Напомним, что Федеральным
законом от 25.12.2023 № 637-ФЗ внесены
изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 №
116-ФЗ "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов" и
некоторые иные федеральные законы.
Согласно Закону № 637-ФЗ:
1. Уточнено
содержание нормативного определения
"эксперт в области промышленной
безопасности".
В частности, предусматривается, что
эксперт может соответствовать
квалификационным требованиям
профстандарта либо быть аттестованным в
порядке, установленном Правительством
РФ.
Кроме того, применительно к вопросам
экспертизы промышленной безопасности
(ЭПБ) уточнено, что положительным
заключением ЭПБ технического
устройства, применяемого на ОПО, а также
здания и сооружения на ОПО следует
считать заключение, содержащее вывод о
полном соответствии рассматриваемых
объектов ЭПБ требованиям промышленной
безопасности, установленным по
отношению к ним.
2. Лицо,
осуществляющее подготовку документации
на техническое перевооружение ОПО, при
необходимости отступления от требований
промышленной безопасности (и в иных
предусмотренных случаях) может
установить требования промышленной
безопасности к техническому
перевооружению ОПО в обосновании
безопасности.
Аналогичное право также предоставлено
лицам, осуществляющим подготовку
проектной документации на капитальный
ремонт линейных объектов.
При указанных обстоятельствах
обоснование безопасности потребуется
направить в Ростехнадзор в течение 10
рабочих дней со дня завершения
капитального ремонта или технического
перевооружения.
Отдельно закреплена норма о том, что
обоснование безопасности ОПО и
изменения, вносимые в него, подлежат
утверждению застройщиком или
техническим заказчиком (при
проектировании ОПО) либо руководителем
организации, эксплуатирующей ОПО, при
наличии положительного заключения ЭПБ.
3. Если техническим
регламентом не установлена иная форма
оценки соответствия технического
устройства, применяемого на ОПО,
обязательным требованиям к такому
техническому устройству, оно подлежит
ЭПБ при отсутствии в технической
документации данных о сроке службы, если
фактический срок службы технического
устройства превышает 10 лет, а не 20 лет,
как сейчас.
4. Исключена норма о
том, что изменения, вносимые в
документацию на техническое
перевооружение ОПО, подлежат
согласованию с Ростехнадзором или его
территориальным органом.
5. Предусмотрено, что
организации, эксплуатирующие ОПО,
обязаны:
- принимать меры по устранению
выявленных по результатам аудита
системы управления промышленной
безопасностью (СУПБ) нарушений
требований промышленной безопасности;
- осуществлять корректировку мер по
снижению риска аварий на ОПО с учётом
рекомендаций, полученных по результатам
аудита.
Одновременно закреплено, что
организации, эксплуатирующие ОПО I
класса опасности, обязаны обеспечивать
проведение аудита СУПБ. При этом
сведения о результатах аудита ежегодно
до 1 апреля соответствующего
календарного года необходимо
представлять коллегиальным органам
управления данных организаций и их
учредителям.
Указанные требования подлежат
применению с 1 сентября 2025 года.
6. Решение о
возможности эксплуатации зданий и
сооружений на ОПО, предназначенных для
осуществления технологических
процессов, хранения сырья или продукции,
перемещения людей и грузов, локализации
и ликвидации последствий аварий, после
истечения срока их эксплуатации,
установленного проектной или
технической документацией, либо по
истечении сроков, установленных ранее
принятыми решениями о возможности
эксплуатации данных зданий и сооружений,
может приниматься руководителем
эксплуатирующей организации или её
обособленного структурного
подразделения на основании
положительного заключения ЭПБ.
Указанное решение может быть оформлено
как в бумажном виде, так и в форме
электронного документа, подписанного
усиленной квалифицированной
электронной подписью. При этом решение
должно содержать срок дальнейшей
безопасной эксплуатации зданий и
сооружений.
7. В состав комиссии,
которая проводит техническое
расследование причин аварии на ОПО,
необходимо дополнительно включать
представителей:
- профессиональных
аварийно-спасательных служб (ПАСС) или
профессиональных аварийно-спасательных
формирований (ПАСФ), обслуживающих ОПО;
- профессионального объединения
страховщиков (при отсутствии договора
обязательного страхования гражданской
ответственности владельца ОПО).
8. Уточнен перечень
случаев, при которых декларация
промышленной безопасности ОПО,
находящегося в эксплуатации, должна
разрабатываться вновь.
9. Установлено, что
на объектах, используемых при
разработке, изготовлении, испытании,
эксплуатации и утилизации ядерного
оружия и ядерных энергетических
установок военного назначения,
госнадзор в области промышленной
безопасности должен осуществляться
подразделениями Минобороны России.
Необходимые изменения также
внесены в:
- Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об
акционерных обществах";
- Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О
государственном регулировании в области
добычи и использования угля, об
особенностях социальной защиты
работников организаций угольной
промышленности";
- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об
обществах с ограниченной
ответственностью";
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов
деятельности": так, предусмотрено, что
деятельность по эксплуатации
взрывопожароопасных и химически опасных
производственных объектов I, II и III
классов опасности, осуществляемая на
объектах и в организациях федеральных
органов исполнительной власти в области
обороны, обеспечения безопасности,
государственной охраны, внешней
разведки, мобилизационной подготовки и
мобилизации, а также исполнения
наказаний, не подлежит лицензированию;
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О
государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской
Федерации".
Обновлённые требования подлежат
применению с 1 сентября 2024 года,
отдельные нормы Закона № 637-ФЗ - с 1
сентября 2025 года.
Рекомендуем
также ознакомиться с материалами:
- Ростехнадзор напоминает о введении новых обязательных требований в области промышленной безопасности ОПО и безопасности ГТС с 1 сентября 2024 года