ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 сентября 2022 года N 367-р
[Об утверждении Основных направлений
государственной долговой политики
Забайкальского края на 2023 год и плановый
период 2024 и 2025 годов]
В соответствии с пунктом 13 статьи
107.1 Бюджетного кодекса Российской
Федерации:
Утвердить Основные направления
государственной долговой политики
Забайкальского края на 2023 год и плановый
период 2024 и 2025 годов (прилагаются).
Первый заместитель председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.КЕФЕР
Утверждены
распоряжением Правительства
Забайкальского края
от 8 сентября 2022 г. N 367-р
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
НА 2023 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Основные направления
государственной долговой политики
Забайкальского края на 2023 год и плановый
период 2024 и 2025 годов (далее - долговая
политика Забайкальского края)
разработаны в целях реализации
ответственной долговой политики
Забайкальского края и повышения ее
эффективности, ориентированы на
определение приоритетов долговой
политики Забайкальского края при
составлении и исполнении бюджета
Забайкальского края на очередной
финансовый год и плановый период.
2. При формировании долговой
политики Забайкальского края учтены
положения государственной программы
Забайкальского края "Управление
государственными финансами и
государственным долгом", утвержденной
постановлением Правительства
Забайкальского края от 27 мая 2014 года N 274,
рекомендации Министерства финансов
Российской Федерации по обеспечению
сбалансированности бюджетов субъектов
Российской Федерации и по проведению
субъектами Российской Федерации
ответственной заемной/долговой
политики, а также основные направления
бюджетной и налоговой политики
Забайкальского края.
2. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
3. В Забайкальском крае проводится
взвешенная долговая политика.
По итогам 2021 года объем
государственного долга Забайкальского
края составил 27 809,6 млн. рублей, или 57,2% от
доходов краевого бюджета, без учета
безвозмездных поступлений.
По состоянию на 1 января 2022 года
государственный долг Забайкальского
края представлен кредитами, полученными
от кредитных организаций (37,8%),
бюджетными кредитами, полученными из
федерального бюджета (62,2%).
4. В целях снижения долговой
нагрузки на бюджет Забайкальского края в
2017 году край принял участие в
реструктуризации обязательств перед
Российской Федерацией по бюджетным
кредитам, полученным из федерального
бюджета. В 2020 году с Министерством
финансов Российской Федерации заключены
дополнительные соглашения о продлении
периода погашения данных
реструктурированных обязательств
(задолженности) до 2029 года. Проценты за
пользование бюджетными кредитами
составляют 0,1% годовых.
При этом высвобождаемые средства
бюджета Забайкальского края в 2021 году в
сумме 2 190,8 млн. рублей направлены на
финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с предотвращением влияния
ухудшения экономической ситуации на
развитие отраслей экономики
Забайкальского края, с профилактикой и
устранением последствий
распространения новой коронавирусной
инфекции, а также на обеспечение
расходных обязательств Забайкальского
края, связанных с реализацией
региональных проектов, обеспечивающих
достижение целей, показателей и
результатов федеральных проектов.
В 2022 - 2024 годах высвобождаемые
средства бюджета Забайкальского края
должны быть направлены:
в 2022 году:
на выполнение инженерных
изысканий, проектирование, экспертизу
проектной документации и (или)
результатов инженерных изысканий,
строительство, реконструкцию и ввод в
эксплуатацию объектов инфраструктуры, а
также на подключение (технологическое
присоединение) объектов капитального
строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения в
целях реализации новых инвестиционных
проектов;
на обеспечение расходных
обязательств субъектов Российской
Федерации, связанных с реализацией
региональных проектов, обеспечивающих
достижение целей, показателей и
результатов федеральных проектов;
на финансовое обеспечение
мероприятий, связанных с
предотвращением влияния ухудшения
геополитической и экономической
ситуации на развитие отраслей
экономики;
на финансовое обеспечение
мероприятий, связанных с профилактикой и
устранением последствий
распространения коронавирусной
инфекции;
в 2023 - 2024 годах - на выполнение
инженерных изысканий, проектирование,
экспертизу проектной документации и
(или) результатов инженерных изысканий,
строительство, реконструкцию и ввод в
эксплуатацию объектов инфраструктуры, а
также на подключение (технологическое
присоединение) объектов капитального
строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения в
целях реализации новых инвестиционных
проектов.
Кроме того, в 2022 году Забайкальским
краем осуществлено привлечение из
федерального бюджета бюджетного кредита
для погашения долговых обязательств
Забайкальского края в виде обязательств
по кредитам, полученным Забайкальским
краем от кредитных организаций, в сумме 10
523,7 млн. рублей, что позволило в полном
объеме погасить коммерческий долг
Забайкальского края. По состоянию на 1
июля 2022 года обязательства по кредитам,
полученным Забайкальским краем от
кредитных организаций, отсутствуют.
5. Расходы на обслуживание
государственного долга Забайкальского
края в 2021 году составили 786,2 млн. рублей,
или 0,76% объема расходов краевого
бюджета.
Привлечение в бюджет
Забайкальского края кредитов от
кредитных организаций осуществлялось
исключительно по ставкам на уровне не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1%
годовых.
6. Погашение и обслуживание
долговых обязательств Забайкальского
края осуществлялись в установленный
срок и в полном объеме.
7. Объем государственного долга
Забайкальского края не превышает
норматива, установленного Бюджетным
кодексом Российской Федерации, а также
показателей, предусмотренных условиями
заключенных с Министерством финансов
Российской Федерации дополнительных
соглашений о реструктуризации
задолженности по бюджетным кредитам,
предоставленных бюджету Забайкальского
края из федерального бюджета. При
неукоснительном исполнении условий
указанных соглашений к 1 января 2023 года
государственный долг Забайкальского
края по отношению к собственным доходам
не превысит установленные соглашениями
показатели по коммерческим
заимствованиям (75 и 43%).
8. По результатам проведенной
Министерством финансов Российской
Федерации оценки долговой устойчивости
субъектов Российской Федерации
Забайкальский край отнесен к группе
субъектов со средним уровнем долговой
устойчивости.
3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ
ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
9. Долговая политика Забайкальского
края является производной от бюджетной и
налоговой политики Забайкальского края,
формируется на базе прогноза
социально-экономического развития
Забайкальского края на 2023 год и плановый
период 2024 и 2025 годов.
10. Эффективное управление
государственным долгом означает не
только своевременное обслуживание
долговых обязательств, но и проведение
рациональной долговой политики,
направленной на сохранение объема и
структуры государственного долга
Забайкальского края на экономически
безопасном уровне при соблюдении
ограничений, установленных федеральным
законодательством.
11. Приоритетом долговой политики
Забайкальского края является
обеспечение сбалансированности бюджета
Забайкальского края. В качестве основных
инструментов заимствований
используются кредиты, привлекаемые из
федерального бюджета, а также кредиты
коммерческих банков.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
12. Целью долговой политики
Забайкальского края является повышение
эффективности управления
государственным долгом Забайкальского
края в долгосрочной перспективе.
13. Ключевыми задачами проведения
долговой политики Забайкальского края
являются:
1) удержание объема и структуры
государственного долга Забайкальского
края на безопасном для финансовой
системы Забайкальского края уровне;
2) обеспечение потребностей бюджета
Забайкальского края в заемном
финансировании;
3) своевременное исполнение
долговых обязательств при минимизации
расходов на обслуживание
государственного долга Забайкальского
края;
4) безусловное исполнение
требований бюджетного законодательства
к организации управления
государственным долгом Забайкальского
края;
5) проведение работы в направлении
организации долгосрочного планирования
заимствований с возможным размещением
облигационного займа;
6) соблюдение условий
реструктуризации бюджетных кредитов,
предоставленных Забайкальскому краю из
федерального бюджета.
5. ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ
ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
14. В рамках решения поставленных
задач необходимо:
1) обеспечить выполнение условий,
установленных заключенными
Правительством Забайкальского края с
Министерством финансов Российской
Федерации:
дополнительными соглашениями о
реструктуризации бюджетных кредитов,
предоставленных бюджету Забайкальского
края из федерального бюджета в 2015 - 2017
годах, срок погашения которых наступает
в 2018 - 2019 и 2021 - 2022 годах, с продленным
периодом погашения до 2029 года;
соглашениями о предоставлении
бюджету Забайкальского края из
федерального бюджета в 2021 и 2022 годах
бюджетных кредитов для погашения
долговых обязательств субъекта
Российской Федерации (муниципального
образования) в виде обязательств по
государственным (муниципальным) ценным
бумагам и кредитам, полученным субъектом
Российской Федерации (муниципальным
образованием) от кредитных организаций,
иностранных банков и международных
финансовых организаций;
2) обеспечить погашение
реструктурированных бюджетных кредитов
в 2018 - 2019 и 2021 - 2024 годах в размере 5% суммы
основного долга ежегодно, в 2025 - 2029 годах
равными долями по 14% суммы основного
долга;
3) обеспечить дефицит бюджета
Забайкальского края в 2023 - 2025 годах на
уровне не более 10% от суммы доходов
бюджета Забайкальского края без учета
безвозмездных поступлений за
соответствующий финансовый год;
4) обеспечить:
а) на 1 января 2024 года долю общего
объема государственного долга
Забайкальского края не более 65% суммы
доходов бюджета Забайкальского края без
учета безвозмездных поступлений за 2023
год, в том числе долю общего объема
долговых обязательств Забайкальского
края по государственным ценным бумагам
Забайкальского края и кредитам,
полученным Забайкальским краем от
кредитных организаций, не более 43% суммы
доходов бюджета Забайкальского края без
учета безвозмездных поступлений за 2023
год;
б) на 1 января 2025 года долю общего
объема государственного долга
Забайкальского края не более 59% суммы
доходов бюджета Забайкальского края без
учета безвозмездных поступлений за 2024
год, в том числе долю общего объема
долговых обязательств Забайкальского
края по государственным ценным бумагам
Забайкальского края и кредитам,
полученным Забайкальским краем от
кредитных организаций, не более 43% суммы
доходов бюджета Забайкальского края без
учета безвозмездных поступлений за 2024
год;
в) на 1 января 2026 года долю общего
объема государственного долга
Забайкальского края не более 76% суммы
доходов бюджета Забайкальского края без
учета безвозмездных поступлений за 2025
год, в том числе долю общего объема
долговых обязательств Забайкальского
края по государственным ценным бумагам
Забайкальского края и кредитам,
полученным Забайкальским краем от
кредитных организаций, не более 57% суммы
доходов бюджета Забайкальского края без
учета безвозмездных поступлений за 2025
год;
5) обеспечить неувеличение на 1
января 2023 года, на 1 января 2024 года и на 1
января 2025 года доли общего объема
долговых обязательств по рыночным
заимствованиям Забайкальского края и
муниципальных образований более 25%
объема доходов консолидированного
бюджета Забайкальского края без учета
безвозмездных поступлений за 2022 - 2024 годы
соответственно;
6) обеспечить непревышение 20% от
утвержденного законом Забайкальского
края о бюджете Забайкальского края на
очередной финансовый год и плановый
период годового объема налоговых,
неналоговых доходов бюджета
Забайкальского края и дотаций из
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, годовой суммы платежей в
очередном финансовом году и плановом
периоде, направляемой на погашение и
обслуживание государственного долга
Забайкальского края, возникшего по
состоянию на 1 января очередного
финансового года (при расчете указанного
соотношения не учитывается сумма
платежей, направляемых на досрочное
погашение долговых обязательств со
сроками погашения после 1 января года,
следующего за очередным финансовым
годом и каждым годом планового периода);
7) проводить работу с Министерством
финансов Российской Федерации по
привлечению бюджетных кредитов из
федерального бюджета для замещения
рыночных обязательств Забайкальского
края;
8) обеспечить возможность
привлечения в бюджет Забайкальского
края кредитов от кредитных организаций,
иностранных банков и международных
финансовых организаций исключительно по
ставкам на уровне не более чем уровень
ключевой ставки, установленный
Центральным банком Российской
Федерации, увеличенный на 1% годовых, а
также установить аналогичную норму в
акте Правительства Забайкальского края,
устанавливающем порядок предоставления
бюджетных кредитов из бюджета
Забайкальского края бюджетам
муниципальных районов, муниципальных и
городских округов;
9) обеспечить показатель объема
расходов на обслуживание
государственного долга Забайкальского
края в 2023 - 2025 годах не более 7% от объема
расходов бюджета Забайкальского края, за
исключением объема расходов, которые
осуществляются за счет субвенций,
предоставляемых из бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации;
10) в целях сокращения расходов на
обслуживание государственного долга
Забайкальского края проводить:
а) оптимизацию структуры
государственного долга Забайкальского
края;
б) привлечение бюджетных кредитов
на пополнение остатков средств на счетах
бюджетов субъектов Российской
Федерации;
в) постоянный мониторинг
процентных ставок по кредитам кредитных
организаций;
11) в зависимости от ситуации на
финансовых рынках определять наиболее
приемлемые для Забайкальского края
варианты размещения и погашения
долговых обязательств Забайкальского
края;
12) в целях повышения активности
участия кредитных организаций в
электронных аукционах по привлечению
кредитных средств для финансирования
дефицита бюджета Забайкальского края
продолжить активное и конструктивное
сотрудничество с кредитными
организациями;
13) в целях определения
благоприятной рыночной конъюнктуры для
возможного размещения государственных
облигаций Забайкальского края проводить
постоянный мониторинг финансовых
рынков;
14) обеспечить контроль за
выполнением условий, установленных
заключенными Министерством финансов
Забайкальского края с органами местного
самоуправления муниципальных
образований Забайкальского края
соглашениями о проведении
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам, предоставленным
органам местного самоуправления
муниципальных образований из бюджета
Забайкальского края, сложившейся по
состоянию на 1 января 2018 года.
6. АНАЛИЗ РИСКОВ ДЛЯ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА,
ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО
КРАЯ
15. Основными рисками в ходе
реализации долговой политики
Забайкальского края являются риск
рефинансирования, процентный и
операционный риски.
16. Риск рефинансирования -
вероятность того, что Забайкальский край
не сможет провести рефинансирование
накопленных долговых обязательств по
приемлемым процентным ставкам (текущим
либо более низким), или невозможность
рефинансировать текущие обязательства
вовсе.
17. Процентный риск - риск увеличения
объема расходов на обслуживание
государственного долга Забайкальского
края вследствие изменения процентных
ставок. Динамика процентных ставок
непосредственно влияет на стоимость
обслуживания как новых, принимаемых при
рефинансировании долга обязательств,
так и имеющихся долговых обязательств,
обслуживаемых по переменной ставке. Как
следствие, краткосрочные долговые
обязательства или обязательства с
переменной ставкой должны
рассматриваться как более рискованные,
чем долгосрочные обязательства с
фиксированной ставкой.
18. Операционный риск - риск
возникновения потерь (убытков) и (или)
дополнительных затрат в результате
несоответствия законодательству
установленных порядков и процедур
совершения операций и других сделок или
их нарушения сотрудниками,
некомпетентности или ошибок персонала,
сбоя в работе используемых
учетно-расчетных, информационных и
других систем.
19. В целях минимизации данных
рисков необходимо осуществлять
постоянный мониторинг, оценку уровня
рисков и вырабатывать меры по их
снижению, которыми являются контроль и
планирование структуры
государственного долга Забайкальского
края на безопасном для финансовой
системы Забайкальского края уровне, а
также обеспечение привлечения
необходимых объемов заемных ресурсов
при сохранении общего уровня риска
долгового портфеля на уровне, признанном
приемлемым для бюджета Забайкальского
края.