Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 октября 2023 года N 1198р-П


Об одобрении прогноза социально-экономического развития Республики Карелия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов


1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Республики Карелия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

2. Одобрить проект закона Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" для внесения его в установленном порядке в Законодательное Собрание Республики Карелия.

3. Одобрить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Республики Карелия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

4. Определить представителем Правительства Республики Карелия при рассмотрении проекта закона Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" в Законодательном Собрании Республики Карелия Министра финансов Республики Карелия (лицо, исполняющее обязанности Министра финансов Республики Карелия).

Глава Республики Карелия
А.О.Парфенчиков


Одобрены
распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 31 октября 2023 года N 1198р-П


Основные направления государственной долговой политики Республики Карелия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

I. Общие положения


Основные направления государственной долговой политики Республики Карелия (далее - долговая политика) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны с целью обеспечения сбалансированности бюджета Республики Карелия, сохранения долговой нагрузки бюджета Республики Карелия в рамках параметров, установленных соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации, о реструктуризации обязательств (задолженности) Республики Карелия по бюджетным кредитам и о предоставлении бюджету Республики Карелия из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее - соглашения о реструктуризации и о замещении коммерческого долга), поддержания долговой устойчивости Республики Карелия на уровне не ниже средней группы заемщиков (в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Долговая политика сохраняет преемственность целей и задач, определенных основными направлениями государственной долговой политики Республики Карелия на 2022-2023 годы.

II. Итоги реализации долговой политики за 2022 год и за 9 месяцев 2023 года


Данные об объеме и структуре государственного долга Республики Карелия (далее - государственный долг) за 2022 год и за 9 месяцев 2023 года представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование долгового обязательства

Объем и структура государственного долга

на 01.01.2022

на 01.01.2023

на 01.10.2023

Сумма (млн. рублей)

Удельный вес (%)

Сумма (млн. рублей)

Удельный вес (%)

Сумма (млн. рублей)

Удельный вес (%)

Кредиты кредитных организаций

430

2

6 614

24

4 014

15

Государственные ценные бумаги Республики Карелия

1 400

7

800

3

800

3

Бюджетные кредиты из федерального бюджета

18 017

91

19 958

73

21 910

82

Государственные гарантии Республики Карелия

0

0

0

0

0

0

Всего

19 847

100

27 372

100

26 724

100


В период роста в 2022 году объема государственного долга, обусловленного снижением поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия под влиянием изменений геополитической обстановки на развитие отраслей экономики республики и внешних санкций, долговая политика, проводимая Правительством Республики Карелия, доказала свою эффективность и действенность.

Структура долгового портфеля на 73 процента сформирована из бюджетных кредитов с минимальными процентными ставками (0,1 процента - 3,0 процента годовых). В результате расходы на обслуживание государственного долга сокращены на 795,5 млн. рублей. Высвободившиеся средства направлены на финансирование первоочередных расходов бюджета Республики Карелия.

В сложных условиях, вызванных усилением санкционного давления на рынок, успешно проведены аукционы среди кредитных организаций на привлечение кредитов в объеме 6 600 млн. рублей сроком до 3 лет под процентную ставку, не превышающую размера действующей ключевой ставки Банка России, увеличенной на 1 процент.

По состоянию на конец 2022 года государственный долг полностью сформирован из среднесрочных и долгосрочных обязательств со сроками погашения от 1 года до 10 лет.

За 9 месяцев 2023 года объем государственного долга снижен на 648 млн. рублей. Увеличена доля "бюджетного" долга в структуре общего долга с 73 до 82 процентов.

Структура государственного долга в разрезе сроков заимствований практически полностью представлена среднесрочными и долгосрочными обязательствами, что позволяет существенно снизить риск наступления случаев вынужденного рефинансирования государственного долга и распределить долговую нагрузку на длительный срок погашения.

Сформированная оптимальная структура государственного долга стала предпосылкой для снижения расходов на обслуживание государственного долга по сравнению с первоначальным планом в прогнозируемом объеме 450 млн. рублей.

Все долговые обязательства исполнены в срок, просроченная задолженность отсутствует.

Кредитный рейтинг Республики Карелия в 2022 и 2023 годах подтвержден на уровне "ВВВ-" с прогнозом "стабильный".

По результатам проведенной Министерством финансов Республики Карелия оценки рисков, возможных при проведении долговой политики, риск в комплексной оценке признан умеренным, на уровне 46 процентов.

Таким образом, по итогам реализации основных направлений государственной долговой политики Республики Карелия за 2022 год и 9 месяцев 2023 года обеспечена сбалансированность бюджета Республики Карелия и исполнение всех долговых обязательств при соблюдении параметров государственного долга, установленных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации.

III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики


Основным фактором, определяющим характер и направления долговой политики в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов, остается продолжающееся влияние санкционных ограничений на российскую экономику и, как следствие, на состояние финансовых рынков, что может повлечь за собой возможные колебания уровня ключевой ставки Банка России, сокращение кредитного потенциала банков, ужесточение условий предоставления кредитов бюджетам всех уровней, сокращение сроков заимствований, введение дополнительных условий и ограничений в отношении заемщика.

Указанные геополитические риски, закрытие рынка ценных бумаг для иностранных инвесторов и заморозка активов недружественных стран, отсутствие притока новых денежных средств в пенсионные накопления негосударственных пенсионных фондов ограничили возможность размещения региональных облигаций по приемлемой цене. Поэтому, несмотря на более чем двадцатилетний опыт работы Республики Карелия на рынке субфедеральных заимствований, когда ценные бумаги были приоритетным инструментом заимствований, в долговую политику на предстоящий трехлетний период вносятся коррективы в части временного (до улучшения ситуации на финансовых рынках) исключения ценных бумаг из приоритетных заемных инструментов.

К важным факторам, определяющим направления долговой политики, также относятся:

необходимость исполнения действующих обязательств Республики Карелия и муниципальных образований в Республике Карелия по выполнению условий соглашений о реструктуризации и о замещении коммерческого долга;

рост потребностей бюджета Республики Карелия в дополнительных финансовых ресурсах в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержке населения;

зависимость долговой политики от уровня долговой устойчивости Республики Карелия;

привлечение и обслуживание новых федеральных целевых бюджетных кредитов на строительство и модернизацию значимых объектов регионального значения;

рост ключевой ставки Банка России. В базовом сценарии Банка России средний размер ключевой ставки в 2024 году составит 11,5-12,5 процента годовых. Также в своих докладах Банк России информирует о намерении удерживать ключевую ставку на повышенном уровне в течение достаточно продолжительного времени, необходимого для устойчивого снижения инфляции и инфляционных ожиданий;

необходимость учета при проведении бюджетной и долговой политики возможных рисков, вытекающих из обязательств по договорам концессии, государственно-частного партнерства и из других условных обязательств Республики Карелия;

временная отмена моратория на предоставление государственных гарантий Республики Карелия, обусловленная запросом экономики республики на гарантийную поддержку значимых проектов. При этом данная отмена не исключает взвешенного и осмотрительного подхода к использованию данного долгового инструмента ввиду его непосредственного влияния на долговую устойчивость региона.

IV. Цели и задачи долговой политики


Основными целями долговой политики являются:

обеспечение сбалансированности бюджета Республики Карелия;

сохранение долговых параметров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации для субъектов Российской Федерации со средним уровнем долговой устойчивости;

формирование оптимальной и управляемой структуры государственного долга;

безусловное исполнение долговых обязательств.

Основными задачами долговой политики являются:

обеспечение соблюдения ограничений по государственному долгу, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, соглашениями о реструктуризации и о замещении коммерческого долга;

исключение условий для возникновения просроченных долговых обязательств Республики Карелия;

ограничение в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов уровня расходов на обслуживание государственного долга в размере не более 5 процентов объема расходов, за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета;

поддержание рейтингов кредитоспособности Республики Карелия на максимально возможных уровнях и создание предпосылок для их повышения;

раскрытие информации о государственных заимствованиях и об управлении государственным долгом.

V. Инструменты реализации долговой политики


Основными инструментами реализации долговой политики являются:

бюджетное планирование заимствований с возможностью гибкой коррекции структуры долгового портфеля в зависимости от потребности бюджета Республики Карелия в заемном финансировании, а также от конъюнктуры финансового рынка;

диверсификация долговых обязательств Республики Карелия в целях исключения зависимости от одного кредитора;

реализация мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на период до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года N 361р-П;

мониторинг соответствия показателей государственного долга долговым параметрам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, соглашениями о реструктуризации и о замещении коммерческого долга, правовыми актами Республики Карелия;

осуществление внутреннего финансового контроля, направленного на своевременное и полное исполнение долговых обязательств;

обеспечение открытости для кредиторов и инвесторов информации о государственном долге;

построение программ государственных внутренних заимствований Республики Карелия с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований;

обеспечение аналитиков рейтинговых агентств актуальной и полной информацией об экономических и финансовых показателях Республики Карелия в целях поддержания кредитных рейтингов Республики Карелия на достаточном уровне;

управление ликвидностью единого счета бюджета Республики Карелия путем максимального использования кредитных механизмов, позволяющих привлекать заемные средства и погашать заемные обязательства в свободном режиме (краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, кредиты кредитных организаций в форме возобновляемых кредитных линий со свободным режимом выборки и погашения);

проведение оценки эффективности заимствований Республики Карелия и корректировка заемной политики на основе проведенной оценки;

реализация комплекса последовательных действий, направленных на минимизацию стоимости заемных средств;

выявление и предупреждение долговых рисков, в том числе рисков неисполнения (несвоевременного или неполного исполнения) долговых обязательств;

обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств.

Основные мероприятия долговой политики будут реализованы с соблюдением принципов эффективности, ответственности, взвешенности и открытости.

VI. Анализ рисков для бюджета Республики Карелия, возникающих в процессе управления государственным долгом


Основными рисками при реализации долговой политики являются:

риски, связанные с ухудшением экономической ситуации в Российской Федерации в связи с санкционным давлением, в том числе снижение темпов экономического роста;

риски, связанные с недостижением планируемых показателей поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия;

риски, вызванные инфляционным давлением на текущие расходы бюджета Республики Карелия;

рыночный риск (риск роста процентной ставки).

В 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов будут продолжены ежеквартальные анализ и оценка рисков, возможных в процессе управления государственным долгом, в целях принятия управленческих решений по их нивелированию.

VII. Оценка эффективности долговой политики


Оценка эффективности проводимой долговой политики осуществляется ежегодно по индикаторам, отраженным в таблице 2.

Таблица 2

N п/п

Наименование индикатора

Рекомендуемое значение

1.

Сумма просроченных долговых обязательств в объеме государственного долга (тыс. рублей)

0,0

2.

Раскрытие информации о государственном долге на официальном сайте Министерства финансов Республики Карелия (http://minfin.karelia.ru/)

не реже 1 раза в месяц

3.

Выполнение условий соглашений о реструктуризации и о замещении коммерческого долга (да/нет)

да

4.

Сумма исполнения за счет бюджета Республики Карелия государственных гарантий Республики Карелия в отчетном финансовом году (тыс. рублей)

0,0

5.

Наличие экономии расходов на обслуживание государственного долга (да/нет)

да

6.

Присвоение кредитного рейтинга Республике Карелия российским рейтинговым агентством

не ниже ru ВВВ-

7.

Включение Республики Карелия по результатам оценки Министерством финансов Российской Федерации долговых параметров Республики Карелия в группу заемщиков с долговой устойчивостью не ниже средней

да






Текст первоначальной редакции документа сверен по:
официальная рассылка



 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ