РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
(с
изменениями на 13 июня 2023 года)
(редакция, действующая с 1 марта 2024 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N
417-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2011) (о
порядке вступления в силу см. статью 22
Федерального закона от 7 декабря 2011 года N
417-ФЗ);
Федеральным законом от 23 июля 2013 года N
251-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.07.2013) (о
порядке вступления в силу см. статью 50
Федерального закона от 23 июля 2013 года N
251-ФЗ);
Федеральным законом от 22 декабря 2014 года
N 424-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2014, N
0001201412230029) (о порядке вступления в силу см.
статью 2 Федерального закона от 22 декабря
2014 года N 424-ФЗ);
Федеральным законом от 23 мая 2016 года N
146-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2016, N
0001201605230047);
Федеральным законом от 23 июня 2016 года N
222-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2016, N
0001201606230073) (о порядке вступления в силу см.
статью 13 Федерального закона от 23 июня 2016
года N 222-ФЗ);
Федеральным законом от 23 апреля 2018 года N
109-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.04.2018, N
0001201804230047) (вступил в силу с 1 января 2019
года);
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года
N 563-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N
0001201812280056) (вступил в силу с 1 марта 2019
года);
Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 88-ФЗ
(Официальный интернет-портал правовой
информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2019, N 0001201905010024) (о
порядке вступления в силу см. статью 7
Федерального закона от 1 мая 2019 года N
88-ФЗ);
Федеральным законом от 11 июня 2021 года N
177-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N
0001202106110033) (вступил в силу с 1 июля 2021 года);
Федеральным законом от 30 декабря 2021 года
N 475-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2021, N
0001202112300149) (вступил в силу с 1 марта 2022
года);
Федеральным законом от 13 июня 2023 года N
254-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.06.2023, N
0001202306130075) (о порядке вступления в силу см.
статью 2 Федерального закона от 13 июня 2023
года N 254-ФЗ).
Положения настоящего Федерального
закона (в редакции Федерального закона
от 11 июня 2021 года N 177-ФЗ об осуществлении
объединением страховщиков
компенсационных выплат в счет
возмещения ущерба, нанесенного
сельскохозяйственному
товаропроизводителю в результате
возникновения чрезвычайной ситуации
природного характера, применяются с 1
июля 2022 года - см. часть 2 Федерального
закона от 11 июня 2021 года N 177-ФЗ.
Принят
Государственной Думой
5 июля 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
13 июля 2011 года
Статья 1. Предмет регулирования
настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон
устанавливает правовые основы оказания
государственной поддержки в сфере
сельскохозяйственного страхования при
осуществлении страховой защиты
связанных с производством
сельскохозяйственной продукции
имущественных интересов
сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
Статья 2. Основные понятия,
используемые в настоящем Федеральном
законе
Для
целей настоящего Федерального закона
используются следующие основные
понятия:
1)
выгодоприобретатель - лицо, в пользу
которого заключен договор
сельскохозяйственного страхования и
которое имеет основанный на федеральном
законе, ином нормативном правовом акте
или договоре интерес в сохранении
объекта страхования;
2) пункт
утратил силу с 1 марта 2019 года -
Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N
563-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
3) падеж
сельскохозяйственных животных -
смертность сельскохозяйственных
животных вследствие заразных болезней,
включенных в перечень, утвержденный
уполномоченным органом, а также массовых
отравлений, опасных для производства
сельскохозяйственной продукции
природных явлений и стихийных бедствий,
пожаров;
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 марта 2019 года Федеральным законом от 27
декабря 2018 года N 563-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
4)
объединение страховщиков - созданное в
соответствии с настоящим Федеральным
законом и другими федеральными законами
единое общероссийское объединение
страховщиков, членами которого должны
состоять все страховщики,
осуществляющие в соответствии с
настоящим Федеральным законом
сельскохозяйственное страхование,
осуществляемое с государственной
поддержкой;
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 января 2016 года Федеральным законом от 22
декабря 2014 года N 424-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
5)
сельскохозяйственное страхование,
осуществляемое с государственной
поддержкой (далее - сельскохозяйственное
страхование), - страхование
имущественных интересов, связанных с
риском утраты (гибели) урожая
сельскохозяйственной культуры, утраты
(гибели) посадок многолетних насаждений,
утраты (гибели) сельскохозяйственных
животных, утраты (гибели) объектов
товарной аквакультуры (товарного
рыбоводства), которое осуществляется в
соответствии с настоящим Федеральным
законом и другими федеральными
законами;
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 января 2019 года Федеральным законом от 23
апреля 2018 года N 109-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
6)
сельскохозяйственные культуры -
культуры, в том числе многолетние
насаждения, сорта которых внесены в
Государственный реестр селекционных
достижений, допущенных к
использованию;
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 марта 2019 года Федеральным законом от 27
декабря 2018 года N 563-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
7)
сельскохозяйственные животные -
животные всех видов, любого полового и
возрастного состава, разведение которых
осуществляется в целях получения
продукции животноводства;
8)
страхователь - сельскохозяйственный
товаропроизводитель, признанный таковым
в соответствии с Федеральным законом от
29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии
сельского хозяйства" и заключивший со
страховщиком (страховщиками) договор
(договоры) сельскохозяйственного
страхования (сострахования) (далее -
договор сельскохозяйственного
страхования);
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 марта 2019 года Федеральным законом от 27
декабря 2018 года N 563-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
9)
страховщик - страховая организация,
являющаяся членом объединения
страховщиков, имеющая опыт
осуществления страхования в области
сельского хозяйства не менее пяти лет,
размер собственных средств (капитала) не
менее трех миллиардов рублей по
состоянию на 31 марта года,
предшествующего текущему году, и
соответствующая иным требованиям к
финансовой устойчивости,
платежеспособности, которые вправе
устанавливать Правительство Российской
Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 июля 2021 года Федеральным законом от 11
июня 2021 года N 177-ФЗ; в редакции, введенной
в действие с 1 марта 2024 года Федеральным
законом от 13 июня 2023 года N 254-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
10)
уполномоченный орган - федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
функции по выработке государственной
политики и нормативному правовому
регулированию в сфере агропромышленного
комплекса;
11)
уполномоченный орган субъекта
Российской Федерации орган,
уполномоченный высшим исполнительным
органом государственной власти субъекта
Российской Федерации на обеспечение
государственного управления
агропромышленным комплексом субъекта
Российской Федерации;
12)
урожай сельскохозяйственной культуры -
урожай сельскохозяйственной культуры со
всей площади земельных участков, занятых
посевами или посадками;
13)
утрата (гибель) урожая
сельскохозяйственной культуры - имевшие
место в период действия договора
сельскохозяйственного страхования
снижение фактического урожая
сельскохозяйственной культуры, в том
числе урожая многолетних насаждений, по
сравнению с запланированным урожаем в
результате наступления всех, нескольких
или одного из событий, предусмотренных
пунктами 1-3 части 1 статьи 8 настоящего
Федерального закона, либо потеря урожая
сельскохозяйственной культуры, в том
числе урожая многолетних насаждений, на
земельном участке или его части в
результате наступления события,
предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи
8 настоящего Федерального закона;
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 июля 2021 года Федеральным законом от 11
июня 2021 года N 177-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
14)
утрата (гибель) посадок многолетних
насаждений - имевшие место в период
действия договора
сельскохозяйственного страхования
потеря многолетними насаждениями
жизнеспособности в результате
наступления всех, нескольких или одного
из событий, предусмотренных пунктами 1-3
части 1 статьи 8 настоящего Федерального
закона, либо потеря многолетних
насаждений на земельном участке или его
части в результате наступления события,
предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи
8 настоящего Федерального закона;
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 июля 2021 года Федеральным законом от 11
июня 2021 года N 177-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
15)
утрата (гибель) сельскохозяйственных
животных - имевшие место в период
действия договора
сельскохозяйственного страхования
падеж сельскохозяйственных животных и
(или) убой (уничтожение)
сельскохозяйственных животных в
результате наступления событий,
предусмотренных частью 2 статьи 8
настоящего Федерального закона;
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 марта 2019 года Федеральным законом от 27
декабря 2018 года N 563-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
16)
участники сельскохозяйственного
страхования - страхователи,
выгодоприобретатели, страховщики,
уполномоченный орган, уполномоченный
орган субъекта Российской Федерации,
Банк России;
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 сентября 2013 года Федеральным законом от
23 июля 2013 года N 251-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
17)
объекты товарной аквакультуры
(товарного рыбоводства) - объекты
аквакультуры, в отношении которых
осуществляется предпринимательская
деятельность, относящаяся к
сельскохозяйственному производству в
соответствии с Федеральным законом от 2
июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре
(рыбоводстве) и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты
Российской Федерации";
(Пункт дополнительно включен с 1 января
2019 года Федеральным законом от 23 апреля
2018 года N 109-ФЗ)
18)
утрата (гибель) объектов товарной
аквакультуры (товарного рыбоводства) -
имевшая место в период действия договора
сельскохозяйственного страхования
потеря объектов товарной аквакультуры
(товарного рыбоводства) в результате
наступления событий, предусмотренных
частью 3 статьи 8 настоящего Федерального
закона.
(Пункт дополнительно включен с 1 января
2019 года Федеральным законом от 23 апреля
2018 года N 109-ФЗ; в редакции, введенной в
действие с 1 июля 2021 года Федеральным
законом от 11 июня 2021 года N 177-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
19)
чрезвычайная ситуация природного
характера - обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате
события природного происхождения,
которое привело к утрате (гибели) урожая
сельскохозяйственной культуры и (или)
утрате (гибели) посадок многолетних
насаждений и повлекло за собой введение
в соответствии с Федеральным законом от
21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера" режима чрезвычайной
ситуации федерального, межрегионального
или регионального характера;
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2021
года Федеральным законом от 11 июня 2021
года N 177-ФЗ)
Статья 3. Порядок оказания
государственной поддержки в сфере
сельскохозяйственного страхования
1.
Порядок оказания государственной
поддержки в сфере сельскохозяйственного
страхования устанавливается
нормативными правовыми актами высших
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с требованиями,
установленными настоящим Федеральным
законом, и общими требованиями,
установленными Правительством
Российской Федерации. Нормативные
правовые акты высших исполнительных
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации должны
предусматривать в том числе срок
обращения сельскохозяйственного
товаропроизводителя за государственной
поддержкой в сфере
сельскохозяйственного страхования,
перечень документов, необходимых для
получения государственной поддержки,
срок принятия уполномоченным органом
субъекта Российской Федерации решения о
предоставлении или об отказе в
предоставлении государственной
поддержки, срок перечисления
уполномоченным органом субъекта
Российской Федерации бюджетных средств
на возмещение части затрат
сельскохозяйственного
товаропроизводителя на уплату страховой
премии, начисленной по договору
сельскохозяйственного страхования. О
принятом решении сельскохозяйственный
товаропроизводитель уведомляется
уполномоченным органом субъекта
Российской Федерации в срок не позднее
десяти дней с даты его принятия.
Указанные нормативные правовые акты
размещаются на официальных сайтах
уполномоченных органов субъектов
Российской Федерации в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
(Часть в редакции, введенной в действие с
1 марта 2019 года Федеральным законом от 27
декабря 2018 года N 563-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
2.
Порядок предоставления и распределения
предусмотренных федеральным законом о
федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период
субсидий бюджетам субъектов Российской
Федерации на возмещение части затрат
сельскохозяйственных
товаропроизводителей на уплату
страховых премий по заключенным в
соответствии с настоящим Федеральным
законом договорам
сельскохозяйственного страхования,
включая методику расчета данных
субсидий, устанавливается
Правительством Российской Федерации.
3. Предусмотренные частью 2 настоящей статьи субсидии предоставляются при наличии в нормативных правовых актах высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации условия о перечислении уполномоченным органом субъекта Российской Федерации бюджетных средств на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования, на расчетный счет страховщика на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя, при этом:
1) в
случае, если страховой тариф, указанный в
договоре сельскохозяйственного
страхования в отношении определенного
объекта сельскохозяйственного
страхования и всех, нескольких или
одного из событий, предусмотренных
пунктами 1-3 части 1, частями 2 и 3 статьи 8
настоящего Федерального закона, меньше
предельного размера ставки для расчета
размера субсидии по данным объекту
сельскохозяйственного страхования и
событию (событиям) или равен ему, размер
субсидии равен пятидесяти процентам от
страховой премии, начисленной по
договору сельскохозяйственного
страхования по данным объекту
сельскохозяйственного страхования и
событию (событиям);
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 июля 2023 года Федеральным законом от 13
июня 2023 года N 254-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
2) в
случае, если страховой тариф, указанный в
договоре сельскохозяйственного
страхования в отношении определенного
объекта сельскохозяйственного
страхования и всех, нескольких или
одного из событий, предусмотренных
пунктами 1-3 части 1, частями 2 и 3 статьи 8
настоящего Федерального закона,
превышает предельный размер ставки для
расчета размера субсидии по данным
объекту сельскохозяйственного
страхования и событию (событиям), размер
субсидии равен пятидесяти процентам от
суммы, рассчитанной как произведение
страховой суммы, указанной в договоре
сельскохозяйственного страхования в
отношении данных объекта
сельскохозяйственного страхования и
события (событий), и предельного размера
ставки для расчета размера субсидии по
данным объекту сельскохозяйственного
страхования и событию (событиям);
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 июля 2023 года Федеральным законом от 13
июня 2023 года N 254-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
3) в
случае, если страховой тариф, указанный в
договоре сельскохозяйственного
страхования в отношении определенного
объекта сельскохозяйственного
страхования и события, предусмотренного
пунктом 4 части 1 статьи 8 настоящего
Федерального закона, меньше предельного
размера ставки для расчета размера
субсидии по данным объекту
сельскохозяйственного страхования и
событию или равен ему, размер субсидии
равен:
а) для
сельскохозяйственных
товаропроизводителей, являющихся
субъектами малого предпринимательства,
за исключением договоров
сельскохозяйственного страхования,
заключенных в отношении объектов
сельскохозяйственного страхования,
находящихся на территориях субъектов
Российской Федерации, входящих в состав
Дальневосточного федерального округа:
с 1 июля
2023 года - семидесяти процентам от
страховой премии, начисленной по
договору сельскохозяйственного
страхования по данным объекту
сельскохозяйственного страхования и
событию;
с 1 июля
2024 года - шестидесяти процентам от
страховой премии, начисленной по
договору сельскохозяйственного
страхования по данным объекту
сельскохозяйственного страхования и
событию;
с 1 июля
2025 года - пятидесяти процентам от
страховой премии, начисленной по
договору сельскохозяйственного
страхования по данным объекту
сельскохозяйственного страхования и
событию;
б) для
сельскохозяйственных
товаропроизводителей, являющихся
субъектами малого предпринимательства,
по договорам сельскохозяйственного
страхования, заключенным в отношении
объектов сельскохозяйственного
страхования, находящихся на территориях
субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Дальневосточного
федерального округа, с 1 июля 2023 года -
восьмидесяти процентам от страховой
премии, начисленной по договору
сельскохозяйственного страхования по
данным объекту сельскохозяйственного
страхования и событию;
в) для сельскохозяйственных
товаропроизводителей, не являющихся
субъектами малого
предпринимательства:
с 1 июля
2023 года - шестидесяти процентам от
страховой премии, начисленной по
договору сельскохозяйственного
страхования по данным объекту
сельскохозяйственного страхования и
событию;
с 1 июля
2024 года - пятидесяти процентам от
страховой премии, начисленной по
договору сельскохозяйственного
страхования по данным объекту
сельскохозяйственного страхования и
событию;
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2021
года Федеральным законом от 11 июня 2021
года N 177-ФЗ; в редакции, введенной в
действие с 1 июля 2023 года Федеральным
законом от 13 июня 2023 года N 254-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
4) в
случае, если страховой тариф, указанный в
договоре сельскохозяйственного
страхования в отношении определенного
объекта сельскохозяйственного
страхования и события, предусмотренного
пунктом 4 части 1 статьи 8 настоящего
Федерального закона, превышает
предельный размер ставки для расчета
размера субсидии по данным объекту
сельскохозяйственного страхования и
событию, размер субсидии равен:
а) для
сельскохозяйственных
товаропроизводителей, являющихся
субъектами малого предпринимательства,
за исключением договоров
сельскохозяйственного страхования,
заключенных в отношении объектов
сельскохозяйственного страхования,
находящихся на территориях субъектов
Российской Федерации, входящих в состав
Дальневосточного федерального округа:
с 1 июля
2023 года - семидесяти процентам от суммы,
рассчитанной как произведение страховой
суммы, указанной в договоре
сельскохозяйственного страхования в
отношении данных объекта
сельскохозяйственного страхования и
события, и предельного размера ставки
для расчета размера субсидии по данным
объекту сельскохозяйственного
страхования и событию;
с 1 июля
2024 года - шестидесяти процентам от суммы,
рассчитанной как произведение страховой
суммы, указанной в договоре
сельскохозяйственного страхования в
отношении данных объекта
сельскохозяйственного страхования и
события, и предельного размера ставки
для расчета размера субсидии по данным
объекту сельскохозяйственного
страхования и событию;
с 1 июля
2025 года - пятидесяти процентам от суммы,
рассчитанной как произведение страховой
суммы, указанной в договоре
сельскохозяйственного страхования в
отношении данных объекта
сельскохозяйственного страхования и
события, и предельного размера ставки
для расчета размера субсидии по данным
объекту сельскохозяйственного
страхования и событию;
б) для
сельскохозяйственных
товаропроизводителей, являющихся
субъектами малого предпринимательства,
по договорам сельскохозяйственного
страхования, заключенным в отношении
объектов сельскохозяйственного
страхования, находящихся на территориях
субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Дальневосточного
федерального округа, с 1 июля 2023 года -
восьмидесяти процентам от суммы,
рассчитанной как произведение страховой
суммы, указанной в договоре
сельскохозяйственного страхования в
отношении данных объекта
сельскохозяйственного страхования и
события, и предельного размера ставки
для расчета размера субсидии по данным
объекту сельскохозяйственного
страхования и событию;
в) для
сельскохозяйственных
товаропроизводителей, не являющихся
субъектами малого
предпринимательства:
с 1 июля
2023 года - шестидесяти процентам от суммы,
рассчитанной как произведение страховой
суммы, указанной в договоре
сельскохозяйственного страхования в
отношении данных объекта
сельскохозяйственного страхования и
события, и предельного размера ставки
для расчета размера субсидии по данным
объекту сельскохозяйственного
страхования и событию;
с 1 июля
2024 года - пятидесяти процентам от суммы,
рассчитанной как произведение страховой
суммы, указанной в договоре
сельскохозяйственного страхования в
отношении данных объекта
сельскохозяйственного страхования и
события, и предельного размера ставки
для расчета размера субсидии по данным
объекту сельскохозяйственного
страхования и событию.
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2021
года Федеральным законом от 11 июня 2021
года N 177-ФЗ; в редакции, введенной в
действие с 1 июля 2023 года Федеральным
законом от 13 июня 2023 года N 254-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с
1 марта 2019 года Федеральным законом от 27
декабря 2018 года N 563-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
3_1.
Размер субсидии по договору
сельскохозяйственного страхования
равен сумме величин, определенных в
отношении всех объектов
сельскохозяйственного страхования в
соответствии с частью 3 настоящей
статьи.
(Часть дополнительно включена с 1 июля 2021
года Федеральным законом от 11 июня 2021
года N 177-ФЗ)
4.
Методики определения страховой
стоимости и размера утраты (гибели)
урожая сельскохозяйственной культуры,
утраты (гибели) посадок многолетних
насаждений, утраты (гибели)
сельскохозяйственных животных, утраты
(гибели) объектов товарной аквакультуры
(товарного рыбоводства) утверждаются
уполномоченным органом по согласованию
с федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере страховой деятельности. Методика
расчета предельных размеров ставок для
расчета размера субсидий утверждается
уполномоченным органом.
(Часть в редакции, введенной в действие с
1 января 2019 года Федеральным законом от 23
апреля 2018 года N 109-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 1 марта 2019 года
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года
N 563-ФЗ; в редакции, введенной в действие с
1 июля 2021 года Федеральным законом от 11
июня 2021 года N 177-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
5.
Контроль за соблюдением субъектами
Российской Федерации условий
предоставления субсидий и их целевого
использования осуществляется
уполномоченным органом и федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и
надзору в финансово-бюджетной сфере, в
соответствии с бюджетным
законодательством.
6. В
случае, если при осуществлении
сельскохозяйственного страхования
разница между доходами и расходами
страховщика за первый квартал,
полугодие, девять месяцев, календарный
год (отчетный период) превышает пять
процентов от указанных доходов, сумма
превышения направляется страховщиком на
формирование страхового резерва для
компенсации расходов на осуществление
будущих страховых выплат
(стабилизационный резерв) до достижения
данным страховым резервом величины,
равной трехкратному размеру
максимальной за последние десять лет
годовой страховой премии страховщика,
начисленной по договорам
сельскохозяйственного страхования.
(Часть дополнительно включена с 23 января
2015 года Федеральным законом от 22 декабря
2014 года N 424-ФЗ)
Статья 4. Требования к договору
сельскохозяйственного страхования и
условия оказания государственной
поддержки
1. Государственная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям оказывается по договору сельскохозяйственного страхования, отвечающему следующим требованиям и условиям:
1) страхование объектов сельскохозяйственного страхования от воздействия событий, предусмотренных статьей 8 настоящего Федерального закона, либо от воздействия одного или нескольких таких событий осуществляется с учетом плана сельскохозяйственного страхования, указанного в статье 6 настоящего Федерального закона;
2) при страховании урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений договор сельскохозяйственного страхования заключен:
а) в
отношении одного или нескольких видов
сельскохозяйственных культур, посадок
многолетних насаждений на всей площади
земельных участков в субъекте
Российской Федерации, на которой
сельскохозяйственным
товаропроизводителем выращиваются
данные сельскохозяйственные культуры,
многолетние насаждения (при страховании
урожая многолетних насаждений этот
договор заключается в отношении
многолетних насаждений в плодоносящем
возрасте);
(Подпункт в редакции, введенной в
действие с 1 июля 2023 года Федеральным
законом от 13 июня 2023 года N 254-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
б) в срок не позднее пятнадцати календарных дней после окончания сева или посадки сельскохозяйственной культуры, за исключением многолетних насаждений, а также многолетних трав посева прошлых лет;
в) до момента прекращения вегетации (перехода в состояние зимнего покоя) многолетних насаждений;
3) при страховании сельскохозяйственных животных договор сельскохозяйственного страхования заключен:
а) в отношении всего имеющегося у сельскохозяйственного товаропроизводителя поголовья сельскохозяйственных животных одного или нескольких видов в субъекте Российской Федерации;
б) на срок не менее чем один год;
4) при страховании одного или нескольких объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) договор сельскохозяйственного страхования заключен:
а) в отношении одного или нескольких видов объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), имеющихся у сельскохозяйственного товаропроизводителя;
б) на срок не менее чем один год;
5)
договор сельскохозяйственного
страхования рисков утраты (гибели)
сельскохозяйственных животных, утраты
(гибели) объектов товарной аквакультуры
(товарного рыбоводства):
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 июля 2021 года Федеральным законом от 11
июня 2021 года N 177-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
а) вступил в силу и сельскохозяйственным товаропроизводителем уплачено не менее пятидесяти процентов начисленной по этому договору страховой премии;
б) не может быть прекращен до наступления срока, на который он был заключен, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации;
в) заключен на страховую сумму в размере не менее семидесяти процентов страховой стоимости объекта сельскохозяйственного страхования;
г) подпункт утратил силу с 1 июля 2021 года - Федеральный закон от 11 июня 2021 года N 177-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
д)
может предусматривать установление
безусловной франшизы или агрегатной
безусловной франшизы в размере, не
превышающем тридцати процентов
страховой суммы, которые определяются с
учетом вида, пола и возрастного состава
сельскохозяйственных животных, вида и
возрастного состава объектов товарной
аквакультуры (товарного рыбоводства).
Агрегатная безусловная франшиза
применяется для совокупности страховых
случаев в течение срока действия
договора сельскохозяйственного
страхования;
6)
договор сельскохозяйственного
страхования риска утраты (гибели) урожая
сельскохозяйственной культуры или
утраты (гибели) посадок многолетних
насаждений:
а)
вступил в силу и сельскохозяйственным
товаропроизводителем в отношении всех,
нескольких или одного из событий,
предусмотренных пунктами 1-3 части 1
статьи 8 настоящего Федерального закона,
уплачено не менее пятидесяти процентов
начисленной по этому договору страховой
премии по данным объекту
сельскохозяйственного страхования и
событию (событиям);
(Подпункт в редакции, введенной в
действие с 1 июля 2023 года Федеральным
законом от 13 июня 2023 года N 254-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
б)
вступил в силу и сельскохозяйственным
товаропроизводителем, являющимся
субъектом малого предпринимательства, в
отношении события, предусмотренного
пунктом 4 части 1 статьи 8 настоящего
Федерального закона, уплачено по этому
договору (за исключением договора
сельскохозяйственного страхования,
заключенного в отношении объектов
сельскохозяйственного страхования,
находящихся на территориях субъектов
Российской Федерации, входящих в состав
Дальневосточного федерального округа),
заключенному:
с 1 июля
2023 года по 30 июня 2024 года включительно, -
не менее тридцати процентов начисленной
по этому договору страховой премии по
данным объекту сельскохозяйственного
страхования и событию;
с 1 июля
2024 года по 30 июня 2025 года включительно, -
не менее сорока процентов начисленной по
этому договору страховой премии по
данным объекту сельскохозяйственного
страхования и событию;
с 1 июля
2025 года, - не менее пятидесяти процентов
начисленной по этому договору страховой
премии по данным объекту
сельскохозяйственного страхования и
событию;
(Подпункт в редакции, введенной в
действие с 1 июля 2023 года Федеральным
законом от 13 июня 2023 года N 254-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
б_1) вступил в силу и
сельскохозяйственным
товаропроизводителем, являющимся
субъектом малого предпринимательства, в
отношении события, предусмотренного
пунктом 4 части 1 статьи 8 настоящего
Федерального закона, уплачено по
договору сельскохозяйственного
страхования, заключенному с 1 июля 2023
года в отношении объектов
сельскохозяйственного страхования,
находящихся на территориях субъектов
Российской Федерации, входящих в состав
Дальневосточного федерального округа,
не менее двадцати процентов начисленной
по этому договору страховой премии по
данным объекту сельскохозяйственного
страхования и событию;
(Подпункт дополнительно включен с 1 июля
2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023
года N 254-ФЗ)
в)
вступил в силу и сельскохозяйственным
товаропроизводителем, не являющимся
субъектом малого предпринимательства, в
отношении события, предусмотренного
пунктом 4 части 1 статьи 8 настоящего
Федерального закона, уплачено по этому
договору, заключенному:
с 1 июля
2023 года по 30 июня 2024 года включительно, -
не менее сорока процентов начисленной по
этому договору страховой премии по
данным объекту сельскохозяйственного
страхования и событию;
с 1 июля
2024 года, - не менее пятидесяти процентов
начисленной по этому договору страховой
премии по данным объекту
сельскохозяйственного страхования и
событию;
(Подпункт в редакции, введенной в
действие с 1 июля 2023 года Федеральным
законом от 13 июня 2023 года N 254-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
г) не
может быть прекращен до наступления
срока, на который он был заключен, за
исключением случаев, предусмотренных
пунктом 1 статьи 958 Гражданского кодекса
Российской Федерации;
д)
заключен на страховую сумму:
в
размере не менее семидесяти процентов
страховой стоимости объекта
сельскохозяйственного страхования в
отношении всех, нескольких или одного из
событий, предусмотренных пунктами 1-3
части 1 статьи 8 настоящего Федерального
закона;
в
размере не менее тридцати пяти процентов
и не более пятидесяти процентов
страховой стоимости при страховании
урожая сельскохозяйственных культур в
отношении события, предусмотренного
пунктом 4 части 1 статьи 8 настоящего
Федерального закона;
в
размере не менее семидесяти процентов
страховой стоимости при страховании
посадок многолетних насаждений в
отношении события, предусмотренного
пунктом 4 части 1 статьи 8 настоящего
Федерального закона;
е)
предусматривает установление
безусловной франшизы:
в
размере не менее десяти процентов и не
более пятидесяти процентов страховой
суммы, установленной в договоре
сельскохозяйственного страхования в
отношении всех, нескольких или одного из
событий, предусмотренных пунктами 1-3
части 1 статьи 8 настоящего Федерального
закона, для каждой сельскохозяйственной
культуры, группы многолетних
насаждений;
(Абзац в редакции, введенной в действие с
1 июля 2023 года Федеральным законом от 13
июня 2023 года N 254-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
в
размере не менее десяти процентов и не
более двадцати процентов страховой
суммы, установленной в договоре
сельскохозяйственного страхования в
отношении события, предусмотренного
пунктом 4 части 1 статьи 8 настоящего
Федерального закона, для каждой
сельскохозяйственной культуры, группы
многолетних насаждений.
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2021
года Федеральным законом от 11 июня 2021
года N 177-ФЗ)
2. Доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат страхователям и выгодоприобретателям, должна составлять не менее восьмидесяти процентов.
3.
Определение страховой стоимости
объектов сельскохозяйственного
страхования и размера их утраты (гибели)
осуществляется по методикам,
предусмотренным статьей 3 настоящего
Федерального закона.
(Статья в редакции, введенной в действие
с 1 марта 2019 года Федеральным законом от 27
декабря 2018 года N 563-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
Статья 5. Экспертиза по договору
сельскохозяйственного страхования
1. При
наступлении событий, предусмотренных
статьей 8 настоящего Федерального
закона, и наличии разногласий сторон
договора сельскохозяйственного
страхования страховщик проводит
экспертизу с привлечением независимых
экспертов в целях подтверждения факта
наступления страхового случая и
определения размера причиненного
страхователю ущерба. Экспертиза
проводится на основании обследования
объектов страхования, если обследование
возможно на момент проведения
экспертизы, а также на основании
представленных страховщиком и (или)
страхователем соответствующих
документов, информации и материалов,
полученных в том числе в результате
наблюдения с использованием авиационных
и космических средств.
(Часть в редакции, введенной в действие с
1 марта 2019 года Федеральным законом от 27
декабря 2018 года N 563-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 1 марта 2022 года
Федеральным законом от 30 декабря 2021 года
N 475-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.
Правила проведения указанной в части 1
настоящей статьи экспертизы, а также
требования к экспертам, в том числе
условия и порядок их аттестации,
утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Статья 6. План
сельскохозяйственного страхования
1. План
сельскохозяйственного страхования
разрабатывается уполномоченным органом
на основании предложений уполномоченных
органов субъектов Российской Федерации
и объединения страховщиков.
2. План
сельскохозяйственного страхования
утверждается уполномоченным органом
ежегодно, не позднее 31 августа года,
предшествующего плановому году.
(Часть в редакции, введенной в действие с
23 января 2015 года Федеральным законом от 22
декабря 2014 года N 424-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 1 июля 2021 года
Федеральным законом от 11 июня 2021 года N
177-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Не
позднее 30 сентября года, предшествующего
плановому году, утвержденный
уполномоченным органом план
сельскохозяйственного страхования
размещается на официальном сайте
уполномоченного органа в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
(Часть в редакции, введенной в действие с
23 января 2015 года Федеральным законом от 22
декабря 2014 года N 424-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 1 июля 2021 года
Федеральным законом от 11 июня 2021 года N
177-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. План
сельскохозяйственного страхования
содержит:
1)
перечень объектов
сельскохозяйственного страхования,
предусмотренных статьей 7 настоящего
Федерального закона, по видам, группам
сельскохозяйственных культур,
многолетних насаждений, видам, половому,
возрастному составу
сельскохозяйственных животных, видам,
возрастному составу объектов товарной
аквакультуры (товарного рыбоводства),
страхование которых подлежит
государственной поддержке в плановом
году;
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 января 2019 года Федеральным законом от 23
апреля 2018 года N 109-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
2)
предельные размеры ставок для расчета
размера субсидий, рассчитанные в том
числе с использованием актуарных
методов и дифференцированные
относительно субъектов Российской
Федерации и объектов
сельскохозяйственного страхования с
учетом природно-климатических условий
выращивания сельскохозяйственных
культур, а также участия страхователя в
риске.
(Пункт в редакции, введенной в действие с
23 января 2015 года Федеральным законом от 22
декабря 2014 года N 424-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 1 января 2019 года
Федеральным законом от 23 апреля 2018 года N
109-ФЗ; в редакции, введенной в действие
Федеральным законом от 1 мая 2019 года N
88-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1
июля 2021 года Федеральным законом от 11
июня 2021 года N 177-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
Положения пункта 2 части 4 настоящей
статьи (в редакции Федерального закона
от 22 декабря 2014 года N 424-ФЗ) в части учета
природно-климатических условий
выращивания сельскохозяйственных
культур при установлении предельных
размеров ставок для расчета размера
субсидий применяются с 1 января 2018 года -
см. пункт 3 статьи 2 Федерального закона
от 22 декабря 2014 года N 424-ФЗ.
Статья 7. Объекты
сельскохозяйственного страхования
1. При
сельскохозяйственном страховании
урожая сельскохозяйственной культуры,
посадок многолетних насаждений
объектами сельскохозяйственного
страхования являются имущественные
интересы страхователя,
выгодоприобретателя, связанные с риском
утраты (гибели) урожая
сельскохозяйственной культуры
(зерновых, зернобобовых, масличных,
технических, кормовых, бахчевых культур,
картофеля, овощей, виноградников,
плодовых, ягодных, орехоплодных
насаждений, плантаций хмеля, чая), утраты
(гибели) посадок многолетних насаждений
(виноградники, плодовые, ягодные,
орехоплодные насаждения, плантации
хмеля, чая).
2. При
сельскохозяйственном страховании
сельскохозяйственных животных
объектами сельскохозяйственного
страхования являются имущественные
интересы страхователя,
выгодоприобретателя, связанные с риском
утраты (гибели) следующих видов
сельскохозяйственных животных:
1)
крупный рогатый скот (буйволы, быки, волы,
коровы, яки);
2)
мелкий рогатый скот (козы, овцы);
3)
свиньи;
4)
лошади, лошаки, мулы, ослы;
5)
верблюды;
6) олени
(маралы, пятнистые олени, северные
олени);
7)
кролики, пушные звери;
8) птица
яйценоских пород и птица мясных пород
(гуси, индейки, куры, перепелки, утки,
цесарки), цыплята-бройлеры;
9) семьи
пчел.
3. Объектами сельскохозяйственного страхования объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) являются имущественные интересы страхователя, выгодоприобретателя, связанные с риском утраты (гибели) следующих видов объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства):
1) рыбы;
2) беспозвоночные;
3)
водоросли.
(Часть дополнительно включена с 1 января
2019 года Федеральным законом от 23 апреля
2018 года N 109-ФЗ)
Статья 8. Сельскохозяйственные
риски, при страховании которых
осуществляется оказание
государственной поддержки
1.
Оказание государственной поддержки в
соответствии с настоящим Федеральным
законом осуществляется при страховании
рисков утраты (гибели) урожая
сельскохозяйственной культуры, в том
числе урожая многолетних насаждений,
утраты (гибели) посадок многолетних
насаждений в результате воздействия
всех, нескольких или одного из следующих
событий:
1)
воздействие всех, нескольких или одного
из опасных для производства
сельскохозяйственной продукции
природных явлений и стихийных бедствий
(атмосферная, почвенная засуха, суховей,
заморозки, вымерзание, выпревание, град,
крупный град, сильная пыльная (песчаная)
буря, ледяная корка, сильный ливень,
сильный и (или) продолжительный дождь,
раннее появление или установление
снежного покрова, промерзание верхнего
слоя почвы, половодье, наводнение,
подтопление, паводок, оползень,
переувлажнение почвы, сильный и (или)
ураганный ветер, землетрясение, сход
снежных лавин, сель, природный пожар);
2)
проникновение и (или) распространение
вредных организмов, если такие события
носят эпифитотический характер;
3)
нарушение электро-, и (или) тепло-, и (или)
водоснабжения в результате опасных
природных явлений и стихийных бедствий
при страховании сельскохозяйственных
культур, выращиваемых в защищенном
грунте или на мелиорируемых землях.
4)
чрезвычайная ситуация природного
характера.
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2021
года Федеральным законом от 11 июня 2021
года N 177-ФЗ)
(Часть в редакции, введенной в действие с
1 марта 2019 года Федеральным законом от 27
декабря 2018 года N 563-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
2.
Оказание государственной поддержки в
соответствии с настоящим Федеральным
законом осуществляется при страховании
рисков утраты (гибели)
сельскохозяйственных животных в
результате воздействия всех, нескольких
или одного из следующих событий:
1)
заразные болезни животных, включенные в
перечень, утвержденный уполномоченным
органом; возникновение на территории
страхования сельскохозяйственных
животных, определенной в договоре
сельскохозяйственного страхования,
очага заразной болезни животных,
включенной в указанный в настоящем
пункте перечень, для ликвидации которого
по решению органов и (или) должностных
лиц, имеющих на это право в соответствии
с ветеринарным законодательством
Российской Федерации, производится убой
(уничтожение) сельскохозяйственных
животных; массовые отравления;
2)
воздействие всех, нескольких или одного
из опасных для производства
сельскохозяйственной продукции
природных явлений и стихийных бедствий
(удар молнии, землетрясение, сильная
пыльная (песчаная) буря, ураганный ветер,
сильная метель, буран, наводнение, обвал,
сход снежных лавин, сель, оползень);
3)
нарушение электро-, и (или) тепло-, и (или)
водоснабжения в результате опасных
природных явлений и стихийных бедствий,
если условия содержания
сельскохозяйственных животных
предусматривают обязательное
использование электрической, тепловой
энергии, воды;
4)
пожар.
(Часть в редакции, введенной в действие с
1 марта 2019 года Федеральным законом от 27
декабря 2018 года N 563-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
3. Оказание государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется при страховании рисков утраты (гибели) объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в результате воздействия следующих событий:
1) заразные болезни объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), включенные в перечень, утвержденный уполномоченным органом, массовые отравления;
2) воздействие опасных для разведения и (или) содержания, выращивания объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) природных явлений (шторм, ураганный ветер, наводнение, тайфун, цунами, ледоход, аномальное снижение уровня воды и (или) аномальные (резкие) перепады температуры воды в используемых для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) водных объектах и (или) их частях);
3) нарушение электро-, тепло-, водоснабжения в результате стихийных бедствий, если условия содержания объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) предусматривают обязательное использование электрической, тепловой энергии, водоснабжения;
4)
пожар.
(Часть дополнительно включена с 1 января
2019 года Федеральным законом от 23 апреля
2018 года N 109-ФЗ)
4.
Утрата (гибель) урожая
сельскохозяйственной культуры, в том
числе урожая многолетних насаждений,
утрата (гибель) посадок многолетних
насаждений на земельном участке или его
части в результате наступления события,
предусмотренного пунктом 4 части 1
настоящей статьи, устанавливаются
комиссией по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности при
участии руководителя
сельскохозяйственной организации,
представителей органов местного
самоуправления и подтверждаются актом,
составленным страхователем и
страховщиком, либо страховщиком на
основании результатов наблюдения,
проведенного с использованием
авиационных и космических средств.
(Часть дополнительно включена с 1 июля 2021
года Федеральным законом от 11 июня 2021
года N 177-ФЗ; в редакции, введенной в
действие с 1 марта 2022 года Федеральным
законом от 30 декабря 2021 года N 475-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
Статья 8_1. Порядок расчета безусловной франшизы при определении размера страховой выплаты и порядок осуществления предварительной выплаты по договору сельскохозяйственного страхования
1. При
определении размера страховой выплаты
по договору сельскохозяйственного
страхования, предусматривающему
установление безусловной франшизы, из
произведения размера убытка и
соотношения указанной в договоре
сельскохозяйственного страхования
страховой суммы к страховой стоимости
вычитается произведение безусловной
франшизы и страховой суммы. При
определении размера страховой выплаты
по договору сельскохозяйственного
страхования риска утраты (гибели)
сельскохозяйственных животных или
договору сельскохозяйственного
страхования риска утраты (гибели)
объектов товарной аквакультуры
(товарного рыбоводства),
предусматривающим установление
безусловной агрегатной франшизы,
произведение агрегатной безусловной
франшизы и страховой суммы вычитается в
размере, не учтенном при определении
страховых выплат по ранее произошедшим
страховым случаям.
(Часть в редакции, введенной в действие с
1 января 2019 года Федеральным законом от 23
апреля 2018 года N 109-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
2. В
случае утраты (гибели) урожая
сельскохозяйственной культуры, утраты
(гибели) посадок многолетних насаждений,
утраты (гибели) сельскохозяйственных
животных, утраты (гибели) объектов
товарной аквакультуры (товарного
рыбоводства) или наличия признаков
значительного ущерба при наступлении
одного из событии, предусмотренных
статьей 8 настоящего Федерального
закона, страхователь вправе направить
страховщику заявление в письменной
форме об осуществлении ему части
страховой выплаты до истечения
установленного правилами
сельскохозяйственного страхования
срока исполнения страховщиком
обязанности по осуществлению страховой
выплаты.
(Часть в редакции, введенной в действие с
1 января 2019 года Федеральным законом от 23
апреля 2018 года N 109-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
3.
Страховщик вправе выплатить
страхователю в счет страховой выплаты
сумму, равную расходам страхователя на
приобретение семян, посадочного
материала, пересев, подсев погибшей
сельскохозяйственной культуры,
выкорчевку погибших и посадку новых
многолетних насаждений или равную не
менее чем тридцати процентам от общей
суммы причитающейся ему страховой
выплаты (предварительная выплата), в
течение тридцати дней, следующих за днем
получения страховщиком заявления в
письменной форме страхователя об
осуществлении ему части страховой
выплаты и документов, исчерпывающий
перечень и порядок оформления которых
определяются правилами
сельскохозяйственного страхования.
Указанные документы должны содержать
сведения о произошедшем событии и его
обстоятельствах, а также имеющиеся на
момент подачи заявления сведения о
характере и размере ущерба.
(Статья дополнительно включена с 23
января 2015 года Федеральным законом от 22
декабря 2014 года N 424-ФЗ)
Статья 8_2. Программа сельскохозяйственного страхования
1.
Программой сельскохозяйственного
страхования является комплекс
мероприятий в сфере
сельскохозяйственного страхования,
осуществляемых в целях оказания
государственной поддержки
сельскохозяйственным
товаропроизводителям с учетом
особенностей отдельных отраслей
сельского хозяйства.
2.
Программа сельскохозяйственного
страхования разрабатывается
уполномоченным органом в соответствии с
требованиями, установленными
Правительством Российской Федерации,
при участии объединения страховщиков на
основании предложений уполномоченного
органа субъекта Российской Федерации.
Программа сельскохозяйственного
страхования утверждается
уполномоченным органом по согласованию
с федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере страховой деятельности, и Банком
России.
3.
Уполномоченный орган по согласованию с
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере страховой деятельности, и Банком
России может вносить изменения в
программу сельскохозяйственного
страхования.
4.
Программа сельскохозяйственного
страхования должна содержать, в
частности, порядок оказания
государственной поддержки в сфере
сельскохозяйственного страхования,
перечень объектов
сельскохозяйственного страхования,
сельскохозяйственные риски, при
страховании которых осуществляется
оказание государственной поддержки,
требования к договору
сельскохозяйственного страхования,
условия предоставления субсидий.
5.
Уполномоченный орган в течение двух
месяцев со дня поступления предложения
от уполномоченного органа субъекта
Российской Федерации принимает решение
о разработке программы
сельскохозяйственного страхования либо
направляет отказ в принятии такого
решения.
6. В
целях реализации программы
сельскохозяйственного страхования
объединение страховщиков по
согласованию с уполномоченным органом,
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере страховой деятельности, и Банком
России разрабатывает правила
сельскохозяйственного страхования и
вносит в них изменения.
(Статья дополнительно включена с 1 июля
2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021
года N 177-ФЗ)
Статья 9. Особенности правового положения объединения страховщиков
1.
Объединение страховщиков является
некоммерческой корпоративной
организацией, создаваемой в
организационно-правовой форме
ассоциации (союза), и действует в целях
обеспечения взаимодействия
страховщиков, осуществляющих
сельскохозяйственное страхование,
координации их предпринимательской
деятельности, представления и защиты
общих профессиональных и имущественных
интересов, установления правил
деятельности при осуществлении
сельскохозяйственного страхования.
(Часть в редакции, введенной в действие
Федеральным законом от 23 мая 2016 года N
146-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.
Объединение страховщиков является
открытым для вступления в него новых
членов.
3.
Структура, компетенция, порядок
формирования и срок полномочий органов
управления объединения страховщиков,
порядок принятия ими решений и их
выступления от имени объединения
страховщиков устанавливаются уставом
объединения страховщиков в соответствии
с положениями законодательства
Российской Федерации в отношении
ассоциаций (союзов) и положениями
настоящего Федерального закона. Органы
управления объединения страховщиков
формируются, на принципах равных прав
его членов на представительство при
выборах в органы управления объединения
страховщиков и участие в управлении этим
объединением.
(Часть в редакции, введенной в действие
Федеральным законом от 23 мая 2016 года N
146-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3_1.
Наряду с решением вопросов, указанных в
пункте 3 статьи 29 Федерального закона от
12 января 1996 года N 7-ФЗ "О
некоммерческих организациях", к
исключительной компетенции общего
собрания членов объединения
страховщиков относится установление
размера и порядка уплаты членами
объединения страховщиков взносов и иных
обязательных платежей в объединение
страховщиков.
(Часть дополнительно включена
Федеральным законом от 23 мая 2016 года N
146-ФЗ)
3_2.
Уставом объединения страховщиков может
предусматриваться образование
коллегиального органа управления, к
компетенции которого может быть
отнесено решение вопросов, касающихся
определения порядка приема в члены
объединения страховщиков и исключения
из его членов, принятия решений о
создании объединением страховщиков
других юридических лиц, об участии
объединения страховщиков в других
юридических лицах, о создании филиалов и
об открытии представительств
объединения страховщиков, об
образовании органов объединения
страховщиков (за исключением
исполнительных органов объединения
страховщиков), и утверждение положений о
них, включающих правила осуществления
ими своей деятельности.
(Часть дополнительно включена
Федеральным законом от 23 мая 2016 года N
146-ФЗ)
4.
Объединение страховщиков:
1)
обеспечивает взаимодействие своих
членов при осуществлении ими
сельскохозяйственного страхования;
2)
формирует фонд компенсационных выплат,
фонд компенсационных выплат при
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного характера и осуществляет
компенсационные выплаты,
предусмотренные настоящим Федеральным
законом, в соответствии с требованиями
настоящего Федерального закона и
уставом объединения страховщиков, а
также ведет статистику осуществления
компенсационных выплат, в том числе
собирает сведения о величине фонда
компенсационных выплат, величине фонда
компенсационных выплат при
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного характера, об инвестиционном
результате от размещения средств фонда
компенсационных выплат, фонда
компенсационных выплат при
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного характера, отчислениях
страховщиков в фонд компенсационных
выплат, фонд компенсационных выплат при
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного характера, о взысканных
суммах в порядке, установленном частью 7
статьи 10 настоящего Федерального закона,
расходовании средств фонда
компенсационных выплат, фонда
компенсационных выплат при
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного характера, и ежеквартально
предоставляет указанные сведения в
уполномоченный орган, федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере страховой
деятельности, и Банк России. Сведения о
сумме осуществленных компенсационных
выплат объединение страховщиков также
ежеквартально размещает на своем
официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет";
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 июля 2021 года Федеральным законом от 11
июня 2021 года N 177-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
3)
обеспечивает сохранность и целевое
использование средств фонда
компенсационных выплат, фонда
компенсационных выплат при
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного характера и несет
ответственность за неисполнение данной
обязанности в соответствии с
законодательством Российской
Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 июля 2021 года Федеральным законом от 11
июня 2021 года N 177-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
4)
осуществляет инвестирование средств
фонда компенсационных выплат, фонда
компенсационных выплат при
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного характера в соответствии с
требованиями, установленными Банком
России. При этом не допускается
размещение средств фонда
компенсационных выплат, фонда
компенсационных выплат при
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного характера в кредитных
организациях, находящихся под прямым или
косвенным контролем членов объединения
страховщиков, за исключением кредитных
организаций, акции (доли в уставном
капитале) которых принадлежат
Российской Федерации или Банку России в
размере, позволяющем определять решения
указанных кредитных организаций по
вопросам, отнесенным к компетенции
общего собрания их учредителей
(участников), а также в ценные бумаги,
эмитентами которых являются юридические
лица, аффилированные по отношению к
страховщикам - членам объединения
страховщиков;
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 июля 2021 года Федеральным законом от 11
июня 2021 года N 177-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
5)
разрабатывает и изменяет по
согласованию с Банком России
обязательные для своих членов правила
деятельности, устанавливающие:
а)
порядок и условия осуществления
объединением страховщиков
компенсационных выплат страхователям,
выгодоприобретателям;
б)
порядок финансирования компенсационных
выплат членами объединения страховщиков
и контроля за целевым использованием
соответствующих средств;
в)
порядок вступления в объединение
страховщиков новых членов и выхода или
исключения из него членов объединения
страховщиков;
г)
порядок рассмотрения объединением
страховщиков жалоб на действия членов
объединения страховщиков при
осуществлении сельскохозяйственного
страхования и урегулирования споров,
возникающих между членами объединения
страховщиков и страхователями,
выгодоприобретателями при
осуществлении сельскохозяйственного
страхования;
д)
порядок дополнительных отчислений при
недостаточности средств фонда
компенсационных выплат, фонда
компенсационных выплат при
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного характера для удовлетворения
предъявленных требований об
осуществлении компенсационных выплат;
(Подпункт в редакции, введенной в
действие с 1 июля 2021 года Федеральным
законом от 11 июня 2021 года N 177-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
6)
разрабатывает, изменяет и утверждает
иные обязательные для своих членов
правила деятельности (кроме указанных в
пункте 5 настоящей части), которые
представляет в Банк России в
уведомительном порядке;
7)
разрабатывает и изменяет по
согласованию с уполномоченным органом,
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере страховой деятельности, и Банком
России правила сельскохозяйственного
страхования. Уполномоченный орган,
федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере страховой деятельности, Банк
России должны согласовать правила
сельскохозяйственного страхования,
изменения, внесенные в правила
сельскохозяйственного страхования, в
срок не более шестидесяти календарных
дней со дня представления в письменной
форме объединением страховщиков правил
сельскохозяйственного страхования,
изменений, внесенных в правила
сельскохозяйственного страхования;
8)
осуществляет контроль за соблюдением
членами объединения страховщиков
установленных правил деятельности,
правил сельскохозяйственного
страхования;
9)
размещает в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" правила, указанные в
пунктах 5 и 7 настоящей части и вступившие
в силу, с учетом внесенных в них
изменений, а также статистическую
информацию об осуществлении
сельскохозяйственного страхования по
итогам года в субъектах Российской
Федерации, в частности о:
а)
количестве сельскохозяйственных
товаропроизводителей, заключивших
договоры сельскохозяйственного
страхования;
б)
количестве заключенных договоров
сельскохозяйственного страхования;
в)
перечне застрахованных по договорам
сельскохозяйственного страхования
сельскохозяйственных культур, посадок
многолетних насаждений с указанием
площади земельных участков, занятых
посевами и посадками
сельскохозяйственных культур,
многолетними насаждениями, а также
количестве застрахованных по договорам
сельскохозяйственного страхования
сельскохозяйственных животных и
договорам сельскохозяйственного
страхования объектов товарной
аквакультуры (товарного рыбоводства);
(Подпункт в редакции, введенной в
действие с 1 января 2019 года Федеральным
законом от 23 апреля 2018 года N 109-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
г)
сумме полученных страховых премий, в том
числе перечисленных уполномоченными
органами субъектов Российской
Федерации;
д)
количестве сельскохозяйственных
товаропроизводителей, заявивших
убытки;
е)
размере площади земельных участков,
занятых посевами и посадками
сельскохозяйственных культур,
многолетними насаждениями и указанных в
договорах сельскохозяйственного
страхования, на которой зафиксирована
утрата (гибель) урожая
сельскохозяйственных культур, утрата
(гибель) посадок многолетних
насаждений;
ж)
количестве утраченных (погибших)
сельскохозяйственных животных и
объектов товарной аквакультуры
(товарного рыбоводства), застрахованных
по договорам сельскохозяйственного
страхования;
(Подпункт в редакции, введенной в
действие с 1 января 2019 года Федеральным
законом от 23 апреля 2018 года N 109-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
з)
размере заявленных убытков, размере
осуществленных страховых выплат;
и)
количестве отказов в страховых выплатах
с указанием суммы заявленных убытков;
10)
представляет и защищает в органах
государственной власти, органах
местного самоуправления, иных органах и
организациях интересы, связанные с
осуществлением членами объединения
страховщиков сельскохозяйственного
страхования;
11)
осуществляет подготовку предложений для
включения в проект плана
сельскохозяйственного страхования, а
также предложений, касающихся методик
определения страховой стоимости и
размера утраты (гибели) урожая
сельскохозяйственной культуры, утраты
(гибели) посадок многолетних насаждений,
утраты (гибели) сельскохозяйственных
животных, утраты (гибели) объектов
товарной аквакультуры (товарного
рыбоводства), ставок для расчета размера
субсидий, и представляет эти предложения
в уполномоченный орган;
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 января 2019 года Федеральным законом от 23
апреля 2018 года N 109-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
12)
осуществляет накопление и хранение
статистических данных, в том числе
статистических данных, необходимых для
расчета страховых тарифов по
сельскохозяйственному страхованию;
13)
осуществляет иные функции,
предусмотренные уставом объединения
страховщиков.
5.
Правила, предусмотренные пунктами 5 и 7
части 4 настоящей статьи, и изменения,
внесенные в них, вступают в силу не ранее
даты их согласования в установленном
соответственно пунктами 5 и 7 части 4
настоящей статьи порядке. Изменения,
внесенные в иные правила деятельности,
вступают в силу со дня уведомления Банка
России.
6.
Контроль за деятельностью объединения
страховщиков, в том числе за
формированием объединением
страховщиков фонда компенсационных
выплат, фонда компенсационных выплат при
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного характера и осуществлением
компенсационных выплат, осуществляется
Банком России в установленном им
порядке. Формы и сроки предоставления
объединением страховщиков в Банк России
сведений, указанных в пункте 2 части 4
настоящей статьи, устанавливаются
Банком России.
(Часть в редакции, введенной в действие с
1 марта 2019 года Федеральным законом от 27
декабря 2018 года N 563-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 1 июля 2021 года
Федеральным законом от 11 июня 2021 года N
177-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7.
Годовая бухгалтерская (финансовая)
отчетность объединения страховщиков
подлежит обязательному аудиту.
Аудиторская организация и условия
договора, который обязано заключить с
ней объединение страховщиков,
утверждаются общим собранием членов
объединения страховщиков.
8.
Годовой отчет, годовая бухгалтерская
(финансовая) отчетность объединения
страховщиков вместе с аудиторским
заключением по ней в месячный срок после
их утверждения общим собранием членов
объединения страховщиков подлежат
ежегодному опубликованию в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
(Статья в редакции, введенной в действие
с 1 января 2016 года Федеральным законом от
22 декабря 2014 года N 424-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
Статья 10. Компенсационные выплаты
при сельскохозяйственном страховании
1. Если
страховая выплата или ее часть не может
быть осуществлена страховщиком,
заключившим договор
сельскохозяйственного страхования,
вследствие процедур, применяемых в деле
о банкротстве страховщика, либо
применения в отношении страховщика мер
по предупреждению банкротства и (или)
отзыва у страховщика лицензии на
осуществление страховой деятельности,
объединением страховщиков
осуществляются компенсационные выплаты
в счет возмещения ущерба, нанесенного
страхователю:
1) в
результате воздействия всех, нескольких
или одного из событий, предусмотренных
пунктами 1-3 части 1 и частями 2 и 3 статьи 8
настоящего Федерального закона, - за счет
средств фонда компенсационных выплат;
2) в
результате воздействия события,
предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи
8 настоящего Федерального закона, - за
счет средств фонда компенсационных
выплат при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного характера.
(Часть в редакции, введенной в действие с
1 июля 2021 года Федеральным законом от 11
июня 2021 года N 177-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
2. Часть
утратила силу с 1 июля 2021 года -
Федеральный закон от 11 июня 2021 года N
177-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
3. Фонд
компенсационных выплат формируется за
счет отчислений страховщиками части
полученных страховых премий по
договорам сельскохозяйственного
страхования в отношении событий,
предусмотренных пунктами 1-3 части 1,
частями 2 и 3 статьи 8 настоящего
Федерального закона. Фонд
компенсационных выплат при
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного характера формируется за
счет отчислений страховщиками части
полученных страховых премий по
договорам сельскохозяйственного
страхования в отношении события,
предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи
8 настоящего Федерального закона. Размер
таких отчислений устанавливается
объединением страховщиков на
соответствующий год, но не может быть
менее чем пять процентов от полученных
страховых премий по договорам
сельскохозяйственного страхования.
Средства, полученные объединением
страховщиков от инвестирования средств
указанных фондов и реализации права
требования, предусмотренного частью 7
настоящей статьи, направляются на
пополнение соответствующего фонда. При
этом не более чем двадцать пять
процентов средств, полученных
объединением страховщиков от
инвестирования средств указанных
фондов, могут быть направлены
объединением страховщиков по
согласованию с уполномоченным органом,
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере страховой деятельности, и Банком
России на финансирование целевых
программ объединения страховщиков по
развитию системы сельскохозяйственного
страхования, осуществляемого с
государственной поддержкой.
(Часть в редакции, введенной в действие с
1 июля 2021 года Федеральным законом от 11
июня 2021 года N 177-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
4.
Уставом объединения страховщиков должна
устанавливаться его обязанность по
осуществлению предусмотренных частью 1
настоящей статьи компенсационных
выплат, а в отношении членов объединения
страховщиков - их субсидиарная
ответственность по соответствующим
обязательствам объединения
страховщиков в размере фонда
компенсационных выплат, в размере фонда
компенсационных выплат при
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного характера.
(Часть в редакции, введенной в действие с
23 января 2015 года Федеральным законом от 22
декабря 2014 года N 424-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 1 июля 2021 года
Федеральным законом от 11 июня 2021 года N
177-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5.
Компенсационные выплаты осуществляются
объединением страховщиков по
требованиям страхователей или
выгодоприобретателей.
6. К
отношениям между страхователем или
выгодоприобретателем по договору
сельскохозяйственного страхования и
объединением страховщиков по поводу
осуществления компенсационных выплат
применяются правила, установленные
законодательством Российской Федерации
для отношений между страхователем и
страховщиком.
7. В
пределах суммы компенсационной выплаты,
произведенной не позднее даты закрытия
реестра заявленных требований
кредиторов, к профессиональному
объединению страховщиков переходит
право требования страхового возмещения,
которое лицо, получившее
компенсационную выплату, могло бы
предъявить к страховщику. Указанное
право требования осуществляется
объединением страховщиков в том же
порядке и на тех же условиях, в
соответствии с которыми лицо, получившее
компенсационную выплату, могло бы
осуществить свое право требования к
страховщику.
(Часть дополнительно включена с 23 января
2015 года Федеральным законом от 22 декабря
2014 года N 424-ФЗ; в редакции, введенной в
действие с 21 декабря 2016 года Федеральным
законом от 23 июня 2016 года N 222-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
7_1.
Объединение страховщиков имеет право
требования к страховщику в определяемом
в соответствии с Федеральным законом от
26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)"
размере сумм, предназначенных для
осуществления компенсационных выплат
после даты закрытия реестра заявленных
требований кредиторов.
(Часть дополнительно включена с 21
декабря 2016 года Федеральным законом от 23
июня 2016 года N 222-ФЗ)
8. На
средства фонда компенсационных выплат и
фонда компенсационных выплат при
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного характера не может быть
обращено взыскание по обязательствам
объединения страховщиков, если
возникновение таких обязательств не
связано с осуществлением
компенсационных выплат по
сельскохозяйственному страхованию.
(Часть дополнительно включена с 23 января
2015 года Федеральным законом от 22 декабря
2014 года N 424-ФЗ; в редакции, введенной в
действие с 1 июля 2021 года Федеральным
законом от 11 июня 2021 года N 177-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
9. При
недостаточности средств фонда
компенсационных выплат и (или) фонда
компенсационных выплат при
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного характера для удовлетворения
предъявленных требований об
осуществлении компенсационных выплат
члены объединения страховщиков
производят в соответствующий фонд в
порядке, установленном объединением
страховщиков, дополнительные
отчисления, суммарный размер которых
позволит обеспечить исполнение
обязанности объединения страховщиков по
осуществлению компенсационных выплат.
(Часть дополнительно включена с 1 января
2016 года Федеральным законом от 22 декабря
2014 года N 424-ФЗ; в редакции, введенной в
действие с 1 июля 2021 года Федеральным
законом от 11 июня 2021 года N 177-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
Статья 11. О внесении изменений в
Федеральный закон "О развитии
сельского хозяйства"
Внести
в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N
264-ФЗ "О развитии сельского
хозяйства" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2007, N 1, ст.27; 2008, N 24,
ст.2796) следующие изменения:
1) часть
3 статьи 7 дополнить предложением
следующего содержания: "В качестве
условия предоставления за счет средств
федерального бюджета субсидий бюджетам
субъектов Российской Федерации по
отдельным направлениям в сфере
производства сельскохозяйственной
продукции может устанавливаться наличие
у сельскохозяйственных
товаропроизводителей (за исключением
граждан, ведущих личное подсобное
хозяйство, и сельскохозяйственных
потребительских кооперативов) договоров
сельскохозяйственного страхования,
отвечающих требованиям федерального
закона о государственной поддержке в
сфере сельскохозяйственного
страхования.";
2)
статью 12 изложить в следующей редакции:
"Статья 12. Сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой
Правовые основы оказания
государственной поддержки в сфере
сельскохозяйственного страхования при
осуществлении страховой защиты
связанных с производством
сельскохозяйственной продукции
имущественных интересов
сельскохозяйственных
товаропроизводителей устанавливаются
федеральным законом о государственной
поддержке в сфере сельскохозяйственного
страхования.".
Статья 12. Вступление в силу
настоящего Федерального закона
1.
Настоящий Федеральный закон вступает в
силу с 1 января 2012 года.
2.
Положения настоящего Федерального
закона, касающиеся оказания
государственной поддержки по договорам
сельскохозяйственного страхования в
отношении сельскохозяйственных
животных, применяются с 1 января 2013
года.
3.
Положения настоящего Федерального
закона об осуществлении объединением
страховщиков компенсационных выплат
применяются с 1 января 2014 года.
4. План
сельскохозяйственного страхования,
предусмотренный статьей 6 настоящего
Федерального закона, утверждается на 2012
год не позднее 1 февраля 2012 года.
Президент Российской Федерации
Д.Медведев
Москва, Кремль
25 июля 2011 года
N 260-ФЗ
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
Ссылается на
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 26 ноября 2024 года)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (статьи 454 - 1109) (с изменениями на 24 июля 2023 года) (редакция, действующая с 12 сентября 2023 года)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 28 декабря 2017 года)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (с изменениями на 4 августа 2023 года)
- О несостоятельности (банкротстве) (с изменениями на 7 октября 2024 года)
- О развитии сельского хозяйства (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (с изменениями на 31 октября 2023 года)
- Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на поддержку приоритетных направлений агропромышленного комплекса и развитию малых форм хозяйствования (субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг) (с изменениями на 19 июня 2024 года)
- Об утверждении ставок субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, на 2024 год (с изменениями на 25 сентября 2024 года)
- Об утверждении Стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан до 2030 года
- О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"
- Комментарий к Закону Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (постатейный)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 28 декабря 2017 года)
- Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)
- Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (с изменениями на 15 июня 2023 года)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (с изменениями на 4 августа 2023 года)
- О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
- Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации (постатейный)
- Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (с изменениями на 24 декабря 2020 года)
- Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (с изменениями на 13 декабря 2021 года)
- О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"
- О внесении изменений в Закон Липецкой области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
- Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (с изменениями на 7 декабря 2022 года)
- Комментарий к Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (постатейный)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей (с изменениями на 21 июля 2014 года)
- О несостоятельности (банкротстве) (с изменениями на 7 октября 2024 года)
- О развитии сельского хозяйства (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об утверждении перечня кодов целевых статей классификации расходов бюджета Республики Карелия и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия и порядка их применения
- Комментарий к Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"