Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области ГО

Опубликован соответствующий приказ МЧС России от 30.10.2023 N 1100. Подробнее здесь.

Что делать при обнаружении беспилотника на предприятии? Рекомендуем пользоваться Инструкцией о порядке действий при обнаружении беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на территории предприятия.

Что такое ГО и ЧС. Классификация ЧС

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ст.1 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне").

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Документы:


1) Федеральный закон от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

См. Комментарий к Федеральному закону от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (постатейный).

2) Федеральный закон от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ЧС классифицируются по масштабу, количеству пострадавших либо материальному ущербу (см. комментарий Классификация ЧС).

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

- обучение населения в области гражданской обороны;

Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны утверждено постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 года N 841.

См. раздел Обучение населения в области ГО.

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

См. раздел Системы оповещения ГО.

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства РФ от 29.11.99 N 1309; Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты утверждено приказом МЧС России от 1 октября 2014 года N 543.


- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

О возможности работы аппаратуры (оборудования) в автоматическом режиме во время действия сигнала "Воздушная тревога" и о необходимости световой маскировки окон административного здания см. письмо МЧС России от 29.08.2024 N ИГ-11-450.


- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

- осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне - комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного решения задач в области гражданской обороны органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, организация, обеспечивающая выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне, - организация, осуществляющая деятельность в области гражданской обороны в интересах федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, подведомственная соответственно одному из указанных органов либо осуществляющая такую деятельность на договорной основе по мобилизационным планам экономики.




Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденном приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 (п.4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804).


В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Документы:

1) Федеральный закон от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

2) Федеральный закон от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

3) Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны (утверждено постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 года N 841);

4) Положение о системах оповещения населения (утверждено совместным приказом МЧС и Минцифры России от 31.07.2020 N 578/365);

5) Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (утвержден постановлением Правительства РФ от 29.11.99 N 1309);

6) Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (утверждено приказом МЧС России от 1 октября 2014 года N 543);

7) Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (утвержден приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999);

8) Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утверждено приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687);

9) Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804);

10) Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утверждены приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583);

11) Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (утвержден приказом МЧС РФ от 21.07.2005 N 575);

12) Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне (утвержден постановлением Правительства РФ от 03.10.98 N 1149);

13) Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля (утверждены приказом МЧС РФ от 27.05.2003 N 285).


Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) создается в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, в целях обеспечения постоянной готовности органов управления организации к быстрым и эффективным действиям в случае возникновения экстремальной обстановки, вызванной авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, а также уменьшения ущерба от них и ликвидации последствий ЧС.

КЧС и ПБ является координационным органом управления объектового звена РСЧС и комплектуется из руководителей подразделений и служб организации.

Состав комиссии, ее председатель и Положение о КЧС и ПБ утверждаются приказом руководителя организации. Комиссию возглавляет Председатель КЧС и ПБ - заместитель руководителя организации.

Заседания КЧС и ПБ проводятся один раз квартал в соответствии с годовым планом, неплановые заседания - по решению председателя. Решения КЧС и ПБ по вопросам ее компетенции оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем КЧС и ПБ, являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями организации, а при необходимости - в виде проектов приказов и распоряжений руководителя организации.


Положение о КЧС и ПБ определяет задачи, полномочия, порядок функционирования комиссии и включает в себя следующие разделы:

Общие положения

Основные задачи и полномочия комиссии

Организация работы комиссии:
- при повседневной деятельности
- при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации

Материально-техническое обеспечение


Основными задачами КЧС и ПБ являются:

- повседневное руководство деятельностью системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- разработка и осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению ущерба от возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение устойчивого функционирования организации при возникновении чрезвычайной ситуации;
- организация наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными участками в Центре, прогнозирование и оценка возможной обстановки, которая может сложиться на объектах при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- разработка и своевременная корректировка в необходимых случаях Плана действий по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организация и руководство дежурно-диспетчерской службой;
- создание фондов финансовых и материально-технических ресурсов для проведения профилактических мероприятий, оснащения формирований и обеспечения средствами защиты работников, ликвидации ЧС и оказания помощи пострадавшим;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств для действий в чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией их последствий, организация эвакуационных мероприятий;
- организация взаимодействия с КЧС и ПБ соседних объектов и общественными организациями, в функции которых входят вопросы защиты населения, по вопросам сбора обмена информации о чрезвычайных ситуациях и оказанию взаимопомощи;
- контроль за проведением установленных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению возможных потерь при их возникновении в структурных подразделениях, оказание им практической помощи;
- руководство действиями структурных подразделений, служб и формирований Центра при угрозе, возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ КЧС И ПБ ОРГАНИЗАЦИИ

председатель комиссии - заместитель руководителя;

заместитель председателя комиссии - начальник отдела (сектора) по делам ГОЧС организации;

заместитель председателя комиссии - может назначаться;

члены комиссии:

начальник службы оповещения и связи;

председатель объектовой эвакуационной комиссии;

главный энергетик организации;

начальник транспортной службы организации;

инженер по пожарной безопасности организации;

начальник службы материально-технического обеспечения;

и т.д.


Документы


1. Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации;
2. Функциональные обязанности должностных лиц КЧС и ПБ организации;
3. Схема оповещения и сбора личного состава КЧС и ПБ;
4. План работы КЧС и ПБ организации на 20___ год;
5. План-график работы КЧС и ПБ при чрезвычайной ситуации в организации;
6. Журнал учета аварий и чрезвычайных происшествий в организации (форма);
7. Табель срочных донесений;
8. Донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации (Форма 1/ЧС);
9. Донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации (Форма 2/ЧС);
10. Донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации (Форма 3/ЧС);
11. Донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации (Форма 4/ЧС);
12. Перечень распоряжений по видам обеспечения при организации работ по ликвидации последствий ЧС;
13. Распоряжение по разведке;
14. Положение о службе (сети) наблюдения и лабораторного контроля объектового звена ОП РСЧС (постановление Правительства РФ от 17.10.2019 N 1333 "О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения");

15. Протокол заседаний КЧС и ПБ организации.

Требования нормативно-правовых документов в области повышения устойчивости функционирования объектов экономики в военное время и ЧС мирного времени:

- Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

- ст.2 Задачи в области ГО и защиты населения;

- ст.9 Полномочия организаций в области ГО;

- постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении положения о ГО в РФ";

- приказ МЧС РФ от 23 мая 2017 года N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций":

в соответствии с основными задачами структурные подразделения (работники) по ГО организаций организуют планирование и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.

- приказ МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях":

организации в целях решения задач в области ГО планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по повышению устойчивости функционирования;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;
заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации.


Персональный состав комиссии по ПУФ создается приказом руководителя организации из наиболее подготовленных и опытных инженерно-технических специалистов во главе с главным инженером.

Утверждается "Положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования организации", которое определяет задачи, полномочия, порядок функционирования комиссии по ПУФ и включает в себя следующие разделы:

Общие положения

Основные задачи и полномочия комиссии по ПУФ

Организация работы комиссии по ПУФ:
- при повседневной деятельности
- при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации

Функциональные обязанности членов комиссии по ПУФ


Общее руководство деятельностью комиссии по ПУФ осуществляет руководитель организации. Руководство повседневной деятельностью комиссии осуществляет главный инженер - председатель комиссии. Разработку годовых и перспективных планов мероприятий по ПУФ, ведение протоколов заседаний комиссии и оформление ее решений осуществляет секретарь комиссии.
Показателем эффективности работы комиссии является степень защищенности наибольшей работающей смены и производства от воздействия возможных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и военных факторов.

Комиссия по ПУФ организует свою работу в соответствии с годовым планом, проводит заседания один раз в квартал (или по необходимости).

Основными задачами комиссии по ПУФ являются:

- планирование мероприятий и организация работ по повышению устойчивости функционирования объектов организации для исключения и снижения потерь работников и материальных средств от возможных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий, от современных средств поражения в условиях войны;
- организация проведения исследований по вопросам повышения устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения организации от аварий, катастроф, стихийных бедствий в условиях мирного и военного времени и при ведении военных действий;
- контроль выполнения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при строительстве и реконструкции зданий и сооружений в соответствии с техническими условиями;
- организация и проведение учений и тренировок с руководящим составом по вопросам ПУФ организации, защиты работников от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка руководящего состава и специалистов организации по вопросам ПУФ на курсах подготовки МЧС


ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ КОМИССИИ ПО ПУФ ОРГАНИЗАЦИИ

председатель комиссии - главный инженер организации;

заместитель председателя комиссии - заместитель руководителя организации по производству;

члены комиссии:

заместитель руководителя организации по экономическим вопросам (главный экономист);

заместитель руководителя организации по коммерческим вопросам (материально-техническому снабжению);

заместитель руководителя организации по капитальному строительству;

главный бухгалтер организации;

главный технолог организации;

главный механик организации;

главный энергетик организации;

юрисконсульт организации;

инженер (специалист) по экологии организации;

руководитель структурного подразделения (работник, уполномоченный на решение задач в области ГО и защиты от ЧС);

начальник отдела охраны труда и техники безопасности;

начальник пожарной охраны организации

Документы:

1. Положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования организации;

2. Состав комиссии по ПУФ организации;

3. План работы комиссии по повышению устойчивости функционирования организации на 20___ год;

4. Протокол заседаний комиссии по ПУФ организации;

5. Инструкция по безаварийной остановке и переводу организации на соответствующий режим работы при ЧС мирного времени и по сигналу "Воздушная тревога";

6. План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта химической промышленности;

7. Рекомендуемый перечень организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, проводимых в организациях в интересах ПУФ;

8. Приказ руководителя организации "О подготовке и проведении исследований устойчивости работы организации в ЧС мирного времени и военное время";

9. Календарный план подготовки основных мероприятий по проведению исследований устойчивости работы организации в ЧС мирного времени и в военное время;

10. Задание группам на проведение исследований и разработку мероприятий по повышению устойчивости работы организации в мирное и военное время.

Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования
(п.2 ст.9 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне").

Нештатные формирования ГО (нештатные аварийно-спасательные формирования) - далее НФГО (НАСФ) в организации представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.

Правовые основы создания и деятельности НФГО (НАСФ):

- Конституция РФ,

- ФЗ "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ,

- ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995 N151-ФЗ,

- приказ МЧС «Об утверждении Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях» от 14.11.2008 N 687.

Порядок создания НАСФ утвержден приказом МЧС РФ от 23.12.2005 N 999 и приказом МЧС РФ N 701 от 18 декабря 2014 года "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне".

Приказом МЧС России от 12 марта 2018 года N 100 утвержден Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по согласованию создания профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Приказом МЧС России от 12 марта 2018 года N 99 утвержден Порядок регистрации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по регистрации аттестованных профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований утвержден приказом МЧС России от 12.05.2020 N 306.

Приказ МЧС России от 17 сентября 2018 года N 395 "Об утверждении формы и описания бланка свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ".

Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержден приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999.

См. также:

Приказ МЧС России от 06.05.2019 N 252 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей в системе МЧС России";

Письмо МЧС России от 27.05.2019 N 43-2628-17 "О заполнении паспортов аттестованных аварийно-спасательных формирований";

Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на право ведения газоспасательных работ;

Методические рекомендации по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

НФГО (НАСФ) создаются с учетом Примерного перечня в зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы.

Состав, структура и оснащение НФГО (НАСФ) определяется приказом руководителя организации.


См.формы и образцы:

- Приказ о создании нештатного аварийно-спасательного формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО);

- Приказ о создании нештатного аварийно-спасательного формирования (НАСФ);

- Положение о нештатном аварийно-спасательном формировании;

- Положение о нештатном формировании по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

- Программа обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- Отчет о проведенном тактико-специальном учении (НАСФ, НФГО);

- Табель оснащения специальным имуществом и техникой нештатного формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организации.

Оснащение специальными техникой, оборудованием, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организации для обеспечения производственной деятельности. Личный состав комплектуется за счет работников организаций (военнообязанные, имеющие моб. предписания, могут включаться на период до их призыва).

При создании НАСФ учитываются наличие и возможности имеющихся в организации штатных АСФ, АСС и других подразделений с целью доведения общей численности их личного состава до 7-10% от штатной численности работников организации.

Успешное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ зависит, прежде всего, от своевременно и квалифицированных действий руководителей и личного состава формирований, участвующих в АСДНР, их готовность решать конкретную задачу в экстремальных условиях.

Командир формирования является прямым начальником всего личного состава формирования и несет ответственность за специальную и морально-психологическую подготовку подчиненных.

Для своевременной и всесторонней подготовки формирования к действиям по предназначению командир НАСФ заблаговременно разрабатывает план приведения формирования в готовность.

В плане должно предусматриваться:

- порядок оповещения формирования в рабочее и нерабочее время;


- места и сроки сбора личного состава, выдачи ему табельного имущества и других материальных средств;


- порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора или проведения работ;


- порядок управления формированием в периоды сбора, приведения его в полную готовность и выдвижения в район сбора или район работ;


- организация комендантской службы:


- порядок материального и технического обеспечения.


Защитные сооружения гражданской обороны (ЗСГО) - это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении потенциально опасных объектов).

- Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;

- Методические рекомендации по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в РФ в 2018 году;

- Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309.


Согласно Порядку содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденному приказом МЧС России от 21 июля 2005 года, N 575, к ЗС ГО относятся убежища, противорадиационные укрытия и укрытия.

Классификация защитных сооружений

Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов РФ и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Организации:

- создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны;

- обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Создание объектов гражданской обороны в период мобилизации и в военное время осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Правовые основания содержания ЗС ГО

В соответствии с п.10 Порядка организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности, ведут их учет.

В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Рекомендуем ознакомиться:

- Создание убежищ ГО на производственном предприятии;

- Какие требования предъявляются к укрытиям;

- Необходимо ли предусматривать защитные сооружения гражданской обороны для персонала проектируемых объектов, которые не имеют мобилизационного задания и прекращают работу в военное время, но при этом расположены на территории существующего объекта, имеющего категорию по ГО;

- Допускается ли переоформление защитного сооружения в укрытие;


- Какова процедура списания укрытия гражданской обороны.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время (пункт 5 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства от 26 ноября 2007 года N 804).

См.также Положение об организации и ведении гражданской обороны.

Нормативно-правовые документы для разработки Плана гражданской обороны:

1) Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

2) Приказ МЧС России от 27.03.2020 N 216ДСП "Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (для служебного пользования)".

3) Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804);

4) Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868).


В методических рекомендациях МЧС России от 15.03.2021 представлены положения по планированию действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Положение об организации обучения населения в области ГО, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841.

См. также:

- письмо МЧС России от 06.06.2017 N 23-10-709, в котором разъяснены требования об организации подготовки работников организации в области ГО и вопросы проведения плановых и внеплановых проверок в области ГО;

- организационно-методические рекомендации по подготовке всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации в 2021-2025 годах.


В соответствии с п.2 Положения об организации обучения населения в области ГО:

Основными задачами подготовки населения в области ГО являются:

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний.

Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, - совокупность условий, которые сложились в результате применения (воздействия) или угрозы применения (воздействия) различных видов оружия или в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и при которых возникла угроза воздействия поражающих факторов на население, материальные и культурные ценности и окружающую среду или существует вероятность возникновения такой угрозы;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

г) овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб (далее - формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера


Работающее население, а также личный состав формирований и служб подлежит подготовке в области ГО.

О порядке прохождения подготовки см. п.4 Положения об организации обучения населения в области ГО


В соответствии с пп г) п.5 Положения об организации обучения населения в области ГО организации:

1) разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;

2) осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;

3) создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;

4) разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;

5) организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;

6) планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.

См. также:

Письмо МЧС России от 27.10.2020 N ИВ-11-85 "О примерном порядке реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях";

Письмо МЧС России от 27.02.2020 N 11-7-605 "О примерном порядке реализации вводного инструктажа по гражданской обороне";

Письмо МЧС России от 27.02.2020 N 11-7-604 "О Примерном порядке определения состава учебно-материальной базы для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций";


Письмо МЧС России от 31.05.2017 N 23-10-676 "О проведении вводных инструктажей и курсового обучения по гражданской обороне";

Письмо МЧС России от 14.07.2017 N 8-24-583 "О вводном инструктаже по гражданской обороне";

Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

Программа по проведению вводного инструктажа по гражданской обороне и по защите персонала, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Инструкция по проведению вводного инструктажа по гражданской обороне и по защите персонала, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

презентация "Вводный инструктаж по ГО и ЧС";

План проведения учений и тренировок по гражданской обороне и по защите персонала, материальных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Программа курсового обучения личного состава формирований и служб организации, а также работников организации в области гражданской обороны;

Журнал учета вводного инструктажа по гражданской обороне;

Приказ об организации вводного инструктажа по гражданской обороне;

Журнал учета занятий по курсовому обучению;

Справка о прохождении курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

Заявка на курсовое обучение работников ГО и РСЧС;

Выписка из плана комплектования обучающимися организации, осуществляющей курсовое обучение.

См. образцы:

Отчет о проведении штабной тренировки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

Приказ об итогах проведения штабной тренировки.


Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает (п.4 Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485):

а) для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, - инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы, самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях, участие в учениях и тренировках;

б) для физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем, - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;

в) для физических лиц, осваивающих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования, - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

г) для руководителей органов государственной власти самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках;

д) для руководителей органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, уполномоченных работников и председателей комиссий - проведение занятий по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках.

Документы:

1) Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485);

2) Положение об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России (утверждено приказом МВД России от 19.01.2024 N 20);

3) Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве юстиции Российской Федерации (утверждено приказом Минюста РФ от 18.01.2019 N 9);

4) Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, утвержденные МЧС России от 20.06.2014.

Наглядные пособия по ГО
Плакаты и памятки

Размещены на официальном сайте МЧС России http://www.mchs.gov.ru/

Экспертная статья "Требования и порядок оформления уголков (стендов) по пожарной безопасности и гражданской обороне"

Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и населения (Положение о системах оповещения населения, утверждено совместным приказом МЧС и Минцифры России от 31.07.2020 N 578/365).


Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Подробнее о системе оповещения см. справку "Системы оповещения: понятие, виды, назначение".

Документы:

1) Постановление Правительства РФ от 22.05.2008 N 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей";

2) Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (утверждены приказом МЧС РФ N 646, МВД РФ N 919, ФСБ РФ N 526 от 28.10.2008);

3) Методические рекомендации по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения.

Органы, осуществляющие управление ГО и ЧС

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, действующее на основании Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868;

2) территориальные органы - органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы комплектуются военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданским персоналом.

О территориальном органе МЧС России см. приказ МЧС России от 27.03.2020 N 217;

3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (ст.4 Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждено постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794.

Документы:

1) Федеральный закон от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

2) Федеральный закон от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

3) Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868);

4) Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794);

5) Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (утверждено приказом МЧС России от 27.03.2020 N 217);

6) Положение об организации и ведении гражданской обороны в МЧС России, утвержденное приказом МЧС России от 17 декабря 2008 года N 783;

7) Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных подсистем РСЧС по обеспечению безопасности населения и территорий при угрозе возникновения оползневых процессов, их прохождению и уменьшению последствий от них (МЧС России от 10 декабря 2015 года N 2-4-87-53-14).

Уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС в организации

В соответствии с п.3 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:

а) планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

б) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

в) подготовки работников организаций к выполнению мероприятий по защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств утверждено на основании постановления Правительства РФ от 27.04.2000 N 379.

д) проведения мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

е) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;

ж) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

В соответствии с п.4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны количество работников структурного подразделения по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов устанавливается МЧС России в Положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.

В соответствии с п.5 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны на должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку в области гражданской обороны. Руководителем структурного подразделения по гражданской обороне может быть один из заместителей руководителя организации.

В соответствии с п.6 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.

Документы:


1) Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (утверждено на основании постановления Правительства РФ от 10.07.99 N 782);

2) Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (утверждено на основании постановления Правительства РФ от 27.04.2000 N 379).

Финансирование мероприятий по ГО и ЧС, проводимых организациями

Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций (п.4 ст.18 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне").

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств (п.2 ст.24 Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Документы:

1) Федеральный закон от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

2) Федеральный закон от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

3) постановление Правительства РФ от 28 декабря 2019 года N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями";

4) в госорганах действуют Правила создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. постановлением Правительства РФ от 25.07.2020 N 1119).


31 июля 2020 года подписан Президентом РФ и официально опубликован Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1013 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны.

Формы документов, используемых при осуществлении госнадзора:

- в области ГО (приказ от 29.05.2024 N 449);

- в области ЧС (приказ от 29.05.2024 N 450).

Доклады МЧС России с обобщением правоприменительной практики и руководствами по соблюдению обязательных требований за 2022 год.

Доклады МЧС России по результатам правоприменительной практики:

- государственный надзор в области ГО;

- государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.


Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (см. п.1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868).

Кто осуществляет надзор

МЧС России (Приказ МЧС России от 29.12.2006 N 804)

Нормативное регулирование


Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1013 "О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";

Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007 "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны";

Приказом МЧС России от 04.02.2022 N 62 утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;


Приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны

Цель проверки в области ГО и ЧС

1. Соблюдение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Соблюдение обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны

Периодичность проверок



















































1. Надзор в области гражданской обороны.

Орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, при осуществлении федерального государственного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска:

1) высокий риск;

2) значительный риск;

3) средний риск;

4) низкий риск.

Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска объекту надзора осуществляется со следующей периодичностью:

- для категории высокого риска - один раз в 2 года;

- для категории значительного риска - один раз в 3 года;

- для категории среднего риска - один раз в 5 лет.

В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, при осуществлении федерального государственного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда:

1) высокий риск;

2) значительный риск;

3) средний риск;

4) низкий риск.

Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска объекту надзора осуществляется со следующей периодичностью:

- для категории высокого риска - один раз в 2 года;

- для категории значительного риска - один раз в 3 года;

- для категории среднего риска - один раз в 5 лет.

В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся

Предмет проверки

Предмет федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - соблюдение организациями и гражданами, эксплуатирующими потенциально опасные объекты и (или) критически важные объекты, государственными корпорациями, создающими в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организациями и гражданами, если указанные организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 утверждена форма проверочного листа (список контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемый при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны.


Предмет федерального государственного надзора в области гражданской обороны - соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом МЧС России от 04.02.2022 N 62 утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Об основаниях, общих требованиях и организации проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий см. статьи 57, 65 и 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Проверка организации в части содержания ЗС ГО проводится в рамках осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны в установленном законодательством порядке.

Федеральный государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в соответствии со ст.13_1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007 "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны" (далее - Положение), приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны".

В соответствии с п.78 Положения в рамках осуществления федерального государственного надзора при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

а) инспекционный визит;

б) рейдовый осмотр;

в) документарная проверка;

г) выездная проверка.

Документы, которые составляются при эксплуатации ЗС ГО, утверждены приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".


Согласно разделу 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация:

- Паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений;

- Журнал оценки технического состояния ЗС ГО;

- Сигналы оповещения гражданской обороны;

- План перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых;

- План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации;

- Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств;

- Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО;

- Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО;

- Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО;

- Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО;

- Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты;

- Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами;

- Инструкция по обслуживанию ДЭС;

- Инструкция о мерах пожарной безопасности;

- Правила поведения укрываемых в ЗС ГО;

- Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ);

- Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью;

- Журнал учета работы ДЭС;

- Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;

- Схема эвакуации укрываемых из очага поражения;

- Список телефонов.


Документы:


1) Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868);

2) Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны (утверждены приказом МЧС РФ от 06.09.2007 N 478);

3) Регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утвержден приказом МЧС России от 02.09.2014 N 484);

4) Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007 "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны".

Законодательство России

  • ТР ЕАЭС 050/2021 Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
  • Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с изменениями на 18 ноября 2024 года)
  • О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 26 ноября 2024 года)
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
  • О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
  • О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 30 июня 2021 года)
  • О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (с изменениями на 8 июля 2024 года)
  • О направлении для работы актуализированных Методических рекомендаций по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения
  • О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (с изменениями на 22 апреля 2024 года)
  • О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
  • Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
  • О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года N 806 (с изменениями на 27 февраля 2019 года)
  • О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля (с изменениями на 25 июня 2021 года)
  • О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями на 11 сентября 2024 года)
  • О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)

Международное право

  • ТР ЕАЭС 050/2021 Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
  • О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ