Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 ноября 2020 года N 1927-р


Об утверждении прогноза социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года

(с изменениями на 26 декабря 2022 года)

(в ред. Распоряжения Совета министров Республики Крым от 26.12.2022 N 2206-р)



В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 14, 20 Закона Республики Крым от 19 июля 2022 года N 307-ЗРК/2022 "Об исполнительных органах Республики Крым", частью 3 статьи 6 Закона Республики Крым от 2 июня 2015 года N 108-ЗРК/2015 "О стратегическом планировании в Республике Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 28 апреля 2015 года N 219 "О Порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития Республики Крым на среднесрочный и долгосрочный периоды":


(в ред. Распоряжения Совета министров Республики Крым от 26.12.2022 N 2206-р)


Утвердить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года.



Заместитель Председателя
Совета министров Республики Крым
И.МИХАЙЛИЧЕНКО



Приложение
к распоряжению
Совета министров
Республики Крым
от 30.11.2020 N 1927-р



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА ПО КОНСЕРВАТИВНОМУ (I) И БАЗОВОМУ (II) ВАРИАНТАМ

Наименование показателя

Единица измерения

Отчет

Оценка

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

2027 - 2030 гг.

2031 - 2036 гг.

2019 г.

2020 г.

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1. Демография

Численность населения (среднегодовая)

тыс. чел.

1912,2

1914,2

1913,6

1916,0

1909,0

1916,5

1903,9

1917,0

1898,4

1917,5

1892,7

1917,8

1886,7

1918,1

1870,7

1918,7

1838,7

1920,5

Общий коэффициент рождаемости

число родившихся на 1000 чел. населения

10,0

9,7

9,4

9,5

9,1

9,4

8,7

9,2

8,5

9,0

8,3

8,8

8,0

8,6

7,8

8,7

8,2

9,2

Общий коэффициент смертности

число умерших на 1000 чел. населения

14,0

13,8

13,9

13,6

13,9

13,5

13,9

13,3

13,8

13,1

13,7

13,0

13,6

12,8

13,5

12,6

13,4

12,2

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

лет

72,71

73,18

73,38

74,24

73,81

75,29

74,23

76,35

74,62

77,40

75,02

77,58

75,41

77,76

76,86

79,21

78,73

81,26

2. Производство товаров и услуг

Валовой региональный продукт

млрд руб.

419,3

396,4

414,3

425,0

436,5

453,9

459,0

483,4

484,5

516,3

505,5

547,7

529,0

582,8

555,2

617,7

585,5

659,7

Индекс физического объема валового регионального продукта

в % к предыдущему году

103,2

93,5

100,6

102,6

101,7

102,7

101,3

102,5

101,5

102,5

101,1

102,6

101,3

102,9

101,4

102,5

101,9

103,0

Индекс промышленного производства

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

111,8

101,1

100,8

103,0

103,2

104,5

101,8

103,5

101,9

102,8

101,1

103,5

101,9

103,1

102,0

103,3

102,7

103,8

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

118,9

102,0

104,2

104,5

104,2

104,5

104,2

104,5

104,2

104,6

104,2

104,6

104,2

104,6

104,2

104,6

104,2

104,6

Продукция сельского хозяйства

млн руб.

56212,9

50355,0

51611,0

54964,6

54378,6

58215,3

57439,0

61916,9

58359,2

65273,5

60776,1

68394,7

63220,4

71954,1

69954,3

81016,9

85563,5

102176,9

Индекс производства продукции сельского хозяйства

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

118,7

90,2

100,0

106,4

101,7

102,1

102,0

102,5

101,2

101,3

100,2

100,6

100,1

100,9

100,1

100,2

100,0

100,2

Инвестиции в основной капитал

млн руб.

199821

170074,8

136313,0

208740,1

144118,3

227727,1

142729,0

255364,1

158327,0

258532,4

168232,3

262441,0

178321,4

280542,0

185917,5

286340,0

197547,0

307065,0

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

64,5

80,6

75,9

116,7

100,5

104,0

94,5

107,0

110,9

101,24

106,2

101,5

106,0

106,9

104,2

102,0

106,2

107,2

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"

млн руб. в ценах соответствующих лет

137397,0

121082,8

126168,2

127063,0

131593,5

133723,7

137120,4

142084,1

143565,0

148821,4

150169,0

158002,2

157076,8

167749,4

187048,2

213337,3

240570,5

300306,9

Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

78,5

84,9

100,0

101,0

100

101,0

100

101,0

100,0

101,0

100,0

101,5

100,0

101,5

100,0

101,5

100,0

101,5

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв. м общей площади

799,7

729

575

731

600

778

625

820

650

850

675

875

700

900

762,5

962,5

800

1000

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя

кв. м

18,9

19,3

19,6

19,7

20,0

20,1

20,3

20,6

20,7

21,1

21,1

21,6

21,5

22,1

22,6

23,5

24,9

26,3

Оборот розничной торговли

млн руб.

274709

284333

298981

299446

315425

316818

334045

335817

369238

374219

394346

399292

421162

426444

498534

505046

698795

708883

Индекс физического объема оборота розничной торговли

в % к предыдущему году

103,0

100,1

101,4

101,5

101,5

101,8

101,8

101,9

102,6

102,7

102,6

102,7

102,7

102,7

102,8

102,8

103,8

104,1

Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года

в % к декабрю предыдущего года

102,6

104,0

104,0

104,0

104,2

104,2

104,2

104,2

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения на территории Республики Крым, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности автомобильных дорог

%

43,51

46,71

48,47

49,39

49,77

52,06

51,17

54,71

52,17

57,62

53,17

59,97

54,17

62,32

58,17

71,72

64,17

85,82

Грузооборот транспорта (без учета трубопроводного и воздушного транспорта)

млн тонн на км

763,2

824,1

950,0

1538,5

1022,9

1579,3

1084,1

1617,9

1120,7

1652,5

1157,4

1688,0

1194,0

1723,4

1179,9

1714,3

1345,0

1864,2

Выработка электроэнергии

млн кВт·ч

492,5

359,5

337,6

343,6

334,6

339,6

331,6

337,6

329,6

335,6

327,6

333,6

321,6

326,6

319,6

325,6

318,6

323,6

Потребление электроэнергии

млн кВт·ч

5084,3

5148,1

5046,5

5157,5

5165,7

5260,7

5263,0

5418,5

5374,4

5581,0

5481,9

5748,5

5591,5

5920,9

23507,0

25514,0

38943,1

44398,9

3. Труд и занятость

Численность рабочей силы

тыс. чел.

917,4

919,0

919,5

920,5

919,5

922,1

920,1

922,1

924,1

923,2

924,3

923,1

924,9

924,0

925,5

925,5

926,2

926,2

Фонд заработной платы работников организаций

млн руб.

335090,6

349958,6

368460,3

373400,9

388582,4

396788,2

412046,7

423469,7

431667,5

443619,4

460591,2

474230,0

491907,3

506476,5

580974,2

597747,9

808575,7

831521,0

Темп роста фонда заработной платы работников организаций

% г/г

112,0

104,4

105,3

106,7

105,5

106,3

106,0

106,7

105,1

105,7

106,7

106,9

106,8

106,8

106,7

106,7

106,8

106,8

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций

руб.

32748

34189

35967

36445

37909

38705

40184

41298

42221

43390

45050

46384

48113

49538

56825

58465

78746

80979

Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций

% г/г

110,5

104,4

105,2

106,6

105,4

106,2

106,0

106,7

106,7

106,8

106,7

106,9

106,8

106,8

106,8

106,7

106,6

106,7

Реальные располагаемые денежные доходы населения

в % к предыдущему году

97,8

98,0

101,9

102,5

101,9

102,4

101,9

102,4

102,0

102,4

102,0

102,4

102,0

102,4

102,2

102,5

102,2

102,4

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения

%

17,2

16,6

15,6

12,9

14,8

11,6

14,1

10,5

13,7

9,6

13,5

9,6

13,0

9,6

12,5

9,6

12,0

9,6

Уровень безработицы (по методологии МОТ)

% к раб. силе

5,6

6,3

6,3

6,1

6,2

6,1

6,1

6,0

6,0

5,9

6,0

5,9

5,9

5,8

5,8

5,8

5,8

5,8

Иностранные трудовые мигранты

тыс. чел.

15,5

160

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

4. Окружающая среда

Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты

млн куб. м

113,3

113,1

113,1

111,2

111,2

110,9

110,9

107,5

107,5

98,9

98,9

56,8

56,8

16

54

14

46

4



Приложение
к прогнозу
социально-экономического развития Республики Крым
на долгосрочный период до 2036 года, утвержденному
распоряжением Совета министров Республики Крым
от 30.11.2020 N 1927-р



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к прогнозу социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года


Прогноз социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года (далее - долгосрочный прогноз) разработан в соответствии с требованиями Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Республики Крым "О стратегическом планировании в Республике Крым" и постановлением Правительства Республики Крым от 28 апреля 2015 года N 219 "О порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития Республики Крым на среднесрочный и долгосрочный периоды".


Долгосрочный прогноз сформирован исходя из ориентиров и приоритетов национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, на основании Закона Республики Крым от 9 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 "О стратегии социально-экономического развития Республики Крым на период до 2030 года", государственных программ и иных программных документов по развитию отдельных видов экономической деятельности и социальной сферы.



1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Республики Крым за 2019 год


Социально-экономическое положение Республики Крым в 2019 году характеризовалось ростом промышленного производства, оборота розничной торговли, увеличением номинальной и реальной заработной платы, снижением безработицы.


Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2019 год, по оценке Министерства экономического развития Республики Крым, составил 419,3 млрд руб., или 103,2% к уровню 2018 года.


Традиционно для Республики Крым структура производства ВРП тяготеет в сторону отраслей промышленности.


В структуре ВРП наибольшую долю занимает промышленное производство - 17,5%; торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов формируют 17,1% ВРП; строительство - 11,1%; сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 6,7%. Суммарная доля остальных видов экономической деятельности составляет 47,6%, из которых на социально-общественные секторы приходится 33,8%, операции с недвижимым имуществом - 7,8%, сферу транспорта - 5,8%, финансовую деятельность - 0,2%.


Индекс промышленного производства за 2019 год составил 111,8%, в том числе по виду деятельности "добыча полезных ископаемых" - 93,6%, "обрабатывающие производства" - 100,5%, "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 146,6%, "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 118,9%.


Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2019 году сложилось на уровне 56,2 млрд руб., или 118,7% к уровню 2018 года.


Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" по итогам 2019 года сложился в размере 137,4 млрд руб., или 78,5% к уровню 2018 года. Объем ввода в действие жилых домов составил 799,7 тыс. кв. м.


Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2019 году составил 199,8 млрд руб., или 64,5% к уровню 2018 года, что обусловлено успешным завершением реализации крупнейших инфраструктурных инвестиционных проектов региона, таких как строительство международного аэропорта "Симферополь", строительство Крымского моста, а также строительство Сакской ТЭЦ.


Индекс потребительских цен в декабре 2019 года по отношению к декабрю 2018 года составил 102,6%.


Оборот розничной торговли в 2019 году составил 274,7 млрд руб., объем платных услуг населению сложился на уровне 90,7 млрд руб.


Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2019 году составила 32,7 тыс. руб., за январь - август 2020 года - 33,0 тыс. руб. и по сравнению с соответствующим периодом 2019 года увеличилась на 3,4%.


Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 5,3 тыс. чел., что на 0,3 тыс. чел. больше, чем в 2018 году. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,6%. Уровень безработицы по методологии международной организации труда (МОТ) снизился с 6% в 2018 году до 5,6% по итогам 2019 года.



2. Варианты внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период


Долгосрочный прогноз разработан в двух вариантах ("консервативный" и "базовый") с учетом индивидуальных особенностей республиканского развития на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.


Консервативный вариант предполагает развитие экономики Республики Крым в условиях сохранения сложившейся инерционной динамики развития, реализации поддерживающей государственной инвестиционной политики, направленной на обеспечение стабильных экономических темпов и постепенное повышение уровня жизни населения.


Базовый вариант учитывает реализацию комплекса мер, направленного на обеспечение ускорения темпов экономического роста, улучшение демографической ситуации и качественное повышение уровня жизни населения.


Базовый вариант является основным вариантом прогноза социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года.


В зависимости от вариантности темпы прироста республиканской экономики спрогнозированы в 2030 году в границах от 1,4% по консервативному варианту до 2,5% по базовому варианту, в 2036 году - соответственно от 1,9% до 3,0%.



3. Оценка факторов и ограничений экономического роста Республики Крым на долгосрочный период


Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы социально-экономического развития Республики Крым рассматриваются в контексте общероссийских и глобальных тенденций и процессов в экономической, технологической, социальной и культурной сферах.


К факторам, определяющим конкурентные преимущества Республики Крым, относятся:


- выгодное экономико-географическое положение - выход к Черному и Азовскому морям. Наличие пяти морских портов (Керченский рыбный, Керченский, Феодосийский, Ялтинский, Евпаторийский), обеспечивающих транспортную/внешнеэкономическую связь с зарубежными странами, имеющими выход к морю;


- действие льготного режима Свободной экономической зоны в пределах всей территории Республики Крым;


- благоприятные агроклиматические ресурсы (теплообеспеченность, плодородные почвенные ресурсы);


- разнообразные санаторно-курортные, природно-рекреационные, культурные ресурсы;


- наличие корневых компетенций в агропромышленном комплексе, судостроении, химической отрасли, санаторно-курортном и туристическом комплексе. Функционирование научно-исследовательских и образовательных организаций в отраслях специализации;


- наличие относительно больших запасов горно-химического сырья, природного газа, сырья для производства строительных материалов, ресурсов для развития возобновляемой энергетики;


- сохранение спокойной межконфессиональной ситуации в крымском социуме;


- наличие сильно выраженной крымской идентичности, объединяющей жителей Республики Крым в единый региональный социум.


К слабым сторонам, ограничивающим региональное развитие, представляющим угрозу стабильности социально-экономической ситуации, относятся:


- наличие инфраструктурных ограничений для развития: дефицит водных ресурсов;


- действие экономических санкций, ограничивающих приток иностранных и частных российских инвестиций;


- ограниченный доступ к рынку капитала, высокая стоимость финансовых ресурсов;


- низкий уровень инновационной активности предприятий Республики Крым;


- дефицит высококвалифицированных кадров для будущего технологического рывка;


- высокий уровень износа основных фондов в социальной и экономической сферах Республики Крым;


- высокий уровень теневой экономики;


- нарушение прежних кооперационных связей, изменение рынков сбыта, снижение интенсивности внешнеэкономических связей;


- высокая ресурсоемкость экономики;


- сезонность функционирования предприятий сферы услуг;


- высокая антропогенная нагрузка на окружающую среду;


- ограниченность отдельных видов природных ресурсов (в частности пресная вода, пески строительные, сырье для химической промышленности и т.п.).


Ограничениями развития Республики Крым являются:


- внешнеполитические угрозы - внешнеэкономические санкции и изоляция;


- макроэкономические угрозы - снижение темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, уровня доходов и покупательной способности населения;


- угроза снижения уровня обеспеченности питьевой водой гарантированного качества жилищно-коммунального сектора и предприятий, водой для использования в сельскохозяйственном и промышленном производстве;


- социально-демографические угрозы - сохранение или усугубление процессов депопуляции населения, снижение ожидаемой продолжительности жизни, увеличение заболеваемости населения, сокращение количества трудовых ресурсов;


- угроза технологического отставания - увеличение технологического отставания Республики Крым от передовых регионов России и мира;


- угроза сокращения туристического потока - снижение конкурентоспособности санаторно-курортного и туристического комплекса и отставание от уровня развития туристических секторов Краснодарского и Ставропольского краев, Турции, Болгарии, Египта;


- природные катаклизмы, опасные геологические процессы и неблагоприятные метеорологические условия, в частности засуха, поздние весенние и ранние осенние заморозки (значительная часть Республики Крым относится к зоне рискованного земледелия), землетрясения, оползни, сели, абразия, распространение пандемий;


- техногенные аварии, возникающие вследствие высокого износа оборудования или террористических актов;


- экологические угрозы - ухудшение экологической ситуации и возникновение серьезных экологических проблем вследствие увеличения антропогенной нагрузки: низкое качество очистки сточных вод, увеличение объема размещения отходов в окружающей среде, увеличение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками; превышение количества туристов над научно рассчитанным уровнем; нарушение природоохранных норм при ведении сельского хозяйства.


Ключевыми возможностями развития Республики Крым являются:


- дифференциация экономических и культурных связей Республики Крым, заключение новых внешнеэкономических и культурных связей со странами ЕАЭС, ШОС, СНГ, Латинской Америки, Африки, Юго-Западной и Южной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличение объема прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Крым из стран указанных регионов; заключение межрегиональных соглашений с российскими регионами о сотрудничестве в сфере поставки продовольственных товаров, произведенных в Республике Крым, предоставлении санаторно-курортных и туристических услуг и др.;


- повышение конкурентоспособности, снижение энергоемкости экономики Республики Крым и повышение качества предоставляемых услуг в санаторно-курортной и туристической сфере в результате повсеместного внедрения инновационных производственных, управленческих и маркетинговых технологий (в том числе информационных и ресурсосберегающих технологий, массовое использование альтернативных источников энергии). Переход экономики Республики Крым на пятый технологический уклад;


- увеличение спроса на крымские курорты как со стороны граждан России, так и со стороны международных туристов (из ЕАЭС, ШОС, СНГ, Латинской Америки, Африки, Юго-Западной и Южной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона);


- получение дополнительных федеральных финансовых ресурсов для социально-экономического развития через участие в государственных программах России, сотрудничество с федеральными институтами развития - Фондом развития промышленности, Фондом развития моногородов, Фондом реформирования ЖКХ, Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, Фондом содействия инновациям, Внешэкономбанком и другими;


- активная интеграция предприятий, расположенных в Республике Крым, в систему межрегиональных и международных связей, в том числе выполнение государственного заказа, прежде всего в сфере оборонно-промышленного комплекса.



4. Направления социально-экономического развития Республики Крым и целевые показатели долгосрочного прогноза


Долгосрочный прогноз является одним из основных документов стратегического планирования Республики Крым, на основе которого составляются бюджетный прогноз Республики Крым на долгосрочный период, государственные программы и другие документы стратегического планирования республики.


Исходя из заданных сценарных условий Российской Федерации, объем ВРП Республики Крым по "базовому" варианту прогноза в 2030 году составит почти 617,7 млрд руб., увеличившись в 1,5 раза к уровню 2019 года, в 2036 году - 659,7 млрд руб., увеличившись в 1,6 раза к уровню 2019 года.


В прогнозном периоде предусматривается повышение эффективности экономики Республики Крым, а также усиление инвестиционной составляющей экономического роста за счет реализации дополнительных мер, направленных на ускорение и диверсификацию экономики, повышение конкурентоспособности экономики.



4.1. Промышленное производство


При расчете прогнозных параметров развития производственных видов деятельности учитывались нацеленность промышленного производства на повышение эффективности и конкурентоспособности за счет перевооружения и модернизации действующих производств, внедрение инновационных технологий, реализацию инвестиционных проектов, а также увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции.


Промышленная отрасль представлена, в большинстве, средними и крупными предприятиями, но в отдельных отраслях преобладают представители малого бизнеса, как, например, в легкой промышленности.


Промышленный комплекс формирует не менее 1/3 части консолидированного бюджета Республики Крым и обеспечивает занятостью более 70 тыс. чел. При этом уровень заработных плат в промышленной отрасли превышает среднекрымский уровень.


Базовый сценарий прогноза предусматривает сохранение положительного тренда в экономической активности предприятий.


В период 2020 - 2036 годов в базовом варианте развития экономики Республики Крым темпы роста промышленного производства составят 101,1 - 103,8%. Основной рост предполагается за счет ключевых направлений промышленной специализации региона (газодобыча, химический комплекс, машиностроительный комплекс).


Этому будет способствовать реализация мероприятий государственной программы Республики Крым "Развитие промышленного комплекса".


Индекс производства промышленной продукции в 2036 году повысится на 2,7 процентного пункта по сравнению с 2020 годом.


В прогнозном периоде ожидается увеличение индекса производства по виду экономической деятельности "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в среднем 102,0 - 104,6% за год.



4.2. Агропромышленный комплекс


Развитию агропромышленного комплекса Республики Крым, увеличению производства основных видов сельскохозяйственной продукции будут способствовать реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, развитие малых форм хозяйствования и их кооперация в отрасли, а также реализация крупных инвестиционных проектов.


Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в 2020 - 2036 годах по базовому варианту прогноза будет варьироваться в границах 90,2 - 100,2%.


Проведение государственной политики, направленной на стимулирование экономического роста и модернизацию сельскохозяйственного комплекса республики, позволит добиться увеличения производства валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств. Продукция сельского хозяйства в 2030 году составит 81,0 млрд руб., в 2036 году - 102,2 млрд руб.


Увеличение валовой продукции сельского хозяйства предполагается за счет роста объемов производства продукции животноводства и растениеводства.


Формирование прогноза на среднесрочный период проводилось с учетом ввода и освоения новых мощностей, повышения эффективности бизнеса и стимулирования модернизации экономики, реализации крупных инвестиционных проектов.


Следует отметить, что в развитии агропромышленного комплекса Республики Крым имеется ряд нерешенных проблем, таких как:


- отсутствие гарантированного орошения вследствие блокирования Украиной работы Северо-Крымского канала, и, как результат, почти полностью прекращено или существенно снижены объемы производства отдельных сельскохозяйственных культур (в том числе кормовых);


- закупка комбикормов и компонентов для них в других регионах Российской Федерации приводит к значительному росту цен и снижению объемов производства продукции животноводства в регионе;


- в связи с дефицитом водных ресурсов и активным использованием скважин для полива и нужд населения, уровень подземных вод все время уменьшается, что в перспективе грозит засолением почв и невозможностью использовать их для выращивания сельскохозяйственных культур;


- международные санкции. С 2014 года удалось решить многие проблемы и трудности, возникшие после введения санкций, однако до настоящего времени отсутствует возможность прямого привлечения иностранного капитала, транспортное сообщение с материковой частью России и другими странами ограничено Крымским мостом и Керченской переправой (воздушные и морские порты находятся под санкциями, автомобильное и железнодорожное сообщение через Украину заблокировано), часто сырье, материалы, сельскохозяйственных животных, оборудование иностранного производства приходится приобретать через фирмы-посредники, зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации. Ограниченное транспортное сообщение и необходимость работать через посредников приводят к удорожанию приобретаемой продукции (сырья) и увеличению сроков доставки;


- неконкурентоспособность банковского сектора Республики Крым по кредитованию сельскохозяйственных товаропроизводителей на льготных условиях.


Льготные кредиты по ставке, не превышающей 5% годовых, предоставляются уполномоченными банками. Критерии отбора российских кредитных организаций в качестве уполномоченного банка установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1528 и им соответствуют только ПАО РНКБ и АО "АБ "Россия".


Таким образом, с учетом всех указанных факторов к 2030 году ожидается увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции на 4,1% относительно 2019 года в сопоставимых ценах, пищевых продуктов и напитков - в 1,2 раза. К 2036 году рост производства продукции сельского хозяйства составит 5,1% относительно 2019 года, производство пищевых продуктов вырастет в 1,5 раза, напитков в 1,4 раза.



4.3. Строительство


В долгосрочном периоде на развитие строительного комплекса Республики Крым будет оказывать влияние реализация мероприятий по увеличению объемов строительства и ввода жилья, улучшению жилищных условий и повышению обеспеченности граждан республики доступным жильем.


К 2030 году объем работ по виду деятельности "Строительство" по базовому варианту прогноза увеличится в 1,5 раза к уровню 2019 года (к 2036 году - в 2,2 раза).


Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", включая работы, выполненные хозяйственным способом, за 2019 год составил 137,4 млрд руб., или 78,5% к показателю за аналогичный период 2018 года. На формирование показателя оказали влияние завершение основных этапов строительства крупных объектов (таких как многопрофильный республиканский медицинский центр и др.), а также объектов дорожного (мостового) строительства. В связи с завершением основных этапов строительства масштабных проектов в 2020 году прогнозируется незначительное сокращение объемов выполненных работ по сравнению с уровнем 2018 года. При этом продолжение реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2024 года" окажет положительное влияние на результаты выполненных работ.


В долгосрочный период рост объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", к 2036 году прогнозируется на уровне 300,3 млрд руб.


Показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития на период до 2036 года в базовом варианте разработаны на основании предложенного Минстроем России показателя ввода жилья, характеризующего достижение национальных целей к 2030 году, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также с учетом анализа текущей ситуации и дальнейших перспектив в сфере жилищного строительства.


К 2036 году планируется ввести в действие 1000,0 тыс. кв. м общей площади. При этом общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя, составит 26,3 кв. м.



4.4. Инвестиции


На протяжении последних 6 лет в республике наблюдался стабильный рост объема инвестиций в основной капитал, в 2018 году он составил 296 млрд руб.


В 2019 году объем инвестиций сократился. По данным Крымстата, в 2019 году Республика Крым привлекла порядка 199,8 млрд руб. инвестиций в основной капитал.


Данное снижение имеет объективную причину и обусловлено успешным завершением реализации крупнейших инфраструктурных инвестиционных проектов региона, таких как строительство международного аэропорта "Симферополь", строительство Крымского моста, а также строительство Сакской ТЭЦ.


Внесли коррективы в текущую экономическую ситуацию и оказали негативное влияние на работу по привлечению инвестиций в Республике Крым в 2020 году последствия сложившейся эпидемиологической обстановки в стране. В связи с этим в 2020 году значительный приток инвестиций в основной капитал не ожидается (всего 170,1 млрд руб.).


В последующие годы прогнозируется планомерный рост объема инвестиций, начиная с 2021 года: 2021 год - 208,7 млрд руб., 2022 год - 227,7 млрд руб., 2023 год - 255,4 млрд руб., 2024 год - 258,5 млрд руб., 2025 год - 262,4 млрд руб., 2026 год - 280,5 млрд руб., в связи с чем в период 2027 - 2030 гг. инвестиции в основной капитал составят 286,3 млрд руб., а в период 2031 - 2036 гг. - 307,1 млрд руб. (по базовому сценарию).


В настоящее время в рамках подписанных соглашений начата реализация 187 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций около 156,3 млрд руб., в рамках которых планируется создать более 13,4 тыс. рабочих мест.


Увеличение объема инвестиций возможно за счет реализации мероприятий в нескольких направлениях:


- создание наиболее благоприятного инвестиционного климата;


- снижение административных барьеров для развития бизнеса;


- расширение государственной финансовой поддержки, в том числе из федерального бюджета;


- развитие финансового сектора, повышение доступности кредитных ресурсов;


- развитие инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов;


- привлечение иностранных инвестиций, развитие межсубъектового, международного сотрудничества;


- создание и функционирование индустриальных парков.


Обновлен инвестиционный портал, который позволяет в удаленном доступе получить необходимую информацию о регионе, подать документы и заключить договор на участие в СЭЗ.


В целях организации сопровождения инвесторов по принципу "одного окна" функционирует специализированная организация - АО "Корпорация развития Республики Крым".


Положительное влияние на рост объемов инвестиций также оказывает функционирование свободной экономической зоны на территории Крыма.


Приоритетными направлениями привлечения инвестиций являются:


- туризм и рекреационный комплекс;


- вода и технологии ее рационального использования;


- высокотехнологичные производства в машиностроении, судостроении и приборостроении, химической промышленности;


- агропромышленный комплекс;


- информационно-телекоммуникационные технологии и биотехнологии;


- активный рост малого бизнеса в торговле, строительстве, аграрном секторе, туристическом бизнесе, услугах;


- транспортно-логистический комплекс;


- фармацевтика.



4.5. Потребительский рынок


В прогнозном периоде 2020 - 2036 годов темпы роста оборота розничной торговли по базовому варианту составят 100,1 - 104,1%.


В долгосрочной перспективе, при условии отсутствия негативных факторов, динамика розничного товарооборота останется стабильной, оборот розничной торговли увеличится к 2036 году по базовому варианту прогноза в 2,6 раза в ценах соответствующих лет к уровню 2019 года и составит 708,9 млрд руб.


Положительное влияние на развитие потребительского рынка окажут конкуренция, постоянное обновление и расширение товарных групп, продвижение республиканских товаропроизводителей на внутриреспубликанском и межрегиональном рынках, формирование культуры здорового питания населения, повышение качества предоставляемых услуг торговли и общественного питания.


Прогноз развития потребительского рынка предусматривает сохранение текущих тенденций, модернизацию производства и оснащение его технологическим оборудованием, расширение ассортимента выпускаемой продукции.



4.6. Транспортная и энергетическая инфраструктуры


Доля протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения на территории Республики Крым к 2036 году по базовому варианту прогноза составит 85,8%.


Основные изменения произойдут за счет обеспечения функционирования и развития сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, развития сети автомобильных дорог местного значения на территории Республики Крым.


Грузооборот транспорта (без учета трубопроводного и воздушного транспорта) в 2036 году по базовому варианту прогноза составит 1864 млн тонн на км.


В долгосрочной перспективе ожидается уменьшение выработки электроэнергии в Республике Крым по базовому варианту прогноза в 2036 году - до 323,6 млн кВт·ч, или на 6,0% к уровню 2020 года, за счет экономического спада, низкой динамики инвестиций в основной капитал, сдержанной динамики потребительского спроса.


По базовому сценарию наблюдается постепенное увеличение объемов потребления на 0,2% в 2021 году, на 2,0% в 2022 году, на 3,0% в 2023 году и последующих годах, что обусловлено интенсификацией инвестиционной деятельности, ростом динамики доходов населения, ростом реальной заработной платы.



4.7. Уровень жизни населения


К 2036 году среднемесячная заработная плата в целом по республике по базовому варианту составит 81,0 тыс. руб., увеличившись в 2,5 раза относительно 2019 года.


Увеличение среднемесячной заработной платы работников Республики Крым в прогнозном периоде планируется за счет обеспечения сохранения достигнутых соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со средней заработной платой в регионе, проведения ежегодной индексации заработной платы работникам государственных и муниципальных учреждений в соответствии с уровнем инфляции, индексации межотраслевых соотношений и размеров тарифных ставок первого разряда основных профессий рабочих по видам экономической деятельности с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.


В 2036 году фонд заработной платы по базовому варианту составит 831,5 млрд руб., увеличившись к уровню 2019 года в 2,5 раза.


Реальные располагаемые денежные доходы населения в долгосрочной перспективе к 2036 году составят по базовому варианту 102,4%.


В прогнозном периоде по мере планомерного роста денежных доходов населения доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (уровень бедности) будет снижаться и к 2036 году составит 9,6%.


На фоне повышения устойчивости социально-экономического развития, роста конкурентоспособности российской экономики в прогнозном периоде ожидается повышение показателей уровня жизни населения, в том числе восстановление роста реальных денежных доходов населения и потребительской активности на фоне ослабления инфляционных процессов.



4.8. Труд и занятость


Развитие ситуации в сфере труда и занятости населения в Республике Крым в целом соответствует среднероссийским тенденциям.


Для решения проблем в сфере занятости реализуются мероприятия по повышению качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения реализации Государственной программы труда и занятости населения Республики Крым.


Мероприятия по поддержке и развитию рынка труда позволят создать условия для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, смягчить последствия долговременной безработицы, повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда путем профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации, повысить мобильность незанятого населения на рынке труда, сохранить стабильную ситуацию на рынке труда, снизить уровень безработицы.


В 2021 - 2036 годах прогнозируется, что численность рабочей силы в возрасте 15 - 72 лет будет увеличиваться при базовом сценарии: с 919,0 тыс. чел. в 2020 году до 926,2 тыс. чел. в 2036 году. Уровень безработицы при базовом прогнозе развития экономики снизится до 5,8%.


Численность иностранных трудовых мигрантов, работающих на территории Республики Крым, в 2018 году составила 17,5 тыс. чел., что на 0,4 тыс. чел. больше, чем в 2017 году. В последующие годы прогнозируется снижение числа иностранных трудовых мигрантов до 16 тыс. чел. в 2036 году.


При оказании государственной услуги по поиску работы большой объем будет приходиться на экспресс-трудоустройство в десятидневный срок, до присвоения статуса безработного. Этому будут способствовать расширение сотрудничества службы занятости с работодателями как одного из важнейших инструментов регулирования ситуации на рынке труда, обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, качественного подбора работников.



4.9. Демография


Государственная политика Республики Крым в сфере демографии на период до 2036 года будет направлена на увеличение числа родившихся и уменьшение смертности населения, а также повышение ожидаемой продолжительности жизни при рождении.


Среднегодовая численность населения к 2036 году составит 1920,5 тыс. чел. В Республике Крым тенденция ежегодного прироста населения отмечается с 2012 года (за исключением 2018 года, когда численность населения уменьшилась на 1,9 тыс. чел.). Источником пополнения численности населения является внешняя миграция, которая не только компенсирует естественную убыль населения, но и обеспечивает ее прирост.


Показатель "Ожидаемая продолжительность жизни при рождении" для мужчин и женщин на 2019 год составил 72,71 года. Прогнозируется, что к 2036 году он возрастет по базовому варианту до 81,26.


Рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении в прогнозном периоде обусловлен существенным снижением смертности в различных возрастных группах.


Коэффициент рождаемости к 2036 году по базовому варианту прогноза составит 9,2 чел. на 1000 чел. населения. Снижение рождаемости обусловлено уменьшением количества женщин фертильного возраста.


Сдерживанию спада рождаемости в прогнозируемый период будут способствовать внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей; создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей; реализация мероприятий по дополнительным системным мерам, направленным на повышение рождаемости, а также развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей; создание механизмов государственной поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.


Снижение смертности населения в долгосрочной перспективе продолжит оставаться одним из важнейших факторов улучшения и стабилизации демографической ситуации.


В прогнозном периоде коэффициент смертности к 2036 году по базовому сценарию составит 12,2 чел. на 1000 чел. населения. Снижение обусловлено реализацией мероприятий по совершенствованию профилактики и методов раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных с сердечно-сосудистыми патологиями, сосудистыми заболеваниями головного мозга, а также по профилактике травматизма, несчастных случаев, отравлений и их последствий.



5. Основные параметры государственных программ Республики Крым


В Республике Крым осуществлен переход на формирование и исполнение бюджета Республики Крым на основе государственных программ, которые являются инструментом повышения эффективности бюджетных расходов.


В регионе в 2020 году реализуется 34 государственные программы в сферах строительства, транспорта, предпринимательства, туризма, экологии, социальной поддержки и в других сферах.


Основные параметры реализуемых государственных программ Республики Крым ежегодно одобряются прогнозом социально-экономического развития Республики Крым на среднесрочный период.


Целевые показатели прогноза социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года приведены в приложении к настоящему долгосрочному прогнозу.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ