РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2002 года N 88-П
О республиканской целевой программе
"Этнокультурное образование в
Республике
Карелия на 2003 - 2005 годы"
В целях
государственной поддержки развития
региональной системы этнокультурного
образования в Республике Карелия
Правительство Республики Карелия
постановляет:
1.Одобрить прилагаемую республиканскую
целевую программу "Этнокультурное
образование в Республике Карелия на 2003 -
2005 годы" (далее - Программа) и в
установленном законодательством
порядке представить на утверждение в
Законодательное Собрание Республики
Карелия.
2. Контроль за выполнением постановления
возложить на Министерство образования и
по делам молодежи Республики Карелия.
Глава
Республики Карелия
С.Л.Катанандов
Одобрена постановлением
Правительства Республики Карелия
от 30 июля 2002 года N 88-П
Республиканская целевая программа
"Этнокультурное образование в
Республике Карелия
на 2003 - 2005 годы"
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы
"Этнокультурное образование в
Республике Карелия на 2003 -2005 годы"
1. Наименование
Программы |
- республиканская целевая программа " Этнокультурное образование в Республике Карелия на 2003 - 2005 годы " |
2. Дата принятия
решения о разработке Программы |
- распоряжение Председателя Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2001 года N 572-р |
3. Государственные заказчики Программы |
- Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по делам национальной политики |
4. Основные разработчики Программы |
- Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия, Государственный
комитет Республики Карелия по делам
национальной политики |
5. Цель и задачи Программы |
- реализация Концепции
развития финно-угорской школы
Республики Карелия; |
6.Важнейшие целевые
показатели Программы |
- создание системы
этнокультурного образования, реализация
основных и дополнительных
образовательных программ; |
7.Сроки реализации
Программы |
- 2003 - 2005 годы |
8. Основные
исполнители Программы |
- Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по делам национальной политики, Министерство культуры Республики Карелия |
9. Объемы и источники финансирования Программы |
- республиканский
бюджет - 8 983 тыс.рублей |
10. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- изучение родного
языка и культуры карелов, вепсов и финнов
на всех уровнях образования; |
11. Порядок
корректировки |
- внесение изменений заказчиками после разработки прогноза социально-экономического развития и принятия бюджета на очередной год в установленном законом порядке |
12. Система организации контроля за реализацией Программы, периодичность отчета исполнителей, дата представления материалов |
- контроль за
выполнением осуществляется
исполнителями Программы, они же несут
ответственность за своевременное и
рациональное использование средств,
выделяемых на реализацию мероприятий
Программы; |
I. Обоснование необходимости разработки
Программы
Предлагаемая республиканская целевая
программа "Этнокультурное
образование в Республике Карелия на 2003 -
2005 годы" логически продолжает
реализацию республиканской программы
"Финно-угорская школа в Республике
Карелия на 2000-2002 годы", утвержденную
постановлением Правительства
Республики Карелия от 27 декабря 1999 года N
175-П и разработанную в целях
государственной поддержки дальнейшего
развития языка и культуры карелов,
вепсов и финнов, проживающих в
республике.
В Концепции развития финно-угорской
школы Республики Карелия, утвержденной
постановлением Председателя
Правительства Республики Карелия от 25
апреля 1997 года N 225, отмечено, что в
условиях языковой ассимиляции карелов,
вепсов и финнов особую роль в сохранении
их языков приобретает школа с изучением
родных языков и культур. Перспективы
развития национальной школы в
республике правомерно связываются с
Концепцией развития финно-угорской
школы Республики Карелия. Имеется
правовая основа для дальнейшего
развития карельского и вепсского языков,
образовательных учреждений с
финно-угорским компонентом образования.
Главный акцент Программы был сделан на
подготовку педагогических кадров,
расширение сети образовательных
учреждений с финно-угорским компонентом
образования, укрепление их материально -
технической базы, разработку учебников и
учебных пособий по карельскому,
вепсскому и финскому языкам и
национально - региональному компоненту
содержания образования
Вместе с тем следует отметить, что
активное овладение учащимися навыками
родной речи пока не обеспечено.
Слабая общественная и функциональная
нагрузка в использовании карельского,
вепсского и финского языков не
способствуют развитию и повышению
уровня коммуникативной и языковой
компетентности учащихся. Учебный
процесс не в полной мере обеспечен
учебно-методическими пособиями по
региональной тематике, а именно по
карельскому, вепсскому, финскому языкам
для основной и полной средней школы, а
также по истории и культуре Республики
Карелия.
При
сохранении преемственности с Концепцией
развития финно-угорской школы
Республики Карелия в данную Программу
внесены существенные дополнения и
необходимые коррективы.
II.
Цели и задачи Программы
Основными
целями и задачами Программы являются:
- реализация Концепции развития
финно-угорской школы Республики
Карелия;
- развитие региональной системы
образования, создание условий для
функционирования образовательных
учреждений различных типов как
социальных институтов развития
этнических культур, воспитание уважения
к истории и культуре народов Карелии и
России, мировым культурным ценностям;
- обеспечение непрерывности процесса
подготовки кадров в сфере
этнокультурного образования;
- сохранение исторического наследия и
дальнейшее развитие традиций
взаимодействия народов Карелии.
III. Основные принципы и приоритеты
Программы
Программа базируется на принципах,
определенных Концепцией
государственной национальной политики
Российской Федерации, Концепцией
развития финно-угорской школы
Республики Карелия и строится на основе
личностной ориентации и свободы выбора в
изучении языка.
Программа имеет определенные
приоритеты. Приоритетными признаются:
- развитие этнокультурной системы
образования как важнейшего института
сохранения и развития национальных
культур;
- развитие языков и культуры
прибалтийско-финских народов: карелов,
вепсов, финнов, а также других народов,
проживающих в Республике Карелия.
IV.
Механизм реализации и контроля за
выполнением Программы
Ежегодная информация
Министерства образования и по делам
молодежи Республики Карелия в
Правительство Республики Карелия.
Проведение мониторинга по проблемам
этнокультурного образования.
Информирование общественности о ходе
реализации Программы.
Освещение реализации Программы в
средствах массовой информации.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы предусматривает
использование средств республиканского
бюджета.
VI. Оценка эффективности осуществления Программы
Эффективность выполнения Программы
будет измеряться следующими
параметрами:
количественные:
- рост числа образовательных учреждений
с финно-угорским компонентом
образования и числа обучающихся,
увеличение числа учителей, воспитателей,
детей и молодежи, родителей и
представителей общественности,
вовлеченных в процесс этнокультурного
образования;
- рост числа учреждений
профессионального и дополнительного
образования детей, в деятельности
которых имеется национально-культурная
составляющая, а также рост количества
детских творческих коллективов,
развивающих национальную культуру
Республики Карелия;
- увеличение числа дипломированных
специалистов по карельскому, вепсскому и
финскому языкам, культуре и истории
Республики Карелия;
- выпуск учебной литературы на
карельском, вепсском и финском языках, а
также литературы региональной тематики
на русском языке, обеспечивающих
выполнение республиканского базисного
учебного плана;
- улучшение материально-технического
оснащения образовательных учреждений,
реализующих этнокультурное содержание
образования;
качественные:
- улучшение качества преподавания
карельского, вепсского и финского
языков, культуры и истории Карелии;
- рост у учащихся интереса к изучению
карельского, вепсского и финского языков
и курсов этнокультурного содержания.
Приложение к Программе
Перечень мероприятий Программы
N п/п |
|
Перечень нормативных документов,необходимых для реализации мероприятий |
Ожидаемые результаты (социальные, экономические, бюджетные, количественная оценка) |
Источники
финансирования |
Средства, |
Сроки
реализации |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I. |
Повышение качества и обновление содержания регионального образования |
|
|
|
|
|
|
1. |
Апробация проекта национально-регионального компонента образовательного стандарта по карельскому, вепсскому языкам для начальной школы на базе школ с этнокультурным финно-угорским компонентом образования |
решение коллегии
Министерства образования и по делам
молодежи Республики Карелия |
апробирование содержания этнокультурного финно-угорского компонента образования |
республиканский бюджет - "
- |
100 |
2003 |
Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия |
2. |
Разработка проекта
национально-регионального компонента
образовательного стандарта по
карельскому, вепсскому языкам для |
решение коллегии
Министерства образования и по делам
молодежи Республики Карелия |
учебно-методическое обеспечение преподавания карельского и вепсского языков в основной школе |
республиканский бюджет - "
- |
- |
2003 |
Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия |
3. |
Организация конкурсов "Школа года" (среди школ с этнокультурным финно-угорским компонентом образования) |
приказ Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия |
|
республиканский бюджет |
100 |
2003 |
Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия |
4. |
Обеспечение выпуска
учебников и учебных пособий по
региональной тематике: |
согласно плану
издания учебников и учебных пособий по
региональной тематике на 2003 -2005 годы
|
учебно-методическое обеспечение регионального содержания образования |
республиканский бюджет - "
- |
500 |
2003 |
Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия |
5. |
Обеспечить
ежеквартальный выпуск научно -
методического сборника |
приказ Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия |
распространение знаний и информации по методике преподавания карельского, вепсского и финского языков |
республиканский бюджет |
60 |
2003 2005 |
Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия |
6. |
Создание
республиканского центра
этнокультурного образования на базе
финно-угорской средней школы
им.Э.Леннрота г.Петрозаводска |
постановление |
создание системы образования и воспитания на этнокультурных традициях |
республиканский бюджет |
200 |
2003 |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия |
II. |
Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений с этнокультурным финно-угорским компонентом образования Республики Карелия |
приказ Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия |
материально-техническое
обеспечение регионального содержания
образования |
республиканский бюджет |
500 |
2003 |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия |
III. |
Реализация Программы развития этнокультурного комплекса "ОЛАНКО" |
|
|
|
|
|
|
7. |
Создание центра традиционной культуры и ремесел карелов на базе Дома творчества детей г.Олонца |
решения коллегии Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия |
возрождение и
развитие традиционной культуры и
ремесел |
республиканский бюджет |
|
|
|
IV. |
Содействие созданию языковой среды, культурная, досуговая и исследовательская деятельность |
|
|
|
|
|
|
8. |
Организация летних
этнокультурных языковых лагерей |
приказ Министерства образованияи по делам молодежи Республики Карелия |
погружение в языковую
среду |
республиканский бюджет |
200 |
2003 |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия |
9. |
Организация
республиканского фестиваля
"Истоки" детских и молодежных
фольклорных коллективов |
|
|
республиканский бюджет |
200 |
2004 |
|
10. |
Создание детского и
юношеского репертуара на финно-угорских
языках и репертуара на русском языке
регионального содержания |
приказ
Государственного комитета Республики
Карелия по делам |
дополнительные образовательные программы |
республиканский бюджет |
100 |
2003 |
Государственный комитет Республики Карелия по делам национальной политики |
11. |
Гастрольная
деятельность Национального театра и
народных театральных коллективов
Республики Карелия по районам
республики |
|
дополнительные образовательные программы |
|
|
2003- |
Министерство культуры
Республики Карелия |
12. |
Организация проведения Дней карельского и вепсского языков и культуры |
приказ
Государственного комитета Республики
Карелия по делам |
|
республиканский бюджет |
20 |
2003 |
Государственный комитет Республики Карелия по делам национальной политики |
13. |
Организация межрегионального праздника вепсского языка "Древо жизни" и Дня карельской поэзии |
приказ
Государственного комитета Республики
Карелия по делам |
|
республиканский бюджет |
50 |
2003 |
Государственный комитет Республики Карелия по делам национальной политики |
14. |
Организация республиканского конкурса исследовательских работ по топонимике |
приказ
Государственного комитета Республики
Карелия по |
дополнительные |
республиканский бюджет |
20 |
2003 |
Государственный комитет Республики Карелия по делам национальной политики |
15. |
Подготовка специальных выпусков газет "Ома муа", "Виенан Карьяла", "Кодима", "Карьялан саномат", посвященных проблемам этнокуль-турного образования |
приказ Государственного
комитета Республики Карелия по делам |
информирование
общественности |
республиканский бюджет |
20 |
2003 |
Государственный комитет Республики Карелия по делам национальной политики |
V. |
Подготовка педагогических кадров |
|
|
|
|
|
|
16. |
Создание на базе факультета дошкольного образования Карельского государственного педагогического университета центра по разработке технологии раннего обучения детей карельскому, вепсскому и финскому языкам |
положение о центре |
разработка нового содержания этнокультурного финно-угорского компонента образования |
республиканский бюджет |
50 |
2003 |
Государственный комитет Республики Карелия по делам национальной политики |
17. |
Создать на базе
факультета технологий и
предпринимательства Карельского
государственного педагогического
университета региональный центр
декоративно-прикладного искусства |
положение о центре |
разработка нового содержания этнокультурного образования |
республиканский бюджет |
50 |
2003 |
Государственный комитет Республики Карелия по делам национальной политики |
18. |
Поддержка слушателей национального подготовительного отделения Карельского государственного педагогического университета |
|
увеличение числа |
республиканский бюджет |
70 |
2003 |
Государственный комитет Республики Карелия по делам национальной политики |
|
Итого по мероприятиям Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия |
|
|
республиканский бюджет |
2470 |
2003 |
|
|
Итого по мероприятиям
Государственного комитета Республики
Карелия по делам национальной политики
|
|
|
республиканский бюджет |
380 |
2003 |
|
|
Всего по Программе |
|
|
республиканский бюджет |
8983 |
2003-2005 |
Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия |
текст сверен
по:
официальная рассылка
Ссылается на