Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Материал актуален на 25.11.2024

Реформа контрольно-надзорной деятельности. Регуляторная гильотина в сфере оценки соответствия


Обратите внимание!

Вам доступен Сравнительный анализ Критериев аккредитации.


Общие положения о реализации механизма "регуляторной гильотины".

Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", см. краткий обзор.

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", см. краткий обзор.

"Регуляторная гильотина" в сфере оценки соответствия

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по реализации механизма "регуляторной гильотины" было принято постановление Правительства РФ от 30.01.2020 N 65.

Постановлением дан старт отмены действующих в различных сферах обязательных требований постсоветского периода в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины".

Основная цель механизма "регуляторной гильотины" - введение в действие новых норм, которые будут содержать актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.

Постановление Правительства РФ от 30.01.2020 N 65 разработано Минэкономразвития России совместно с Росаккредитацией и предусматривает признание утратившими силу с 1 января 2021 года 11 постановлений Правительства, а также отмену 68 актов федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают обязательные требования для аккредитованных в национальной системе аккредитации лиц, среди которых:

- акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок формирования и ведения реестра сертификатов соответствия;

- акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие требования к аккредитованным лицам в сфере проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;

- 50 актов Госстандарта по правилам проведения сертификации с 1993 по 2003 год;

- акты Минэкономразвития России, касающиеся требований к аккредитованным лицам, отчетности, порядка, регистрации деклараций и ведения реестров деклараций о соответствии;

- акты о формах сертификатов соответствия, принятые Минпромэнерго России в 2006-2007 годах.

Перечень признанных утратившими силу НПА и отдельных положений НПА, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц

Перечень отмененных НПА, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц

Обзор проектов и принятых документов

Документы, отменяемые с 01.01.2021

Документы/проекты, разработанные взамен

Краткий обзор документов

- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 года N 201 "О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2008 года N 41 "О формировании и ведении единого реестра сертификатов соответствия";

- Акты, вносящие изменения в указанные документы (п.п.3, 5, 9, 10, 11 из приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 30 января 2020 года N 65)

Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1856 "О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов
соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре
сведений и оплаты за предоставление таких сведений"

Постановление предполагает создание с 1 января 2021 года единого электронного реестра сертификатов соответствия.

Порядок формирования и ведения реестра предполагает:

- оцифровку сведений и документов, необходимых для выдачи сертификатов соответствия;

- подписание этих документов в электронной форме посредством автоматизированного сервиса.

Внесение сведений и контроль за их содержанием будут реализованы в автоматическом режиме.

Такие меры позволят повысить качество вносимых в реестр сведений и отследить проведенные процедуры сертификации.

Документом также предусмотрено внесение в реестр сведений о проведении органом по сертификации периодического инспекционного контроля за сертифицируемой продукцией.

Данная мера позволит оперативно выявлять органы по сертификации, которые нарушают установленные процедуры сертификации, а также продукцию, безопасность которой не подтверждена в установленном порядке

Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации"

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.10.2020 N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации"

- Сравнительный анализ Критериев аккредитации;

- Источники получения документов в лаборатории по новым Критериям аккредитации


- Приказ Минэкономразвития России от 21 февраля 2012 года N 76 "Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений";

- Приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2014 года N 752 "Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия"

Приказ Минэкономразвития России от 31 июля 2020 года N 478 "Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений"

Документ устанавливает новые правила ведения реестра деклараций о соответствии и предоставления содержащихся в нем сведений.

Ключевое нововведение приказа - переведение предоставления сведений и документов, формирующих материалы дела деклараций, в электронный формат.

Материалы дела будут обобщены в записи о декларации (формирование "электронного дела по декларации", создание электронного архива).

За счет этого механизма будет обеспечена открытость и прослеживаемость процесса декларирования.

Впервые на нормативном уровне закрепляются статусы действия декларации о соответствии в реестре (действует, приостановлен, прекращен, архивный).

Кроме этого, предусмотрено применение автоматизированного контроля соответствия включаемых в записи о декларациях сведений требованиям законодательства Российской Федерации и права Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Приказ Минэкономразвития России от 30 мая 2014 года N 329 "Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации"

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.10.2020 N 704 "Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации"

Новое Положение расширяет список общих сведений, которые нужно направлять аккредитованным лицам в Росаккредитацию.

Согласно п.1 нового Положения в госорган направляются:

1. Сведения о работниках и об изменении состава работников, которые принимают участие в работах в соответствии с областью аккредитации.

Сведения должны включать: состав работников и их компетентность, перечень электронных документов об образовании и повышении квалификации работников.

2. Сведения об используемых помещениях и документы, подтверждающие право собственности (владения, распоряжения) помещением.

3. Сведения о наличии и использовании испытательного оборудования, вспомогательного оборудования, средств измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, которые необходимы при выполнении работ в рамках области аккредитации.

Данные сведения направляются в течение 10 рабочих дней со дня получения аккредитации либо завершения процедуры подтверждения компетентности (подпункт "а" пункта 11 нового Положения).


Требования для отдельных аккредитованных лиц были также расширены (п.п.2-8 нового Положения)

Приказ Минэкономразвития России от 22.05.2014 N 283 "Об установлении изображения знака национальной системы аккредитации и порядка применения изображения знака национальной системы аккредитации"

Приказ Минэкономразвития России от 30 июля 2020 года N 473 "Об установлении изображений знака национальной системы аккредитации, в том числе в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации, и порядка их применения"

Документ устанавливает единый формат изображения знака НСА и регламент его применения.

Вместо отменяемого новый приказ содержит актуализированные требования.

Порядок применения устанавливает правила использования знака национальной системы Росаккредитацией, подведомственными Службе федеральными государственными учреждениями и аккредитованными лицами.

Помимо этого, устанавливаются случаи, в которых знак применяться не может (случаи приостановления и прекращения либо сокращения области аккредитации)

Постановление Правительства РФ от 30.03.2017 N 360 "О федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц"

Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1002 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц"

В рамках реализации Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" принято постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 1002 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц" (далее - Положение).

Положением предусмотрены в том числе новые виды профилактических мероприятий, таких как информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, а также самообследование.

Профилактические мероприятия направлены на снижение риска причинения вреда (ущерба) и являются приоритетными по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, а также позволят уменьшить количество нарушений аккредитованными лицами обязательных требований.

Также Положением предусмотрен досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц

Новые критерии аккредитации

Рекомендуем:

- применять в работе образцы и формы документов СМК для лабораторий;

- ознакомиться со статусом систем Техэксперт/Кодекс;

- ознакомиться со Сравнительным анализом Критериев аккредитации.


16 ноября 2020 года опубликован приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.10.2020 N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации".

Документ разработан взамен приказа Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере оценки соответствия, с учетом принятого постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2020 года N 65.

Документ состоит из трех частей и Приложения:

I. Общие положения

II. Критерии аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия

III. Критерии аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений

Приложение

Однако в принятых критериях аккредитации часть II существенно расширена и включает следующие подразделы:

"Критерии аккредитации органов по сертификации продукции, услуг";

"Критерии аккредитации органов по сертификации систем менеджмента";

"Критерии аккредитации органов по сертификации, проводящих сертификацию персонала";

"Критерии аккредитации лабораторий";

"Критерии аккредитации органов инспекции";

"Критерии аккредитации провайдеров межлабораторных сличительных испытаний";

"Критерии аккредитации органов по валидации и верификации парниковых газов".

В принятых критериях аккредитации отсутствует приложение, содержащее образцы документов, которые должны представлять заявители, аккредитованные лица. В принятых критериях аккредитации перечислены требуемые документы, но их форма не установлена, а значит, является свободной. Можно заключить, что утвержденные образцы документов, заполняемых заявителями, аккредитованными лицами, были признаны избыточным регулированием.

В принятых критериях аккредитации наименование приложения изменено относительно наименования приложения 2 к действующим критериям аккредитации. Приложение к принятым критериям аккредитации называется "Перечень национальных стандартов Российской Федерации и документов международных организаций в области аккредитации, для выполнения заявителями, аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации".

Обратная связь по реформе

Для реализации "регуляторной гильотины" в сфере оценки соответствия сформирована рабочая группа из 16 участников.

Рабочая группа обсуждает и участвует в согласовании новой структуры нормативного регулирования в сфере оценки соответствия.

В перечень рассматриваемых вопросов входят федеральный госконтроль за деятельностью аккредитованных лиц, включая:

- аккредитацию юрлиц и ИП в национальной системе аккредитации в целях выполнения работ по оценке соответствия;

- аккредитацию юрлиц и ИП в национальной системе аккредитации в целях выполнения работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений;

- аккредитацию юрлиц и ИП в национальной системе аккредитации в целях проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований;

- аккредитацию юрлиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

- аттестацию экспертов по аккредитации в национальной системе аккредитации;

- признание и оценку соответствия испытательных лабораторий (центров) принципам GLP;

- включение аккредитованного лица в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия ЕАЭС;

- включение физических лиц в реестр технических экспертов;

- включение юридических лиц в реестр экспертных организаций.

Через созданную на сайте "регуляторной гильотины" специальную форму сбора "регуляторных абсурдов" пользователи могут направить свои предложения по изменению нормативно-правовых актов: https://knd.ac.gov.ru/absurd/tell/.

Рассмотрением поступивших предложений займутся отраслевые рабочие группы.

Законодательство России

  • Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (с изменениями на 23 января 2023 года)
  • О Федеральной службе по аккредитации (с изменениями на 28 декабря 2023 года)

Справки

  • Реформа контрольно-надзорной деятельности. Регуляторная гильотина
  • Статус систем Техэксперт/Кодекс

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ