ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2020 года N 639
Об основных направлениях
государственной долговой политики
Республики Мордовия на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1
Бюджетного кодекса Российской Федерации
и в целях реализации ответственной
долговой политики Республики Мордовия и
повышения ее эффективности
Правительство Республики Мордовия
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные
направления государственной долговой
политики Республики Мордовия на 2021 год и
на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Настоящее постановление вступает в
силу со дня его официального
опубликования.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 30 ноября 2020 г. N 639
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023
ГОДОВ
Основные направления государственной
долговой политики на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов определяют
приоритеты долговой политики при
составлении проекта республиканского
бюджета Республики Мордовия на 2021 год и
на плановый период 2022 и 2023 годов.
При подготовке основных направлений
государственной долговой политики были
учтены положения Государственной
программы повышения эффективности
управления государственными финансами в
Республике Мордовия, рекомендации
Министерства финансов Российской
Федерации по проведению субъектами
Российской Федерации ответственной
заемной (долговой) политики.
1. Итоги реализации долговой политики
Республики Мордовия
Итоги исполнения бюджета Республики
Мордовия за 2019 год свидетельствуют о том,
что республика последовательно
предпринимает меры для бюджетной
консолидации и сокращения долговой
нагрузки. В 2019 году государственный долг
региона был сокращен на 5128311,5 тыс. рублей
(на 9%). Долговая нагрузка сократилась с 237%
до 211% по отношению к доходам бюджета без
учета безвозмездных поступлений.
По состоянию на 1 января 2020 г.
государственный долг республики
составил 51088685,3 тыс. рублей.
По итогам 2019 года наибольший удельный
вес в структуре госдолга имеют бюджетные
кредиты, полученные из федерального
бюджета - 51,7 процента, рыночный долг
составляет 48,3 процента (кредиты
кредитных организаций - 39,7 процента,
облигации - 8,6 процента), государственные
гарантии отсутствуют.
В течение 2019 года снизился объем
задолженности по государственным
облигациям республики, в связи с этим в
структуре долга их удельный вес
сократился на 3,5 процента; сумма кредитов
кредитных организаций увеличилась в
абсолютном выражении, и их доля, в свою
очередь, возросла на 5,4 процента;
снизилась доля в объеме долга
государственных гарантий на 3,1 процента,
доля задолженности по бюджетным
кредитам, полученным из федерального
бюджета, в структуре долга увеличилась
на 1,2 процента.
Наметились позитивные тенденции
рефинансирования кредитов кредитных
организаций. Так, если по состоянию на 1
января 2020 г. средневзвешенная ставка по
кредитам коммерческих банков составляла
9,0 процента годовых, то по состоянию на 1
ноября 2020 г. средневзвешенная ставка по
кредитам коммерческих банков составила
7,7 процента годовых.
В соответствии с принятыми в 2020 году
постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 июня 2020 г. N 858
"О продлении срока продления
исполнения бюджетной меры принуждения и
внесении изменений в общие требования к
установлению случаев и условий
продления срока исполнения бюджетной
меры принуждения" и приказом
Министерства финансов Российской
Федерации от 26 июня 2020 г. N 120н "О
внесении изменений в случаи и условия
продления исполнения бюджетной меры
принуждения на срок более одного года,
утвержденные приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 19
декабря 2018 г. N 275н" срок исполнения
бюджетных мер принуждения в отношении
Республики Мордовия, связанных с
возвратом в федеральный бюджет
задолженности по бюджетным кредитам,
продлен до 2029 года.
2. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики Республики Мордовия
Изменения в налоговом и бюджетном
законодательстве, повышенная
волатильность макроэкономических
показателей и связанных с ними доходов
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, необходимость выполнения
положений Указа Президента Российской
Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О
национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года" и осуществления
дополнительных расходов в связи с
пандемией новой коронавирусной инфекции
предопределяют основные условия
реализации государственной политики в
области управления государственным
долгом в 2021 - 2023 годах.
Дополнительным фактором являются
условия, определенные соглашением об
условиях продления Республике Мордовия
исполнения бюджетной меры принуждения
на срок более одного года, заключенным с
Министерством финансов Российской
Федерации.
3. Цели и задачи долговой политики
Реализация долговой политики Республики
Мордовия в 2021 - 2023 годах будет
осуществляться в соответствии со
следующими целями и критериями
(показателями) их достижения:
Цель реализации долговой политики |
Критерий (показатель) достижения цели |
Обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки |
отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Мордовия |
Соблюдение условий соглашения об условиях продления Республике Мордовия исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации |
отсутствие фактов нарушения условий соглашения об условиях продления Республике Мордовия исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года |
Поддержание присвоенных кредитных рейтингов и создание предпосылок к их увеличению |
кредитный рейтинг Республики Мордовия не ниже уровня "B (RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации от Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (Акционерное общество) и (или) "ruB" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации от Акционерного общества "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА" |
Снижение расходов на обслуживание государственного долга |
снижение объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Мордовия в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов не менее чем на 5% (к предыдущему году) |
Оптимизация структуры государственного долга по срокам его погашения |
увеличение в объеме государственного долга в форме кредитов кредитных организаций доли задолженности со сроком погашения более одного года. |
4. Инструменты реализации
государственной долговой политики
Республики Мордовия
Инструментами реализации долговой
политики будут являться:
бюджетные кредиты, получаемые от
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации;
кредиты кредитных организаций;
государственные гарантии Республики
Мордовия.
Целесообразно продолжить привлечение
бюджетных кредитов на пополнение
остатков средств на счетах бюджетов
субъектов (местных бюджетов), а также (при
наличии соответствующей рыночной
конъюнктуры) кредитов кредитных
организаций в форме возобновляемых
кредитных линий.
Специфика осуществления
государственных заимствований,
связанная с готовностью и желанием
кредиторов (инвесторов) участвовать в
финансировании региона, предопределяет
необходимость поддерживать постоянный и
эффективный диалог со всеми участниками
долгового рынка. В связи с этим
Республикой Мордовия будет продолжена
работа по взаимодействию с
национальными рейтинговыми
агентствами.
5. Анализ рисков для бюджета, возникающих
в процессе управления государственным
долгом Республики Мордовия
Основными рисками, связанными с
управлением государственным долгом в
период 2021 - 2023 годов, являются:
риск снижения ликвидности рынка
заимствований и рефинансирования
долговых обязательств;
риск роста процентных ставок на рынке
заимствований;
риск несоблюдения условий соглашения об
условиях продления Республике Мордовия
исполнения бюджетной меры принуждения
на срок более одного года, заключенного с
Министерством финансов Российской
Федерации.
С указанными рисками связаны следующие
возможные негативные факторы для
бюджета:
риск снижения ликвидности рынка
заимствований и рефинансирования
долговых обязательств - неполучение
денежных средств на погашение долговых
обязательств Республики Мордовия в
необходимых объемах в связи с ухудшением
состояния национального финансового
рынка либо в связи с отказом кредитных
организаций предоставить заемные
средства на приемлемых для республики
условиях;
риск роста процентных ставок на рынке
заимствований - возникновение
непредвиденных расходов бюджета,
связанных с ростом расходов на
обслуживание государственного долга;
риск несоблюдения условий соглашения об
условиях продления Республике Мордовия
исполнения бюджетной меры принуждения
на срок более одного года, заключенного с
Министерством финансов Российской
Федерации - единовременное исполнение
бюджетной меры принуждения и связанное с
ним неполучение собственных доходов
бюджета в запланированных объемах.
Долговая политика Республики Мордовия в
предстоящий период независимо от
складывающихся макроэкономических
сценариев и конъюнктуры рынков капитала
будет направлена на обеспечение
способности осуществлять заимствования
в объемах, необходимых для
рефинансирования долга, а также на
укрепление статуса республики как
надежного заемщика.
Решению этой задачи должна
способствовать взвешенная бюджетная
политика, направленная на установление
баланса между объемом установленных
расходных обязательств и доходной базой
бюджета с учетом необходимости
последовательного снижения объема
государственного долга республики.