ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО
КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2020 года N 10-4536П
О Резолюции публичных слушаний по
вопросу "О краевом бюджете на 2021 год и
плановый период 2022 - 2023 годов"
В соответствии с рекомендациями
публичных слушаний по вопросу "О
краевом бюджете на 2021 год и плановый
период 2022 - 2023 годов", проведенных 26
ноября 2020 года, Законодательное Собрание
края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Резолюцию
публичных слушаний по вопросу "О
краевом бюджете на 2021 год и плановый
период 2022 - 2023 годов".
2. Контроль за исполнением Резолюции
возложить на комитет по бюджету и
экономической политике (В.Ф. Чащин).
Председатель
Законодательного Собрания
Красноярского края
Д.В.СВИРИДОВ
Утверждена
Постановлением
Законодательного Собрания
Красноярского края
от 10 декабря 2020 г. N 10-4536П
РЕЗОЛЮЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ
"О КРАЕВОМ БЮДЖЕТЕ НА 2021 ГОД И ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2022 - 2023 ГОДОВ"
Участники публичных слушаний,
рассмотрев прогноз
социально-экономического развития
Красноярского края и проект краевого
бюджета на 2021 год и плановый период 2022 -
2023 годов, отмечают следующее.
Прогноз социально-экономического
развития Красноярского края на 2021 год и
плановый период 2022 - 2023 годов подготовлен
на основе сценарных условий развития
российской экономики и мировых
финансово-товарных рынков с учетом
экономических итогов 2019 года,
оперативных статистических данных
текущего года, а также наметившихся
тенденций в деятельности организаций и
отраслей экономики.
В прогнозируемом периоде на
социально-экономическое развитие края
окажут воздействие следующие основные
внешние факторы и ограничения: состояние
и тенденции развития мировой и
российской экономики, конъюнктура
мировых товарно-сырьевых рынков,
налоговая политика, таможенно-тарифная
политика, параметры инфляции, динамика
обменного курса рубля.
В качестве определяющих внутренних
факторов социально-экономического
развития края учтены пространственная
организация территории, тенденции
демографического развития, региональная
бюджетная и налоговая политика.
Внешние и внутренние условия развития
российской экономики также подвержены
дополнительной волатильности в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции и введением мер по ограничению
ее распространения в крае, стране и мире.
Прогноз социально-экономического
развития края разработан в двух
вариантах: консервативном и базовом.
Общим для обоих вариантов является
сохранение на протяжении всего
прогнозного периода санкционного режима
в отношении России со стороны Евросоюза
и США, жестких ограничений доступа
российских компаний к мировому рынку
капитала, ответных экономических мер со
стороны Российской Федерации.
Варианты различаются динамикой цен на
нефть, цветные и драгоценные металлы,
курсом национальной валюты, уровнем
инвестиционной активности, полнотой и
своевременностью реализации проектов и
программ развития, а также темпами
восстановления экономики после
установленных ограничений, направленных
на обеспечение
санитарно-эпидемиологического
благополучия.
Для разработки параметров краевого
бюджета выбран базовый вариант прогноза
социально-экономического развития края,
согласно которому в ближайшие три года
предусмотрены небольшой рост цен на
нефть и плавное ослабление рубля, что
соответствует базовому варианту
среднесрочного прогноза Российской
Федерации на 2021 - 2023 годы, принятому для
формирования параметров федерального
бюджета на 2021 - 2023 годы.
В базовом сценарии прогноза к концу
прогнозного периода ожидается
ослабление курса рубля до 73,8 рубля за
доллар США, цена на нефть марки
"Ural's" вырастет до 47,5 доллара США
за баррель, прогнозируется рост цен на
цветные и драгоценные металлы. Инфляция
в среднегодовом исчислении в 2021 году
ожидается на уровне 3,6%, в 2022 - 2023 годах
будет сохраняться на целевом уровне
Банка России в размере 4%.
С учетом указанных факторов в трехлетней
перспективе в крае прогнозируется рост
объемов промышленного производства по
большинству видов экономической
деятельности. По оценке 2020 года
промышленное производство снизится на 5%,
в прогнозном периоде ожидается
постепенное восстановление
промышленного производства с ежегодным
приростом 1 - 2%. Металлургическое
производство сохранит свое доминирующее
положение и определяющую роль в развитии
обрабатывающих производств (около 76%) и
промышленного комплекса края в целом (от
48% до 51%). Динамика в добывающем секторе
будет определяться продолжением
реализации инвестиционных проектов по
освоению нефтегазовых ресурсов
месторождений Ванкорской группы и юга
Эвенкии.
В условиях продолжения реализации
крупных капиталоемких проектов объем
инвестиций сохранится на высоком уровне
и увеличится с 450,9 млрд рублей в 2021 году
до 517 млрд рублей в 2023 году.
Продолжится развитие агропромышленного
комплекса. Положительная динамика будет
формироваться в условиях реализации мер
государственной поддержки, адаптации
большинства рынков к текущей
макроэкономической ситуации, ориентации
на замещение объемов импортной
продукции отечественными аналогами.
Средний темп прироста объема
сельскохозяйственного производства
прогнозируется в пределах 1,0% в год.
Тенденции развития строительного
комплекса во многом определяются
реализацией на территории края
инвестиционных проектов. Средний
ежегодный прирост объема строительных
работ в сопоставимых ценах составит 0,7%.
За три прогнозных года планируется
ввести более 4,1 млн кв. метров жилья при
вводе жилья в 2021 году в объеме 1254 тыс. кв.
метров с увеличением до 1494 тыс. кв. метров
в 2023 году.
По мере восстановления потребительского
спроса в 2021 году ожидается прирост
оборота розничной торговли на 6,5% в
сопоставимых ценах, в 2022 - 2023 годах - около
3% в год. Объем платных услуг, оказанных
населению, в среднем будет расти на 4,7% в
год.
Тенденции в сфере занятости населения
оказывают влияние на снижение общей
численности безработных граждан.
Прогнозируется снижение уровня
зарегистрированной безработицы к концу
прогнозного периода до 1,1% с ожидаемых 3,9%
в 2020 году и 2% в 2021 году.
Показатели уровня жизни населения будут
иметь сдержанную положительную
динамику. В среднесрочном периоде
ожидается увеличение денежных доходов
населения, среднедушевых денежных
доходов, а также рост заработной платы
темпами, опережающими инфляцию. Средний
ежегодный прирост заработной платы в
реальном исчислении составит 2,3%.
Деятельность отраслей социальной сферы
будет направлена на достижение
национальных целей развития и
выполнение приоритетных направлений
деятельности.
В социальной сфере прогноз
предусматривает повышение уровня жизни
населения на основе выполнения
социальных обязательств государства и
бизнеса. Следствием этого станет
постепенное восстановление
потребительского спроса населения.
На фоне спада экономики в 2020 году на
период 2021 - 2023 годов прогнозируется
восстановление экономического роста. По
базовому варианту прогноза средний
ежегодный прирост валового
регионального продукта (далее - ВРП)
составит 2,2%. Объем ВРП увеличится с 2,6
трлн рублей в 2021 году до 2,9 трлн рублей в
2023 году.
К основным макроэкономическим рискам
можно отнести нестабильность курса
национальной валюты, установление цен на
углеводородное сырье и металлы ниже
сценарных, превышение целевых уровней
инфляции, связанное со снижением объемов
производства отдельных товаров, ростом
затрат производителей,
импортозамещением, ростом цен на
отдельные виды услуг выше
запланированного, форс-мажорные
обстоятельства, влияющие на замедление
темпов экономического роста, снижение
темпов роста инвестиций в основной
капитал, отрицательную динамику
строительных работ, более низкие темпы
роста реальной заработной платы,
реального среднедушевого денежного
дохода и товарооборота, более низкие
темпы прироста основных показателей
малого и среднего предпринимательства,
более высокий уровень безработицы,
снижение потребительского спроса в
случае недостижения запланированного
уровня доходов населения или
значительного роста цен.
Исходя из прогноза
социально-экономического развития
сформированы цели налоговой и бюджетной
политики Красноярского края на 2021 год и
плановый период 2022 - 2023 годов.
Формирование краевого бюджета на 2021 - 2023
годы осуществлялось в условиях высокой
степени неопределенности экономической
ситуации в связи с распространением
новой коронавирусной инфекции, а также
снижения деловой активности бизнеса и
населения, явившегося следствием
карантинных мер. Однако, несмотря на
значительное влияние негативных
факторов, проект закона о краевом
бюджете на 2021 год и плановый период 2022 -
2023 годов составлен на основе принципов,
заложенных при формировании предыдущих
бюджетов.
Налоговая политика Красноярского края
реализуется на принципах стабильности и
преемственности.
Целью налоговой политики на 2021 год и
плановый период 2022 - 2023 годов является
стабилизация экономической ситуации в
Красноярском крае, мобилизация доходов
краевого и местных бюджетов в условиях
изменения федерального
законодательства и неблагоприятной
ситуации на мировых рынках, что
соответствует достижению национальных
целей по ускорению темпов
экономического роста, увеличению
численности населения страны, повышению
уровня жизни, созданию комфортных
условий для проживания и самореализации
граждан.
Основными задачами налоговой политики
края остаются привлечение в экономику
региона частных инвестиций, расширение
спектра отраслей с положительной
динамикой экономической активности,
создание комфортных условий ведения
бизнеса. Задача повышения
инвестиционной активности в регионе
будет решаться в том числе за счет
сохранения и расширения мер
государственной поддержки реального
сектора экономики.
Устойчивый рост доходов бюджета
Красноярского края будет обеспечен
повышением использования потенциала
экономики и земельно-имущественного
комплекса края, а также качества
администрирования доходов.
Решение указанных задач планируется
реализовать при сдерживании роста
налоговой нагрузки на население в рамках
использования полномочий,
предоставленных субъектам Российской
Федерации.
Траектория развития на среднесрочный
период будет определяться не только
экономическими, но и
эпидемиологическими факторами и также
характеризуется высокой степенью
неопределенности.
Учитывая высокую экспортно-сырьевую
зависимость экономики региона,
внешнеэкономические условия развития
российской экономики традиционно будут
оказывать значительное влияние на
формирование отраслевой структуры и
структуры доходов бюджета Красноярского
края.
Решение поставленных задач налоговой
политики будет осуществляться в
условиях изменения федерального
налогового и бюджетного
законодательства.
Среди ключевых изменений в налоговой
политике Российской Федерации
предусмотрена реализация маневра по
сбалансированному снижению прямых
налогов в отношении субъектов малого и
среднего предпринимательства за счет
повышения эффективности налоговых льгот
при добыче нефти, повышения
справедливости распределения природной
ренты при добыче отдельных твердых
полезных ископаемых и снижения степени
регрессивности в налогообложении
доходов.
Действующее налоговое законодательство
Красноярского края предусматривает
меры, обеспечивающие благоприятные
условия для осуществления
производственной и инвестиционной
активности: налоговые преференции и
возможность применения инвестиционного
налогового кредита.
В предстоящем прогнозном периоде будут
сохранены действующие краевые льготы,
предоставленные для поддержки крупных
инвестиционных проектов,
сельскохозяйственных
товаропроизводителей,
социально-значимых проектов до
окончания сроков действия льгот.
Задача стимулирования
налогоплательщиков, обеспечивающих рост
налоговой базы в крае за счет реализации
новых инвестиционных проектов, будет
решаться посредством установления новых
налоговых преференций.
С 2021 года в крае будет запущен в действие
механизм налоговой поддержки
региональных инвестиционных проектов.
Установление в крае мер налогового
стимулирования для участников
региональных инвестиционных проектов в
виде пониженной ставки по налогу на
прибыль организаций послужит для
налогоплательщиков дополнительными
стимулами к реализации новых
капиталоемких инвестиционных проектов в
отраслях цветной металлургии,
угледобывающей и энергетической
отраслях экономики, вносящих наиболее
весомый вклад в объемы промышленного
производства края.
В настоящее время в Российской Федерации
ведется формирование нормативной
правовой базы для предоставления
государственной поддержки
предпринимательской деятельности в
Арктической зоне Российской Федерации в
соответствии с Федеральным законом от 13
июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной
поддержке предпринимательской
деятельности в Арктической зоне
Российской Федерации".
С учетом новых полномочий,
предоставленных субъектам Российской
Федерации, и в целях решения
государственной стратегической задачи
по развитию Арктической зоны
Красноярского края в настоящее время
рассматриваются параметры и потребность
бизнеса для определения возможных
критериев и условий установления
налоговых преференций для организаций,
получивших статус резидента Арктической
зоны Российской Федерации.
Также в связи с обновлением
инвестиционной политики Красноярского
края, обусловленной принятием Закона
края от 11 июля 2019 года N 7-2919 "Об
инвестиционной политике в Красноярском
крае", планируется упростить
процедуру принятия решения о
предоставлении отсрочки, рассрочки,
инвестиционного налогового кредита по
региональным налогам, что позволит
привлечь дополнительные инвестиции в
экономику края.
Целью бюджетной политики на эти годы
является обеспечение сбалансированного
развития края в условиях восстановления
экономического роста и реализации
ключевых задач, поставленных
Президентом Российской Федерации в
качестве национальных целей развития
страны.
Базовой задачей при реализации
бюджетной политики остается реализация
Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных
целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года".
Начиная с 2019 года Красноярский край
участвует в 51 федеральном проекте,
вошедшем в 11 национальных проектов.
В ближайшие три года на реализацию
национальных проектов в Красноярском
крае планируется направить 73,5 млрд
рублей, в том числе: 41,1 млрд рублей - за
счет средств федерального бюджета, 32,4
млрд рублей - за счет средств краевого
бюджета.
Самыми финансовоемкими национальными
проектами, реализуемыми на территории
Красноярского края, являются
"Демография", "Безопасные и
качественные автомобильные дороги",
"Жилье и городская среда",
"Здравоохранение".
Концентрация ресурсов происходит в
первую очередь с целью поддержки
населения и решения демографических
проблем. По национальному проекту
"Демография" при планируемом объеме
финансирования в 2021 году 7,7 млрд рублей
85,7% предусмотрено на финансовую
поддержку семей при рождении детей (6,6
млрд рублей), в том числе на ежемесячные
выплаты в связи с рождением
(усыновлением) первого ребенка - 4,0 млрд
рублей, ежемесячные выплаты в связи с
рождением третьего и последующих детей -
1,4 млрд рублей.
В качестве приоритета федеральной и
региональной политики сохраняется
решение задачи по переселению граждан из
аварийного и ветхого жилья в рамках
национального проекта "Жилье и
городская среда". При этом в 2023 году
объем средств по данному направлению
увеличится в 1,7 раза и составит 4,7 млрд
рублей, в том числе 3,4 млрд рублей -
средства Фонда содействия
реформированию ЖКХ и 1,3 млрд рублей -
средства краевого бюджета (в 2021 году - 3,5
млрд рублей, из них 2,8 млрд рублей -
средства Фонда содействия
реформированию ЖКХ, 0,7 млрд рублей -
средства краевого бюджета).
С учетом федерального бюджета
планируется значительно увеличить
средства субсидий на строительство и
реконструкцию (модернизацию) объектов
питьевого водоснабжения в рамках
национального проекта "Жилье и
городская среда" с 28,6 млн рублей в 2020
году до 786 млн рублей в 2023 году.
При этом важной задачей бюджетной
политики становится регулярная
инвентаризация мероприятий
государственных программ на предмет их
соответствия региональным проектам и
вкладу в достижение национальных целей
развития с учетом актуализации
мероприятий Единого плана по достижению
национальных целей развития на период до
2024 года и на плановый период до 2030 года.
В 2021 году и плановом периоде 2022 - 2023 годов
в расходах краевого бюджета
предусматриваются дополнительные
средства на обеспечение сохранения
достигнутых соотношений заработной
платы по отдельным категориям
педагогических, медицинских работников,
работников учреждений культуры и
социальных работников, заработная плата
которых поэтапно начиная с 2012 года
повышалась в рамках реализации Указов
Президента Российской Федерации, а также
на увеличение с 1 января 2021 года
минимального размера оплаты труда на 5,5%
к уровню 2020 года.
На протяжении последних лет акценты
краевой бюджетной политики смещены в
сторону территорий и одной из ключевых
задач является содействие устойчивому
развитию муниципальных образований
Красноярского края. Это касается
вопросов как финансовой поддержки
муниципалитетов, так и развития
территориальной инфраструктуры и
локальной экономики.
В 2021 году более 35% расходов краевого
бюджета предусмотрено муниципальным
образованиям по различным формам
поддержки в виде межбюджетных
трансфертов - субвенций, субсидий,
дотаций и иных межбюджетных трансфертов,
направляемых на достижение национальных
целей развития, финансирование объектов
капитального строительства,
финансирование перспективных отраслей
экономики, муниципальных комплексных
проектов развития, развитие
материально-технической базы
учреждений, находящихся в муниципальных
образованиях края.
В 2021 году предусмотрено увеличение
дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных
образований Красноярского края на 6,5%,
что позволит органам местного
самоуправления края направить
дополнительные финансовые средства на
решение вопросов местного значения.
Одновременно предусматривается
передача норматива отчислений от налога,
взимаемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, в
бюджеты городских округов в размере 50% и
муниципальных округов в размере 70%,
увеличение данного норматива для
муниципальных районов с 50% до 70%. Данная
мера позволит компенсировать выпадающие
доходы для местных бюджетов, вызванные
прекращением с 1 января 2021 года действия
системы налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности.
В рамках территориального развития и
развития локальной экономики на
основании Закона края от 11 июля 2019 года N
7-2919 "Об инвестиционной политике в
Красноярском крае" планируется
реализация и финансирование
муниципальных комплексных проектов
развития, направленных на создание
объектов инфраструктурного обеспечения
инвестиционной деятельности.
Особенностью бюджетной политики начиная
с 2020 года является расширение географии
объектов капитального строительства на
территории Красноярского края, в
предстоящий трехлетний период
строительство объектов будет
сконцентрировано в 10 городах и 31
муниципальном районе Красноярского
края.
Определение перечня строек и объектов
осуществлялось исходя из необходимости
завершения начатого строительства,
приоритетного финансирования
строительства объектов социальной
сферы, начала строительства объектов с
привлечением средств федерального
бюджета.
В период 2021 - 2023 годов планируется
построить (реконструировать) и
разработать проектную документацию в
отношении порядка 100 объектов,
большинство из которых было включено в
краевой бюджет на 2020 год и плановый
период 2021 - 2022 годов. В отношении таких
объектов продолжится строительство или
начнется возведение на основании
разработанной в текущем бюджетном цикле
проектной документации.
К числу приоритетных направлений,
реализуемых как в Российской Федерации,
так и на территории края и нуждающихся в
дальнейшем совершенствовании, относится
участие граждан в бюджетном процессе.
Соответствующие мероприятия
предусмотрены в рамках двух
государственных программ Красноярского
края "Содействие органам местного
самоуправления в формировании
современной городской среды" и
"Содействие развитию местного
самоуправления".
На сегодняшний день в Красноярском крае
наработан большой опыт применения
практики инициативного бюджетирования.
Соответствующие субсидии бюджетам
муниципальных образований на поддержку
местных инициатив предоставляются в
рамках государственной программы
Красноярского края "Содействие
развитию местного самоуправления"
начиная с 2017 года.
Учитывая высокую заинтересованность
граждан и органов местного
самоуправления, в реализации проекта
поддержки местных инициатив в 2021 году
участие примут 2 муниципальных округа и
поселения из 31 муниципального района.
Объем субсидий из краевого бюджета
запланирован в размере 175,0 млн рублей.
В целом, несмотря на кризисные явления
текущего года, бюджетная политика края и
краевой бюджет на 2021 год и плановый
период 2022 - 2023 годов сохраняют
преемственность целей и задач,
поставленных на период 2020 - 2022 годов.
Вместе с тем параметры краевого бюджета
в течение очередного года и планового
периода во многом будут зависеть от
масштабов развития эпидемиологической
ситуации и эффективности мер по
преодолению последствий
распространения новой коронавирусной
инфекции, а также от темпов
восстановления экономики края,
ориентирования на достижение
национальных целей развития.
На протяжении последнего десятилетия
Красноярский край, как и другие субъекты,
столкнулся с новыми вызовами при
реализации долговой политики.
Принципиально изменились как
внутренние, так и внешние условия
государственных заимствований.
Нестабильная экономическая ситуация,
волатильность сырьевых и финансовых
рынков на фоне принимаемых федеральных
решений, приводящих к увеличению
расходов и снижению собственных доходов
краевого бюджета, требуют привлечения
дополнительных заимствований для
финансирования возникающего дефицита.
При этом благодаря проводимой в
Красноярском крае взвешенной бюджетной
и долговой политике удается сохранять
государственный долг на экономически
безопасном уровне.
При разработке долговой политики
Красноярского края анализировались и
учитывались факторы, влияющие на размер
дефицита краевого бюджета и,
следовательно, на потребность края в
заемном финансировании.
Распространение новой коронавирусной
инфекции, начавшееся в 2020 году, и
необходимость оказания государственной
поддержки отраслям экономики и
населению оказывают влияние на
исполнение бюджета Красноярского края и
приводят к увеличению размера дефицита
краевого бюджета и потребности в
определении заемных источников на его
финансирование.
В 2021 - 2023 годах целями долговой политики
будут являться обеспечение
сбалансированности краевого бюджета,
поддержание объема и структуры
государственного долга Красноярского
края на экономически безопасном уровне с
учетом всех ограничений, установленных
бюджетным законодательством Российской
Федерации.
Задачами долговой политики,
направленной на достижение поставленных
целей, являются планирование объемов и
сроков привлечения заимствований в
соответствии с программой
государственных внутренних
заимствований Красноярского края,
своевременное погашение и обслуживание
долговых обязательств Красноярского
края, оптимизация структуры
государственного долга по видам и срокам
заимствований, соблюдение ограничений
по объему государственного долга и
расходов на его обслуживание в
соответствии с бюджетным
законодательством Российской
Федерации.
В соответствии со сценарными условиями
прогноза социально-экономического
развития и основными направлениями
налоговой и бюджетной политики
сформирован проект краевого бюджета на
2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов.
Формирование бюджетных ассигнований на
2021 - 2023 годы осуществляется на основе
бюджетных ассигнований, утвержденных
Законом края от 5 декабря 2019 года N 8-3414
"О краевом бюджете на 2020 год и плановый
период 2021 - 2022 годов".
При расчете базовых бюджетных
ассигнований использовались следующие
подходы:
1) приоритизация расходов в целях
поддержки мероприятий, направленных на
достижение национальных целей развития,
реализацию мероприятий Послания
Президента Российской Федерации;
2) определение базового объема бюджетных
ассигнований на 2023 год на основе объема
бюджетных ассигнований на 2022 год, за
исключением:
мероприятий, заканчивающих свое
действие в 2022 году;
расходов по реализации решений, срок
действия которых ограничен 2022 годом;
бюджетных инвестиций в объекты
капитального строительства, включаемых
в перечень строек и объектов;
3) сохранение достигнутых соотношений
средней заработной платы отдельных
категорий работников бюджетной сферы в
рамках реализации указов Президента
Российской Федерации 2012 года;
4) уточнение базовых объемов бюджетных
ассигнований на 2021 - 2023 годы с учетом:
увеличения расходов на исполнение
публичных нормативных обязательств и
законов о наделении государственными
полномочиями в 2021 году на 3,6%;
индексации расходов краевых учреждений
на приобретение продуктов для
организации питания в 2021 году на 3,6%;
индексации стипендий с 1 сентября 2021 года
на 3,7%;
сохранения объемов прочих расходов на
уровне 2020 года;
5) сохранение программного принципа
формирования расходов в рамках 22
государственных программ, утвержденных
Правительством Красноярского края.
В целом тенденции и приоритеты
финансирования, сложившиеся в
предыдущие годы, сохранятся и в будущем.
По-прежнему преобладает
"социальный" блок расходов.
Абсолютным приоритетом бюджетной
политики является сохранение мер
социальной поддержки населения с учетом
соблюдения принципа адресности и
нуждаемости, что является серьезным
импульсом для достижения национальной
цели по снижению бедности.
При этом в соответствии с основными
направлениями федеральной бюджетной
политики на 2021 - 2023 годы в целях оказания
действенной и эффективной поддержки
малоимущих граждан предполагается
модернизация системы социальной
поддержки на принципах справедливости,
адресности и нуждаемости, включая
создание полноценной системы
мониторинга благосостояния граждан.
На 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов
сформированы следующие параметры
краевого бюджета:
прогнозируемый общий объем доходов
краевого бюджета на 2021 год в сумме 269760468,8
тыс. рублей; общий объем расходов
краевого бюджета в сумме 286943428,0 тыс.
рублей; дефицит краевого бюджета в сумме
17182959,2 тыс. рублей;
прогнозируемый общий объем доходов
краевого бюджета на 2022 год в сумме 274862155,6
тыс. рублей и на 2023 год в сумме 284980677,5 тыс.
рублей; общий объем расходов краевого
бюджета на 2022 год в сумме 281866481,8 тыс.
рублей, в том числе условно утвержденные
расходы в сумме 7781319,4 тыс. рублей, и на 2023
год в сумме 284980677,5 тыс. рублей, в том числе
условно утвержденные расходы в сумме
14164191,7 тыс. рублей; дефицит краевого
бюджета на 2022 год в сумме 7004326,2 тыс.
рублей и на 2023 год в сумме 0,0 тыс. рублей.
К концу 2021 года государственный долг
края прогнозируется на уровне 105244783,0 тыс.
рублей, к концу 2022 года - 112171897,8 тыс.
рублей, к концу 2023 года - 110909300,8 тыс.
рублей.
Участники публичных слушаний
рекомендуют:
1. Законодательному Собранию края:
1.1) принять проект закона края "О
краевом бюджете на 2021 год и плановый
период 2022 - 2023 годов";
1.2) усилить парламентский контроль за
исполнением краевого бюджета в целях
эффективной реализации задач по
социально-экономическому развитию края.
2. Правительству края совместно с
Законодательным Собранием края:
2.1) продолжить взаимодействие с органами
государственной власти Российской
Федерации, направленное на расширение
участия Красноярского края в реализации
национальных проектов и на
совершенствование межбюджетных
отношений, включая вопросы компенсации
выпадающих доходов от принятых на
федеральном уровне решений;
2.2) осуществлять мониторинг изменений
федерального налогового и бюджетного
законодательства, оказывающего влияние
на формирование и исполнение
консолидированного бюджета края, с целью
подготовки в случае необходимости
предложений по его совершенствованию;
2.3) усилить системный контроль и
организовать системный мониторинг
реализации ключевых проектов
комплексного инвестиционного проекта
"Енисейская Сибирь" для достижения
синергетических эффектов в развитии
промышленности, аграрного сектора,
транспорта, человеческого капитала в
целях ускоренного
социально-экономического развития края;
2.4) при принятии решений по введению
новых (увеличению действующих) расходных
обязательств края, установлению
налоговых льгот (продлению ранее
установленных) исходить из целей и задач
долгосрочного развития края,
определенных Стратегией
социально-экономического развития
Красноярского края до 2030 года, с учетом
необходимости выполнения условий
заключенного с Министерством финансов
Российской Федерации соглашения о мерах
по социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
Красноярского края;
2.5) провести работу, направленную на
совершенствование бюджетного процесса в
Красноярском крае, с учетом практики
применения Закона края от 18 декабря 2008
года N 7-2617 "О бюджетном процессе в
Красноярском крае".
3. Правительству края:
3.1) обеспечить исполнение краевого
бюджета с учетом достижения в
среднесрочной перспективе национальных
целей и стратегических задач развития
Российской Федерации, осуществление
которых Указом Президента Российской
Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О
национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года" возложено на
субъекты Российской Федерации;
3.2) продолжить системную работу по
развитию проектного управления в
органах исполнительной власти края с
целью повышения качества
государственного управления и
эффективной реализации национальных
(региональных) проектов (программ);
3.3) продолжить работу по выстраиванию
целостной системы стратегического
планирования края, включая:
3.3.1) разработку и утверждение прогноза
социально-экономического развития края
на долгосрочный период;
3.3.2) обеспечение согласованности целей и
задач государственных программ края с
приоритетами и основными направлениями
государственной политики, отраженными в
Стратегии социально-экономического
развития Красноярского края на период до
2030 года, а также соответствия значений
целевых показателей государственных
программ целевым показателям,
установленным в Стратегии
социально-экономического развития
Красноярского края на период до 2030 года;
3.4) провести работу по повышению
эффективности планирования расходов
краевого бюджета, включая:
3.4.1) разработку и утверждение
нормативного правового акта,
устанавливающего порядок формирования и
представления главными распорядителями
средств краевого бюджета обоснований
объемов бюджетных ассигнований;
3.4.2) обеспечение разработки и
утверждения методики планирования
бюджетных ассигнований;
3.4.3) принятие нормативных правовых актов,
формирующих расходные обязательства
Красноярского края;
3.5) продолжить работу по
совершенствованию долговой политики
края, включая разработку основных
направлений долговой политики края с
учетом требований, установленных
Бюджетным кодексом Российской
Федерации;
3.6) продолжить реализацию комплекса
мероприятий, направленных на создание
условий для выравнивания
социально-экономического развития
муниципальных образований края,
обеспечения эффективного размещения
производительных сил с одновременным
сохранением и развитием системы
поддержки отраслей, обеспечивающих
массовую занятость и сохраняющих схему
расселения;
3.7) активизировать работу по обеспечению
доступа негосударственных организаций,
в том числе социально ориентированных
некоммерческих организаций, к оказанию
услуг в отраслях социальной сферы в
целях развития конкуренции и повышения
качества и доступности государственных
и муниципальных услуг;
3.8) продолжить работу по повышению
эффективности бюджетной сети в рамках
повышения эффективности бюджетных
расходов, в том числе работу по
реформированию (оптимизации) бюджетной
сети (по отраслям) краевых
государственных учреждений с учетом
потребности населения в предоставлении
государственных услуг и повышении их
качества;
3.9) обеспечить реализацию мероприятий,
направленных на повышение доходов
краевого бюджета и эффективности
бюджетных расходов;
3.10) осуществлять повышение
эффективности администрирования
доходов бюджетной системы края;
3.11) продолжить анализ деятельности
крупных предприятий и организаций с
целью прогнозирования налоговых
поступлений в консолидированный бюджет
края;
3.12) организовать работу по реализации
мероприятий, направленных на разработку
и внедрение отраслевых систем оплаты
труда работников бюджетной сферы
Красноярского края, с целью достижения
оптимальной структуры заработной платы
работников учреждений бюджетной сферы,
обеспечивающей баланс гарантированной
заработной платы и стимулирования
работников (служащих) по результатам
труда, а также мер, направленных на
недопущение и (или) сокращение
диспропорций в уровнях оплаты труда
работников бюджетной сферы в связи с
реализацией Федерального закона от 9
ноября 2020 года N 362-ФЗ "О внесении
изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации";
3.13) продолжить разработку и реализацию
мер, направленных на повышение
эффективности форм и методов управления
государственным сектором экономики
края;
3.14) осуществлять мониторинг
эффективности действующих мер
государственной поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства, а
также проводить предварительную оценку
эффективности предполагаемых к
внедрению мер поддержки (налоговые
льготы, технопарки, бизнес-инкубаторы);
3.15) продолжить работу по
совершенствованию мер поддержки малого
и среднего предпринимательства, включая
развитие такой организационной
поддержки, как возможность
сосредоточения (объединения)
региональных организаций, образующих
инфраструктуру поддержки малого и
среднего предпринимательства, по
принципу "одного окна";
3.16) рассмотреть возможность более
активного использования механизмов
приватизации краевого имущества в целях
получения дополнительных доходов в
краевой бюджет;
3.17) рассмотреть целесообразность
пересмотра контрольного показателя по
снижению неформальной занятости для
городских округов и иных муниципальных
образований края, принимая во внимание
занятость местного населения вахтовым
методом на других территориях;
3.18) осуществлять консультационную и
методическую помощь органам местного
самоуправления при организации ими
работы, направленной на повышение
эффективности управления на
муниципальном уровне, включая
объединение поселений, входящих в состав
муниципального района;
3.19) продолжить расширение практики
инициативного бюджетирования в
муниципальных образованиях края;
3.20) организовать работу по привлечению
средств федерального бюджета для
формирования жилищного фонда
социального использования, формирования
доступного арендного жилья, расширения
возможностей подпрограммы
"Переселение граждан из аварийного
жилищного фонда" государственной
программы края "Создание условий для
обеспечения доступным и комфортным
жильем граждан" в целях улучшения
жилищных условий граждан, проживающих на
территории края;
3.21) продолжить работу по реализации
экологической политики в Красноярском
крае с учетом приоритетов, обозначенных
Указом Президента Российской Федерации
от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии
экологической безопасности Российской
Федерации на период до 2025 года";
3.22) рассмотреть возможность увеличения
финансирования государственной
программы края "Охрана окружающей
среды, воспроизводство природных
ресурсов" в части подпрограммы
"Обращение с отходами" на
предоставление субсидий муниципальным
образованиям края на организацию
(строительство) мест (площадок)
накопления отходов потребления и
приобретение контейнерного
оборудования, на строительство объектов
размещения твердых коммунальных
отходов, ликвидацию несанкционированных
свалок;
3.23) рассмотреть возможность
дополнительного финансирования
расходов, связанных с капитальным
ремонтом, реконструкцией объектов
электросетевого хозяйства и источников
электрической энергии в целях
своевременного решения проблемы износа
электросетевого оборудования;
3.24) рассмотреть возможность
существенного увеличения
финансирования мероприятий
подпрограммы "Чистая вода"
государственной программы края
"Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального хозяйства и
повышение энергетической
эффективности";
3.25) ускорить работу по цифровизации и
увеличению зоны охвата сетью Интернет
малонаселенных и отдаленных районов;
3.26) продолжить практику стимулирования в
рамках государственной программы края
"Содействие развитию местного
самоуправления" муниципальных
образований, реализующих инициативы по
преобразованию поселений.
4. Органам местного самоуправления:
4.1) обеспечить реализацию планов
мероприятий по росту доходов местных
бюджетов, повышению эффективности
бюджетных расходов и совершенствованию
долговой политики муниципальных
образований, исключив формальный
подход;
4.2) совместно с уполномоченными
территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти и
органами государственной власти края
осуществлять работу по расширению
налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц посредством выявления и
пресечения использования
работодателями схем минимизации
налогообложения в виде выплаты
неучтенной ("теневой") заработной
платы, а также работу по выявлению лиц,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность без соответствующей
регистрации в налоговых органах;
4.3) продолжить работу по вовлечению
объектов недвижимого имущества в
налогооблагаемые базы муниципальных
образований края в целях увеличения
поступлений в местные бюджеты налоговых
и неналоговых доходов от использования
имущества, расположенного в
муниципальных образованиях края, а также
осуществлять контроль за целевым
использованием такого имущества в
рамках имеющихся полномочий;
4.4) осуществлять оценку
социально-экономического состояния
территории муниципального образования,
включая мониторинг состояния
предпринимательского климата, анализ
экономических и социальных проблем,
сдерживающих развитие малого и среднего
предпринимательства, в целях улучшения
инвестиционного и делового климата
муниципальных образований;
4.5) продолжить работу по реформированию
(оптимизации) бюджетной сети (по
отраслям) муниципальных учреждений с
учетом потребности населения в
предоставлении муниципальных услуг и
повышении их качества;
4.6) продолжить работу, направленную на
совершенствование территориального
устройства, в том числе путем
объединения поселений.
5. Счетной палате края:
5.1) осуществлять мониторинг реализации в
крае региональных проектов,
направленных на достижение
установленных показателей и результатов
соответствующих федеральных проектов,
обеспечивающих достижение национальных
целей, обозначенных в Указах Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204
"О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года";
5.2) продолжить взаимодействие с
муниципальными контрольно-счетными
органами в целях укрепления и повышения
эффективности и результативности
внешнего муниципального финансового
контроля в крае.