Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ | Проект Федерального закона "О промышленной безопасности" | Примечание эксперта |
Статья 1 ….. промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; |
Статья 2 ….. 1) промышленная безопасность - определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленных объектов, которое характеризуется стабильностью параметров технологического процесса и исключением (сведением к минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента, а в случае их возникновения - отсутствием опасности воздействия на людей опасных и вредных факторов и угрозы причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу; |
Существо изменения: изменено определение промышленной безопасности. Новое: теперь промышленная безопасность - вполне конкретное состояние защищенности промышленных объектов (с указанием конкретных путей и способов достижения, а также критериев оценки данного состояния), а не довольно абстрактное, как ранее, состояние защищенности интересов личности и общества от аварий и последствий аварий на ОПО. |
Статья 1 ….. авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; |
Статья 2 ….. 5) авария - неконтролируемое разрушение зданий, сооружений опасных производственных объектов, горных выработок, буровых скважин, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте либо передвижных технических устройств, падение их отдельных частей или возникновение в их конструкциях остаточных деформаций сверх допустимых значений, неконтролируемые взрыв, пролив расплавов металлов из технологического оборудования, выброс опасных веществ, загазирование или затопление горных выработок, создавшие непосредственную угрозу для жизни людей либо причинившие вред жизни или здоровью человека; |
Существо изменения: в свете реалий современного правового регулирования, а также сложившейся практики изменено и дополнено определение аварии. Новое: понятие аварии уточнено за счет разновидностей объектов, подвергшихся неконтролируемому разрушению, а также - за счет наступления иных опасных последствий с данными объектами, создавших непосредственную угрозу жизни людей либо причинивших вред жизни или здоровью человека. |
Статья 1 ….. инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса; |
Статья 2 ….. 6) инцидент - повреждение конструкций зданий, сооружений, крепи горных выработок, технических устройств на опасном производственном объекте, либо передвижных технических устройств при их эксплуатации, выброс опасных веществ, загазирование или затопление горных выработок, не повлекшие аварии; |
Существо изменения: в свете новелл, внесенных в проект ФЗ "О промышленной безопасности", изменено и дополнено определение инцидента. Новое: понятие инцидента в целях отличия от понятия аварии уточнено в части вида и опасности наступивших последствий. В сравнении с аварией, инцидент не влечет причинения вреда жизни и здоровью человека, соответственно, наступившие опасные последствия в качестве аварии не рассматривается. |
Статья 5 1. Уполномоченный Правительством Российской Федерации орган государственного регулирования промышленной безопасности осуществляет: функции по выработке и реализации государственной политики в области промышленной безопасности; функции по нормативно-правовому регулированию в области промышленной безопасности; разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, за исключением функций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. |
Статья 3 Президент Российской Федерации: 1) определяет основные направления государственной политики в области промышленной безопасности; 2) определяет орган государственного регулирования промышленной безопасности; 3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет. Правительство Российской Федерации: 1) устанавливает компетенцию органа государственного регулирования промышленной безопасности; 2) принимает нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Федеральным законом. |
Существо изменения: в свете особенностей правового регулирования вопросов, отнесенных к компетенции Президента РФ и Правительства РФ, и, в частности, подчинения ряда органов исполнительной власти Президенту РФ, Законопроектом определены вопросы в области промышленной безопасности, относящиеся, соответственно, к ведению Президента РФ и Правительства РФ. Новое: в целях более четкого нормативного регулирования вводится деление федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности на орган государственного регулирования и прочие органы, уполномоченные в данной сфере, руководство деятельностью которых осуществляется Президентом РФ. |
Статья 5 ….. 2. Федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний: осуществляют на объектах (в организациях), подведомственных им, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности; согласовывают принимаемые ими нормативные правовые акты в области промышленной безопасности, а также координируют свою деятельность в указанной области с органом государственного регулирования промышленной безопасности. |
Статья 3 ….. 3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, федеральный орган исполнительной власти в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению исполнения Президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, являются федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности и: 1) осуществляют специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности; 2) самостоятельно устанавливают порядок осуществления функций в области промышленной безопасности, отнесенных к их компетенции; 3) согласовывают принимаемые ими нормативные правовые акты в области промышленной безопасности, а также координируют свою деятельность в указанной области с органом государственного регулирования промышленной безопасности. |
Существо изменения: в контексте разделения федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности на орган государственного регулирования и прочие органы, уполномоченные в данной сфере, руководство деятельностью которых осуществляется Президентом РФ, данной статьей дан перечень таких органов исполнительной власти. |
Статья 3 4. В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицами, осуществляющими подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта, проектной документации на капитальный ремонт линейного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации этого объекта в обосновании безопасности опасного производственного объекта. Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, утверждаются застройщиком или техническим заказчиком (при проектировании опасного производственного объекта) либо руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. Обоснование безопасности опасного производственного объекта и внесенные в него изменения (при их наличии) направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, а в случае проведения капитального ремонта линейного объекта или технического перевооружения опасного производственного объекта с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта - в течение десяти рабочих дней со дня их завершения. Изменения, внесенные в обоснование безопасности зарегистрированного в государственном реестре опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей такой опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня их утверждения. |
Статья 7 4. В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации или ликвидации опасного производственного объекта возникает обоснованная необходимость отступления от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, либо лицом, осуществляющим подготовку документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта. Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается. Обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в территориальный орган органа государственного регулирования промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре либо в течение десяти дней с момента получения заключения экспертизы промышленной безопасности на него в случае его разработки при техническом перевооружении или реконструкции опасного производственного объекта. Изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в территориальный орган органа государственного регулирования промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, внесенного в установленном порядке в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности. |
Существо изменения: необходимые случаи, требующие отступления от требований в области промышленной безопасности, равно - разработки основания безопасности ОПО, должны быть обоснованы. При этом Законопроектом перечень таких случаев не приведен. |
Статья 9 ….. 2. Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте. |
Статья 8 ….. 2. Работники, непосредственно выполняющие работы на опасных производственных объектах, обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей; участвовать в проведении работ по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; проходить обязательные медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
Существо изменения: скорректирован перечень обязанностей работников, занятых на ОПО. Новое: работники обязаны приостанавливать работу не только в случае аварии или инцидента на ОПО, но и в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей. Также Законопроектом закреплена обязанность работников ОПО проходить обязательные медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представляется, что данная новелла, несмотря на актуальность, во-первых, относится, все же, к сфере трудового законодательства (в частности, как мера охраны труда), во-вторых, в данном случае, согласно трудовому законодательству, обязанность по организации и прохождению периодических медицинских осмотров работников возложена на работодателя (в данном случае - на организацию, эксплуатирующую ОПО), а не работника. |
Статья 7 …. 2. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает десять лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство. 3. Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности могут быть предусмотрены возможность, порядок и сроки опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности при условии соблюдения параметров технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на опасном производственном объекте. |
Статья 11 ….. 2. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства обязательным требованиям к такому техническому устройству, до начала его применения оно подлежит экспертизе промышленной безопасности. 3. Если иное не установлено техническим регламентом, эксплуатация технического устройства не допускается без проведения его технического диагностирования: 1) при достижении установленных разработчиком (проектировщиком) технического устройства срока службы или ресурса такого технического устройства; 2) при отсутствии в технической документации данных о сроке службы или назначенном ресурсе такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает десять лет; 3) после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии, в результате которых было повреждено такое техническое устройство; 4) по истечении срока службы, установленного предыдущим решением, принятым в соответствии с настоящим Федеральным законом. 4. Решение о возможности эксплуатации технического устройства в случаях, указанных в части 2 настоящей статьи, принимается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект или передвижное техническое устройство (руководителем обособленного структурного подразделения такой организации) в письменной форме или в форме электронного документа с учетом результатов технического диагностирования такого технического устройства. |
Существо изменения: новый подход к продлению срока эксплуатации технических устройств, применяемых на ОПО: решение об их дальнейшей эксплуатации принимается руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, письменно, на основе результатов технического диагностирования технических устройств. Новое: Законопроектом устанавливается новый вид деятельности в области промышленной безопасности - техническое диагностирование технических устройств, возникает субъект данного вида деятельности - специалист по техническому диагностированию. В переходный период правом проведения технического диагностирования наделяются эксперты в области промышленной безопасности. Техническое диагностирование возможно не только при отсутствии данных о сроке службы технического устройства, но и данных о его назначенном ресурсе. |
5. Техническое диагностирование технических устройств проводится специалистами по техническому диагностированию в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. 6. Результатом проведения технического диагностирования технических устройств является заключение технического диагностирования, которое подписывается специалистами по техническому диагностированию. Требования к оформлению заключения технического диагностирования устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. 7. Специалист по техническому диагностированию обязан: 1) соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности требования к проведению технического диагностирования; 2) обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении технического диагностирования; 3) обеспечивать сохранность материалов, предоставленных ему при проведении технического диагностирования технических устройств, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанного диагностирования. |
||
Статья 10 1. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: …… заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; ….. иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; |
Статья 12 1. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: …… обеспечивать аварийно-спасательное обслуживание опасных производственных объектов, указанных в пунктах 1, 2, 4 (за исключением объектов, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные краны, управляемые из кабины или грузоподъемностью свыше 10 тонн, эскалаторы и пассажирские конвейеры в метрополитенах), 5, 6 и 7 Приложения 1 к настоящему Федеральному закону, в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, включая проведение практических учений и тренировок в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I и II класса опасности не реже одного раза в течение года, на опасных производственных объектах III класса опасности не реже одного раза в течение трех лет; …… организовывать материально-техническое, инженерное и финансовое обеспечение мероприятий по локализации и ликвидации аварий на опасном производственном объекте. …… 3. Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах утверждаются руководителями организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, их заместителями, а также руководителями структурных подразделений таких организаций. |
Существо изменения: переработаны положения, регламентирующие порядок и условия обеспечения готовности действий по локализации и ликвидации аварий. Новое: вводится новая терминология - аварийно-спасательное обслуживание ОПО. Организации, эксплуатирующие подъемные сооружения некоторых видов, а также оборудование, работающее под избыточным давлением, освобождены от необходимости его обеспечивать. Установлено наконец, что АСФ должны соответствовать требованиям ФЗ N 151 от 22.08.1995. Периодичность обучения работников ОПО действиям в случае аварии или инцидента регламентируется в зависимости от класса опасности ОПО. Расширен перечень обязанностей организации по различным аспектам обеспечения мероприятий по локализации и ликвидации аварий. По аналогии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1437 внесено положение об утверждении ПМЛЛПА руководителями организаций, эксплуатирующих ОПО. |
Статья 14 ….. 2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ). Декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов III и IV классов опасности могут быть разработаны при строительстве, реконструкции, эксплуатации, техническом перевооружении, консервации и ликвидации таких опасных производственных объектов по инициативе эксплуатирующих их организаций. 3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта. 3.1. Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь: в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности; в случае увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте; в случае изменения требований промышленной безопасности к мерам и мероприятиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи; по инициативе организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности. |
Статья 13 ….. 2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (за исключением использования взрывчатых веществ и изделий на их основе при применении взрывчатых материалов промышленного назначения). 3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта. 4. Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь: в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности; в [случае] (в тексте Законопроекта данное слово пропущено - прим. эксперта) увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте; в случае изменения требований промышленной безопасности к мерам и мероприятиям, указанным в части 1 настоящей статьи; по предписанию органа государственного регулирования промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности; по инициативе организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. |
Существо изменения: переработаны положения, регламентирующие особенности разработки декларации промышленной безопасности. Новое: не требуется разработка декларации: - в случае консервации и ликвидации ОПО; - в случае изменения технологического процесса. |
Статья 13 1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта. |
Статья 21 1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта; техническое устройство до начала применения на опасном производственном объекте, в случае если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к нему; взрывчатые вещества и изделия на их основе, используемые при применении взрывчатых материалов промышленного назначения. |
Существо изменения: переработаны положения, регламентирующие случаи проведения экспертизы промышленной безопасности. Новое: в контексте изменений и новелл, внесенных в Законопроект, из случаев, требующих проведения экспертизы, исключены ситуации, когда требуется продление срока эксплуатации технических устройств, а также зданий и сооружений ОПО. Технические устройства подлежат экспертизе промышленной безопасности только до начала применения на ОПО (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки их соответствия обязательным требованиям). Также согласно Законопроекту, экспертизе подлежат взрывчатые вещества и изделия на их основе, используемые при применении взрывчатых материалов промышленного назначения. |
Статья 12 ….. 2. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа. В состав указанной комиссии также включаются: представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект; представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; представители страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; представители профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих опасный производственный объект; представители профессионального объединения страховщиков (в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта); другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов в области промышленной безопасности и специалистов в области изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях, а также общественных инспекторов в области промышленной безопасности. 5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, ее работники, организация, проводившая экспертизу промышленной безопасности, обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий. |
Статья 22 ….. 2. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем органа государственного регулирования в области промышленной безопасности или его территориального органа, федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности. В состав указанной комиссии также включаются: ….. представители соответствующей профсоюзной организации; …… 4. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию организации научно-технической поддержки органа государственного регулирования промышленной безопасности, экспертные организации, экспертов в области промышленной безопасности, аудиторов в области промышленной безопасности, специалистов по техническому диагностированию, специалистов по обследованию технического состояния зданий и сооружений, специалистов в области изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях, а также общественных инспекторов в области промышленной безопасности. 5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, передвижное техническое устройство, ее работники, организация, проводившая аудит системы управления промышленной безопасностью, экспертизу промышленной безопасности, техническое диагностирование технических устройств, специалисты по обследованию технического состояния зданий и сооружений, применяемых на опасном производственном объекте и передвижных технических устройств, обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий. ….. 10. По результатам технического расследования причин аварий орган государственного регулирования промышленной безопасности вправе утверждать рекомендации по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. |
Существо изменения: переработаны положения законодательства, регламентирующие порядок и особенности проведения технического расследования аварий. Новое: в состав комиссий должны включаться как представители органа государственного регулирования в области промышленной безопасности или его территориального органа, так и представители федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности. В состав комиссий также надлежит включать представителей соответствующей профсоюзной организации. В контексте новелл о статусе организаций научно-технической поддержки органа государственного регулирования промышленной безопасности, а также - введения специалистов по техническому диагностированию, специалистов по обследованию технического состояния зданий и сооружений указанные организации и специалисты также могут быть привлечены к участию в комиссии. Напротив, Законопроектом закреплена обязанность организаций, проводивших аудит, а также техническое диагностирование технических устройств, обследование технического состояния зданий и сооружений ОПО, по предоставлению комиссии необходимой информации. Также введена новелла о праве органа государственного регулирования утверждать рекомендации по осуществлению производственного контроля на ОПО по результатам технического расследования причин аварий. |
Статья 11 1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. …. 3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование. 4. Системы управления промышленной безопасностью обеспечивают: ….. безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; ….. |
Статья 24 1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, передвижное техническое устройство, осуществляющая деятельность, связанную с применением взрывчатых материалов промышленного назначения, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. 3. Работники организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, ответственные за осуществление производственного контроля, также представляют сведения о состоянии промышленной безопасности учредителям (участникам) таких организаций. Требования к форме предоставления сведений о состоянии промышленной безопасности и порядок их рассмотрения устанавливаются учредителями (участниками) организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Порядок рассмотрения основных сведений о состоянии промышленной безопасности в организациях, учредителем которых является Российская Федерация, устанавливается Правительством Российской Федерации. 4. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III, IV класса опасности и передвижные технические устройства, могут создавать системы управления промышленной безопасностью на добровольной основе. 5. Системы управления промышленной безопасностью обеспечивают: ….. безопасность применения технических устройств на опасных производственных объектах и передвижных технических устройств в соответствии с настоящим Федеральным законом; ….. готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, передвижных технических устройствах; ….. 6. Опасные производственные объекты могут быть оснащены системами дистанционного контроля промышленной безопасности по решению эксплуатирующей их организации. На основании результатов применения системы дистанционного контроля промышленной безопасности на опасных производственных объектах Правительством Российской Федерации определяются отдельные категории опасных производственных объектах, которые должны быть оснащены системами дистанционного контроля промышленной безопасности. |
Существо изменения: переработаны положения законодательства, регламентирующие порядок и особенности осуществления производственного контроля и систем управления промышленной безопасностью. Новое: расширен перечень организаций, которые должны осуществлять производственный контроль (организации, эксплуатирующие передвижные технические устройства, а также осуществляющие деятельность с применением взрывчатых материалов промышленного назначения). Установлено требование о предоставлении сведений о состоянии промышленной безопасности учредителям организаций (возможно, для введения в дальнейшем ответственности учредителей организаций), в порядке, установленном последними. Введена возможность создания СУПБ на добровольной основе (для организаций, эксплуатирующих ОПО III и IV классов, а также передвижные технические устройства). СУПБ должна обеспечивать безопасность применения технических устройств (как обычных, так и передвижных), а также готовность к действиям по локализации и ликвидации аварий на ОПО и ПТУ. Вводится регламентация требований к дистанционному контролю промышленной безопасности (вначале - добровольно - по решению организаций, затем - в обязательном порядке на ОПО отдельных категорий, на основании нормативно-правового акта Правительства РФ. |
Статья 16 2. Предметом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности являются: а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований в области промышленной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе: требований к безопасному ведению работ, в том числе требований, связанных с пользованием недрами, на опасных производственных объектах; требований промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, применяемых на них технических устройств, а также зданий и сооружений на опасных производственных объектах; требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями о применением такого обоснования безопасности; требований, включая требования пожарной безопасности, для ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения на опасных производственных объектах; лицензионных требований к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I-III классов опасности; б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании". |
Статья 25 1. Под федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц (мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, мероприятия направленные на профилактику нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности), принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния |
Существо изменения: с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"", положения Закона N 116-ФЗ, определяющие порядок проведения проверок, и Законопроекта существенно отличаются. |