ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В
СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
от 20 мая 2020 года
О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования
Роспотребнадзор разъясняет
правовые аспекты отказа потребителям в
допуске на торговые объекты без средств
индивидуальной защиты (масок) в случае
введения режима их обязательного
использования.
В связи
с поступающими в Роспотребнадзор
запросами торговых организаций
относительно
правомерности/неправомерности отказа в
обслуживании гражданам, посещающим
торговые предприятия без масок в
условиях их обязательного
использования, Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека обращает
внимание на нижеследующее.
В
настоящее время в ситуации,
обусловленной необходимостью
всемерного снижения рисков
распространения новой коронавирусной
инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое
практическое значение имеет системное и
комплексное проведение
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий по
недопущению распространения COVID-2019, в
числе которых и такая важная
профилактическая мера как ношение
гражданами масок в качестве средства
защиты "барьерного" типа.
Учитывая данный фактор, на уровне
высших должностных лиц субъектов
Российской Федерации, исходя из
сложившейся на их территории
эпидемиологической ситуации, в числе
вводимых ограничительных мер
предусматривается обязательное ношение
масок в общественных местах (в частности,
при посещении торговых объектов, в
общественном транспорте и т.п.).
Поэтому, при наличии принятого в
установленном порядке нормативного
правового акта, возлагающего на
физических лиц обязанность ношения
маски в определенных местах, подобное
требование становится императивным
предписанием, подразумевающим как его
безусловное соблюдение всеми теми
лицами, кому оно адресовано, так и
возможность привлечения виновных в его
несоблюдении лиц к соответствующему
виду ответственности.
Соответственно в том случае,
когда введен так называемый "масочный
режим", любое появление физического
лица в общественном месте без маски
будет иметь признаки противоправного
деяния (действия), направленного на
создание угрозы не только собственной
безопасности, жизни и здоровью, но и
безопасности, жизни, здоровью,
санитарно-эпидемиологическому
благополучию иных лиц, находящихся на
территории, на которой существует угроза
возникновения чрезвычайной ситуации,
или в зоне чрезвычайной ситуации.
Исходя
из этого, действия хозяйствующих
субъектов, осуществляющих разрешенную
торговую деятельность, направленные на
ненасильственное воспрепятствование в
условиях "масочного режима"
гражданам-потребителям в посещении
торговых объектов без масок и доступе к
товарам с целью их приобретения, не могут
и не должны рассматриваться как
действия, ущемляющие (нарушающие) права
потребителей, поскольку такие действия
со стороны хозяйствующих субъектов
отвечают принципу разумности поведения
участников гражданских правоотношений и
не имеют признаков необоснованного
уклонения от заключения публичного
договора, каковым является договор
розничной купли-продажи (по смыслу
взаимосвязанных положений статей 10 и 426
Гражданского кодекса Российской
Федерации).
При
этом граждане, являющиеся одновременно
потребителями-участниками отношений,
регулируемых нормами законодательства о
защите прав потребителей, не выполняющие
требования о ношении масок при посещении
общественных мест, включая торговые
объекты, как элемента введенных в
установленном порядке правил поведения
при введении режима повышенной
готовности на территории, на которой
существует угроза возникновения
чрезвычайной ситуации, или в зоне
чрезвычайной ситуации, могут быть
привлечены к административной
ответственности по части 1 статьи 20.6.1
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
СПРАВОЧНО: В
соответствии с Федеральным законом от 21
декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации с учетом
особенностей чрезвычайной ситуации на
территории субъекта Российской
Федерации или угрозы ее возникновения
могут на основании подпункта "ф"
пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ во
исполнение Правил поведения,
обязательных для исполнения гражданами
и организациями, при введении режима
повышенной готовности или чрезвычайной
ситуации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 2
апреля 2020 года N 417 в соответствии с
подпунктом "а.2" статьи 10 Закона N
68-ФЗ, предусматривать дополнительные
обязательные для исполнения гражданами
и организациями правила поведения при
введении режима повышенной готовности
или чрезвычайной ситуации.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
официальный сайт Роспотребнадзора
www.rospotrebnadzor.ru
по состоянию на 25.05.2020
Ссылается на
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 26 ноября 2024 года)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)