Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2023 года № 306

О внесении изменения в прогноз социально-экономического
развития Нижегородской области на долгосрочный период
(до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства
Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. № 59



В соответствии с Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. № 377, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. № 59, изменение, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев


ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 11 апреля 2023 г. № 306


"УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 6 февраля 2019 г. № 59


Прогноз социально-экономического развития

Нижегородской области на долгосрочный

период (до 2035 года)

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года) (далее - долгосрочный прогноз) разработан с учетом действующего законодательства:
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";
Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области";
постановления Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. № 377 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период".
Долгосрочный прогноз является основой для разработки бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период.

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического
развития Нижегородской области в 2021-2022 годах

В 2021 году в Нижегородской области наблюдалось активное восстановление экономики после спада, вызванного пандемией.
Экономический рост региона по итогам 2021 года оценивается на уровне 106,5% к 2020 году, что выше российского значения (прирост валового внутреннего продукта, по оценке, составил 5,6%).
Существенный вклад в экономический рост внесло восстановление промышленности, где по итогам 2021 года индекс производства составил 113,8%, в том числе в обработке - 113,3% (по Российской Федерации (далее - РФ) - 106,4% и 107,3%, соответственно).
Рост объемов работ, выполненных в целом по виду экономической деятельности "Строительство", составил 6,4% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.
Достаточно высокими темпами восстанавливался и потребительский рынок - рост розничного товарооборота по итогам года составил 107,3% (по РФ - 107,8%). Рынок платных услуг, оказываемых населению, вырос на 12,9% (по РФ - на 16,7%).
На высоком уровне сохранилась инвестиционная активность бизнеса. Даже с учетом высокой базы 2020 года капитальные вложения в экономику региона остались в положительной зоне: объем инвестиций в основной капитал составил 385,6 млрд руб. (100,4% в сопоставимых ценах).
Также одним из важнейших итогов 2021 года стал рост доходов населения. Несмотря на высокую инфляцию, среднедушевой денежный доход населения по итогам 2021 года вырос на 3,8% в реальном выражении, реальная заработная плата - на 2,8%.
Таким образом, итоги 2021 года показали, что регион справился с вызовами пандемии и вышел на рост экономики, превышающий докризисный.
Начало 2022 года также характеризовалось положительной динамикой, с ростом экономики в 1 квартале на 7%.
Однако после введения странами Запада в феврале 2022 года первых ограничительных мер в отношении России, внешние условия для российской экономики стали ухудшаться. При этом, по мере наращивания санкционного давления, влияние на экономику становилось все более выраженным.
Начиная с февраля, наблюдалась тенденция замедления темпов роста в основных отраслях - промышленности и торговле. В мае 2022 года уже отмечался спад к маю 2021 года: в промышленности - на 3,3%, в розничной торговле - на 10%, в оптовой торговле - на 18,6%. В июне спад в промышленном производстве усилился (на 13,8% к июню 2021 года), в розничной и оптовой торговле спад был зафиксирован на уровне предыдущего месяца (на 9,9% и 18,5%, соответственно).
В целях адаптации бизнеса к новым санкционным условиям на федеральном и региональном уровнях были приняты беспрецедентные меры по поддержке экономики и населения, в том числе финансовая поддержка, налоговые льготы, поддержка отраслей, реализация льготных ипотечных программ.
Общий объем поддержки из областного бюджета оценивается более чем на 5 млрд рублей с учетом выпадающих доходов от налоговых каникул и льгот.
В рамках Плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Нижегородской области в условиях внешнего санкционного давления реализовывалось порядка 70 мероприятий, направленных на поддержку отраслей реального сектора экономики (промышленных предприятий, агропромышленного комплекса, субъектов малого и среднего предпринимательства, сектора информационных технологий, диверсификацию экспорта и др.), а также на социальную поддержку граждан и рынка труда.
Принят Закон Нижегородской области от 5 августа 2022 г. № 108-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" и в статью 2.1 Закона Нижегородской области "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон № 108-З), снижающий ставки, предусмотренные упрощенной системой налогообложения (далее - УСН), для субъектов малого и среднего предпринимательства пострадавших отраслей, а также введены налоговые послабления для социальных предпринимателей, применяющих УСН, в соответствии с Законом Нижегородской области от 14 июля 2022 г. № 91-З "О внесении изменения в Закон Нижегородской области "Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения".
Кроме того, Законом № 108-З снижена ставка налога на имущество с 2% до 1%. Льгота распространяется на организации в области управления нежилой недвижимости, торговли и складских услуг.
Осуществлялось льготное финансирование по собственным программам некоммерческой организации "Фонд развития промышленности и венчурных инвестиций Нижегородской области". В 2022 году по программам льготного кредитования одобрен 31 проект на общую сумму 884,8 млн руб., из них профинансировано 27 проектов на общую сумму 774,8 млн руб. (11 проектов на сумму 351,7 млн руб. по региональной программе "Поддержка производства" и 16 проектов на сумму 423,1 млн руб. по программе "Стабильность производства").
Реализовывалась региональная программа льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Из областного бюджета предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе в 2022 году. На эти цели было направлено 586,8 млн руб.
Осуществлялась поддержка хлебопекарной промышленности. Из областного бюджета на эти цели было направлено 33,8 млн руб., из федерального - 98,7 млн руб.
На 2022 год установлена пониженная ставка (1% вместо 2,2%) налога на имущество гостиниц и объектов развлекательной инфраструктуры туризма.
Принято постановление Правительства Нижегородской области от 25 мая 2022 г. № 383 "О мерах поддержки предприятий кинотеатральной отрасли в условиях внешнего санкционного давления". В целом в 2022 году на поддержку кинотеатральной отрасти из бюджета региона предусмотрено 85,8 млн рублей.
Введены пониженные ставки налогообложения по УСН для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых являются ОКВЭД2 - 61 "Деятельность в сфере телекоммуникаций" и 63 "Деятельность в области информационных технологий".
Принят Закон Нижегородской области от 16 мая 2022 г. № 61-З "О внесении изменения в статью 7 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге", предусматривающий снижение ставки по транспортному налогу для грузоперевозчиков.
Указанные меры позволили минимизировать негативное влияние на экономику региона последствий внешнего санкционного давления.
По итогам января-ноября 2022 года индекс промышленного производства составил 99,5%, в том числе по обрабатывающим производствам - 99,6%. При этом рост наблюдался в ключевых для региона отраслях обработки: в металлургическом производстве (на 17,6%), производстве готовых металлических изделий (на 28%), производстве нефтепродуктов (на 4,4%).
Рост объемов работ, выполненных в целом по виду экономической деятельности "Строительство", за январь-ноябрь 2022 года составил 131,8% к аналогичному периоду 2021 года в сопоставимых ценах. Драйвером роста является жилищное строительство - рост на 11,1%.
Положительная динамика сохранилась на рынке платных услуг. По итогам 11 месяцев 2022 года объем платных услуг, оказанных населению, вырос на 3,1% в сопоставимых ценах. Вместе с тем, в сфере торговли на фоне снижения реальных денежных доходов населения наблюдалось сокращение оборота розничной торговли на 5,5% в сопоставимых ценах к январю-ноябрю 2021 года.
По итогам 9 месяцев 2022 года объем инвестиций в основной капитал составил 254,9 млрд руб., что на 6,4% выше аналогичного периода 2021 года в сопоставимых ценах. Основной инвестиционный рост был обеспечен по виду деятельности "Транспортировка и хранение" за счет строительства трассы М12.
Другим значимым фактором роста инвестиций является активное привлечение федерального финансирования и выделение средств из областного бюджета на капитальное строительство. Так, на реализацию Адресной инвестиционной программы Нижегородской области (далее - АИП) за 2022 год было направлено 27,1 млрд рублей из областного бюджета, что в 3,5 раза выше уровня 2021 года, и 10,8 млрд рублей из федерального бюджета. В 2022 году в рамках АИП велось строительство 20 детских садов, 14 общеобразовательных школ, 54 фельдшерско-акушерских пунктов и других социально-значимых объектов.
В целях развития инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в области оказывается государственная поддержка организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, в виде региональных налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество. За январь-сентябрь 2022 года размер государственной поддержки составил 4243 млн руб., в том числе льготы по налогу на имущество - 897 млн руб., льготы по налогу на прибыль - 3346 млн руб.
По состоянию на 1 января 2023 г. действует 45 инвестиционных соглашений между Правительством Нижегородской области и инвесторами, реализующими приоритетные инвестиционные проекты, о предоставлении государственной поддержки, по которым предусмотрен объем инвестиций в сумме 411,9 млрд рублей, сохранение и создание 18 941 рабочего места.
В 2022 году в рамках Закона Нижегородской области от 31 декабря 2004 г. № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области" введена временная мера поддержки в форме моратория на исполнение требований условий инвестиционных соглашений, заключенных с инвесторами, реализующими приоритетные инвестиционные проекты.
Реализация в текущем году мер социальной поддержки граждан, принятых на федеральном и региональном уровнях, способствовали минимизации влияния негативных факторов на динамику доходов населения.
Приняты Закон Нижегородской области от 16 мая 2022 г. № 59-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области по вопросам предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" и постановление Правительства Нижегородской области от 16 мая 2022 г. № 346 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области", предусматривающие дополнительную индексацию с 4% до 8,4% с 1 февраля 2022 г. размеров пособий, выплат, компенсаций, установленных для отдельных категорий граждан.
Произведена индексация среднемесячного дохода с 1 января 2022 г. - на 8,6% и с 1 июня 2022 г. - дополнительно на 10%, применяемого при предоставлении мер социальной поддержки ветеранам труда.
В связи с увеличением с 1 июня 2022 г. размера прожиточного минимума на 10% в области увеличены размеры выплат и пособий семьям с детьми.
С 1 июля 2022 г. увеличилась на 40% и составила 350 тыс. рублей единовременная выплата в рамках социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости).
С учетом оказанных мер поддержки реальные среднедушевые денежные доходы населения в январе-сентября 2022 года составили 98,7% к аналогичному периоду 2021 года.
По итогам января-ноября 2022 года заработная плата выросла на 12,2% в действующих ценах к аналогичному периоду 2021 года. В реальном выражении она снизилась на 1,1%.

2. Варианты внутренних условий и характеристик

социально-экономического развития Нижегородской

области на долгосрочный период


Долгосрочный прогноз разработан в двух вариантах: базовом и стратегическом.
При формировании основных параметров долгосрочного прогноза (приведены в приложении к настоящему долгосрочному прогнозу) в основу положены следующие документы:
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
- национальные проекты по приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;
- прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (протокол № 34, раздел II, пункт 2);
- параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 сентября 2022 г. № 36548-ВД/Д14и);
- прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов), одобренный постановлением Правительства Нижегородской области от 21 октября 2022 г. № 844.
При разработке долгосрочного прогноза в приоритетном порядке учитывались параметры, определенные в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 (далее - Стратегия).
Базовый вариант прогноза соответствует наиболее вероятному сценарию развития экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики.
Стратегический вариант прогноза учитывает достижение параметров, определенных в инновационном сценарии развития Нижегородской области, разработанном в рамках Стратегии.

3. Оценка факторов и ограничений экономического роста

Нижегородской области на период до 2035 года

3.1. Факторы экономического роста


Достижению устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе будет способствовать выполнение стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Основным механизмом решения стратегических задач будет реализация национальных проектов.
Важнейшими факторами экономического роста будут являться следующие:

Схема 1




3.2. Ограничения экономического роста


Схема 2


К внешним ограничениям экономического развития относится сохранение неопределенности экономической ситуации, рисков, возникших вследствие внешнего санкционного давления: сокращение импортных поставок, медленная перестройка производственно-логистических цепочек, рост цен на зарубежное оборудование, комплектующие, сырье.
На рост экономики будут оказывать сдерживающее влияние внутренние факторы.
Результаты выборочных обследований предприятий и организаций отдельных секторов экономики (промышленности, строительства, оптовой и розничной торговли, сферы услуг), проводимых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, позволяют выделить наиболее значимые факторы, ограничивающие производственную деятельность организаций (схема 3).


Схема 3


4. Основные направления социально-экономического
развития Нижегородской области и целевые
показатели долгосрочного прогноза
Нижегородской области


Социально-экономическое развитие Нижегородской области в долгосрочной перспективе будет поддерживаться реализацией мер по достижению целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Основным механизмом решения поставленных задач будет реализация национальных проектов и мероприятий государственных программ.
Реализация национальных проектов охватывает 13 ключевых направлений социально-экономического развития: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные качественные дороги, производительность труда, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, туризм и индустрия гостеприимства.
По состоянию на 20 января 2023 г. на территории Нижегородской области реализуется 46 региональных проектов, по которым заключены соглашения о реализации региональных проектов. Паспорта региональных проектов внесены в систему "Электронный бюджет".
Соответствующие мероприятия региональных проектов учтены в государственных программах Нижегородской области. В 2023 году в регионе будет осуществляться реализация 34 государственных программ и 1 государственной региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы" (предельные расходы на финансовое обеспечение программ приведены в разделе 5).

5. Основные параметры государственных
программ Нижегородской области


Предельные расходы на финансовое обеспечение
государственных программ Нижегородской области


(млн рублей)

Годы

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

2031

2032

2033

2034

2035

Всего расходы на реализацию государственных программ Нижегородской области, в том числе:

227 517,0

284 871,7

249 973,3

244 471,7

228 821,3

260 440,7

277 206,5

295 468,5

315 406,3

336 803,7

359 714,2

384 196,7

410 380,7

438 445,4

468 443,9

Государственная программа "Развитие образования Нижегородской области"

49 326,0

53 771,1

58 334,4

57 690,1

57 093,3

Государственная программа "Развитие здравоохранения Нижегородской области"

40 487,1

40 576,3

37 628,8

37 781,9

38 474,7

Государственная программа "Социальная поддержка граждан Нижегородской области"

41 461,3

47 028,0

44 938,9

41 496,6

42 470,8

Государственная программа "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области"

3 760,4

4 938,1

4 211,0

2 897,8

3 612,0

Государственная программа "Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства"

3 070,0

6 667,2

2 858,5

8 856,0

593,1

Государственная программа "Содействие занятости населения Нижегородской области"

1 521,3

1 386,1

2 646,6

1 207,0

1 227,0

Государственная программа "Охрана окружающей среды Нижегородской области"

927,1

2 718,3

2 693,4

1 278,1

869,9

Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области"

801,5

811,0

778,6

663,1

687,7

Государственная программа "Развитие культуры и туризма Нижегородской области"

6 218,0

10 539,1

5 294,1

4 346,2

5 083,4

Государственная программа "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия в Нижегородской области"

333,0

258,0

106,7

92,2

92,7

Государственная программа "Информационное общество Нижегородской области"

1 207,3

1 714,6

2 439,1

2 441,5

2 433,4

Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области"

5 467,3

10 629,6

10 153,2

7 149,4

6 815,1

Государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области"

5 716,6

6 463,8

6 421,5

7 030,5

5 615,0

Государственная программа "Развитие транспортной системы Нижегородской области"

33 486,6

52 192,8

33 266,3

38 837,7

35 285,7

Государственная программа "Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области"

684,3

1 499,0

475,1

388,2

270,5

Государственная программа "Управление государственным имуществом Нижегородской области"

1 896,5

4 530,1

1 611,1

521,0

756,1

Государственная программа "Управление государственными финансами Нижегородской области"

17 186,7

19 356,3

19 596,7

19 187,4

18 740,4

Государственная программа "Развитие предпринимательства Нижегородской области"

457,2

717,5

415,4

357,1

155,4

Государственная программа "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области"

399,0

373,7

470,0

226,6

58,0

Государственная программа "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Нижегородской области"

1 599,7

1 976,0

2 460,4

2 119,3

2 061,2

Государственная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области"

584,2

580,6

805,7

461,9

323,0

Государственная программа "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области"

39,5

105,3

72,8

13,6

13,6

Государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области"

371,9

454,6

432,6

219,4

219,4

Государственная программа "Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021-2025 годы"

0,1

3,2

10,8

12,5

30,9

Государственная программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области"

7,8

9,5

9,6

9,6

9,6

Государственная региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы"

1 820,5

6 397,9

2 602,7

0,0

0,0

Государственная программа "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения"

2 089,8

2 996,7

4 640,3

4 619,6

2 395,6

Государственная программа "Охрана животного мира Нижегородской области"

109,4

112,8

143,5

111,9

112,8

Государственная программа "Капитальный ремонт образовательных организаций Нижегородской области"

653,5

1 464,1

1 473,6

1 307,0

1 488,7

Государственная программа "Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области на 2018-2025 годы"

5 434,3

4 141,8

2 216,7

1 941,4

780,0

Государственная программа "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области"

10,0

12,6

18,6

18,6

18,6

Государственная программа "Информационная среда Нижегородской области"

380,5

441,5

500,1

500,1

465,4

Государственная программа "Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области"

4,2

2,9

3,0

3,0

3,0

Государственная программа "Предупреждение (профилактика) коррупции на территории Нижегородской области"

4,3

1,3

6,7

6,7

6,7

Государственная программа "Научно-техническое развитие Нижегородской области"

0,0

0,0

236,8

678,9

558,6


6. Прогноз баланса трудовых ресурсов Нижегородской области


тыс. чел.

Наименование показателя

2021 год

2022 год (оценка)

2023
(прогноз)

2024
(прогноз)

2025
(прогноз)

Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе:

1 934,4

1 944,3

1 954,3

1 957,1

1 963,3

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

1 710,5

1 719,1

1 727,7

1 729,4

1 732,9

иностранные трудовые мигранты

43,3

43,4

43,6

43,7

45,0

лица старше трудоспособного возраста и подростков, занятые в экономике, в том числе:

180,6

181,8

183,0

184,0

185,4

лица старше трудоспособного возраста

179,8

181,0

182,1

183,0

184,25

подростки

0,8

0,8

0,9

1,0

1,15

Распределение численности трудовых ресурсов:

Среднегодовая численность занятых в экономике

1 637,9

1 654,3

1 664,5

1 667,4

1 673,9

Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы

137,3

138,6

138,7

138,8

138,9

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике и учебой: военнослужащие; российские граждане, работающие за границей; безработные; домохозяйки и др. население

159,2

151,4

151,1

150,9

150,5


Распределение иностранных трудовых мигрантов
по видам экономической деятельности (расчетные
данные управления по труду и занятости населения
Нижегородской области с учетом фактических
данных МВД России)

тыс. чел.

Наименование показателя

2021 год

2022 год (оценка)

2023
(прогноз)

2024
(прогноз)

2025
(прогноз)

Иностранные трудовые мигранты, в том числе по видам экономической деятельности:

43,3

43,4

43,6

43,7

45,0

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

1,6

1,8

1,8

1,8

1,9

обрабатывающие производства

6,4

8,1

8,2

8,2

8,4

строительство

19,4

20,9

20,9

21,0

21,6

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

3,8

3,3

3,3

3,3

3,4

предоставление прочих видов услуг

9,9

6,5

6,6

6,6

6,8

прочие

2,2

2,8

2,8

2,8

2,9


Принятые в тексте сокращения:
ВРП - валовой региональный продукт;
ИФО - индекс физического объема;
Среднемесячная заработная плата - номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций;
ФОТ - фонд заработной платы работников организаций;
% г/г - % к предыдущему году.




ПРИЛОЖЕНИЕ
к прогнозу социально-экономического развития
Нижегородской области на долгосрочный период
(до 2035 года)



Основные параметры прогноза социально-экономического развития
Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года)

Социально- экономические показатели

Варианты

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

2031

2032

2033

2034

2035

факт

оценка

среднесрочный прогноз

прогноз

ВРП (в основных ценах соответствующих лет), млрд руб.

Базовый

1730,6

1912,8

2043,8

2194,2

2342,7

2504,7

2672,7

2854,8

3034,5

3235,0

3462,0

3705,0

3965,0

4243,2

4541,0

Стратегический

2143,2

2358,2

2595,0

2926,1

3299,6

3728,8

4230,0

4827,0

5458,1

6137,2

6886,8

7719,5

8649,8

ИФО ВРП, % г/г

Базовый

106,5

97,5

101,0

103,0

102,6

103,4

103,3

103,4

103,0

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

Стратегический

105,9

105,5

105,7

109,1

109,2

109,4

109,9

110,4

108,9

108,3

108,1

108,0

108,0

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд руб.

Базовый

1502,5

1681,1

1753

1829

1938,7

2077,4

2224,1

2381,2

2543,0

2713,1

2894,7

3085,6

3286,3

3496,9

3721,1

Стратегический

1862,7

2030,4

2240,7

2553,7

2913,2

3326,1

3814,8

4390,8

4999,2

5655,4

6391,9

7217,2

8149,2

Индекс промышленного производства, % г/г

Базовый

113,8

95-97

100,4

101,7

102,1

103,2

103,1

103,2

103

103

103

103

102,9

102,9

102,9

Стратегический

106,7

106,2

106,3

109,8

109,9

110,1

110,6

111,1

109,9

109,3

109,2

109,2

109,2

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам, млрд руб.

Базовый

1346,8

1526,1

1592

1661,3

1764

1895,1

2034

2183,0

2336,5

2498,1

2670,9

2852,8

3044,2

3245,2

3459,6

Стратегический

1694,9

1851,9

2052,9

2350,4

2693,5

3089,2

3559,1

4115,0

4706,5

5348,6

6072,7

6888,3

7813,4

Индекс производства по обрабатывающим производствам, % г/г

Базовый

113,3

95-97

100,5

101,8

102,3

103,5

103,4

103,5

103,2

103,2

103,2

103,2

103,1

103,1

103,1

Стратегический

107

106,6

106,8

110,3

110,4

110,6

111,1

111,6

110,4

109,8

109,7

109,7

109,7

Продукция сельского хозяйства, млрд руб.

Базовый

88,6

104,3

115,1

125,0

133,7

142,6

152,1

162,5

173,3

185,1

197,5

210,3

223,7

237,3

251,2

Стратегический

116,3

126,9

137,0

147,2

158,2

170,3

183,5

198,9

215,5

233,7

253,5

275,0

298,3

Индекс производства продукции сельского хозяйства, % г/г

Базовый

92,4

102,4

100,3

100,5

100,9

102,2

102,2

102,2

102,0

102,0

102,0

101,8

101,8

101,6

101,5

Стратегический

101,3

101,1

101,8

103,0

103,0

103,0

103,0

103,5

103,6

103,7

103,8

103,9

104,0

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", млрд руб.

Базовый

205,8

229,2

244,8

263,5

283

304

328,2

355,3

384,3

414,8

446,5

476,9

507,8

539,7

573,1

Стратегический

251

276,7

304,5

336,6

373,9

416,6

463,6

515

573,2

633,1

697,3

766,6

841,9

ИФО по виду деятельности "Строительство", % г/г

Базовый

106,4

100

100

102,2

102,5

102,5

103

103,5

103,4

103,2

103

102,2

102

102

102

Стратегический

102,5

104,7

105

105,5

106

106,5

106,4

106,2

106,5

105,7

105,5

105,5

105,5

Индекс потребительских цен за период с начала года, в % г/г

Базовый

107

113,7

106-106,5

104,7-104,9

104

104

104

104

104

104

104

104

104

104

104

Стратегический

106-106,5

104,7-104,9

104

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

Оборот розничной торговли, млрд руб.

Базовый

880,7

990,9

1087,9

1186,9

1277,5

1369,8

1467,3

1571,8

1683,8

1803,7

1932,1

2069,7

2217,1

2374,9

2544

Стратегический

1109,1

1219,2

1328,9

1447,0

1575,6

1715,6

1868,1

2034,1

2219,1

2420,9

2641,1

2881,3

3143,4

ИФО оборота розничной торговли, % г/г

Базовый

107,3

97

102,7

104

103,5

103,2

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

Стратегический

104,7

104,8

104,8

104,8

104,8

104,8

104,8

104,8

105

105

105

105

105

Объем платных услуг населению, млрд руб.

Базовый

213,9

230,4

247,7

266,6

285,6

307,4

330,6

355,5

382,3

411,0

442,0

475,3

511,1

549,6

591,0

Стратегический

253

276,3

300,3

327,3

356,8

388,9

423,8

462,8

505,9

553,5

606,2

663,8

727,0

ИФО объема платных услуг населению, % г/г

Базовый

112,9

100

102,3

103

103

103,2

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

Стратегический

104,5

104,5

104,5

104,5

104,5

104,5

104,5

104,7

104,8

104,9

105

105

105

Прибыль прибыльных организаций (по полному кругу), млрд руб.

Базовый

435,9

393,6

395,0

407,3

418,5

436,5

461,8

490,9

523,3

557,8

596,9

638,7

683,4

731,2

782,4

Стратегический

415,4

439,2

465,3

512,8

573,8

645,5

732,1

835,3

944,7

1 061,8

1 191,4

1 335,5

1 497,1

Темп роста прибыли прибыльных организаций в действующих ценах, % г/г

Базовый

147,6

90,3

100,3

103,1

102,7

104,3

105,8

106,3

106,6

106,6

107

107

107

107

107

Стратегический

105,5

105,7

105,9

110,2

111,9

112,5

113,4

114,1

113,1

112,4

112,2

112,1

112,1

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

Базовый

385,6

394

422,1

462,2

502,8

555,4

616,4

687,3

765,7

843,3

927,1

1011,5

1098,2

1190,0

1283,3

Стратегический

446,9

502,1

562,5

644,9

740,0

850,7

982,5

1138,7

1378,2

1699,8

2107,2

2643,1

3309,7

ИФО объема инвестиций в основной капитал, % г/г

Базовый

100,4

95-98

100,3

104

103,8

105,5

106

106,5

106,4

105,2

105

104,2

103,7

103,5

103

Стратегический

106,2

106,7

106,9

109,5

109,6

109,8

110,3

110,7

115,6

117,8

118,4

119,8

119,6

Численность населения (среднегодовая), тыс. чел.

Базовый

3 160,4

3 131,4

3 108,4

3 089,1

3 072,2

3 057,2

3 043,8

3 032,0

3 021,8

3 013,2

3 005,7

2 999,0

2 993,2

2 988,2

2 984,2

Стратегический

3 109,7

3 092,6

3 077,4

3 064,1

3 052,3

3 041,9

3 033,2

3 026,3

3 021,0

3 017,3

3 015,0

3 014,4

3 015,5

Реальные среднедушевые денежные доходы населения, % г/г

Базовый

103,8

98

102

102,8

102,5

102,5

102,4

102,4

102,4

102,4

102,4

102,4

102,4

102,4

102,4

Стратегический

104,5

104,5

104,5

104,5

104,5

104,5

104,5

104,7

104,8

104,9

105

105

105

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.

Базовый

37 577

41 871

45484

49049

52286

55752

59373

63230

67340

71712

76370

81330

86615

92240

98233

Стратегический

46600

51082

55516

60277

65445

71058

77151

83928

91387

99600

108660

118545

129330

Темп роста среднедушевых денежных доходов населения в действующих ценах, % г/г

Базовый

111,1

111,4

108,6

107,8

106,6

106,6

106,5

106,5

106,5

106,5

106,5

106,5

106,5

106,5

106,5

Стратегический

111,3

109,6

108,7

108,6

108,6

108,6

108,6

108,8

108,9

109

109,1

109,1

109,1

Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций), руб.

Базовый

41368,8

46700

51230

55300

59170

63320

67830

72660

77830

83370

89310

95670

102480

109780

117600

Стратегический

52220

57520

62810

68520

74750

81550

88970

97060

105890

115520

126030

137490

150000

Темп роста среднемесячной заработной платы в действующих ценах, % г/г

Базовый

110,0

112,9

109,7

107,9

107,0

107,0

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

Стратегический

111,8

110,1

109,2

109,1

109,1

109,1

109,1

109,1

109,1

109,1

109,1

109,1

109,1

Темп роста реальной заработной платы, % г/г

Базовый

102,8

99,3

103,0

102,9

102,8

102,9

103,0

103,0

103,0

103,0

103,0

103,0

103,0

103,0

103,0

Стратегический

105,0

105,0

105,0

105,0

105,0

105,0

105,0

105,0

105,0

105,0

105,0

105,0

105,0

ФОТ, млрд руб.

Базовый

602,8

675,2

748,4

807,8

859,7

920,0

985,5

1055,6

1130,8

1211,2

1297,5

1390,0

1489,0

1595,0

1708,5

Стратегический

763,0

840,2

912,5

996,5

1088,2

1188,4

1297,8

1417,2

1547,7

1690,1

1845,7

2015,6

2201,0

Темп роста ФОТ в действующих ценах, % г/г

Базовый

110,9

112,0

110,8

107,9

106,4

107,0

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

Стратегический

113,0

110,1

108,6

109,2

109,2

109,2

109,2

109,2

109,2

109,2

109,2

109,2

109,2

Производительность труда, %

Базовый

104,3

96,5

100,4

102,8

102,2

103,0

103,0

103,1

102,6

103,1

103,1

103,2

103,2

103,3

103,4

Стратегический

105,5

105,1

105,3

108,5

108,6

108,8

109,3

109,7

108,5

108,0

108,0

108,0

108,0

Уровень зарегистрированной безработицы, %

Базовый

0,48

0,5

0,5

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

Стратегический

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4



Здесь и далее под стратегическим вариантом понимается инновационный сценарий развития области, разработанный в рамках Стратегии.".



Документ получен из эталонного банка
данных правовой информации Губернатора

и Правительства Нижегородской области


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ