ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2021 года N 54
Об информации Правительства Тюменской
области о реализации закона Тюменской
области "Об особенностях
регулирования оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции в Тюменской области"
Рассмотрев информацию Правительства
Тюменской области о реализации Закона
Тюменской области "Об особенностях
регулирования оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции в Тюменской области" и
пункта 2 постановления Тюменской
областной Думы от 22.10.2020 N 2751,
представленную в областную Думу
заместителем Губернатора Тюменской
области, начальником Главного правового
управления Правительства Тюменской
области Е.С. Еремеевой (письмо от 27.09.2021 N
31/13270д/21-6553), решение комитета областной
Думы по экономической политике и
природопользованию, в соответствии с
пунктом 1 части первой статьи 28, статьями
31 и 33 Устава Тюменской области областная
Дума постановляет:
1. Информацию Правительства Тюменской
области о реализации Закона Тюменской
области "Об особенностях
регулирования оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции в Тюменской области"
принять к сведению (прилагается).
2. Предложить Правительству Тюменской
области продолжить реализацию Закона
Тюменской области "Об особенностях
регулирования оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции в Тюменской области", в том
числе по следующим вопросам:
- осуществление мер, направленных на
разъяснение лицензиатам необходимости
соблюдения сроков, порядка подачи
декларации и достоверности
предоставляемой информации;
- реализация мероприятий, направленных
на пресечение розничной продажи
алкогольной продукции, находящейся в
незаконном обороте;
- осуществление мероприятий,
направленных на пресечение розничной
продажи алкогольной продукции на вынос
при оказании услуг общественного
питания.
Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ
Приложение
к постановлению областной Думы
от 28.10.2021 N 54
ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА,
АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ
ПРОДУКЦИИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(представлена в областную Думу
заместителем Губернатора Тюменской
области, начальником Главного правового
управления Правительства Тюменской
области Е.С. Еремеевой 27.09.2021)
Закон Тюменской области от 29.12.2005 N 439
"Об особенностях регулирования
оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции в Тюменской
области" (далее - Закон) в соответствии
с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ
"О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции"
(далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ)
регулирует отношения в сфере оборота
этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции в Тюменской
области.
В соответствии с Положением,
утвержденным постановлением
Правительства Тюменской области от 27
октября 2016 г. N 455-п, Департамент
потребительского рынка и туризма
Тюменской области (далее - Департамент)
является уполномоченным органом,
осуществляющим лицензирование и
государственный региональный контроль
(надзор) за розничной продажей
алкогольной продукции.
В рамках Закона уполномоченным органом
исполнительной власти Тюменской области
(далее - уполномоченный орган)
реализуются следующие мероприятия.
1. Выдача лицензий на розничную продажу
алкогольной продукции (за исключением
лицензий на розничную продажу вина,
игристого вина (шампанского),
осуществляемую сельскохозяйственными
товаропроизводителями), регистрация
выданных лицензий, лицензий, действие
которых приостановлено, и
аннулированных лицензий.
Деятельность по реализации алкогольной
продукции в Тюменской области
осуществлялась:
- по состоянию на 1 января 2020 года 685
организациями на основании 703 лицензий
на 2 576 объектах;
- по состоянию на 1 июля 2021 года 719
юридическими лицами на основании 738
лицензий на 2 730 объектах.
В процессе осуществления лицензирования
розничной продажи алкогольной продукции
за 2020 год уполномоченным органом
рассмотрено 399 заявлений, из них:
- 87 заявлений соискателей лицензии на
розничную продажу алкогольной
продукции;
- 99 заявлений о продлении срока действия
лицензии; - 186 заявлений о переоформлении
лицензии;
- 27 заявлений о досрочном прекращении
срока действия лицензии. По результатам
рассмотрения 11 заявлений Департаментом
отказано в предоставлении
государственной услуги заявителям.
В первом полугодии 2020 года
уполномоченным органом рассмотрено 262
заявления, из них:
- 44 заявления соискателей лицензии на
розничную продажу алкогольной
продукции;
- 122 заявления о продлении срока действия
лицензии;
- 87 заявлений о переоформлении лицензии;
- 9 заявлений о досрочном прекращении
срока действия лицензии. По результатам
рассмотрения 4 заявлений Департаментом
отказано в предоставлении
государственной услуги заявителям.
Основаниями для отказа в 2020 году и в
первом полугодии 2021 года являлись
следующие нарушения лицензионных
требований:
- наличие у заявителя на первое число
месяца и не погашенной на дату
поступления заявления задолженности по
уплате налогов, сборов, а также пеней и
штрафов за нарушение законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах;
- отсутствие документов, подтверждающих
наличие у лицензиата стационарных
торговых объектов и складских помещений
в собственности, хозяйственном ведении,
оперативном управлении или в аренде;
- отсутствие на дату подачи заявления
оплаченной государственной пошлины за
выдачу (переоформление, продление срока
действия) лицензии.
2. Прием деклараций об объеме розничной
продажи алкогольной и спиртосодержащей
продукции, осуществление
государственного контроля за их
представлением.
В 2020 году декларирование осуществляется
в порядке, установленном постановлением
Правительства Российской Федерации от
09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций
об объеме производства, оборота и (или)
использования этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции, об использовании
производственных мощностей".
Механизм представления деклараций
предусматривает их направление в
уполномоченный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации и в
копии - в уполномоченный федеральный
орган государственной власти
(Росалкогольрегулирование) в
электронной форме. Представление
деклараций в уполномоченные органы на
бумажном носителе не допускается.
Для сдачи деклараций в электронной форме
организации и индивидуальные
предприниматели обязаны
зарегистрироваться на официальном сайте
Росалкогольрегулирования, приобрести
соответствующую электронно-цифровую
подпись и составить декларацию с
использованием специализированного
программного обеспечения,
предоставляемого
Росалкогольрегулированием бесплатно.
При осуществлении розничной продажи
алкогольной продукции в нескольких
субъектах Российской Федерации
организация представляет одну
декларацию в уполномоченный орган
субъекта РФ по месту своего нахождения.
Ресурс официального сайта
Росалкогольрегулирования ограничивает
просмотр уполномоченным органом
исполнительной власти субъекта РФ
данных, указанных в декларациях,
направляемых в уполномоченные органы
иных субъектов РФ, не учитывает объем
реализуемой алкогольной продукции в
различных муниципальных образованиях
субъекта РФ, что не позволяет в целом
определить динамику и структуру
реализации алкогольной продукции на
территории соответствующего субъекта
РФ.
В части осуществления государственного
контроля за представлением деклараций
проводятся мероприятия по выявлению и
привлечению нарушителей к
административной ответственности по ст.
15.13 КоАП РФ за искажение информации и
(или) нарушение порядка и сроков при
декларировании оборота алкогольной
продукции. В 2020 году:
- возбуждено административное
производство в отношении 122 юридических
лиц на основании несвоевременного
представления декларации;
- составлено протоколов об
административном правонарушении в
отношении 126 юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей;
- вынесено 138 постановлений о привлечении
к административной ответственности;
- наложено административных штрафов на
сумму 6 245 000,00 рублей;
- вынесено 61 предупреждение.
В первом полугодии 2021 года:
- возбуждено административное
производство в отношении 78 юридических
лиц на основании несвоевременного
представления декларации;
- составлено протоколов об
административном правонарушении в
отношении 74 юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей;
- вынесено 89 постановлений о привлечении
к административной ответственности;
- наложено административных штрафов на
сумму 3 525 000,00 рублей;
- вынесено 43 предупреждения.
В отношении лицензиатов, допустивших
повторное в течение одного года
сообщение недостоверных сведений в
декларациях или повторное в течение
одного года несвоевременное
представление указанных деклараций, в
первом полугодии 2021 года было принято 2
решения об обращении в Арбитражный суд с
исковым заявлением об аннулировании
лицензии с приостановлением срока
действия лицензии до вступления в
законную силу судебного решения.
В отношении 15 лицензиатов, допустивших
повторное в течение одного года
сообщение недостоверных сведений в
декларациях или повторное в течение
одного года несвоевременное
представление указанных деклараций, в 2020
году было принято 4 решения об обращении
в Арбитражный суд с исковым заявлением
об аннулировании лицензии с
приостановлением срока действия
лицензии до вступления в законную силу
судебного решения.
3. Осуществление регионального
государственного контроля (надзора) в
области розничной продажи алкогольной и
спиртосодержащей продукции.
Региональный государственный контроль
(надзор) в области розничной продажи
алкогольной и спиртосодержащей
продукции включает в себя:
1) лицензионный контроль за розничной
продажей алкогольной продукции и
розничной продажей алкогольной
продукции при оказании услуг
общественного питания (за исключением
лицензионного контроля за
производством, поставками, хранением и
розничной продажей произведенной
сельскохозяйственными
товаропроизводителями винодельческой
продукции);
2) государственный контроль (надзор) за
соблюдением обязательных требований к
розничной продаже алкогольной продукции
и розничной продаже алкогольной
продукции при оказании услуг
общественного питания, обязательных
требований к розничной продаже
спиртосодержащей продукции, за
исключением государственного контроля
за соблюдением требований технических
регламентов.
Региональный государственный контроль
(надзор) в области розничной продажи
алкогольной и спиртосодержащей
продукции осуществляется
уполномоченным органом в соответствии с
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
В рамках лицензионного контроля за
розничной продажей алкогольной
продукции и розничной продажей
алкогольной продукции при оказании
услуг общественного питания за 2020 год
специалистами Департамента проведено 302
проверки (из них 162 дистанционным
способом) на 456 объектах в отношении 219
организаций, осуществляющих
деятельность по розничной продаже
алкогольной продукции, в том числе:
- плановых проверок - 0 (на 0 объектах);
- внеплановых - 302 (на 456 объектах), в том
числе:
внеплановых в отношении соискателей
лицензий, представивших заявления о
выдаче лицензии, или лицензиатов,
представивших заявления о
переоформлении или продлении срока
действия лицензий, - 302 проверки на 456
объектах организаций.
Проведено снятие остатков алкогольной
продукции в связи с окончанием срока
действия, приостановлением либо
аннулированием лицензии в отношении 50
организаций на 77 объектах.
За первое полугодие 2021 года
уполномоченным органом проведено 235
проверок на 518 объектах в отношении 198
организаций, осуществляющих
деятельность по розничной продаже
алкогольной продукции, в том числе:
- плановых проверок - 0 (на 0 объектах);
- внеплановых - 235 (на 518 объектах), в том
числе:
внеплановых в отношении соискателей
лицензий, представивших заявления о
выдаче лицензии, или лицензиатов,
представивших заявления о
переоформлении или продлении срока
действия лицензий, - 235 проверок на 518
объектах организаций.
Проведено снятие остатков алкогольной
продукции в связи с окончанием срока
действия, приостановлением либо
аннулированием лицензии в отношении 40
организаций на 48 объектах.
В связи с принятием постановления
Правительства Российской Федерации от
03.04.2020 N 438 "Об особенностях
осуществления в 2020 году
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля и о внесении
изменения в пункт 7 Правил подготовки
органами государственного контроля
(надзора) и органами муниципального
контроля ежегодных планов проведения
плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей"
(далее - постановление Правительства РФ
от 03.04.2020 N 438) внеплановые выездные
проверки в отношении соискателей
лицензий, представивших заявления о
предоставлении лицензии, лицензиатов,
представивших заявления о
переоформлении лицензий, продлении
срока действия лицензий, проводятся
только с использованием средств
дистанционного взаимодействия, в том
числе аудио- или видеосвязи.
В 2021 году, с учетом п. 1 постановления
Правительства Российской Федерации от
30.11.2020 N 1969 "Об особенностях
формирования ежегодных планов
проведения плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей на 2021 год, проведения
проверок в 2021 году и внесении изменений в
пункт 7 Правил подготовки органами
государственного контроля (надзора) и
органами муниципального контроля
ежегодных планов проведения плановых
проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей", с
01.01.2021 Департамент продолжает проводить
внеплановые выездные проверки в
отношении соискателей лицензий,
представивших заявления о
предоставлении лицензии, лицензиатов,
представивших заявления о
переоформлении лицензий, продлении
срока действия лицензий, только с
использованием средств дистанционного
взаимодействия, в том числе аудио- или
видеосвязи.
В связи с вступлением в силу
Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О
государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской
Федерации" уполномоченным органом
разработано и находится на согласовании
Положение об осуществлении
регионального государственного
контроля (надзора) в области розничной
продажи алкогольной и спиртосодержащей
продукции.
В соответствии с положениями статьи 23.1
Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ при
осуществлении регионального
государственного контроля (надзора) в
области розничной продажи алкогольной и
спиртосодержащей продукции плановые
контрольные (надзорные) мероприятия не
проводятся.
По результатам рассмотрения обращений
граждан, информации, поступающей от
органов государственной власти,
местного самоуправления, в 2020 году
возбуждено 117 дел об административных
правонарушениях в сфере оборота
алкогольной продукции (аналогичный
показатель прошлого года - 274), в том
числе:
1) 35 дел по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ
(оборот алкогольной продукции без
лицензии);
2) 27 дел по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ
(нарушение особых требований и правил
розничной продажи алкогольной продукции
- продажа алкогольной продукции после 21
часа и в праздничные дни);
3) 24 дела по части 4 статьи 15.12 КоАП РФ
(оборот алкогольной продукции без
маркировки);
4) 15 дел по статье 14.19 КоАП РФ (нарушение
государственного учета в области
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции);
5) 9 дел по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ
(оборот алкогольной продукции с
нарушением лицензионных требований);
6) 5 дел по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ
(оборот алкогольной продукции без
сопроводительных документов,
удостоверяющих легальность
производства и оборота);
7) 1 дело по части 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ
(незаконная розничная продажа
алкогольной продукции физическим
лицом);
8) 1 дело по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ
(незаконная розничная продажа
алкогольной продукции индивидуальным
предпринимателем).
Основные выявленные правонарушения:
29,0% - осуществление деятельности без
лицензии (ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ);
23,1% - нарушение особых требований и
правил розничной продажи алкогольной
продукции (торговля после 21 часа, в
праздничные дни, торговля на
нестационарных объектах) (ч. 3. ст. 14.16 КоАП
РФ);
20,1% - оборот продукции, не маркированной
федеральными специальными или акцизными
марками, или маркированной поддельными
федеральными специальными или акцизными
марками (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ).
По результатам проведения
административных расследований изъято
из незаконного оборота 677,85 л этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции (АППГ - 3086,56 л).
За неуплату административного штрафа в
срок, предусмотренный КоАП РФ,
специалистами Департамента за 2020 год
составлено 33 протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП
РФ.
В первом полугодии 2021 года возбуждено 41
дело об административных
правонарушениях в сфере оборота
алкогольной продукции, в том числе:
1) 23 дела по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ
(нарушение особых требований и правил
розничной продажи алкогольной продукции
- продажа алкогольной продукции после 21
часа и в праздничные дни);
2) 4 дела по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ
(оборот алкогольной продукции без
лицензии);
3) 4 дела по статье 14.19 КоАП РФ (нарушение
государственного учета в области
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции);
4) 7 дел по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ
(оборот алкогольной продукции с
нарушением лицензионных требований);
5) 1 дело по части 4 статьи 15.12 КоАП РФ
(оборот алкогольной продукции без
маркировки);
6) 1 дело по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ
(оборот алкогольной продукции без
сопроводительных документов,
удостоверяющих легальность
производства и оборота);
7) 1 дело по части 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ
(незаконная розничная продажа
алкогольной продукции физическим
лицом).
Основные выявленные правонарушения:
62,1% - нарушение особых требований и
правил розничной продажи алкогольной
продукции (торговля после 21 часа, в
праздничные дни, торговля на
нестационарных объектах) (ч. 3. ст. 14.16 КоАП
РФ).
По результатам проведения
административных расследований
специалистами Департамента изъято из
незаконного оборота 41,5 л этилового
спирта, алкогольной продукции.
За неуплату административного штрафа в
срок, предусмотренный КоАП РФ,
специалистами Департамента за первое
полугодие 2020 года по данной статье
составлено 25 протоколов.
Осуществление уполномоченным органом
государственной власти Тюменской
области регионального государственного
контроля (надзора) в совокупности с
мероприятиями, проводимыми федеральными
органами исполнительной власти,
уполномоченными на проведение
государственного контроля в области
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции, способствует защите
потребительского рынка легальной
алкогольной продукции в Тюменской
области.
В 2020 году специалисты Департамента
участвовали в судебных заседаниях по 151
делу, из них:
- 18 дел об аннулировании лицензии на
розничную продажу алкогольной
продукции;
- 1 дело о взыскании судебных расходов;
- 5 дел об обжаловании постановлений,
вынесенных Департаментом, о привлечении
к административной ответственности;
- 4 дела об обжаловании решения
Департамента об отказе в выдаче лицензии
на розничную продажу алкогольной
продукции;
- 4 дела об обжаловании решения
Департамента об отказе в возврате
государственной пошлины;
- 119 дел по заявлениям Департамента о
привлечении к административной
ответственности.
В первом полугодии 2021 года специалисты
Департамента участвовали в судебных
заседаниях по 41 делу, из них:
- 15 дел об аннулировании лицензии на
розничную продажу алкогольной
продукции;
- 2 дела об обжаловании постановления,
вынесенного Департаментом;
- 24 дела о привлечении к административной
ответственности по заявлениям
Департамента.
Всего в 2020 году судами по заявлениям
Департамента и по постановлениям,
вынесенным Департаментом, назначено
административных штрафов на сумму 21 606
тыс. рублей. При этом в 2020 году уплачено
добровольно и взыскано судебными
приставами-исполнителями
административных штрафов на сумму 8 192,66
тыс. рублей.
По результатам рассмотрения
административных дел в период с января
по июнь 2021 года назначено
административных штрафов на сумму 5 410,0
тыс. рублей, поступление составило 2 291,5
тыс. рублей с учетом предыдущего периода.
Снижение суммы начислений и поступлений
штрафов по сравнению с предыдущим годом
связано с распространением
коронавирусной инфекции и введением
ограничений на проведение проверок.
4. В соответствии с Законом, Федеральным
законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ Правительством
Тюменской области принято постановление
от 29.12.2005 N 265-п "Об установлении
требований к минимальному размеру
оплаченного уставного капитала
(уставного фонда) для организаций,
осуществляющих розничную продажу
алкогольной продукции".
5. Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 N
171-ФЗ лицензия на розничную продажу
алкогольной продукции, выданная одним
субъектом Российской Федерации, может
действовать на территории другого
субъекта Российской Федерации при
условии наличия между ними
соответствующего соглашения. Такие
соглашения уполномоченным органом в 2020
году и первом полугодии 2021 года не
заключались.
6. Предложения о разработке и реализации
совместных программ производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции в 2020 году и
первом полугодии 2021 года не вносились.
7. В рамках Закона, Федерального закона от
22.11.1995 N 171-ФЗ уполномоченный орган
представляет в федеральный орган
исполнительной власти сведения о
прилегающих к некоторым организациям и
объектам территориях, на которых не
допускается розничная продажа
алкогольной продукции, а также сведения
об установлении дополнительных
ограничений времени, условий и мест
розничной продажи алкогольной
продукции.
8. Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ
установлен запрет на розничную продажу
алкогольной продукции с 23 часов до 8
часов по местному времени, за
исключением розничной продажи
алкогольной продукции, осуществляемой
организациями, и розничной продажи пива
и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи,
осуществляемой индивидуальными
предпринимателями, при оказании такими
организациями и индивидуальными
предпринимателями услуг общественного
питания, а также розничной продажи
алкогольной продукции, осуществляемой
магазинами беспошлинной торговли.
Органам государственной власти
субъектов Российской Федерации
предоставлено право устанавливать
дополнительные ограничения времени,
условий и мест розничной продажи
алкогольной продукции, в том числе
полный запрет на розничную продажу
алкогольной продукции.
Постановлением Правительства Тюменской
области от 22.11.2017 N 555-п "Об установлении
дополнительных ограничений времени,
условий и мест розничной продажи
алкогольной продукции в Тюменской
области" введен запрет на розничную
продажу алкогольной продукции в
Тюменской области:
- с 8 часов до 21 часа по местному времени в
некоторые праздничные дни, дни,
связанные со знаменательными событиями
в культурной, политической и
общественной жизни;
- в дни проведения массовых мероприятий,
установленные муниципальными правовыми
актами органов местного самоуправления
на основании Закона Тюменской области от
26.12.2014 N 125 "О перераспределении
полномочий между органами местного
самоуправления Тюменской области и
органами государственной власти
Тюменской области и о внесении изменений
в статью 14 Закона Тюменской области "О
порядке распоряжения и управления
государственными землями Тюменской
области";
- с 21 часа до 8 часов по местному времени.
9. Уполномоченный орган устанавливает
порядок информирования,
предусмотренного абзацами 2 и 3 пункта 8
статьи 16 Федерального закона.
Постановлением Правительства Тюменской
области от 21.06.2017 N 245-п (Постановление N
245-п) утвержден Порядок информирования
органов местного самоуправления о
хозяйствующих субъектах, осуществляющих
розничную продажу алкогольной
продукции, а также Порядок
информирования хозяйствующих субъектов,
осуществляющих розничную продажу
алкогольной продукции, о муниципальном
правовом акте об определении границ
прилегающих территорий. Департамент
осуществляет информирование органов
местного самоуправления о хозяйствующих
субъектах, осуществляющих розничную
продажу алкогольной продукции,
ежеквартально в срок до 15 числа месяца,
следующего за отчетным периодом, путем
направления электронным отправлением
посредством системы электронного
документооборота и делопроизводства
"Директум".
Кроме этого, Постановлением N 245-п
установлен порядок информирования
органами местного самоуправления
хозяйствующих субъектов, осуществляющих
розничную продажу алкогольной
продукции, о муниципальном правовом
акте, определяющем границы прилегающих
территорий, указанных в подпункте 10
пункта 2 статьи 16 Федерального закона от
22.11.1995 N 171-ФЗ.
Органы местного самоуправления
информируют хозяйствующие субъекты,
осуществляющие розничную продажу
алкогольной продукции, о муниципальном
правовом акте путем размещения
информации на официальном сайте
соответствующего муниципального
образования Тюменской области в
информационно-телекоммуникационной
сети Интернет одновременно в день
официального опубликования
муниципального правового акта.
10. Уполномоченный орган утверждает
перечень населенных пунктов, в которых
отсутствует доступ к
информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, в том числе точка доступа,
определенная в соответствии с
Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О
связи", по согласованию с
уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден постановлением
Правительства Тюменской области от
08.10.2018 N 381-п "Об утверждении Перечня
населенных пунктов в Тюменской области,
в которых отсутствует доступ к
информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, в том числе точка доступа,
определенная в соответствии с
Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О
связи" (далее - Перечень населенных
пунктов).
В 2020 году уполномоченным органом
проведена работа по уточнению Перечня
населенных пунктов и согласованию
вносимых изменений с Федеральной
службой по регулированию алкогольного
рынка. Принято постановление
Правительства Тюменской области от
08.10.2018 N 381-п (в редакции от 26.10.2020).
11. Стоит обратить внимание на последние
изменения действующего
законодательства в рассматриваемой
сфере:
1) так, принято постановление
Правительства Российской Федерации от
03.04.2020 N 440 "О продлении действия
разрешений и иных особенностях в
отношении разрешительной деятельности в
2020 и 2021 годах", которым лицензии на
розничную продажу алкогольной продукции
при оказании услуг общественного
питания, сроки действия которых истекают
(истекли) в период с 1 января по 31 декабря
2021 года, были продлены на 12 месяцев, без
уплаты государственной пошлины, что
привело к сокращению внеплановых
проверок, проводимых Департаментом в
рамках оказания государственной услуги
о продлении срока действия лицензии на
розничную продажу алкогольной продукции
при оказании услуг общественного
питания;
2) в 2021 году, с учетом п. 1 постановления
Правительства Российской Федерации от
30.11.2020 N 1969 "Об особенностях
формирования ежегодных планов
проведения плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей на 2021 год, проведения
проверок в 2021 году и внесении изменений в
пункт 7 Правил подготовки органами
государственного контроля (надзора) и
органами муниципального контроля
ежегодных планов проведения плановых
проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей", с
01.01.2021 Департамент продолжает проводить
внеплановые выездные проверки в
отношении соискателей лицензий,
представивших заявления о
предоставлении лицензии, лицензиатов,
представивших заявления о
переоформлении лицензий, продлении
срока действия лицензий, только с
использованием средств дистанционного
взаимодействия, в том числе аудио- или
видеосвязи.
Нормативные правовые акты доведены до
сведения заинтересованных лиц
посредством размещения в сети Интернет
на официальном портале.
Информация о реализации пункта 2
постановления Тюменской областной Думы
от 22.10.2020 N 2751 "Об информации
Правительства Тюменской области о
реализации Закона Тюменской области
"Об особенностях регулирования
оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции в Тюменской
области"
В абзаце втором пункта 2 постановления
Тюменской областной Думы от 22.10.2020 N 2751
Правительству Тюменской области
предписано осуществлять меры,
направленные на профилактику нарушения
требований, установленных Законом
Тюменской области от 02.06.2020 N 40 "О
внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона
Тюменской области "Об особенностях
регулирования оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции в Тюменской области" (далее -
Закон Тюменской области от 02.06.2020 N 40), к
розничной продаже алкогольной продукции
при оказании услуг общественного
питания на объектах общественного
питания, расположенных в
многоквартирных домах и (или) на
прилегающих к ним территориях.
Со дня вступления в силу положений
Закона Тюменской области от 02.06.2020 N 40
уполномоченным органом при
осуществлении лицензионного контроля за
розничной продажей алкогольной
продукции при оказании услуг
общественного питания к объектам,
расположенным в многоквартирных домах и
(или) на прилегающих к ним территориях,
предъявляются требования к наличию
площади зала обслуживания посетителей
не менее 25 квадратных метров.
При консультировании соискателей
лицензий на розничную продажу
алкогольной продукции при оказании
услуг общественного питания особое
внимание уделяется именно этим
ограничениям.
Согласно абзацу третьему пункта 2
постановления Тюменской областной Думы
от 22.10.2020 N 2751 предложено осуществлять
контроль за соблюдением требований к
розничной продаже алкогольной продукции
организациями, осуществляющими
деятельность в населенных пунктах, в
которых отсутствует доступ к
информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, в соответствии с
постановлением Правительства Тюменской
области от 08.10.2018 N 381-п "Об утверждении
Перечня населенных пунктов в Тюменской
области, в которых отсутствует доступ к
информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, в том числе точка доступа,
определенная в соответствии с
Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О
связи".
В соответствии со статьей 14 Федерального
закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ организации,
осуществляющие производство и (или)
оборот этилового спирта (за исключением
фармацевтической субстанции спирта
этилового (этанола), алкогольной и
спиртосодержащей пищевой продукции, а
также спиртосодержащей непищевой
продукции с содержанием этилового
спирта более 25% объема готовой продукции,
обязаны осуществлять учет объема их
производства и (или) оборота.
Организации, ведущие деятельность в
населенных пунктах, в которых
отсутствует доступ к
информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, обязаны осуществлять
декларирование розничной продажи.
Порядок и формат представления
деклараций об объеме оборота
алкогольной и спиртосодержащей
продукции утвержден приказом
Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 396
"Об утверждении порядка и формата
представления в форме электронного
документа деклараций об объеме
производства, оборота и (или)
использования этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции, об использовании
производственных мощностей
производителями пива и пивных напитков
сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка
заполнения таких деклараций".
Уполномоченный орган при осуществлении
государственного контроля (надзора) за
розничной продажей алкогольной и
спиртосодержащей продукции посредством
проведения мероприятий по контролю без
взаимодействия с юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями
осуществляет ежеквартально контроль за
соблюдением организациями порядка и
сроков представления деклараций об
объеме розничной продажи алкогольной и
спиртосодержащей продукции. При
установлении фактов, указывающих на
совершение административного
правонарушения, в отношении таких
организаций возбуждаются
административные дела.
Согласно абзацу четвертому пункта 2
постановления Тюменской областной Думы
от 22.10.2020 N 2751 Правительству Тюменской
области при реализации Закона Тюменской
области "Об особенностях
регулирования оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции в Тюменской области"
предложено консультировать
потенциальных лицензиатов по вопросу
соблюдения обязательных требований,
предъявляемых к получателям лицензии на
розничную продажу алкогольной продукции
и розничную продажу алкогольной
продукции при оказании услуг
общественного питания.
Уполномоченный орган осуществляет
консультирование по вопросам соблюдения
лицензионных требований розничной
продажи алкогольной продукции,
требований к пакету документов, способов
подачи заявлений о предоставлении
государственной услуги в ежедневном
режиме в устной форме по телефону, в
письменной форме при поступлении
обращений.
Актуальная информация, относящаяся к
обязательным требованиям, предъявляемым
к получателям лицензии на розничную
продажу алкогольной продукции и
розничную продажу алкогольной продукции
при оказании услуг общественного
питания, размещена в сети Интернет на
официальном портале органов
государственной власти Тюменской
области https://admtyumen.ru.
Ссылается на
- О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (в редакции Федерального закона от 07.01.1999 N 18-ФЗ) (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 14 сентября 2020 года)
- О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020-2022 годах (с изменениями на 29 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 1 марта 2022 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- О связи (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)