N п/п | Наименование проблемы | Количественные характеристики проблемы | Краткое описание | ||
значение в регионе | в среднем по федеральному округу | в среднем по России | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Недостаточный уровень развития экономики республики, не позволяющий решать в полной мере социальные задачи (по уровню ВРП на душу населения РК занимает 30 место среди субъектов РФ) Слабая диверсификация экономики республики и неравномерное развитие отраслей, в том числе отраслей промышленности |
ВРП на душу населения, тыс.руб.: 66,4 – в 2003 г. 79,2 – в 2004 г. 102,5 – в 2005 г. (оценка) индекс физического объема промышленного производства, в % к предыдущему году: 100,8 – в 2003 г. 109,3 – в 2004 г. индекс производства, в % к предыдущему году: 118,0% - в 2005 г, в т.ч. по виду деятельности "добыча полезных ископаемых" - 131,9%, "обрабатывающие производства" -118,7%, " производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 94,7% |
ВРП на душу населения, тыс.руб.: 82,9 – в 2003 г. 107 – в 2004 г. 107,7 – в 2003 г. 113,4 –в 2004 г. индекс производства, в % к предыдущему году: 105,9% - в 2005 г., в т.ч. по виду деятельности "добыча полезных ископаемых" - 114,8%, "обрабатывающие производства" -105,7%, " производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 98,9% |
ВВП на душу населения, тыс.руб.: 80,8 – в 2003 г. 102 – в 2004 г. 151,4 – в 2005 г. (оценка) 107,0 – в 2003 г. 106,1 – в 2004 г. индекс производства, в % к предыдущему году: 104% – в 2005 г., в т.ч. по виду деятельности "добыча полезных ископаемых" - 101,3%, "обрабатывающие производства" -105,7%, " производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 101,2% |
в 2005 году по республике наибольший рост физических объемов производства отмечался в добывающих отраслях – индекс производства по итогам года - 131,9%. Вместе с тем, в ряде отраслей экономики наблюдается спад. Так, индекс производства составил: в швейном производстве – 88,1%, производстве обуви – 39,5%, деревообработке -99,7%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 94,7%. Экспортоориентированность экономики привела к тому, что внешние факторы стали оказывать существенное влияние на развитие всей территории. Учитывая повышенную степень зависимости экспортоориентированных предприятий от действия как внешних, так и внутренних негативных факторов, основными из которых являются: неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках на основные виды карельского экспорта, устаревшие технологии и изношенное оборудование на предприятиях республики, возрастает риск нестабильного развития всей экономики республики. Для устойчивого развития требуется диверсификация экономики республики. За счет развития новых видов экономической деятельности предусматривается постепенный переход от моноэкономики, основанной на добывающей промышленности, к полиэкономической системе. Необходимо создание новых обрабатывающих предприятий, внедрение новых технологий и производств |
2. | Недостаточный уровень ввода жилья (в расчете на 1 жителя) | всего введено в эксплуатацию жилья в 2005 г. 87,5 тыс.кв.м, на 1 жителя-0,125 кв.м |
3611,5 тыс. кв.м 0,26 кв.м |
- - |
по вводу жилья в эксплуатацию Республика Карелия находится на одном из последних мест в Северо-Западном федеральном округе. На одного жителя республики ежегодно вводится жилья в 2 раза меньше, чем в Северо-Западном федеральном округе. Общая площадь жилья на одного жителя республики составила в 2005 году 22,4 кв.м |
3. | Недостаточный уровень финансирования содержания и строительства дорог | выделено из федерального бюджета на развитие региональных автомобильных дорог В 2002 году – 500 млн.руб., в 2005 году – 170 млн.руб. на 1 жителя – 241,8 руб. |
20293 млн. руб. 1451 руб. |
объёмы федеральных средств на развитие республиканских автомобильных дорог в 2005 году сократился в сравнении с 2002 годом в 3 раза. В республике развиваются автомобильные дороги трансконтинентального коридора, связывающие Россию с Европейским Союзом. Необходимо передать в федеральную собственность до 480 км. Автомобильных дорог, ведущих к международным пунктам пропуска, распложенных на границе с Республикой Финляндия | |
4. | Проблема по использованию ресурсов лиственной древесины (береза и осина) | доля лиственной древесины в структуре лесфонда республики составляет 12% | ежегодные возможные ресурсы заготовки лиственных пород древесины составляют 2,1 млн. куб. м. Фактически заготавливается и реализуется около 1,0 млн. куб. м. Решение проблемы возможно только проектированием и строительством предприятия по глубокой переработке лиственного сырья в республике или на территории Северо-Западного региона Российской Федерации | ||
5. | Сдерживание процессов технического перевооружения предприятий за счет сохраняющихся высоких импортных пошлин на производственное оборудование | износ основных фондов в промышленности республики в 2003 году составил 42,9%, в 2004 году – 40,6% | для ускорения процессов модернизации производства необходима отмена импортных пошлин на производственное оборудование, превосходящее по производительности российские аналоги и позволяющее выпускать высококачественную, конкурентоспособную продукцию | ||
6. | Сохраняющиеся значительные объемы экспорта необработанного лесного сырья | ежегодно из республики экспортируется около 3,5 млн. куб.м. необработанных лесоматериалов |
необходимо стимулирование внедрения глубокой и комплексной переработки древесины за счет оптимальной таможенно-тарифной политики федерального центра в сфере лесопереработки, особенно актуальна отмена экспортных пошлин на качественные пиломатериалы и импортных пошлин на оборудование для их производства | ||
7. | Резкий рост платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда | в 2003 г. заморожен ввод пяти предприятий, в течение 2004 г. введено в строй лишь три предприятия по производству щебня и то на площади ранее существовавших карьеров; запланированный на август 2005 г. пуск щебёночного карьера в Лахденпохском районе Республики Карелия отложен на 2006 год. Начался процесс отказа от лицензий на право пользования недрами |
для горнопромышленного комплекса Республики Карелия, особенно для малого и среднего бизнеса, постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 года N 278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 году", пролонгированное на 2003 год и постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 года N 647 "О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" имели катастрофические последствия. В инвестиционных проектах после введения новых ставок увеличения платы затраты по этой статье возросли более чем в 150 раз. Так, для среднего карьера по добыче и производству щебня платы за изъятие земель составляют от 2,5 до 4 млн. долларов США, а сам проект стоит всего около 5 млн. Ни одно предприятие не в состоянии внести такие платежи, тем более за 2 месяца. Указанное постановление Правительства Российской Федерации нуждается в серьезной корректировке. Наши расчеты показывают, что ставки платежей следует уменьшить минимум в 10 раз с рассрочкой платежа в течение 5-10 лет. В противном случае неизбежно сворачивание камнедобычи в Республике Карелия. Министерство природных ресурсов Российской Федерации предлагает по возможности искать пути снижения платежей путем временного использования лесных земель, однако, если проекты не характеризуются длительными сроками владения земельными участками (срок окупаемости инвестиций в горном деле 5-8 лет), то их инвестиционная привлекательность сводится к нулю | ||
8. | Физический и моральный износ производственных фондов, отсутствие у предприятий агропромышленного комплекса достаточных капиталов для обновления основных фондов Коэффициент обновления с/х техники (тракторы) Коэффициент ликвидации с/х техники (тракторы) Износ основных производственных фондов в сельском хозяйстве (в %) Коэффициент обновления основных фондов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности -хлебопекарная - мясная -маслосыродельная и молочная -рыбная Коэффициент обновления основных фондов предприятий по производству пищевых продуктов, включая напитки |
2002 год-1,2 2003 год-0,8 2004 год-0,4 ( снижение на 0,8 п.п) 2002 год- 6,8 2003 год- 5,1 2004 год- 7,1 ( увеличение на 0,3 п.п) 2002 г.-49,2 2003 г.-44,2 2004 г.-43,6 2005 г.-46,6 2003 год 5,7 4,8 12,8 2,2 2005 год-5,2 |
2002 год- 1,5 2002 год- 6,4 |
недостаточный уровень технической оснащенности сельскохозяйственного производства, устаревшие технологии являются серьезным препятствием к восстановлению агропромышленного производства, увеличению площадей под картофелем и овощами, кормовыми культурами, своевременному проведению сельскохозяйственных работ в агротехнические сроки | |
9. | Снижение почвенного плодородия По данным агрохимического обследования почв: кислые почвы составляют, в % с низким содержанием фосфора, в % с низким содержанием калия низким содержанием гумуса Известкование кислых почв, тыс.га Применение минеральных удобрений, тыс. тонн в физическом весе Применение органических удобрений, тыс.тонн |
2003 г. -55 2004 г.- 59 2005 г.-61 2003 г. -20 2004 г.-16 2005 г.-8 2003 г. -15 2004 г. -18 2005 г. -47 2003 г.-45 2004 г.-50 2005 г. -59 2003 г.- 930 2004 г. -1955 2005 г. -1200 2003 г.- 5,0 2004 г. -3,9 2005 г. -2,5 2003 г. – 191 2004 г. -197 2005 г. -170 |
2005 г.- 32 2005 г. – 21 2005 г. – 9 2005 г. -46 |
увеличение сельхозугодий с мелиоративной необустроенностью, с кислыми почвами, устойчивый отрицательный баланс питательных веществ негативно сказываются на продуктивности трав, что ведет к ухудшению кормовой базы в республике | |
10. | Недостаточная квалификация руководителей и специалистов организаций агропромышленного комплекса, рабочих кадров Высшее образование имеют, в % от всех специалистов (2003 г.) Низкая доля молодежи в структуре специалистов, в % |
30 12 |
53 9 |
отсутствие развитой инфраструктуры на селе негативно влияет на социальную сферу села, увеличивается разница в уровне и условиях жизни между сельским и городским населением. Низкий уровень оплаты труда сельскохозяйственных работников снижает престижность сельскохозяйственного труда и ведет к оттоку из сельской местности квалифицированных кадров и молодежи | |
11. | Значительная степень износа оборудования и сетей жилищно-коммунальной сферы | износ основных фондов коммунальной инфраструктуры превысил в среднем 60%. Незамедлительной замены требуют более 18% тепловых и 25% водопроводных сетей |
критическое состояние основных фондов отрасли привело к увеличению аварийности, которая за последние 10 лет увеличилась в 4 раза. К 2005 году аварийность составила до 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и до 160 аварий на 100 км сетей теплоснабжения. Существовавшая в отрасли система планово-предупредительных ремонтов практически ликвидирована. Единственным видом ремонта стали аварийно-восстановительные работы, затраты на производство которых более чем в 2 раза превосходят стоимость планово-предупредительных работ. Результатом износа котельных и сетей является потеря тепловой энергии – до 45% от произведенного объема | ||
12. | Значительная удельная протяженность сетей: тепловые сети (м/чел.) водоснабжение (м/чел.) водоотведение (м/чел.) |
1,39 1,77 1,53 |
протяженность инженерных сетей в республике неоднородна в расчете на 1 человека. Например, теплоснабжение в 5 крупнейших городах республики обеспечивается 26 источниками (6%). На остальную часть населенных пунктов приходится 444 котельные (94% от общего числа). В большинстве населенных пунктов наблюдается значительная удаленность объектов коммунального хозяйства от домов, приводящая к увеличению удельной протяженности сетей | ||
13. | Отсутствие канализационно-очистных сооружений (г. Кемь, Беломорск, Медвежьегорск, Пудож, п. Лоухи и Калевала) | сточные воды сбрасываются в водоемы, являющиеся источниками водоснабжения | |||
14. | Отсутствие необходимого комплекса очистных сооружений на коммунальных водопроводах и обеззараживающих установках | водопроводы не отвечают санитарным нормам и правилам: коммунальные – 60,4% ведомственные – 45% |
подача населению питьевой воды не соответствующей ГОСТ "Вода питьевая+" | ||
15. | Зависимость республики от внешних поставок топлива и низкий уровень использования местных энергетических ресурсов | в 2005 году топливная составляющая в среднем достигает 50% в общем объеме затрат (мазут), по ряду котельных, работающих на мазуте, эта составляющая достигает 80% | затраты на производство услуг жилищно-коммунального хозяйства зависят от мировых цен на нефтепродукты и железнодорожных тарифов. В общем расходе топлива на долю мазута приходится 32,1%, а угля – 17,3%. Рост цен на нефтепродукты и железнодорожные перевозки привел к значительному увеличению топливной составляющий в тарифах на тепловую энергию. Единственным выходом из ситуации является расширение использования местных энергетических ресурсов, что связано с необходимостью модернизации или реконструкции существующих котельных, строительством новых котельных, разработкой торфяных полей, приобретением торфяной и щепорубительной техники | ||
16 . | Отсутствие в Программе газификации субъектов Российской Федерации на период 2006-2007 гг. объектов газификации Республики Карелия | для работы по газификации населенных пунктов республики, строительства газопроводов-отводов 27 апреля 2005 года между Правительством Республики Карелия и ОАО "Газпром" подписано Соглашение о сотрудничестве. В декабре 2005 года программа газификации регионов Российской Федерации на 2006 год была сформирована, однако финансирование строительства объектов газификации РК в 2006 году программой не предусмотрено (из 89 субъектов РФ в программу включено 53 региона). Включение объектов Республики Карелия в Программу газификации субъектов Российской Федерации позволит выполнить проектно-изыскательские работы и строительство газопроводов высокого давления поселках Мелиоративный, Новая Вилга и Шуя. Завершить строительство магистрального газопровода "Петрозаводск-Кондопога", в т.ч. увеличить мощность ГРС "Березовская" до 100000 м3/час | |||
17. | Недостаточное развитие погранично-таможенной инфраструктуры, в том числе: неопределенность перспективы дальнейшей работы пунктов упрощенного пропуска (ПУП) |
грузооборот через пункты упрощенного пропуска (ПУПры) составляет более 14% от общего грузооборота на карельском участке границы, в том числе более 45% от автомобильного грузооборота; через ПУПры экспортируется 1/3 карельской древесины (в общем объеме экспорта древесины на карельском участке границы); карельский участок границы (798 км) является самым протяженным на российско-финляндской границе (1300 км), ПУПры необходимы как по количеству, соответствующему протяженности карельского участка границы, так и по условиям бездорожья в средней и северной части карельского приграничья; ПУПры обслуживают потребности около 75 карельских участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) (в том числе порядка 25 крупных лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий) с общим числом работающих около 6600 человек |
пункты упрощенного пропуска (и аналогичные по статусу и уровню обустройства) имеются и на других участках границы СЗФО | пункты упрощенного пропуска (и аналогичные по статусу и уровню обустройства имеются на границе Российской Федерации и с другими государствами, особенно на новых границах, образовавшихся после распада СССР | с 1998 года Правительством Республики Карелия ведётся организационная работа по обустройству и дооснащению ПУПров. За это время условия для работы контрольных органов значительно улучшены. В 2005 году Правительством Республики Карелия подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по решению бытовых проблемных вопросов (установление надлежащих балансодержателей, обслуживающих организаций, бюджетное финансирование на цели обустройства и технического обслуживания ПУПров, выработка типовых требований по их обустройству). Указанная работа будет продолжена |
Отсутствие финансирования из федерального бюджета на цели обустройства, оснащения и содержания ПУПров | участники ВЭД, несущие основную часть затрат на эти цели, тратят свыше 1 млн.рублей ежегодно на каждый ПУПр (эти затраты увеличивают себестоимость продукции, снижают доход от экспорта, социально-экономическое значение ВЭД и соответствующие налоговые поступления |
аналогичная ситуация на пунктах пропуска, не имеющих международного статуса | аналогичная ситуация на пунктах пропуска, не имеющих международного статуса | подразделения федеральных органов контроля (пограничный, таможенный, транспортный, фитосанитарный), работающие на ПУПрах, отказываются принять их на свой баланс. Из федерального бюджета выделяются средства только на заработную плату работников органов контроля | |
Сложности реализации проектов развития ПУПров до статуса международных (МАПП), в настоящее время – это проект строительства МАПП "Суоперя", после чего планируется реализация проекта строительства МАПП "Сювяоро" | развитие статуса ПУПр до МАПП позволяет не только расширить грузовое сообщение, но и начать регулярное пассажирское сообщение; из двухстороннего (российско-финляндского) пункт пропуска становится многосторонним (то есть в том числе для граждан третьих стран); это позволяет более активно развивать иностранный туризм в приграничье Республики Карелия | аналогичная ситуация | аналогичная ситуация | высокая стоимость строительства МАПП (5-7 млн. долларов США). Невозможность получения средств на эти цели из федерального бюджета (федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации 2003-2010 годов" включает мероприятия только по одному пункту пропуска из 19 имеющихся на карельском участке границы – строительство МАПП "Суоперя", но без бюджетного финансирования). Высокая стоимость разработки технико-экономического обоснования (1,5 млн.рублей) и проектно-сметной документации строительства (9 млн.рублей). Необходимость решать одновременно вопросы транспортной и технической инфраструктур (реконструкция автодороги, постоянное промышленное энергоснабжение, телефонная связь и жилье для органов контроля. Необходимая финансовая и организационная поддержка со стороны федеральных органов исполнительной власти отсутствует | |
18. | Отсутствие в республике специализированных предприятий по переработке и утилизации токсичных отходов и полигона для их размещения и захоронения | в 2004 году на предприятиях республики образовалось 70,027 млн. тонн отходов, в том числе доля отходов 1-4 классов опасности составляет 0,593 млн. тонн (0,8 %). Из всех промышленных отходов 1-4 класса опасности используется и обезвреживается 0,437 млн. тонн или 80 %. В 2005 году образовалось 101,518 млн. тонн отходов, в том числе доля отходов 1-4 классов опасности составляет 0,602 млн. тонн (0,6 %). Из всех промышленных отходов 1-4 класса опасности используется и обезвреживается 0,520 млн. тонн или 86,4 % |
не решена задача по утилизации гальваношламов, отходов средств обработки и защиты растений и отходов, содержащих формальдегид (отходы фанерного производства). Сложившаяся система обезвреживания отходов потребления в республике сводится к захоронению всех твердых бытовых отходов (ТБО) на свалах. Положение усугубляется отсутствием системы селективного сбора отходов потребления. Отсутствует индустрия по переработке бытового мусора, что ведет к интенсивному накоплению твердых бытовых отходов и к ежегодному увеличению площадей, занятых под размещение ТБО. Опасные отходы складируются на промплощадках предприятий (4 класс опасности). Токсичные отходы 1 и 2 класса опасности передаются другим предприятиям для использования и обезвреживания. Необходима разработка нормативных актов Республики Карелия об установлении льгот по региональным налогам и сборам при осуществлении деятельности по переработке и использованию вторичных ресурсов, создание предприятий по переработке отходов производства и потребления, что позволит существенно снизить нагрузку на окружающую среду | ||
19. | Нестабильное финансовое состояние ряда предприятий республики |
удельный вес убыточных предприятий, в %: 48,4% - в 2003 г.; 48,2% – в 2004 г.; 43,1% - в 2005 г. прибыль прибыльных предприятий(млрд.руб.) 1,7 – в 2003 г. 4,0 – в 2004 г. 13,4-в 2005 г. (в том числе 9,9 млрд. руб. – прибыль предприятий по добыче полезных ископаемых) |
37,3% - 2003 г. 34% - 2004 г. 30,3% -2005 г. . 137 –в 2003 г. 226,1 –в 2004 г. 272,5– в 2005 г. |
41,3% - 2003 г. 35,8% - 2004 г. 33,5%- 2005 г. 1608 – в 2003 г. 2358 – в 2004 г. 3287,9– 2005 г. |
за период 2003-2005 годов прибыль прибыльных предприятий по Республике Карелия увеличилась в 7,9 раза (2005 г. к 2003 г.). С 51,6% до 56,9% возрос удельный вес прибыльных предприятий. При росте на 893 млн.руб. или на 5,8% кредиторской задолженности, увеличился с 32,5% до 33,1% удельный вес просроченной кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность выросла на 4724 млн.руб. или на 37%, удельный вес просроченной дебиторской задолженности сократился с 32% до 27,5%. Вместе с тем значительное улучшение финансовых показателей, в основном, связано с деятельностью одного предприятия, осуществляющего добычу полезных ископаемых, на котором в 2005 году формировалось более 70% всей прибыли прибыльных предприятий, что объясняется благоприятной конъюнктурой на железорудное сырье прокатную и литейную продукцию холдинга "Северсталь". В то же время такие виды деятельности как сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, производство пищевых продуктов, обработка древесины, производство машин и оборудования остаются убыточными. За рассматриваемый период в разряд убыточных перешли лесозаготовки. Учитывая экспортную ориентированность лесозаготовительных предприятий, ухудшение конъюнктуры на внешних рынках, повышение попенной платы, рост цен на услуги естественных монополий при укреплении курса рубля привели к замедлению темпов роста производства, увеличению затрат и, соответственно, к ухудшению их финансового положения. В последние годы финансовое состояние республики осложняется тем, что преобразование ряда предприятий республики в структурные подразделения организаций, расположенных за её пределами, приводит к тому, что финансовые показатели не отражаются в данных статистического учета и зависят от политики, проводимой крупными корпорациями. Таким образом, в 2005 году относительное финансовое благополучие республики определялось практически единственным предприятием. Такая ситуация, при ухудшении внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность указанного предприятия, приводит к большим рискам при формировании республиканского бюджета. |
20 . | Недостаток средств для финансового обеспечения расходных полномочий Республики Карелия |
в 2000 г. профицит консолидированного бюджета Республики Карелия в процентах от доходов составил 3,4%; в 2001 году дефицит в процентах от доходов - 2,1%; в 2002 году – (-8,7%); в 2003 году – (-16,1%); в 2004 году – (-4,2%) в 2005 году - (профицит 2%) |
реформа федеративных отношений и местного самоуправления не подкреплена передачей субъектам необходимых налоговых полномочий. Неоднократные увеличения заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с решениями федеральных органов власти привели к изменению структуры расходов консолидированного бюджета Республики Карелия. Удельный вес расходов на выплату заработной платы и единого социального налога в текущих расходах консолидированного бюджета Республики Карелия один из самых высоких в Российской Федерации и увеличился с 32 % в 2000 году до 42,6 % в 2005 году. Учитывая реализацию национальных проектов, аналогичная динамика ожидается в 2006-2007 годах. Для решения поставленной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год задачи по повышению в течение трех лет доходов работников бюджетной сферы в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза в Республике Карелия в 2006-2007 годах предусматривается принятие решений о повышении заработной платы. Это приведет к дальнейшему перераспределению имеющихся в республике ресурсов. В этих условиях крайне сложно сохранять стабильную социально-экономическую ситуацию в Республике Карелия | ||
21. | Неблагоприятная демографическая ситуация Коэффициент естественного прироста населения, человек на 1000 населения) Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет Зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, случаев на 1000 населения Увеличение числа лиц пенсионного возраста: численность пенсионеров на 1000 населения |
2003 г. -9,7 2004 г. -8,1 2005 г. –7,8 2003 г. – 60,8 2004 г. – 61,6 2005 г. – 62,0 2003 г. – 833,0 2004 г. – 798,4 2005 г. – 796,0 2003 г. - 305,5 2004 г. - 311,3 2005 г. - 315,5 |
2003 г. -9,0 2004 г. –8,5 2003 г. - 63,4 2004 г. - 64,0 2003 г.– 763 2003 г. – 276 2004 г. – 280 |
2003 г. – 6,2 2004 г. – 5,5 2003 г. – 64,9 2004 г. - 65,0 2003 г. – 749 2003 г. – 265 2004 г. – 275 |
на протяжении 10 лет смертность в Республике Карелия почти в 2 раза превышает рождаемость. Остается сложной медико-демографическая ситуация в связи с сохраняющимся высоким уровнем смертности населения, ростом общей заболеваемости. Сократилась продолжительность жизни населения и по итогам 2003 года на 4,1 года была ниже, чем в среднем по России. По оценкам динамики рождаемости к 2010 году численность учащихся начальной школы сократится на 17%, в средней школе – на 50%, в старшей школе – на 45,5%. Данная трансформация возрастного состава учащихся потребует соответствующего изменения в системе образования. Увеличивается пенсионная нагрузка. Процесс социально-демографического старения привел к тому, что каждый пятый житель Российской Федерации, а в Республике Карелия – каждый четвертый житель, в настоящее время достиг пенсионного возраста или превысил его |
22. | Низкий уровень жизни населения и существенная дифференциация денежных доходов населения Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в % к общей численности населения |
2003 г. – 19,0 2004 г. – 18,5 2005 г. – 17,3 |
2003 г. – 22,6 2004 г. – 21,5 |
2003 г. – 20,6 2004 г. – 19,5 |
реальный рост среднедушевых доходов сопровождался резким усилением дифференциации населения по основным социально-экономическим характеристикам. Разрыв в доходах за пять лет увеличился на 40%. Почти каждый пятый житель республики в 2004 г. Имел доходы ниже величины прожиточного минимума |
23. | Низкий уровень развития материально-технической базы учреждений социальной сферы:
-численность школ и детских общеобразовательных учреждений, требующих капитального ремонта, в том числе находящихся в аварийном состоянии. Количество действующих социальных учреждений (отделений). Недостаточное развитие сети первичного звена медико-социальной помощи, доступности медицинской помощи населению: -мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (число посещений на 10 тыс. чел. населения) |
2002/03 уч. год – 55% 2003/04 уч.год – 58% 2004/05 уч.год – 60% 2002/03 уч.год – 11% 2003/04 уч. год – 8% 2004/05 уч. год – 8% 2005 г. – 46 2003 г. – 225 2004 г. – 242 2005 г. – 236 |
2002/03 учебный год – 38% 2002/03 учебный год – 6 % 2003 г. – 289 |
2002/03 учебный год – 37% 2002/03 учебный год – 5% 2003 г. – 249 |
низкий уровень финансирования отраслей социальной сферы, в течение многих лет, обусловленный дефицитом бюджетных средств, привел к тому, что процесс развития объектов социальной инфраструктуры был замедлен. Уровень развития материально-технической базы отраслей социальной сферы не соответствует состоянию здоровья населения республики и не позволяет в полной мере решать задачи повышения его культурно – образо-вательного уровня, совершенствования социальной помощи социально незащищенным гражданам и физического воспитания подрастающего поколения. Фактическая обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью составляет 92,8% от федерального норматива |
24. | Рост наркологических заболеваний (в том числе алкоголизма): - заболевание алкоголизмом (число больных на 100 тыс. человек населения); - умерших от случайных отравлений алкоголем (число умерших на 100 тыс. чел. населения) |
2003 г. – 140 2003 г. – 71,6 2004 г. – 62,5 2005 г. – 60,0 |
2003 г.- 150 2003 г. – 39 |
2003 г. – 159 2003 г. – 45 |
в последние годы в Республике Карелия наблюдается рост наркологических болезней, в том числе алкоголизма. В республике ощущается недостаток специализированных учреждений для оказания медицинской помощи лицам, находящимся в алкогольном опьянении |
25. | Высокий уровень преступности: - число зарегистрированных преступлений на 10 тыс. человек населения |
2003 г. – 219 2004 г. – 229 2005 г. – 200 |
2003 г. – 191 2004 г. – 201 |
высокая доля имущественных преступлений в общей структуре преступности (более 60% всех преступлений имеют имущественную направленность). Из числа преступлений против собственности большая часть – это кражи. Около 65% грабежей и разбоев совершаются на улицах и в общественных местах городов и больших поселков республики |