Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Материал актуален на 18.11.2024

Зарубежные и международные стандарты

1. Международный, региональный, зарубежный стандарт, стандарт иностранного государства. Общая информация

Картотека зарубежных и международных стандартов

1.1. Терминология

Слова "международный стандарт" и "зарубежный стандарт" прочно вошли в наш обиход, но зачастую мы осмысливаем их по-своему, вкладывая в эти слова собственное понимание.

Чтобы избежать недоразумений, вызванных различным толкованием одних и тех же слов, обратимся к терминам, определения которых даны в статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (определения даны для целей Федерального закона "О техническом регулировании", но в Федеральном законе "О стандартизации в Российской Федерации" и в иных нормативных правовых актах эти понятия не определены):

- международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией;

- региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

- стандарт иностранного государства - стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства;

В Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 определение международного стандарта содержит существенное уточнение: международный стандарт - стандарт, принятый не любой международной организацией, а только международной организацией по стандартизации.

Ни в одном нормативном акте не определено понятие "зарубежный стандарт".


Первый вывод, который мы можем сделать, - слова "зарубежный стандарт" не являются термином, имеющим однозначное толкование. Вместо этих слов Федеральный закон "О техническом регулировании" предлагает термины "стандарт иностранного государства" и "региональный стандарт".

Стандарты иностранного государства - это, например, стандарты Великобритании BS, стандарты Республики Беларусь СТБ, стандарты Германии DIN.

Федеральный закон "О техническом регулировании" дает также определение термина "региональная организация по стандартизации" - это организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.

1.2. Что такое международный стандарт

Определение термина "международная организация по стандартизации" дано в п.3.1.2 ГОСТ 1.1-2002 "Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения". Это организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего национального органа любой страны мира.

Международные организации по стандартизации перечислены в примечании к п.3.1.2 ГОСТ 1.1-2002 :

- ИСО (Международная организация по стандартизации, ISO, the International Organization for Standardization);

- МЭК (Международная электротехническая комиссия, IEC, the International Electrotechnical Commission);

- МСЭ (Международный союз электросвязи, ITU, the International Telecommunication Union).

К международным стандартам относятся стандарты ИСО, стандарты МЭК и стандарты ИСО/МЭК, которые являются совместными публикациями ИСО и МЭК (примечание к п.4.1.1.1 ГОСТ 1.1-2002) .

МСЭ разрабатывает рекомендации, а не стандарты.

Стандарты ИСО и МЭК - это нормативные документы, являющиеся результатом консенсуса. Для их принятия необходимо, чтобы не менее 2/3 полноправных членов технического комитета, ответственного за подготовку стандарта, проголосовали "за".

Комитетами - членами ИСО и МЭК являются национальные органы по стандартизации. Комитетом-членом ИСО и МЭК от Российской Федерации является Росстандарт.

В ст.18 Устава ИСО определено, что языками Организации являются английский, французский и русский языки. Росстандарт обеспечивает выполнение всех устных и письменных переводов на русский язык или с русского языка. Переводы действующих международных стандартов ИСО на русский язык признаются Организацией в качестве официальных переводов при условии, если их точность заверена для Генерального секретаря ИСО Росстандартом. Заверенные таким образом переводы должны содержать примечание о том, что они признаны Организацией в качестве официальных.

В ст.20 Устава и правил МЭК определено, что языками Организации являются английский, французский и русский языки, но рабочим языком Организации является английский. Издание стандартов МЭК на русском языке от имени Центрального офиса МЭК подготавливает Росстандарт.


ИСО и МЭК разрабатывают не только стандарты, но и другие типы документов.

Например, ИСО разработала Международный классификатор стандартов (ICS), который широко применяется во всем мире.

В частности, Общероссийский классификатор стандартов ОК 001-2021 (ИСО МКС) разработан на основе версии 7 Международного классификатора стандартов (ИСО МКС), а Межгосударственный классификатор МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-2021 идентичен указанной версии Международного классификатора стандартов, что позволяет без труда идентифицировать сопоставимые группы национальных, межгосударственных и международных стандартов.

Также ИСО разрабатывает Общедоступные технические требования (ISO/PAS), Технические требования (ISO/TS), Технические отчеты (ISO/TR), Руководства ИСО (ISO Guide), Соглашения международного семинара (ISO/IWA).

Технические отчеты и Соглашения международного семинара являются информационными, а не нормативными документами. Руководства ИСО предназначены для технических комитетов при подготовке стандартов.

МЭК разрабатывает Общедоступные технические требования (PAS), Технические требования (TS), Технические отчеты (TR), Руководства (Guide).

Публикации МЭК служат базой национальной стандартизации, а также применяются при подготовке международных тендеров и контрактов.

В действующей с 29.06.2021 редакции Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" введено понятие технической спецификации (отчета) как нового для России вида документов по стандартизации. Этот вид документов близок по содержанию таким международным документам по стандартизации как ISO/TS, ISO/TR, TS, TR.


1.3. Что такое региональный стандарт

Пожалуй, самой известной региональной организацией по стандартизации является Европейский комитет по стандартизации (CEN). Кроме него в Евросоюзе действуют еще две региональные организации. Это CENELEC, Европейский комитет по стандартизации в электротехнике, тесно сотрудничающий с МЭК, и ETSI, Европейский институт по стандартизации электросвязи.

Мы привыкли к аббревиатуре ГОСТ и привыкли пользоваться стандартами ГОСТ наравне со стандартами ГОСТ Р. Поэтому обычно мы не задаемся вопросом, что такое "ГОСТ".

А ведь ГОСТ - это региональный стандарт (называемый также межгосударственным стандартом), который принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (МГС СНГ) - региональной организацией по стандартизации, в которую входят национальные органы по стандартизации бывших республик СССР.

ГОСТ, принятые МГС, применяются в межгосударственных отношениях. Только после того, как Росстандарт введет их в действие на территории Российской Федерации, эти стандарты получают статус национальных стандартов. Не нуждаются в таком дополнительном действии Росстандарта только ГОСТ, введенные в действие в СССР до его распада. Эти стандарты действуют в России в качестве национальных, поскольку Россия является правопреемницей СССР. При этом только МГС имеет право отменять ГОСТ СССР. Росстандарт может лишь прекратить их применение в качестве национальных стандартов.

1.4. "Другие" стандарты

Кроме вышеперечисленных, есть еще множество стандартов, которые можно назвать зарубежными. Например, ASTM, API, DNV, ASME, SAE. К какой категории относятся они?

По сути, это стандарты организаций. Организации могут быть национальными, например, американскими, как ASTM, API, или международными, как SAE International.

Важно то, что международная организация не является организацией по стандартизации, хотя и разрабатывает собственные стандарты.

Таким образом, мы можем точно определить, что международные стандарты - это стандарты ИСО, МЭК и совместные стандарты ИСО/МЭК. Но обычно в их число включают и другие документы ИСО и МЭК.

А зарубежными стандартами называют стандарты иностранных государств, стандарты иностранных организаций и региональные стандарты.

Кроме того, к международным и зарубежным стандартам относят и другие виды документов, принятые за рубежом.

Такое обобщение понятно, но порой оно мешает понять, каким образом следует применять тот или иной документ.


2. Применение международных, региональных, зарубежных стандартов и стандартов иностранных государств


2.1. Приказом Росстандарта от 21.06.2021 N 1061 утвержден документ "Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств", зарегистрированный в Минюсте России и действующий с 17.07.2021.

Порядок и условия применения распространяются не только на международные, региональные стандарты и стандарты иностранных государств, но и на своды правил региональные и иностранных государств.


Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств применяются:

а) при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации;

б) при выполнении работ и оказании услуг в соответствии с межправительственными соглашениями, а также договорами и контрактами, заключаемыми предприятиями, организациями и корпорациями с иностранными партнерами.

Перечисленные в заголовке документа стандарты и своды правил подлежат применению со дня их регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов в соответствии с "Порядком регистрации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, сводов правил, международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств", утвержденным приказом Минпромторга России от 27.05.2016 N 1716, если выполняются следующие условия их применения:

а) отсутствие национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов Российской Федерации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных международными стандартами, региональными стандартами, межгосударственными стандартами и региональными сводами правил, а также стандартами иностранных государств и сводами правил иностранных государств;

б) соблюдение основополагающих национальных стандартов;

в) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

г) соответствие стандартов современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому зарубежному опыту;

д) наличие разрешения от правообладателя на использование стандарта и выполнение его перевода на русский язык;

е) соответствие стандартов межправительственным соглашениям, а также договорам и контрактам, заключаемым предприятиями, организациями и корпорациями с иностранными партнерами.

Регистрацию документов по стандартизации в Федеральном информационном фонде стандартов осуществляет Росстандарт.

Подведем итоги.

1. "Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств" регламентируют применение перечисленных в заголовке видов зарубежных документов. Действие документа не распространяется на международные и зарубежные документы, не являющиеся стандартами или сводами правил, а также на стандарты иностранных организаций.

2. "Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств" регламентируют применение перечисленных видов документов только на территории Российской Федерации. Если планируется применение этих документов за пределами Российской Федерации, то требования Порядка не применяются.


2.2. "Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств" не конкретизируют возможные виды работ и услуг, для которых может потребоваться применение международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств. Поэтому далее мы рассмотрим возможности применения международных и зарубежных документов, установленные действующим законодательством.

2.2.1. Международные стандарты могут быть основой национального документа по техническому регулированию и стандартизации

При разработке проектов технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организации необходимо брать за основу международные стандарты. Таково требование Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и Федерального закона "О техническом регулировании". Исключением являются случаи, когда тот или иной международный стандарт неприменим в России, например, из-за климатических условий.

Часть 2 статьи 17 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" требует, чтобы национальные стандарты (в том числе - предварительные) разрабатывались на основе положений международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, стандартов организаций и технических условий, которые содержат новые и (или) прогрессивные требования к объектам стандартизации и способствуют повышению конкурентоспособности продукции (работ, услуг).

Это означает, что основой национального стандарта может стать не любой международный документ, а только тот, что содержит прогрессивные требования к объектам стандартизации и способствует повышению конкурентоспособности.

2.2.2. Международные и зарубежные документы, на которые не распространяются "Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств" можно применять даже если они не зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов

Использование международного или зарубежного документа может быть условием контракта (договора).

В этом случае язык документа, обязательность тех или иных его положений и т.д. определяются контрактом (договором), но должны применяться документы, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде стандартов, так как при выполнении работ и оказании услуг в соответствии с межправительственными соглашениями, а также договорами и контрактами, заключаемыми предприятиями, организациями и корпорациями с иностранными партнерами также должны выполняться требования "Порядка и условий применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств".

Использование международного или зарубежного документа в организации устанавливается внутренним документом этой организации с учетом условий и ограничений, установленных правообладателем.

При таком использовании следует иметь в виду, что международный (зарубежный) документ и его перевод на русский язык - суть разные документы, и что разработчики полагают официальным лишь оригинальный вариант документа. Понятие "официальный перевод" международного или зарубежного документа для его владельца не существует.

2.2.3. Возможность использования международных и зарубежных стандартов при проведении работ по государственному оборонному заказу

Положение о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1567.

В разделе IV Положения перечислены документы по стандартизации оборонной продукции. Международные и зарубежные стандарты отсутствуют в перечислении, а значит, они не могут устанавливать требования к оборонной продукции.

Кроме того, в статье 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", в которой перечислены виды документов по стандартизации, нет ни международных, ни зарубежных стандартов.

А это означает, что никакие нормативные акты не позволяют применять международные или зарубежные стандарты в качестве документов по стандартизации оборонной продукции, если только это не будет установлено государственным заказчиком государственного оборонного заказа.

3. Легитимность использования международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств

Мы выяснили, что применять международные и зарубежные документы можно по-разному. Но имеем ли мы право использовать их? Как мы можем получить это право?

Международные и зарубежные стандарты являются объектами авторских и смежных прав. Законодательство разных стран по авторским правам различается. В России эти вопросы регулируются частью 4 Гражданского кодекса РФ.

В рамках законодательства своей страны правообладатель может установить собственный порядок получения и использования документа, а также плату за использование документа (так называемые роялти или лицензионные платежи).

При этом ограничивающие условия одного и того же правообладателя могут различаться в зависимости от того, каким образом используется документ. При работе с зарубежными и международными стандартами пользователи должны соблюдать условия Лицензионного соглашения.


4. Гармонизированные стандарты. Общая информация

4.1. Гармонизация "по-российски"

Обычно называют гармонизированными все национальные стандарты, которые разрабатывались на основе международных или зарубежных нормативных документов.

Однако национальные документы по стандартизации используют этот термин в более узком смысле.

ГОСТ Р 1.7-2014 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов" определяет гармонизированные стандарты как стандарты, которые приняты различными органами по стандартизации, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и/или взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.

Гармонизированные стандарты могут иметь различия в форме представления и в некоторых частях текста, не влияющих на суть стандарта, например, в примечаниях, указаниях, как выполнять требования стандарта, в предпочтении тех или иных требований.

В международной стандартизации такие стандарты называют "эквивалентные стандарты" (термин из Руководства ИСО/МЭК 2:2004).

Гармонизированные стандарты могут содержать полный текст исходного международного (зарубежного) стандарта с национальными дополнениями или без них. Важно, чтобы текст международного (зарубежного) стандарта вошел полностью. Возможные технические отличия в национальном стандарте выделяются курсивом.

Если национальный стандарт повторяет не только текст международного (зарубежного) стандарта со всеми ссылками на международные документы, но и его структуру (разбивку на части, пункты), тогда гармонизированный национальный стандарт считают идентичным и ставят на обложке отметку IDT.

Если текст международного (зарубежного) стандарта воспроизведен в национальном стандарте полностью, но ссылочные документы заменены на соответствующие национальные стандарты, если изменена нумерация пунктов, такой национальный стандарт также считается гармонизированным, но модифицированным. На его обложке можно увидеть отметку MOD.

Порой невозможно использовать все положения международного (зарубежного) стандарта в национальном стандарте. Что-то запрещает наше законодательство, что-то неприменимо из-за различий в уровне экономики. Часто препятствием становятся климатические различия, которые, в частности, ограничивают применение в России Еврокодов - комплекса стандартов EN, содержащих строительные нормы и, по сути, аналогичных российским сводам правил по строительству. При разработке сводов правил - актуализированных редакций строительных норм и правил (СНиП) - разработчики обнаружили, что степень гармонизации сводов правил с Еврокодами не может превышать 30%.

Если при создании национального стандарта используются не все положения международного (зарубежного) стандарта или какие-то положения изменены, такой национальный стандарт не считается гармонизированным. В этом случае используют термин "сопоставимый стандарт".

4.2. Гармонизация "по-европейски"

В странах Евросоюза также используется термин "гармонизированный стандарт", но в абсолютно ином смысле.

Гармонизированные стандарты "по-европейски" неразрывно связаны с так называемыми New Approach Directives - Директивами Нового и Глобального подходов, комплексом документов, который устанавливает обязательные требования к продукции в процессе проектирования, изготовления, реализации и утилизации. То есть, гармонизированные "по-европейски" стандарты - это стандарты, используемые в сфере технического регулирования.

Гармонизированный стандарт - это стандарт EN, отвечающий основным требованиям конкретной Директивы Нового подхода. Он применяется на добровольной основе и обычно состоит из двух частей - обязательной и рекомендательной.

Гармонизированный стандарт может применяться к продукции в полном объеме или частично. В зависимости от этого говорят о полной или частичной презумпции соответствия. Если при производстве какой-то продукции гармонизированные стандарты применялись в полном объеме, то такая продукция считается соответствующей конкретной Директиве ЕС и может свободно обращаться в любой стране Евросоюза.

Стандарт считается гармонизированным только в том случае, если он введен к применению во всех странах Евросоюза. "Гармонизированный стандарт" в европейских странах означает идентичность стандарта для всех стран - членов ЕС.

Напрашивается аналогия с техническим регулированием в Евразийском экономическом союзе, ЕАЭC.

Европейские Директивы Нового подхода - аналог технических регламентов ЕАЭС - ТР ТС и ТР ЕАЭС. Это комплекс документов, содержащих обязательные требования к той продукции, безопасность которой должна быть подтверждена сертификатом или декларацией соответствия.

Европейские гармонизированные стандарты аналогичны межгосударственным стандартам (ГОСТ), включенным в перечни документов, применение которых обеспечивает соблюдение требований конкретного технического регламента.

Отличие гармонизированных EN от ГОСТ доказательной базы технических регламентов ТР ТС и ТР ЕАЭС в том, что ГОСТ должны либо применяться полностью, либо не применяться вообще. Возможность частичного соответствия требованиям того или иного технического регламента не предусмотрена ни законодательством по техническому регулированию в ЕАЭС, ни российским Федеральным законом "О техническом регулировании".

Кроме того, ГОСТ доказательной базы могут не быть введены в действие на территории стран ЕАЭС в качестве национальных стандартов. В соответствии с п.6.6 ГОСТ Р 1.8-2011 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения" межгосударственный стандарт может применяться для подтверждения соответствия требованиям действующего в Российской Федерации технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза), если данный стандарт включен в соответствующий перечень.

Это ограничивает их практическое применение целями конкретного технического регламента. А для других целей в этой же области может действовать национальный стандарт ГОСТ Р.

Подобная двойственность затрудняет применение обоих аналогичных стандартов - и ГОСТ, и ГОСТ Р. Причина ее - в существовавшей долгие годы рассогласованности межгосударственной и национальной политики стандартизации.

Для решения этой проблемы Росстандарт активизировал процесс введения в действие в России ГОСТ доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС с одновременной отменой аналогичных национальных стандартов ГОСТ Р. Однако, этот процесс далек от завершения.

5. Включение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств в перечни к техническим регламентам

Мы рассмотрели межгосударственные (то есть региональные) стандарты ГОСТ доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС.

Если мы продолжим изучение документов, составляющих доказательную базу ТР ТС и ТР ЕАЭС, то обнаружим в ней немало зарубежных стандартов.

Например, в перечни к ТР ТС "О безопасности железнодорожного подвижного состава" включен государственный стандарт Республики Казахстан СТ РК 1846-2008 "Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и ходовые качества". Это - стандарт иностранного государства.

А в перечень к ТР ТС "О безопасности пищевой продукции" в качестве документов, применение которых обеспечивает выполнение требований ТР ТС, включены национальные стандарты Армении, например, АСТ 239-2005 Соль поваренная пищевая. Технические условия.


Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств могут включаться в обеспечивающие перечни к техническим регламентам при условии их регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Как подтверждать соответствие требованиям технических регламентов в этом случае? Каковы особенности применения международных и зарубежных стандартов для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов?

ТР ТС и ТР ЕАЭС - документы прямого применения на территории России как части территории Евразийского экономического союза. Поэтому они являются частью многоуровневого российского законодательства по техническому регулированию.

Соответственно, международные и зарубежные стандарты доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС применяются наравне с российскими документами по стандартизации доказательной базы.

Условие одно - международные и зарубежные стандарты должны приобретаться в легальном источнике, а ответственность за использование таких стандартов в целях технического регулирования несет субъект, который включил эти стандарты в перечни к техническим регламентам.

6. Официальные издания международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, включая ТР ТС и ТР ЕАЭС, установлен в главе 6 Федерального закона "О техническом регулировании".

На основании статьи 34 Федерального закона "О техническом регулировании" контролирующие органы могут требовать от изготовителя только "предоставления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента, а также необходимых материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, материалов из информационных баз, банков данных и иных носителей информации.

Закон не требует предъявлять органам контроля (надзора) использованные при создании продукции нормативные документы, даже если проверка проводится на основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона "О техническом регулировании", то есть в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.

Проверке подлежит соответствие продукции требованиям конкретного технического регламента, а не стандарт, использованный при создании продукции.

Тем не менее органы контроля (надзора) могут захотеть проверить у вас наличие международных и зарубежных стандартов, в соответствии с которыми изготавливается продукция.

До сих пор некоторые проверяющие требуют предъявить им "официальные печатные издания" стандартов. В этом случае полезно напомнить о добровольном характере применения национальных стандартов, включая комплекс стандартов "Стандартизация в Российской Федерации" (ГОСТ Р 1.).

Но сначала следует убедиться, что ГОСТ Р 1.15-2017 "Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования" не применяется в вашей организации.

В п.1.2 ГОСТ Р 1.15-2017 написано, что факт его применения основывается на ссылках на него в организационно-распорядительных и нормативных документах организации, поэтому нужно провести ревизию таких документов в организации и исключить из них не используемые на деле стандарты. Но даже если ГОСТ Р 1.15-2017 применяется в организации для ведения информационного фонда, требования проверяющих предоставить "официальные печатные издания" неправомерны, так как положения п.5.8.3 ГОСТ Р 1.15-2017 не распространяются на международные и зарубежные документы, применяемые в организации.

Если имеющийся текст международного (зарубежного) стандарта приобретен легально (что подтверждено документально) и поставщик стандарта гарантирует достоверность текста, проверяющий не имеет права требовать дополнительных гарантий достоверности, таких как печати, голограммы и тому подобное.

7. Применение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств для целей импортозамещения

Импортозамещение - это процесс замещения ввозимых из-за рубежа товаров собственными.

Казалось бы, если мы отказываемся от импортных товаров, то и "импортные" стандарты нам ни к чему. Но это не так.

Если мы хотим как можно скорее создать собственную продукцию, которая будет, как минимум, не хуже зарубежных аналогов, нам нужно использовать весь накопленный мировой опыт, содержащийся в международных и зарубежных стандартах.

Кроме того, нам нужно переориентировать национальную стандартизацию. До сих пор в качестве основы при разработке национальных стандартов использовались европейские и североамериканские стандарты.

Теперь следует обратить более пристальное внимание на стандарты стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь - Китая (стандарты GB), Индии (стандарты IS) и Вьетнама (стандарты TCVN).

Разработка национального стандарта - долгий процесс.

Но организации могут самостоятельно внедрять у себя международные (зарубежные) стандарты и принимать на их основе стандарты организации.

Затем проверенные на практике стандарты организации могут стать основой национальных стандартов (или предварительных национальных стандартов).

Законодательство России

  • Об определении Порядка и условий применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 29 октября 2024 года)
  • О техническом регулировании (с изменениями на 21 ноября 2022 года)
  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (с изменениями на 29 апреля 2020 года) (редакция, действующая с 23 марта 2021 года)
  • О стандартизации в Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2020 года)
  • О Временном порядке регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия
  • ТР ТС 019/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (с изменениями на 28 мая 2019 года)
  • ТР ТС 001/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (с изменениями на 25 ноября 2022 года)
  • ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (с изменениями на 22 апреля 2024 года)
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 21 ноября 2023 года) (редакция, действующая с 7 июня 2024 года)
  • Об утверждении Порядка регистрации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, сводов правил, международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств

Комментарии, консультации

  • Комментарий к Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный)

Международное право

  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (с изменениями на 29 апреля 2020 года) (редакция, действующая с 23 марта 2021 года)
  • ТР ТС 019/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (с изменениями на 28 мая 2019 года)
  • ТР ТС 001/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (с изменениями на 25 ноября 2022 года)
  • ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (с изменениями на 22 апреля 2024 года)
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 21 ноября 2023 года) (редакция, действующая с 7 июня 2024 года)

Справки

  • Картотека зарубежных и международных стандартов

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ