ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2021 года N 669
Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
В
соответствии с пунктом 13 статьи 107.1
Бюджетного кодекса Российской Федерации
и в целях реализации ответственной
долговой политики Санкт-Петербурга и
повышения ее эффективности
Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1.
Утвердить Основные направления
государственной долговой политики
Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов согласно
приложению.
2.
Контроль за выполнением постановления
возложить на вице-губернатора
Санкт-Петербурга Батанова Э.В.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 14.09.2021 N 669
Основные направления государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
1. Итоги реализации государственной долговой политики Санкт-Петербурга в 2020-2021 годах
Основными целями государственной
долговой политики Санкт-Петербурга
(далее - долговая политика
Санкт-Петербурга) в 2020-2021 годах являлись
обеспечение потребностей бюджета
Санкт-Петербурга в заемном
финансировании при сохранении высокой
степени долговой устойчивости и
своевременное исполнение долговых
обязательств Санкт-Петербурга.
В 2020
году существенное негативное влияние на
экономику Санкт-Петербурга и Российской
Федерации оказал фактор распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(далее - коронавирусная инфекция) и
связанные с ней неблагоприятные явления.
Отличительными чертами экономического
спада в 2020 году стали скорость его
развития, оказание одновременного его
влияния на производство, финансовые
рынки, потребительский спрос на товары и
услуги.
Правительство Санкт-Петербурга в
текущих условиях решало задачи по
сохранению здоровья и жизни людей,
снижению развития коронавирусной
инфекции и минимизации ее негативных
социальных и экономических последствий.
Финансовая устойчивость бюджета
Санкт-Петербурга обеспечивалась за счет
реализации долговой политики, в рамках
которой объемы привлечения заемных
средств определялись исходя из реальных
потребностей бюджета Санкт-Петербурга
при одновременном контроле риска,
который даже в случае реализации крайне
негативных сценариев должен находиться
в диапазоне допустимых уровней, чтобы
обеспечить полное и своевременное
исполнение обязательств перед
получателями средств бюджета
Санкт-Петербурга.
За 2020
год государственный долг
Санкт-Петербурга увеличился на 54906,1
млн.руб., что обусловлено проведением
доразмещения государственных облигаций
Санкт-Петербурга выпуска RU35002GSP0 и
размещением государственных облигаций
Санкт-Петербурга выпусков RU35003GSP0 и
RU35004GSP0. Решение о выходе на рынок
заимствований в 2020 году было принято в
условиях ухудшающихся
макроэкономических показателей,
снижения собственных доходов бюджета
Санкт-Петербурга и в связи с реализацией
дополнительных мер поддержки населения
и бизнеса в целях смягчения последствий
пандемии, вызванной коронавирусной
инфекцией.
На
01.01.2021 государственный долг
Санкт-Петербурга составил 85006,1 млн.руб.
или 13,8 процента к годовому объему
доходов бюджета Санкт-Петербурга без
учета безвозмездных поступлений.
По
результатам проведения Министерством
финансов Российской Федерации оценки
долговой устойчивости субъектов
Российской Федерации в октябре 2020 года с
использованием системы показателей,
определенных Правилами проведения
оценки долговой устойчивости субъектов
Российской Федерации, утвержденными
постановлением Правительства
Российской Федерации от 04.03.2020 N 227,
Санкт-Петербург отнесен к субъектам
Российской Федерации с высоким уровнем
долговой устойчивости.
С
начала 2021 года государственные
заимствования не осуществлялись.
По
состоянию на 01.09.2021 государственный долг
Санкт-Петербурга составил 85006,1 млн.руб.
или 13,7 процента к утвержденному годовому
объему доходов бюджета Санкт-Петербурга
без учета безвозмездных поступлений.
Весь
объем государственного долга
Санкт-Петербурга составляют
обязательства по государственным
облигациям Санкт-Петербурга.
2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Коронавирусная инфекция и связанные с
ней ограничения становятся важным
фактором динамики мировой экономики,
влияют на форматы взаимодействия
участников экономических отношений,
горизонты и характер планирования ими
своей деятельности, стратегии бизнеса и
инвесторов, предпочтения потребителей.
Основными факторами,
определяющими характер и направления
долговой политики Санкт-Петербурга на 2022
год и на плановый период 2023 и 2024 годов,
являются:
сохранение в среднесрочной
перспективе потребности в
финансировании дефицита бюджета
Санкт-Петербурга;
необходимость реализации
дополнительных мер поддержки населения
и экономики Санкт-Петербурга по мере
уменьшения последствий коронавирусной
инфекции;
изменчивость финансовой
конъюнктуры, обусловленной в том числе
неблагоприятными внешнеполитическими
факторами;
сохранение потребности в
финансировании крупных инвестиционных
проектов, направленных на развитие
инфраструктуры Санкт-Петербурга, в
финансировании экологических,
социальных проектов и проектов в сфере
государственного управления (проектов
устойчивого развития или ESG-проектов);
необходимость поддержания
высокой долговой устойчивости в
соответствии с системой оценки,
реализуемой согласно положениям
Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
3. Цели и задачи долговой политики Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
3.1.
Основной целью долговой политики
Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов является
обеспечение сбалансированности бюджета
Санкт-Петербурга при сохранении высокой
степени долговой устойчивости,
своевременное исполнение долговых
обязательств Санкт-Петербурга.
Достижение указанной цели будет
способствовать
социально-экономическому развитию
Санкт-Петербурга.
3.2.
Основными задачами долговой политики
Санкт-Петербурга являются:
повышение эффективности
государственных заимствований
Санкт-Петербурга;
оптимизация структуры
государственного долга Санкт-Петербурга
в целях минимизации стоимости его
обслуживания;
сохранение показателей и
индикаторов долговой устойчивости
Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов в пределах
безопасных зон;
обеспечение условий для
сохранения кредитных рейтингов
Санкт-Петербурга на уровне суверенных
кредитных рейтингов Российской
Федерации.
Долговая политика
Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов будет строиться с
учетом соблюдения следующих принципов:
сохранение объема
государственного долга Санкт-Петербурга
на экономически безопасном уровне
посредством контроля за объемом
государственного долга и расходами на
его обслуживание;
недопущение необоснованных
заимствований посредством обеспечения
взаимосвязи принятия решения о
заимствованиях с потребностями бюджета
Санкт-Петербурга в привлечении заемных
средств;
планирование и исполнение
программ государственных заимствований
Санкт-Петербурга в соответствии с
направлениями бюджетной политики
Санкт-Петербурга и с учетом оценки и
контроля рисков государственных
заимствований Санкт-Петербурга;
гибкое
реагирование на изменяющиеся условия
финансовых рынков и использование
наиболее оптимальных форм и сроков
заимствований;
взаимодействие с инвестиционным
сообществом и международными
рейтинговыми агентствами (кредитными
рейтинговыми агентствами), обеспечение
раскрытия актуальной информации о
финансово-экономическом положении
Санкт-Петербурга, проводимой бюджетной,
экономической и долговой политике
Санкт-Петербурга.
4. Инструменты реализации долговой политики Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
4.1. В
2022-2024 годах государственные
заимствования Санкт-Петербурга
планируется осуществлять исключительно
в валюте Российской Федерации.
В
предстоящем периоде долговая политика
Санкт-Петербурга будет направлена на
осуществление государственных
заимствований Санкт-Петербурга в
объемах, необходимых для решения
поставленных социально-экономических
задач. В качестве основного источника
заемных ресурсов рассматриваются
рыночные заимствования. Наиболее
ликвидным и масштабным инструментом
заемного финансирования являются
государственные облигации
Санкт-Петербурга.
Основными преимуществами
использования указанного инструмента
являются:
рыночный механизм
ценообразования;
привлечение и размещение
облигаций среди неограниченного круга
инвесторов: банков, инвестиционных
компаний, пенсионных фондов, страховых
компаний, иных юридических лиц,
физических лиц, что обеспечивает высокую
конкуренцию и минимизацию рисков
эмитента (процентного риска и риска
ликвидности);
возможность управления профилем
государственного долга Санкт-Петербурга
и использования облигаций в рамках
осуществления мероприятий по управлению
государственным долгом Санкт-Петербурга
и ликвидностью бюджета
Санкт-Петербурга.
С
учетом того, что ответственное
инвестирование оказывает существенное
влияние на глобальное перераспределение
потоков капитала и приобретает все
большее значение как среди
институциональных, так и среди розничных
инвесторов, в 2022-2024 годах
рассматривается возможность выпуска
облигаций для финансирования
ESG-проектов.
В целом
объемы и параметры государственных
заимствований Санкт-Петербурга будут
определяться таким образом, чтобы
обеспечивалась сбалансированность
бюджета Санкт-Петербурга, чтобы
структура платежей по погашению и
обслуживанию государственного долга
Санкт-Петербурга была равномерной, не
имела пиков платежей в отдельном
финансовом году.
Реальные объемы привлечения
заемных средств будут определяться
исходя из потребностей бюджета
Санкт-Петербурга на основании
показателей кассового плана по бюджету
Санкт-Петербурга и оценки исполнения
бюджета Санкт-Петербурга.
В
случае неблагоприятной рыночной
конъюнктуры при отсутствии возможностей
использования среднесрочных и (или)
долгосрочных долговых инструментов, а
также в случае потребности в
краткосрочных ресурсах в течение
соответствующего финансового года в
качестве инструмента заимствования
планируется использовать бюджетные
кредиты на пополнение остатков средств
на едином счете бюджета
Санкт-Петербурга, предоставляемые
Управлением Федерального казначейства
по г.Санкт-Петербургу, и (или) кредиты
кредитных организаций (кредиты
иностранных банков в валюте Российской
Федерации), а в случае потребности в
краткосрочных ресурсах на
финансирование дефицита бюджета
Санкт-Петербурга - кредиты кредитных
организаций (кредиты иностранных банков,
международных финансовых организаций в
валюте Российской Федерации).
Получение из федерального
бюджета бюджетных кредитов на
финансовое обеспечение расходов по
реализации инфраструктурных проектов
рассматривается во взаимосвязи с
условиями их предоставления и порядком
отбора инфраструктурных проектов.
4.2.
Государственные гарантии
Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов.
С
учетом рекомендаций Министерства
финансов Российской Федерации по
проведению субъектами Российской
Федерации ответственной заемной
(долговой) политики и в связи с тем, что
государственные гарантии являются
достаточно рискованным и непрозрачным
инструментом долговой политики, в том
числе во взаимосвязи с влиянием объема
обязательств по государственным
гарантиям на параметры долговой
устойчивости, расширение практики
предоставления государственных
гарантий Санкт-Петербурга на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов не
планируется.
5. Анализ и оценка рисков для бюджета Санкт-Петербурга, возникающих в процессе управления государственным долгом Санкт-Петербурга
Планирование и исполнение программ
государственных заимствований
Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов будет
осуществляться с учетом оценки и
контроля рисков государственных
заимствований Санкт-Петербурга.
Оценка
рисков государственных заимствований
Санкт-Петербурга, в частности риска
дефолта (неисполнения долговых
обязательств в срок и в полном объеме),
проводится посредством определения
предельных объемов заимствований
Санкт-Петербурга и стресс-тестирования
финансовых потоков по государственному
долгу Санкт-Петербурга.
При
определении предельных объемов
заимствований Санкт-Петербурга
осуществляется оценка максимальной
долговой нагрузки на бюджет
Санкт-Петербурга, при которой
Санкт-Петербург будет исполнять
расходные и долговые обязательства
Санкт-Петербурга в установленные сроки и
в полном объеме.
В целях
обеспечения равномерного распределения
платежей, связанных с погашением и
обслуживанием государственного долга
Санкт-Петербурга, а также оптимизации
структуры государственного долга
Санкт-Петербурга за счет комбинирования
инструментов среднесрочных и
долгосрочных заимствований для
равномерного распределения долговой
нагрузки на бюджет Санкт-Петербурга
проводится анализ долговых обязательств
и выявление пиков платежей.
Стресс-тестирование финансовых
потоков по государственному долгу
Санкт-Петербурга позволяет оценить
влияние на бюджет Санкт-Петербурга
изменений социально-экономических
условий и выявить сценарии
социально-экономического развития
Санкт-Петербурга, при реализации которых
осуществление государственных
заимствований Санкт-Петербурга и
исполнение обязательств по
государственному долгу Санкт-Петербурга
будет обременительно для бюджета
Санкт-Петербурга.
Для
оценки рисков государственных
заимствований Санкт-Петербурга
используется набор следующих критериев
по государственному долгу
Санкт-Петербурга и государственным
заимствованиям Санкт-Петербурга,
позволяющих определять экономически
безопасный уровень государственного
долга Санкт-Петербурга и платежей по
нему при их планировании и осуществлять
контроль рисков при исполнении программ
государственных заимствований
Санкт-Петербурга:
показатель "Предельный объем
государственных заимствований
Санкт-Петербурга" на соответствующий
финансовый год, устанавливаемый в
программе государственных внутренних
заимствований Санкт-Петербурга на
очередной финансовый год и на плановый
период, не должен превышать общую сумму
средств, направляемых на финансирование
дефицита бюджета Санкт-Петербурга и
объемов погашения долговых
обязательств, утвержденных на
соответствующий финансовый год и на
плановый период законом
Санкт-Петербурга о бюджете
Санкт-Петербурга;
показатель "Объем
государственного долга Санкт-Петербурга
к общему объему доходов бюджета
Санкт-Петербурга без учета
безвозмездных поступлений" не может
принимать значения, превышающие уровень
в 50 процентов;
показатель "Годовая сумма
платежей по погашению и обслуживанию
государственного долга
Санкт-Петербурга, возникшего на 1 января
очередного финансового года без учета
платежей, направленных на досрочное
погашение долговых обязательств со
сроками погашения после 1 января года,
следующего за очередным финансовым
годом, к общему объему налоговых и
неналоговых доходов бюджета
Санкт-Петербурга и дотаций из бюджетов
бюджетной системы Российской
Федерации" не может принимать
значения, превышающие уровень в 13
процентов;
показатель "Доля расходов на
обслуживание государственного долга
Санкт-Петербурга в общем объеме расходов
бюджета Санкт-Петербурга (за исключением
объема расходов, осуществляемых за счет
субвенций, предоставляемых из бюджетов
бюджетной системы Российской
Федерации)" не может принимать
значения, превышающие уровень в 5
процентов.
6. Взаимодействие с инвестиционным сообществом и рейтинговыми агентствами
Взаимодействие с инвестиционным
сообществом, международными
рейтинговыми агентствами и кредитными
рейтинговыми агентствами планируется
осуществлять в 2022-2024 годах путем
проведения регулярных встреч, семинаров,
конференций и иных мероприятий.
Постоянное информационное
взаимодействие с участниками
финансового рынка, обеспечение
раскрытия актуальной информации о
финансово-экономическом положении
Санкт-Петербурга, проводимой бюджетной и
экономической политике
Санкт-Петербурга, планах по его
стратегическому развитию направлены на
обеспечение инвестиционной
привлекательности Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург имеет
долгосрочные кредитные рейтинги по
международной шкале Fitch Ratings и Moody‘s Investors
Service, соответствующие кредитным
рейтингам Российской Федерации.
Находящиеся в обращении четыре
выпуска государственных облигаций
Санкт-Петербурга имеют кредитные
рейтинги международного рейтингового
агентства Fitch Ratings и национального
рейтингового агентства АКРА на уровне
кредитного рейтинга Санкт-Петербурга.
Кредитные рейтинги
Санкт-Петербурга отражают показатели
кредитоспособности Санкт-Петербурга,
которые базируются на низком уровне
государственного долга
Санкт-Петербурга, устойчивых
операционных показателях бюджета
Санкт-Петербурга, высоком уровне
расчетной бюджетной обеспеченности
Санкт-Петербурга, обусловленном
диверсифицированной экономикой, и
позволяют Санкт-Петербургу привлекать
заемные средства по минимальным
ставкам.
Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
официальная рассылка