Материал актуален на 25.11.2024
Особенности проведения проверок в течение 2020-2030 гг.
|
Закреплена возможность проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица
Владимир Путин подписал
Федеральный закон,
которым вносятся изменения в статью
52 закона о государственном контроле и статью 4 закона о
внесении изменений в отдельные
законодательные акты. |
|
Мораторий на
плановые проверки продлен до 2030
года |
|
|
|
Мораторий на
внеплановые проверки продлен до 2024
года |
|
Про особенности проведения налоговых проверок в период пандемии см. отдельный справочный материал. |
См. по ссылке онлайн-сервис - Единый
реестр проверок субъектов
предпринимательства на текущий год на
официальном сайте Генпрокуратуры РФ.
Единый реестр проверок является
подсистемой Единого реестра контрольных
(надзорных) мероприятий, созданного в
соответствии с Федеральным законом от 31
июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном
контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации".
Оператором единого реестра проверок
является Генеральная прокуратура
Российской Федерации (статья 13_3 Закона
294-ФЗ).
Информация с сайта Генпрокуратуры:
Контроль по-новому: Единый реестр
контрольных (надзорных) мероприятий
повысит прозрачность
контрольно-надзорной деятельности.
|
Внимание! Основные реестры: |
Порядок формирования органами
прокуратуры ежегодного сводного плана
проведения плановых проверок юрлиц и ИП
установлен приказом Генпрокуратуры
России от 08.11.2019 N 783.
На сайтах прокуратур субъектов РФ
размещается сводный план проверок в
пределах субъекта Федерации либо
компетенции специализированной
прокуратуры как часть единого сводного
плана (п.3.4. Порядка).
Ежегодные планы проверок размещаются на
официальных сайтах соответствующих
проверяющих органов - постановление
Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 "Об
утверждении Правил подготовки органами
государственного контроля (надзора) и
органами муниципального контроля
ежегодных планов проведения плановых
проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей".
|
Реформа в
сфере контрольно-надзорной деятельности
|
Проверка |
-
совокупность проводимых органом
государственного контроля (надзора) или
органом муниципального контроля в
отношении юридического лица,
индивидуального предпринимателя
мероприятий по контролю для оценки
соответствия осуществляемых ими
деятельности или действий (бездействия),
производимых и реализуемых ими товаров
(выполняемых работ, предоставляемых
услуг) обязательным требованиям и
требованиям, установленным
муниципальными правовыми актами. |
Нормативное основание |
Федеральный закон от 26 декабря
2008 года N 294-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля" (далее также
- Закон).
|
Принципы |
-
Законность и обоснованность. |
Предмет государственного контроля (надзора), муниципального контроля |
1) соблюдение контролируемыми
лицами обязательных требований,
установленных нормативными правовыми
актами; 2)
соблюдение (реализация) требований,
содержащихся в разрешительных
документах; 3)
соблюдение требований документов,
исполнение которых является необходимым
в соответствии с законодательством
Российской Федерации; 4)
исполнение решений, принимаемых по
результатам контрольных (надзорных)
мероприятий. |
Срок проведения |
Сроки проведения установлены в статье 86. |
Оформление результатов проверки
По окончании проведения контрольного
(надзорного) мероприятия,
предусматривающего взаимодействие с
контролируемым лицом, составляется акт
контрольного (надзорного) мероприятия
(далее также - акт):
- если по результатам проведения такого
мероприятия выявлено нарушение
обязательных требований, в акте должно
быть указано, какое именно обязательное
требование нарушено, каким нормативным
правовым актом и его структурной
единицей оно установлено. В случае
устранения выявленного нарушения до
окончания проведения контрольного
(надзорного) мероприятия,
предусматривающего взаимодействие с
контролируемым лицом, в акте указывается
факт его устранения;
- документы, иные материалы, являющиеся
доказательствами нарушения
обязательных требований, должны быть
приобщены к акту;
- заполненные при проведении
контрольного (надзорного) мероприятия
проверочные листы должны быть приобщены
к акту.
Оформление акта производится на месте
проведения контрольного (надзорного)
мероприятия в день окончания проведения
такого мероприятия, если иной порядок
оформления акта не установлен
Правительством Российской Федерации.
Акт контрольного (надзорного)
мероприятия, проведение которого было
согласовано органами прокуратуры,
направляется в органы прокуратуры
посредством единого реестра контрольных
(надзорных) мероприятий непосредственно
после его оформления.
Контролируемое лицо или его
представитель знакомится с содержанием
акта на месте проведения контрольного
(надзорного) мероприятия.
В случае проведения документарной
проверки либо контрольного (надзорного)
мероприятия без взаимодействия с
контролируемым лицом, а также в случае,
если составление акта по результатам
контрольного (надзорного) мероприятия на
месте его проведения невозможно,
контрольный (надзорный) орган направляет
акт контролируемому лицу в порядке,
установленном статьей 21 Федерального
закона.
Контролируемое лицо подписывает акт тем
же способом, которым изготовлен данный
акт. При отказе или невозможности
подписания контролируемым лицом или его
представителем акта по итогам
проведения контрольного (надзорного)
мероприятия в акте делается
соответствующая отметка.
|
Федеральным законом от 13.07.2015 N
263-ФЗ с 10 января 2016 года
отменены ограничения на использование
электронных документов при
взаимодействии физических и юридических
лиц с органами государственной власти и
органами местного самоуправления. |
В случае несогласия с фактами и выводами,
изложенными в акте контрольного
(надзорного) мероприятия, контролируемое
лицо вправе направить жалобу в порядке,
предусмотренном статьями 39-43
Федерального закона.
Ведение журнала проверок
|
Федеральным законом от 14
октября 2014 года N 307-ФЗ с юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей снята
обязанность вести журнал учета проверок.
С 15 ноября 2014 года ведение журнала
является добровольным и его отсутствие
не является нарушением. |
Типовая форма журнала учета проверок
утверждена приказом Минэкономразвития
России от 30.04.2009 N 141.
Журнал учета проверок должен быть
прошит, пронумерован и удостоверен
печатью юридического лица,
индивидуального предпринимателя (при
наличии печати).
В журнале учета проверок должностными
лицами органа государственного контроля
(надзора), органа муниципального
контроля осуществляется запись о
проведенной проверке. Запись о
проведенной проверке в журнале учета
проверок делается в случае его наличия у
юридического лица, индивидуального
предпринимателя.
Решения, принимаемые по результатам
контрольных (надзорных) мероприятий
В случае отсутствия выявленных
нарушений обязательных требований при
проведении контрольного (надзорного)
мероприятия сведения об этом вносятся в
единый реестр контрольных (надзорных)
мероприятий. Инспектор вправе выдать
рекомендации по соблюдению обязательных
требований, провести иные мероприятия,
направленные на профилактику рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям.
В случае выявления при проведении
контрольного (надзорного) мероприятия
нарушений обязательных требований
контролируемым лицом контрольный
(надзорный) орган в пределах полномочий,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации, обязан:
1)
выдать после оформления акта
контрольного (надзорного) мероприятия
контролируемому лицу предписание об
устранении выявленных нарушений с
указанием разумных сроков их устранения
и (или) о проведении мероприятий по
предотвращению причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям, а также
других мероприятий, предусмотренных
федеральным законом о виде контроля;
2)
незамедлительно принять
предусмотренные законодательством
Российской Федерации меры по
недопущению причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям или
прекращению его причинения вплоть до
обращения в суд с требованием о
принудительном отзыве продукции
(товаров), представляющей опасность для
жизни, здоровья людей и для окружающей
среды, о запрете эксплуатации
(использования) зданий, строений,
сооружений, помещений, оборудования,
транспортных средств и иных подобных
объектов и о доведении до сведения
граждан, организаций любым доступным
способом информации о наличии угрозы
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям и способах ее
предотвращения в случае, если при
проведении контрольного (надзорного)
мероприятия установлено, что
деятельность гражданина, организации,
владеющих и (или) пользующихся объектом
контроля, эксплуатация (использование)
ими зданий, строений, сооружений,
помещений, оборудования, транспортных
средств и иных подобных объектов,
производимые и реализуемые ими товары,
выполняемые работы, оказываемые услуги
представляют непосредственную угрозу
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям или что такой вред
(ущерб) причинен;
3) при
выявлении в ходе контрольного
(надзорного) мероприятия признаков
преступления или административного
правонарушения направить
соответствующую информацию в
государственный орган в соответствии со
своей компетенцией или при наличии
соответствующих полномочий принять меры
по привлечению виновных лиц к
установленной законом
ответственности;
4)
принять меры по осуществлению контроля
за устранением выявленных нарушений
обязательных требований, предупреждению
нарушений обязательных требований,
предотвращению возможного причинения
вреда (ущерба) охраняемым законом
ценностям, при неисполнении предписания
в установленные сроки принять меры по
обеспечению его исполнения вплоть до
обращения в суд с требованием о
принудительном исполнении предписания,
если такая мера предусмотрена
законодательством;
5) рассмотреть вопрос о выдаче
рекомендаций по соблюдению обязательных
требований, проведении иных мероприятий,
направленных на профилактику рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям.
Обжалование результатов проверки. Досудебное обжалование
|
Внимание!
|
Обжаловать можно:
- решения по результатам проверки;
- предписания об устранении выявленных
нарушений;
- предписания о проведении мероприятий
по предотвращению причинения вреда;
- приказ (распоряжение) о назначении
плановой (внеплановой) проверки;
- действия (бездействия) должностного
лица в рамках проверки.
Подробнее об алгоритме подачи жалобы,
сроках - см. справочный материал
"Цифровизация контрольно-надзорной
деятельности. Онлайн-реестры. Досудебное
обжалование".
|
Федеральным законом от 13.07.2015 N
263-ФЗ с 10 января 2016 года
отменены ограничения на использование
электронных документов при
взаимодействии физических и юридических
лиц с органами государственной власти и
органами местного самоуправления. |
Законодательство России
- О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- О внесении изменений в статью 26_3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 13_2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями на 21 декабря 2021 года)
- О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 6 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
- О внесении изменений в главу 5 Федерального закона "О персональных данных" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
- О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" в части проведения национальной инспекции
- О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями на 23 июня 2014 года)
- О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 35 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
- О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (с изменениями на 2 июля 2021 года)
- О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
- О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями на 4 августа 2023 года) (редакция, действующая с 31 августа 2024 года)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
- О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями на 30 сентября 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)
- О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 28 сентября 2022 года)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления
- О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 28 апреля 2023 года)
- Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 8 сентября 2021 года)
- О Порядке формирования органами прокуратуры Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 20 февраля 2024 года)
- О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году
- О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2020 году
- О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336
Комментарии, консультации
- Комментарий к Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (постатейный)
Справки
- Реформа контрольно-надзорной деятельности. Регуляторная гильотина
- Поддержка налогоплательщиков в связи с распространением коронавирусной инфекции
- Цифровизация контрольно-надзорной деятельности. Онлайн-реестры. Досудебное обжалование