Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


          Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

     Статья 36 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добычу полезных ископаемых.     
     
     

КОММЕНТАРИЙ к Федеральному закону  от  8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

    
      Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) вступил в силу с 25 ноября 2007 года.  
    
     Статья 36 Закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на добычу полезных ископаемых.
    
     Необходимость принятия Закона сопряжена с наличием  множества проблем, связанных с деятельностью, использованием и развитием морских портов в отсутствие специального законодательства.

    Закон  был разработан в соответствии с требованиями статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которой деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с Законом. Кодексом дано четкое определение понятия «морской порт» - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе, для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
     
     В  Законе приводится определение понятия «объекты инфраструктуры морского порта», а также даны определения еще пятнадцати понятий, например понятия внутреннего рейда, внешнего рейда, причала, морского терминала, оператора морского терминала и т.д.
        
      Законом  регламентировано государственное регулирование деятельности в морском порту. Подробно указаны цели государственного регулирования (такие, как безопасность мореплавания; порядок в морском порту; равные условия для осуществления деятельности в морском порту и т.д.), а также способы, посредством которых осуществляется государственная деятельность (например, издание нормативных правовых актов по вопросам, связанным с осуществлением и развитием деятельности в морском порту, эксплуатацией объектов инфраструктуры морского порта, осуществлением государственного контроля и надзора за соблюдением установленных норм и правил;  лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых в морском порту; техническое  регулирование в морском порту и т.д.).
     
     Предусмотрено ведение реестра морских портов Российской Федерации. Определены  полномочия администрации морского порта. Согласно Закону администрацию морского порта возглавляет капитан морского порта. Функции капитана морского порта при этом в Законе не приведены - они закреплены статьей 76 Кодекса. Также в Закон включены главные положения, составляющие содержание общих правил плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним. Подобные правила утверждены Министерством морского флота СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР 20 февраля 1990 года.
     

     Большое значение имеют нормы, закрепляющие обеспечение безопасности в морском порту. Так, в целях обеспечения безопасности деятельности, осуществляемой в морском порту, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательные для исполнения администрацией морского порта, а также операторами морских терминалов, иными владельцами объектов инфраструктуры морского порта, капитанами судов, другими лицами, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, требования в области безопасности мореплавания, требования защиты от актов незаконного вмешательства в морском порту.
     
     Очень важны положения, касающиеся  особенностей оказания услуг в морском порту. Ранее такие положения не были закреплены федеральным законодательством. К их числу  относятся, например, положения о договоре перевалки грузов, согласно которому  одна сторона (оператор морского терминала) обязуется осуществить за вознаграждение перевалку груза и выполнить другие определенные договором перевалки груза услуги и работы, а другая сторона (заказчик) обязуется обеспечить своевременное предъявление груза для его перевалки в соответствующем объеме и (или) своевременное получение груза и его вывоз. По договору перевалки груза заказчиком может выступать грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель), перевозчик, экспедитор либо иное физическое или юридическое лицо. Помимо этого Законом  подробно определены особенности  приема и сдачи грузов, особенности обеспечения вывоза грузов из морского порта, право удержания грузов и т.п. Установлен перечень портовых сборов, а также предусмотрено утверждение перечня портовых сборов, подлежащих взиманию в каждом морском порту.
     
     Особое внимание  в Законе уделено положениям, касающимся правового режима земельных участков, предназначенных для размещения морских портов и обеспечения деятельности в морском порту. Предусмотрены государственная, частная и муниципальная формы собственности на земельные участки в границах морского порта. При этом указано, что земельные участки в границах морского порта не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением случаев:

     - когда земельные участки в границах территории морского порта, заняты портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств инвесторов (индивидуальных предпринимателей или юридических лиц);

     - когда земельные участки, заняты зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту, принадлежащими при этом на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.
     
     Земельный участок, расположенный в границах морского порта, также может быть изъят у собственника для государственных нужд путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 279 - 282 и 284 - 286 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    
      Также  Законом закреплены условия предоставления во владение и в пользование находящихся в государственной собственности земельных участков в границах морского порта и объектов инфраструктуры морского порта путем передачи таких земельных участков и объектов инфраструктуры морского порта в аренду и заключения концессионных соглашений.
     
    
     Юрист
    информационно-правового
    консорцума "Кодекс"
    Морозова  М.Л.
    27.12.2007



 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ