ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ
ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об обращении Палаты Республики
Законодательного Собрания
Республики Карелия
Палата Республики Законодательного
Собрания Республики Карелия
постановляет:
Принять обращение к Руководителю
Администрации Президента Российской
Федерации Волошину А. С., Полномочному
представителю Президента Российской
Федерации в Северо-Западном федеральном
округе Черкесову В. В., Главному
федеральному инспектору по Республике
Карелия Аппарата Полномочного
представителя Президента Российской
Федерации в Северо-Западном федеральном
округе Шмыкову В. А. (прилагается).
Председатель Палаты Республики В. В. Шильников
Петрозаводск
29 января 2001 г.
N 19 ПР
Приложение.
к постановлению Палаты Республики
от 29 января 2001 г.
|
||
|
|
Обращение
Просим дать правовую оценку процессам
приведения в соответствии с действующим
федеральным законодательством основ
Конституции Республики Карелия.
Начиная с 1998 года, в Республике Карелия
неоднократно, различными субъектами
законодательной инициативы делались
попытки внесения изменений в
действующую Конституцию Республики
Карелия, предлагались новые варианты
текстов Основного Закона. Основной целью
этих инициатив было приведение норм
Конституции Республики Карелия в
соответствии к нормам действующего
законодательства Российской
Федерации.
Однако, подавляющее большинство
инициатив было или не рассмотрено, или не
получило необходимого одобрения
Законодательного Собрания Республики
Карелия. Особенности формирования
парламента Карелии (двухпалатный состав,
наличие Палаты Представителей,
сформированной в нарушение действующего
федерального законодательства по
принципу представительства от
административно-территориальных единиц
республики), наличие многочисленных
отличий от федеральных законов в законах
Республики Карелия, устанавливающих
процедуры принятия решений
Законодательным Собранием, вынесения на
референдум конституционных вопросов и т.
д. не привели к окончательному решению
вопроса об исправлении действующей
Конституции Республики Карелия.
Председатель Правительства Республики
Карелия проявил инициативу вынесения на
референдум Республики Карелия
конституционных вопросов:
- о наименовании (названии) высшего
должностного лица Республики Карелия;
- об однопалатном, вместо двухпалатного,
Законодательном Собрании.
Эти два вопроса были решены положительно
в апреле 2000 года в ходе республиканского
референдума, приуроченного к выборам
Президента Российской Федерации.
По итогам референдума высшее
должностное лицо Республики Карелия
должно именоваться Глава Республики, а
Законодательное Собрание Республики
Карелия должно стать однопалатным.
Референдум был проведен в соответствии с
Законом Республики Карелия "О
референдуме в Республике Карелия", на
который впоследствии был получен
протест Прокурора Республики Карелия,
который требует приведения текста
закона в соответствии с федеральным
законодательством.
Во исполнение решений референдума, с
целью приведения Конституции Республики
Карелия в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации,
Председатель Правительства внес в
Законодательное Собрание проект закона
Республики Карелия "О внесении
изменений и дополнений в Конституцию
(Основной Закон) Республики Карелия".
По
действующей Конституции Республики
Карелия изменения в Основной Закон
принимаются Палатой Представителей
Законодательного Собрания Республики
Карелия и одобряются Палатой Республики
Законодательного Собрания Республики
Карелия.
В декабре 2000 года Палата Представителей
приняла вышеупомянутый закон и передала
его на одобрение в Палату Республики
Законодательного Собрания Республики
Карелия. Палата Республики, не одобрив
закон, внесла целый ряд поправок и
предложила в соответствии с действующей
Конституцией Республики Карелия создать
согласительную комиссию. Согласительная
комиссия между палатами
Законодательного Собрания Республики
Карелия согласовала 23 поправки, которые
должны быть рассмотрены и одобрены двумя
третями сначала Палаты Представителей,
затем повторно Палаты Республики.
Причем, если Палата Представителей
внесет какие-либо поправки в текст,
согласованный между палатами, закон
будет снят с рассмотрения и процесс
начнется с самого начала.
Подавляющее большинство поправок,
внесенных Палатой Республики, касаются
вопросов приведения Конституции
Республики Карелия в соответствии к
действующему федеральному
законодательству. Кроме того, Палата
Республики решала вопрос восстановления
баланса властей, нарушенного в первом
варианте в сторону исполнительной
власти, создания подлинно независимого,
наделенного собственной компетенцией,
соответствующей российским законам,
Конституционного Суда Республики
Карелия, принятия таких переходных норм
во второй статье, которые не позволили бы
Председателю Правительства, пользуясь
предлогом необходимости выполнения
решений референдума Республики Карелия,
уйти раньше окончания срока полномочий в
отставку и (или) распустить парламент.
"Вероятно, ошибка оригинала. Следует
читать: Подавляющее большинство
поправок, внесенных Палатой Республики,
касаются вопросов приведения
Конституции Республики Карелия в
соответствие к действующему
федеральному законодательству."
Однако после окончания работы
согласительной комиссии появились
письма от Прокурора Республики Карелия и
Управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Республике
Карелия, ставящие под сомнение целый ряд
норм, согласованных согласительной
комиссией.
Причем в своих заключениях, по нашему
мнению, не основанных на законе, орган
юстиции Республики Карелия и
Прокуратура Республики Карелия делают
абсолютно не обоснованные выводы о
невозможности принятия Конституции в
последнем варианте.
Пользуясь мнениями Прокуратуры
Республики Карелия, органа юстиции,
Конституционный комитет Палаты
Представителей Законодательного
Собрания Республики Карелия не
рекомендовал к одобрению согласованный
текст поправок в Конституцию Республики
Карелия. Голосование по Конституции
Республики Карелия намечено на 7 февраля
2001 года.
Палата
Республики Законодательного Собрания
Республики Карелия считает, что
торможение процесса привидения в
соответствии с действующим
законодательством Конституции
Республики Карелия выгодно только
исполнительной власти Республики
Карелия.
Таким образом, в Республике Карелия
наметился конституционный кризис,
который может привести к досрочному
прекращению полномочий как высшего
должностного лица Республики Карелия,
так и Законодательного Собрания,
назначению досрочных выборов и
проведению их на практически
безальтернативной основе.
В связи с этим Палата Республики
Законодательного Собрания Республики
Карелия просит дать правовую оценку:
1. Проекту закона Республики Карелия "О
внесении изменений и дополнений в
Конституцию (Основной Закон) Республики
Карелия".
2. Предложениям, принятым межпалатной
согласительной комиссией.
3. Заключениям Управления Министерства
юстиции Российской Федерации по
Республике Карелия и Прокуратуры
Республики Карелия.
Считаем необходимым участие
представителей федеральных органов в
заседаниях Законодательного Собрания
Республики Карелия по вопросам принятия
Конституции Республики Карелия,
сомневаясь в независимости
территориальных представителей
Миминистерства юстиции Российской
Федерации и Прокуратуры Российской
Федерации.
Приложения:
1. Проект закона Республики Карелия "О
внесении изменений и дополнений в
Конституцию (Основной Закон) Республики
Карелия".
2. Таблица предложений согласительной
комиссии, принятых межпалатной
согласительной комиссией.
3. Заключения Управления Министерства
юстиции Российской Федерации по
Республике Карелия и Прокуратуры
Республики Карелия.
4. Заключение юридического отдела
Аппарата Законодательного Собрания
Республики Карелия по предложениям
согласительной комиссии.
Текст документа сверен по:
официальное издание
"Собрание Законодательства
Республики Карелия"
N 1 январь 2001 года стр. 90-92