ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 августа 2011 года N 455р-П
[О Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы"]
В соответствии с постановлением
Правительства Республики Карелия от 29
апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных
целевых программах Республики
Карелия":
1. Одобрить прилагаемую концепцию
долгосрочной целевой программы
"Развитие туризма в Республике
Карелия на 2012-2015 годы" (далее -
Программа).
2. Определить государственным заказчиком
Программы Государственный комитет
Республики Карелия по делам молодежи,
физической культуре, спорту и туризму.
3. Государственному комитету Республики
Карелия по делам молодежи, физической
культуре, спорту и туризму обеспечить в
установленном порядке разработку
проекта Программы.
Исполняющий обязанности
Главы Республики Карелия
Канчер Ю.А.
Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 9 августа 2011 года N 455р-П
КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ
КАРЕЛИЯ НА 2012-2015 ГОДЫ"
I. Обоснование содержания проблемы,
требующей решения, соответствия целей и
задач долгосрочной целевой программы
"Развитие туризма в Республике
Карелия на 2012-2015 годы" приоритетам
социально-экономического развития
Республики Карелия и полномочиям,
отнесенным к ведению субъекта
Российской Федерации, целесообразности
решения проблемы программно-целевым
методом
1. Характеристика проблемы
В настоящее время основной проблемой в
сфере развития туризма в Республике
Карелия является удержание и повышение
конкурентоспособности республиканского
туристского комплекса в условиях резко
возросшей межрегиональной конкуренции
за перераспределение сократившихся
туристских потоков.
Туризм как агрегированная отрасль
экономического развития представляет
собой социально ориентированный
инновационный комплекс направлений,
обеспечивающий в режиме максимальной
экологической безопасности пополнение
национальных, региональных и местных
бюджетов, рост занятости и самозанятости
населения, создание условий для
восстановления работоспособности,
поддержания и укрепления здоровья
людей.
Карелия, учитывая выгодное
геополитическое положение, богатые
рекреационные ресурсы и многовековое
культурно-историческое наследие,
традиционно занимает особое место на
туристском рынке. По данным независимых
информационных агентств Карелия
удерживает третье место по общей
туристской привлекательности для
отечественных туристов и первое место по
привлекательности в области активных
видов туризма.
Период с 2007 по 2010 годы, на протяжении
которого осуществлялась реализация
региональной целевой программы
"Развитие туризма в Республике
Карелия на период до 2010 года",
характеризуется разнонаправленными
тенденциями, проявившимися в
социально-экономическом развитии
Республики Карелия и Российской
Федерации в целом.
До 2008 года включительно развитие туризма
в республике происходило на
поступательной основе с опережением
плановых значений основных
количественных показателей,
используемых при ежегодном мониторинге
состояния отрасли.
В условиях финансово-экономического
кризиса в 2009 году резко сократились
турпотоки в целом по России: расходы на
оплату туристских услуг одними из первых
были исключены из бюджетов
значительного числа домашних хозяйств
ввиду того, что данные услуги не
относятся к услугам первой
необходимости.
Сокращение возможностей финансирования
мероприятий региональной целевой
программы "Развитие туризма в
Республике Карелия на период до 2010
года" привело к выделению в 2009-2010 годах
из бюджета Республики Карелия 2,795 млн.
рублей, что составило 25 процентов от
предусмотренных республиканской
целевой программой "Развитие туризма
в Республике Карелия на период до 2010
года" 11,15 млн.рублей.
Результатом воздействия кризисных
явлений стал существенный спад значений
показателей развития туризма
(финансовых - в сопоставимых ценах) в 2009
году.
В Республике Карелия с 2005 по 2009 годы доля
туристско-экскурсионных и гостиничных
услуг в общем объеме платных услуг
населению сократилась с 4,4 до 4,1 процента
(в среднем по Российской Федерации
сохранилась на уровне 4,1 процента).
Относительное снижение поступлений от
туризма по сравнению с общероссийским
уровнем объясняется значительной ролью
активного туризма в туристской
деятельности в Республике Карелия, что
при недостаточной обеспеченности
средствами размещения эконом-класса
приводит к более существенному
перераспределению туристского потока в
сторону роста доли неорганизованных
посетителей (в частности, самодеятельных
туристов) с соответствующим сужением
спектра востребованных туристских
услуг.
Итогом предпринятых усилий по
преодолению кризисных явлений в сфере
туризма стали недопущение в 2010 году
продолжения произошедшего в 2009 году
спада значений количественных критериев
развития отрасли, итоговое превышение
базового уровня по всем показателям.
Таблица 1
Наименование
показателя |
2006 год (базовый) |
2007 год (рост) |
2008 год (максимальный уровень) |
2009 год (спад) |
2010 год (стабилизация) |
2007-2010 |
Общий поток организованных туристов и экскурсантов,тыс. человек |
440 |
505 |
560 |
455 |
460 |
1 980 |
Объем внебюджетных инвестиций в сфере туризма, млн. рублей |
470 |
500 |
600 |
450 |
480 |
2 030 |
Совокупный доход от туризма, млрд. рублей |
3,2 |
3,6 |
4,25 |
3,87 |
4,18 |
15,9 |
Количество занятых в туризме, человек |
2150 |
2400 |
2700 |
2500 |
2 600 |
- |
Решение обозначенной проблемы требует
внедрение в сложившуюся систему
государственного регулирования
развития туризма новых подходов и
методик, более эффективно
консолидирующих деятельность органов
государственной власти и местного
самоуправления, организаций
туриндустрии.
Задачей на будущий (плановый) период
ставится возвращение устойчивых
поступательных темпов развития отрасли,
достижение ежегодного роста значений
показателей (финансовых - с учетом
дефляторов) на 5-7 процентов (с 2013 года - до
10 процентов).
2. Цели и задачи долгосрочной целевой
программы "Развития туризма в
Республике Карелия на 2012-2015 годы"
Целью долгосрочной целевой программы
"Развитие туризма в Республике
Карелия на 2012-2015 годы" (далее -
Программа) является создание условий для
устойчивого роста организованного
туристского потока в Республику Карелия,
расширение спектра туристских услуг для
удовлетворения потребностей жителей
Карелии, российских и иностранных
граждан.
Задачи Программы:
1) содействие в привлечении
отечественных и иностранных инвестиций
в инфраструктуру туризма и гостиничного
бизнеса.
Решение задачи планируется путем
отработки и реализации механизмов
сотрудничества в поиске и привлечении
инвесторов, в том числе - совместно с
открытым акционерным обществом
"Корпорация развития Республики
Карелия", администрациями
муниципальных образований, привлечения
на условиях софинансирования средств
федерального бюджета;
2) повышение степени использования
туристского потенциала, сглаживание
неравномерности в распределении
туристской активности на территории
республики.
Решение задачи планируется путем
совершенствования информационного
обеспечения туристов, разработки и
продвижения системы туристских брендов
республики, создания новых туристских
дестинаций в рамках
научно-методического сопровождения
государственного регулирования
развития туризма;
3) повышение роли организованного
туризма в структуре туристской
активности на территории республики.
Решение задачи планируется путем
совершенствования
рекламно-информационного продвижения
туристского предложения республики на
российский и международный туристские
рынки;
4) вовлечение населения республики в
туристскую деятельность.
Решение задачи планируется путем
развития механизмов стимулирования
расширения ассортимента и повышения
качества туристских услуг, практики
организации в муниципальных
образованиях республики обучающих
мероприятий по вопросам вхождения в
туристский бизнес.
3.Cоответствие целей и задач Программы
приоритетам социально-экономического
развития Республики Карелия
Роль туристской отрасли в
социально-экономическом развитии
Республики Карелия, соответствие целей и
задач Программы общереспубликанским
приоритетам зафиксированы в ключевых
документах стратегического
планирования Республики Карелия.
В Стратегии социально-экономического
развития Республики Карелия до 2020 года,
утвержденной постановлением
Законодательного Собрания Республики
Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС (далее
-Стратегия), отмечено, что для
интенсивного развития республики
требуется диверсификация ее экономики.
За счет развития новых видов
экономической деятельности
предусматривается постепенный переход
от моноэкономики, основанной на
добывающей промышленности, к
полиэкономической системе. При этом
туризм отнесен к приоритетным отраслям
развития республики. До 2020 года
туристская индустрия должна стать одной
из составляющих экономической базы
региона наряду с лесопромышленным и
горнопромышленным комплексами. Согласно
Стратегии, основной акцент региональной
экономической политики в области
туризма будет сделан на создание
конкурентоспособного туристского
кластера. В рамках системы мероприятий,
определенных в рамках традиционных
направлений деятельности
экономического блока, предусмотрена
реализация проекта "Гостеприимная
Карелия". В качестве основного
инструмента среднесрочного
планирования региональной
экономической политики республики
Стратегией определяются формирование и
реализация региональных целевых
программ.
В Концепции социально-экономического
развития Республики Карелия на период до
2015 года, утвержденной постановлением
Законодательного Собрания Республики
Карелия от 24 февраля 2011 года N 1995-IV ЗС
(далее - Концепция), формирование
эффективного и конкурентоспособного
туристского комплекса отнесено к
основным задачам
социально-экономического развития
Республики Карелия на среднесрочный
период. Повышение эффективности
туристской индустрии в числе прочих
базовых секторов экономики отнесено к
приоритетным направлениям деятельности
Правительства Республики Карелия на 2011
годы. Концепцией предусмотрена
разработка и реализация региональной
целевой программы развития туризма в
Республике Карелия, начиная с 2012 года.
4. Соответствие целей и задач Программы
полномочиям, отнесенным к ведению
субъекта Российской Федерации
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N
184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации" создание благоприятных
условий для развития туризма в субъекте
Российской Федерации отнесено к
полномочиям органов государственной
власти субъекта Российской Федерации и
по предметам совместного ведения.
Статьей 4 Федерального закона от 24 ноября
1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации"
определено, что одним из механизмов
государственного регулирования
туристской деятельности является
разработка и реализация федеральных,
отраслевых целевых и региональных
программ развития туризма. При этом
основной целью государственного
регулирования туристской деятельности
Федеральный закон относит, в том числе,
развитие туристской индустрии,
обеспечивающей потребности граждан при
совершении путешествий, создание новых
рабочих мест, увеличение доходов
государства и граждан Российской
Федерации, что соответствует целям и
задачам Программы.
Согласно концепции федеральной целевой
программы "Развитие внутреннего и
въездного туризма в Российской
Федерации (2011-2016 годы)" целью указанной
программы является повышение
конкурентоспособности отечественного
туристского рынка,- удовлетворяющего
потребности российских и иностранных
граждан в качественных туристских
услугах, что соответствует
предполагаемой цели Программы.
5. Целесообразность решения проблемы
программно-целевым методом
В Республике Карелия накоплен
положительный опыт использования
программно-целевого метода в
государственном регулировании развития
туризма. В ходе последовательной
реализации трех региональных программ
развития отрасли "Развитие туризма в
Республике Карелия на 2000-2002 годы",
"Развитие туризма в Республике
Карелия на 2003-2006 годы", "Развитие
туризма в Республике Карелия на период
до 2010 года" удалось обеспечить
устойчиво высокие темпы развития
отрасли в докризисный период.
Таблица 2
Показатель |
2000 год |
2008 год |
Рост |
Объем внебюджетных инвестиций, млн. рублей |
105 |
600 |
в 5,7 раза |
Поток организованных туристов и экскурсантов, тыс. человек |
240 |
560 |
в 2,3 раза |
Базой для недопущения продолжения в 2010
году спада, вызванного кризисными
явлениями 2009 года, стали
скоординированные опытом реализации
программных документов по развитию
туризма в республике усилия органов
государственной власти и местного
самоуправления, организаций
туриндустрии.
Признанная на уровне Российской
Федерации и большинства регионов России
необходимость использования в
государственном регулировании развития
отрасли программно-целевого подхода
обусловлена рядом факторов:
1) туризм, в силу своей специфики,
является одной из наиболее
высокоагрегированных отраслей
экономики, что предъявляет повышенные
требования к координации межотраслевой
и межведомственной деятельности по его
регулированию, организации эффективного
взаимодействия по принятию и контролю
согласованных решений;
2) изначально конкурентный характер
бизнеса по привлечению объективно
ограниченного потока туристов на
территорию Республики Карелия требует
активного координирующего участия со
стороны государства в формировании
приоритетов государственно-частного
партнерства при согласовании
продвижения турпродукта на внешние
рынки, определении территориальных,
ресурсных и событийных приоритетов
развития отрасли;
3) вертикаль программно-целевого подхода
является основой для выработки
согласованной политики по решению
ключевых вопросов развития туризма в
Российской Федерации. В частности,
наличие региональной целевой программы
развития туризма является необходимым
условием включения инвестиционных
проектов в перечень мероприятий,
поддерживаемых из федерального бюджета
в рамках реализации разрабатываемой
федеральной целевой программы
"Развитие внутреннего и въездного
туризма в Российской Федерации (2011-2016
годы)". Таким образом, подключение
средств бюджета Российской Федерации
для софинансирования создания
инженерной структуры важнейших
перспективных объектов инфраструктуры
туризма в Республике Карелия является
возможным только при сохранении
программно-целевого подхода к развитию
отрасли.
По состоянию на 2010 год региональные
целевые программы либо региональные
концепции развития туризма действовали
в 55 субъектах Российской Федерации, в
стадии разработки находилось 17
документов регионального планирования
развития туризма.
В этой ситуации представляется
целесообразным дальнейшее внедрение
программно-целевого метода
государственного регулирования
приоритетной отрасли экономики
Республики Карелия, региона, названного
Президентом Российской Федерации Д.А.
Медведевым "одним из крупнейших
центров туризма в стране" и
определенного Министерством
регионального развития Российской
Федерации в качестве территории
опережающего развития туризма.
II. Оценка ожидаемой эффективности
предлагаемого решения проблемы с
приведением целевых показателей и сроки
решения проблемы
Экономический эффект Программы
заключается в росте въездного
туристского потока в республику и
формируемой им доли туризма в валовом
региональном продукте Республики
Карелия на основе привлечения
инвестиций в сферу туризма, оптимизации
использования туристского потенциала
республики, создания экономически
привлекательных условий для ведения
турбизнеса на территории Республики
Карелия, новых рабочих мест.
Наряду с экономическим эффектом в ходе
Программы будут решаться важнейшие
социальные задачи по повышению
занятости населения республики,
удовлетворению потребностей российских
граждан (в том числе - жителей Республики
Карелия) в активном и полноценном
отдыхе.
Экологическая эффективность Программы
определяется самой ее направленностью
на развитие туризма - одной из наиболее
ориентированных на сохранение природных
и культурных ценностей разновидностей
бизнеса.
В качестве показателей эффективности
предлагаются:
количество занятых в туризме в
Республике Карелия;
совокупный доход от всех видов
въездного туризма в Республику
Карелия.
В результате реализации Программы
планируется доведение значений
показателей эффективности до уровня,
свидетельствующего о достижении
значительных улучшений в проблемной
сфере.
Таблица 3
Показатель |
2010 год (факт) |
2011 год (оценка) |
2015 год (план) |
рост 2015 года к 2011 году |
Количество занятых в туризме в Республике Карелия, человек |
2 600 |
2700 |
3800 |
в 1,41 раза |
Совокупный доход от всех видов въездного туризма в Республику Карелия, млрд. рублей |
4,18 |
4,65 |
7,80 |
в 1,68 раза |
III. Оценка ожидаемой результативности
предлагаемого решения проблемы с
приведением для целей и задач
показателей конечных и непосредственных
результатов
При реализации Программы предлагается
использовать показатели,
характеризующие степень достижения ее
целей и задач, а также эффективность
реализатгии:
Целевой показатель:
объем въездного потока организованных
туристов и экскурсантов в Республику
Карелия.
Показатели решения задач:
объем внебюджетных инвестиций в сфере
туризма Республики Карелия;
количество муниципальных образований в
Республике Карелия, на территории
которых реализуются проекты в сфере
туризма;
доля организованных туристов и
экскурсантов в общем потоке посетителей
Республики Карелия;
объем туристско-экскурсионных и
гостиничных услуг в Республике
Карелия;
количество новых рабочих мест в сфере
туризма и гостеприимства в Республике
Карелия.
Таблица 4
Показатель |
2010 год (факт) |
2011 год (оценка) |
2015 год (план) |
рост к 2011 году | |||||
Цель: создание условий для устойчивого роста организованного туристского потока в Республику Карелия, расширение спектра туристических услуг для удовлетворения потребностей жителей Карелии, российских и иностранных граждан | |||||||||
Въездной поток организованных туристов и экскурсантов, тыс. человек |
460 |
490 |
720 |
в 1,47 раза | |||||
Задача 1. Содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций в инфраструктуру туризма и гостиничного бизнеса |
|||||||||
Объем внебюджетных инвестиций в сфере туризма Республики Карелия, млн. рублей |
480 |
510 |
780 |
в 1,53 раза |
|||||
Задача 2. Повышение степени использования туристского потенциала, сглаживание неравномерности в распределении туристской активности на территории республики |
|||||||||
Количество муниципальных образований в Республике Карелия, на территории которых реализуются проекты в сфере туризма |
13 |
14 |
18 |
в 1,29 раза |
|||||
Задача 3. Повышение роли организованного туризма в структуре туристской активности на территории республики |
|||||||||
Доля организованных туристов и экскурсантов в общем потоке посетителей Республики Карелия, % |
28,7 |
29,0 |
35,0 |
в 1,21 раза |
|||||
Объем туристско-экскурсионных и гостиничных услуг в Республике Карелия, млн. рублей |
650 |
740 |
1280 |
в 1,73 раза |
|||||
Задача 4. Вовлечение населения республики в туристскую деятельность |
|||||||||
Количество новых рабочих мест в сфере туризма и гостеприимства |
НО |
120 |
200 |
в 1,67 раза |
Текст сверен
по:
Официальная рассылка
Ссылается на
- Об основах туристской деятельности в Российской Федерации (с изменениями на 14 октября 2024 года)
- Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями на 21 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 1 июня 2022 года) (утратил силу с 01.01.2023 на основании Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ)
- О долгосрочных целевых программах Республики Карелия (с изменениями на 8 июня 2010 года)
- О Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года (утратил силу с 24 января 2019 года на основании Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 января 2019 года N 946-VI ЗС)
- О Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года