ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2021 года N 2932
Об информации Управления
Россельхознадзора по Тюменской области,
Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому
автономным округам о деятельности
Управления в 2020 году
Рассмотрев информацию Управления
Федеральной службы по ветеринарному и
фитосанитарному надзору
(Россельхознадзор) по Тюменской области,
Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому
автономным округам о деятельности
Управления в 2020 году, представленную в
областную Думу руководителем Управления
Россельхознадзора по Тюменской области,
Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому
автономным округам С.М. Палевичем (письмо
от 12.02.2021 N 783), решение комитета областной
Думы по аграрным вопросам и земельным
отношениям, в целях реализации пунктов 12
и 13 задач, закрепленных Стратегией
деятельности Тюменской областной Думы
шестого созыва, в соответствии с пунктом
32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33
Устава Тюменской области, статьей 106
Регламента Тюменской областной Думы
областная Дума постановляет:
1. Информацию Управления
Россельхознадзора по Тюменской области,
Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому
автономным округам о деятельности
Управления в 2020 году принять к сведению
(прилагается).
2. Рекомендовать Управлению
Россельхознадзора по Тюменской области,
Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому
автономным округам:
2.1. Продолжить работу в поднадзорных
сферах, уделив особое внимание
профилактике правонарушений, в том числе
посредством принятия мер по
информированию граждан, прибывающих из
стран, неблагополучных по инфекционным
заболеваниям животных, о правилах ввоза
продукции животного происхождения,
действующих запретах и ограничениях,
введенных Россельхознадзором.
2.2. Продолжить практику участия
должностных лиц Управления
Россельхознадзора по Тюменской области,
Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому
автономным округам в
семинарах-совещаниях по вопросам
осуществления органами местного
самоуправления земельного контроля.
2.3. Обратиться в уполномоченный орган
исполнительной власти Тюменской области
по вопросам агропромышленного комплекса
с мотивированным письмом, содержащим
перечень предприятий, в отношении
которых целесообразно проведение
дополнительных мероприятий по повышению
зоосанитарного статуса биологической
защиты (компартмента).
Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ
Приложение
к постановлению областной Думы
от 18.03.2021 N 2932
ИНФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ И ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ
АВТОНОМНЫМ ОКРУГАМ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ В 2020 ГОДУ
(представлена в областную Думу руководителем Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам С.М. Палевичем 12.02.2021)
В 2020 году штатная численность Управления
Россельхознадзора по Тюменской области,
Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому
автономным округам (далее - Управление)
выросла на 6 единиц и составила 142
единицы. Увеличение произошло за счет
инспекторов в сфере ветеринарного
надзора. Общая численность специалистов,
осуществляющих функции по контролю и
надзору, составляет 109 единиц.
Размещение инспекторского состава*
* Рисунок не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
Контрольно-надзорная деятельность
Управления осуществляется на территории
трех субъектов. Стационарные рабочие
места организованы в 11 населенных
пунктах.
Контрольно-надзорная деятельность
Управления*
* Рисунок не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
Количество проведенных Управлением в 2020
году контрольно-надзорных мероприятий
снизилось по сравнению с аналогичным
показателем предыдущего года почти в 2
раза. При этом число плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей сократилось в 5 раз.
Такое сокращение стало следствием
проводимой работы по уменьшению
административной нагрузки на бизнес, в
том числе в рамках мер по поддержке
бизнеса в связи с распространением
коронавирусной инфекции.
Большинство плановых проверок проведено
с применением риск-ориентированного
подхода. Поднадзорные субъекты в сфере
государственного земельного надзора и
надзора за обращением лекарственных
средств распределены по категориям
риска. Основной их объем принадлежит к
категориям умеренного и низкого рисков.
В 2020 году вступило в законную силу
постановление Правительства Российской
Федерации от 29.08.2020 N 1304 "Об утверждении
Положения о государственном карантинном
фитосанитарном контроле (надзоре)",
которым установлены категории риска в
сфере карантина растений. В настоящее
время ведется работа по отнесению
хозяйствующих субъектов к указанным
категориям.
Большое внимание в 2020 году уделялось
реализации профилактических
мероприятий, которых за прошедший год
было проведено более 16 тысяч. Это в 1,3
раза выше уровня 2019 года.
Ветеринарный надзор*
* Рисунок не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
В сфере ветеринарного надзора
Управлением по поручению Правительства
Российской Федерации была проведена 141
проверка в отношении юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих содержание, разведение
свиней и птиц и осуществляющих
переработку продукции свиноводства и
птицеводства.
На предприятиях, осуществляющих
переработку, хранение и реализацию
свинины и мяса птицы, в основном
выявляется несоответствие продукции
требованиям технических регламентов,
несоблюдение правил хранения пищевых
продуктов, отсутствие надлежащей
маркировки и установленных сроков
годности, прием и переработка сырья без
ветеринарных сопроводительных
документов.
Проверенные птицеводческие предприятия
не обеспечивают работу по закрытому
типу. Территория этих предприятий не
полностью огорожена, на их территориях
имеются посторонние организации, не
соблюдаются требования к складированию
помета, не работают дезбарьеры. Это
касается в том числе и крупнейшей
птицефабрики региона - Боровской.
Свиноводческие предприятия также
зачастую не огораживают территорию
способами, препятствующими
проникновению посторонних лиц и диких
животных, нарушают правила утилизации
биоотходов. В ряде случаев установлено
неудовлетворительное состояние
территории хозяйств.
Отмечается крайне низкая
заинтересованность свиноводческих
хозяйств в обеспечении биологической
защиты. Так, в 2019 году на проведение
обследований в целях присвоения
компартмента подано только 6 заявлений, а
за 2020 год - всего 2. Кроме того,
свиноводческие хозяйства не соблюдают
критерии биологической защиты. Например,
в 2019 году свиноводческому комплексу ЗАО
"Племзавод Юбилейный" понижен
компартмент с 4-го до 3-го уровня, а в 2020
году при подаче заявления на присвоение
4-го компартмента установлено, что
хозяйство не соответствует заявленному
уровню. Также в отчетном периоде понижен
с 3-го до 1-го уровня компартмент у АО
"Мясокомбинат Ялуторовский". При
этом согласно ФГИС "Цербер" на
поднадзорной Управлению территории
осуществляют деятельность в сфере
свиноводства 217 хозяйствующих
субъектов.
При осуществлении мониторинга пищевой
продукции отобрана 661 проба. При
одинаковом количестве отобранных в 2019 и
2020 годах проб количество положительных
результатов увеличилось на 23%. Так, за 2020
год 102 пробы (более 15%) не соответствуют
требованиям технических регламентов, по
показателю качества 32 пробы (5%), по
показателю безопасности 70 проб (11%).
Согласно полученным результатам в
мясной продукции выявлялись антибиотики
и листерии, молочная продукции не
соответствовала по показателям
"массовая доля жира/влаги". На
высоком уровне осталась выявляемость
фальсифицированной продукции (17% от
общего количества положительных проб). В
70% случаев продукция не соответствовала
по показателям безопасности
(антибиотики, микробиология).
По результатам мониторинга пищевой
продукции Управлением прекращено
действие 30 деклараций о соответствии. В
отношении производителей
некачественной продукции возбуждено 6
дел об административных правонарушениях
по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
В ходе мониторинга работы хозяйствующих
субъектов в ФГИС "Меркурий" в
большинстве случаев установлены такие
нарушения, как перемещение продукции за
нелогичный промежуток времени (29%),
негашение ВСД (25%), сертификация
продукции с истекшим сроком годности (24%).
В результате заблокированы учетные
записи 1 016 пользователей, регистрация 147
пользователей в системе аннулирована.
Выявлено 17 фактически несуществующих
площадок производителей подконтрольной
продукции и 169 несуществующих
предприятий торговли. Материалы по
фактам выявления незаконного оборота
продукции были переданы в
правоохранительные органы, налоговую и
ветеринарную службы. Фантомные площадки
исключены из системы, учетные записи
ответственных уполномоченных лиц
аннулированы.
В рамках контроля за обращением
лекарственных средств для ветеринарного
применения и лицензионного контроля
проведено 34 контрольных мероприятия.
Прекращено действие 7 лицензий, выдано 10
лицензий, в том числе вновь
предоставлено - 6, переоформлено - 4. При
этом всего на подконтрольной территории
фармацевтическую деятельность в области
ветеринарии осуществляют 92
хозяйствующих субъекта. За 2020 год в
результате проверок возбуждено 12
административных дел. Три четверти
выявленных нарушений составляют
нарушения лицензионных требований и
условий, 25% нарушений пришлось на
реализацию ветеринарных препаратов без
наличия лицензии на осуществление
фармацевтической деятельности.
Ветеринарный контроль на
государственной границе РФ и
транспорте*
* Рисунок не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
При осуществлении пограничного
ветеринарного контроля досмотрено более
179 тыс. тонн животноводческой продукции,
в основном это корма и кормовые добавки
(95% всей досмотренной продукции).
Основным видом выявляемых нарушений
остается ввоз продукции из стран,
неблагополучных по инфекционным
заболеваниям животных, по причине
неинформированности иностранных
граждан о правилах ввоза продукции и о
действующих запретах и ограничениях,
введенных Россельхознадзором. Поэтому,
несмотря на снижение количества рейсов
из стран СНГ, процент выявляемости
нарушений растет. Так, в 2020 году
нарушения были выявлены на 95% рейсов.
На границе с Республикой Казахстан до 16
марта 2020 года круглосуточно проводились
совместные контрольные мероприятия,
направленные на недопущение ввоза
запрещенной сельскохозяйственной
продукции. Благодаря этому процент
выявления нарушений снизился с 60% в 2019
году до 49% в 2020 году. Продукция,
перемещаемая казахскими отправителями,
была задержана в 46% случаев, а узбекскими
и киргизскими перевозчиками - в 100%
случаев. Причиной задержания товаров в 98%
случаев стало отсутствие ветеринарных
сопроводительных документов.
В 2020 году проконтролирован импорт в
Тюменскую область 392 голов крупного
рогатого скота из Германии, 72 200 суточных
цыплят из Великобритании, около 4,5 тыс.
тонн кормов и кормовых добавок из
Казахстана и Белоруссии. Нарушений не
выявлено.
Экспорт продукции животноводства*
* Рисунок не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
На подконтрольной территории в Реестр
Таможенного союза включено 30
предприятий, в Реестр экспортеров
зарубежных стран - 16 хозяйствующих
субъектов, аттестованных на право
экспорта в 28 стран. Основную часть из них
составляют предприятия, занимающиеся
производством непищевой продукции.
Количество предприятий-экспортеров с 2016
года имеет постоянную тенденцию к росту.
При этом наблюдается все более
ответственный подход предприятий к
аттестации. Так, если в 2019 году по
результатам аттестации не
соответствовало требованиям
стран-импортеров 57% заявителей, то в 2020
году - всего 36% заявителей. Фактически
экспорт в 2020 году осуществляли только 15%
предприятий.
Всего за отчетный период в страны
Таможенного союза отправлено 4 564 тонны
молочной, 5 тонн яичной и 20,7 тонны рыбной
продукции. В страны Европейского союза
экспортировано 83,6 тонны гаммаруса и 377,3
тонны мяса северного оленя. Кроме того, в
Сербию экспортировано 16 тонн рыбной
продукции и в Гонконг 6,2 тонны лома рогов
и пантов северного оленя.
Карантинный фитосанитарный контроль*
* Рисунок не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
В сфере карантинного фитосанитарного
контроля количество
контрольно-надзорных мероприятий
снизилось в 2020 году на 35% и составило 1 018
единиц. В 48% случаев выявлены нарушения
обязательных требований.
Достаточно высокой продолжает
оставаться выявляемость нарушений при
досмотре рейсов из Узбекистана,
Таджикистана и Азербайджана - 85%.
Основными видами выявляемых карантинных
объектов в продукции при ввозе ее из
указанных стран являлись повилика
полевая и четырехпятнистая зерновка.
Стоит отметить, что количество рейсов в
2020 году по сравнению с аналогичным
показателем 2019 года снизилось
практически в 4 раза, однако количество
случаев обнаружения карантинных
объектов исходя из общего количества
рейсов, возросло с 36 до 47%.
При работе на ФКП "Казанское",
расположенном в непосредственной
близости от российско-казахстанского
участка границы, проконтролировано
более 156 тонн подкарантинной продукции,
из них не допущено к ввозу в Российскую
Федерацию - 1,8 тонны. С 16 марта 2020 года
пропуск транспортных средств и грузов на
ФКП "Казанское" не осуществляется.
В структуре нарушений наибольшую долю
занимает ввоз продукции из стран,
попавших под временное ограничение, - 29%.
Ввоз подкарантинной продукции на
территорию, подконтрольную Управлению,
без карантинного сертификата составляет
20%, неуведомление о поступлении
подкарантинной продукции - 18%. На долю
иных нарушений приходится 33%.
Ежегодно Управлением проводится
карантинное фитосанитарное
обследование подконтрольной территории.
Всего за 2020 год обследовано более 177 тыс.
га, подтверждено наличие усачей на
площади более 162 тыс. га, золотистой
картофельной нематоды - на площади более
48 га. Упразднены карантинные
фитосанитарные зоны по золотистой
картофельной нематоде на площади более
811 га, по повилике полевой - на площади 0,1
га.
Экспорт растительной продукции*
* Рисунок не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
Объем экспортируемого зерна в 2020 году
сократился до 7 тыс. тонн, что составляет
39% от экспорта 2019 года. Количество
организаций-экспортеров зерна
увеличилось с 12 до 15 единиц - на 20%. При
этом количество стран-импортеров
сократилось с 7 до 4. Зерно отправлялось в
Данию, Казахстан, Латвию и Монголию.
Лесопродукция в 2020 году, как и в 2019-м,
экспортировалась в 18 стран. В сравнении с
аналогичным показателем 2019 года
количество организаций-экспортеров
увеличилось на 1,6% - с 63 до 64 единиц.
Увеличился до 680 тыс. куб. метров (на 7%) и
объем экспортируемой продукции.
Основная часть экспортируемой
лесопродукции (80%) направлялась в
Казахстан, Узбекистан, Китай.
В ходе оказания государственных услуг
при экспорте продукции выдано более 11,5
тыс. фитосанитарных сертификатов, что на
3% больше, чем в 2019 году. Отработан
механизм приема заявок на
фитосанитарные сертификаты от
хозяйствующих субъектов через портал
государственных услуг.
Одним из проблемных вопросов в сфере
карантинного фитосанитарного контроля
является ненадлежащее исполнение
гражданами и юридическими лицами
обязанностей по выполнению карантинных
фитосанитарных мероприятий в
карантинных фитосанитарных зонах (КФЗ),
установленных на территории Тюменской
области и Ханты-Мансийского автономного
округа.
Надзор за качеством зерна и семенной
контроль*
* Рисунок не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
В 2020 году плановые и внеплановые
проверки в сфере семеноводства не
проводились, в связи с этим основной
акцент был сделан на проведение
контрольных мероприятий в местах
санкционированной и
несанкционированной торговли. Нарушения
выявлены в отношении физических лиц в 100%
случаев. Из торгового оборота выведена 1
681 партия семян, не соответствующих
требованиям нормативных документов.
Наибольшее количество выявленных
нарушений приходилось на реализацию
семян сельскохозяйственных культур с
нарушением маркировки - 47%, а также на
нарушение правил ведения документации -
26%. Благодаря системной разъяснительной
работе Управления количество случаев
реализации семян, не внесенных в
Государственный реестр селекционных
достижений, допущенных к использованию,
снизилось до 11%.
В сфере надзора за качеством и
безопасностью зерна и продуктов его
переработки общее количество
контрольно-надзорных мероприятий
сократилось со 103 до 22 единиц.
Мероприятия проводились в основном в
рамках КоАП РФ в отношении
производителей и поставщиков пищевой
продукции. При этом доля субъектов,
работающих с нарушениями, возросла до 86%.
Наибольшее число выявленных в 2020 году
нарушений составляло недостоверное
декларирование - 64% от общего количества
нарушений. Оборот крупы, не
соответствующей установленным
требованиям, выявлен в 26% случаев. На долю
иных нарушений приходится 10%.
Итогом работы Управления по недопущению
выпуска в оборот некачественного и
небезопасного зерна стало исключение из
Единого реестра Росаккредитации 37
деклараций соответствия.
Земельный надзор*
* Рисунок не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
В сфере государственного земельного
надзора количество контрольно-надзорных
мероприятий, проведенных в 2020 году,
снизилось в 1,1 раза. Доля проверок,
проведенных в отношении юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей от
общего количества проверок, сократилась
с 29 до 2%. При этом процент субъектов,
работающих с нарушениями требований
земельного законодательства, вырос на 7
пунктов.
Наибольшую долю в структуре выявленных
нарушений в 2020 году составляло
невыполнение установленных требований и
обязательных мероприятий по улучшению,
защите земель и охране почв - 82,4%. Это
обусловлено тем, что большая часть
нарушений выявлена на земельных
участках физических лиц, которые
практически не ведут на них какую-либо
деятельность, поэтому участки зарастают
сорной и древесно-кустарниковой
растительностью. Нарушения, связанные с
невыполнением предписаний, не превышают
11%. На нарушения, связанные с порчей
земель, и прочие нарушения приходится по
3,5%.
Проконтролировано более 203 тыс. га земель
сельскохозяйственного назначения, на 2 709
га из которых выявлены нарушения, в том
числе выявлено 9 карьеров на общей
площади 24,52 га и 5 несанкционированных
свалок на площади 1,8 га.
Вовлечено в сельскохозяйственное
производство 640 га. Правообладатели
отказались от права собственности на
земельные участки площадью 619,2 га.
Управлением в отчетном периоде в
Департамент имущественных отношений
Тюменской области для инициирования
принудительного изъятия направлены
материалы в отношении 32 земельных
участков сельскохозяйственного
назначения общей площадью 898,7 га ввиду их
ненадлежащего использования.
В рамках контроля загрязнения почв и
выявления снижения плодородия отобран 761
почвенный образец на площади 520,3 га. Из
проанализированных образцов в 277
выявлено снижение плодородия и в 333 -
превышение ПДК микробиологических
показателей, солей тяжелых металлов и
нитратов. Площадь, на которой выявлено
снижение плодородия и превышение ПДК,
составляет 95 га. Виновные лица
привлечены к административной
ответственности, им выданы предписания
об устранении выявленных нарушений.
Процент положительных проб составил 75%,
что свидетельствует о недостаточности
проводимых землепользователями
мероприятий по повышению плодородия
земель и защите земель от загрязнения.
В рамках взаимодействия с органами
муниципального земельного контроля
согласовано 24 плана муниципальных
проверок, при этом не содержащих
проверок земельных участков
сельскохозяйственного назначения. За 2020
год в Управление поступил только 1 акт
проверки. Необходимо также отметить
отрицательную практику уклонения
органов муниципального контроля от
проведения проверок при наличии
соответствующих оснований.
Администрации муниципальных районов
ограничиваются проведением
обследований, материалы которых
направляют в Управление для проведения
проверок.
Результаты взаимодействия Управления с
органами местного самоуправления
указывают на необходимость повышения
эффективности осуществления
муниципального земельного контроля. При
надлежащем осуществлении полномочий по
муниципальному земельному контролю, с
учетом нахождения муниципальных
земельных инспекторов в каждом районе,
оперативность принятия мер в случае
выявления нарушений возрастет на
порядок, что в свою очередь позволит
стимулировать собственников к
вовлечению земель в
сельскохозяйственное производство.
Судебная практика*
* Рисунок не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
Всего за 2020 год в судах было рассмотрено
230 дел. При этом только в 2% случаев
решения были приняты в пользу
хозяйствующего субъекта. Около 8% дел
прекращены, подавляющее большинство из
них по причине истечения срока давности
привлечения к административной
ответственности, что обусловлено
временной приостановкой работы судов во
II-м квартале 2020 года.