Конституционный Суд РФ
постановлением от 25.11.2025 № 41-П признал
пункты 1 и 2 статьи 424 ГК РФ, пункт 1 статьи
168 НК РФ и подпункт "а" пункта 1 статьи 1
Федерального закона от 31.07.2020 № 265-ФЗ "О
внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской
Федерации" в их взаимосвязи не
соответствующими Конституции РФ, ее
статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1
и 2), 55 (часть 3), 57 и 75_1, в той мере, в какой
они ввиду своей пробельности
относительно решения вопроса об
изменении цены длящегося договора (или о
его расторжении) в связи с изменениями
после его заключения налогового закона,
в силу которых при исполнении этого
договора у поставщика возникает
обязанность по уплате НДС, допускают
взыскание поставщиком дополнительного
вознаграждения, компенсирующего
последствия указанных изменений
налогового закона, с покупателя, который
не имеет возможности принять
соответствующие суммы налога к вычету
для компенсации перелагаемых на него
потерь.
Федеральному законодателю
надлежит - исходя из требований
Конституции РФ и с учетом правовых
позиций Конституционного Суда
Российской Федерации, основанных на ее
положениях, - внести в действующее
правовое регулирование изменения,
вытекающие из постановления, и устранить
выявленный в постановлении пробел в
правовом регулировании.
Впредь до внесения в
законодательство необходимых изменений,
в случае если стороны не достигли с
соблюдением гражданского
законодательства соглашения об
изменении цены длящегося договора или о
его расторжении в связи с изменениями
после его заключения налогового закона,
в силу которых при исполнении этого
договора возникает обязанность
поставщика уплатить НДС:
поставщик вправе обратиться в суд с
требованием об увеличении цены в
пределах половины приходящейся на
соответствующую операцию суммы налога,
которая уплачивается в бюджет, если
дальнейшее исполнение длящегося
договора лишает его того, на что он был
вправе рассчитывать при заключении
этого договора, в том числе влечет
имущественные потери, а покупатель, не
имеющий права воспользоваться налоговым
вычетом, отказался изменить договор или
расторгнуть его;
цена, согласованная в длящемся
договоре с физическим лицом, не может
быть изменена, за исключением случаев,
когда физическое лицо при заключении и
исполнении договора осуществляет
предпринимательскую деятельность;
вопрос об увеличении цены
применительно к отношениям, связанным с
закупкой товаров, работ, услуг для
государственных и муниципальных нужд,
разрешается с учетом особенностей,
установленных законодательством о
контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд.
Постановление вступает в силу
немедленно после провозглашения.




