Шестакова Екатерина Владимировна,
кандидат юридических наук,
докторант РАНХиГС, PhD,
генеральный директор ООО "Актуальный
менеджмент"
Малый и средний бизнес: отдельные меры
господдержки
Сегодняшняя ситуация с
самоизоляцией, закрытием предприятий
малого бизнеса достаточно тяжело
ударила по малому и среднему бизнесу,
поскольку сохранение арендной платы,
заработной платы в отсутствие выручки не
позволяет развиваться бизнесу, сегодня
многие компании столкнутся с
невозможностью исполнять обязательства,
уплачивать налоги и продолжать свою
жизнедеятельность.
Субсидирование бизнеса
В обращении Президента РФ от 25 марта 2020
года был определен ряд мер по
предотвращению распространения
инфекции и поддержке бизнеса:
-
установление нерабочих дней;
-
предоставление компаниям малого и
среднего бизнеса отсрочки на 6 месяцев по
всем налогам, кроме НДС;
-
предоставление отсрочки по уплате
страховых взносов;
-
установление повышенного налога для
офшорных компаний; для тех, кто выводит
доходы на зарубежные счета, предлагают
поднять ставку с 2% до 15%, а также
пересмотр международных соглашений.
Впоследствии был принят ряд
нормативно-правовых актов, таких как
Постановление Правительства РФ от 31.03.2020
N 378 "О внесении изменений в
государственную программу Российской
Федерации "Экономическое развитие и
инновационная экономика".
В
соответствии с поправками
предоставляются специальные субсидии.
Субсидии предоставляются на
софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской
Федерации, возникающих при реализации
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации
следующих мероприятий, направленных на
повышение доступности льготных кредитов
и микрозаймов для субъектов малого и
среднего предпринимательства:
а)
развитие фондов содействия кредитованию
(гарантийных фондов, фондов
поручительств) (далее - региональные
гарантийные организации);
б)
развитие государственных
микрофинансовых организаций.
Субсидии предоставляются при
соблюдении субъектами Российской
Федерации следующих условий:
а)
наличие государственной программы
(подпрограммы) субъекта Российской
Федерации, содержащей мероприятия, на
софинансирование которых
предоставляются субсидии;
б)
наличие в бюджете субъекта Российской
Федерации бюджетных ассигнований на
исполнение расходного обязательства
субъекта Российской Федерации,
софинансирование которого
осуществляется из федерального бюджета,
в объеме, необходимом для его исполнения,
включающем размер планируемой
субсидии;
в)
заключение Министерством
экономического развития Российской
Федерации, до которого как до получателя
средств федерального бюджета доведены
лимиты бюджетных обязательств на
предоставление субсидии, и высшим
исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации
соглашения о предоставлении субсидии
(далее - соглашение) в соответствии с
пунктом 10 Правил формирования,
предоставления и распределения субсидий
из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации,
утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 30
сентября 2014 г. N 999 "О формировании,
предоставлении и распределении субсидий
из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации"
(далее - Правила формирования,
предоставления и распределения
субсидий).
Также
было принято Постановление от 2 апреля 2020
г. N 409 "О мерах по обеспечению
устойчивого развития экономики".
Наиболее пострадавшие от пандемии
отрасли получат налоговые послабления.
Приняты меры по поддержке организаций и
ИП из сфер, наиболее пострадавших в связи
с пандемией. Налоговые декларации и
расчеты со сроками подачи в марте-мае 2020
г. можно будет представить на 3 месяца
позже. Сроки подачи документов, сведений
и пояснений продлеваются на 20 рабочих
дней, сроки направления требований об
уплате налогов, сборов, страховых
взносов - на 6 месяцев. На 1 июня 2020 г.
перенесены сроки начала проведения
налоговых проверок, проверок соблюдения
валютного законодательства, вынесения
решений по результатам налоговых
проверок, принятия решений о
приостановлении операций по счетам
налогоплательщиков.
Еще
одним важным документом является
Постановление Правительства РФ от 3
апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении
перечня отраслей российской экономики, в
наибольшей степени пострадавших в
условиях ухудшения ситуации в
результате распространения новой
коронавирусной инфекции". В этом
постановлении определены наиболее
пострадавшие отрасли.
К таким
отраслям относятся:
Сфера
деятельности, наименование вида
экономической деятельности |
Код ОКВЭД 2 |
1.
Авиаперевозки, аэропортовая
деятельность, автоперевозки | |
Деятельность прочего
сухопутного пассажирского транспорта |
49.3 |
Деятельность автомобильного
грузового транспорта и услуги по
перевозкам |
49.4 |
Деятельность пассажирского
воздушного транспорта |
51.1 |
Деятельность грузового
воздушного транспорта |
51.21 |
Деятельность автовокзалов и
автостанций |
52.21.21 |
Деятельность вспомогательная,
связанная с воздушным транспортом |
52.23.1 |
2.
Культура, организация досуга и
развлечений | |
Деятельность творческая,
деятельность в области искусства и
организации развлечений |
90 |
3.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность и спорт | |
Деятельность в области спорта,
отдыха и развлечений |
93 |
Деятельность
физкультурно-оздоровительная |
96.04 |
Деятельность
санаторно-курортных организаций |
86.90.4 |
4.
Деятельность туристических агентств и
прочих организаций, предоставляющих
услуги в сфере туризма | |
Деятельность туристических
агентств и прочих организаций,
предоставляющих услуги в сфере туризма |
79 |
5.
Гостиничный бизнес | |
Деятельность по предоставлению
мест для временного проживания |
55 |
6.
Общественное питание | |
Деятельность по предоставлению
продуктов питания и напитков |
56 |
7.
Деятельность организаций
дополнительного образования,
негосударственных образовательных
учреждений | |
Образование дополнительное
детей и взрослых |
85.41 |
Предоставление услуг по
дневному уходу за детьми |
88.91 |
8.
Деятельность по организации конференций
и выставок | |
Деятельность по организации
конференций и выставок |
82.3 |
9.
Деятельность по предоставлению бытовых
услуг населению (ремонт, стирка,
химчистка, услуги парикмахерских и
салонов красоты) | |
Ремонт
компьютеров, предметов личного
потребления и хозяйственно-бытового
назначения |
95 |
Стирка и
химическая чистка текстильных и меховых
изделий |
96.01 |
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты |
96.02 |
Отсрочка арендной платы
В Федеральном законе от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций"
содержатся концептуальные основы
поддержки бизнеса в части отсрочки по
арендной плате.
Законом установлено, что в
отношении договоров аренды недвижимого
имущества, заключенных до принятия в 2020
году органом государственной власти
субъекта Российской Федерации в
соответствии со статьей 11 Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О
защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" (в редакции
настоящего Федерального закона) решения
о введении режима повышенной готовности
или чрезвычайной ситуации на территории
субъекта Российской Федерации, в течение
30 дней со дня обращения арендатора
соответствующего объекта недвижимого
имущества арендодатель обязан заключить
дополнительное соглашение,
предусматривающее отсрочку уплаты
арендной платы, предусмотренной в 2020
году. Требования к условиям и срокам
такой отсрочки устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Арендатор по договорам аренды
недвижимого имущества вправе
потребовать уменьшения арендной платы
за период 2020 года в связи с
невозможностью использования имущества,
связанной с принятием органом
государственной власти субъекта
Российской Федерации в соответствии со
статьей 11 Федерального закона от 21
декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера" (в редакции настоящего
Федерального закона) решения о введении
режима повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации на территории
субъекта Российской Федерации.
В
отношении отсрочки арендной платы важно
разделять:
-
арендную плату за имущество;
-
арендную плату за землю.
В
Распоряжении Правительства РФ от 19 марта
2020 года N 670-р поручено предоставить
отсрочку по уплате арендной платы.
В ряде
регионов уже приняты специальные
нормативно-правовые акты,
предусматривающие такую отсрочку.
В Москве предусмотрено
освобождение от арендной платы
организаций, осуществляющих виды
деятельности в сфере культуры,
физической культуры и спорта,
выставочной, развлекательной,
просветительской и образовательной
деятельности, арендующих земельные
участки и объекты нежилого фонда,
находящиеся в собственности город
Москвы, в случае, если деятельность этих
организаций была приостановлена в
рамках режима повышенной готовности, на
период временного приостановления
деятельности.
Отсрочка внесения арендной платы
за апрель, май, июнь 2020 года по договорам
аренды земельных участков и объектов
нежилого фонда, находящихся в
собственности города Москвы, для
организаций, действующих в сфере
гостиничных услуг, общественного
питания и туризма, до 31 декабря 2020 года.
Также
предусмотрено уменьшение на 50 процентов
платы по договорам на осуществление
торговой деятельности в нестационарных
торговых объектах, размещенных в
переходах и вестибюлях Московского
метрополитена, для субъектов малого и
среднего предпринимательства на период
действия режима повышенной готовности.
Основным документом является
Постановление Правительства Москвы от 24
марта 2020 г. N 212-ПП "О мерах
экономической поддержки в условиях
режима повышенной готовности".
Например, в Ростовской области
предусмотрена отсрочка от уплаты
арендной платы (Постановление
Правительства Ростовской области от 30
марта 2020 г. N 254 "О принятии мер,
направленных на поддержку субъектов
малого и среднего предпринимательства,
арендующих государственное имущество
Ростовской области, за исключением
земельных участков").
Порядок предоставления отсрочки
по арендной плате следующий.
Арендатор обращается в
Министерство имущественных отношений.
В
течение 3 рабочих дней со дня обращения
субъекта малого и среднего
предпринимательства готовится
заключение и направляется в
Министерство имущественных и земельных
отношений, финансового оздоровления
предприятий, организаций Ростовской
области дополнительное соглашение.
Такое соглашение предусматривает
отсрочку арендной платы по договорам
аренды имущества, принадлежащего на
праве оперативного управления и
хозяйственного ведения
подведомственным учреждениям и
предприятиям, предусмотренной в 2020 году,
и ее уплату равными частями в сроки,
предусмотренные договором аренды в 2021
году, или на иных условиях, предложенных
арендатором, по согласованию сторон.
Обратите
внимание!
Порядок не распространяется на
земельные участки.
В
Пермском крае был принят Закон Пермского
края от 30 марта 2020 г. N 527-ПК "О внесении
изменений в отдельные законы Пермского
края в сфере налогообложения в целях
предоставления поддержки отраслям
экономики Пермского края, наиболее
пострадавшим от распространения новой
коронавирусной инфекции".
В
отношении объектов недвижимости, с
арендаторами которых арендодатель,
владеющий таким объектом недвижимости
на праве собственности, заключил
дополнительные соглашения к договору
аренды, предусматривающие снижение
арендной платы в 2020 году, кадастровая
стоимость объекта недвижимости,
являющаяся налоговой базой для расчета
налога на имущество по данному объекту
недвижимости, уменьшается на величину,
рассчитанную как отношение величины
снижения арендной платы на основании
дополнительного соглашения к договору
аренды к ставке по налогу на имущество,
установленной частью 6 статьи 3
настоящего Закона в отношении данного
объекта недвижимости.
Налогоплательщики вправе
уменьшить кадастровую стоимость не
более чем на 50 процентов.
Указанные положения применяются
при одновременном соблюдении следующих
условий:
1)
договор аренды заключен до 1 марта 2020
года и прошел государственную
регистрацию;
2)
дополнительное соглашение к договору
аренды заключено после 1 марта 2020 года;
3) в
отношении указанных зданий и помещений
осуществлена государственная
регистрация права собственности;
4)
сведения о налогоплательщике внесены в
единый реестр субъектов малого и
среднего предпринимательства или
налогоплательщик является автономной
некоммерческой организацией;
5)
основным видом деятельности арендатора
в соответствии со сведениями,
содержащимися в едином государственном
реестре юридических лиц, едином
государственном реестре индивидуальных
предпринимателей по состоянию на 1 марта
2020 года, является один из следующих видов
деятельности в соответствии с
Общероссийским классификатором видов
экономической деятельности:
класс 33
"Ремонт и монтаж машин и
оборудования" раздела С
"Обрабатывающие производства";
класс 45
"Торговля оптовая и розничная
автотранспортными средствами и
мотоциклами и их ремонт" раздела G
"Торговля оптовая и розничная; ремонт
автотранспортных средств и
мотоциклов";
группа
47.4 "Торговля розничная информационным
и коммуникационным оборудованием в
специализированных магазинах" класса
47 "Торговля розничная, кроме торговли
автотранспортными средствами и
мотоциклами" раздела G "Торговля
оптовая и розничная; ремонт
автотранспортных средств и
мотоциклов";
группа
47.5 "Торговля розничная прочими
бытовыми изделиями в специализированных
магазинах" класса 47 "Торговля
розничная, кроме торговли
автотранспортными средствами и
мотоциклами" раздела G "Торговля
оптовая и розничная; ремонт
автотранспортных средств и
мотоциклов";
группа
47.6 "Торговля розничная товарами
культурно-развлекательного назначения в
специализированных магазинах" класса
47 "Торговля розничная, кроме торговли
автотранспортными средствами и
мотоциклами" раздела G "Торговля
оптовая и розничная; ремонт
автотранспортных средств и
мотоциклов";
группа
47.7 "Торговля розничная прочими
товарами в специализированных
магазинах" класса 47 "Торговля
розничная, кроме торговли
автотранспортными средствами и
мотоциклами" раздела G "Торговля
оптовая и розничная; ремонт
автотранспортных средств и
мотоциклов", за исключением группы 47.73
"Торговля розничная лекарственными
средствами в специализированных
магазинах (аптеках)";
группа
47.8 "Торговля розничная в
нестационарных торговых объектах и на
рынках" класса 47 "Торговля
розничная, кроме торговли
автотранспортными средствами и
мотоциклами" раздела G "Торговля
оптовая и розничная; ремонт
автотранспортных средств и
мотоциклов", за исключением группы 47.81
"Торговля розничная в нестационарных
торговых объектах и на рынках пищевыми
продуктами, напитками и табачной
продукцией";
класс 55
"Деятельность по предоставлению мест
для временного проживания" раздела I
"Деятельность гостиниц и предприятий
общественного питания";
класс 56
"Деятельность по предоставлению
продуктов питания и напитков" раздела
I "Деятельность гостиниц и предприятий
общественного питания";
группа
59.14 "Деятельность в области
демонстрации кинофильмов" класса 59
"Производство кинофильмов,
видеофильмов и телевизионных программ,
издание звукозаписей и нот" раздела J
"Деятельность в области информации и
связи";
класс 79
"Деятельность туристических агентств
и прочих организаций, предоставляющих
услуги в сфере туризма" раздела N
"Деятельность административная и
сопутствующие дополнительные
услуги";
группа
82.30 "Деятельность по организации
конференций и выставок" класса 82
"Деятельность
административно-хозяйственная,
вспомогательная деятельность по
обеспечению функционирования
организации, деятельность по
предоставлению прочих вспомогательных
услуг для бизнеса" раздела N
"Деятельность административная и
сопутствующие дополнительные
услуги";
группа
85.11 "Образование дошкольное" класса
85 "Образование" раздела Р
"Образование";
группа
85.4 "Образование дополнительное"
класса 85 "Образование" раздела Р
"Образование";
класс 86
"Деятельность в области
здравоохранения" раздела Q
"Деятельность в области
здравоохранения и социальных услуг";
раздел
R "Деятельность в области культуры,
спорта, организации досуга и
развлечений", за исключением класса 92
"Деятельность по организации и
проведению азартных игр и заключению
пари, по организации и проведению
лотерей".
Постепенно аналогичные акты
будут применяться и в других регионах.
Кредитование и предоставление рассрочки по уплате кредитов
Было разработано соответствующее
Поручение Президента РФ от 29 марта 2020 г.
"Перечень поручений по итогам
обращения Президента в связи с
распространением коронавирусной
инфекции на территории страны".
В
данном поручении, в частности,
содержатся дополнительные меры в
области налогообложения, в частности,
установление ставки налога на доходы
физических лиц в размере 13 процентов в
отношении дохода в виде процентов,
полученных по вкладу (остаткам на счете)
в банке, находящемся на территории
Российской Федерации, а также в виде
процента (купона) по ценным бумагам,
применяемой к доходу, полученному от
соответствующего вложения, размер
которого превышает 1 млн. рублей в год.
В
отношении банковских кредитов
установлено право предоставления
заемщикам (физическим лицам и
индивидуальным предпринимателям) права
на обращение в банк, к иному
профессиональному кредитору с
требованием об изменении условий
кредитного договора (договора займа) в
целях приостановления срока исполнения
обязательств на срок до шести месяцев, а
также предоставление индивидуальным
предпринимателям права на обращение с
требованием об уменьшении размера
платежа. Для малого бизнеса установлены
права обращаться в банк, к иному
профессиональному кредитору с
требованием о приостановлении срока
исполнения обязательств по кредитному
договору на срок до шести месяцев.
Банк
России в информационном письме от 20.03.2020 N
ИН-06-59/24 опубликовал ряд рекомендаций
банкам, МФО и кредитным потребительским
кооперативам по действиям, направленным
на оказание финансовой поддержки
заемщиков в лице МСП и самозанятых
граждан в условиях угрозы
коронавируса.
Банк
России рекомендует кредитным
организациям, микрофинансовым
организациям, кредитным потребительским
кооперативам, сельскохозяйственным
кредитным потребительским кооперативам
до 30.09.2020 включительно в качестве
первоочередной меры, направленной на
предотвращение случаев возникновения у
субъектов МСП просроченной
задолженности по договорам кредита
(займа) или на ее урегулирование,
рассматривать реструктуризацию
предоставленных им кредитов (займов), в
том числе путем предоставления отсрочки
по погашению остатка основного долга и
процентов, в случае поступления
соответствующих заявлений от субъектов
МСП.
Для
получения льготного периода заемщику
необходимо написать заявление.
В
планах субъектов Федерации также
установлены меры для помощи малому и
среднему бизнесу. В качестве примера
можно привести План первоочередных
мероприятий по обеспечению устойчивого
развития экономики в условиях ухудшения
ситуации в связи с распространением
новой коронавирусной инфекции в
Нижегородской области. В данном плане в
качестве мер поддержки предлагаются
следующие:
1.
Разработка нового кредитного продукта -
микрозаймы под 1% для предприятий
наиболее пострадавших отраслей
2.
Мораторий на оплату основного долга и
процентов до конца 2020 года
3.
Мораторий на оплату основного долга по
действующим микрозаймам
В
Красноярском крае Агентство развития
бизнеса дополнительно предлагает
следующие виды кредитования:
Микрозаём "Время перемен" - для проектов по переводу предприятий на дистанционный режим работы. Максимальная сумма займа - один миллион рублей. Максимальный срок - два года. Процентная ставка равна размеру ключевой ставки, установленной Банком России на дату выдачи, минус 1%. Полученные средства можно направлять на приобретение оборудования, расходных материалов и программного обеспечения.
Микрозаём "Бизнес в кризис" для гостиничного бизнеса, общепита, проектов организации детского досуга, развлекательных мероприятий, грузовых и пассажирских перевозок. Сумма займа - до 500 тысяч рублей. Процентная ставка равна размеру ключевой ставки, установленной Банком России на дату выдачи. Залоговое обеспечение не требуется. Комиссия за резервирование средств не взимается.
Банки
РФ начали выдавать беспроцентные
кредиты предпринимателям на выплату
заработной платы. Программа разработана
банками совместно с Правительством и ЦБ
РФ. Согласно ее условиям компания должна
работать не менее года, срок
кредитования - до 1 октября 2020 года. Сумма
кредита определяется исходя из
численности сотрудников предприятия и
умноженной на МРОТ и умноженной на шесть
(исходя из количества месяцев
кредитования). Ставка - 0% годовых.
Специальное кредитование и субсидирование малого бизнеса
Кроме общих правил предоставления
кредитных льгот разработаны Правила
предоставления субсидий из федерального
бюджета российским кредитным
организациям на возмещение
недополученных ими доходов по кредитам,
выданным в 2020 году субъектам малого и
среднего предпринимательства на
неотложные нужды для поддержки и
сохранения занятости (Постановление
Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 422).
В
данном Постановлении используются
следующие термины.
Таблица
Термины, используемые в рамках предоставления субсидий
Термин |
Определение |
заемщик |
субъект малого и среднего предпринимательства, относящийся к категории "малое предприятие" и "микропредприятие" |
неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости |
документально подтвержденные расходы, связанные с выплатой заработной платы и обязательными начислениями на нее |
кредитный договор (соглашение) |
кредитный договор (соглашение), заключенный с субъектом малого и среднего предпринимательства с 30 марта 2020 г. по 1 октября 2020 г. на срок не более 12 месяцев на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости |
период субсидирования |
период, начинающийся со дня внесения в реестр заемщиков на срок не более 6 месяцев и заканчивающийся не позднее 31 декабря 2020 г., предусматривающий ежемесячное перечисление субсидии получателям субсидии |
реестр заемщиков |
сформированный получателем субсидии |
Получатель субсидии для получения
субсидии должен соответствовать
следующим требованиям:
а)
наличие у получателя субсидии на 1 марта
2020 г. кредитного рейтинга не ниже уровня
"A-(RU)" по национальной рейтинговой
шкале для Российской Федерации и (или)
кредитного рейтинга не ниже уровня
"ruА-" по национальной рейтинговой
шкале для Российской Федерации либо
поручительства акционерного общества
"Федеральная корпорация по развитию
малого и среднего
предпринимательства";
б)
получатель субсидии (за исключением
кредитных организаций, имеющих место
нахождения на территории Республики
Крым и (или) в г.Севастополе) соблюдает на
1-е число месяца, предшествующего месяцу,
в котором подано заявление о заключении
соглашения о предоставлении субсидии,
установленные Центральным банком
Российской Федерации обязательные
нормативы;
в)
получатель субсидии по состоянию на
любую дату после 1-го числа месяца,
предшествующего месяцу, в котором подано
заявление о заключении соглашения о
предоставлении субсидии, не имеет
просроченной задолженности по возврату
в федеральный бюджет субсидий, бюджетных
инвестиций, предоставленных из
федерального бюджета в том числе в
соответствии с иными правовыми актами
Российской Федерации, и иной
просроченной задолженности перед
федеральным бюджетом;
г)
получатель субсидии на дату подачи
заявления о заключении соглашения о
предоставлении субсидии не является
иностранным юридическим лицом, а также
российским юридическим лицом, в уставном
(складочном) капитале которого доля
участия иностранных юридических лиц,
местом регистрации которых является
государство или территория, включенные в
утвержденный Министерством финансов
Российской Федерации перечень
государств и территорий,
предоставляющих льготный налоговый
режим налогообложения и (или) не
предусматривающих раскрытия и
предоставления информации при
проведении финансовых операций
(офшорные зоны), в совокупности превышает
50 процентов;
д)
получатель субсидии на дату подачи
заявления о заключении соглашения о
предоставлении субсидии не получает
средства из федерального бюджета на
основании иных нормативных правовых
актов;
е)
получатель субсидии, заключивший в 2020
году с Министерством экономического
развития Российской Федерации
соглашение о предоставлении субсидии
или дополнительное соглашение по
кредитам, выданным в 2019-2024 годах
субъектам малого и среднего
предпринимательства, а также физическим
лицам, применяющим специальный
налоговый режим "Налог на
профессиональный доход", по льготной
ставке".
При
каких условиях предоставляется
субсидия?
Субсидия получателю субсидии
предоставляется при соблюдении
следующих условий:
а)
заемщик получателя субсидии по
состоянию на дату заключения с
получателем субсидии кредитного
договора (соглашения) является субъектом
малого или среднего
предпринимательства, относящимся к
категории "малое предприятие" или
"микропредприятие";
б)
заемщик получателя субсидии по
состоянию на дату заключения с
получателем субсидии кредитного
договора (соглашения) осуществляет
деятельность не менее 1 года в одной или
нескольких отраслях или видах
деятельности по перечню, утверждаемому
Правительственной комиссией по
повышению устойчивости развития
российской экономики;
в) в
отношении заемщика на дату заключения
кредитного договора (соглашения) не
введена процедура банкротства,
деятельность заемщика не приостановлена
в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации,
а заемщик - индивидуальный
предприниматель не прекращает
деятельность в качестве индивидуального
предпринимателя;
г)
получателем субсидии с заемщиком
заключен кредитный договор (соглашение)
с конечной ставкой для заемщика 0
процентов на период субсидирования, а по
окончании периода субсидирования ставка
для заемщика устанавливается на уровне
не выше ставки, полученной кредитными
организациями по программам льготного
рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации;
д)
оплата заемщиком основного долга
осуществляется по окончании срока
действия кредитного договора
(соглашения) или с 1 октября 2020 г. по
графику, установленному получателем
субсидии, с возможностью досрочного
погашения по заявлению заемщика.
Какие
критерии малого и среднего бизнеса
установлены в 2020 году?
Основные критерии СМП приведены
в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О
развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской
Федерации". Согласно статье 4 этого
закона ими могут быть как индивидуальные
предприниматели, так и организации - ООО,
кооперативы, крестьянские (фермерские)
хозяйства.
В
таблице приведены показатели
деятельности, при выполнении которых
налогоплательщик причисляется к
субъектам малого и среднего
предпринимательства.
Категория |
Среднесписочная численность за предыдущий год |
Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета |
Прочие ограничения |
Микропредприятие |
не более 15 человек |
не более 120 млн.руб. |
- не менее 51% капитала
(акций) должно принадлежать физлицам, или
другим СМП; |
Малое предприятие |
не более 100 человек |
не более 800 млн.руб. |
|
Среднее предприятие |
не более 250 человек |
не более 2 млрд.руб. |
|
Основным документом, который позволяет
предоставлять кредитование является
Федеральный закон от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон
"О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" и отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в части особенностей
изменения условий кредитного договора,
договора займа".
Так, в
льготный период кредитования не
допускается начисление неустойки
(штрафа, пени) за неисполнение или
ненадлежащее исполнение заемщиком
обязательств по возврату кредита (займа)
и (или) уплате процентов на сумму кредита
(займа), за исключением неисполнения или
ненадлежащего исполнения заемщиком
обязательств по уплате в течение
льготного периода платежей, размер
которых был уменьшен.
Кроме
того, возможно получение субсидии.
Что
нужно предоставить при получении
субсидии?
Основным документом является,
прежде всего, заявление.
ЗАЯВЛЕНИЕ
(наименование организации)
на получение субсидии из
федерального бюджета на возмещение
недополученных российской кредитной
организации доходов по кредитам,
выданным в 2020 году субъектам малого и
среднего предпринимательства на
неотложные нужды для поддержки и
сохранения занятости, по состоянию
на "____" 20____ г.
На конец отчетного периода количество кредитов, которые | |||||||
| |||||||
|
(наименование получателя) | ||||||
| |||||||
предоставлены субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, и подлежащих субсидированию на основании соглашения о предоставлении субсидии от "__" 2020 г. N _______, заключенного российской кредитной организацией с Министерством экономического развития Российской Федерации, в соответствии с реестром заемщиков составляет ___ единиц. | |||||||
| |||||||
Общий размер субсидии к выплате за отчетный период составляет |
|
рублей. | |||||
|
(прописью) |
| |||||
| |||||||
| |||||||
Руководитель получателя
субсидии |
| ||||||
|
(наименование получателя субсидии) | ||||||
| |||||||
|
/ |
|
/ | ||||
(расшифровка подписи) |
| ||||||
| |||||||
М.П. (при наличии) |
| ||||||
| |||||||
"____" 20____ г. |
Получатели субсидии представляют в
Министерство экономического развития
Российской Федерации заявку на
заключение соглашения о предоставлении
субсидии (в произвольной форме), к
которой прилагаются следующие документы
и (или) сведения:
а)
прогнозный размер субсидии, необходимый
получателю субсидии в 2020 году на
возмещение недополученных им доходов по
кредитам, а также плановый суммарный
объем предоставления кредитов субъектам
малого и среднего предпринимательства
на неотложные нужды для поддержки и
сохранения занятости;
б)
справка, подписанная руководителем и
главным бухгалтером (при наличии) или
уполномоченным лицом кредитной
организации, действующим на основании
доверенности (далее - уполномоченные
лица получателя субсидии), скрепленная
печатью (при наличии) получателя
субсидии, с указанием банковских
реквизитов и счетов, на которые следует
перечислять субсидию;
в)
доверенность уполномоченного лица
получателя субсидии, удостоверяющая
право такого лица на подписание заявки
на заключение соглашения о
предоставлении субсидии и (или) иных
документов (в случае, если указанные
заявка и (или) документы подписаны
уполномоченным лицом получателя
субсидии);
г)
сведения о государственной регистрации
получателя субсидии в качестве
юридического лица и копия лицензии на
осуществление банковских операций,
выданной Центральным банком Российской
Федерации;
д)
заверенные получателем субсидии или
нотариально удостоверенные копии
учредительных документов получателя
субсидии;
е)
справка, подписанная руководителем и
главным бухгалтером (при наличии) или
уполномоченным лицом получателя
субсидии, скрепленная печатью (при
наличии) получателя субсидии,
ж)
получатель субсидии, заключивший в 2020
году с Министерством экономического
развития Российской Федерации
соглашение о предоставлении субсидии
или дополнительное соглашение к этому
соглашению в соответствии с Правилами
предоставления субсидий из федерального
бюджета российским кредитным
организациям и специализированным
финансовым обществам на возмещение
недополученных ими доходов по кредитам,
выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и
среднего предпринимательства, а также
физическим лицам, применяющим
специальный налоговый режим "Налог на
профессиональный доход".
Что
должно содержаться в соглашении о
предоставлении субсидии?
а)
сроки, цель, условия и порядок
предоставления субсидии;
б)
согласие получателя субсидии на
осуществление Министерством
экономического развития Российской
Федерации и уполномоченными органами
государственного финансового контроля
проверок соблюдения получателем
субсидии цели, условий и порядка
предоставления субсидий в соответствии
с настоящими Правилами и соглашением о
предоставлении субсидии;
в)
значение показателя, необходимого для
достижения результата предоставления
субсидии,
г)
ответственность получателя субсидии за
нарушение условий предоставления
субсидии;
д)
порядок и сроки возврата в доход
федерального бюджета получателем
субсидии предоставленной субсидии в
случае установления по итогам проверок,
проведенных Министерством
экономического развития Российской
Федерации и (или) уполномоченным органом
государственного финансового контроля,
факта нарушения цели, условий и порядка
предоставления субсидии;
е)
основания и порядок расторжения
соглашения о предоставлении субсидии;
ж)
перечень документов, представляемых
получателем субсидии для получения
субсидии, и порядок их представления;
з)
размер субсидии;
и)
реквизиты счета, на который
перечисляются денежные средства в
случае принятия решения о
предоставлении субсидии;
к)
порядок и сроки возврата получателем
субсидии соответствующих средств в
федеральный бюджет в случае
недостижения показателя, необходимого
для достижения результата
предоставления субсидии;
л)
порядок, а также сроки и формы
представления получателем субсидии
отчетности о достижении результата
предоставления субсидии и показателя,
необходимого для достижения результата
предоставления субсидии.
Такая
субсидия направляется на оплату труда.
Максимальная сумма кредитного
договора (соглашения) определяется как
произведение расчетного размера оплаты
труда, численности работников заемщика и
периода субсидирования, составляющего 6
месяцев и заканчивающегося не позднее 31
декабря 2020 г.
Численность работников заемщика
определяется на основании сведений о
застрахованных лицах, подаваемых
заемщиком в органы Пенсионного фонда
Российской Федерации.
Расчетный размер оплаты труда
определяется как сумма минимального
размера оплаты труда с выплатой районных
коэффициентов и процентных надбавок к
заработной плате с учетом выплат
страховых взносов в соответствующие
фонды.
Какой в
настоящее время установлен размер
оплаты труда?
Дата введения |
Сумма (рублей в месяц) |
Нормативный акт |
01.01.2020 |
12130 |
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ) |
01.01.2019 |
11280 |
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 481-ФЗ) |
Максимальная сумма кредитования
установлена в Постановлении
Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 435
"Об установлении максимального
размера кредита (займа) для кредитов
(займов), по которому заемщик вправе
обратиться к кредитору с требованием об
изменении условий кредитного договора
(договора займа), предусматривающим
приостановление исполнения заемщиком
своих обязательств".
Данным
Постановлением определены следующие
суммы:
для потребительских кредитов
(займов), заемщиками по которым являются
физические лица, - 250 тысяч рублей;
для потребительских кредитов
(займов), заемщиками по которым являются
индивидуальные предприниматели, - 300
тысяч рублей;
для потребительских кредитов
(займов), предусматривающих
предоставление потребительского
кредита (займа) с лимитом кредитования,
заемщиками по которым являются
физические лица, - 100 тысяч рублей;
для потребительских кредитов на
цели приобретения автотранспортных
средств с залогом автотранспортного
средства - 600 тысяч рублей;
для кредитов (займов), выданных в
целях, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности, и
обязательства по которым обеспечены
ипотекой, - 1,5 млн. рублей.
Проведение проверок
В Постановлении Правительства РФ от
03.04.2020 N 438 "Об особенностях
осуществления в 2020 году
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля и о внесении
изменения в пункт 7 Правил подготовки
органами государственного контроля
(надзора) и органами муниципального
контроля ежегодных планов проведения
плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей"
приостановлены многие проверки.
В 2020
году в отношении юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей,
отнесенных в соответствии со статьей 4
Федерального закона "О развитии
малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации" к субъектам
малого и среднего предпринимательства,
сведения о которых включены в единый
реестр субъектов малого и среднего
предпринимательства, а также в отношении
некоммерческих организаций,
среднесписочная численность работников
которых за 2019 год не превышает 200 человек,
за исключением политических партий и
некоммерческих организаций, включенных
в реестр некоммерческих организаций,
выполняющих функции иностранного
агента, проводятся только:
а)
внеплановые проверки, основаниями для
проведения которых являются факты
причинения вреда жизни, здоровью граждан
или угрозы причинения вреда жизни,
здоровью граждан, возникновение
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера и проведение
которых согласовано органами
прокуратуры;
б)
внеплановые проверки, назначенные в
целях проверки исполнения ранее
выданного предписания о принятии мер,
направленных на устранение нарушений,
влекущих непосредственную угрозу
причинения вреда жизни и здоровью
граждан, проведение которых согласовано
органами прокуратуры;
в)
внеплановые проверки, проводимые на
основании поручения Президента
Российской Федерации, поручения
Правительства Российской Федерации с
указанием конкретного юридического лица
и (или) индивидуального предпринимателя,
требования прокурора о проведении
внеплановой проверки в рамках надзора за
исполнением законов по поступившим в
органы прокуратуры материалам и
обращениям;
г)
внеплановые проверки, основания для
проведения которых установлены пунктом
1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона
"О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19
Федерального закона "О лицензировании
отдельных видов деятельности";
д)
внеплановые проверки, назначенные в
целях проверки исполнения ранее
выданного предписания, решение о
признании которого исполненным влечет
возобновление ранее приостановленного
действия лицензии, аккредитации или
иного документа, имеющего
разрешительный характер.
В связи
с коронавирусом введено ограничение
проверок. Правительство РФ вправе в 2020
году приостанавливать, отменять или
переносить на более поздний срок
мероприятия налогового контроля, а также
приостанавливать течение сроков,
предусмотренных НК РФ (пп.б п.1 ст.1
Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ).
Налоговый орган предусматривает
следующие особенности проведения
проверок:
С 1
апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года
включительно не будут проводиться
проверки субъектов среднего и малого
предпринимательства, которые включены в
реестр СМП. Исключение - проверки,
основаниями для проведения которых
являются причинение вреда или угроза
причинения вреда жизни, здоровью
граждан, возникновение чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера. При этом Правительство РФ
может установить иное регулирование.
До 1 мая
2020 г. федеральные органы не будут
назначать:
-
проверки, предусмотренные Законом о
защите прав юрлиц и ИП;
-
выездные налоговые проверки;
-
плановые выездные таможенные проверки.
Откладываются проверки
пользователей онлайн-касс, а также
контрольные мероприятия по соблюдению
требований валютного законодательства и
вопросам госрегулируемых видов
деятельности в области азартных игр и
лотерей в отношении всех категорий
налогоплательщиков, в том числе малого и
среднего бизнеса.
Выездные проверки, начатые ранее,
также приостановлены. Незавершенные
проверки применения ККТ и валютного
законодательства, а также незаконченное
производство по делам об
административных правонарушениях будет
осуществляться без непосредственного
контакта с налогоплательщиками - по
телекоммуникационным каналам связи,
через личный кабинет налогоплательщика,
по почте (<Информация> ФНС России
"Меры поддержки бизнеса из-за снижения
деловой и потребительской активности на
фоне распространения коронавирусной
инфекции").
Будет
снижено также количество прокурорских
проверок, прокурорам поручено при
реализации полномочий по согласованию
внеплановых контрольных мероприятий в
отношении хозяйствующих субъектов
минимизировать их количество
(Информация Генпрокуратуры России от
26.03.2020 "Генеральная прокуратура
Российской Федерации минимизирует
проверки предпринимателей в условиях
распространения коронавирусной
инфекции").
Не
будут осуществляться и проверки в плане
экологического и технологического
контроля, за исключением внеплановых
проверок, основанием для которых
является причинение вреда жизни и
здоровью граждан, возникновение
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, а также
проверок, результатом которых является
выдача разрешений, лицензий и иных
документов разрешительного характера
(Информация Ростехнадзора "О
приостановке назначения проверок").
Также в
отношении проведения проверок приняты
региональные акты, позволяющие на
региональном уровне снизить количество
контрольных мероприятий.
В
качестве мероприятий поддержки компаний
установлен запрет на проверки
(Распоряжение Президента Республики
Татарстан от 28 марта 2020 г. N 139).
До 1 мая
2020 года приостановлено назначение
проверок, в отношении которых
применяются положения Федерального
закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О
защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля", за исключением внеплановых
проверок, основаниями для проведения
которых являются причинение вреда жизни,
здоровью граждан, возникновение
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, проверок,
результатом которых является выдача
разрешений, лицензий, аттестатов
аккредитации, иных документов, имеющих
разрешительный характер.
До 1 мая
2020 года приостановлено назначение
проверок, осуществляемых органами
местного самоуправления в Республике
Татарстан, уполномоченными на
организацию и проведение на территории
муниципальных образований проверок, в
отношении которых применяются положения
Федерального закона от 26 декабря 2008 года
N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля", за исключением внеплановых
проверок, основаниями для проведения
которых являются причинение вреда жизни,
здоровью граждан, возникновение
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, проверок,
результатом которых является выдача
разрешений, лицензий, аттестатов
аккредитации, иных документов, имеющих
разрешительный характер.
Экономическая поддержка
выражается в запрете на проведение
проверок (Приказ Министерства экологии
Челябинской области от 23 марта 2020 г. N 227).
Так, отменены проверки юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, период
проведения которых начинается с 23.03.2020 г.,
и приостановить до 1 мая 2020 г. назначение
проверок, в отношении которых
применяются положения Федерального
закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О
защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля", за исключением проведения
внеплановых проверок, основанием для
которых является причинение вреда жизни,
здоровью граждан, возникновение
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Трудовые отношения
В отношении трудовых взаимоотношений с
работниками, к сожалению, работодателям
не будут предоставляться компенсации на
выплату заработной платы в связи с
коронавирусом.
Вместе
с тем можно выделить отдельные
положительные моменты, связанные с
трудовыми отношениями.
Госдума поддержала снижение
общей ставки страховых взносов с 30 до 15% с
зарплат выше МРОТ для малого и среднего
бизнеса. Антикризисная мера, объявленная
президентом, действовует с 1 апреля 2020
года.
Малый и
средний бизнес будет платить с зарплат
сотрудников выше МРОТ страховые
взносы:
в
Пенсионный фонд России по ставке 10% (как в
рамках предельной величины базы, так и
свыше);
в Фонд
обязательного медицинского страхования
- 5%;
в Фонд
социального страхования (на случай
временной нетрудоспособности и в связи с
материнством) - 0%.
Сейчас
российский работодатель должен платить
за сотрудника страховые взносы по ставке
30% от заработной платы.
22%
поступает в Пенсионный фонд,
5,1% - в
ФОМС,
2,9% - в
ФСС.
Если
зарплата сотрудника превышает 1,29 млн
руб., то ставка пенсионных взносов
снижается до 10%. Взносы на социальное
страхование обнуляются при зарплате
свыше 990 тыс.руб. в год накопленным
итогом.
Еще
положительным моментом является то, что
в отличие от обычного больничного,
больничный оплачивается полностью из
средств ФСС.
Граждане, у которых
диагностирована коронавирусная
инфекция и наблюдаются клинические
симптомы, являются заболевшими и
получают листки нетрудоспособности в
привычном нам порядке, установленном
разделом II Порядка выдачи листков
нетрудоспособности, утв. приказом
Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N
624н (далее - Порядок):
- при
амбулаторном лечении заболевания листок
нетрудоспособности выдается лечащим
врачом в день установления временной
нетрудоспособности сроком до 15
календарных дней включительно, по
истечении которых решение вопроса
дальнейшего лечения и выдачи листка
нетрудоспособности осуществляется
врачебной комиссией (п.п.11, 13 Порядка);
- при
стационарном лечении листок
нетрудоспособности выдается
медицинской организацией в день выписки
из стационара за весь период
стационарного лечения; при продолжении
временной нетрудоспособности он может
быть продлен до 10 календарных дней (п.19
Порядка).
Граждане в возрасте старше 65 лет
нормативными актами глав субъектов РФ*(4)
также обязаны обеспечить самоизоляцию.
Выдача листков нетрудоспособности таким
лицам урегулирована Временными
правилами оформления листков
нетрудоспособности, назначения и
выплаты пособий по временной
нетрудоспособности в случае карантина
застрахованным лицам в возрасте 65 лет и
старше, утвержденными постановлением
Правительства РФ от 01.04.2020 N 402 (далее -
Временные правила N 402). Выдача листков
нетрудоспособности в этом случае также
осуществляется в электронной форме, но
Правительство РФ учло возможные
сложности для граждан старшего
поколения в использовании необходимых
для этого средств программного
обеспечения и урегулировало процедуру
так, что она происходит абсолютно без
участия граждан.
Государственные закупки
Положительной поправкой является
возможность изменения сроков в
отношении выполняемых госконтрактов.
Согласно ч. 65 ст.112 Закона N 44-ФЗ,
действующей с 1 апреля текущего года (в
ред.Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N
98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций"), в
2020 году допускается изменение срока
исполнения контракта, его цены или цены
единицы товара, работы, услуги по
соглашению сторон, если при его
исполнении в связи с распространением
новой коронавирусной инфекции, а также в
иных случаях, установленных
Правительством РФ, возникли не зависящие
от сторон обстоятельства, влекущие
невозможность его исполнения.
Изменение условий контракта
возможно при наличии письменного
обоснования на основании решения
Правительства РФ, высшего
исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ либо местной
администрации.
В
Постановлении Правительства РФ от 03.04.2020
N 443 "Об особенностях осуществления
закупки в период принятия мер по
обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на территории
Российской Федерации в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции" установлены следующие
поправки, позволяющие продлить сроки
реализации государственного
контракта:
сроки,
предусмотренные Федеральным законом
"О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд"
и принятыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами,
исчисляемые в рабочих днях, подлежат
исчислению в календарных днях (при этом
суббота и воскресенье не учитываются);
при
направлении участнику закупки, с которым
заключается контракт, проекта контракта
заказчик вправе увеличить срок
исполнения обязательств;
члены
комиссии по осуществлению закупок
вправе осуществлять рассмотрение заявок
на участие в закупке, не присутствуя
лично на заседании такой комиссии, в
случае использования при таком
рассмотрении средств дистанционного
взаимодействия, в том числе аудиосвязи
или видеосвязи, и при условии соблюдения
требований законодательства РФ о защите
государственной тайны.
Дополнительные разъяснения
содержатся в Минфине России N 24-06-05/26578,
МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от
03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС
России, ФАС России об осуществлении
закупок товара, работы, услуги для
обеспечения государственных и
муниципальных нужд в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции, вызванной 2019-nCoV", которое
содержит разъяснения в отношении уплаты
неустоек.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93
Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N
44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и
муниципальных нужд" в редакции
Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N
98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(далее соответственно - Закон N 44-ФЗ, Закон
N 98-ФЗ) заказчик вправе осуществить
закупку у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя) товаров, работ,
услуг при необходимости оказания
медицинской помощи в неотложной или
экстренной форме либо вследствие аварии,
обстоятельств непреодолимой силы, для
предупреждения (при введении режима
повышенной готовности функционирования
органов управления и сил единой
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и
(или) ликвидации чрезвычайной ситуации,
для оказания гуманитарной помощи. При
этом заказчик вправе осуществить
закупку товара, работы, услуги в
количестве, объеме, которые необходимы
для оказания такой медицинской помощи
либо вследствие таких аварии,
обстоятельств непреодолимой силы, для
предупреждения и (или) ликвидации
чрезвычайной ситуации, для оказания
гуманитарной помощи, если применение
конкурентных способов определения
поставщика (подрядчика, исполнителя),
требующих затрат времени,
нецелесообразно.
Учитывая, что распространение
новой коронавирусной инфекции,
вызванной 2019-nCoV, является
обстоятельством непреодолимой силы,
заказчик, в том числе для предупреждения
чрезвычайной ситуации (при введении
режима повышенной готовности
функционирования органов управления и
сил единой государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций), вправе
осуществить на основании пункта 9 части 1
статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупку любых
товаров, работ, услуг у единственного
поставщика (подрядчика, исполнителя),
требуемых заказчику в связи с
возникновением таких обстоятельств, - то
есть заказчик вправе осуществить такую
закупку при условии наличия
причинно-следственной связи между
объектом закупки и его использованием
для удовлетворения потребностей,
возникших вследствие возникновения
обстоятельств непреодолимой силы, и (или)
его использованием для предупреждения
чрезвычайной ситуации (при введении
режима повышенной готовности
функционирования органов управления и
сил единой государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций).
3.
Согласно части 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ
сторона освобождается от уплаты
неустойки (штрафа, пени), если докажет,
что неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательства,
предусмотренного контрактом, произошло
вследствие непреодолимой силы.
Таким
образом, в случае если неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательства,
предусмотренного контрактом, произошло
в связи с распространением новой
коронавирусной инфекции, вызванной
2019-nCoV, в том числе в связи с мерами,
принятыми в Российской Федерации и (или)
в иностранных государствах в целях
предотвращения такого распространения,
поставщик (подрядчик, исполнитель)
вправе ссылаться на такие
обстоятельства как на основание,
освобождающее его от уплаты неустойки
(штрафа, пени) по направленному
заказчиком в соответствии с частью 6
статьи 34 Закона N 44-ФЗ требованию об
уплате таких неустоек.
Введение мер мониторинга за экономической ситуацией и плана экономической поддержки
Мониторинг экономической ситуации не
является прямой мерой поддержки бизнеса,
но мониторинг позволяет понять
направления, в которых будут приниматься
меры поддержки. Такой мониторинг,
например, введен в Санкт-Петербурге.
В
Санкт-Петербурге было принято решение
создать рабочую группу по мониторингу
ключевых экономических показателей и
поддержке субъектов экономической
деятельности при реализации мероприятий
по противодействию распространению в
Санкт-Петербурге новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) (Постановление
Правительства Санкт-Петербурга от 20
марта 2020 г. N 154 "О рабочей группе по
мониторингу ключевых экономических
показателей и поддержке субъектов
экономической деятельности при
реализации мероприятий по
противодействию распространению в
Санкт-Петербурге новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)".
Осуществление мониторинга по
следующим направлениям:
финансовое и
материально-технического обеспечение
реализации мероприятий, направленных на
поддержание благополучной
эпидемиологической ситуации и
противодействие распространению
коронавирусной инфекции в
Санкт-Петербурге;
динамика изменения цен на товары и
услуги, в том числе оптовых и розничных
цен на горюче-смазочные материалы,
жизненно необходимые и важнейшие
лекарственные препараты и продукты
питания, на территории
Санкт-Петербурга;
динамика изменения товарных
запасов, в том числе горюче-смазочных
материалов, жизненно необходимых и
важнейших лекарственных препаратов и
продуктов питания, на территории
Санкт-Петербурга и иные направления
мониторинга состояния потребительского
рынка;
своевременность выплаты
заработной платы в Санкт-Петербурге,
занятость населения Санкт-Петербурга и
иные направления мониторинга состояния
рынка труда;
динамика изменения уровня
закредитованности физических лиц и
организаций, иные направления
мониторинга финансового состояния
организаций в Санкт-Петербурге;
состояние предпринимательского
климата в сфере малого и среднего
предпринимательства в
Санкт-Петербурге;
динамика изменения размера
просроченной задолженности физических
лиц и организаций перед бюджетом
Санкт-Петербурга;
исполнение бюджета
Санкт-Петербурга по доходам и расходам;
реализация значимых
социально-экономических проектов в
Санкт-Петербурге.
Но
более эффективным вариантом является
составление комплексного плана
действий.
разработанный план мероприятий
по обеспечению устойчивого развития
является очень важной составляющей по
борьбе прежде всего с негативными
последствиями (Указ Губернатора
Нижегородской области от 25 марта 2020 г. N 34
"Об утверждении Плана первоочередных
мероприятий по обеспечению устойчивого
развития экономики в условиях ухудшения
ситуации в связи с распространением
новой коронавирусной инфекции в
Нижегородской области").
План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Нижегородской области
N |
Наименование меры поддержки |
Мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
1. Финансовая поддержка | ||||
1.1 |
Введение мер поддержки производителей фармацевтической продукции, средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств, включая выдачу специальных займов из средств ФРП Докапитализация регионального ФРП на 50 миллионов рублей |
1. Определение
потребности производителей
фармацевтической продукции, средств
индивидуальной защиты и дезинфицирующих
средств в специальных займах ФРП |
В течение 10 рабочих дней со дня увеличения капитализации |
Министерство
промышленности, торговли и
предпринимательства Нижегородской
области |
1.2 |
Докапитализация региональных микрофинансовых организаций на 300 миллионов рублей (федеральный бюджет) и 150 миллионов рублей (областной бюджет) в целях охвата льготными микрозаймами субъектов малого и среднего предпринимательства |
1. Разработка нового
кредитного продукта - микрозаймы под 1%
для предприятий наиболее пострадавших
отраслей |
В течение 10 рабочих дней со дня увеличения капитализации |
Министерство
промышленности, торговли и
предпринимательства Нижегородской
области |
1.3 |
Докапитализация региональных гарантийных организаций в целях расширения возможностей малого и среднего предпринимательства по получению льготных кредитов на 500 миллионов рублей (Федеральный бюджет) и 250 миллионов рублей (областной бюджет) в случае отсутствия залогового обеспечения |
|
В течение 10 рабочих дней со дня объявления отбора |
Министерство
промышленности, торговли и
предпринимательства Нижегородской
области |
1.4 |
Введение механизма субсидирования процентной ставки по кредитам организациям торговли, получаемым на формирование запасов продуктов питания и товаров первой необходимости |
Направление предложений в адрес Правительства Российской Федерации о введении механизма субсидирования процентной ставки по кредитам организациям торговли, получаемым на формирование запасов продуктов питания и товаров первой необходимости |
27.03.2020 |
Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (Черкасов М.В.) |
1.5 |
Расширение программы субсидирования доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к заемным средствам в рамках программы льготного кредитования путем либерализации ряда требований к заемщику и расширения возможности реструктуризации ранее выданных кредитов |
Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства Нижегородской области |
В течение 2 дней после принятия актов Правительства Российской Федерации |
Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (Черкасов М.В.), органы исполнительной власти Нижегородской области |
1.6 |
Субсидирование (до 1/2 ставки по договору, но не более ключевой) кредитным организациям части процентной ставки по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства при условии переноса срока уплаты процентов без начисления штрафных санкций |
Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства Нижегородской области |
В течение 2 дней после принятия актов Правительства Российской Федерации |
Министерство
промышленности, торговли и
предпринимательства Нижегородской
области |
2. Налоговая поддержка | ||||
2.1 |
Снижение ставок налога по упрощенной системе налогообложения с 6% до 1% и с 15% до 5% для наиболее пострадавших отраслей |
Рассмотрение возможности снижения ставок для наиболее пострадавших отраслей |
10.04.2020 |
Министерство финансов
Нижегородской области (Сулима О.Ю.), |
2.2 |
Снижение ставок по патентной системе налогообложения |
Рассмотрение возможности снижения ставок для наиболее пострадавших отраслей |
10.04.2020 |
Министерство финансов
Нижегородской области (Сулима О.Ю.), |
2.3 |
Отсрочка на оплату налога на имущество |
Рассмотрение возможности введения отсрочки на оплату налога на имущество |
10.04.2020 |
Министерство финансов Нижегородской области (Сулима О.Ю.) |
2.4 |
Снижение ставки транспортного налога на автотранспортные средства для перевозчиков |
Рассмотрение возможности снижения ставки транспортного налога на автотранспортные средства для перевозчиков |
10.04.2020 |
Министерство
транспорта и автомобильных дорог
Нижегородской области (Саватеев П.Н.), |
2.5 |
Предоставление отсрочки по налоговым платежам отраслям, пострадавшим от ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (на 3 месяца) |
Информирование предприятий Нижегородской области о возможности применения отсрочки по налоговым платежам |
В течение 3 дней после принятия актов Правительства Российской Федерации |
Органы исполнительной власти Нижегородской области |
2.6 |
Введение с марта текущего года отсрочки на 3 месяца по уплате страховых взносов, включая наемных работников, для микропредприятий |
Информирование предприятий Нижегородской области об отсрочке на 3 месяца по уплате страховых взносов |
В течение 3-х дней после принятия актов Правительства Российской Федерации |
Органы исполнительной власти Нижегородской области |
2.7 |
Рекомендации органам местного самоуправления о принятии решения по снижению размера единого налога на вменённый доход путем корректировки до конца 2020 года |
Направление рекомендаций в органы местного самоуправления Нижегородской области |
10.04.2020 |
Министерство финансов
Нижегородской области (Сулима О.Ю.), |
3. Имущественная поддержка | ||||
3.1 |
Временная отсрочка (или мораторий) на уплату арендных платежей субъектами малого и среднего предпринимательства - арендаторами государственного или |
Принятие решения о введении временной отсрочки (или моратория) на уплату арендных платежей субъектами малого и среднего предпринимательства |
15.04.2020 |
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (Баринов С.А.), органы местного самоуправления Нижегородской области |
|
муниципального имущества |
Направление рекомендаций в органы местного самоуправления Нижегородской области |
15.04.2020 |
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (Баринов С.А.) |
|
|
Направление рекомендаций организациям, индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в аренду (субаренду) объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Нижегородской области, в том числе в торговых центрах, административно-деловых центрах и помещений в них, по заявлениям арендаторов, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в наиболее пострадавших отраслях, предоставлять отсрочку (рассрочку) по арендным и коммунальным платежам |
|
Органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления Нижегородской области |
|
|
Мониторинг количества предоставленных льгот субъектам малого и среднего предпринимательства |
ежедневно |
Органы местного самоуправления Нижегородской области |
4. Инфраструктурная поддержка | ||||
4.1 |
Снижение коммунальных платежей для отраслей, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции |
МУП "Водоканал" не выставлять счета за мощность по воде для предприятий наиболее пострадавших отраслей |
с 1 марта по 1 июля 2020 г. |
Министерство
энергетики и жилищно- |
|
|
"ТСН Энерго": |
с 1 марта по 1 июля 2020 г. |
Министерство
энергетики и жилищно- |
4.2 |
Оперативный мониторинг потребительских цен в региональном разрезе |
Оперативный мониторинг потребительских цен в региональном разрезе |
ежедневно до 15.00 |
Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (Черкасов М.В.) |
4.3 |
Оперативный
мониторинг наличия товаров первой
необходимости в организациях торговли, в
том числе: |
Оперативный
мониторинг наличия товаров первой
необходимости в организациях торговли, в
том числе: |
ежедневно до 15.00 |
Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (Черкасов М.В.) |
4.4 |
Реализация мер
активной |
Рекомендации о необходимости проведения информационной кампании, используя пресс-службы всех органов исполнительной власти Нижегородской области, о регистрации в качестве "самозанятых". Рекомендации УФНС сформировать информацию для размещения в СМИ и сети интернет |
30.04.2020 |
Управление по труду и занятости населения Нижегородской области (Силантьев А.А.) |
4.5 |
Письмо в адрес Правительства Российской Федерации о введение временных |
1. Расчет возможного снижения объемов экспорта |
В течение 3 рабочих дней после введения ограничений |
Министерство промышленности, торговли и предпринимательства |
|
ограничении на экспорт продовольственных товаров и непродовольственных товаров первой необходимости |
2. Инициализация внесения изменений в Национальный проект "Международная кооперация и экспорт" в части снижения ключевого показателя на 2020 г. |
В течение 10 рабочих дней после введения ограничений |
Нижегородской области |
|
|
3. Рассмотрение возможности обеспечения реализации продовольственных товаров и непродовольственных товаров первой необходимости, ограниченных к экспорту, в торговых сетях на территории Нижегородской области |
В течение действия ограничений |
Министерство
сельского хозяйства и продовольственных
ресурсов Нижегородской области (Денисов
Н.К.), |
4.6 |
Сокращение времени уведомления работников до 2 недель в связи с возможной остановкой предприятия из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции |
Информирование предприятий Нижегородской области о сокращении времени уведомления работников в связи с возможной остановкой предприятия |
В течение 3 дней после принятия актов Правительства Российской Федерации |
Управление по труду и
занятости населения Нижегородской
области |
4.7 |
Снижение требований к обеспечению контрактов при осуществлении государственных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства |
Обеспечение мониторинга исполнения снижения требований к обеспечению контрактов при осуществлении закупок крупнейшими заказчиками в Нижегородской области у субъектов малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 608 |
Постоянно после вступления в силу соответствующего Федерального закона |
Министерство
экономического развития и инвестиций
Нижегородской |
4.8 |
Введение механизма неприменения штрафных санкций, а также возможности продления сроков и корректировки цен в 2020 году в случае нарушений обязательств исполнителем (в рамках Федерального закона N 223-ФЗ) из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции |
Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о введении механизма неприменения штрафных санкций |
Постоянно после вступления в силу соответствующего Федерального закона |
Органы исполнительной власти Нижегородской области |
Подобный план является достаточно
важным для целей комплексной поддержки
бизнеса.
В
заключение важно отметить, что, конечно,
некоторые компании вынуждены будут
прекратить свою деятельность ввиду
тяжелого материального состояния, но все
же некоторые компании будут
пользоваться мерами поддержки. В
частности, возможно воспользоваться
снижением налогов в ряде регионов,
кредитными каникулами и снижением
страховых взносов.
Ссылается на
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 26 ноября 2024 года)
- О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (с изменениями на 11 сентября 2024 года)
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 октября 2024 года)
- Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке (с изменениями на 20 июля 2023 года)
- О заключении дополнительного соглашения при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства, предусматривающего отсрочку арендной платы, предусмотренной в 2020 году, и ее уплату равными частями в сроки, предусмотренные договором аренды в 2021 году, или на иных условиях (с изменениями на 11 июля 2020 года)
- Перечень поручений по итогам обращения Президента в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории страны
- О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
- Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше (с изменениями на 18 июня 2020 года) (утратило силу с 01.05.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2021 N 300)
- Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости (с изменениями на 24 апреля 2020 года)
- О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV
- О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- Об установлении максимального размера кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа), предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств (с изменениями на 10 апреля 2020 года) (утратило силу с 02.06.2023 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2023 N 868)
- Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (с изменениями на 10 марта 2022 года)
- Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (с изменениями на 1 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 1 января 2022 года)
- О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики (с изменениями на 7 ноября 2020 года)
- Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 14 сентября 2020 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 сентября 2024 года) (редакция, действующая с 30 октября 2024 года)
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями на 12 июня 2024 года)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О лицензировании отдельных видов деятельности (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности (с изменениями на 10 июня 2019 года) (утратил силу с 14.12.2020 на основании приказа Минздрава России от 01.09.2020 N 925н)