16055 рублей с ростом к уровню 2022 года на 7,8%.


     С учетом ожидаемого роста заработной платы, пенсий, социальных выплат и иных доходов ожидается сохранение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на уровне 17 - 18,5% в течение всего рассматриваемого периода с возможным снижением показателя к 2025 году до 15,5 - 16,3% от общей численности населения.



5.4. Денежные доходы и расходы населения


     Баланс денежных доходов и расходов населения на 2023 - 2025 годы разработан на основе анализа отчетов Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу за 2021 год и первое полугодие текущего года.


     По первому варианту номинальные денежные доходы населения на 2025 год прогнозируются в сумме 444077,9 млн рублей с темпом роста 146,2% к оценочному показателю 2022 года. Реальные денежные доходы населения возрастут за трехлетний период на 25,5%.


     Денежные расходы населения прогнозируются в сумме 477924,1 млн рублей, что в 1,5 раза выше оценочного показателя 2022 года.


     В структуре расходов населения свыше 90% общего объема приходится на потребительские расходы, включающие покупку товаров и оплату услуг, в 2025 году они возрастут в 1,6 раза по сравнению с текущим годом и составят 453462,2 млн рублей.


     По второму варианту номинальные денежные доходы населения в 2025 году возрастут на 39,5% по сравнению с 2022 годом и составят 423692,3 млн рублей. Реальные денежные доходы населения возрастут за трехлетний период на 18,5%.


     В структуре денежных доходов почти 80% приходится на доходы от трудовой деятельности, прогнозируемые в размере 336675,2 млн рублей с темпом роста 142,4% к уровню 2022 года.


     Объем денежных расходов населения увеличится на 43,9% по сравнению с текущим годом и составит 445122,9 млн рублей. Расходы на покупку товаров и оплату услуг в сумме 421169,8 млн рублей за прогнозируемый период возрастут на 45,3%.



5.5. Развитие отраслей социальной сферы


     Развитие отраслей социальной сферы в прогнозируемом периоде будет определяться ходом реализации мероприятий федеральных и республиканских государственных программ, государственных национальных и региональных проектов и иных документов стратегического развития.


     Потребность в развитии сети образовательных организаций во многом будет обусловлена тенденциями в демографическом развитии.


     В связи с сохранением в течение последних лет динамики снижения рождаемости ожидается уменьшение численности детей в дошкольных образовательных организациях: с 50,8 тыс. человек в 2021 году до 43,9 тыс. человек в 2025 году. Сокращение контингента детей дошкольного возраста будет сопровождаться увеличением охвата дошкольным образованием детей от 0 до 3 лет и разгрузкой уплотненных групп в дошкольных образовательных учреждениях.


     Также в силу демографических причин (достижение школьного возраста многочисленного контингента детей 2007 - 2014 годов рождения) численность обучающихся в общеобразовательных организациях будет расти в течение всего рассматриваемого периода и составит на конец 2023 года 121,9 тыс. человек, в 2024 году - 123,8 тыс. человек.


     К 2025 году ожидается некоторое сокращение численности школьников до 122,6 тыс. человек. В последующие годы тенденция сокращения контингента школьников будет продолжена. Планируемое к созданию количество новых мест в общеобразовательных организациях позволит компенсировать прирост численности детского населения школьного возраста, в связи с чем ожидается ликвидация двухсменного режима обучения к концу 2025 года.


     В среднесрочной перспективе основными направлениями работы по совершенствованию системы здравоохранения выступают ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.


     Достижению поставленных целей будет способствовать решение задач по повышению доступности медицинской помощи и качественных лекарственных препаратов, предотвращению распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.


     Особые усилия будут приложены для модернизации первичного звена здравоохранения.


     Будут внедряться современные информационные, телемедицинские технологии, создаваться персонализированная медицина, формироваться современные системы непрерывного медицинского образования.


     Также будет продолжена работа по переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап, широкому внедрению стационарозамещающих технологий, а также обеспечению преимущественного развития первичной медико-санитарной помощи, направленной на формирование здорового образа жизни и профилактику заболеваний.


     Серьезную роль в развитии амбулаторного звена должен сыграть негосударственный сектор здравоохранения, в том числе функционирующий в рамках обязательного медицинского страхования. Продолжится работа по созданию экономических и организационных условий для привлечения бизнеса в здравоохранение, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.


     За счет создания новых диагностических подразделений как в государственных, так и в частных медицинских организациях, ожидается увеличение мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений с 223 до 240 посещений в смену в расчете на 10000 жителей.


     В результате улучшения диагностической и профилактической работы планируется снижение показателя обеспеченности больничными койками с 72,6 коек в расчете на 10000 жителей в 2021 году до 70,2 - в 2025 году.


     В рамках национального проекта "Здравоохранение" планируются разработка и реализация мер по борьбе с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитию детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям.



Раздел 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ


     Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, в 2025 году по первому варианту прогнозируются в сумме 108,6 млн рублей, что на 106,5% выше оценочного показателя текущего года.


     В структуре доходов от использования имущества поступления арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности, формируют свыше 60% общего объема, в 2025 году размер этого доходного источника увеличится на 46,6% по сравнению с 2022 годом и составит 72,7 млн рублей.


     Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего государственную казну Кабардино-Балкарской Республики, в 2025 году возрастут на 16,3% к оценочному показателю текущего года и составят 29,5 млн рублей.


     Доходы в виде прибыли, приходящиеся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, в 2025 году в сумме 5,9 млн рублей составят 21,7% ожидаемой оценки 2022 года. Снижение доходного источника обусловлено начислением в текущем году незапланированных дивидендов акционерным обществом "Курорт "Нальчик" в сумме 25,5 млн рублей в связи с продажей неиспользуемых объектов, а также доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Терек".


     Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий, в 2025 году планируются в размере 580 тыс. рублей.


     По второму варианту доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, в 2025 году прогнозируются в сумме 103,3 млн рублей, что на 1,2% выше ожидаемых результатов текущего года.



ПРОГНОЗ социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



ПРОГНОЗ социально-экономического развития городского округа Нальчик на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



ПРОГНОЗ социально-экономического развития городского округа Баксан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



ПРОГНОЗ социально-экономического развития городского округа Прохладный на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



ПРОГНОЗ социально-экономического развития Баксанского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



ПРОГНОЗ социально-экономического развития Зольского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



ПРОГНОЗ социально-экономического развития Лескенского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



ПРОГНОЗ социально-экономического развития Майского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



ПРОГНОЗ социально-экономического развития Прохладненского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



ПРОГНОЗ социально-экономического развития Терского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



ПРОГНОЗ социально-экономического развития Урванского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



ПРОГНОЗ социально-экономического развития Чегемского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



ПРОГНОЗ социально-экономического развития Черекского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



ПРОГНОЗ социально-экономического развития Эльбрусского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права     Температура в Петрозаводске
  
   © 2025 Кодекс ИТ