Материал актуален на 25.11.2024
Цифровизация контрольно-надзорной деятельности. Онлайн-реестры. Досудебное обжалование
|
|
1 июля 2021 года в силу вступил Федеральный
закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О
государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской
Федерации", который предусматривает
применение технологий дистанционного
взаимодействия проверяющих с бизнесом.
Дистанционное взаимодействие включает в
том числе:
- дистанционную форму выездных
проверок;
- электронный формат подачи жалобы на
решение, действия (бездействие)
контрольных (надзорных) органов,
должностных лиц.
В рамках данного направления
государством продуманы способы
межведомственного взаимодействия
посредством различных информационных
систем.
Информационные системы
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля
Перейти на новые правила в работе
контрольно-надзорных органов и
усовершенствовать законодательство
поручил Президент России Владимир Путин.
В этой связи в 2020 году был принят новый
закон о контрольно-надзорной
деятельности - Федеральный закон от
31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном
контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации". Его
основные положения вступили в силу с 1
июля 2021 года.
Согласно ст.17 Федерального закона от
31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном
контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации" в
целях информационного обеспечения
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля создаются:
1) единый реестр видов федерального
государственного контроля (надзора),
регионального государственного
контроля (надзора), муниципального
контроля (единый реестр видов
контроля);
2) единый реестр контрольных (надзорных)
мероприятий;
3) информационная система (подсистема
государственной информационной системы)
досудебного обжалования (подсистема
досудебного обжалования);
4) реестр заключений о подтверждении
соблюдения обязательных требований
(реестр заключений о соответствии);
5) информационные системы контрольных
(надзорных) органов.
Определены цели создания информационных
систем контрольных (надзорных) органов.
Единый реестр видов контроля
(надзора)
В
Едином реестре видов контроля доступны
описания каждого вида контроля всем
желающим. Ранее доступ был только у
руководителей контрольных органов и
самих контролеров. Теперь любой человек
может зайти на Единый реестр видов
контроля и найти описание интересующего
его вида контроля и получить подробную
информацию о всех видах.
|
|
Новый
реестр создан в рамках реформы
контрольно-надзорной деятельности. В
него будут включены все виды контроля
федерального, регионального и
муниципального уровней, а также их
описание. Кроме того, в реестре будет
указано, какие надзорные органы
осуществляют конкретный вид контроля.
Всего на сайте доступно 100 видов
контроля, например, такие федеральные
виды контроля, как:
Федеральный государственный
надзор в области промышленной
безопасности;
Федеральный государственный
контроль (надзор) за соблюдением
трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права;
Государственный автодорожный
надзор;
Ветеринарный надзор;
Экологический надзор;
Санитарно-эпидемиологический
надзор;
Федеральный государственный
энергетический контроль (надзор) в сфере
теплоснабжения;
Федеральный государственный
земельный контроль (надзор);
Федеральный государственный
пожарный надзор;
Государственный строительный
надзор.
Единый реестр сформирует набор данных,
который будет использоваться различными
информационными системами, включая
Единый реестр контрольных мероприятий и
ведомственные информационные системы.
|
Внимание! |
Правила формирования и ведения единого реестра видов
контроля, в том числе в части
размещения содержащихся в нем
общедоступных сведений в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", утверждены
постановлением Правительства РФ от
24.10.2011 N 861 "О федеральных
государственных информационных
системах, обеспечивающих предоставление
в электронной форме государственных и
муниципальных услуг (осуществление
функций)".
|
|
Реестр обязательных требований
С 1
марта 2021 года вступили в силу положения
Закона о создании Реестра обязательных
требований.
Реестр обязательных
требований - федеральная
государственная информационная система.
Основная задача Реестра - систематизировать обязательные
требования и информировать о них. В
данном случае обязательные требования -
это требования, соблюдение которых
контролируется при государственном
контроле, привлечении к
административной ответственности,
предоставлении лицензий, разрешений,
аккредитации, оценке соответствия
продукции и т.д.
|
Внимание! |
Во исполнение пунктов 2, 3 статьи 10 Закона
об обязательных требованиях принято
постановление Правительства РФ от 06.02.2021
N 128 "Об утверждении Правил
формирования, ведения и актуализации
реестра обязательных требований".
Согласно постановлению Правительства РФ
Минцифры определено оператором реестра,
а Минэкономразвития - уполномоченным
органом, который наполняет реестр
методическими материалами.
Регламентирован план-график
формирования реестра обязательных
требований, согласно которому в реестр
внесли сведения об обязательных
требованиях Минстрой России, Роструд,
Роспотребнадзор и Росаккредитация, МЧС
России.
Утверждена форма для размещения
перечней нормативных правовых актов (их
отдельных положений), содержащих
обязательные требования.
|
Внимание! |
|
|
Единый реестр проверок
В
соответствии с Федеральным законом от 31
июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном
контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации"
Генпрокуратура России является
оператором Федеральной государственной
информационной системы "Единый реестр
контрольных (надзорных) мероприятий"
(Единый реестр проверок).
Данная информсистема
создана для обеспечения гласности
контрольной (надзорной) деятельности и
цифровизации межведомственного
обмена информацией. Любой визит проверяющего к бизнесмену
возможен только после
внесения сведений об этом в ЕРКНМ.
Единый реестр контрольных (надзорных)
мероприятий создается в следующих
целях:
- учета проводимых контрольными
(надзорными) органами профилактических
мероприятий, принятых контрольными
(надзорными) органами мер по пресечению
выявленных нарушений обязательных
требований, устранению их последствий и
(или) по восстановлению правового
положения, существовавшего до таких
нарушений;
- учета решений и действий должностных
лиц контрольных (надзорных) органов,
решений контрольных (надзорных) органов,
принятых при проведении мероприятий и
принятии мер, указанных в пункте 1, а
также принятых по итогам рассмотрения
жалоб контролируемых лиц;
- обеспечения взаимодействия
контрольных (надзорных) органов и
органов прокуратуры в рамках
планирования и согласования проведения
контрольных (надзорных) мероприятий;
- учета информации о жалобах
контролируемых лиц.
Правила формирования и ведения единого
реестра контрольных (надзорных)
мероприятий, в том числе правила
размещения в сети "Интернет"
общедоступных сведений, утверждены
постановлением Правительства РФ от
16.04.2021 N 604.
|
Внимание! |
Проверки соблюдения законодательства
должны осуществляться с применением риск-ориентированного
подхода.
Деятельность работодателей должна быть
отнесена к определенной категории риска
в соответствии с Правилами,
утвержденными постановлением
Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.
Отнесение деятельности к категориям
риска осуществляется на основании:
- решения главного государственного
инспектора труда РФ (его заместителя) -
при отнесении к категории высокого
риска;
- решения главного государственного
инспектора труда в субъекте РФ (его
заместителя) - при отнесении к категориям
значительного, среднего и умеренного
риска.
Проведение плановых проверок в
отношении юридических лиц или
индивидуальных предпринимателей
зависит от присвоенной категории риска и
должно осуществляться со следующей
периодичностью:
- для категории чрезвычайно высокого
риска - 1 раз в год;
- для категории высокого риска - один раз
в 2 года;
- для категории значительного риска -
один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - не чаще
чем один раз в 4 года;
- для категории умеренного риска - не чаще
чем один раз в 6 лет.
При низкой категории риска плановые
проверки проводиться не должны.
По окончании проведения контрольного
(надзорного) мероприятия составляется
акт контрольного
(надзорного) мероприятия в
соответствии с положениями Закона о
контроле (надзоре).
В случае если по результатам проведения
такого мероприятия выявлено нарушение
обязательных требований, в акте должно
быть указано, какое именно обязательное
требование нарушено, каким нормативным
правовым актом и его структурной
единицей оно установлено. В случае
устранения выявленного нарушения до
окончания проведения контрольного
(надзорного) мероприятия,
предусматривающего взаимодействие с
контролируемым лицом, в акте указывается
факт его устранения. Документы, иные
материалы, являющиеся доказательствами
нарушения обязательных требований,
должны быть приобщены к акту.
Заполненные при проведении контрольного
(надзорного) мероприятия проверочные
листы должны быть приобщены к акту.
Оформление акта производится на месте
проведения контрольного (надзорного)
мероприятия в день окончания проведения
такого мероприятия.
Результаты контрольного
(надзорного) мероприятия, содержащие
информацию, составляющую
государственную, коммерческую,
служебную или иную охраняемую законом
тайну, оформляются с соблюдением
требований, предусмотренных
законодательством Российской
Федерации.
Контролируемое лицо или его
представитель знакомится с содержанием
акта на месте проведения контрольного
(надзорного) мероприятия.
|
|
Досудебное обжалование решения
контрольного (надзорного) органа
Досудебное
обжалование (https://knd.gosuslugi.ru/) - это
цифровой сервис, который позволяет
урегулировать спор между контролируемым
лицом и контрольным органом в досудебном
порядке, а также действия (бездействие)
его должностных лиц.
Порядок досудебного обжалования решений
контрольных (надзорных) органов
установлен Федеральным законом от 31.07.2020
N 248-ФЗ "О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в
Российской Федерации". Полный
перечень видов контроля для
обязательного досудебного обжалования
определен постановлением Правительства
РФ от 28.04.2021 N 663 "Об утверждении перечня
видов федерального государственного
контроля (надзора), в отношении которых
применяется обязательный досудебный
порядок рассмотрения жалоб".
С 1 июля 2021 года досудебный порядок стал
обязателен для отдельных видов
госконтроля, с 2023 года - распространится
на все виды контроля. Право на досудебное
обжалование закреплено в положениях об
отдельных видах контроля.
|
|
Обжаловать можно:
- решения по результатам проверки;
- предписания об устранении выявленных
нарушений;
- предписания о проведении мероприятий
по предотвращению причинения вреда;
- приказ (распоряжение) о назначении
плановой (внеплановой) проверки;
- действия (бездействия) должностного
лица в рамках проверки.
|
Алгоритм подачи жалобы: |
Жалобу вправе подать:
организации, ИП или граждане, в отношении
которых провели контрольные мероприятия
и вынесли юридически значимое решение.
Форма и содержание жалобы установлены в
ст.41 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Для
обжалования понадобятся: учетный
номер обжалуемой проверки; материалы,
подтверждающие ваши доводы; электронная
подпись руководителя организации или
его доверенного лица.
|
Сроки подачи
жалобы
|
При подаче жалобы гражданином она должна
быть подписана простой электронной
подписью либо усиленной
квалифицированной электронной подписью.
При подаче жалобы организацией она
должна быть подписана усиленной
квалифицированной электронной
подписью.
Жалоба подлежит рассмотрению
уполномоченным на рассмотрение жалобы
органом в срок, установленный положением
о виде контроля, но не более двадцати
рабочих дней со дня ее регистрации. В
исключительных случаях, установленных
положением о виде контроля, указанный
срок может быть продлен уполномоченным
на рассмотрение жалобы органом, но не
более чем на двадцать рабочих дней.
Порядок рассмотрения жалобы
определяется положением о виде
контроля.
По итогам рассмотрения жалобы
уполномоченный на рассмотрение жалобы
орган принимает одно из следующих
решений:
1)
оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного
(надзорного) органа полностью или
частично;
3) отменяет решение контрольного
(надзорного) органа полностью и
принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие)
должностных лиц контрольных (надзорных)
органов незаконными и выносит решение по
существу, в том числе об осуществлении
при необходимости определенных
действий.
Законодательство России
- О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций) (с изменениями на 18 июля 2024 года)
- О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации
- О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 28 сентября 2022 года)