Настоящий Федеральный закон
вступает в силу по истечении десяти дней
после дня его официального
опубликования.
Статья 36 настоящего Федерального
закона вступает в силу по истечении
одного месяца со дня его официального
опубликования и не ранее 1-го числа
очередного налогового периода по налогу
на добычу полезных ископаемых.
КОММЕНТАРИЙ к Федеральному закону от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ
«О морских портах в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации» (далее - Закон) вступил в силу
с 25 ноября 2007 года.
Статья 36 Закона вступает в силу по
истечении одного месяца со дня его
официального опубликования и не ранее
первого числа очередного налогового
периода по налогу на добычу полезных
ископаемых.
Необходимость принятия Закона
сопряжена с наличием множества проблем,
связанных с деятельностью,
использованием и развитием морских
портов в отсутствие специального
законодательства.
Закон был разработан в
соответствии с требованиями статьи 9
Кодекса торгового мореплавания
Российской Федерации (далее - Кодекс),
согласно которой деятельность в морских
портах осуществляется в соответствии с
Законом. Кодексом дано четкое
определение понятия «морской порт» -
совокупность объектов инфраструктуры
морского порта, расположенных на
специально отведенных территории и
акватории и предназначенных для
обслуживания судов, используемых в целях
торгового мореплавания, комплексного
обслуживания судов рыбопромыслового
флота, обслуживания пассажиров,
осуществления операций с грузами, в том
числе, для их перевалки, и других услуг,
обычно оказываемых в морском порту, а
также взаимодействия с другими видами
транспорта.
В Законе приводится определение
понятия «объекты инфраструктуры
морского порта», а также даны
определения еще пятнадцати понятий,
например понятия внутреннего рейда,
внешнего рейда, причала, морского
терминала, оператора морского терминала
и т.д.
Законом регламентировано
государственное регулирование
деятельности в морском порту. Подробно
указаны цели государственного
регулирования (такие, как безопасность
мореплавания; порядок в морском порту;
равные условия для осуществления
деятельности в морском порту и т.д.), а
также способы, посредством которых
осуществляется государственная
деятельность (например, издание
нормативных правовых актов по вопросам,
связанным с осуществлением и развитием
деятельности в морском порту,
эксплуатацией объектов инфраструктуры
морского порта, осуществлением
государственного контроля и надзора за
соблюдением установленных норм и правил;
лицензирование отдельных видов
деятельности, осуществляемых в морском
порту; техническое регулирование в
морском порту и т.д.).
Предусмотрено ведение реестра
морских портов Российской Федерации.
Определены полномочия администрации
морского порта. Согласно Закону
администрацию морского порта
возглавляет капитан морского порта.
Функции капитана морского порта при этом
в Законе не приведены - они закреплены
статьей 76 Кодекса. Также в Закон включены
главные положения, составляющие
содержание общих правил плавания и
стоянки судов в морских портах и на
подходах к ним. Подобные правила
утверждены Министерством морского флота
СССР и Министерством рыбного хозяйства
СССР 20 февраля 1990 года.
Большое значение имеют
нормы, закрепляющие обеспечение
безопасности в морском порту. Так, в
целях обеспечения безопасности
деятельности, осуществляемой в морском
порту, уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти
устанавливаются определенные в
соответствии с законодательством
Российской Федерации обязательные для
исполнения администрацией морского
порта, а также операторами морских
терминалов, иными владельцами объектов
инфраструктуры морского порта,
капитанами судов, другими лицами,
которые осуществляют деятельность и
(или) находятся в морском порту,
требования в области безопасности
мореплавания, требования защиты от актов
незаконного вмешательства в морском
порту.
Очень важны положения, касающиеся
особенностей оказания услуг в морском
порту. Ранее такие положения не были
закреплены федеральным
законодательством. К их числу
относятся, например, положения о
договоре перевалки грузов, согласно
которому одна сторона (оператор
морского терминала) обязуется
осуществить за вознаграждение перевалку
груза и выполнить другие определенные
договором перевалки груза услуги и
работы, а другая сторона (заказчик)
обязуется обеспечить своевременное
предъявление груза для его перевалки в
соответствующем объеме и (или)
своевременное получение груза и его
вывоз. По договору перевалки груза
заказчиком может выступать
грузоотправитель (отправитель),
грузополучатель (получатель),
перевозчик, экспедитор либо иное
физическое или юридическое лицо. Помимо
этого Законом подробно определены
особенности приема и сдачи грузов,
особенности обеспечения вывоза грузов
из морского порта, право удержания
грузов и т.п. Установлен перечень
портовых сборов, а также предусмотрено
утверждение перечня портовых сборов,
подлежащих взиманию в каждом морском
порту.
Особое внимание в Законе уделено
положениям, касающимся правового режима
земельных участков, предназначенных для
размещения морских портов и обеспечения
деятельности в морском порту.
Предусмотрены государственная, частная
и муниципальная формы собственности на
земельные участки в границах морского
порта. При этом указано, что земельные
участки в границах морского порта не
предоставляются индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам в
собственность, за исключением случаев:
- когда земельные участки в
границах территории морского порта,
заняты портовыми гидротехническими
сооружениями, созданными или
приобретенными за счет средств
инвесторов (индивидуальных
предпринимателей или юридических лиц);
-
когда земельные участки, заняты
зданиями, строениями, сооружениями,
используемыми для осуществления
деятельности в морском порту,
принадлежащими при этом на праве
собственности индивидуальным
предпринимателям или юридическим
лицам.
Земельный участок, расположенный в
границах морского порта, также может
быть изъят у собственника для
государственных нужд путем выкупа
государством или продажи с публичных
торгов в порядке, предусмотренном
статьями 279 - 282 и 284 - 286 Гражданского
кодекса Российской Федерации.
Также Законом закреплены условия
предоставления во владение и в
пользование находящихся в
государственной собственности
земельных участков в границах морского
порта и объектов инфраструктуры
морского порта путем передачи таких
земельных участков и объектов
инфраструктуры морского порта в аренду и
заключения концессионных соглашений.
Юрист
информационно-правового
консорцума "Кодекс"
Морозова М.Л.
27.12.2007