Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 03 августа 2022 года № 511-ра


Об утверждении региональной программы "Содействие занятости
молодежи Томской области на период до 2030 года"

(с изменениями на 13 февраля 2023 года)


     Документ с изменениями, внесенными:
     распоряжением Администрации Томской области от 13 февраля 2023 года № 112-ра

     
     
     В соответствии с пунктом 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.12.2021 № 3581-р:
     
     1. Утвердить региональную программу "Содействие занятости молодежи Томской области на период до 2030 года" (далее - региональная программа) согласно приложению к настоящему распоряжению.
     
     2. Определить Департамент труда и занятости населения Томской  области (далее - Департамент) уполномоченным исполнительным органом  Томской области по реализации региональной программы.
     (пункт в редакции распоряжения Администрации Томской области от 13 февраля 2023 года № 112-ра, - см. предыдущую редакцию)
     
     3. Исполнительным органам Томской области  и структурным подразделениям Администрации Томской области, являющимся исполнителями региональной программы, представлять в Департамент отчет  о выполнении мероприятий региональной программы ежеквартально,  до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
     (пункт в редакции распоряжения Администрации Томской области от 13 февраля 2023 года № 112-ра, - см. предыдущую редакцию)
     
     4. Департаменту информационной политики Администрации Томской области обеспечить опубликование настоящего распоряжения.
     
     5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить  на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике.


И.о. временно исполняющего обязанности
Губернатора Томской области
                                                                  И.В. Толстоносов


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Администрации Томской области
 от 03.08.2022 № 511-ра


Региональная программа "Содействие занятости молодежи
Томской области на период до 2030 года"


1. Паспорт региональной программы  

(В редакции распоряжения Администрации Томской области от 13 февраля 2023 года № 112-ра, -
см. предыдущую редакцию)

     

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу


1. Общие положения  

     
     В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря  2020 года № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" к  молодежи относится социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно.
     
     Региональная программа "Содействие занятости молодежи Томской области  на период до 2030 года" (далее - Региональная программа) разработана в соответствии с пунктом 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.12.2021 № 3581-р "Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года" (далее - Долгосрочная программа).
     
     Плановые показатели Региональной программы на 2022 - 2024 годы  для Томской области утверждены в соответствии с приказом Министерства труда  и социальной защиты Российской Федерации от 03.02.2022 № 43 "Об утверждении показателей реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи  на период до 2030 года по субъектам Российской Федерации на 2022 - 2024 годы".


2. Общая характеристика сферы реализации Региональной программы  


     Сфера реализации Региональной программы определяется положением молодежи на рынке труда. Экономическая активность молодежи - важнейшее условие ее полноценной самореализации. Молодежь как наиболее мобильная и восприимчивая  к прогрессивным изменениям часть социума является основным носителем инновационного потенциала развития государства. Поэтому проблема  ее трудоустройства относится к числу стратегических задач государства.
     
     Уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет ниже среднероссийского уровня занятости населения и характеризуется в последние годы тенденцией  к снижению, особенно в возрастной группе 15 - 24 года. В 2017 - 2020 годах уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет снизился с 54% до 49,8%,  а в группе 15 - 24 года - с 29,6% до 26,7%, что более чем в 2 раза ниже среднероссийских значений - 58,4% в 2020 году и 59,4% в 2021 году.
     
     Низкие показатели уровня занятости молодежи в возрасте 15 - 24 лет объясняются, прежде всего, высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования (школьники и студенты очной формы обучения относятся к лицам,  не входящим в состав рабочей силы).
     
     По данным выборочного обследования рабочей силы в Томской области  в 2021 году были заняты 91 тыс. граждан в возрасте 15 - 29 лет, что составило 18%  от общей численности занятого населения Томской области - 509 тыс. человек.
     
     Анализ общероссийской отраслевой структуры занятости населения, сложившейся в 2017 - 2022 годах, показывает, что молодежь в возрасте 15 - 29 лет преобладает в таких видах экономической деятельности, как деятельность в области информации и связи (29,1% всех занятых в этом виде деятельности), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (27,8%), деятельность финансовая  и страховая (26,7%), торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (23,6%), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (22,7%).
     
     Для анализа положения молодежи на рынке труда чаще всего используются показатели молодежной безработицы, прежде всего "Численность безработных(2)  в возрасте 15 - 29 лет". В Томской области в 2021 году в возрастной группе 15 - 29 лет численность безработных составила 13,3 тыс. человек (в целом по Российской Федерации - 1 227,3 тыс. человек, по регионам Сибирского федерального округа - 152,9 тыс. человек).

(2) в соответствии с методологией Международной организации труда безработные - лица, которые не имели работы или доходного занятия, искали работу, используя любые способы, и были готовы приступить к ней
в обследуемую неделю.

     Уровень безработицы молодежи в среднем за 2021 год составил 12,8%  и по сравнению с общим уровнем безработицы в Томской области - 6,8% превысил его почти в два раза.
     
     Эти показатели многие годы, вплоть до 2019 года, в нашей стране уверенно сокращались. Тем не менее, данный факт не является свидетельством серьезных успехов в решении проблем молодежной безработицы. Во-первых, снижение численности "молодых безработных", прежде всего, объясняется сокращением численности рабочей силы в данной возрастной группе. Во-вторых, число молодых безработных все еще очень велико - более 1,2 млн. человек по России и более  13 тыс. человек в Томской области.
     
     В-третьих, показатель "Уровень молодежной безработицы", рассчитываемый как доля безработных в численности рабочей силы в возрасте 15 - 29 лет, за период  с 2017 по 2019 год изменился не столь существенно и сейчас еще значительно превышает уровень безработицы в старших возрастных группах.
     
     Актуальность проблемы обострила сложившаяся эпидемиологическая ситуация. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 году высокий уровень безработицы по России был характерен для всех возрастных групп:  для молодежной группы 15 - 19 лет уровень увеличился с 24,7% до 27,2%, в возрасте  20 - 24 лет - с 14,4% до 16,2%, в возрасте 25 - 29 лет произошел рост с 5,6% до 7,4%,  30 - 34 года - с 4,4% до 6%.
     
     В 2021 году в Томской области на фоне реализации активных мер государственной поддержки наметилось снижение масштабов безработицы населения, однако уровень безработицы в группе молодежи 15 - 19 лет продолжил расти  и составил 48,9%.
     

Уровень общей безработицы
по населению в возрасте
15 лет и старше

В том числе в возрасте, лет

15 - 19

20 - 24

25 - 29

2020 год

8,6%

38,5%

26,8%

8,8%

2021 год

6,8%

48,9%

23,4%

7,6%

     
     В условиях изменения параметров и требований рынка труда, особенно  в рамках реализации антикризисных мер, возрастает роль организаций профессионального образования в подготовке востребованных рабочих кадров  и специалистов.
     
     К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:
     
     недостаточную эффективность существующей системы профессиональной ориентации и консультирования;
     
     ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы;
     
     относительно высокий уровень занятости молодежи в неформальном секторе, наличие среди молодежи категории, которая не имеет профессионального образования или подготовки, не учится и не работает;
     
     отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;
     
     разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, их реальным наличием и соответствием их квалификации требованиям работодателей;
     
     отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда.
     
     Проблемы, которые также требуют решения в процессе реализации мер по содействию занятости молодежи, - недостаток системности работы в области содействия занятости, отсутствие координации (ограниченный охват участников мероприятиями, точечная реализация мероприятий и проектов, отсутствие вовлечения различных органов и организаций в работу).
     
     В целях решения имеющихся проблем в сфере занятости молодежи возникает необходимость консолидации действий исполнительных органов Томской области, учреждений занятости населения, образовательных организаций профессионального и высшего образования, работодателей, направленных на обеспечение условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи.
     (абзац в редакции распоряжения Администрации Томской области от 13 февраля 2023 года № 112-ра, - см. предыдущую редакцию)
     
     Согласно плану мероприятий по реализации Долгосрочной программы  к 2024 году предусмотрено создание межвузовских и региональных (базовых) центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) в субъектах Российской Федерации. Базовый центр карьеры, который может быть организован исполнительным органом субъекта Российской Федерации в сфере образования и (или)  в сфере труда и занятости населения, станет координирующим звеном, осуществляющим взаимодействие между системой образования и рынком труда, методологическое сопровождение и координацию деятельности центров содействия трудоустройству выпускников организаций профессионального образования.
     (абзац в редакции распоряжения Администрации Томской области от 13 февраля 2023 года № 112-ра, - см. предыдущую редакцию)
     
     Решение проблем в сфере занятости молодежи возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки молодежи с учетом региональных особенностей, в том числе в сфере получения качественного доступного образования, стажировки и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи.


3. Основные цели и задачи Региональной программы  


     Целью Региональной программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи.
     
     Достижение цели Региональной программы будет осуществляться посредством решения следующих задач:
     
     создание эффективной системы межведомственного взаимодействия  по вопросам содействия занятости молодежи. Мероприятия в рамках данной задачи направлены на обеспечение консолидации действий исполнительных органов Томской области, учреждений занятости населения, образовательных организаций профессионального и высшего образования по решению вопросов содействия занятости молодежи;
     (абзац в редакции распоряжения Администрации Томской области от 13 февраля 2023 года № 112-ра, - см. предыдущую редакцию)
     
     формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда. Мероприятия  в рамках этой задачи нацелены на развитие профориентационной работы с молодежью  и популяризацию востребованных профессий;
     
     обеспечение соответствия получаемого образования молодыми людьми профессионально-квалификационным требованиям работодателей. В рамках данной задачи предусмотрено совершенствование системы формирования контрольных цифр приема в образовательные организации с целью их приближения к потребностям рынка труда, системы организации и прохождения производственной практики, создание условий для освоения учащимися профессиональных образовательных организаций предпринимательских компетенций;
     
     создание условий для профессионального развития молодых людей посредством совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности. В рамках этой задачи запланированы мероприятия, направленные  на развитие различных форм занятости, повышение профессионального мастерства молодых специалистов;
     
     развитие механизмов снижения рисков незанятости молодежи и повышение уровня трудоустройства данной категории граждан. В рамках данной задачи предполагается реализовывать мероприятия по профессиональному обучению различных категорий молодежи, стимулированию работодателей к трудоустройству молодежи, субсидированию трудоустройства, совершенствованию деятельности центров карьеры (содействию трудоустройству выпускников) образовательных организаций;
     
     вовлечение работодателей в процесс адаптации молодежи на рынке труда. Мероприятия в рамках данной задачи направлены на выстраивание взаимодействия  с работодателями в целях повышения занятости молодежи.


4. Сроки и этапы реализации Региональной программы  

     
     Действие Долгосрочной программы предусмотрено на период до 2030 года,  в связи с этим реализация Региональной программы будет осуществляться в период  с 2022 по 2030 годы с выделением двух этапов.
     
     Первый этап реализации программы запланирован на 2022 - 2024 годы,  в рамках которого предусматривается:
     
     развитие отдельных подсистем единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" в целях совершенствования профессиональной ориентационной работы с молодежью путем формирования публичных и аналитических сведений о состоянии рынка труда и прогнозах  его развития;
     
     подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях расширения возможности для занятости молодежи;
     
     реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи;
     
     совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по образовательным программам среднего профессионального образования  и высшего образования и другие мероприятия.
     
     Второй этап реализации программы запланирован на 2025 - 2030 годы. Мероприятия второго этапа предполагается реализовать с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий первого этапа.


5. Финансовое обеспечение реализации Региональной программы  


     Финансовое обеспечение мероприятий Региональной программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию отдельных мероприятий:
     
     ведомственных целевых программ "Регулирование рынка труда Томской области" и "Содействие занятости населения Томской области", утвержденных приказом Департамента труда и занятости населения Томской области от 08.02.2022 № 1 "Об утверждении ведомственных целевых программ Томской области" в рамках государственной программы "Развитие рынка труда в Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 № 348а "Об утверждении государственной программы "Развитие рынка труда в Томской области";
     
     государственной программы "Развитие инновационной деятельности и науки  в Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 № 359а "Об утверждении государственной программы "Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области";
     
     государственной программы "Развитие образования в Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 № 342а "Об утверждении государственной программы "Развитие образования в Томской области";
     
     государственной программы "Развитие сельского хозяйства, рынков сырья  и продовольствия в Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 26.09.2019 № 338а "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия в Томской области";
     
     государственной программы "Развитие здравоохранения в Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 № 353а "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения в Томской области";
     
     Кроме того, финансирование за счет средств областного бюджета осуществляется в рамках основной деятельности исполнительных органов Томской области, структурных подразделений Администрации Томской области, являющихся участниками региональной программы.
     (абзац в редакции распоряжения Администрации Томской области от 13 февраля 2023 года № 112-ра, - см. предыдущую редакцию)


6. Управление реализацией Региональной программы  

     
     Контроль за ходом реализации Региональной программы осуществляется Департаментом труда и занятости населения Томской области, исполнительными органами Томской области, структурными подразделениями Администрации Томской области, участвующими в реализации мероприятий Региональной программы.
     (абзац в редакции распоряжения Администрации Томской области от 13 февраля 2023 года № 112-ра, - см. предыдущую редакцию)
     
     Департамент труда и занятости населения Томской области определяет формы  и методы организации управления реализацией Региональной программы, ежеквартально нарастающим итогом подготавливает информацию о ходе реализации Региональной программы за предыдущий период, а также ежегодную оценку значений целевых индикаторов.
     
     План мероприятий по реализации Региональной программы приведен  в приложении.


7. Ожидаемые результаты  

     
     Реализация Региональной программы позволит достичь следующих результатов:
     
     в 2030 году:
     
     уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет составит не более 7,0%;
     
     уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет составит не более 10,0%;
     
     доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства,  от общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста составит  не менее 23,0%;
     
     в 2022 году численность участников мероприятий по субсидированию трудоустройства отдельных категорий молодежи составит не менее 1 240 человек.


Приложение
к Региональной программе "Содействие занятости молодежи Томской области на период до 2030 года"

План мероприятий по реализации региональной программы
"Содействие занятости молодежи Томской области на период до 2030 года"

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права     Температура в Петрозаводске
  
   © 2025 Кодекс ИТ