ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О годовом отчете Центрального банка
Российской Федерации за 2019 год
Рассмотрев годовой отчет
Центрального банка Российской Федерации
за 2019 год, в соответствии со статьями 5 и 25
Федерального закона от 10 июля 2002 года N
86-ФЗ "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)"
Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации
постановляет:
1.
Принять к сведению годовой отчет
Центрального банка Российской Федерации
за 2019 год.
2.
Рекомендовать Центральному банку
Российской Федерации:
1)
проводить денежно-кредитную политику,
направленную на обеспечение ценовой
стабильности, создание
макроэкономических условий для быстрого
и устойчивого восстановления российской
экономики от последствий изменившейся
экономической ситуации, вызванной
пандемией коронавирусной инфекции
(далее - пандемия COVID-19);
2) в
целях повышения предсказуемости решений
по ключевой ставке обеспечивать более
глубокое раскрытие оценок и прогнозов
базовых индикаторов экономики (инфляции,
внутреннего валового продукта,
платежного баланса Российской
Федерации);
3)
уделять повышенное внимание вопросам
финансовой стабильности Российской
Федерации, снижать риски волатильности
во всех сегментах российского
финансового рынка, связанные в первую
очередь со значительными колебаниями
курса рубля по отношению к другим
валютам;
4) в
целях смягчения негативного влияния
последствий пандемии COVID-19 на все сферы
экономической деятельности Российской
Федерации активнее применять
регуляторные меры для сохранения
банковским сектором Российской
Федерации потенциала роста кредитования
организаций реального сектора экономики
и ипотечных заемщиков;
5) в
условиях изменившейся экономической
ситуации, вызванной пандемией COVID-19,
гибко подходить к применению мер
пруденциального регулирования
финансовых институтов, по возможности
переносить сроки вступления в силу
нормативных актов Банка России,
устанавливающих новые или изменяющих
действующие требования к кредитным
организациям, если реализация этих
нормативных актов предусматривает
трансформацию внутренних
бизнес-процессов и существенные
изменения форм отчетности финансовых
институтов;
6)
расширять риск-ориентированный подход в
надзоре на всех сегментах финансового
рынка, развивать взаимодействие с
финансовыми организациями по вопросам
методологии и практики
стресс-тестирования, развития единой
межбанковской базы данных по
регистрации риск- инцидентов;
7)
продолжить работу по поддержке
субъектов малого и среднего
предпринимательства, повышению темпов
роста их кредитования: смягчить
требования к заемщикам, скорректировать
ценовые условия кредитования, расширить
объемы и лимиты на банки;
8)
продолжить работу по предоставлению
дистанционного доступа к банковским
услугам жителям населенных пунктов вне
зависимости от численности их населения;
по устранению барьеров в получении
финансовых услуг инвалидами, лицами
пожилого возраста и другими группами
граждан, нуждающихся в дополнительных
мерах социальной защиты;
9) в
условиях угрозы возникновения новых
пандемий развивать практику безналичных
платежей и дистанционных каналов
банковского обслуживания, уделяя особое
внимание безопасности и удобству
осуществления таких операций;
10)
продолжить развитие цифровизации
финансового сектора экономики, в том
числе в целях сокращения издержек на
формирование отчетности, создания
условий для формирования и хранения
документов в электронных архивах;
11)
учитывая высокую зависимость
благополучия граждан от устойчивости и
эффективного функционирования
страховых организаций и
негосударственных пенсионных фондов,
применять в этих секторах финансового
рынка меры регулирования и надзора,
способствующие сохранению средств
граждан и повышению качества
оказываемых им услуг;
12)
принимать меры по активному развитию
конкуренции на финансовом рынке: не
допускать чрезмерную концентрацию
активов, создавать условия для развития
региональных и малых банков, уделять
большее внимание расширению
региональной сети банков, снижать свое
участие в капиталах банков.
3.
Рекомендовать Правительству Российской
Федерации совместно с Центральным
банком Российской Федерации:
1)
продолжить работу по развитию
государственных программ поддержки
ипотечного кредитования, в том числе в
сельской местности, программу
ипотечного кредитования под 6,5 процента
годовых, принятую в качестве
дополнительной меры поддержки заемщиков
в связи с изменившейся экономической
ситуацией, вызванной пандемией COVID-19;
2)
расширить взаимодействие с органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации в целях исключения
предъявления банкам требований,
несоразмерных объему и специфике их
деятельности, а также заведомо
невыполнимых требований, обеспечения
обоснованного, рационального и
риск-ориентированного подхода при
проведении проверок, в том числе
исключения контроля исполнения
нормативно не закрепленных требований;
3)
активнее использовать механизмы
межведомственного взаимодействия при
решении вопросов, связанных с доступом к
информации из государственных систем, а
также с созданием реестров гарантий,
залогов, кредитов для обеспечения
полноты оценки рисков;
4)
расширять возможность применения единой
системы идентификации и аутентификации
и использования инфраструктуры
цифрового профиля, а также
альтернативных способов идентификации
лиц, исключающих физический контакт, но
обеспечивающих личное присутствие
физического лица в целях установления
личности;
5)
обеспечивать подготовку и внесение в
Государственную Думу проектов
федеральных законов, направленных на
совершенствование регулирования
института государственных и
муниципальных гарантий в целях
повышения эффективности использования
данного вида обеспечения при выдаче
банками кредитов организациям и
предприятиям реального сектора
экономики.
4.
Считать целесообразным рассмотрение
Государственной Думой в первоочередном
порядке проектов федеральных законов,
предусматривающих:
1)
установление механизма ограничения
доступа к сайтам в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", используемым с
нарушением законодательства Российской
Федерации, регулирующего отношения на
финансовом рынке, в том числе
внесудебного ограничения доступа к
сайтам, имеющим заведомо мошенническую
направленность, на основании решения
Банка России;
2)
совершенствование законодательного
регулирования деятельности финансовых
организаций при реализации требований
по сбору биометрических персональных
данных и проведению удаленной
биометрической идентификации;
3)
совершенствование обмена информацией
между операторами связи и финансовыми
организациями и создание Единой
информационной системы проверки
сведений об абоненте - физическом лице и
пользователях услугами связи абонента -
юридического лица, индивидуального
предпринимателя либо физического лица;
4)
установление регулирования в отношении
финансовых активов, создаваемых и (или)
выпускаемых с использованием цифровых
финансовых технологий (цифровых
финансовых активов);
5)
обеспечение надлежащей защиты прав
неквалифицированных инвесторов
посредством разделения инвесторов на
категории в зависимости от уровня их
знаний и (или) навыков работы на
финансовом рынке и предоставления им
соответствующего уровня защиты;
6)
создание технологических платформ
(маркетплейсов), обеспечивающих
возможность удаленного взаимодействия
между потребителями финансовых услуг и
финансовыми организациями или
эмитентами в целях получения финансовых
услуг и заключения финансовых сделок;
7)
комплексную модернизацию системы
формирования кредитных историй с учетом
уровня развития современных финансовых
технологий;
8)
совершенствование порядка
использования и хранения электронных
документов;
9)
создание и использование инфраструктуры
цифрового профиля;
10)
совершенствование подходов к
определению контролирующих лиц,
установлению механизма временного
ограничения Банком России распоряжения
имуществом контролирующих финансовые
организации лиц в рамках судебных
процедур (предварительных
обеспечительных мер).
5.
Направить настоящее Постановление в
Правительство Российской Федерации,
Центральный банк Российской Федерации.
6.
Настоящее Постановление вступает в силу
со дня его принятия.
Председатель Государственной
Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В.Володин
Москва
23 июня 2020 года
N 8336-7 ГД
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
электронный текст НТЦ "Система"