Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

  

ПРИМЕЧАНИЯ

     
     1. О порядке вступления в силу данного документа см. статью 15.
     
     2. О порядке применения данного Закона см. статью 16.
     


Комментарий специалиста



     Федеральным законом от 21 июля 2005 N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы избирательной системы РФ.

     Указанные изменения призваны привести действующее законодательство в соответствие с Федеральным законом от 18 мая 2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (вступает в силу 7 декабря 2006 года).
     
     Изменения были внесены в следующие нормативно-правовые акты:

     Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации";

     Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

     Уголовный кодекс Российской Федерации;

     Федеральный закон от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ  "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";

     Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

     Налоговый кодекс Российской Федерации;

     Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях";

     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

     Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ  "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

     Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

     Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ  "О выборах Президента Российской Федерации";

     Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

     Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях".

     Наиболее существенные изменения вносятся в Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации" и "О политических партиях". Указанные изменения приводят положения данных законов в соответствие со следующими нововведениями, привнесенными Федеральным законом от 18 мая 2005 N 51-ФЗ:

     1. Федеральным законом от 18 мая 2005 N 51-ФЗ не предусмотрены выборы депутатов по одномандатным округам. Выборы проводятся только по общефедеральному избирательному округу (включает в себя территорию всей Российской Федерации).
     

     2. Избирательные блоки исключаются из числа участников избирательного процесса. Федеральные списки кандидатов могут выдвигаться только политическими партиями, которые соответствуют требованиям Федерального закона "О политических партиях" и имеют право участвовать в выборах.
     
     3. Федеральным законом от 18 мая 2005 N 51-ФЗ не предусмотрено выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения.
     
     4. Федеральный список кандидатов состоит из общефедеральной части, состоящей не более чем из трех кандидатов. Остальные кандидаты, составляющие федеральный список, в обязательном порядке разбиваются на региональные группы кандидатов. Каждая региональная группа должна соответствовать субъекту Российской Федерации или части его территории либо группе субъектов Российской Федерации.
     
     5. Федеральный список кандидатов может включать в себя  до 500 человек, которыми могут быть не только члены политической партии, выдвинувшей этот список, но и иные лица. Число лиц, не являющихся членами партии, не должно превышать 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список.

     6. Изменена процедура внесения и возвращения избирательного залога, а также основания возвращения залога. В отличие от действовавшего порядка избирательный залог, внесенный после представления в Центризбирком РФ подписных листов, возвращается политической партии, равно как и подписные листы, представленные после внесения избирательного залога. Также избирательный залог возвращается в фонд политической партии, в случае набора указанной партией более 4 % голосов (ранее 3%), либо допуска партии до распределения депутатских мандатов.
     
     7. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии повышена  до 400 миллионов рублей (ранее 250 миллионов).
     
     8. Перечень оснований прекращения депутатских полномочий дополняется новым для российского законодательства положением, согласно которому депутат Государственной Думы утрачивает свой мандат в случае выхода из той фракции, которая была образована политической партией, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран.
     
     В связи с этим Федеральным законом от 21 июля 2005 N 93-ФЗ раскрывается понятие фракции, которой является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, допущенного до выборов депутатов Государственной Думы. Фракции регистрируются в соответствии с Регламентом Государственной Думы.
     

     9. Предельное количество недостоверных подписей избирателей в подписных листах, при котором политическая партия может быть допущена к участию в выборах, сокращено с 25 % до 5 %.
     
     Федеральным законом от 21 июля 2005 N 93-ФЗ также предусматривается повышение с 1 января 2006 года уровня государственного финансирования политических партий, получивших поддержку избирателей на федеральных выборах. Указанное финансирование планируется в размере пяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией (в настоящее время размер государственного финансирования установлен на уровне 0,005 МРОТ (то есть 50 копеек), умноженного на указанное число голосов избирателей). С 1 января 2007 г. размер государственного финансирования политических партий будет индексироваться с учетом уровня инфляции, прогнозируемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

     Кроме указанных выше Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации" и "О политических партиях" Федеральным законом от 21 июля 2005 N 93-ФЗ внесены изменения в следующие нормативно-правовые акты:

     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Добавлены квалифицированные составы административных правонарушений к следующим статьям КоАП России:

     Статья 5.3 КоАП России. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума;

     Статья 5.5 КоАП России. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов;

     Статья 5.6 КоАП России. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации;

     Статья 5.12 КоАП России. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах.

     Также Федеральным законом от 21 июля 2005 N 93-ФЗ введен новый состав административного правонарушения - нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума (статья 5.56 КоАП России), который заключается в совершении следующих действий:
     

     непредставление председателем, заместителем председателя или секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, или их представление с нарушением установленных законом сроков (влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 50 МРОТ).
 

     уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, до истечения сроков их хранения, а также нарушение установленного порядка уничтожения таких документов (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 20 до 50 МРОТ).
     
     Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации". В соответствие с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", журналист, главный редактор, редакция, иная организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации не освобождаются от ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах, если при дословном воспроизведении в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации не соблюдены требования законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов.

     Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации. В новой редакции статьи 259 ГПК России установлен круг лиц, имеющих право обращаться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума, и об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

     ГПК России дополнен новой статьей 260_1, регламентирующей порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, которой в частности установлено, что при рассмотрении и разрешении указанных дел в период избирательной кампании или кампании референдума и до дня опубликования результатов выборов, референдума мерами по обеспечению иска не могут быть:
     
     наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие;

      запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.     
     
     Также установлено, что решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленному исполнению.

     Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно изменениям, внесенным в данный Федеральный закон, в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума не могут вступать в силу:

     законы субъекта РФ об изменении границ муниципального образования;

     законы субъекта РФ о преобразовании муниципального образования.

     Количество подписей, необходимое для назначения местного референдума по инициативе граждан, теперь устанавливается законом субъекта РФ, но не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования.

     Уставом муниципального образования может определяться вид избирательной системы, применяемой при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения устанавливается законом субъекта РФ.

     Под избирательной системой в данном случае понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

     Федеральный закон "О лотереях". Федеральным законом от 21 июля 2005 N 93-ФЗ предусмотрено, что в период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо иным образом связанных с выборами, референдумом.
     
     

Юрист
Информационно-правового
консорциума «Кодекс»
Тихомиров М. С.
06.09.2005


     В настоящий документ вносятся изменения на основании Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ с 19 июня 2025 года.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ