Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2005 года N 1836-III ЗС


О республиканской целевой программе "Здоровый образ жизни" на период 2005 — 2007 годов и до 2011 года

(с изменениями на 5 февраля 2011 года)

 

 

     

     Документ с изменениями, внесенными
     
     20.10.05 г. Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 20.10.2005 N 2018-III ЗС
     
     04.07.06 г. Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия  "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый
образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 04.07.2006 N 2556-III ЗС
     
      14.10.06 г. Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года"" от 14.11.2006 N 96-IV ЗС
     
     24.05.07 г. Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый
образ жизни" на период 2005 - 2007 годов и до 2010 года" от 24.05.2007 N 442-IVЗС
     
     27.12.07 г. Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 27.12.2007 N 745-IV ЗС
     (В тексте республиканской целевой программы "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года:
     
     слова "Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия" в соответствующих падежах заменены словами "Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия" в соответствующих падежах;
     
     слова "Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия" в соответствующих падежах заменены словами "Министерство образования Республики Карелия" в соответствующих падежах;
     
     слова "Министерство сельского, рыбного хозяйства и продовольствия Республики Карелия" в соответствующих падежах заменены словами "Министерство сельского хозяйства Республики Карелия" в соответствующих падежах.)
     
     Распоряжением Правительства Республики Карелия от 05.02.2011 г. N 37р-П
          

     
     

     В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Республики Карелия "О республиканских целевых программах" (в редакции Закона Республики Карелия от 6 марта 2001 года N 484-ЗРК) Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:

     1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005 — 2007 годов и до 2010 года", одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 июня 2005 года N 159 р-П.

     2. Направить настоящее Постановление и указанную республиканскую целевую программу в Правительство Республики Карелия.

     3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
     


Председатель Законодательного
Собрания Республики Карелия
 Н. И. ЛЕВИН


     
Петрозаводск
16 июня 2005 г.
 N 1836-III ЗС

     


ОДОБРЕНА
                                                     распоряжением Правительства
                                                              Республики Карелия
                                                      от 1 июня 2005 г. N 159 р-П


                                                                      УТВЕРЖДЕНА
                                        постановлением Законодательного Собрания
                                                              Республики Карелия
                                                  от 16 июня 2005 г. N 1836-IIIЗС
 

     

Республиканская целевая программа "Здоровый образ жизни" на период 2005 — 2007 годов и до 2010 года


Паспорт республиканской целевой программы "Здоровый образ жизни" на период 2005 — 2007 годов и до 2010 года

 

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

  
     (Паспорт в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 20.10.2005 N 2018-III ЗС)
     
     (Паспорт в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 27.12.2007 N 745-IV ЗС)


 

Введение

 

Основные термины и понятия


     Гигиенические навыки — умения, основанные на овладении гигиеническими знаниями о здоровом образе жизни и правильном их использовании, закрепленные в результате обучения, опыта и многократного повторения и характеризующиеся способностью совершать действия, направленные на сохранение, укрепление и восстановление здоровья.

     Гигиеническое воспитание и обучение —- система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни как отдельных людей, так и общества в целом.

     Здоровый образ жизни — это такая форма жизнедеятельности, преимущественно в досуговой сфере, и такой образ мыслей, которые удовлетворяют естественные психоэмоциональные, культурные и физиологические потребности человека, и направлены на сохранение и укрепление его этногенетических, этносоциальных и этнокультурных основ, обеспечивая самоутверждение посредством всестороннего и гармоничного развития.

     Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ), 1948). ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым "обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека".

     Это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном или индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний (на индивидуальном уровне) или процесс снижения уровней смертности, заболеваемости и инвалидности (на популяционном уровне) и повышение ощущаемого уровня здоровья. Здоровье общества следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Здоровье рассматривается ВОЗ как одно из основных прав человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.

     Здоровье населения — медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.
     

     Здоровье населения — совокупность индивидуальных уровней здоровья, которая характеризует жизнеспособность общества и прогноз его дальнейшего социально-экономического развития,

     Здоровье психическое — динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

     Здоровье сексуальное — способность к удовлетворяющим сексуальным отношениям и к реализации репродуктивной функции организма.

     Мотивация к формированию потребности в здоровье — побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.

     Основные термины и понятия определены Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации, Московской медицинской академией им. И. М. Сеченова, Российской медицинской академией последипломного образования.


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами  


     Состояние здоровья населения Республики Карелия вызывает большую тревогу. Несмотря на сохраняющийся в Республике Карелия в 2003 году рост рождаемости, начавшийся в 2000 году, показатель ее — 10,2 (9,6 в 2002 году) на 1000 населения, на естественной убыли населения это не отразилось.
     
     Рост смертности в 2003 году (19,9 на 1000 человек против 17,8 в 2002 году) определяет естественную убыль населения. На долю умерших в трудоспособном возрасте приходится 39,7 процента (37 процентов — 2002 год).
     
     Продолжительность жизни по сравнению с наиболее развитыми западными странами остается низкой. В 2002 году продолжительность жизни у мужчин составила 55,9 лет, у женщин — 69,7 года (для сравнения с Российской Федерацией: у мужчин — 58,47 лет, у женщин — 72,04 года). При этом 85 процентов смертности населения обусловлено тремя причинами заболеваний: заболевания системы кровообращения, травмы и отравления, новообразования. Корни этих заболеваний лежат в изменившемся образе жизни населения, распространении вредных привычек, складывающихся новых традициях питания, повышении психоэмоциональных нагрузок, снижении физической активности населения. Особую тревогу вызывает злоупотребление алкоголем, токсическими и наркотическими веществами.
     
     Одним из существенных негативных факторов риска, влияющих на состояние здоровья населения, является пьянство и алкоголизм. По данным медицинской статистики, в 2003 году заболеваемость алкоголизмом в Республике Карелия составила 140,3 на 100 тысяч населения (в 1998 году — 85,3). В действительности эти цифры надо увеличить в 3 — 4 раза. На 16,3 процента отмечается рост психотических расстройств, связанных с употреблением алкоголя, которые являются индикатором распространенности алкоголизма, их показатель в 2003 году составил 117,1 на 100 тыс. населения против 98,0 в 2002 году. Особое опасение вызывает употребление алкогольных напитков молодежью. По данным Центра социальных исследований Карельского государственного педагогического университета, за 2001 - 2003 годы систематически употребляют пиво 63,8 процента выпускников школ республики, а в таких городах, как Костомукша, Медвежьегорск, п. Кончезеро этот процент доходит до 80. По данным государственной статистики, в структуре потребительских расходов на покупку алкогольных напитков расходуется 2,9 процента из бюджета домашних хозяйств.
     
     Ситуация вызывает тревогу, так как, по данным Всемирной организации здравоохранения, при достижении уровня среднедушевого потребления 8 литров алкоголя (в пересчете на 96-процентный спирт) в год наступает процесс необратимого изменения генофонда нации.

     
     Обращает на себя внимание распространенность табакокурения в республике, которое приобрело характер эпидемии. По данным опроса учащихся 5—11 классов курит каждый третий подросток.
     
     Экономическая нестабильность, повышение психоэмоциональных нагрузок привели к ухудшению психического здоровья населения. По данным Республиканского психолого-медико-педагогического центра, ежегодно с проблемами психического характера обращается более 1100 семей. Это и проблемы личностных особенностей детей, нарушение их эмоционально-волевой сферы (суициды, антиобщественное поведение), проблемы интеллектуального развития, взаимоотношения с родителями.
     
     Среди социально дезадаптированных детей и подростков распространенность психической патологии достигла 95 процентов. По данным кабинета медико-психологической помощи ГУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер", отмечается значительный рост невротических расстройств у детей и подростков.
     
     По данным Всероссийской диспансеризации детского населения, в 2002 году 63,15 процента детей имеют отклонения в состоянии здоровья, лидирующее место занимают (15,3 процента) болезни органов пищеварения (у детей от 0 до 6 лет — 14,5 процента; от 7 до 17 лет — 17,3 процента), что требует незамедлительных мер по организации рационального питания, прежде всего в общеобразовательных учреждениях.
     
     Недостаточен объем двигательной активности, необходимый для укрепления здоровья детей, школьников, учащейся молодежи. Падает уровень образования, культуры, нравственности населения, прежде всего подрастающего поколения.
     
     Для того чтобы остановить неблагоприятные тенденции — депопуляцию, постарение населения, высокую смертность в любом возрасте, необходимо создание инфраструктуры служб, чьи функции должны быть шире, чем просто оказание медицинской помощи. Необходимо развитие профилактических подходов, подготовка кадров, поддержка организаций, работающих в области укрепления здоровья населения.
     
     Проблематика формирования здорового образа жизни — это проблематика формирования мировоззрения и соответствующих принципов социального поведения. При этом основополагающими побудительными мотивами к здоровому образу жизни являются: духовность, нравственность и самодостаточность. В свою очередь стремление к познанию цели и смысла бытия являются поводом к глубокой внутренней жизни, формирующей культурно-познавательные потребности, круг общения и соответствующие жизненные приоритеты, что в совокупности и является стержневой, принципиальной основой здорового образа жизни, основой содержательной качественной личности.
     
     Дальнейшее улучшение состояния здоровья населения требует подхода к здоровью с точки зрения его широкого понимания и учета всех факторов, определяющих здоровье, таких, как образ жизни, социальное благополучие, психологический климат, физико-химические факторы окружающей среды. Необходимо более жесткое смещение акцентов от лечебных к профилактическим мероприятиям и пересмотр самого подхода к здоровью.

     
     Назрела необходимость изменить отношение к здоровью не только отдельных лиц, но и всего общества, поставить здоровье в ряд приоритетных проблем социально-экономического развития Республики Карелия. Здоровье республики — это не набор "хороших" показателей здоровья, а стиль общественного мышления и социальной политики.
     
     Проблемы, которые необходимо решать в процессе оздоровления республики, сложны и многообразны. Их успешное решение, особенно в условиях весьма ограниченных ресурсов, возможно только при условии единой государственной политики в системе организации формирования здорового образа жизни и вовлечении всех заинтересованных секторов общества, осуществление целенаправленных скоординированных действий органов исполнительной и законодательной власти, заинтересованных министерств и ведомств, органов местного самоуправления и общественных организаций.
     
     Данная Программа направлена на формирование идеологии здорового образа жизни, воздействие на управляемые факторы риска, прежде всего факторы поведения, привычки, отношения и установки поведения людей через информацию и обеспечение активных форм участия самого населения, внедрение методов антиалкогольного и антинаркотического воспитания личности.
     
     Особую, ведущую роль в эффективной реализации Программы и формировании у населения Республики Карелия идеологии здорового образа жизни следует определить за сферой образования и культуры, которые на протяжении продолжительного времени наработали определенные методы и приемы в целенаправленном формировании представлений, установок и социальных ориентиров в эстетическое, экологическое, патриотическое и идеологическое воспитание.
     
     Одним из ключевых моментов успешного осуществления программных мероприятий является широкая пропаганда Программы на организационном этапе и широкое освещение по мере выполнения программных мероприятий в средствах массовой информации, на общественных мероприятиях. Необходимо создать систему стимулов для поощрения здорового образа жизни среди населения республики.
     
     Укрепление здоровья общества в Карелии является неотъемлемой частью экономического развития республики, становления полноценного демократического общества.
     
     Построение политически и экономически развитой республики невозможно в условиях слабого здоровья населения.

     
     В условиях социально-экономических преобразований необходима государственная поддержка и выделение на эти цели средств из бюджетов разных уровней.

     

 II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы  


     Главной стратегической (долгосрочной) целью является формирование у населения Республики Карелия идеологии здорового образа жизни, укрепление физического и духовного здоровья населения в Республике Карелия через объединенные усилия государства, местного самоуправления и общества.
      
     Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:

     — формирование здорового образа жизни;

     — улучшение состояния здоровья населения;
     
     — социально-психологическая реабилитация населения;

     — создание сети социального партнерства и межведомственной кооперации;

     — поддержка эффективных инициатив в системах здравоохранения, образования, бизнеса и общественном секторе.

     Сроки реализации Программы — 2005 — 2007 годы и до 2011 года. В Программе еду смотрено поэтапное осуществление мероприятий.

     I этап — 2005 год — внедрение идеологии здорового образа жизни среди населения, проживающего в Республике Карелия, и формирование у населения моделей введения, соответствующих здоровому образу жизни. Формирование критериев оценки образа жизни.

     II этап — 2006 год — формирование здорового образа жизни населения в пилотных территориях с последующим распространением опыта на всей территории республики.

     III этап — 2007 год и далее — формирование здорового образа жизни населения Республики Карелия. Оценка результатов реализации Программы.
   
 

III. Программные мероприятия  


     В Программе предусматривается реализация следующих мероприятий:

     — создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителей программы;

     — обеспечение мер, направленных на повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни, организация просветительской деятельности учреждений культуры, образования и здравоохранения по формированию здорового образа жизни, обучение школьников и подростков формированию здорового образа жизни;

     — создание и реализация межведомственных проектов, направленных на формирование здорового образа жизни и оздоровление населения, развитие системы медицинской профилактики; повышение роли первичного звена здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения, мероприятия по повышению квалификации и уровня знаний специалистов учреждений, обеспечение мероприятий по вовлечению населения в занятия физической культурой, спортом и туризмом, повышение доступности объектов для занятий, проведение массовых детско-юношеских мероприятий, обновление содержания, форм, средств физического воспитания и спортивной подготовки на основе современных технологий, содействие развитию в Республике Карелия современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса;

     — совершенствование нормативной правовой, материально-технической и организационно-управленческой базы;

     — оказание поддержки в организации рационального питания для детей в общеобразовательных учреждениях, обеспечение мер по расширению производства продуктов питания, обогащенных витаминами и микронутриентами;

     — проведение мониторинга по реализации Программы, проведение социологических исследований среди населения, применение систем контроля мероприятий, осуществляемых медицинскими и педагогическими работниками.

     

IV. Ресурсное обеспечение программы  


     Мероприятия Программы реализуются за счет средств бюджета Республики Карелия, фондов и других источников, разрешенных законодательством, а также за счет административных, организационных, информационных и человеческих ресурсов основных исполнителей Программы.

     Распределение средств на реализацию Программы в разрезе распорядителей кредитов приводится в приложении к Программе.


V. Механизм реализации программы  


     Государственные заказчики Программы — Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия.

     Координатор Программы — координационный совет при Главе Республики Карелия, образованный распоряжением Главы Республики Карелия от 18 июня 2004 года N 354-р.

     Исполнители Программы:

     Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия;

     Министерство культуры Республики Карелия;

     Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Республике Карелия (по согласованию);

     Министерство экономического развития Республики Карелия;

     Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия;

     Министерство строительства Республики Карелия.
     
     Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму.
     (Абзац дополнительно включен Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 27.12.2007 N 745-IV ЗС - см. предыдущую редакцию)
     
     По основным направлениям реализации Программы создаются рабочие группы. Перед членами каждой рабочей группы ставятся соответствующие задачи и сроки их исполнения. Исполнители в установленные сроки отчитываются перед координационным советом при Главе Республики Карелия о выполнении мероприятий по реализации Программы, формируют бюджетную заявку на ассигнования из республиканского бюджета и представляют ее на рассмотрение в координационный совет при Главе Республики Карелия.
     
     Исполнители в целях реализации мероприятий Программы на муниципальном уровне заключают соглашения с органами местного самоуправления на условиях со-финансирования.


 VI. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации  


     Координационный совет при Главе Республики Карелия, в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает координацию деятельности исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективности использования средств. Для осуществления текущей работы по управлению Программой может быть образована дирекция под руководством ответственного исполнителя.

     К реализации Программы привлекаются органы местного самоуправления (по согласованию). Для рационального использования выделенных на реализацию Программы средств координационный совет при Главе Республики Карелия определяет первоочередные мероприятия и объем их финансирования. Координационный совет при Главе Республики Карелия оказывает методическую помощь исполнителям Программы.

     Государственные заказчики Программы представляют отчет о реализации Программы один раз в год.


VII. Oцeнкa социально-экономической эффективности реализации программы

     
     Для оценки социально-экономической эффективности и результативности Программы используется система показателей, представленных в следующей таблице.
               

Показатели результативности и социально-экономической эффективности Программы

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу


     

VIII. Мероприятия по реализации республиканской целевой программы "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2011 года

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу


     

Приложение
     к Программе

      
     

Распределение средств на реализацию Программы в разрезе распорядителей кредитов (тыс.рублей)


(в редакции распоряжения Правительства Республики Карелия от 15 сентября 2005 года N 266 р-П)

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу


*  Средства предусмотрены в долгосрочной инвестиционной программе Республики Карелия на 2005-2006 и до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 июня 2004 года N 311р-П и на 2007-2008 и до 2012 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 июля 2006 года N 206р-П.

Распределение финансирования по источникам, разделам и годам реализации Программы (тыс.рублей)

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

    
      (Раздел в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 20.10.2005 N 2018-III ЗС)
     
     (Раздел в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия  "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 04.07.2006 N 2556-III ЗС)
     
      (Раздел в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года"" от 14.11.2006 N 96-IV ЗС)
     
     (Раздел в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005 - 2007 годов и до 2010 года" от 24.05.2007 N 442-IVЗС)
     
     (раздел в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 27.12.2007 N 745-IV ЗС)
          
     

Текст документа сверен по:
Собрание Законодательства республики Карелия N 6 2005 г. Ст. 571


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в системе "Кодекс"
     

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права     Температура в Петрозаводске
  
   © 2025 Кодекс ИТ