Статус и особенности применения документов в области стандартизации
На протяжении десятилетий
возможность применения и характер
применения нормативных документов
определялись их статусом. Требования
действующих нормативных документов были
обязательными для исполнения,
отмененные (замененные) документы не
подлежали применению. Так было в СССР и в
первое десятилетие после образования
Российской Федерации.
Ситуация радикально
изменилась после вступления в силу
Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О
техническом регулировании", который
установил, что обязательные требования к
продукции и к связанным с ней процессам
устанавливаются в технических
регламентах, а документы в области
стандартизации (это национальные
стандарты и своды правил, а также
международные стандарты, региональные
стандарты, региональные своды правил,
стандарты иностранных государств и
своды правил иностранных государств при
условии их регистрации в Федеральном
информационном фонде технических
регламентов и стандартов) являются
документами добровольного применения.
Для документов
добровольного применения статус
документа перестал быть определяющим.
Могут применяться как действующие
документы в области стандартизации, так
и недействующие. Каждая организация
имеет право самостоятельно решать,
применять ей тот или иной документ в
области стандартизации или нет. Условия
применения документов могут быть
установлены договором (контрактом).
Добровольность применения
документов по стандартизации также
установлена Федеральным законом от
29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в
Российской Федерации", который к
документам по стандартизации относит:
национальные стандарты; предварительные
национальные стандарты; правила
стандартизации; рекомендации по
стандартизации;
информационно-технические справочники;
общероссийские классификаторы;
стандарты организаций, в том числе
технические условия; своды правил.
Исключение составляют
объекты стандартизации, перечисленные в
статье 6 Федерального закона от 29.06.2015 N
162-ФЗ. Для них может быть установлена
обязательность применения документов по
стандартизации.
Распоряжением Правительства РФ от
04.11.2017 N 2438-р утвержден перечень
документов по стандартизации,
обязательное применение которых
обеспечивает безопасность дорожного
движения при его организации на
территории РФ. Указанным распоряжением
установлена обязательность применения
национальных и межгосударственных
стандартов и сводов правил (частей этих
документов) в случае применения их для
обеспечения безопасности дорожного
движения.
Национальный стандарт
становится обязательным для применения
изготовителем или исполнителем, если он
публично заявил о соответствии
продукции этому национальному
стандарту, в том числе в случае
применения обозначения национального
стандарта в маркировке, в
эксплуатационной или иной документации,
и (или) маркировки продукции знаком
национальной системы стандартизации
(пункт 3 статьи 26 Федерального закона от
29.06.2015 N 162-ФЗ).
В целях обеспечения выполнения
технических и функциональных требований
нормативного правового акта и в случае,
если Правительство Российской
Федерации, заинтересованные федеральные
органы исполнительной власти,
Государственная корпорация по атомной
энергии "Росатом", иные заинтересованные
государственные корпорации
уполномочены на установление
соответствующих требований, в нем могут
быть применены ссылки на официально
опубликованные национальные стандарты и
информационно-технические справочники
(пункт 2 статьи 27 Федерального закона от
29.06.2015 N 162-ФЗ).
Обязательность применения
стандартов организации устанавливается
самой организацией, а также
организациями, присоединившимися к этим
стандартам (пункт 4 статьи 21 Федерального
закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ).
Особенности применения документов по
строительству
На основании статьи 5_1
Федерального закона "О техническом
регулировании" особенности технического
регулирования в области обеспечения
безопасности зданий и сооружений
устанавливаются Федеральным законом от
30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о
безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с частью 2 статьи 6
Технического регламента о безопасности
зданий и сооружений национальные
стандарты и своды правил,
предусматривающие требования
безопасности зданий, сооружений,
процессов, осуществляемых на всех этапах
их жизненного цикла, применяются со дня
включения таких требований в реестр
требований, подлежащих применению при
проведении экспертизы проектной
документации и (или) экспертизы
результатов инженерных изысканий,
осуществлении
архитектурно-строительного
проектирования, строительства,
реконструкции, капитального ремонта,
эксплуатации и сноса объектов
капитального строительства. Указанный
реестр требований предусмотрен статьей
57_4 Градостроительного кодекса
Российской Федерации. Правила
формирования и ведения реестра
требований утверждены постановлением
Правительства РФ от 31.08.2023 N 1417. Если
национальные стандарты и своды правил
(их части) включены в реестр требований,
то их применение является обязательным
при осуществлении определенных видов
деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16_1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Росстандарт утверждает перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Документы по стандартизации, включенные в указанный перечень, применяются на добровольной основе, причем, для целей Технического регламента о безопасности зданий и сооружений применяются редакции документов, действовавшие на момент утверждения актуальной редакции перечня.
Применение отдельных региональных и
зарубежных стандартов
Со вступлением в силу
технических регламентов Евразийского
экономического союза (далее - ЕАЭС) - ТР ТС
и ТР ЕАЭС - и перечней, обеспечивающих
соблюдение требований технических
регламентов Таможенного союза, появился
ряд документов, которые или отменены, или
не вводились в действие на территории
Российской Федерации, но, тем не менее,
могут применяться в целях
соответствующего технического
регламента. Среди них - государственные
стандарты Республики Беларусь (СТБ),
Республики Армения, Республики Киргизия
и Республики Казахстан (СТ РК),
национальные стандарты Российской
Федерации (ГОСТ Р), а также
межгосударственные стандарты (ГОСТ).
В
соответствии с пунктом 4.1.1.2 ГОСТ 1.1-2002
"Межгосударственная система
стандартизации. Термины и определения"
межгосударственными называются
региональные стандарты, принятые
региональным органом по стандартизации
Содружества Независимых Государств (СНГ)
- Межгосударственным советом по
стандартизации, метрологии и
сертификации (далее - МГС).
Правила применения межгосударственных стандартов установлены пунктом 8.6 ГОСТ 1.0-2015.
Межгосударственные
стандарты могут быть введены в действие
на территории Российской Федерации
соответствующим приказом или
постановлением национального органа по
стандартизации, после чего они
применяются в порядке, установленном для
национальных стандартов.
В соответствии с пунктом 6.6 ГОСТ Р
1.8-2011 "Стандартизация в Российской
Федерации. Стандарты
межгосударственные. Правила проведения
в Российской Федерации работ по
разработке, применению, обновлению и
прекращению применения"
межгосударственный стандарт может
применяться для подтверждения
соответствия требованиям действующего в
Российской Федерации технического
регламента (в том числе технического
регламента Евразийского экономического
союза), если данный стандарт включен в
соответствующий перечень.
Применение международных и
зарубежных стандартов см. справку
"Международные и зарубежные стандарты".
Значения
атрибута "Особенности применения"
При применении того или
иного документа в области
стандартизации нужно учитывать не
только то, действует ли документ в
Российской Федерации или нет, но и то,
каким образом документ может
применяться, каковы особенности его
применения.
Предусмотрены следующие
значения атрибутов:
1.
Применяется для целей
технического регламента:
Значение устанавливается
для документов в области стандартизации,
включенных в перечень стандартов, в
результате применения которых
обеспечивается соблюдение требований
технического регламента, и в перечень
международных и региональных
(межгосударственных) стандартов, а в
случае их отсутствия - национальных
(государственных) стандартов, содержащих
правила и методы исследований
(испытаний) и измерений, в том числе
правила отбора образцов, необходимые для
применения и исполнения требований
технического регламента ЕАЭС и
осуществления оценки соответствия
объектов технического регулирования.
При таком значении атрибут
"Статус" может иметь значение
"действующий" - для документов в области
стандартизации, введенных в действие в
Российской Федерации, в том числе, для
действующих редакций СНиП, признанных
сводами правил.
Атрибут "Статус" не
заполняется для документов, не введенных
в действие в Российской Федерации, и для
не отмененных в установленном порядке
неактуализированных редакций СП и СНиП,
признанных сводами правил, при наличии
актуализированных редакций.
2.
Применяется как
межгосударственный стандарт:
Значение устанавливается
для межгосударственных стандартов
(ГОСТ), не отмененных МГС, в двух
случаях:
-
если ГОСТ действовал в Российской
Федерации ранее, но его применение было
прекращено;
-
если ГОСТ был включен ранее в перечень
стандартов, в результате применения
которых обеспечивается соблюдение
требований технического регламента
ЕАЭС, но затем исключен из него.
При таком значении атрибут
"Статус" имеет значение "Применение в
качестве национального стандарта
Российской Федерации прекращено", если
ГОСТ ранее был введен в действие в
Российской Федерации, затем применение
его было прекращено приказом
Росстандарта.
Атрибут "Статус" не
заполняется, если ГОСТ ранее был включен
в перечень стандартов, в результате
применения которых обеспечивается
соблюдение требований технического
регламента ЕАЭС, но затем исключен из
него.
3.
Не
применяется как межгосударственный
стандарт:
Значение устанавливается
для межгосударственных стандартов
(ГОСТ), отмененных (замененных) МГС, в двух
случаях:
-
если ГОСТ действовал в Российской
Федерации ранее, но его применение было
прекращено;
-
если ГОСТ был включен ранее в перечень
стандартов, в результате применения
которых обеспечивается соблюдение
требований технического регламента
ЕАЭС, но затем исключен из него.
При таком значении атрибут
"Статус" имеет значение "Применение в
качестве национального стандарта
Российской Федерации прекращено", если
ГОСТ ранее был введен в действие в
Российской Федерации, затем применение
его было прекращено приказом
Росстандарта.
Атрибут "Статус" не
заполняется, если ГОСТ ранее был включен
в перечень стандартов, в результате
применения которых обеспечивается
соблюдение требований технического
регламента ЕАЭС, но затем исключен из
него.
4.
Применяется для целей
технического регламента + применяется
как межгосударственный стандарт:
Значение устанавливается для межгосударственных стандартов (ГОСТ), не отмененных МГС, которые действовали в Российской Федерации ранее, но их применение было прекращено, и включенных в перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента ЕАЭС. При таком значении атрибут "Статус" имеет значение "Применение в качестве национального стандарта Российской Федерации прекращено".
Законодательство России
- О стандартизации в Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2020 года)
- О техническом регулировании (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 24 июня 2025 года)
- Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
Справки
- Зарубежные и международные стандарты