Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2021 года N 2932


Об информации Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам о деятельности Управления в 2020 году



Рассмотрев информацию Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам о деятельности Управления в 2020 году, представленную в областную Думу руководителем Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам С.М. Палевичем (письмо от 12.02.2021 N 783), решение комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в целях реализации пунктов 12 и 13 задач, закрепленных Стратегией деятельности Тюменской областной Думы шестого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области, статьей 106 Регламента Тюменской областной Думы областная Дума постановляет:


1. Информацию Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам о деятельности Управления в 2020 году принять к сведению (прилагается).


2. Рекомендовать Управлению Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам:


2.1. Продолжить работу в поднадзорных сферах, уделив особое внимание профилактике правонарушений, в том числе посредством принятия мер по информированию граждан, прибывающих из стран, неблагополучных по инфекционным заболеваниям животных, о правилах ввоза продукции животного происхождения, действующих запретах и ограничениях, введенных Россельхознадзором.


2.2. Продолжить практику участия должностных лиц Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам в семинарах-совещаниях по вопросам осуществления органами местного самоуправления земельного контроля.


2.3. Обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области по вопросам агропромышленного комплекса с мотивированным письмом, содержащим перечень предприятий, в отношении которых целесообразно проведение дополнительных мероприятий по повышению зоосанитарного статуса биологической защиты (компартмента).



Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ



Приложение
к постановлению областной Думы
от 18.03.2021 N 2932



ИНФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ И ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНЫМ ОКРУГАМ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В 2020 ГОДУ

(представлена в областную Думу руководителем Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам С.М. Палевичем 12.02.2021)



В 2020 году штатная численность Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (далее - Управление) выросла на 6 единиц и составила 142 единицы. Увеличение произошло за счет инспекторов в сфере ветеринарного надзора. Общая численность специалистов, осуществляющих функции по контролю и надзору, составляет 109 единиц.


Размещение инспекторского состава*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Контрольно-надзорная деятельность Управления осуществляется на территории трех субъектов. Стационарные рабочие места организованы в 11 населенных пунктах.


Контрольно-надзорная деятельность Управления*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Количество проведенных Управлением в 2020 году контрольно-надзорных мероприятий снизилось по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года почти в 2 раза. При этом число плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сократилось в 5 раз. Такое сокращение стало следствием проводимой работы по уменьшению административной нагрузки на бизнес, в том числе в рамках мер по поддержке бизнеса в связи с распространением коронавирусной инфекции.


Большинство плановых проверок проведено с применением риск-ориентированного подхода. Поднадзорные субъекты в сфере государственного земельного надзора и надзора за обращением лекарственных средств распределены по категориям риска. Основной их объем принадлежит к категориям умеренного и низкого рисков.


В 2020 году вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2020 N 1304 "Об утверждении Положения о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)", которым установлены категории риска в сфере карантина растений. В настоящее время ведется работа по отнесению хозяйствующих субъектов к указанным категориям.


Большое внимание в 2020 году уделялось реализации профилактических мероприятий, которых за прошедший год было проведено более 16 тысяч. Это в 1,3 раза выше уровня 2019 года.


Ветеринарный надзор*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В сфере ветеринарного надзора Управлением по поручению Правительства Российской Федерации была проведена 141 проверка в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих содержание, разведение свиней и птиц и осуществляющих переработку продукции свиноводства и птицеводства.


На предприятиях, осуществляющих переработку, хранение и реализацию свинины и мяса птицы, в основном выявляется несоответствие продукции требованиям технических регламентов, несоблюдение правил хранения пищевых продуктов, отсутствие надлежащей маркировки и установленных сроков годности, прием и переработка сырья без ветеринарных сопроводительных документов.


Проверенные птицеводческие предприятия не обеспечивают работу по закрытому типу. Территория этих предприятий не полностью огорожена, на их территориях имеются посторонние организации, не соблюдаются требования к складированию помета, не работают дезбарьеры. Это касается в том числе и крупнейшей птицефабрики региона - Боровской.


Свиноводческие предприятия также зачастую не огораживают территорию способами, препятствующими проникновению посторонних лиц и диких животных, нарушают правила утилизации биоотходов. В ряде случаев установлено неудовлетворительное состояние территории хозяйств.


Отмечается крайне низкая заинтересованность свиноводческих хозяйств в обеспечении биологической защиты. Так, в 2019 году на проведение обследований в целях присвоения компартмента подано только 6 заявлений, а за 2020 год - всего 2. Кроме того, свиноводческие хозяйства не соблюдают критерии биологической защиты. Например, в 2019 году свиноводческому комплексу ЗАО "Племзавод Юбилейный" понижен компартмент с 4-го до 3-го уровня, а в 2020 году при подаче заявления на присвоение 4-го компартмента установлено, что хозяйство не соответствует заявленному уровню. Также в отчетном периоде понижен с 3-го до 1-го уровня компартмент у АО "Мясокомбинат Ялуторовский". При этом согласно ФГИС "Цербер" на поднадзорной Управлению территории осуществляют деятельность в сфере свиноводства 217 хозяйствующих субъектов.


При осуществлении мониторинга пищевой продукции отобрана 661 проба. При одинаковом количестве отобранных в 2019 и 2020 годах проб количество положительных результатов увеличилось на 23%. Так, за 2020 год 102 пробы (более 15%) не соответствуют требованиям технических регламентов, по показателю качества 32 пробы (5%), по показателю безопасности 70 проб (11%). Согласно полученным результатам в мясной продукции выявлялись антибиотики и листерии, молочная продукции не соответствовала по показателям "массовая доля жира/влаги". На высоком уровне осталась выявляемость фальсифицированной продукции (17% от общего количества положительных проб). В 70% случаев продукция не соответствовала по показателям безопасности (антибиотики, микробиология).


По результатам мониторинга пищевой продукции Управлением прекращено действие 30 деклараций о соответствии. В отношении производителей некачественной продукции возбуждено 6 дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.


В ходе мониторинга работы хозяйствующих субъектов в ФГИС "Меркурий" в большинстве случаев установлены такие нарушения, как перемещение продукции за нелогичный промежуток времени (29%), негашение ВСД (25%), сертификация продукции с истекшим сроком годности (24%). В результате заблокированы учетные записи 1 016 пользователей, регистрация 147 пользователей в системе аннулирована. Выявлено 17 фактически несуществующих площадок производителей подконтрольной продукции и 169 несуществующих предприятий торговли. Материалы по фактам выявления незаконного оборота продукции были переданы в правоохранительные органы, налоговую и ветеринарную службы. Фантомные площадки исключены из системы, учетные записи ответственных уполномоченных лиц аннулированы.


В рамках контроля за обращением лекарственных средств для ветеринарного применения и лицензионного контроля проведено 34 контрольных мероприятия. Прекращено действие 7 лицензий, выдано 10 лицензий, в том числе вновь предоставлено - 6, переоформлено - 4. При этом всего на подконтрольной территории фармацевтическую деятельность в области ветеринарии осуществляют 92 хозяйствующих субъекта. За 2020 год в результате проверок возбуждено 12 административных дел. Три четверти выявленных нарушений составляют нарушения лицензионных требований и условий, 25% нарушений пришлось на реализацию ветеринарных препаратов без наличия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.


Ветеринарный контроль на государственной границе РФ и транспорте*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


При осуществлении пограничного ветеринарного контроля досмотрено более 179 тыс. тонн животноводческой продукции, в основном это корма и кормовые добавки (95% всей досмотренной продукции).


Основным видом выявляемых нарушений остается ввоз продукции из стран, неблагополучных по инфекционным заболеваниям животных, по причине неинформированности иностранных граждан о правилах ввоза продукции и о действующих запретах и ограничениях, введенных Россельхознадзором. Поэтому, несмотря на снижение количества рейсов из стран СНГ, процент выявляемости нарушений растет. Так, в 2020 году нарушения были выявлены на 95% рейсов.


На границе с Республикой Казахстан до 16 марта 2020 года круглосуточно проводились совместные контрольные мероприятия, направленные на недопущение ввоза запрещенной сельскохозяйственной продукции. Благодаря этому процент выявления нарушений снизился с 60% в 2019 году до 49% в 2020 году. Продукция, перемещаемая казахскими отправителями, была задержана в 46% случаев, а узбекскими и киргизскими перевозчиками - в 100% случаев. Причиной задержания товаров в 98% случаев стало отсутствие ветеринарных сопроводительных документов.


В 2020 году проконтролирован импорт в Тюменскую область 392 голов крупного рогатого скота из Германии, 72 200 суточных цыплят из Великобритании, около 4,5 тыс. тонн кормов и кормовых добавок из Казахстана и Белоруссии. Нарушений не выявлено.


Экспорт продукции животноводства*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


На подконтрольной территории в Реестр Таможенного союза включено 30 предприятий, в Реестр экспортеров зарубежных стран - 16 хозяйствующих субъектов, аттестованных на право экспорта в 28 стран. Основную часть из них составляют предприятия, занимающиеся производством непищевой продукции. Количество предприятий-экспортеров с 2016 года имеет постоянную тенденцию к росту. При этом наблюдается все более ответственный подход предприятий к аттестации. Так, если в 2019 году по результатам аттестации не соответствовало требованиям стран-импортеров 57% заявителей, то в 2020 году - всего 36% заявителей. Фактически экспорт в 2020 году осуществляли только 15% предприятий.


Всего за отчетный период в страны Таможенного союза отправлено 4 564 тонны молочной, 5 тонн яичной и 20,7 тонны рыбной продукции. В страны Европейского союза экспортировано 83,6 тонны гаммаруса и 377,3 тонны мяса северного оленя. Кроме того, в Сербию экспортировано 16 тонн рыбной продукции и в Гонконг 6,2 тонны лома рогов и пантов северного оленя.


Карантинный фитосанитарный контроль*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В сфере карантинного фитосанитарного контроля количество контрольно-надзорных мероприятий снизилось в 2020 году на 35% и составило 1 018 единиц. В 48% случаев выявлены нарушения обязательных требований.


Достаточно высокой продолжает оставаться выявляемость нарушений при досмотре рейсов из Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана - 85%. Основными видами выявляемых карантинных объектов в продукции при ввозе ее из указанных стран являлись повилика полевая и четырехпятнистая зерновка. Стоит отметить, что количество рейсов в 2020 году по сравнению с аналогичным показателем 2019 года снизилось практически в 4 раза, однако количество случаев обнаружения карантинных объектов исходя из общего количества рейсов, возросло с 36 до 47%.


При работе на ФКП "Казанское", расположенном в непосредственной близости от российско-казахстанского участка границы, проконтролировано более 156 тонн подкарантинной продукции, из них не допущено к ввозу в Российскую Федерацию - 1,8 тонны. С 16 марта 2020 года пропуск транспортных средств и грузов на ФКП "Казанское" не осуществляется.


В структуре нарушений наибольшую долю занимает ввоз продукции из стран, попавших под временное ограничение, - 29%. Ввоз подкарантинной продукции на территорию, подконтрольную Управлению, без карантинного сертификата составляет 20%, неуведомление о поступлении подкарантинной продукции - 18%. На долю иных нарушений приходится 33%.


Ежегодно Управлением проводится карантинное фитосанитарное обследование подконтрольной территории. Всего за 2020 год обследовано более 177 тыс. га, подтверждено наличие усачей на площади более 162 тыс. га, золотистой картофельной нематоды - на площади более 48 га. Упразднены карантинные фитосанитарные зоны по золотистой картофельной нематоде на площади более 811 га, по повилике полевой - на площади 0,1 га.


Экспорт растительной продукции*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Объем экспортируемого зерна в 2020 году сократился до 7 тыс. тонн, что составляет 39% от экспорта 2019 года. Количество организаций-экспортеров зерна увеличилось с 12 до 15 единиц - на 20%. При этом количество стран-импортеров сократилось с 7 до 4. Зерно отправлялось в Данию, Казахстан, Латвию и Монголию.


Лесопродукция в 2020 году, как и в 2019-м, экспортировалась в 18 стран. В сравнении с аналогичным показателем 2019 года количество организаций-экспортеров увеличилось на 1,6% - с 63 до 64 единиц. Увеличился до 680 тыс. куб. метров (на 7%) и объем экспортируемой продукции. Основная часть экспортируемой лесопродукции (80%) направлялась в Казахстан, Узбекистан, Китай.


В ходе оказания государственных услуг при экспорте продукции выдано более 11,5 тыс. фитосанитарных сертификатов, что на 3% больше, чем в 2019 году. Отработан механизм приема заявок на фитосанитарные сертификаты от хозяйствующих субъектов через портал государственных услуг.


Одним из проблемных вопросов в сфере карантинного фитосанитарного контроля является ненадлежащее исполнение гражданами и юридическими лицами обязанностей по выполнению карантинных фитосанитарных мероприятий в карантинных фитосанитарных зонах (КФЗ), установленных на территории Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа.


Надзор за качеством зерна и семенной контроль*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В 2020 году плановые и внеплановые проверки в сфере семеноводства не проводились, в связи с этим основной акцент был сделан на проведение контрольных мероприятий в местах санкционированной и несанкционированной торговли. Нарушения выявлены в отношении физических лиц в 100% случаев. Из торгового оборота выведена 1 681 партия семян, не соответствующих требованиям нормативных документов.


Наибольшее количество выявленных нарушений приходилось на реализацию семян сельскохозяйственных культур с нарушением маркировки - 47%, а также на нарушение правил ведения документации - 26%. Благодаря системной разъяснительной работе Управления количество случаев реализации семян, не внесенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, снизилось до 11%.


В сфере надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки общее количество контрольно-надзорных мероприятий сократилось со 103 до 22 единиц. Мероприятия проводились в основном в рамках КоАП РФ в отношении производителей и поставщиков пищевой продукции. При этом доля субъектов, работающих с нарушениями, возросла до 86%.


Наибольшее число выявленных в 2020 году нарушений составляло недостоверное декларирование - 64% от общего количества нарушений. Оборот крупы, не соответствующей установленным требованиям, выявлен в 26% случаев. На долю иных нарушений приходится 10%.


Итогом работы Управления по недопущению выпуска в оборот некачественного и небезопасного зерна стало исключение из Единого реестра Росаккредитации 37 деклараций соответствия.


Земельный надзор*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В сфере государственного земельного надзора количество контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 2020 году, снизилось в 1,1 раза. Доля проверок, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от общего количества проверок, сократилась с 29 до 2%. При этом процент субъектов, работающих с нарушениями требований земельного законодательства, вырос на 7 пунктов.


Наибольшую долю в структуре выявленных нарушений в 2020 году составляло невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв - 82,4%. Это обусловлено тем, что большая часть нарушений выявлена на земельных участках физических лиц, которые практически не ведут на них какую-либо деятельность, поэтому участки зарастают сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Нарушения, связанные с невыполнением предписаний, не превышают 11%. На нарушения, связанные с порчей земель, и прочие нарушения приходится по 3,5%.


Проконтролировано более 203 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, на 2 709 га из которых выявлены нарушения, в том числе выявлено 9 карьеров на общей площади 24,52 га и 5 несанкционированных свалок на площади 1,8 га.


Вовлечено в сельскохозяйственное производство 640 га. Правообладатели отказались от права собственности на земельные участки площадью 619,2 га. Управлением в отчетном периоде в Департамент имущественных отношений Тюменской области для инициирования принудительного изъятия направлены материалы в отношении 32 земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 898,7 га ввиду их ненадлежащего использования.


В рамках контроля загрязнения почв и выявления снижения плодородия отобран 761 почвенный образец на площади 520,3 га. Из проанализированных образцов в 277 выявлено снижение плодородия и в 333 - превышение ПДК микробиологических показателей, солей тяжелых металлов и нитратов. Площадь, на которой выявлено снижение плодородия и превышение ПДК, составляет 95 га. Виновные лица привлечены к административной ответственности, им выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Процент положительных проб составил 75%, что свидетельствует о недостаточности проводимых землепользователями мероприятий по повышению плодородия земель и защите земель от загрязнения.


В рамках взаимодействия с органами муниципального земельного контроля согласовано 24 плана муниципальных проверок, при этом не содержащих проверок земельных участков сельскохозяйственного назначения. За 2020 год в Управление поступил только 1 акт проверки. Необходимо также отметить отрицательную практику уклонения органов муниципального контроля от проведения проверок при наличии соответствующих оснований. Администрации муниципальных районов ограничиваются проведением обследований, материалы которых направляют в Управление для проведения проверок.


Результаты взаимодействия Управления с органами местного самоуправления указывают на необходимость повышения эффективности осуществления муниципального земельного контроля. При надлежащем осуществлении полномочий по муниципальному земельному контролю, с учетом нахождения муниципальных земельных инспекторов в каждом районе, оперативность принятия мер в случае выявления нарушений возрастет на порядок, что в свою очередь позволит стимулировать собственников к вовлечению земель в сельскохозяйственное производство.


Судебная практика*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Всего за 2020 год в судах было рассмотрено 230 дел. При этом только в 2% случаев решения были приняты в пользу хозяйствующего субъекта. Около 8% дел прекращены, подавляющее большинство из них по причине истечения срока давности привлечения к административной ответственности, что обусловлено временной приостановкой работы судов во II-м квартале 2020 года.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ