ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
от 5 ноября 2020 года
Столичные налоговики подготовили ответы на вопросы налогоплательщиков, заданные в ходе онлайн - вебинара
29
октября 2020 года в УФНС России по г.Москве
состоялся онлайн-вебинар для
налогоплательщиков по теме:
"Изменения в законодательстве по
налогам и сборам в 2020 году в связи с
принятием мер по поддержке бизнеса,
предусматривающих в период с 01.01.2020 по
30.12.2020 года освобождение от обязанности
по уплате налогов и продление сроков
уплаты".
С
ответами на основные вопросы,
поступившими в ходе мероприятия в чат и
сгруппированными по тематике, можно
ознакомиться в приложении.
1. Можно
ли учесть расходы, совершенные из
средств "невозвратного" кредита в
рамках Постановления Правительства N 696,
в целях налогообложения при УСН? (если в
дальнейшем этот кредит могут
"списать").
Ответ:
Налогоплательщики, применяющие
упрощенную систему налогообложения и
выбравшие в качестве объекта
налогообложения доходы, уменьшенные на
величину расходов, при определении
налоговой базы учитывают расходы,
установленные пунктом 1 статьи 346.16 главы
26.2 "Упрощенная система
налогообложения" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс).
Данный перечень расходов является
закрытым.
При
этом согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса
расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16
Кодекса, принимаются при условии их
соответствия критериям, указанным в
пункте 1 статьи 252 главы 25 "Налог на
прибыль организаций" Кодекса (далее -
глава 25 Кодекса).
Согласно пункту 9 Правил
предоставления субсидий из федерального
бюджета российским кредитным
организациям на возмещение
недополученных ими доходов по кредитам,
выданным в 2020 году юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям на
возобновление деятельности,
утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от
16.05.2020 N 696 (далее - Постановление, Правила),
субсидия по процентной ставке
получателю субсидии предоставляется при
соблюдении условий, установленных в
данном пункте. В частности, в
соответствии с подпунктом "в"
названного пункта Правил получателем
субсидии с заемщиком заключен кредитный
договор (соглашение) с конечной ставкой
для заемщика не более 2 % годовых на
базовый период кредитного договора
(соглашения), а также на период
наблюдения по кредитному договору
(соглашению) и со стандартной процентной
ставкой на период погашения по
кредитному договору (соглашению).
Учитывая отсутствие в Кодексе
специальных норм, налогоплательщик,
заключивший с кредитной организацией
договор, подпадающий под правовое
регулирование указанного Постановления,
учитывает в целях налогообложения
единым налогом, уплачиваемым при
применении упрощенной системы
налогообложения, расходы, произведенные
за счет средств полученного кредита, в
общеустановленном положениями главы 26.2
Кодекса порядке.
Также в
качестве меры поддержки юридических лиц
в период коронавирусной инфекции (COVID-19)
законодателем предусмотрено, что суммы
прекращенных обязательств
налогоплательщика-заемщика по уплате
задолженности по заключенному с
кредитной организацией кредитному
договору на возобновление деятельности
не учитываются в составе доходов при
определении налоговой базы по налогу на
прибыль при соблюдении условий,
установленных подпунктом 21.4 пункта 1
статьи 251 Кодекса.
(Основание: письмо Минфина России
от 09.09.2020 N 03-03-06/1/79206).
2. По
вопросу учета компьютерного
оборудования, которое приобреталось для
перевода работников на удаленную
работу.
Ответ:
На основании пункта 1 статьи 256 Кодекса
амортизируемым имуществом в целях главы
25 Кодекса признаются имущество, которые
находятся у налогоплательщика на праве
собственности (если иное не
предусмотрено главой 25 Кодекса) и
используются им для извлечения дохода,
имеет срок полезного использования
более 12 месяцев и первоначальную
стоимость более 100000 рублей.
Сумма
амортизации для целей налогообложения
определяется налогоплательщиками
ежемесячно в порядке, установленном
главой 25 Кодекса. Амортизация
начисляется отдельно по каждой
амортизационной группе (подгруппе) при
применении нелинейного метода
начисления амортизации или отдельно по
каждому объекту амортизируемого
имущества при применении линейного
метода начисления амортизации (пункт 2
статьи 259 Кодекса).
При
применении метода начисления
амортизация признается в составе
расходов ежемесячно исходя из суммы
начисленной амортизации (пункт 3 статьи
272 Кодекса).
К
материальным расходам относятся затраты
налогоплательщика, связанные с
приобретением инструментов,
приспособлений, инвентаря, приборов,
лабораторного оборудования, спецодежды
и других средств индивидуальной и
коллективной защиты, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
и другого имущества, не являющихся
амортизируемым имуществом. Стоимость
такого имущества включается в состав
материальных расходов в полной сумме по
мере ввода его в эксплуатацию (подпункт 3
пункта 1 статьи 254 Кодекса).
Таким
образом, в зависимости от стоимости
компьютерного оборудования, затраты на
его приобретение учитываются в целях
налогообложения прибыли либо через
механизм начисления амортизации, либо в
порядке, предусмотренном подпунктом 3
пункта 1 статьи 254 Кодекса, при условии
соответствия расходов требованиям
пункта 1 статьи 252 Кодекса.
3. Новые
ставки для УСН при превышении лимитов - 20%
и 8% действуют на суммы превышения лимита
или на все?
Ответ:
Федеральный закон от 31.07.2020 N 266-ФЗ "О
внесении изменений в главу 26.2 части
второй Налогового кодекса Российской
Федерации и статью 2 Федерального закона
"О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N
266-ФЗ) предусматривает переходный
налоговый режим для субъектов малого и
среднего бизнеса, потерявших право на
применение упрощенной системы
налогообложения.
Так, с 1
января 2021 года налогоплательщики,
применяющие упрощенную систему
налогообложения, начиная с квартала, по
итогам которого доходы
налогоплательщика, определяемые
нарастающим итогом с начала налогового
периода в соответствии со статьей 346.15 и с
подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25
Кодекса, превысили 150 млн. рублей, но не
превысили 200 млн. рублей и (или) в течение
которого средняя численность работников
налогоплательщика превысила 100 человек,
но не превысила 130 человек, при
исчислении налога применяют налоговую
ставку в отношении части налоговой базы,
рассчитанной как разница между
налоговой базой, определенной за
отчетный (налоговый) период, и налоговой
базой, определенной за отчетный период,
предшествующий кварталу, в котором
допущены указанные превышения доходов
налогоплательщика и (или) средней
численности его работников (пункты 1.1, 2.1
статьи 346.20 Кодекса).
При
этом в зависимости от объекта
налогообложения, начиная с квартала, в
котором допущено превышение нормативов
(в пределах, определенных пунктом 4.1
статьи 346.13 Кодекса, ставка составит
(подпункты "б", "г" пункта 4
статьи 1 Федерального закона N 266-ФЗ):
- 8% - при
объекте "доходы";
- 20% -
при объекте "доходы минус
расходы".
Таким
образом, повышенная ставка применяется в
отношении части налоговой базы,
приходящейся на период с начала
квартала, в котором допущены
превышения.
4. На
основании письма Министерства финансов
от 23.06.2020 N 03-03-10/54288 "..расходы
организаций на оплату услуг по
проведению исследований на предмет
наличия у работников новой
коронавирусной инфекции (COVID-19), а также
иммунитета к ней, направленные на
выполнение требований действующего
законодательства Российской Федерации в
части обеспечения нормальных
(безопасных) условий труда работников,
учитываются для целей налогообложения
прибыли организаций в составе прочих
расходов, связанных с производством и
реализацией, на основании подпункта 7
пункта 1 статьи 264 Кодекса."
Вопросы:
Какие
нормативные акты будут служить
обоснованием для учета
вышеперечисленных расходов для целей
налогообложения прибыли?
Можно
ли учесть такие расходы на основании
локальных актов работодателя,
направленных на обеспечение нормальных
(безопасных) условий труда работников?
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 252
Кодекса в целях налогообложения прибыли
организаций налогоплательщик уменьшает
полученные доходы на сумму
произведенных расходов (за исключением
расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
При этом расходами признаются любые
обоснованные и документально
подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных статьей 265 Кодекса,
убытки), произведенные (понесенные)
налогоплательщиком для осуществления
деятельности, направленной на получение
дохода.
Согласно пункту 2 статьи 252
Кодекса расходы в зависимости от их
характера, а также условий осуществления
и направлений деятельности
налогоплательщика подразделяются на
расходы, связанные с производством и
реализацией, и внереализационные
расходы.
В
составе прочих затрат, связанных с
производством и реализацией, могут быть
учтены расходы на обеспечение
нормальных условий труда и мер по
технике безопасности, предусмотренных
законодательством РФ. К таким расходам
относятся также расходы на дезинфекцию
помещений и приобретение приборов,
лабораторного оборудования, спецодежды
и других средств индивидуальной и
коллективной защиты, не указанных в
подпункте 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса, для
выполнения
санитарно-эпидемиологических и
гигиенических требований органов
государственной власти и органов
местного самоуправления, их должностных
лиц в связи с распространением новой
коронавирусной инфекции (подпункт 7
пункта 1 статьи 264 Кодекса).
На
основании указанной нормы Минфин России
полагает возможным учитывать для целей
налога на прибыль расходы организаций на
оплату услуг по проведению исследований
на предмет наличия у работников новой
коронавирусной инфекции (COVID-19), а также
иммунитета к ней (Письма Минфина России
от 09.10.2020 N 03-03-06/1/88521, от 23.06.2020 N 03-03-10/54288
(направлено Письмом ФНС России от 29.06.2020 N
СД-4-3/10479@)).
В
соответствии с Федеральным законом от
21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и
территории от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"
в связи с угрозой распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) в
субъектах Российской Федерации введены
обязательства по проведению
работодателями тестирования работников
на новую коронавирусную инфекцию.
Так, в
соответствии с пунктами 2.4 и 2.5
приложения N 6 "Требования к
организации деятельности организаций и
индивидуальных предпринимателей, при
осуществлении которой не принято
(отменено) решение о приостановлении
посещений гражданами территорий, зданий,
строений, сооружений (помещений в них),
где осуществляется деятельность таких
организаций и индивидуальных
предпринимателей" к Указу Мэра Москвы
от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима
повышенной готовности" работодатели
обязаны были обеспечить в период с 12.05.2020
по 31.05.2020 проведение исследований на
предмет наличия новой коронавирусной
инфекции (2019-nCoV) в организациях,
допущенных к проведению таких
исследований в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
в отношении не менее 10% работников. А в
период с 1 июня 2020 проведение указанных
исследований должно осуществляться в
течение каждых 15 календарных дней.
Вопрос:
Добрый день! ИП на УСН "доходы"
получил субсидию на дезинфекцию.
Учитывается эта сумма при расчете
страховых взносов на ОПС за себя в
доходах свыше 300 тыс руб?
Ответ:
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 НК
РФ в целях применения положений пункта 1
данной статьи для плательщиков,
применяющих УСН с объектом "доходы",
доход учитывается в соответствии со
статьей 346.15 "Порядок определения
доходов" НК РФ.
В силу
новых положений НК РФ, внесенных
Федеральным законом 121-ФЗ от 22.04.2020
субсидии, полученные в связи с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, не
учитываются при формировании налоговой
базы по налогу на прибыль.
Если
налогоплательщик применяет УСН, то
подобные субсидии также не нужно
отражать ни в доходах, ни в расходах.
В
соответствии с письмом Минфина России от
02.09.2020 N 03-03-06/1/769530, субсидии, которые
получены налогоплательщиками в
соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
02.07.2020 N 976 на профилактику коронавируса,
под указанные нормы не подпадают.
Следовательно, полученные
средства нужно учесть в доходах.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
официальный сайт ФНС России
www.nalog.ru
по состоянию на 16.11.2020
Ссылается на
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 26 ноября 2024 года)
- О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
- Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (с изменениями на 20 июня 2020 года)
- Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (с изменениями на 30 ноября 2020 года)
- О налоговом учете расходов организаций на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также иммунитета к ней
- О налоговом учете расходов организаций на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также иммунитета к ней
- Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 сентября 2024 года) (редакция, действующая с 30 октября 2024 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 29 октября 2024 года)