Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2021 года ГС N 660-VI


О рекомендациях парламентских слушаний на тему "О реализации Закона Республики Саха (Якутия) "Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)"



Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Утвердить рекомендации парламентских слушаний на тему "О реализации Закона Республики Саха (Якутия) "Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)" (прилагаются).


2. Направить настоящее постановление Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), министру внутренних дел по Республике Саха (Якутия), министру по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия), в Общественную палату Республики Саха (Якутия), главам муниципальных образований Республики Саха (Якутия), Уполномоченному по правам человека в Республике Саха (Якутия), Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия), Уполномоченному по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия), Уполномоченному по правам ребенка в Республике Саха (Якутия).


3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн" и на "Официальном интернет-портале правовой информации".


4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.



Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
П.ГОГОЛЕВ



Приложение
к постановлению
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 8 апреля 2021 г. ГС N 660-VI



РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ "О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"

г. Якутск

17 декабря 2020 года


Заслушав и обсудив доклады председателя Общественной палаты Республики Саха (Якутия) А.Е. Сергучева, министра по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) С.А. Саргыдаева, обменявшись мнениями, участники парламентских слушаний отмечают следующее.


На территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", которым установлены правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.


Следует отметить, что на региональном уровне Закон Республики Саха (Якутия) 1305-З N 167-V "Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) "Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)") был принят 30 апреля 2014 года. Республиканским законом установлены правовые основы организации и порядок осуществления общественного контроля в Республике Саха (Якутия).


Поскольку Закон Республики Саха (Якутия) "Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)" был принят до установления на федеральном уровне правовых основ организации и осуществления общественного контроля, в него вносились изменения, в основном направленные на приведение в соответствие с действующим законодательством (Законы Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2015 года 1471-З N 499-V, от 27 ноября 2015 года 1514-З N 589-V).


Принятие и реализация Закона Республики Саха (Якутия) "Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)" позволили обеспечить широкое участие граждан, представителей общественности в формировании диалога между органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в целях защиты общественных интересов, прав и свобод человека и гражданина.


Общественный контроль - это деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений, за исключением деятельности, регулируемой соответствующими федеральными законами.


В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) "Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)" субъектами общественного контроля выступают Общественная палата Российской Федерации, Общественная палата Республики Саха (Якутия), общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, Общественный совет при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), общественные советы при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия). Вышеуказанные субъекты наделены призом осуществлять общественный контроль, получать пояснения должностных лиц, обращаться за содействием в органы прокуратуры, обжаловать неправомерные действия органов государственной власти, местного самоуправления, иных организаций.


Органы государственной и муниципальной власти и другие объекты общественного контроля обязаны рассматривать замечания, иные итоги общественного контроля.


В развитие Закона Республики Саха (Якутия) "Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)" в 2016 году республика одна из первых среди субъектов Российской Федерации приняла Закон "Об общественном экологическом контроле в Республике Саха (Якутия)". Согласно Закону граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный экологический контроль в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды. На сегодняшний день 660 граждан стали общественными экологическими инспекторами.


Координирующую роль в осуществлении общественного контроля выполняет Общественная палата республики. Она является частью правозащитной системы, существующей в республике сегодня. Ежегодно палата проводит множество мероприятий. Это круглые столы, общественные слушания, общественная экспертиза социально значимых законопроектов, выездные площадки в муниципальных районах региона, общественные приемные и многое другое.


В настоящее время Общественная палата республики продолжает накапливать опыт организации общественного контроля в самых разных направлениях: от социальной сферы, повышения качества жизни, экологии до соблюдения законности избирательного процесса. С 2018 года ведется активное общественное наблюдение за ходом выборов, к которому привлекаются независимые наблюдатели.


Важным институтом общественного контроля выступают общественные советы при исполнительных органах государственной и муниципальной власти.


Члены общественных советов на местах включены в составы рабочих комиссий по приемке социальных и жилых объектов, благоустройству территорий. В этом направлении можно отметить положительный опыт общественных советов Нижнеколымского, Момского, Амгинского, Ленского, Намского, Мегино-Кангаласского районов и г. Якутска. Члены общественных советов муниципальных образований проводят работу по общественному контролю не только в составах рабочих групп, но и оперативно реагируют на создавшиеся острые ситуации, привлекая к решению вопросов органы власти, средства массовой информации и общественность.


Одним из приоритетных направлений государственной политики является финансовая поддержка некоммерческих организаций и гражданских активистов. В республике такая поддержка осуществляется в форме конкурсов на соискание грантов Главы Республики Саха (Якутия). В прошлом году из поданных 309 заявок было поддержано 56 на общую сумму 61 млн. 826 тысяч рублей. Всего, по данным Министерства по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия), количество некоммерческих организаций в 2020 году составляло 2 203, из них социально ориентированных некоммерческих организаций - 1 758, территориальных общественных самоуправлений - 22.


2 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", устанавливающий правовые основы для создания и работы добровольных народных дружин.


В целях реализации отдельных положений вышеуказанного закона, определения полномочий исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления был принят Закон Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 года 1433-З N 421-V "Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Республики Саха (Якутия)".


По состоянию на 1 декабря 2020 года Министерством внутренних дел по Республике Саха (Якутия) в региональный реестр включено 119 народных дружин и одно общественное объединение правоохранительной направленности (общая численность дружинников, включенных в реестр, - 1 842 человека). В период введения на территории Республики Саха (Якутия) режима повышенной готовности и мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) народные дружины осуществляли содействие территориальным органам внутренних дел по Республике Саха (Якутия) в мероприятиях по охране общественного порядка, а также контролю соблюдения режима в соответствии с эпидемиологической ситуацией.


Таким образом, современное государство не в состоянии эффективно реализовывать свои функции без активного участия общественности, со стороны которой должен осуществляться постоянный контроль. Несмотря на ведущуюся в данном направлении работу, имеются недостатки, которые проявляются в процессе реализации общественного контроля. Это отсутствие достаточного регулирования в сфере общественного контроля на муниципальном уровне, недостаточное использование некоторых форм общественного контроля.


На основании вышеизложенного участники парламентских слушаний рекомендуют:


1. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (П.В.Гоголев) провести анализ законодательства об общественном контроле, при необходимости внести изменения в целях совершенствования и расширения законодательства в данном направлении с учетом предложений субъектов общественного контроля и института уполномоченных в Республике Саха (Якутия).


2. Правительству Республики Саха (Якутия) (А.В. Тарасенко):


1) широко использовать все имеющиеся возможности информирования населения о механизмах реализации Закона Республики Саха (Якутия) "Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)";


2) обеспечить информационную поддержку деятельности институтов гражданского общества в средствах массовой информации, а также посредством изготовления социальной рекламы;


3) рассмотреть возможность изменения принципа формирования общественных советов муниципальных районов и исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия): 75 процентов - по представлению общественности, 25 процентов - по представлению органов государственной власти или органов местного самоуправления.


3. Министерству по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) (С.А. Саргыдаев):


1) при проведении конкурса на соискание грантов Главы Республики Саха (Якутия) поддерживать социально ориентированные инициативы, направленные на осуществление общественного контроля в целях защиты и обеспечения общественных интересов, прав и свобод человека и гражданина, и увеличить размер бюджетных ассигнований на эти цели;


2) рассмотреть вопрос о принятии мер но поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на реализацию Закона Республики Саха (Якутия) "Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)".


4. Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) (В.Н. Прокопенко) провести анализ эффективности работы народных дружин в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) с 2015 по 2020 год.


5. Общественной палате Республики Саха (Якутия) (А.Е. Сергучев):


1) разработать план работы по повышению уровня информированности общественности о механизмах реализации Закона Республики Саха (Якутия) "Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)";


2) совершенствовать методическое сопровождение общественных советов в муниципальных образованиях;


3) усилить работу по проведению общественной экспертизы наиболее важных законодательных инициатив.


6. Муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия):


1) обеспечить информационную поддержку деятельности общественных советов;


2) усилить работу по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, активизировать работу по поддержке институтов гражданского общества на местах, в том числе путем создания муниципальных ресурсных центров, правовых центров;


3) обеспечить подачу заявок на конкурс на получение местными бюджетами субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию социально направленных общественных инициатив;


4) при организации публичных слушаний по вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления, обеспечить максимальную открытость и широкое информирование населения с целью привлечения большего числа представителей гражданского общества для достижения консенсуса и учета интересов разных слоев населения;


5) предусмотреть в местных бюджетах средства на софинансирование субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на организацию деятельности народных дружин в 2021 году;


6) обеспечить создание штабов по координации деятельности добровольных народных дружин на муниципальном уровне;


7) организовать широкое информирование населения о мерах поддержки общественных объединений муниципальных образований.


7. Общественным советам муниципальных образований и исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия):


1) активизировать деятельность, направленную на проверку и экспертизу социально значимых решений и нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;


2) усилить работу по привлечению представителей общественности к обсуждению социально и общественно значимых вопросов;


3) организовать работу по освещению совместной деятельности общественных советов и органов власти в средствах массовой информации, в том числе на официальных сайтах органов муниципальной власти, а также взаимодействия муниципальных органов власти с иными институтами гражданского общества.


8. Уполномоченному по правам человека в Республике Саха (Якутия) (С.М. Гурьева) совершенствовать взаимодействие с Общественной палатой Республики Саха (Якутия) по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.


9. Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) (А.Е. Кычкина) организовать и провести совместное с Общественной палатой Республики Саха (Якутия) мероприятие в рамках осуществления общественного контроля в Республике Саха (Якутия).


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ