Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

     

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПИСЬМО

от 24 февраля 2010 года N ВФ-150/09

О Декларациях пожарной безопасности

     
     
     В соответствии с Законом Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Минобрнауки России рекомендует довести до руководителей образовательных учреждений на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности требования о необходимости в срок до 1 мая 2010 года подать и зарегистрировать в территориальных органах МЧС России Декларации пожарной безопасности (далее - Декларации) в соответствии с методическими рекомендациями (далее - рекомендации) Общероссийской общественной организации Всероссийское добровольное пожарное общество (далее - ВДПО) (направляются по электронной почте).
     
     При этом Минобрнауки России сообщает, что в территориальных органах МЧС России и региональных отделениях ВДПО открыты соответствующие консультационные пункты и консультационные центры (стр.87 рекомендаций), оказывающие бесплатные услуги по вопросам декларирования и оценки пожарного риска.
     
     Минобрнауки России считает целесообразным провести с руководителями образовательных учреждений на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности совместно с представителями МЧС России и ВДПО инструктивные занятия (совещания) по данному вопросу, обратив внимание на то, что:
     
     Декларация носит уведомительный характер и должна содержать в себе требования, предъявляемые к объектам защиты в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности;
     
     паспорта комплексной безопасности образовательных учреждений, заполняемые (разрабатываемые) руководителями образовательных учреждений в соответствии с решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (п.2 протокола заседания Комиссии от 26 августа 2009 года N 6), должны отражать реальное (текущее) положение дел в области защиты людей и объектов от угроз различного характера, в том числе пожарных;
     
     расхождения в степени предъявляемых требований, отражаемых в Декларации, и реальном (текущем) положении дел, отражаемом в паспорте комплексной безопасности, должны лечь в основу разработки плана выполнения мероприятий по обеспечению (совершенствованию) комплексной (в том числе пожарной) безопасности образовательных учреждений, включая учреждения с круглосуточным пребыванием людей;
     
     Декларация подписывается лично руководителем образовательного учреждения (объекта защиты), заверяется печатью учреждения и может быть представлена в территориальные органы МЧС России руководителем, уполномоченным лицом, по почте, электронной почте и т.п.;
     
     руководитель образовательного учреждения (объекта защиты) вправе привлечь к составлению Декларации любого технического работника (специалиста) или организацию, при этом наличие у последней каких-либо лицензий, аккредитаций (в том числе территориальных органов МЧС России и др.) и т.п. не требуется;
     
     правильность заполнения Декларации проверяется в ходе плановых (контрольных) проверок образовательных учреждений органами Государственного пожарного надзора МЧС России;
     
     отказ в приеме и регистрации Декларации со стороны территориальных органов МЧС России возможен в случае несоответствий различного характера в ее адресной части, касающейся образовательного учреждения (объекта защиты), отсутствия личной подписи руководителя и печати образовательного учреждения.
     
     О фактах коррупционных проявлений со стороны должностных лиц, принимающих и регистрирующих Декларации, необходимо сообщать на телефоны доверия МЧС России 8-495-449-99-99 или Минобрнауки России 8-495-629-52-44 (телефон доверия по вопросам противодействия коррупции).
     
     Руководителю Рособразования (Булаеву Н.И.), руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, прошу в срок до 15 мая 2010 года представить в Минобрнауки России письменные доклады о результатах регистрации Деклараций руководителями образовательных учреждений на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности в территориальных органах МЧС России.
     
     

В.Н.Фридлянов

     
     

Общероссийская общественная организация
Всероссийское добровольное пожарное общество

     
ДЕКЛАРИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     
     
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

     

     

Объекты образования и науки, здравоохранения и социального развития, культуры и спорта, с массовым пребыванием людей

     
     
     Настоящие рекомендации разработаны коллективом Центрального совета Всероссийского добровольного пожарного общества при поддержке Научно-исследовательского института ВДПО по обеспечению пожарной безопасности.
     
     В рекомендациях дан анализ требований действующего законодательства и нормативной базы в сфере декларирования пожарной безопасности, в доступной форме изложен алгоритм действий по подготовке декларации пожарной безопасности. Даны подробные примеры подготовки деклараций на характерные объекты образования, здравоохранения и социального развития, культуры и спорта, с массовым пребыванием людей.
     
     Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и учреждений сферы образования, науки, здравоохранения и социального развития, культуры и спорта.
     
     

1. Введение

     
     Вступивший в силу 1 мая 2009 года Закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" внес ряд существенных изменений в законодательное регулирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности.
     
     Положениями данного закона предусмотрена новая форма оценки соответствия объектов капитального строительства требованиям пожарной безопасности - декларация пожарной безопасности (далее - Декларация).
     
     Декларация пожарной безопасности - предусмотренное федеральным законом уведомление, подаваемое декларантом в органы МЧС России, содержащее сведения о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
     
     Декларация пожарной безопасности составляется и подается в отношении объектов, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирных), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.
     
     Для зданий, строений и сооружений, эксплуатирующихся на момент вступления в силу указанного закона, Декларация должна быть подана в органы МЧС России не позднее одного года с момента вступления его в силу (т.е., не позднее 01.05.2010).
     
     В соответствии со статьей 64 ФЗ-123 ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление Декларации, а также за полноту и достоверность представленных в ней данных ложится на собственника объекта капитального строительства (или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию).
     
     Декларация на проектируемый объект составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, до ввода объекта в эксплуатацию.
     
     В случае наличия на объекте отступлений от требований действующей нормативной документации Декларация включает расчет пожарного риска. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
     
     Обязательное требование по составлению Декларации распространяется не на все категории объектов.
     
     Не требуется разрабатывать Декларацию для:
     
     - отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
     
     - жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
     
     - многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
     
     - отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
     
     - отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
     
     

2. Требования нормативных документов к разработке декларации пожарной безопасности

     
     Федеральный закон N 123-Ф3 предусматривает замену многочисленных документов, содержащих обязательные требования пожарной безопасности, на технические регламенты с требованиями к объектам защиты, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования реализации и утилизации. До момента вступления в силу соответствующих технических регламентов требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Федерального закона N 123-Ф3.
     
     Ст.6. ФЗ-123: Устанавливает условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
     

     1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
     
     1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;
     
     2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
     

     2. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
     

     3. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
     

     4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
     

     5. Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Федерального закона 123-ФЗ.
     

     6. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     

     7. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     

     8. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
     
     Ст.64. ФЗ-123: Определяет требования к декларации пожарной безопасности.
     

     1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:
     
     1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
     
     2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
     

     2. В случае, если собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, выполняют требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты.
     

     3. Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
     

     4. Собственник объекта защиты, или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     

     5. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей.
     

     6. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.
     

     7. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.
     

     8. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены приказом МЧС N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации деклараций пожарной декларации"* от 24 февраля 2009 года (приложение 1**).

     * Вероятно ошибка оригинала, следует считать "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности". - Примечание изготовителя базы данных.
     

     ** Приложение 1 см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
     
     
     Декларация пожарной безопасности подается и регистрируется в территориальных органах МЧС России собственником объекта защиты не позднее одного года после вступления в силу Федерального закона N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (1 мая 2009 года) либо застройщиком или лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, на проектируемые объекты до ввода в эксплуатацию.
     
     

3. Оценка пожарного риска

     
     Пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствия для людей и материальных ценностей.
     
     Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
     
     - Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.
     
     - Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.
     
     Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска".
     
     Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
     
     - Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (приказ МЧС России от 30 июня 2009 года N 382);
     
     - Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (приказ МЧС РФ от 10.07.2009 N 404);
     
     Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
     
     - анализа пожарной опасности объекта защиты;
     
     - определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
     
     - построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
     
     - оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
     
     - наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
     
     Важными параметрами при расчете величины пожарного риска являются расчетное время эвакуации и время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них опасных факторов пожара.
     
     Расчетное время эвакуации людей из помещения определяется на основе моделирования движения людей до выхода наружу одним из следующих способов:
     
     - по упрощенной аналитической модели движения людского потока;
     
     - по математической модели индивидуально-поточного движения людей из здания;
     
     - по имитационно-стохастической модели движения людских потоков.
     
     Для определения времени блокирования путей эвакуации необходимо выбрать модель расчета исходя из следующих предпосылок:
     
     - интегральный метод:
     
     для зданий, содержащих развитую систему помещений малого объема простой геометрической конфигурации;
     
     для помещений, где характерный размер очага пожара соизмерим с характерными размерами помещения и размеры помещения соизмеримы между собой (линейные размеры помещения отличаются не более чем в 5 раз);
     
     для предварительных расчетов с целью выявления наиболее опасного сценария пожара;
     
     - зонный (зональный) метод:
     
     для помещений и систем помещений простой геометрической конфигурации, линейные размеры которых соизмеримы между собой (линейные размеры помещения отличаются не более чем в 5 раз), когда размер очага пожара существенно меньше размеров помещения;
     
     для рабочих зон, расположенных на разных уровнях в пределах одного помещения (наклонный зрительный зал кинотеатра, антресоли и т.д);
     
     - полевой метод:
     
     для помещений сложной геометрической конфигурации, а также помещений с большим количеством внутренних преград (атриумы с системой галерей и примыкающих коридоров, многофункциональные центры со сложной системой вертикальных и горизонтальных связей и т.д.);
     
     для помещений, в которых один из геометрических размеров гораздо больше (меньше) остальных (тоннели, закрытые автостоянки большой площади и.т.д.).
     
     Для автоматизированного расчета пожарного риска в свободном доступе имеются специальные программные комплексы, например, программные продукты FDS (fire dynamic simulator) или "Ситис".
     
     

4. Порядок разработки Декларации пожарной безопасности

     
     Раздел I: Оценка пожарного риска
     
     В данном разделе следует указывать, производился ли расчет пожарного риска.
     
     Расчет пожарного риска не требуется при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности.
     
     В случае проведения расчета пожарного риска, в данном разделе указываются расчетные и допустимые значения уровня пожарного риска, а также перечень дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий (при их наличии), направленных на обеспечение допустимого значения уровня пожарного риска на объекте. В данном случае расчеты по оценке пожарного риска необходимо в виде отчета приложить к Декларации.
     
     Расчеты по оценке пожарных рисков проводятся по утвержденным МЧС России методикам.
     
     Раздел II: Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара
     
     Данный раздел заполняется исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся реквизиты документов страхования (с приложением к Декларации копии страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
     
     По усмотрению Декларанта может указываться стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесен ущерб от пожара. К третьим лицам могут относиться как физические, так и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.).
     
     В случае выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности в данном разделе допускается указывать, что возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара практически исключен.
     
     Раздел III: Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты
     

     1. Характеристика объекта
     

     1.1. Архитектурно-строительная характеристика
     
     В данном разделе необходимо привести данные о:
     
     - функциональном назначении здания;
     
     - этажности;
     
     - степени огнестойкости;
     
     - общей площади и площади каждого этажа;
     
     - наличии и количестве подземных этажей;
     
     - количестве, свойствах и местах расположения пожарной нагрузки.
     
     При описании пожарной нагрузки необходимо руководствоваться требованиями Федерального закона /1/.
     

     1.2. Общие данные о технологических процессах
     
     Раздел должен содержать общие данные о технологических процессах, осуществляемых на объекте: количествах и свойствах перерабатываемых веществ, объемах технологического оборудования, параметрах процессов, степени их пожарной опасности, реализуемых мерах пожарной безопасности.
     

     2. Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, содержащих требования к обеспечению пожарной безопасности объекта
     
     В данном разделе указывается перечень нормативных правовых актов РФ по пожарной безопасности (федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности) и нормативных документов по пожарной безопасности (национальные стандарты и своды правил, содержащие требования пожарной безопасности), содержащих требования к обеспечению пожарной безопасности объекта.
     
     Примечание: при формировании перечня нормативных документов, требования которых необходимо проверять при подготовке Декларации, следует учитывать, что в соответствии со ст.151 Федерального закона N 123-Ф3 /1/ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты, ...... установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
     

     3. Оценка соответствия объекта требованиям пожарной безопасности
     
     В данном разделе таблица должна содержать 2 столбца. В первом столбце указываются требования нормативных документов. Во втором столбце отражается фактическое состояние объекта.
     

     3.1. Проходы, проезды и подъезды к объекту. Источники противопожарного водоснабжения. Противопожарные расстояния
     
     При оценке достаточности проходов, проездов и подъездов к объекту необходимо руководствоваться требованиями ст.67 Федерального закона /1/.
     
     Требования к размещению пожарных депо, дорогам, въездам (выездам) и проездам, источникам водоснабжения на территории производственного объекта содержатся в гл.22 Федерального закона /1/.
     
     При анализе источников противопожарного водоснабжения и расхода воды на наружное пожаротушение следует руководствоваться требованиями ст.62 и ст.68 Федерального закона /1/, а также СП /4/.
     
     При оценке противопожарных расстояний между рассматриваемым объектом и соседними зданиями и сооружениями необходимо руководствоваться требованиями гл.16 Федерального закона /1/ и СП /3/.
     
     Кроме того, в данном разделе следует оценить удаленность размещения подразделений пожарной охраны согласно ст.76 Федерального закона /1/.
     

     3.2. Степень огнестойкости и функциональная пожарная опасность
     
     Классы функциональной пожарной опасности зданий являются их классификационной характеристикой и зависят от назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, возможности их пребывания в состоянии сна.
     
     При заполнении данного раздела следует руководствоваться требованиями гл.9 и ст.87 Федерального закона /1/, а также СП /5/.
     

     3.3. Классификация по пожарной и взрывопожарной опасности
     
     Классификация распространяется на помещения производственного и складского назначения независимо от того, в зданиях какого функционального назначения они расположены.
     
     Классификация по пожарной и взрывопожарной опасности распространяется на здания производственного и складского назначения.
     
     При проверке правильности отнесения помещений и зданий к той или иной категории следует руководствоваться критериями, изложенными в ст.27 Федерального закона /1/ и Своде Правил /6/. При этом следует учитывать необходимость категорирования помещений производственного и складского назначения, расположенных в зданиях иного назначения.
     

     3.4. Пределы огнестойкости и пожарная опасность строительных конструкций
     
     Огнестойкость, как способность строительных объектов сопротивляться воздействию пожара, является одним из базовых элементов системы противопожарной защиты зданий и сооружений.
     
     Классификация строительных конструкций по огнестойкости приведена в ст.35 Федерального закона /1/.
     
     Требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций, выбираемые в зависимости от степени огнестойкости зданий, определены в ст.58 Федерального закона /1/.
     

     3.5. Ограничение распространения пожара за пределы очага
     
     Ограничение распространения пожара за пределы очага является одним из эффективных способов обеспечения пожарной безопасности.
     
     Устройство противопожарных преград, устройство противопожарных отсеков и секций, применение устройств защитного отключения, применение средств, предотвращающих или ограничивающих растекание жидкостей при пожаре, применение огнепреграждающих устройств в оборудовании - способы ограничения пожара, применяемые в современных зданиях.
     
     При подготовке настоящего раздела Декларации необходимо проанализировать требования ст.88 Федерального закона /1/ к рассматриваемому зданию и оценить соответствие принятых решений этим требованиям, а также требованиям СП /3/.
     

     3.6. Пути эвакуации людей при пожаре
     
     Пути эвакуации людей при пожаре являются важнейшим элементом системы противопожарной защиты. Способы организации путей эвакуации изложены в ст.53 Федерального закона /1/, требования пожарной безопасности - в ст.89 того же закона. Способы устройства путей эвакуации изложены в СП /7/.
     
     Основной задачей при подготовке данного раздела Декларации является сопоставление реального устройства путей эвакуации с требованиями закона.
     
     При этом внимание следует обращать на состояние выходов из здания, на материалы, использованные для отделки стен, полов и потолков путей эвакуации, их протяженность.
     

     3.7. Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией
     
     Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией является важным элементом системы противопожарной защиты здания (ст.54 Федерального закона /1/).
     
     Требования пожарной безопасности к этим системам изложены в ст.84 Федерального закона /1/, СП /8/ и СП /9/.
     
     При подготовке настоящего раздела Декларации необходимо учитывать:
     
     - соответствие существующей на объекте системы нормативным требованиям;
     
     - осуществление надлежащего технического обслуживания;
     
     - ведение журнала технического обслуживания.
     

     3.8. Система коллективной защиты и средства индивидуальной защиты
     
     Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия на них опасных факторов пожара.
     
     Требования к этим системам и средствам индивидуальной защиты изложены в ст.55 и ст.123 Федерального закона /1/.
     

     3.9. Отопление, вентиляция, кондиционирование
     
     Система противодымной защиты является одним из элементов пожарной защиты здания. Требования к системам противодымной защиты и к оборудованию этих систем содержатся в ст.56 и ст.138 Федерального закона /1/.
     
     Требования к устройству систем отопления, вентиляции и кондиционирования изложены в СП /12/.
     

     3.10. Огнезащита строительных материалов и конструкций
     
     Средства огнезащиты применяются для снижения пожарной опасности строительных материалов и повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.
     
     При подготовке данного раздела Декларации необходимо изучить техническую документацию на примененные на объекте средства огнезащиты, визуально оценить состояние огнезащиты, по технической документации проверить сроки сохранения огнезащитной эффективности.
     
     Общие требования к огнезащитным средствам содержатся в Национальных Стандартах /13/ и /14/.
     

     3.11. Система автоматического пожаротушения
     
     Требования к системам автоматического пожаротушения изложены в ст.83 Федерального закона /1/, нормы и правила их проектирования - в СП /9/.
     
     При подготовке данного раздела Декларации необходимо установить назначение установки пожаротушения: локализация или ликвидация пожара.
     
     В Декларации нужно отметить следующее:
     
     - тип установки;
     
     - способ тушения;
     
     - обоснованность выбранного средства тушения;
     
     - наличие документации, подтверждающей надлежащую эксплуатацию установки.
     

     3.12. Внутренний противопожарный водопровод
     
     Общие требования к оборудованию внутреннего противопожарного водопровода содержатся в ст.86 Федерального закона /1/, требования пожарной безопасности - в СП /10/.
     

     3.13. Электрооборудование
     
     Электрооборудование, используемое на объекте, должно соответствовать требованиям пожарной безопасности, изложенным в ст.143 Федерального закона /1/.
     

     3.14. Первичные средства пожаротушения
     
     Здания всех типов должны быть оснащены огнетушителями. Расчет необходимого количества огнетушителей определен ППБ 01-03 /10/, правила выбора, размещения и технического обслуживания - СП /11/.
     
     При подготовке данного раздела необходимо обратить внимание на ведение документации по перезарядке и техническому обслуживанию огнетушителей.
     

     3.15. Организационно-технические мероприятия
     
     В данном разделе Декларации необходимо отразить состояние дел с организационно-техническими мероприятиями:
     
     - обучению мерам пожарной безопасности;
     
     - проведению противопожарных инструктажей;
     
     - проведению учений по эвакуации;
     
     - наличию организационно-распорядительных документов в области обеспечения пожарной безопасности.
     
     При заполнении данного раздела следует учитывать соответствующие Правила Пожарной Безопасности.
     
     

4. Дополнительные положения

     
     В случае отсутствия на объекте каких-либо элементов системы обеспечения пожарной безопасности (например, для жилых и общественных зданий не нужно проводить категорирование по степени взрывопожарной и пожарной опасности; для некоторых объектов не требуется автоматическое пожаротушение и т.д.) соответствующие разделы опускаются.
     
     Целесообразно в качестве дополнительного приложения к Декларации разработать рекомендации по устранению выявленных отступлений от требований нормативной документации.
     
     

5. Литература

     

     1. Федеральный закон N 123-Ф3 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
     

     2. Приказ МЧС N 91 от 24.02.2009 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".
     

     3. СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожаров на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
     

     4. СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности".
     

     5. СП 2.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты".
     

     6. СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности".
     

     7. СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
     

     8. СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре".
     

     9. СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".
     

     10. СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности".
     

     11. СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации".
     

     12. СП 7.13130.2009 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования".
     

     13. ГОСТ Р 53292-2009 "Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний".
     

     14. ГОСТ Р 53295-2009 "Средства огнезащиты для стальных конструкций. Общие требования. Метод определения огнезащитной эффективности".
     

     15. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска".
     

     16. Приказ МЧС России от 30 июня 2009 года N 382 "Об утверждении Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности".
     

     17. Приказ МЧС РФ от 10.07.2009 N 404 "Об утверждении Методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах.
     
     

Приложение 2

     
     
Образцы деклараций пожарной безопасности

     
     

Зарегистрирована
Управлением Государственного пожарного
надзора ГУ МЧС России по N-ской
области

"

"

20

г.

Регистрационный N

-

-

     
     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     

     1. Общие сведения.
     

     1.1. Реквизиты эксплуатирующей организации.
     
     Муниципальное автономное учреждение культуры Администрации города N-ска "N-ский драматический театр им.А.С.Пушкина". Директор театра Васильев Василий Васильевич. Юридический адрес: 555055, г.N-ск, пр.Ленина, 77. Телефон: (3533) 23-23-23.
     

     1.2. Обоснование декларирования.
     
     Решение о разработке декларации принято на основании следующих нормативно-правовых документов:
     

     1. Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
     

     2. Приказ МЧС России от 24 февраля 2009 года N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности" (зарегистрирован в Минюсте РФ 23 марта 2009 года. Регистрационный N 13577)
     

     2. Результаты анализа пожарной безопасности.
     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     

Настоящую декларацию разработал:

Директор театра

В.В.Васильев

(должность, фамилия, инициалы)

(подпись)

"

"

20

г.

М.П.

     
     

Зарегистрирована
Отделом государственного пожарного надзора
N-ского района городского округа "Город N-ск"
Управления ГПН Главного управления МЧС России
по N-ской области

"

"

20

г.

Регистрационный N

-

-

     
     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     

Настоящую декларацию разработал:

Директор ОГУСО "Социальный приют для детей и подростков в г.N-ск"
Н.Н.Николаев

(должность, фамилия, инициалы)

(подпись)

"

"

2009 г.

М.П.

     
     

Зарегистрирована
в ОГПН N-ского района

Управления Государственного пожарного
надзора ГУ МЧС России по N-ской области

"

"

20

г.

Регистрационный N

-

-

     
     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

          

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     

Настоящую декларацию разработал:

Директор СОГОУ "N-ская основная общеобразовательная школа-интернат"

И.И.Иванова

(должность, фамилия, инициалы)

(подпись)

"

"

2010 г.

М.П.

     

     

Приложение
к Декларации пожарной
безопасности

     
     
Перечень отступлений от требований нормативных документов:

     
     

Объект защиты:

СОГОУ "N-ская основная общеобразовательная школа-интернат"

Место нахождения объекта защиты:

216491, N-ская область, N-ский район, п.Клепино

     

     1. Не выполнено освидетельствование и испытание пожарных кранов и рукавов внутреннего противопожарного водопровода организацией, имеющей соответствующую лицензию (требование пп.89, 91 ППБ 01-03, НПБ 154-00).
     

     2. В категорированных по пожарной опасности помещениях (архив, кладовые и др.) не предусмотрены противопожарные двери (п.5.14 СНиП 21-01-97*).
     

     3. Не выполнена молниезащита зданий, замер сопротивления изоляции заземления электрооборудования, электрических проводов и кабелей (табл.1 РД 34.21.122-87, п.1.1.7 ПУЭ).
     

     4. Эвакуационные выходы из подвального этажа в учебном и спальном корпусах выполнены через общие лестничные клетки (п.6.9* СНиП 21-01-97*, п.1.97 СНиП 2.08.02-89*).
     

     5. Не исправен пожарный водоем (п.2.11 СНиП 2.04.02-84*.
     

     6. Наружные вертикальные пожарные лестницы ржавые (п.41 ППБ 01-03).
     
     Здание учебного корпуса
     

     7. Электрическое оборудование (распределительный щит, электрический рубильник) в подвале учебного корпуса не выделено в отдельное категорированное помещение с устройством противопожарных преград 1-го типа (п.7.1.28 ПУЭ).
     

     8. Повреждено огнезащитное покрытие металлических косоуров лестничных клеток в подвале здания учебного корпуса (7.12*, 7.13, 5.18 СНиП 21-01-97, п.36 ППБ 01-93).
     

     9. Отделка стен коридора в подвале и перегородки выполнены из сгораемых материалов (деревянная рейка) (п.53 ППБ 01-03).
     

     10. Требует корректировки проектная документация на устройство пожарной сигнализации в подвале здания в части размещения пожарных датчиков.
     

     11. Подвал (помещения рядом со спортивным залом) перегружен сгораемыми материалами, мебелью, упаковочной тарой, новогодней мишурой и др. - по существующей горючей загрузке относится к пожароопасному помещению категории В2 при этом требуется устройство автоматического водяного пожаротушения.
     
     Здание общежития-интерната (спальный корпус)
     

     12. Несущие металлические балки и косоуры в лестничных клетках спального корпуса не имеют конструктивной огнезащиты (7.12*, 7.13, 5.18 СНиП 21-01-97, п.36 ППБ 01-93).
     

     13. Поэтажные планы эвакуации следует располагать на видных местах, на этажах зданий, предпочтительно возле лестничных клеток. На планах наносятся наименования помещений и инструкции действий по двум вариантам: в дневное и в ночное время, (п.16 ППБ 01-93).
     

     Здание учебных мастерских
     

     14. Исключить хранение лесопиломатериалов, мебели и оборудования в коридоре (п.40 ППБ 01-03).
     

     15. Освободить тамбур эвакуационного выхода (инструментальная) от оборудования и материалов (п.п.6.12*, 6.13* СНиП 21-01-97*, п.40 ППБ 01-03).
     

     16. Из мастерской по обработке древесины и комбинированной мастерской по обработке металла и древесины предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) (п.1.22 СНиП 2.08.02-89*).
     

     17. Стулья в актовом зале не закреплены к полу (п.149 ППБ-01-03 п.1.66 СНиП 2.08.02-89*).
     

     18. Декоративные шторы в актовом зале не обработаны огнезащитными составами (п.150 ППБ 01-03).
     

     19. Проложить воздушные линии электропередач согласно требований ПУЭ, исключив их прокладку над сгораемыми кровлями зданий (2.4.95 ПУЭ, п.57, 60 ППБ-01-03).
     
     

Зарегистрирована
Отделом государственного пожарного надзора
по г.N-ску Управления ГПН Главного
управления МЧС России по N-ской области

"

"

20

г.

Регистрационный N

-

-

     
     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     

Настоящую декларацию разработал:

Руководитель - главный эксперт по МСЭ

Медведев Н.М.

(должность, фамилия, инициалы)

(подпись)

"

"

2009 г.

М.П.

     

     

Приложение
к Декларации
пожарной безопасности

     
     
Перечень отступлений от требований нормативных документов:

     
     

Объект защиты:

ФГУ "ГБ МСЭ по N-ской области"
(здание административного корпуса)

Место нахождения
объекта защиты:

г.N-ск, ул.Красная, 22

     

1.

Двери лестничных клеток оборудовать приспособлениями для самозакрывания с уплотнением в притворах (СНиП 21-01-97* п.6.18*).

2.

Общие коридоры на всех 3 этажах освободить от загромождения стульями, для обеспечения нормативной ширины путей эвакуации (ППБ 01-03 п.53).

3.

Стеновые панели для отделки стен коридора 1-го этажа и фойе применить с показателями пожарной опасности не ниже чем Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 (п.6.25* СНиП 21-01-97*).

4.

Исполнение пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода выполнить в соответствии со ст.86 ФЗ-123: ГОСТ Р 51844-2001 "Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний".

5.

Не реже двух раз в год необходимо осуществлять проверку работоспособности сети внутреннего противопожарного водоснабжения (весной и осенью) (ППБ 01-03 п.89).

6.

Ответственные лица за обеспечение пожарной безопасности должны пройти обучение пожарно-техническому минимуму (п.36 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденные приказом от 12.12.2007 N 645, зарегистрированные в Минюсте РФ 21 января 2008 года N 10938).

7.

Планы эвакуации выполнить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2002 "ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля".

     
     

Зарегистрирована
Отделением государственного пожарного
надзора по г.N-ск Главного управления МЧС
России по N-ской области

"

"

20

г.

Регистрационный N

-

-

     
     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     

Настоящую декларацию разработал:

Директор МОУ "СОШ N 1" г.N-ска

Т.Н.Татьянина

(должность, фамилия, инициалы)

(подпись)

"

"

2009 г.

М.П.

     

     

Приложение
к Декларации
пожарной безопасности

     
     
Перечень отступлений от требований нормативных документов:

     
     

Объект защиты:

МОУ "СОШ N 1" г.N-ска

Место нахождения
объекта защиты:

N-ская область, г.N-ск, 1-й микрорайон

     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     

Зарегистрирована
Отделением государственного пожарного
надзора по Н-скому району г. Н-ск Главного
управления МЧС России по Н-ской области

"

"

20

г.

Регистрационный N

-

-

     
     
ДЕКЛАРАЦИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     
разработана в 2009 году и соответствует требованиям Федерального закона от 22 июля 2008года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", путем добровольного выполнения положений нормативных документов по пожарной безопасности.
     
     

Настоящая декларация составлена в отношении:

     
     Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.Н-ска Н-ской области
     
     Основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица: 1024201474770
     
     Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН): 4217049425
     
     Место нахождения объекта защиты: Н-ская область, г.Н-ск, ул.Павловского, 7
     
     Почтовый и электронный адрес, телефон, факс юридического лица и объекта защиты: 650000 Н-ская область, г.Н-ск, ул.Павловского, 7, телефон: (3333) 33-89-31, электронный адрес:
     

N п/п

Наименование раздела

1

2

I.

Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.


     Произведенные расчеты по методике определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382, (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации) для рассматриваемого объекта защиты позволяют сделать вывод, что принятые в проектной документации объемно-планировочные и конструктивные решения, а также оборудование рассматриваемого объекта системами противопожарной защиты (АУПС, СОУЭ, внутренний противопожарный водопровод и др.) не обеспечивают необходимый уровень безопасности людей при пожаре, так как в случае пожара на первом этаже величина индивидуального пожарного риска составляет:

      = 7,38 * 10,
     
что превышает величину одну миллионную в год, установленную Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
     
     Комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого уровня пожарного риска.
     
Установить противопожарные двери EI 15, в проемах выходов из коридоров первого этажа в холл, оборудованных уплотнением в притворах по периметру (противодымный уплотнитель) и устройством для самозакрывания (дверной доводчик).
     
     При условии установки противопожарных дверей EI 15, в проемах выходов из коридоров первого этажа в холл, оборудованных уплотнением в притворах по периметру (противодымный уплотнитель) и устройством для самозакрывания (дверной доводчик), величина индивидуального пожарного риска составит:
     
      = 2,29 * 10,
     
что не превышает величину одну миллионную в год, установленную Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

II.

Оценка возможного ущерба имущества третьих лиц от пожара.


     Договор страхования объекта защиты отсутствует.
     
     Помещения Управления Пенсионного фонда выгорожены от соседних помещений здания противопожарными перегородками и перекрытием (преградами) с нормируемым пределом огнестойкости. Помещения Управления Пенсионного фонда обеспечены обособленными самостоятельными эвакуационными выходами непосредственно наружу. Противопожарные расстояния обеспечены. На основании выполненных вышеуказанных требований пожарной безопасности, ущерб третьим лицам от пожара практически не может быть причинен.

III.

Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты.


     - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
     
     - ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования. ГОСТ 12.1.004-91*
     
     - Приложение N 1 (Обязательное), п.6.39*, табл.10* СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"*;
     
     - СНиП 31-05-2003 "ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАЗНАЧЕНИЯ", раздел 6 "Пожарная безопасность"
     
     - СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"*;
     
     - СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", раздел 7 "Пожарная безопасность"
     
     - СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование"*;
     
     - Правила устройства электроустановок (ПУЭ)*;
     
     - Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
     
     * - в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

     
     Приложение:
     
     Отчет "Определение расчетных величин пожарного риска", выполненный Н-ским филиалом НИИ ВДПО ОПБ (свидетельство об аккредитации МЧС России N ГЭ-003 по независимой оценке рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности)
     
     

Настоящую декларацию разработал:

Начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.Н-ска Н-ской области

/Шанина В.В./

(должность, фамилия, инициалы)

"

"

2009 г.

М.П.

     

     

Приложение 3

     
     
Консультационные центры Всероссийского добровольного пожарного общества по вопросам декларирования и оценки пожарного риска

     
     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     Общероссийская общественная организация "Всероссийское добровольное пожарное общество"
     
     т. (495) 947 91 09 web-сайт: vdpo.ru
     
     т. (495) 947 83-42 e-mail: info@vdpo.ru
     
     Негосударственное учреждение науки "Научно-исследовательский институт Всероссийского добровольного пожарного общества"
     
     т. (495) 947 83 43 web-сайт: Niivdpo.ru
     
     т. (495) 947 83 43 e-mail: nii@vdpo.ru
     
     - Более 800 подразделений в 81 субъекте РФ;
     
     - Научно-исследовательский институт (33 филиала);
     
     - Издательский дом;
     
     - Торговый дом;
     
     - Собственный производственный комплекс;
     
     - 250 противопожарных формирований;
     
     - Система корпоративных стандартов качества;
     
     
     
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
образования Хабаровского края
www.edu-net.khb.ru (сканер-копия)
по состоянию на 27.05.2010   
     
     

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права     Температура в Петрозаводске
  
   © 2025 Кодекс ИТ