Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 июня 2023 года № 426-ра


Об утверждении Региональной программы снижения доли населения
с доходами ниже границы бедности в Томской области

(с изменениями на 22 марта 2024 года)


     Документ с изменениями, внесенными:
     распоряжением Администрации Томской области от 22 марта 2024 года № 204-ра


     Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018  № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
     
     1. Утвердить Региональную программу снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Томской области (далее - Региональная программа) согласно приложению к настоящему распоряжению.
     
     2. Реализация Региональной программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в консолидированном бюджете Томской области на соответствующий финансовый год, а также за счет внебюджетных источников.
     
     3. Исполнительные органы Томской области, ответственные за исполнение мероприятий Региональной программы, ежеквартально, не позднее 3-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Департамент социальной защиты населения Томской области отчет о выполнении мероприятий по курируемой сфере деятельности.
     
     4. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его принятия.
     
     5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить  на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике.
               


И.о. Губернатора Томской области
            Н.Я. Руппель


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Администрации Томской области
 от 30.06.2023 № 426-ра


Региональная программа
снижения доли населения с доходами ниже границы бедности в Томской области


1. Общие положения

     1. Региональная программа снижения доли населения с доходами ниже границы бедности в Томской области (далее - региональная программа) подготовлена в целях обеспечения достижения целевого показателя "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
     
     2. Свод всей информации по показателям результативности работы, реализации региональной программы осуществляет Департамент социальной защиты населения Томской области.


2. Цель и задачи


     (В редакции распоряжения Администрации Томской области от 22 марта 2024 года № 204-ра, -
см. предыдущую редакцию)


     3. Целью региональной программы является обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции  и достижение целевых значений показателя "Уровень бедности", предусмотренных Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации 01.10.2021 № 2765-р (далее - Единый план), для двукратного сокращения уровня бедности  по сравнению с показателем 2017 года.
     
     4. Достижение цели региональной программы требует решения следующих задач: повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в т.ч. средней заработной платы, над темпом роста инфляции; развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам; развитие системы социального контракта.
     
     4-1. Ожидаемые результаты реализации региональной программы:
     
     1) построение эффективной системы мер, направленных на вывод граждан  из трудной жизненной ситуации (в том числе недопущения перехода низкодоходных групп граждан в категорию малообеспеченных) посредством обеспечения устойчивого роста реальных денежных доходов, повышения адресности предоставления мер социальной поддержки, содействия занятости;
     
     2) достижение в Томской области к 2030 году целевых значений показателей "Уровень бедности", определенных Единым планом.


3. Анализ текущей ситуации

     5. Информация о социально-экономическом развитии Томской области  за 2020 - 2022 годы.


Валовой региональный продукт, в т.ч. на душу населения:

Показатели

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Валовой региональный продукт, млрд. рублей

556,9

706,4

787*

Индекс физического объема валового регионального продукта, %

93,0

103,4

99,0*

Валовой региональный продукт на душу населения (тыс. рублей на человека)

514,7

660,6

нет данных (не ранее марта 2024 года)


     *оценка Департамента экономики Администрации Томской области.

     По официальным данным Томскстата объем валового регионального продукта Томской области за 2021 год в текущих ценах составил  706,4 млрд. рублей. Индекс физического объема ВРП относительно 2020 года составил 103,4%. Валовой региональный продукт на душу населения за 2021 год составил 660,6 тыс. рублей. По данному показателю Томская область занимает  4-е место среди регионов Сибирского федерального округа (далее - СФО) после Красноярского края, Иркутской и Кемеровской областей. В рейтинге регионов Российской Федерации (далее - РФ) - 29-е место (справочно: ВВП РФ на душу населения в 2021 году составил 927,5 тыс. рублей).
     
     По оценке Департамента экономики Администрации Томской области,  ВРП по итогам 2022 года в текущих ценах достигнет уровня 787,0 млрд. рублей  или 99% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах.
     
     На сокращение ВРП региона оказали влияние структурные изменения  в сферах промышленного производства, строительства, транспорта. Негативные процессы, характерные также и для российской экономики, были связаны  с санкционным давлением и, как следствие, логистическими ограничениями, недостатком импортного сырья и комплектующих, увеличением стоимости строительных материалов, а также ростом инфляции.


Инвестиции в основной капитал, в т.ч. на душу населения; основные фонды
в экономике (по полной учетной стоимости на конец года):

Показатели

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Инвестиции в основной капитал Томской области, млрд. рублей

101,4

107,8

119,8

Индекс физического объема инвестиций
в основной капитал, %

95,7

95,3

91,2

Инвестиции в основной капитал Томской области на душу населения
(тыс. рублей на человека)

94,3

100,8

113,3

Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости на конец года, млрд. рублей)

1 723,1

2 380,0

нет данных

     
     Наблюдается ежегодное увеличение инвестиций в основной капитал  в текущих ценах (номинальный темп роста показателя 2022 года к 2020 году составил 118,1%). Вместе с этим показатель в сопоставимых ценах демонстрирует отрицательную динамику и по итогам 2022 года составил 91,2% к уровню  2021 года. Факторами, ограничивающими инвестиционную активность, являются недостаток собственных и заемных средств для осуществления долгосрочных инвестиций, а также рост цен на товары инвестиционного назначения  и строительные материалы, структурная перестройка производственно-логистических цепочек, в том числе поиск новых поставщиков технологий, оборудования, материалов и комплектующих, поиском новых рынков сбыта,  что связано с сокращением импорта из-за санкционных ограничений.
     
     Объем инвестиций в основной капитал на душу населения по итогам  2022 года составил 113,3 тыс. рублей на человека. По данному показателю Томская область занимает 42-е место среди регионов РФ и 7-е место в СФО (в России -  189,9 тыс. рублей на человека, в СФО - 169,0 тыс. рублей на человека).
     
     Основные фонды в экономике региона по итогам 2021 года составили более 2 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с 2020 годом на 38,1%.


Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ
и услуг собственными силами (по видам экономической деятельности, относящимся к промышленному производству)

Показатели

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Промышленное производство, млрд. рублей, в т.ч.

354,0

496,3

532,7

добыча полезных ископаемых, млрд. рублей

113,5

199,3

210,5

обрабатывающие производства, млрд. рублей

196,1

249,4

270,2

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, млрд. рублей

35,7

38,3

42,2

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность
по ликвидации загрязнений, млрд. рублей

8,7

9,3

9,7

     
     Наблюдается ежегодное увеличение объемов отгрузки как в целом  по промышленности (в 2022 году к уровню 2021 года - 107,3%), так и в отдельных ее секторах. Положительная динамика обусловлена положительными темпами роста индексов промышленного производства по отдельным отраслям и индекса цен производителей промышленных товаров.


Продукция сельского хозяйства

Показатели

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Продукция сельского хозяйства,
млрд. рублей

34,6

39,1

43,0

Индекс производства продукции сельского хозяйства, %

105,8

99,8

102,5

     
     В Томской области за счет технической и технологической модернизации  в агропромышленном комплексе ежегодно удается наращивать объемы производства сельскохозяйственной продукции. В 2022 году объем производства продукции АПК составил более 43 млрд. рублей или 102,5% в сопоставимых ценах.
     
     Драйвером развития сельскохозяйственного производства является животноводство (68% в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции).
     
     По итогам 2022 года по каждому виду животноводческой продукции зафиксирована положительная динамика. Производство скота и птицы к уровню 2021 года составило 101,8%, молока - 101,7%, яиц - 107,9%.
     
     В растениеводстве в 2022 году поставлен очередной рекорд по урожаю зерновых и зернобобовых культур, который составил 452,7 тыс. тонн (112,2%  к уровню 2021 года).


Оборот розничной торговли

Показатели

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Оборот розничной торговли, млрд. рублей

174,5

209,9

235,81

Индекс физического оборота розничной торговли,%

98,5

112,9

97,6

Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. рублей

162,4

196,3

223,0

     
     За период 2020 - 2022 годов в сфере розничной торговли наблюдалась разноплановая динамика. Общероссийские кризисные явления, введение ограничительных мер, направленных на борьбу с пандемией, повлекли снижение потребительского спроса в 2020 году (ИФО - 98,5%). Несмотря на сохранение нестабильной ковидной ситуации в 2021 году, розничной торговле удалось преодолеть кризисные явления и, с учетом эффекта "низкой базы" прошлого года, достигнуть уровня ИФО 112,9%.
     
     По итогам 2022 года оборот розничной торговли составил  235,8 млрд. рублей или 97,6% к прошлому году.
     
     Оборот розничной торговли на душу населения за 2022 год составил  223,0 тыс. рублей. По данному показателю Томская область занимает 4-е место среди регионов СФО. В рейтинге регионов Российской Федерации - 59-е место (справочно: оборот розничной торговли на душу населения в РФ составил  290,2 тыс. рублей, в СФО - 230,1 тыс. рублей на человека).


Численность населения

     Численность населения на 1 января 2023 года (с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года) составила 1 052,1 тыс. человек,  в том числе 750 тыс. человек (71,3%) - городское население, 302,1 тыс. человек (28,7%) сельское население.
     
     Среднегодовая численность за 2022 год составила 1 057,4 тыс. человек,  в том числе 754,4 тыс. человек - городское (71,3%), 303,0 тыс. человек - сельское (28,7%) население.
     
     По численности Томская область занимает 7-е место в Сибирском федеральном округе, по Российской Федерации - 48-е место.
     
     По данным Томскстата демографическая ситуация в январе - декабре  2022 года (с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года) характеризуется сокращением численности населения на 10,7 тыс. человек за счет естественной (- 4,1 тыс. человек) и миграционной убыли (- 6,6 тыс. человек) населения Томской области, что подтверждает общероссийские тенденции  по сокращению рождаемости и смертности и увеличению миграционного оттока населения.
     
     При сложившейся в регионе возрастной демографической структуре миграционный компонент вносит существенный вклад в прирост или снижение численности населения региона. В 2022 году из региона уехало 37,9 тысячи человек. Ежегодный отток в другие регионы страны составляет порядка  13 тыс. человек, прибывает меньше, так, в 2022 году - на 3,3 тысячи. Миграция  в Томской области в январе - декабре 2022 года характеризуется ухудшением показателей (убыль - 6,6 тыс. человек) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (прирост 0,5 тыс. человек), в том числе за счет:
     
     - превышения на 3,3 тыс. человек числа граждан, выбывших из Томской области в другие регионы страны, над числом прибывших;
     
     - превышения почти на 3,3 тыс. человек числа лиц, выехавших из региона  за рубеж, преимущественно, в страны СНГ (Казахстан, Киргизию, Узбекистан)  над числом прибывших из-за рубежа.
     
     Отрицательное сальдо и межрегиональной и международной миграции - серьезный фактор влияния на снижение численности населения в Томской области.
     
     В регионе сохраняется общероссийская тенденция депопуляции населения. Сокращение населения характерно для всех муниципальных образований  за исключением г. Томска и Томского района.
     
     Продолжительность жизни населения Томской области, по предварительным итогам, в 2022 году увеличилась до 72,37 лет, в СФО - 70,48 лет, по РФ - 72,76 лет (в 2021 году ТО - 69,7 лет, СФО - 68,3 года, РФ - 70,06 лет).
     

Показатели

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Численность населения среднегодовая,
тыс. человек

1 074,8 *

1 069,3 *

1 057,4

Естественная убыль, тыс. человек

-4,4

-7,1

-4,1

Миграционная убыль (прирост),
тыс. человек

-4,4

0,5

-6,6

Ожидаемая продолжительность жизни
при рождении, лет

71,17

69,70

72,37

Доля населения в трудоспособном возрасте, %*

58,4

58,1

59,5

Коэффициент демографической нагрузки  на население в трудоспособном возрасте, %  (на 1000 населения)*

711,9

720,3

680,4


     *без учета итогов Всероссийской переписи населения 2020 года


Рынок труда

     Ситуация на рынке труда в 2022 году стабильная. Текущая государственная региональная политика в сфере развития рынка труда направлена на обеспечение эффективной занятости населения, содействие трудоустройству граждан, улучшение условий и охраны труда, развитие социального партнерства, содействие добровольному переселению в Томскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
     
     Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) по отношению к 2020 году снизился на 3,4 п.п. (2020 год - 8,6%) до 5,2%  к численности рабочей силы в 2022 году. Уровень зарегистрированной безработицы в 2022 году снизился по сравнению с 2020 годом (5,89%)  на 4,98 п.п. и составил 0,91%.
     
     Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, снизилась за последние 3 года на 26,9 тыс. человек  (31,9 тыс. человек в 2020 году и 5,0 тыс. человек в 2022 году). Уровень занятости населения за последние 3 года вырос на 2,1 п.п. (с 55,6% в 2020 году до 57,7%  в 2022 году). Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, за анализируемый период сократилась  на 1 664 человека и составила на конец 2022 года 8 957 человек.
     
     Всего в 2022 году в органы службы занятости обратились 26,6 тыс. человек, признаны безработными 14,6 тыс. человек (в 2021 году соответственно  44,1 тыс. человек и 25,7 тыс. человек). Численность зарегистрированных безработных граждан по состоянию на 01.01.2023 составила 4 996 человек,  что ниже уровня 2020 года на 26 874 человека (31 870 человек на 01.01.2020). Коэффициент напряженности на рынке труда (соотношение среднегодовой численности безработных граждан к среднегодовому количеству вакантных мест, заявленных работодателями) снизился за 3 года на 1,5 ед.
     

Показатели

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Среднегодовая численность занятых, человек

479 131

499 521

н.д.

Уровень занятости населения
(15 лет и старше), %

55,6

57,6

57,7

Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, тыс. человек

31,9

7,3

5,0

Уровень безработицы, %

8,6

6,8

5,2

Уровень зарегистрированной безработицы, %

5,9

1,4

0,9

Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, человек

10 621

12 333

8 957

Коэффициент напряженности на рынке труда, единицы

3,0

0,6

0,6


Доходы населения


   (В редакции распоряжения Администрации Томской области от 22 марта 2024 года № 204-ра, -
см. предыдущую редакцию)


     В Томской области наблюдается тенденция к постепенному увеличению денежных доходов населения. За период 2020 - 2022 годов денежные доходы населения Томской области увеличились в 1,18 раза (с 372 364,3 млн. руб.  до 440 918,8 млн. руб.). При этом среднедушевые денежные доходы населения  (в месяц) за этот период выросли в 1,2 раза.
     
     В целом по области среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) составили по итогам 2022 года 34 748 руб., что на 5 877,4 руб. выше уровня  2020 года. Уровень среднедушевых денежных доходов населения по итогам  2022 года ниже уровня Российской Федерации на 10 189 руб. (44 937 руб.)  и Сибирского федерального округа на 638 руб. (35 386 руб.).
     

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц (рублей)

Показатели

2020 год

2021 год

2022 год

Российская Федерация

36 240

40 304

44 937

Сибирский федеральный округ

27 999

30 778

35 386

Томская область

28 871

31 054

34 748

     
     При анализе положительной динамики среднедушевых денежных доходов населения за период 2020 - 2022 годов в Томской области отмечается неустойчивая (разнонаправленная) динамика реальных располагаемых денежных доходов населения:
     

Показатели

2020 год

2021 год

2022 год

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году

98,2

101,4

98,5

     
     Основную долю в структуре денежных доходов населения в 2022 году составляли доходы от трудовой деятельности - 62,4%, социальные выплаты населению - 26,6%, доходы от собственности - 2,8%.
     
     Анализ структуры доходов населения Томской области за три года (2020 - 2022 гг.) показал, что подавляющую долю занимает заработная плата, на которую приходится более 60%. Вторым направлением по величине в общей структуре являются социальные выплаты, удельный вес которых в 2020 году  составлял 27,3%, а в 2022 году снизился до 26,6%, что обусловлено реализацией мер поддержки населения в период пандемии. Третью позицию в структуре доходов занимают доходы от предпринимательской деятельности, которые в течение трех лет возросли с 5,7% до 6,7%. Доходы от собственности имеют общую тенденцию к снижению с 3,9% до 2,8%.
     

Показатели

2020 год

2021 год

2022 год

Структура денежных доходов населения, всего:

100

100

100

доходы от предпринимательской деятельности

5,8

5,8

6,7

доходы от собственности

3,9

3,6

2,7

другие доходы

1,3

1,4

2,6

оплата труда

61,8

62,0

62,4

социальные выплаты

27,3

26,9

26,6

     
     В условиях демографического старения населения благосостояние пенсионеров оказывает существенное влияние на общий уровень жизни населения.
     
     За три года (2020 - 2022 гг.) средний размер назначенных пенсий в Томской области увеличился в 1,3 раза, в том числе за 2022 год на 14,6%, и по состоянию  на 1 января 2023 года составил 21 042 рубля (по РФ - 19 322 рубля, по СФО -  19 278 рублей). По размеру назначенных пенсий Томская область в 2022 году сохраняет лидирующую позицию среди регионов Сибирского федерального округа и входит в ТОП-15 среди субъектов России.
     

Показатель

2020 год

2021 год

2022 год

Средний размер назначенных пенсий, рублей

17 107,0

18 366,0

21042,0

     
     Одним из показателей, характеризующих материальное благополучие пенсионеров, является соотношение среднего размера назначенных пенсий  с величиной прожиточного минимума.
     
     Соотношение среднего размера назначенных пенсий к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2022 году в Томской области составило 174,7%, в то время как в 2021 году данный показатель составлял 187,1%.
     
     Уровень жизни граждан, обеспечиваемый пенсионной системой, в большей степени характеризуется не номинальным, а реальным размером пенсии.
     
     Реальный размер назначенных пенсий (в процентах к предыдущему году)  в 2022 году составил 102,4% (в 2021 году - 99,1%).
     
     Соотношение среднего размера пенсий со средним размером начисленной заработной платы в течение 2018 - 2022 годов уменьшилось с 36,7% до 36,4%.
     
     По состоянию на 1 января 2022 года численность занятых, приходящихся  на одного пенсионера, составила 1,67 человека.
     

Показатель

2020 год

2021 год

2022 год

Среднегодовая численность занятых

501 611

479 131

499 521

Численность пенсионеров

302 825

301 220

298 676

Численность занятых, приходящихся на одного пенсионера

1,66

1,59

1,67

     
     Численность пенсионеров, приходящихся на 1000 человек населения Томской области, составила 272 человека на 1 января 2022 года.
     
     Часть граждан пенсионного возраста остается занятой в экономике в связи с недостаточным размером получаемой пенсии для поддержания достойного уровня жизни. Проблема поддержки пенсионеров остается одной из основных  в социальной политике, так как уровень жизни этой категории граждан оказывает большое влияние на уровень жизни населения в целом.


Величина прожиточного минимума

Показатели

2020 год
(средне-годовое значение)

2021 год

на 2022 год (средне-годовое значение)

на
2023
год

Величина прожиточного минимума, все население, рублей

11 960,5

12 218

13 473,5

14 466

- дети

12 588,75

12 927

14 143,5

15 306

- пенсионеры

9 617,5

9 815

11 496,5

12 441

- трудоспособное население

12 680,25

12 959

14 571,0

15 768

     
     Величина прожиточного минимума в течение 2022 года увеличивалась дважды: с 01.01.2022 - до 12 731 рубля (на 2021 год - 12 218 рублей),  и с 01.06.2022 - до 14 004 рублей (увеличение на 14,6% по сравнению  с 2021 годом).
     
     Вместе с тем темпы роста прожиточного минимума не превышали рост потребительских цен, что свидетельствует об увеличении стоимости товаров  и услуг, в том числе первой необходимости, которые формируют основу потребления малообеспеченных групп населения.
     (абзац дополнительно введен распоряжением Администрации Томской области от 22 марта 2024 года № 204-ра)


Заработная плата


     (В редакции распоряжения Администрации Томской области от 22 марта 2024 года № 204-ра, -
см. предыдущую редакцию)


     Поэтапное улучшение ряда макропоказателей экономики региона  в 2021 году, а также восстановление основных базовых сфер деятельности  до доковидного уровня в 2022 году позволили обеспечить рост заработных плат  в регионе. Кроме того, дополнительное влияние на рост заработных плат в регионе оказало увеличение минимального размера оплаты труда в 2022 году с 1 января  на 8,6% и с 1 июня на 10,0%.
     
     Так, за период с 2020 по 2022 годы среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (далее - ННЗП) увеличилась в 1,18 раза и составила 57 879 рублей (4-е место в Сибирском федеральном округе).
     
     Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в 2022 году обеспечивает 3,66 величины прожиточного минимума  (в среднем на душу населения), в то время как в 2021 году - 3,93 величины прожиточного минимума.
     
     Отдельно необходимо выделить виды экономической деятельности  с максимальным уровнем номинальной начисленной заработной платы работников организаций:
     
     добыча полезных ископаемых - 107 006,9 руб. (112,5% к аналогичному периоду прошлого года);
     
     деятельность профессиональная, научная и техническая - 87 472,1 руб. (123,9%);
     
     деятельность в области информации и связи - 82 915,4 руб. (111,3).
     
     Минимальный размер номинальной начисленной заработной платы работников организаций наблюдается по следующим видам экономической деятельности:
     
     деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 30 387,0 руб. (115,9%);
     
     предоставление прочих видов услуг - 34 037,0 руб. (114,4%).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в разрезе видов экономической деятельности (рублей)

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     Реальная начисленная заработная плата в 2020, 2021 годах имела тенденцию к снижению (с 103,2% в 2020 году до 99,0% в 2021 году), по итогам 2022 года возросла до 99,5%.
     

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных
и средних предприятий и некоммерческих организаций в разрезе муниципальных образований (рублей)

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     Традиционно только в пяти муниципальных образованиях среднемесячная заработная плата превысила среднеобластное значение, а именно:
     
     в муниципальных образованиях северной части Томской области, где начисление заработной платы предусмотрено в повышенном размере за счет применения районных коэффициентов и надбавок для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, кроме того, высока доля среднесписочной численности работников нефтедобывающей отрасли ("Александровский район", "Каргасокский район", "Парабельский район", "Город Стрежевой");
     
     в муниципальном образовании "Город Томск", где сосредоточены наиболее крупные и конкурентоспособные предприятия промышленного комплекса,  IT-технологий и финансовой сферы, а также высшие учебные заведения.
     
     Самая низкая заработная плата зафиксирована в муниципальных образованиях южной части Томской области с высокой долей среднесписочной численности работников сельского и лесного хозяйства и бюджетной сферы ("Шегарский район", "Первомайский район", "Зырянский район", "Асиновский район", "Кожевниковский район").
     
     Дифференциация среднемесячной заработной платы по муниципальным образованиям в 2022 году возросла относительно уровня 2021 года и составила  2,3 раза (в 2021 году - 2,2 раза).
     
     Превышающие среднеобластное значение темпы роста средней заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций отмечены в четырех муниципальных образованиях: "Парабельский район" (115,6%), "Тегульдетский район" (115,5%), "Город Томск" (114,7%), "Первомайский район" (114,2%). Наиболее низкий темп роста сложился в муниципальном образовании "Александровский район" (105,2%).


Просроченная задолженность по заработной плате

Показатели

на
01.01.2021

на
01.01.2022

на
01.01.2023

Просроченная задолженность  по заработной плате, всего, тыс. рублей

2 718

1 479

8 258

- обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

1 239

-

-

- строительство

1 479

1 479

8 258

     
     Просроченная задолженность по заработной плате организаций Томской области за последние 3 года увеличилась на 5 540,0 тыс. рублей. По состоянию  на 01.01.2023 100% задолженности приходится на вид экономической деятельности "Строительство". В других обследуемых видах деятельности в крупных и средних организациях просроченная задолженность по заработной плате не зафиксирована. Просроченная задолженность из-за несвоевременного получения средств  из бюджетов всех уровней на 01.01.2023 отсутствует.


Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов, %

   

Показатели

2020 г.

2021 г.

2022 г.

     до 7000,0

2,8

2,3

1,1

     7 000,1 - 10 000,0

6,1

5,2

3,3

     10 000,1 - 14 000,0

11,8

10,5

8

     14 000,1 - 19 000,0

16,1

15

13

     19 000,1 - 27 000,0

21,7

21,2

20,9

     27 000,1 - 45 000,0

26

27,3

30,6

     от 45000,1 до 60000,0

8,4

9,5

11,6

     свыше 60 000,0

7,1

9,0

11,5


     За последние годы наблюдается перераспределение населения Томской области из низкодоходных групп в группы с более высоким доходом.
      (абзац дополнительно введен распоряжением Администрации Томской области от 22 марта 2024 года № 204-ра)
     
     Тенденция к снижению численности наблюдается в 5 группах населения, имеющих доход ниже 27,0 тыс. руб.
      (абзац дополнительно введен распоряжением Администрации Томской области от 22 марта 2024 года № 204-ра)
     
     Вместе с тем возрастает доля населения с более высоким доходом. Если  в 2020 году 26% населения Томской области имела доход от 27,0 тыс. руб.  до 45,0 тыс. руб. в месяц, то в 2022 году в данной группе 30,6% населения. Неуклонную тенденцию роста имеют группы населения с доходами  от 45,0 тыс. руб. до 60,0 тыс. руб. (2020 год - 8,4%, 2022 год - 11,6%) и свыше  60,0 тыс. руб. (2020 год - 7,1%, 2022 год - 11,5%).
     (абзац дополнительно введен распоряжением Администрации Томской области от 22 марта 2024 года № 204-ра)



Распределение общего объема денежных доходов
по 20-процентным группам населения, %

Показатели

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Всего

100

100

100

Первая (с наименьшими доходами)

6,8

6,7

7,1

Вторая

11,7

11,6

11,9

Третья

16,4

16,3

16,6

Четвертая

23

23,0

23,1

Пятая (с наивысшими доходами)

42,1

42,4

41,3


     Наибольший удельный вес общего объема денежных доходов населения Томской области за анализируемый период приходился на наиболее высокодоходные слои населения.
      (абзац дополнительно введен распоряжением Администрации Томской области от 22 марта 2024 года № 204-ра)
     
     В 2022 году на долю наиболее обеспеченного населения Томской области приходится 41,3% денежных доходов (снижение по сравнению с 2019 годом  на 0,8 процентных пункта), а на долю населения с наименьшими доходами - 7,1% (увеличение по сравнению с 2019 годом на 0,3 процентных пункта).
     (абзац дополнительно введен распоряжением Администрации Томской области от 22 марта 2024 года № 204-ра)



Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

Показатель

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

0,35

0,354

0,34


     Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), характеризующий степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения, в 2020, 2021 годах составил 0,35 и снизился в 2022 году до 0,34, что является определенным положительным моментом в тенденции равномерного распределения доходов (величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы).
     (абзац дополнительно введен распоряжением Администрации Томской области от 22 марта 2024 года № 204-ра)



Коэффициент фондов (соотношение денежных доходов 10% наиболее
и 10% наименее обеспеченного населения)

Показатель

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Коэффициент фондов (соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения)

10,0

10,3

9,3


     В 2021 году уровень доходов 10% наиболее обеспеченной части населения Томской области в 10,3 раза превысил показатель 10% наименее обеспеченной части населения (в 2018 году значение показателя было также в 9,9 раза).  В 2022 году значение показателя снизилось до 9,3 раза.
     (абзац дополнительно введен распоряжением Администрации Томской области от 22 марта 2024 года № 204-ра)



Численность населения с денежными доходами
ниже величины прожиточного минимума

Показатель

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума,% (от общей численности населения)

14,4

13,5

12,7

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. человек

155,3

144,6

135,7


     Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения) постоянно снижается, в 2022 году достигла минимума (за период с 2019  по 2022 годы) и составила 12,7% (в 2019 году 14,8%). Показатель рассчитан  без учета итогов Всероссийской переписи населения 2020 года.
     (абзац дополнительно введен распоряжением Администрации Томской области от 22 марта 2024 года № 204-ра)


Собственные доходы консолидированного бюджета Томской области
на душу населения

Показатели

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Численность, человек

1 074 805,0 *

1 069 321,0 *

1 057 416,0

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Томской области, тыс. рублей

57 591 680,8

69 034 255,5

80 064 605,6

Собственные доходы консолидированного бюджета Томской области на душу населения, тыс. рублей

53,6

64,6

75,7

     
     *без учета итогов Всероссийской переписи населения 2020 года


Объем бюджетных расходов отрасли социальной защиты населения
по годам (млн. рублей


Наиболее востребованные меры социальной поддержки

     - ежемесячные денежные выплаты, компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (прежде всего это граждане льготных категорий: ветераны труда, реабилитированные граждане, труженики тыла и др.);
     
     - ежемесячная денежная выплата на оплату проезда на общественном транспорте;
     
     - ежемесячные денежные выплаты гражданам льготных категорий (ветераны труда, труженики тыла и др.);
     
     - пособие малоимущим семьям с детьми;
     
     - субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
     
     - ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно;
     
     - компенсация части платы за посещение ребенком образовательных учреждений дошкольного образования;
     
     - ежемесячная денежная выплата в связи с рождением первого ребенка;
     
     - ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка или последующих детей.


Численность получателей мер социальной поддержки в 2020 - 2022 гг.

Год

Количество обращений за назначением МСП
в течение года
(тыс. чел.)

Численность получателей МСП
в течение года (тыс. чел.), в т.ч.

Сумма расходов
на МСП
(млн. рублей)

регулярные МСП

единовременные МСП

2020

237,66

381,7

44,6

10 561,7

2021

228,62

369,75

11,98

11 940,50

2022

237,63

356,5

16,23

12 817, 09


Меры социальной поддержки, предоставляемые адресно

Год

Количество получате-лей МСП
(тыс. чел.)
по состоянию
на 31 декабря

Меры социальной поддержки, предоставляемые адресно

Расходы
на адресные МСП

Количество МСП, %

Количество получате-лей МСП
(тыс. чел.)

% от числа получателей
из гр. 2

Сумма расходов (млн. рублей)

%

2020

395,4

37

235,1

59,5

6 519,0

76,5

2021

380,9

38

225,3

59,1

7 831,7

76,3

2022

356,5

38

208,9

58,5

8 236,5

68,7


Поддержка семей с детьми

     Социальные выплаты семьям с детьми направлены на достижение национальных целей: стимулирование рождаемости и материальная поддержка малообеспеченных семей.


Динамика рождаемости детей в Томской области

Год

Численность рожденных детей

В том числе

Рожденных первыми и вторыми

Рожденных третьими
и последующими

2020

9 940

7 310

2 630

2021

9 580

7 117

2 463

2022

8 787

6 444

2 343


Численность многодетных семей, получающих меры социальной поддержки
в органах социальной защиты населения

     На учете в органах социальной защиты населения состоит 10,5 тыс. многодетных малоимущих семей, воспитывающих 35,7 тыс. детей. Количество детей в многодетных семьях ежегодно увеличивается.
     

Год

Общая числен-ность мало-иму-щих много-детных семей

Чис-лен-ность детей в много-детных семьях

Чис-лен-ность семей с 3 детьми

Чис-лен-ность семей с 4 детьми

семьи
с 5 - 7 детьми

семьи с 8 - 10 детьми

семьи с 11 детьми
и более

Численность

Численность

Численность

семей

детей

семей

детей

семей

детей

2020

10 829

36 697

7 967

1 991

819

4 352

53

436

4

44

2021

10 793

36 717

7 871

2 011

859

4612

49

414

3

34

2022

10 475

35682

7581

1996

885

4579

40

343

3

33


Сведения об основных мерах социальной поддержки семьям с детьми в Томской области

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу


Региональный материнский (семейный) капитал

     С 1 июля 2012 года в Томской области реализуется адресная форма поддержки многодетных семей - региональный материнский (семейный) капитал. Сертификат выдается при рождении третьего или четвертого ребенка. За этот период получено 16 056 сертификатов, реализовано 7 093 (44%) сертификатов.

Год

Количество выданных сертификатов

Количество реализованных сертификатов

Объем средств областного бюджета (тыс. рублей)

2020

1 352

816

75 250,70

2021

1 357

908

84 304,00

2022

1 299

914

82 911,34


Дополнительные меры поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов,
детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Год

Ежемесячная компенсация затрат
на воспитание
и обучение детей-инвалидов
на дому

Материальная помощь
на авиаперелет семьям с детьми-инвалидами, с онкологическими заболеваниями

Материальная помощь семьям с детьми, находящимися
в трудной жизненной ситуации

Государственная социальная помощь малоимущим семьям с детьми

Коли-чество полу-чате-лей

Объем расхо-дов
(тыс. рублей)

Коли-чество получа-телей

Объем расходов (тыс. рублей)

Коли-чество полу-чате-лей

Объем расходов (тыс. рублей)

Коли-чество полу-чате-лей

Объем расходов (тыс. рублей)

2020

245

1 840,3

37

2 253,9

33198

78 794,63

3 094

140 810,43

2021

216

1 625,74

37

2 472,4

397

4 413,68

2 745

131 251,67

2022

314

1894,0

42

2 203,87

244

4 359,59

2 217

184 946,79

     с учетом материальной помощи на питание школьникам в связи  с пандемией коронавируса (33 060 получателей на сумму 76 899,9 тыс. рублей).


Государственная социальная помощь на основании социального контракта

     В 2021 году государственная социальная помощь на основании социального контракта была оказана 3 633 малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам).
     
     Социальные контракты в 2021 году были заключены по следующим направлениям:
     
     1. Поиск работы - 1931.
     
     2. Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - 380.
     
     3. Ведение личного подсобного хозяйства с регистрацией в качестве самозанятого - 91.
     
     4. Преодоление гражданином трудной жизненной ситуации - 1076.
     
     5. Ведение личного подсобного хозяйства малоимущей семьей, имеющей трех и более детей, без регистрации в качестве самозанятого - 155.
     
     На государственную социальную помощь на основании социального контракта в рамках софинансирования было потрачено 188,6 млн. рублей  (из средств федерального бюджета - 156,6 млн. рублей, из средств областного бюджета - 32 млн. рублей). На социальные контракты на ведение личного подсобного хозяйства малоимущей семьей, имеющей трех и более детей, -  4,7 млн. рублей.
     
     40,7% социальных контрактов в 2021 году были заключены с гражданами, проживающими в городской местности, 59,3% - с гражданами, проживающими  в сельской местности.
     
     В 2022 году государственная социальная помощь на основании социального контракта была оказана 3 343 малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам).
     
     Социальные контракты в 2022 году были заключены по следующим направлениям:
     
     1. Поиск работы - 1 847.
     
     2. Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - 582.
     
     3. Ведение личного подсобного хозяйства с регистрацией в качестве самозанятого - 252.
     
     4. Ведение личного подсобного хозяйства малоимущей семьей, имеющей трех и более детей, без регистрации в качестве самозанятого - 162.
     
     5. Иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации - 500.
     
     На государственную социальную помощь на основании социального контракта в рамках софинансирования было потрачено 301,85 млн. рублей  (из средств федерального бюджета - 262,61 млн. рублей, из средств областного бюджета - 39,24 млн. рублей). На социальные контракты на ведение личного подсобного хозяйства малоимущей семьей, имеющей трех и более детей, -  5,3 млн. рублей.
     
     С 1 июля 2022 года увеличены размеры выплат по двум направлениям:
     
     осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности -  с 250 000 рублей до 350 000 рублей;
     
     ведение личного подсобного хозяйства с регистрацией в качестве самозанятого - с 100 000 рублей до 200 000 рублей.
     
     34,4% социальных контрактов в 2022 году были заключены с гражданами, проживающими в городской местности, 65,6% - с гражданами, проживающими  в сельской местности.
     
     В рамках реализации социальных контрактов на поиск работы трудоустроился 821 человек, т.е. эффективность составила 44,5% и выросла  по сравнению с 2021 годом (33% трудоустроившихся из числа получателей государственной социальной помощи по данному направлению).
     
     Из числа трудоустроившихся распределение по сферам следующее:
     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     В Томской области в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" в 2020 - 2022 годах заключено 1 115 социальных контрактов: 153 социальных контракта в 2020 году, 380 - в 2021 году и 582 - в 2022 году. 588 получателей данной меры  социальной поддержки зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя, 527 - зарегистрировались в качестве налогоплательщика налога  на профессиональный доход (самозанятого). Численность социальных контрактов  на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности также  как и их эффективность выросла в 1,5 раза. За 2020 - 2022 годы досрочно было расторгнуто либо прекращено 10 социальных контрактов на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, из них по уважительной причине - 3 (смерть получателя), по неуважительной причине - 7 (неисполнение программы социальной адаптации, непредоставление отчета о целевом расходовании средств, прекращение деятельности в период действия социального контракта). Согласно судебным решениям трое получателей обязаны вернуть денежные средства в бюджет региона, один иск проигран (непредоставление отчета о целевом расходовании средств), один получатель вернул деньги добровольно.  В отношении еще двоих получателей готовятся судебные иски.
     
     Граждане, заключившие социальные контракты на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в 2022 году, осуществляют деятельность по следующим направлениям:
     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     В 2022 году в рамках оказания государственной социальной помощи  на ведение личного подсобного хозяйства было заключено 414 социальных контрактов, в том числе 162 социальных контракта с малоимущими многодетными семьями, за счет средств регионального бюджета.
     
     В рамках действующего законодательства получатели государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства обязаны реализовывать произведенную продукцию.
     
     Граждане, заключившие социальные контракты на ведение личного подсобного хозяйства в 2022 году, осуществляют деятельность по следующим направлениям:
     

животноводство

258

птицеводство

29

овощеводство

49

растениеводство

75

пчеловодство

3

     
     Всего в 2022 году по заявлениям об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта было принято 715 решений  об отказе, в том числе:
     
     по причине несоответствия критериям малоимущности - 273;
     
     по причине предоставления неполных сведений - 62;
     
     по причине предоставления недостоверных сведений - 38;
     
     по иным причинам (документально не подтверждена трудная жизненная ситуация, отрицательная экспертная оценка бизнес-плана, наличие в отношении заявителя исполнительного производства, отказ от подписания социального контракта и пр.) - 342.
     

Выводы

     (Дополнительно введена
распоряжением Администрации Томской области от 22 марта 2024 года № 204-ра)


     В ходе анализа социально-экономического положения Томской области установлено, что на уровень бедности оказывают влияние такие факторы, как низкий уровень доходов населения, в том числе многодетных семей, молодежи  и граждан старшего поколения, обладающих наименьшими доходами и слабыми позициями на рынке труда, а также низкая среднемесячная реальная заработная плата.
     
     Несмотря на тенденцию к увеличению денежных доходов населения среднедушевые денежные доходы населения Томской области (в месяц)  в 2022 году не превышают сложившийся уровень по Сибирскому федеральному округу и Российской Федерации. Рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций не оказывает существенного влияния  на уровень бедности, учитывая иждивенческую нагрузку на работающее населения. Доля населения с доходами ниже границы бедности состоит в основном из людей, осуществляющих трудовую деятельность на малооплачиваемых должностях и имеющих одного, двух детей, а также из многодетных семей.
     
     Таким образом, низкий уровень доходов, обусловленный особенностями развития реального сектора экономики, является главным экономическим фактором обеднения населения.



1. Целевые показатели для реализации региональной программы

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     
     * - с учетом фактической доли населения с доходами ниже границы бедности за 2022 год (12,7%), прогнозное значение целевого показателя составляет: в 2023 году - 12,5; в 2024 году - 12; в 2025 году - 11,8; в 2026 году - 11,6;
     ** - в соответствии с утвержденной государственной программой "Социальная поддержка населения Томской области"  (постановление Администрации Томской области от 27.09.2019 № 361а).


2. План мероприятий

№ п/п

Мероприятия

Ожидаемый результат

Срок реализации

Ответственный исполнитель

Объем ресурсного обеспечения (при наличии), тыс. руб.

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права     Температура в Петрозаводске
  
   © 2025 Кодекс ИТ