Ведомственные строительные нормы (ВСН)
История. Разработка, утверждение, опубликование
Система нормативных
документов в строительстве начинала
создаваться в советском государстве в
послевоенное время, в конце 1940-х - начале
1950-х годов. Первыми видами нормативных
документов в строительстве были такие,
как НиТУ (Нормы и технические условия
проектирования) и СН (строительные
нормы). Позднее (в середине 1950-х)
появились СНиП, объединив в себе Нормы,
выполнение которых обеспечивало
безопасность здания, сооружения, и
Правила, по которым должно было
осуществляться проектирование и
строительство. СН, в которых содержались
только Нормы, продолжали
разрабатываться в большом количестве и
после появления СНиП. В конце 1950-х
появились первые ведомственные
строительные нормы (ВСН). Если СН
являлись общесоюзными нормативными
документами, заказчиком и утверждающим
органом которых являлся Госстрой СССР,
ВСН, в свою очередь, являлись
нормативными документами
отраслевой/ведомственной
принадлежности. Заказчиком и
утверждающим органом ВСН,
соответственно, являлись различные
министерства и ведомства по
принадлежности. Это были такие
министерства и ведомства, как
Миннефтегазстрой СССР,
Минмонтажспецстрой СССР, Министерство
строительства предприятий
металлургической и химической
промышленности СССР, Минтяжстрой СССР,
Госгражданстрой СССР, Минсельстрой СССР,
Минэнерго СССР, Минтрансстрой СССР,
Минхимпром СССР и другие. ВСН
разрабатывались и в области
промышленного, и в области гражданского
строительства. Профильные
министерства/ведомства принимали
решение о необходимости разработки тех
или иных ВСН, утверждали и
опубликовывали их. ВСН относились к
нормативным документам по
строительству, содержащим Нормы. В
соответствии с "Инструкцией о порядке
разработки и утверждения нормативных
документов по строительству",
утвержденной приказом Госстроя СССР от
07.12.56 N 329 (далее Инструкция 1956 года):
"Нормы - документ, содержащий
основные технические,
технико-экономические и другие
расчетные величины и нормативные
требования, которыми необходимо
руководствоваться при проектировании и
строительстве". Таким образом, ВСН
являлись документами, которыми необходимо было
руководствоваться.
Порядок разработки ВСН впервые был
указан в Инструкции 1956 года. В ней, в
частности, определено, что ВСН должны
быть увязаны со СНиП, с другими
действующими нормативными документами и
государственными стандартами с учетом
обозначений и терминов, принятых в
стандартах. Министерства и ведомства
сами устанавливали порядок подготовки
ВСН к утверждению, утверждения,
регистрации и хранения. Также в
Инструкции 1956 года определено, что ВСН,
утвержденным министерствами или
ведомствами, присваивается сокращенное
обозначение - ВСН, порядковый номер с
добавлением к номеру сокращенного
обозначения года утверждения и первых
букв названия министерства или
ведомства, утвердившего нормативный
документ. Например ВСН-00-57/МСП МХП СССР,
означает, что ВСН N 00 утверждены в 1957 году
Министерством строительства
предприятий металлургической и
химической промышленности СССР. В
дальнейшем указание министерств и
ведомств из обозначения постепенно
"ушло", и стали появляться ВСН различных
министерств и ведомств с одинаковыми
номерами, что внесло некоторую путаницу
при поиске необходимых ВСН, а также при
ссылках на них в проектной документации.
Оформлялись ВСН в соответствии с
Приложением 4 Инструкции 1956 года. В
Инструкции 1956 года указано, что порядок
опубликования информации о выходе новых
ВСН, изменениях к ним, а также отмене
замененных устанавливается
соответствующими министерствами и
ведомствами.
Подобный порядок
разработки, утверждения, оформления ВСН
приведен и в документе, заменившем
Инструкцию 1956 года - СН 395-69 "Инструкция о
порядке разработки и утверждения
нормативных документов по
строительству". В нем определялось, что
после утверждения ВСН соответствующими
министерствами и ведомствами они
предоставлялись в Госстрой СССР в Отдел
технического нормирования и
стандартизации для общего учета.
В дальнейшем в СНиП I-1-74, заменившем
СН 395-69, устанавливалось следующее:
- ВСН издавались форматом 84Ч108 (1)/32
(А5);
- ВСН, как и другие изданные
нормативные документы по строительству,
утвержденные в установленном порядке, и
изменения и дополнения к ним, высылались
в Отдел технического нормирования и
стандартизации Госстроя СССР и
Центральный институт научной информации
по строительству и архитектуре (ЦИНИС)
Госстроя СССР - каждому в двух
экземплярах;
- Органы,
утверждающие нормативные документы,
должны обеспечивать их систематическое
переиздание.
Таким образом, информация обо всех
ВСН проходила через Госстрой СССР, но
публиковалась в различных периодических
изданиях министерств и ведомств. И лишь в
1980-х годах вся информация о документах по
строительству, отраслевых в том числе,
стала публиковаться в едином Перечне
документов по строительству. В разные
периоды времени они назывались
Перечнями, Строительными каталогами,
Указателями. Составлялись они такими
подведомственными Госстрою/Минстрою
организациями, как ГУП "ЦНС" (в дальнейшем
ОАО "ЦНС"), ГУП "ЦПП" (в дальнейшем ОАО
"ЦИТП"), ФАУ "ФЦС".
Ведомственные строительные нормы
указаны как вид документов Системы
нормативных документов в строительстве
в СНиП 1.01.01-82. Более того, СНиП IV-1-84
"Система сметных нормативных документов
и ценообразования в строительстве"
"относит" ВСН и к документам по
ценообразованию. Если ВСН содержали
сметные нормы, то в обозначении вначале
указывалась римская цифра "IV". Например,
ВСН IV-5-42-85/Минтрансстрой.
Однако с выходом СНиП 10-01-94 "Система
нормативных документов в строительстве.
Основные положения" ВСН перестают быть
документами системы нормативных
документов в строительстве и
оказываются вне правового поля.
И, хотя ВСН не имеют в этот период
правового статуса, ряд министерств и
ведомств продолжают их разрабатывать.
Более всего в этот период времени
разработано региональных, а именно
московских ВСН. Происходит это в силу
необходимости и в основном по инерции.
Разработка продолжалась до вступления в
силу Закона о техническом регулировании
(N 184-ФЗ).
Федеральный закон о
техническом регулировании (N 184-ФЗ) "не
отводит места" отраслевым/ведомственным
нормативным документам, ВСН в том числе,
в системе технического регулирования и
стандартизации. После вступления в силу
Закона о техническом регулировании (N
184-ФЗ) разработка ВСН практически
прекратилась (исключение - ВСН
Минобороны).
В настоящее время отраслевая
специфика в области строительства
отражается в таких документах в области
стандартизаци, как Своды правил (СП) и
национальные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р); а
также в стандартах организаций (СТО),
таких крупных организаций как ПАО
"Газпром", ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "РусГидро", ОАО
"РЖД" и др.
Место ВСН в Системе нормативных документов в строительстве и особенности применения до введения в действие СНиП 10-01-94
То, что ВСН являются нормативными
документами Системы нормативных
документов в строительстве, указано в
СНиП 1.01.01-82 "Система нормативных
документов в строительстве. Основные
положения". В соответствии со СНиП 1.01.01-82
к ведомственным нормативным документам
в строительстве относятся:
- ведомственные (отраслевые)
строительные нормы - ВСН;
- ведомственные нормы
технологического проектирования -
ВНТП;
- отдельные сметные нормативы.
СНиП 1.01.01-82 устанавливает, что:
-
Ведомственные нормативные документы
устанавливают требования к
проектированию, инженерным изысканиям,
строительству, производству
строительных конструкций, изделий и
материалов, учитывающие специфику
отрасли народного хозяйства,
руководимой данным министерством
(ведомством),
-
Ведомственные нормативные документы
утверждают министерства и ведомства
СССР в соответствии с предоставленными
им правами по согласованию с Госстроем
СССР,
- Ведомственные нормативные
документы обязательны для всех
организаций, учреждений и предприятий
министерства (ведомства), утвердившего
эти документы. Для организаций,
учреждений и предприятий других
министерств (ведомств) эти документы
могут быть обязательными при условии
утверждения или введения в действие
документа соответствующим
министерством (ведомством),
Ведомственные нормативные
документы обязательны также для всех
организаций, учреждений и предприятий,
осуществляющих проектирование и
строительство предприятий, зданий и
сооружений отрасли народного хозяйства,
руководимой данным министерством
(ведомством),
-
Ведомственные нормативные документы не
должны противоречить общесоюзным
нормативным документам (таким, как СНиП,
например) или дублировать их,
-
Ведомственные нормативные документы
должны приводиться в соответствие с
общесоюзными нормативными документами
по мере утверждения новых общесоюзных
нормативных документов или внесения в
них изменений.
Таким образом, до введения в
действие СНиП 10-01-94 ВСН являлись
нормативными документами обязательными
для применения в рамках выполнения работ
по заказу министерств, утвердивших их.
Особенности применения после введения в действие СНиП 10-01-94
С выходом СНиП 10-01-94 "Система
нормативных документов в строительстве.
Основные положения" ведомственные
нормативные документы перестают быть
документами системы нормативных
документов в строительстве и
оказываются вне правового поля. И, хотя
ВСН не имеют в этот период правового
статуса, ряд министерств и ведомств
продолжают их разрабатывать.
Министерства и ведомства продолжают
разрабатывать их под свои нужды по
своему усмотрению, не согласовывая их с
министерством строительства, при этом
обязывая применять их те организации,
которые выполняют работы по заказу этих
министерств и ведомств. Происходит это в
силу необходимости и в основном по
инерции. Разработка продолжалась до
вступления в силу Закона о техническом
регулировании (N 184-ФЗ).
Несмотря на отсутствие правового
статуса, многие ВСН продолжают
применяться и в настоящее время, так как
не разработаны новые заменяющие их
документы. На некоторых из них даже есть
ссылки в новых документах в области
стандартизации, таких, как СП -
актуализированные СНиП. Например, СП
248.1325800.2016 "Сооружения подземные. Правила
проектирования" ссылается на ВСН 189-78, что
хотя и косвенно, подтверждает
возможность их применения. Однако, при
применении старых ВСН следует иметь в
виду, что они не должны противоречить
действующим нормативным и правовым
документам, в первую очередь таким, как
Технические регламенты (N 384-ФЗ, N 123-ФЗ),
документы доказательных баз этих
регламентов, Федеральный закон N 116-ФЗ от
21.07.97, Федеральные нормы и правила (ФНП),
СП и национальные стандарты, включенные
в Перечни доказательных баз указанных
выше технических регламентов. Таким
образом, ими можно пользоваться только
как справочным материалом.
ВСН в системах "Техэксперт". Атрибуты
В системы Техэксперт включены ВСН в
максимально возможном объеме. Их
существование отслеживалось в различных
Перечнях, Указателях таких, как
Строительный каталог СК-1 "Нормативные и
методические документы по
строительству" (ОАО "ЦИТП им.
Орджоникидзе"), Указатель нормативных
технических документов в области
строительства (ОАО "ЦНС"), Перечень
нормативных документов,
регламентирующих строительство (ОАО
"ЦНС"), Перечень руководящих, нормативных
и рекомендательных документов в
дорожном хозяйстве (Росавтодор),
Перечень отраслевых документов по
проектированию и строительству объектов
АПК (ФГНУ "Росинформагротех") и другие.
Одним из атрибутов ВСН в системах
Техэксперт является их статус:
действующий/недействующий. У тех ВСН,
которые отменены приказами,
постановлениями, распоряжениями
соответствующих министерств, или
закончился срок действия, указан статус
"недействующий". У документов, которые не
отменены и которые включены в
периодически издаваемые перечни и
указатели, указан статус "действующий". У
документов, которые исключаются из
периодически издаваемых перечней и
указателей, но официальной информации об
отмене не было, статус
действующий/недействующий не указан.
Также статус действующий/недействующий
не указан в том случае, если старые ВСН
отменены отдельными организациями
(например, ПАО "Газпром"), так как взамен
разработаны СТО. Недействующим такой
документ считать нельзя, т.к. формально
организация неправомочна отменить
документ, утвержденный министерством. И
хотя многих министерств, утвердивших
старые ВСН, уже не существует, и,
соответственно, отменить их некому,
формально считать недействующими их
нельзя. Оставлять статус "действующий" у
подобных документов нецелесообразно,
так как существует актуальный
заменяющий документ, по которому
фактически все работают. В данном случае
в ярлыке "Примечания" у соответствующих
ВСН указывается информация о
существовании новых документов,
например, СТО Газпром.
Так как ВСН в настоящее время
являются документами, не имеющими
юридического статуса, информация об их
действии/недействии не имеет значения.
Все они являются справочными.
В системе помещено большое
количество справок, консультаций,
касающихся применения ВСН. При заведении
в строку интеллектуального поиска
какого-либо ВСН, Вы можете получить сам
указанный документ и различные
документы, материалы, связанные с данным
ВСН и систематизированные по видам/типам
документации.
Законодательство России
- О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 марта 2025 года)
- О техническом регулировании (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
Справки
- Национальные стандарты (ГОСТ Р)
- Межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие в качестве национальных стандартов РФ
- Своды правил (СП)
- Стандарты организаций (СТО, СТП, СТ, СТА)
- СНиП