Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2021 года N 655-п


Об утверждении прогноза социально-экономического развития Красноярского края на 2022 - 2036 годы



В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 103 Устава Красноярского края, Законом Красноярского края от 24.12.2015 N 9-4112 "О стратегическом планировании в Красноярском крае" постановляю:


1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Красноярского края на 2022 - 2036 годы согласно приложению.


2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).


3. Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.



Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Ю.А.ЛАПШИН



Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 22 сентября 2021 г. N 655-п



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА 2022 - 2036 ГОДЫ



1. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


Экономика Красноярского края (далее - край) на протяжении последних двух десятков лет характеризуется устойчивой тенденцией роста основных показателей (за исключением кризисных 2009, 2015 и 2020 годов), что определяет положение региона в десятке лидеров, суммарно формирующих более 50% валового регионального продукта России.


Основой экономики региона традиционно является промышленный сектор - его доля в валовом региональном продукте края с 2016 года превышает 50%.


Край занимает лидирующие позиции среди регионов страны по выпуску промышленных товаров (8 место в 2020 году), в регионе сформировано 3,6% всего объема промышленной продукции, произведенной на территории России.


Основной объем промышленного производства края формируют металлургия, добыча нефти и газа, что обусловлено наличием соответствующих природных ресурсов, производственной базы и инфраструктурных объектов.


Несмотря на принадлежность к зоне рискованного земледелия, край является крупнейшим сельскохозяйственным регионом Сибири. В сельском хозяйстве края преобладает производство зерна, картофеля, масличных культур, развито животноводство мясо-молочного направления.


На протяжении 2003 - 2012 годов в крае проходила активная реализация крупных инвестиционных проектов в области энергетики, добычи полезных ископаемых, металлургии, в лесном комплексе. Объем инвестиций за этот период увеличился в сопоставимых ценах более чем в 5 раз, ежегодные темпы прироста поднимались до 41%. Это предопределило текущий высокий уровень инвестиционной активности в крае.


Начиная с 2011 года в крае вводится более 1 млн кв. метров жилья ежегодно.


По величине среднедушевых денежных доходов населения и уровню среднемесячной начисленной заработной платы (далее - заработная плата) край - лидер среди регионов Сибирского федерального округа.


За 2011 - 2020 годы заработная плата в крае номинально выросла в 2,3 раза, реальное увеличение составило 34,5% (среднероссийский прирост - 31,6%).


Наблюдаемая динамика заработной платы обеспечена повышением оплаты труда работников крупных и средних предприятий производственных отраслей, организаций бюджетной сферы, а также ежегодным повышением минимального размера оплаты труда.


На протяжении последних пяти лет (за исключением 2020 года) в крае наблюдались тенденции, свидетельствующие об улучшении ситуации на рынке труда: снижались такие показатели, как объем высвобождений и неполной занятости, уровень зарегистрированной безработицы, нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию; увеличивалось количество и улучшалось качество (по уровню оплаты труда) заявленных работодателями вакансий.


В связи с тем что демографические процессы имеют циклический характер, современная демографическая ситуация в крае, как и в целом в Российской Федерации, предопределена социально-экономическими процессами, происходившими в конце XX века.


С 2011 по 2017 годы в крае наблюдался стабильный прирост постоянного населения. За этот период численность населения края увеличилась более чем на 47 тыс. человек. Начиная с 2018 года численность постоянного населения края начала снижаться. Это связано со структурными изменениями возрастного состава населения, обусловленными демографическими процессами прошлых лет. В возраст с наибольшей интенсивностью рождений вступило малочисленное поколение женщин, рожденных в нестабильные 90-е годы прошлого столетия.



2. О СИТУАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ КРАЯ В БАЗОВОМ 2020 ГОДУ


В результате введенных в Российской Федерации и других странах ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), произошло сокращение конечного спроса и деловой активности. Внешнеэкономическая конъюнктура характеризовалась снижением мировой цены на нефть, ослаблением национальной валюты, волатильностью цен на цветные металлы.


В этих внешних условиях, а также в связи с объективными причинами производственно-технологического характера в базовых отраслях краевой экономики отмечается снижение показателей физических объемов производственной деятельности. В 2020 году индекс промышленного производства составил 91,2% к уровню 2019 года.


Спад экономической активности в большей мере затронул потребительский сектор экономики. В 2020 году объем платных услуг, предоставленных населению, снизился на 9,7%, оборот розничной торговли - на 6,0%, оборот общественного питания - на 22,9% к уровню 2019 года.


Вместе с тем в крае продолжилась реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных для края сферах деятельности: добыче полезных ископаемых, транспортном комплексе, металлургии, лесной промышленности, машиностроении, электроэнергетике. В 2020 году инвестиции в основные фонды составили 478,6 млрд рублей (8-е место среди регионов России, 25% всех инвестиций Сибирского федерального округа), в сопоставимой оценке увеличились на 4,8% к предыдущему году.


В 2020 году в краевом растениеводстве зафиксирована рекордная за 86-летнюю историю края урожайность зерновых и зернобобовых культур - 28,8 ц/га, превысившая среднее значение по России (28,6 ц/га). Высокая урожайность отразилась на показателях деятельности сельскохозяйственной отрасли - индекс производства в сельском хозяйстве в 2020 году составил 108,7% к уровню 2019 года.


На регистрируемом рынке труда края уровень безработицы увеличился с 0,8% на 01.01.2020 до 3,6% на 01.01.2021. Повышение уровня безработицы сложилось как в связи со снижением активности работодателей по трудоустройству граждан в рамках введения ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), так и с тенденцией регистрации ранее неработающих граждан в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными". Аналогичная тенденция наблюдалась и в среднем по Российской Федерации.


По итогам 2020 года заработная плата составила 54,4 тыс. рублей (на 3,1 тыс. рублей выше средней величины по Российской Федерации) и увеличилась относительно 2019 года номинально на 9,0%, реально - на 5,5%.


С начала 2020 года численность населения снизилась на 10,4 тыс. человек и составила 2855,9 тыс. человек на 01.01.2021.



3. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КРАЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ВАРИАНТОВ ПРОГНОЗА, ФАКТОРЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА


Прогноз социально-экономического развития края на 2022 - 2036 годы (далее - долгосрочный прогноз, прогноз) подготовлен на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (далее - прогноз РФ до 2036 года). Долгосрочный прогноз учитывает как сложившиеся, так и ожидаемые в долгосрочном периоде внешние и внутренние факторы функционирования экономики края и социальной сферы, цели, задачи, направления развития, определенные Стратегией социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства края от 30.10.2018 N 647-п, а также реализацию и влияние на основные макроэкономические параметры комплекса мер, направленных на достижение национальных целей развития, установленных Президентом Российской Федерации.


Параметры прогноза до 2031 года сформированы с учетом анализа текущих и перспективных инвестиционных планов крупных компаний, доступных в результате раскрытия информации об их хозяйственной и инвестиционной деятельности. Оценки прогнозируемых показателей на горизонте 2032 - 2036 годов произведены с применением балансовых методов математического моделирования укрупненных макроэкономических показателей.


Основными внешними факторами и ограничениями, оказывающими воздействие на социально-экономическое развитие края в прогнозном периоде, станут: состояние и тенденции развития мировой и российской экономики, конъюнктура мировых товарно-сырьевых рынков, таможенно-тарифная политика, динамика обменного курса рубля.


В качестве определяющих внутренних факторов социально-экономического развития края учтены географические, природно-климатические условия, ожидаемая инвестиционная активность, тенденции демографического развития, прогноз инфляции, государственная бюджетная и налоговая политика, перспективы научно-технологического развития, увеличения кадрового и научного потенциала.


Долгосрочный прогноз разработан в двух вариантах - консервативном и целевом. Основные параметры долгосрочного прогноза представлены в приложении N 1.


Целевой вариант прогноза сформирован на основе сценарных условий, предусматривающих в долгосрочной перспективе смещение структуры мирового спроса, выраженное в постепенном снижении спроса на традиционные источники энергоресурсов, повышении спроса на технологическую модернизацию и развитие потребительского сектора. В этих условиях увеличится спрос на металлы, используемые в производстве перспективных источников энергии, в том числе аккумуляторного типа, который сформирует позитивные ценовые тенденции для большей части экспортируемой из края продукции (ценовые сценарные условия сформированы на основе базового варианта прогноза РФ до 2036 года). Долгосрочный прогноз учитывает реализацию и влияние на основные параметры комплекса мер социально-экономической политики, направленных на достижение национальных целей развития в соответствии с указами Президента Российской Федерации.


Данный вариант характеризуется:


стабильным экономическим ростом на фоне сохранения спроса на основные виды продукции, производимой в крае, а также на транспортные услуги; среднегодовой темп роста валового регионального продукта (далее - ВРП) составит 103,6%;


умеренным ростом капитальных вложений, преимущественно за счет инвестиционной активности коммерческого сектора; среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал - 104,7%;


ростом реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы; среднегодовой темп роста указанных показателей - 102,9 и 102,5% соответственно.


Консервативным вариантом прогноза оцениваются возможные риски и ограничения развития экономики края в условиях слабого внешнего спроса на товары российского экспорта, ухудшения ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках (более низких цен на металлы, нефть), большего ослабления курса российской валюты (ценовые сценарные условия сформированы на основе консервативного варианта прогноза РФ до 2036 года). В долгосрочном прогнозе также учтены возможные ограничения при реализации мер, направленных на достижение национальных целей развития, региональных проектов.


Данный вариант характеризуется умеренными среднегодовыми темпами роста:


ВРП - 100,4%, с учетом вероятности менее благоприятных для края внешних и внутренних экономических условий;


инвестиций в основной капитал - 101,1%, с учетом рисков переноса графиков реализации проектов на более поздние сроки;


реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы - 101,8 и 102,0% соответственно, на фоне более низких темпов экономического развития, менее благоприятных инфляционных ожиданий и ограниченности ресурсов для принятия решений, влияющих на рост денежных доходов населения.


Исходные условия для формирования вариантов развития экономики края на период до 2036 года приведены в таблице 1.


Таблица 1. Исходные условия для формирования вариантов развития экономики края

Наименование показателя

Вариант прогноза

2019

2020

2021

в среднем за год

2022 - 2026

2027 - 2031

2032 - 2036

Курс доллара США, руб. за 1$

консервативный

64,7

71,9

73,3

73,0

72,2

74,3

целевой

71,3

71,8

74,3

Нефть марки "Ural's", $/баррель

консервативный

63,6

41,7

60,3

49,4

50,7

56,0

целевой

54,1

52,1

56,0

Индекс потребительских цен (среднегодовой), %

консервативный

105,0

103,3

105,5

104,0

103,9

103,9

целевой

103,9

103,9

103,9


Учитывая, что приоритетными в долгосрочном периоде являются показатели достижения национальных целей развития, далее приводятся основные параметры социально-экономического развития края (по целевому варианту).



4. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА (ПО ЦЕЛЕВОМУ ВАРИАНТУ ПРОГНОЗА)


4.1. Валовой региональный продукт


В прогнозном периоде ожидается средний ежегодный прирост валового регионального продукта в размере 3,6%.


На обеспечение устойчивого экономического роста в крае будет направлена реализация инвестиционных проектов по созданию новых производственных мощностей, развитию транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. На протяжении всего прогнозного периода ежегодный объем инвестиций в крае будет сохраняться на высоком уровне. Общий объем инвестиций за 16 лет составит около 20 трлн рублей. Наиболее капиталоемкими направлениями в крае останутся нефтедобыча, металлургия, транспорт и энергетика - инвестиции в данные сектора экономики составят порядка 75% общего объема.


В отраслевой структуре ВРП края сохранятся в качестве наиболее значимых видов экономической деятельности промышленное производство, транспорт, торговля, строительство, сельское хозяйство. Основное влияние на динамику валовой добавленной стоимости промышленности и в целом ВРП по-прежнему будут оказывать металлургическое производство и сектор добычи топливно-энергетических полезных ископаемых.


С учетом сценарных условий, заложенных в целевом варианте прогноза, к 2036 году ВРП в сравнении с 2020 годом в сопоставимых ценах увеличится в 1,8 раза.


4.2. Промышленное производство


В прогнозном периоде ожидается прирост объемов промышленного производства в среднем на 5,0% за год, индекс промышленного производства к 2036 году увеличится в 2,2 раза относительно уровня 2020 года.


Основной продукцией промышленного производства в крае останутся цветные металлы, золото, нефть, продукция лесоперерабатывающего комплекса, электроэнергия.


Динамика в добывающем секторе будет определяться дальнейшим развитием нефтедобычи за счет освоения месторождений Ванкорской и Пайяхской групп, а также юга Эвенкии.


Прирост в угледобыче будет формироваться преимущественно за счет разработки месторождений Таймырского угольного бассейна, которая обеспечит производство новой для края продукции, в том числе ориентированной на экспорт, - коксующегося угля.


Динамика показателей добычи металлических руд будет определяться темпами добычи медно-никелевой руды, золотодобычи, добычи свинцово-цинковой руды в зависимости от горно-геологических и экономических характеристик рудных месторождений, а также спроса перерабатывающей сферы экономики.


В обрабатывающих видах деятельности в прогнозном периоде на фоне устойчивого рыночного спроса продолжится реализация инвестиционных проектов, направленных на создание новых высокотехнологичных производств, расширение, модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств. Особое место займут масштабные инвестиционные проекты, направленные на повышение экологической эффективности производств базовых отраслей экономики.


Лидирующее положение в секторе обрабатывающих производств края, как и в предыдущие годы, сохранит металлургическое производство, его удельный вес в общем объеме продукции обрабатывающего сектора промышленности в прогнозном периоде останется высоким - около 75%.


Основные тенденции развития металлургического производства определяются объемами выпуска продукции предприятий цветной металлургии.


Согласно стратегическим целям металлургических предприятий Норильского промышленного района на период до 2030 года прогнозируется рост объемов добычи, модернизация и расширение перерабатывающих мощностей.


Алюминиевая отрасль края получит развитие за счет увеличения переработки производимого в крае алюминиевого сырья на созданных в последние годы производствах, а также на новых предприятиях в рамках особой экономической зоны "Красноярская технологическая долина".


Развитие пищевой промышленности будет определяться преимущественно динамикой внутреннего спроса. В отрасли продолжится реализация мероприятий по технологической модернизации, увеличению загрузки производственных мощностей, повышению конкурентоспособности и качества продуктов, расширению ассортимента выпускаемой продукции, продвижению пищевых продуктов, произведенных на территории края.


Развитие лесопромышленного комплекса края будет осуществляться как путем расширения выпуска традиционных видов продукции за счет модернизации действующих производств и реализации инвестиционных проектов в области деревообработки, так и посредством качественного преобразования отрасли, направленного на формирование инновационного лесного кластера, за счет создания новых производств по глубокой химико-механической переработке древесины, производству целлюлозы.


В долгосрочном периоде предусмотрено начало реализации проектов создания современных высокотехнологичных целлюлозно-бумажных производств на территории северной группы районов края.


Продолжится реализация инвестиционных проектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденный Минпромторгом России.


Развитие машиностроительных видов экономической деятельности* в прогнозном периоде связано в основном с созданием и развитием сервисного обслуживания, ремонтных и инструментальных предприятий в рамках расширения кооперационных связей с крупными компаниями базовых отраслей краевой экономики.



* Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки; производство электрического оборудования; производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов.


Энергетический комплекс по-прежнему будет одним из основных элементов конкурентоспособности региона. В крае продолжится реализация инвестиционных проектов по развитию электросетевого хозяйства, модернизации энергомощностей, а также снижению негативного воздействия на окружающую среду.


Традиционно край сохранит свою роль соединительной энергосистемы между Западной и Восточной Сибирью, продолжит поставки избыточной электроэнергии на оптовый рынок для обеспечения электроэнергией регионов Сибири, Урала и европейской части России.


Развитие электросетевого комплекса края будет направлено на ликвидацию дефицита трансформаторной мощности в энергоузлах, повышение надежности электроснабжения потребителей и создание условий технологического присоединения новых потребителей.


Удовлетворение потребностей в тепловой энергии развивающейся Красноярской агломерации будет обеспечиваться за счет расширения действующих и строительства новых тепловых мощностей.


Для решения проблем электро- и теплоснабжения сельских и отдаленных территорий края будет осуществляться модернизация существующих автономных энергоисточников, в том числе вывод из эксплуатации объектов с низкой эффективностью и замена их на новые эффективные и бесперебойные источники электро- и теплоснабжения.


В долгосрочном периоде прогнозируется новое направление развития энергообеспечения региона - газификация. Предпосылкой развития газификации в крае станет строительство магистрального трубопровода в восточном направлении.


4.3. Транспорт


Развитие промышленного производства в долгосрочном периоде предопределяет развитие транспортного комплекса края.


Учитывая предстоящее освоение нефтегазовых ресурсов на севере края, а в перспективе и разработку континентального арктического шельфа, прогнозируется развитие Северного морского пути и сопряженной транспортной системы.


Открытие в мае 2021 года авиационного транспортного узла ПАО "Аэрофлот" в международном аэропорту Красноярск позволит расширить сеть межрегиональных и международных пассажирских маршрутов, увеличить пассажиропоток.


Продолжится реализация мер, направленных на развитие малой авиации: проведение реконструкции и технического перевооружения объектов авиатранспортной инфраструктуры в аэропортах на территории края и обновление парка воздушных судов.


В части развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства предусмотрено развитие на территории края региональной опорной сети федеральных дорог, создание дорожной инфраструктуры в районах реализации крупных инвестиционных проектов.


Крупным проектом в отрасли, усиливающим конкурентные позиции края, станет формирование нового транспортного коридора в направлении Монголии и Китая.


В области развития железнодорожного транспорта будет продолжено развитие существующей железнодорожной сети и инфраструктуры с целью увеличения пропускных способностей станций и перегонов.


4.4. Сельское хозяйство


Развитие сельского хозяйства в прогнозном периоде традиционно будет обеспечиваться дальнейшим внедрением ресурсосберегающих технологий и мерами стимулирования.


В растениеводстве будут сохранены и усилены традиционные направления специализации - производство продовольственного и фуражного зерна.


Повышение эффективности животноводства будет обеспечено за счет улучшения материально-технической базы отрасли и внедрения новых технологий путем развития племенной базы с применением селекционно-генетических, в том числе инновационных технологий, строительства объектов животноводства (ферм, комплексов), обеспечения качественной кормовой базой, создания долголетних культурных пастбищ для крупного рогатого скота, создания системы промышленного откорма и убоя скота, обеспечивающей высокое качество мясопродуктов, увеличения мощностей по переработке.


Реализация проектов по развитию молочного животноводства на юге края обеспечит расширение собственной сырьевой базы и необходимые условия для развития молочной промышленности, номенклатуры и ассортимента молочных продуктов.


Наряду с традиционными направлениями переработки продукции растениеводства начнется внедрение технологий по глубокой переработке зерна. Новый этап будет связан с реализацией проектов по химической переработке зерна, направленной на получение востребованных на рынке пищевых и химических продуктов.


В целом к 2036 году в крае ожидается увеличение производства сельскохозяйственной продукции на 11,0% к уровню 2020 года.


4.5. Строительство


В условиях роста инвестиций в экономику и социальную сферу региона прогнозируется развитие строительного комплекса. Темпы роста строительной отрасли позволят максимально удовлетворить потребности населения, производственного и государственного секторов в качественных строительных работах и материалах за счет внутреннего ресурса.


Динамика жилищного строительства будет определяться покупательной способностью населения, развитием инструментов финансового рынка, позволяющих увеличить доступность заемных средств для населения и организаций-застройщиков, а также мерами государственной поддержки граждан по приобретению жилья в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда", региональных проектов "Жилье" и "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 514-п.


4.6. Уровень жизни населения


В прогнозном периоде темпы роста заработной платы и денежных доходов населения будут опережать инфляцию.


Положительная динамика заработной платы будет определяться следующими факторами:


сохранением достигнутых целевых показателей, установленных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - "майские" Указы Президента РФ), в части размера заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы;


проведением индексации оплаты труда на уровень инфляции категорий работников бюджетной сферы края, не включенных в "майские" Указы Президента РФ;


развитием производственной сферы, повышением производительности труда;


ежегодным повышением минимального размера оплаты труда в соответствии с федеральным законодательством.


Динамику доходов населения кроме заработной платы будут определять меры государственной социальной политики, а также развитие предпринимательской деятельности.


При целевом варианте прогноза средний ежегодный прирост реальной заработной платы составит 2,5%, реальных денежных доходов - 2,9%.


Ожидаемый рост денежных доходов населения будет способствовать снижению уровня бедности населения до целевого уровня (8,8% в 2030 году).


4.7. Рынок труда


Параметры развития рынка труда зависят от масштабов инвестиционной деятельности, развития производственной сферы, а также демографических факторов.


При наличии высокого спроса на трудовые ресурсы со стороны экономики края в долгосрочном периоде в регионе сохранятся дефицит трудовых ресурсов, территориальные и структурные диспропорции спроса и предложения рабочей силы.


Государственная политика края в сфере занятости будет направлена на повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. С этой целью будут реализованы мероприятия по повышению эффективности процессов формирования и использования местных трудовых ресурсов, привлечению на территорию края в качестве рабочей силы граждан стран - участниц Евразийского экономического союза и иностранных работников, имеющих востребованные у работодателей профессии и специальности. На обеспечение занятостью населения края будут направлены меры по совершенствованию системы мониторинга, анализа и прогнозирования рынка труда, повышению эффективности поддержки занятости населения, обеспечению качества рабочих мест, развитию социального партнерства на рынке труда.


Потребность в трудовых ресурсах, связанная с реализацией инвестиционных проектов по созданию новых производств, с развитием обеспечивающих секторов и отраслей социальной сферы, будет сохранять низкие показатели уровня безработицы в крае и способствовать росту численности занятых в экономике. К 2036 году уровень безработицы не превысит 0,7%.


Прогноз баланса трудовых ресурсов представлен в приложении N 2.


4.8. Демография


Демографическая ситуация в крае в долгосрочной перспективе будет развиваться под воздействием сложившихся циклических процессов естественного характера и миграционных процессов. При этом текущая демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением численности старшего поколения и малочисленностью поколения потенциальных родителей вследствие низкой рождаемости в конце прошлого столетия, не позволит в прогнозируемом периоде существенным образом переломить негативные тенденции в естественном движении населения.


Государственная политика края в сфере демографии в долгосрочном периоде будет направлена на стабилизацию и рост численности населения, в том числе на обеспечение естественного прироста населения за счет увеличения рождаемости и уменьшения смертности населения.


Целевым вариантом прогноза предусмотрен постепенный рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении, чему будет способствовать реализация мер по достижению национальных целей, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности жизни, совершенствование организации медицинской помощи и повышение ее доступности, профилактику социально значимых болезней, развитие высокотехнологичной медицинской помощи и новых методов диагностики и лечения.


На протяжении всего прогнозного периода ожидается положительное сальдо миграции за счет международной составляющей, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, и обучающейся молодежи.


4.9. Охрана окружающей среды


Решение задач в области сохранения благоприятной окружающей природной среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, повышения экологической эффективности промышленного производства, снижения углеродоемкости экономики является одним из основных приоритетов долгосрочной политики социально-экономического развития как России, так и Красноярского края.


В прогнозном периоде меры государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения края будут реализовываться в рамках национального проекта "Экология". Достижение показателей федерального проекта "Чистый воздух", реализуемого в рамках данного национального проекта, обеспечивается путем реализации Комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Красноярске, г. Норильске (далее - Комплексные планы).


Комплексные планы предусматривают реализацию программ повышения экологической эффективности промышленных предприятий края, таких, как: "Серная программа 2.0" Заполярного филиала ПАО "ГМК "Норильский никель", реконструкция красноярских теплоэлектроцентралей, проводимая ООО "Сибирская генерирующая компания", экологическая реконструкция завода АО "РУСАЛ Красноярск".


На улучшение состояния окружающей среды также будут направлены мероприятия по снижению выбросов от транспорта, в том числе по обновлению подвижного состава общественного транспорта, ремонту трамвайной и троллейбусной инфраструктуры; реализации комплексной программы по переводу частных домовладений на территории г. Красноярска с угольного отопления на электрическое; проведение работ по замещению малоэффективных угольных котельных; мероприятия по совершенствованию системы мониторинга состояния атмосферного воздуха, регионального экологического надзора, озеленению и благоустройству территории.


Важно отметить, что первые положительные результаты реализации комплекса мероприятий по минимизации негативного воздействия на атмосферный воздух появятся уже в ближайшие три года - к 2024 году объем выбросов загрязняющих веществ в Красноярске планируется уменьшить не менее чем на 20% от уровня валовых выбросов в 2017 году, в Норильске - на 75%. В целом по краю за указанный период ожидается снижение объема выбросов от стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха с 2,5 млн тонн в 2020 году до 1,9 млн тонн в 2024 году.


В рамках достижения национальных целей федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" в долгосрочном периоде будут решаться задачи по обеспечению снижения экологической нагрузки на окружающую среду за счет повышения эффективного обращения с отходами производства и потребления. В частности, получит развитие деятельность по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей.


В крае продолжится строительство объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в рамках реализации мероприятий региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018 - 2035 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2018 N 497-п.


В результате комплекса мероприятий по обращению с отходами ожидается рост количества утилизированных отходов, снижение количества захороненных отходов на специализированных объектах.


В части охраны водных ресурсов будет осуществляться реализация природоохранных мероприятий и ввод в действие новых очистных сооружений, что позволит снизить объем загрязненных сточных вод крупными водопользователями.



5. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ КРАЯ


По основным направлениям социально-экономического развития края предполагается реализация мероприятий в рамках государственных программ, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства края от 09.08.2013 N 559-р.


Использование механизма государственных программ края в процессе бюджетного планирования будет способствовать повышению эффективности расходования бюджетных средств.


Финансовое обеспечение мероприятий государственных программ составит около 90% расходов краевого бюджета. Наиболее значительные финансовые ресурсы планируется направлять на реализацию мероприятий социальных программ, главной целью которых является обеспечение высокого качества социальных услуг, формирующих основу полноценной и достойной жизни населения.



Приложение N 1
к Прогнозу
социально-экономического развития
Красноярского края
на 2022 - 2036 годы



ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА 2022 - 2036 ГОДЫ

N п/п

Наименование показателей

Единица измерения

Факт

Оценка

Среднегодовое значение за период

Прогноз за период

2019 год

2020 год

2021 год

2022 - 2026 годы

2027 - 2031 годы

2032 - 2036 годы

2021 - 2036 годы

2021 - 2036 годы

консервативный

целевой

консервативный

целевой

консервативный

целевой

консервативный

целевой

консервативный

целевой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Валовой региональный продукт

1.1

Индекс физического объема валового регионального продукта

%

100,3

91,7

96,1

98,9

105,2

102,7

105,6

100,5

101,6

100,4

103,6

106,5

175,7

2

Сельскохозяйственное производство

2.1

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

%

104,5

108,7

93,1

100,5

101,5

100,5

101,0

100,4

101,0

100,0

100,7

99,8

111,0

3

Промышленное производство

3.1

Индекс промышленного производства

%

101,7

91,2

91,2

100,9

107,8

104,1

107,8

101,3

102,5

101,4

105,0

124,7

218,0

4

Строительство

4.1

Темп роста в сопоставимых ценах по виду деятельности "Строительство"

%

91,4

104,2

103,0

100,5

104,4

102,8

105,9

100,9

103,4

101,5

104,5

126,4

201,3

5

Рынок товаров и услуг, предоставленных населению

5.1

Сводный индекс потребительских цен (среднегодовой)

%

105,0

103,3

105,5

104,0

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

104,0

104,0

187,8

187,6

5.2

Темп роста объема потребительского рынка товаров и услуг в сопоставимых ценах

%

102,4

92,5

107,0

101,9

102,9

101,9

102,3

101,6

102,4

102,1

102,8

134,3

154,8

6

Инвестиции

6.1

Темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в сопоставимых ценах

%

98,0

104,8

103,4

98,1

104,7

104,1

107,9

100,8

101,9

101,1

104,7

119,9

209,6

7

Демографические показатели

7.1

Темп роста численности постоянного населения, на начало периода

%

99,9

99,7

99,6

99,4

99,6

99,2

99,8

99,3

99,7

99,3

99,7

89,7

95,7

7.2

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении <*>

лет

71,2

69,8

70,3

72,2

73,7

72,9

76,1

73,6

77,1

73,6

77,1

73,6

77,1

8

Рынок труда

8.1

Темп роста численности занятых в экономике

%

99,9

97,6

102,4

100,1

100,5

100,0

100,2

99,9

100,0

100,1

100,4

101,9

106,4

8.2

Уровень зарегистрированной безработицы к численности рабочей силы <*>

%

0,8

3,6

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

0,7

0,8

0,7

0,8

0,7

9

Уровень жизни

9.1

Темп роста среднедушевого денежного дохода - реальный

%

100,7

99,0

102,7

101,6

103,0

101,8

102,9

101,8

102,7

101,8

102,9

132,7

156,8

9.2

Темп роста среднемесячной заработной платы - реальный

%

104,2

105,5

101,4

102,1

102,6

102,1

102,6

102,0

102,6

102,0

102,5

137,6

148,5

9.3

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения <*>

%

17,3

17,0

16,8

15,8

12,9

14,5

8,7

14,0

8,2

14,0

8,2

14,0

8,2



* Значения показателя в столбцах "Среднегодовое значение за период" и "Прогноз за период" представлены на конец периода.



Приложение N 2
к Прогнозу
социально-экономического развития
Красноярского края
на 2022 - 2036 годы



ПРОГНОЗ БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

N п/п

Наименование показателя

Факт

Оценка

Прогноз

2019

2020

2021

2026

2031

2036

2036 к 2020

консервативный

целевой

консервативный

целевой

консервативный

целевой

консервативный

целевой

тыс. человек

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Численность трудовых ресурсов, в том числе:

1777,8

1767,8

1769,6

1783,9

1803,8

1789,8

1846,4

1766,7

1848,5

99,9

104,6

1.1

численность занятых в экономике

1405,2

1372,2

1405,0

1409,3

1442,8

1407,6

1459,7

1397,9

1460,0

101,9

106,4

1.2

численность населения, не занятого в экономике

372,5

395,6

364,6

374,6

360,9

382,2

386,7

368,8

388,4

93,2

98,2

2

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте

1610,7

1608,5

1613,5

1632,2

1655,4

1642,3

1700,2

1618,0

1698,9

100,6

105,6

3

Иностранные трудовые мигранты, в том числе по видам экономической деятельности <*>

50,7

48,6

46,9

52,5

52,5

52,5

52,5

52,5

52,5

108,0

108,0

3.1

промышленное производство

4,2

3,9

3,8

4,3

4,3

4,3

4,3

4,3

4,3

110,3

110,3

3.2

строительство

12,3

11,4

11,2

12,5

12,5

12,5

12,5

12,5

12,5

109,7

109,7

3.3

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

4,2

4,6

4,5

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

108,7

108,7

3.4

транспортировка и хранение

1,2

1,2

1,2

1,4

1,4

1,4

1,4

1,4

1,4

116,7

116,7

3.5

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

10,0

10,5

10,3

11,5

11,5

11,5

11,5

11,5

11,5

109,5

109,5

3.6

иностранные трудовые мигранты, осуществляющие трудовую деятельность у физических лиц

10,4

13,0

12,6

14,1

14,1

14,1

14,1

14,1

14,1

108,5

108,5



* Прогноз потребности в привлечении иностранных работников в организации отдельных видов экономической деятельности сформирован в соответствии с потребностью рынка труда края в специалистах различных отраслей экономики и социальной сферы и с учетом особенностей осуществления трудовой деятельности всеми категориями иностранных граждан.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ