Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Статус и особенности применения документов в области стандартизации

     На протяжении десятилетий возможность применения и характер применения нормативных документов определялись их статусом. Требования действующих нормативных документов были обязательными для исполнения, отмененные (замененные) документы не подлежали применению. Так было в СССР и в первое десятилетие после образования Российской Федерации.

     Ситуация радикально изменилась после вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", который установил, что обязательные требования к продукции и к связанным с ней процессам устанавливаются в технических регламентах, а документы в области стандартизации (это национальные стандарты и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии их регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов) являются документами добровольного применения.

     Для документов добровольного применения статус документа перестал быть определяющим. Могут применяться как действующие документы в области стандартизации, так и недействующие. Каждая организация имеет право самостоятельно решать, применять ей тот или иной документ в области стандартизации или нет. Условия применения документов могут быть установлены договором (контрактом).

     Добровольность применения документов по стандартизации также установлена Федеральным законом от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", который к документам по стандартизации относит: национальные стандарты; предварительные национальные стандарты; правила стандартизации; рекомендации по стандартизации; информационно-технические справочники; общероссийские классификаторы; стандарты организаций, в том числе технические условия; своды правил.

     Исключение составляют объекты стандартизации, перечисленные в статье 6 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ. Для них может быть установлена обязательность применения документов по стандартизации.
     
     Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 N 2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории РФ. Указанным распоряжением установлена обязательность применения национальных и межгосударственных стандартов и сводов правил (частей этих документов) в случае применения их для обеспечения безопасности дорожного движения.

     Национальный стандарт становится обязательным для применения изготовителем или исполнителем, если он публично заявил о соответствии продукции этому национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ).
     
     В целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и в случае, если Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", иные заинтересованные государственные корпорации уполномочены на установление соответствующих требований, в нем могут быть применены ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники (пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ).

     Обязательность применения стандартов организации устанавливается самой организацией, а также организациями, присоединившимися к этим стандартам (пункт 4 статьи 21 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ).

     Особенности применения документов по строительству

     На основании статьи 5_1 Федерального закона "О техническом регулировании" особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
     
     В соответствии с частью 2 статьи 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений национальные стандарты и своды правил, предусматривающие требования безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, применяются со дня включения таких требований в реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства. Указанный реестр требований предусмотрен статьей 57_4 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Правила формирования и ведения реестра требований утверждены постановлением Правительства РФ от 31.08.2023 N 1417. Если национальные стандарты и своды правил (их части) включены в реестр требований, то их применение является обязательным при осуществлении определенных видов деятельности.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 16_1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Росстандарт утверждает перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Документы по стандартизации, включенные в указанный перечень, применяются на добровольной основе, причем, для целей Технического регламента о безопасности зданий и сооружений применяются редакции документов, действовавшие на момент утверждения актуальной редакции перечня.

    

     Применение отдельных региональных и зарубежных стандартов

     Со вступлением в силу технических регламентов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) - ТР ТС и ТР ЕАЭС - и перечней, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, появился ряд документов, которые или отменены, или не вводились в действие на территории Российской Федерации, но, тем не менее, могут применяться в целях соответствующего технического регламента. Среди них - государственные стандарты Республики Беларусь (СТБ), Республики Армения, Республики Киргизия и Республики Казахстан (СТ РК), национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), а также межгосударственные стандарты (ГОСТ).

     В соответствии с пунктом 4.1.1.2 ГОСТ 1.1-2002 "Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения" межгосударственными называются региональные стандарты, принятые региональным органом по стандартизации Содружества Независимых Государств (СНГ) - Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - МГС).

     Правила применения межгосударственных стандартов установлены пунктом 8.6 ГОСТ 1.0-2015.


     Межгосударственные стандарты могут быть введены в действие на территории Российской Федерации соответствующим приказом или постановлением национального органа по стандартизации, после чего они применяются в порядке, установленном для национальных стандартов.
     
     В соответствии с пунктом 6.6 ГОСТ Р 1.8-2011 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения" межгосударственный стандарт может применяться для подтверждения соответствия требованиям действующего в Российской Федерации технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза), если данный стандарт включен в соответствующий перечень.

     Применение международных и зарубежных стандартов см. справку "Международные и зарубежные стандарты".

     Значения атрибута "Особенности применения"

     При применении того или иного документа в области стандартизации нужно учитывать не только то, действует ли документ в Российской Федерации или нет, но и то, каким образом документ может применяться, каковы особенности его применения.

     Предусмотрены следующие значения атрибутов:

     1. Применяется для целей технического регламента:

     Значение устанавливается для документов в области стандартизации, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента ЕАЭС и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

     При таком значении атрибут "Статус" может иметь значение "действующий" - для документов в области стандартизации, введенных в действие в Российской Федерации, в том числе, для действующих редакций СНиП, признанных сводами правил.

     Атрибут "Статус" не заполняется для документов, не введенных в действие в Российской Федерации, и для не отмененных в установленном порядке неактуализированных редакций СП и СНиП, признанных сводами правил, при наличии актуализированных редакций.

     2. Применяется как межгосударственный стандарт:

     Значение устанавливается для межгосударственных стандартов (ГОСТ), не отмененных МГС, в двух случаях:

     - если ГОСТ действовал в Российской Федерации ранее, но его применение было прекращено;

     - если ГОСТ был включен ранее в перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента ЕАЭС, но затем исключен из него.

     При таком значении атрибут "Статус" имеет значение "Применение в качестве национального стандарта Российской Федерации прекращено", если ГОСТ ранее был введен в действие в Российской Федерации, затем применение его было прекращено приказом Росстандарта.

     Атрибут "Статус" не заполняется, если ГОСТ ранее был включен в перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента ЕАЭС, но затем исключен из него.

     3. Не применяется как межгосударственный стандарт:

     Значение устанавливается для межгосударственных стандартов (ГОСТ), отмененных (замененных) МГС, в двух случаях:

     - если ГОСТ действовал в Российской Федерации ранее, но его применение было прекращено;

     - если ГОСТ был включен ранее в перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента ЕАЭС, но затем исключен из него.

     При таком значении атрибут "Статус" имеет значение "Применение в качестве национального стандарта Российской Федерации прекращено", если ГОСТ ранее был введен в действие в Российской Федерации, затем применение его было прекращено приказом Росстандарта.

     Атрибут "Статус" не заполняется, если ГОСТ ранее был включен в перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента ЕАЭС, но затем исключен из него.

     4. Применяется для целей технического регламента + применяется как межгосударственный стандарт:

     Значение устанавливается для межгосударственных стандартов (ГОСТ), не отмененных МГС, которые действовали в Российской Федерации ранее, но их применение было прекращено, и включенных в перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента ЕАЭС. При таком значении атрибут "Статус" имеет значение "Применение в качестве национального стандарта Российской Федерации прекращено".

Законодательство России

  • О стандартизации в Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2020 года)
  • О техническом регулировании (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 24 июня 2025 года)
  • Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (с изменениями на 25 декабря 2023 года)

Справки

  • Зарубежные и международные стандарты

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ