Самозанятых граждан, не
являющихся индивидуальными
предпринимателями (ИП), предложили
допустить к перевозкам грузов с помощью
транспортных средств с допустимой
максимальной массой от 2,5 до 3,5 тонны.
Такой законопроект № 595821-8 внес в Госдуму
председатель Комитета палаты по
транспорту и развитию транспортной
инфраструктуры Евгений Москвичев.
В настоящее время самозанятым, не
имеющим статуса ИП, запрещена перевозка
грузов. Чтобы заняться грузоперевозками,
физическим лицам необходимо
зарегистрироваться как ИП либо открыть
свою компанию (юрлицо).
Как пояснил депутат, в МВД России
зарегистрированы 6,79 миллиона грузовых
автомобилей, которые принадлежат 250-300
тысячам собственников. В 2023 году в общей
работе транспортного комплекса
подавляющий объем грузоперевозок (73,6%,
или 6,2 миллиарда тонн) приходился на
автомобильный транспорт. Президент
Владимир Путин своим указом от 7 мая 2018
года поставил задачу по снижению к 2024
году в сравнении с 2017 смертности от ДТП в
3,5 раза.
При этом в 2023 году в авариях,
произошедших из-за нарушений водителями
грузовиков правил дорожного движения,
погибли 1588 человек, что в девять раз
больше количества жертв ДТП,
случившихся по вине водителей
пассажирских автобусов (176 человек).
Основной причиной
сложившейся ситуации депутат
считает отсутствие должного контроля за
грузоперевозками в связи с отменой
лицензирования и введением с 2009 года
требования об уведомлении о начале
перевозочной деятельности в порядке,
установленном законом "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля".
По информации Ространснадзора, на 2
апреля 2024 года только 46121 автовладельцев
(или менее 20% от их общего числа)
уведомили о том, что они занимаются
грузоперевозками. Соответственно,
должного контроля за деятельностью 80%
грузоперевозчиков и используемыми ими
для перевозок грузов в настоящее время
нет, говорится в пояснении к
законопроекту.
Так, более 60% перевозок грузов в
России фактически проводится по "серым"
схемам физическими лицами, которым
владельцы грузовых автомобилей с целью
снижения налогов и ухода от
ответственности предоставляют их по
договорам аренды. При этом 56,2% грузовых
автомобилей зарегистрированы на
физических лиц. Таким
образом, добросовестные перевозчики,
уведомившие власти о своей деятельности,
находятся в неравных условиях с
нелегальными, отмечает автор
законопроекта.
Законопроект призван
обеспечить прозрачность в деятельности
грузоперевозчиков за счет включения
сведений о них и используемом ими
транспорте в общедоступный единый
реестр перевозчиков грузов.
Предполагается, что исключение сведений
о них из реестра повлечет и прекращение
права на грузоперевозки.
Согласно законопроекту,
перевозчики будут представлять
уведомления о своей деятельности через
личный кабинет на портале госуслуг.
Кроме того, инициатива предусматривает
допуск к перевозкам грузов самозанятых
граждан, не являющихся индивидуальными
предпринимателями с помощью автомобилей
с предельной допустимой массой от 2,5 до
3,5 тонн. Они также должны будут подать
уведомление о начале проведения
грузоперевозок и при этом соблюдать те
же требования об обеспечении
безопасности перевозок, которые
предъявляются к юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям.
Разработчик документа
рассчитывает, что его
принятие повысит качество и
безопасность
грузоперевозок автомобильным
транспортом, а также
обеспечит дополнительные поступления в
бюджет.
В случае принятия закона он вступит
в силу с 1 марта 2025 года.
Источник:
https://www.pnp.ru/
https://sozd.duma.gov.ru/bill/595821-8