Внимание! Документ недействующий.
Что следует понимать под чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством?
Вопрос:
Согласно требованиям пункта 43
Указа Главы Республики Крым от 17.03.2020 N 63-У
"О введении режима повышенной
готовности на территории Республики
Крым" распространение новой
коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является
в сложившихся условиях чрезвычайным и
непредотвратимым обстоятельством,
повлекшим введение режима
функционирования "Повышенная
готовность" в соответствии с
Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О
защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", который
является обстоятельством непреодолимой
силы.
Прошу
разъяснить следующее:
1. Что
следует понимать под чрезвычайным и
непредотвратимым обстоятельством
(обстоятельством непреодолимой силы)?
2. Какие
права и обязанности в условиях
чрезвычайных и непредотвратимых
обстоятельств (обстоятельств
непреодолимой силы) предусмотрены для
организаций, расположенных на
территории Республики Крым?
Ответ:
Согласно правовой позиции,
содержащейся в пункте 8 постановления
Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О
применении судами некоторых положений
Гражданского кодекса Российской
Федерации об ответственности за
нарушение обязательств", в силу пункта
3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ для
признания обстоятельства непреодолимой
силой необходимо, чтобы оно носило
чрезвычайный и непредотвратимый при
данных условиях характер.
При
этом требование чрезвычайности
подразумевает исключительность
рассматриваемого обстоятельства,
наступление которого не является
обычным в конкретных условиях. Если иное
не предусмотрено законом,
обстоятельство признается
непредотвратимым, если любой участник
гражданского оборота не мог бы избежать
наступления этого обстоятельства или
его последствий.
Не
могут быть признаны непреодолимой силой
обстоятельства, наступление которых
зависело от воли или действий стороны
обязательства, например, отсутствие у
должника необходимых денежных средств,
нарушение обязательств его
контрагентами, неправомерные действия
его представителей.
Учитывая изложенное,
распространение новой коронавирусной
инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит
чрезвычайный и непредотвратимый
характер, в связи с чем является
обстоятельством непреодолимой силы.
Президиум Верховного Суда РФ в
Обзоре по отдельным вопросам судебной
практики, связанным с применением
законодательства и мер по
противодействию распространению на
территории Российской Федерации новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв.
21.04.2020, разъяснил следующее.
Признание распространения новой
коронавирусной инфекции
обстоятельством непреодолимой силы не
может быть универсальным для всех
категорий должников, независимо от типа
их деятельности, условий ее
осуществления, в том числе региона, в
котором действует организация, в силу
чего существование обстоятельств
непреодолимой силы должно быть
установлено с учетом обстоятельств
конкретного дела (в том числе срока
исполнения обязательства, характера
неисполненного обязательства,
разумности и добросовестности действий
должника и т.д.).
Применительно к нормам ст.401 ГК РФ
обстоятельства, вызванные угрозой
распространения новой коронавирусной
инфекции, а также принимаемые органами
государственной власти и местного
самоуправления меры по ограничению ее
распространения, в частности,
установление обязательных правил
поведения при введении режима
повышенной готовности или чрезвычайной
ситуации, запрет на передвижение
транспортных средств, ограничение
передвижения физических лиц,
приостановление деятельности
предприятий и учреждений, отмена и
перенос массовых мероприятий, введение
режима самоизоляции граждан и т.п., могут
быть признаны обстоятельствами
непреодолимой силы, если будет
установлено их соответствие названным
выше критериям таких обстоятельств и
причинная связь между этими
обстоятельствами и неисполнением
обязательства.
При
этом следует иметь в виду, что отсутствие
у должника необходимых денежных средств
по общему правилу не является основанием
для освобождения от ответственности за
неисполнение обязательств. Однако если
отсутствие необходимых денежных средств
вызвано установленными
ограничительными мерами, в частности
запретом определенной деятельности,
установлением режима самоизоляции и т.п.,
то оно может быть признано основанием
для освобождения от ответственности за
неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательств на основании
ст.401 ГК РФ. Освобождение от
ответственности допустимо в случае, если
разумный и осмотрительный участник
гражданского оборота, осуществляющий
аналогичную с должником деятельность, не
мог бы избежать неблагоприятных
финансовых последствий, вызванных
ограничительными мерами (например, в
случае значительного снижения размера
прибыли по причине принудительного
закрытия предприятия общественного
питания для открытого посещения).
В п.9
постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 24 марта 2016 года N
7 "О применении судами некоторых
положений Гражданского кодекса
Российской Федерации об ответственности
за нарушение обязательств"
разъяснено, что наступление
обстоятельств непреодолимой силы само
по себе не прекращает обязательство
должника, если исполнение остается
возможным после того, как они отпали.
Кредитор не лишен права отказаться от
договора, если вследствие просрочки,
объективно возникшей в связи с
наступлением обстоятельств
непреодолимой силы, он утратил интерес в
исполнении. При этом должник не отвечает
перед кредитором за убытки, причиненные
просрочкой исполнения обязательств
вследствие наступления обстоятельств
непреодолимой силы (п.3 ст.401, п.2 ст.405 ГК
РФ).
Если
обстоятельства непреодолимой силы носят
временный характер, то сторона может
быть освобождена от ответственности на
разумный период, когда обстоятельства
непреодолимой силы препятствуют
исполнению обязательств стороны.
Таким
образом, если иное не установлено
законами, для освобождения от
ответственности за неисполнение своих
обязательств сторона должна доказать:
а)
наличие и продолжительность
обстоятельств непреодолимой силы;
б)
наличие причинно-следственной связи
между возникшими обстоятельствами
непреодолимой силы и невозможностью
либо задержкой исполнения
обязательств;
в)
непричастность стороны к созданию
обстоятельств непреодолимой силы;
г)
добросовестное принятие стороной
разумно ожидаемых мер для
предотвращения (минимизации) возможных
рисков.
При
рассмотрении вопроса об освобождении от
ответственности вследствие
обстоятельств непреодолимой силы могут
приниматься во внимание соответствующие
документы (заключения, свидетельства),
подтверждающие наличие обстоятельств
непреодолимой силы, выданные
уполномоченными на то органами или
организациями.
Если
указанные выше обстоятельства, за
которые не отвечает ни одна из сторон
обязательства и (или) принятие актов
органов государственной власти или
местного самоуправления привели к
полной или частичной объективной
невозможности исполнения обязательства,
имеющей постоянный (неустранимый)
характер, данное обязательство
прекращается полностью или в
соответствующей части на основании
статьей 416 и 417 ГК РФ.
В
соответствии с п.4 ст.4 Налогового кодекса
РФ высшим исполнительным органам
государственной власти субъектов РФ в
период с 1 января до 31 декабря 2020 года
предоставлены полномочия по продлению
сроков уплаты налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами
(подпункты 1-3 и 5 п.2 ст.18 НК РФ), а также
уплаты региональных и местных налогов
(авансовых платежей по налогам) и
торгового сбора.
Распоряжением Правительства РФ
от 19.03.2020 N 670-р рекомендовано органам
государственной власти субъектов РФ и
органам местного самоуправления
предоставить арендаторам, включенным в
единый реестр субъектов малого и
среднего предпринимательства,
возможность получить отсрочку уплаты (в
некоторых случаях - освобождение от
уплаты) арендных платежей по договорам
аренды имущества, находящегося в их
собственности.
Постановлением Правительства РФ
от 03.04.2020 N 439 органам государственной
власти субъекта РФ и муниципалитетам
рекомендовано оказать
арендодателям-собственникам объектов
недвижимости, предоставившим отсрочку
уплаты арендной платы по договорам
аренды объектов недвижимого имущества,
меры поддержки в части уплаты в 2020
г.налога на имущество, земельного налога,
арендной платы за землю, на которой
находится объект.
Так, в
частности, в Республике Крым:
-
Законом Республики Крым от 06.06.2014 N 19-ЗРК
предусмотрена возможность и условия
уменьшения потенциально возможного
годового дохода при ПСН;
-
понижена ставка налога по УСН (Закон
Республики Крым от 29.12.2014 N 59-ЗРК/2014);
-
уменьшены авансовые платежи по налогу на
имущество организаций (Закон Республики
Крым от 19.11.2014 N7-ЗРК/2014, постановление
Правительства РФ от 03.04.2020 N 434);
-
предусмотрена освобождение и отсрочка
арендной платы (Указ Главы Республики
Крым от 16.04.2020 N 109-У;
-
приостановлены проверки юридических ли
и индивидуальных предпринимателей (Указ
Главы Республики Крым от 17.03.2020 N 63-У) и др.
меры в соответствии с нормативными
правовыми актами Республики Крым.
Служба
поддержки пользователей систем
"Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Тихомирова Лариса Александровна
Ссылается на
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 26 ноября 2024 года)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- О заключении дополнительного соглашения при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства, предусматривающего отсрочку арендной платы, предусмотренной в 2020 году, и ее уплату равными частями в сроки, предусмотренные договором аренды в 2021 году, или на иных условиях (с изменениями на 11 июля 2020 года)
- Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (с изменениями на 10 марта 2022 года)
- Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 сентября 2024 года) (редакция, действующая с 30 октября 2024 года)