Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 сентября 2023 года N 362-р


[Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики Забайкальского края на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов]



     В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации:


     Утвердить Основные направления государственной долговой политики Забайкальского края на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (прилагаются).



Исполняющий обязанности председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.КЕФЕР



Утверждены
распоряжением Правительства
Забайкальского края
от 21 сентября 2023 г. N 362-р



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


     1. Основные направления государственной долговой политики Забайкальского края на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее - долговая политика Забайкальского края) разработаны в целях реализации ответственной долговой политики Забайкальского края и повышения ее эффективности, ориентированы на определение приоритетов долговой политики Забайкальского края при составлении и исполнении бюджета Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период.


     2. При формировании долговой политики Забайкальского края учтены положения государственной программы Забайкальского края "Управление государственными финансами и государственным долгом", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 27 мая 2014 года N 274, рекомендации Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики, а также основные направления бюджетной и налоговой политики Забайкальского края.



2. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


     3. В Забайкальском крае проводится взвешенная долговая политика.


     По итогам 2022 года объем государственного долга Забайкальского края составил 31 746,9 млн. рублей, или 64,0% от доходов краевого бюджета, без учета безвозмездных поступлений.


     По состоянию на 1 января 2023 года государственный долг Забайкальского края представлен кредитами, полученными от кредитных организаций (8,5%), бюджетными кредитами, полученными из федерального бюджета (91,5%).


     4. В целях снижения долговой нагрузки на бюджет Забайкальского края в 2017 году край принял участие в реструктуризации обязательств перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета. В 2020 году с Министерством финансов Российской Федерации заключены дополнительные соглашения о продлении периода погашения данных реструктурированных обязательств (задолженности) до 2029 года. Проценты за пользование бюджетными кредитами составляют 0,1% годовых.


     При этом высвобождаемые средства бюджета Забайкальского края в 2022 году в сумме 2 976,4 млн. рублей направлены на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики Забайкальского края, с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, на обеспечение расходных обязательств Забайкальского края, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, а также на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов.


     В 2022 - 2024 годах высвобождаемые средства бюджета Забайкальского края должны быть направлены на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов.


     Кроме того, в 2022 году Забайкальским краем осуществлено привлечение из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств Забайкальского края (муниципальных образований) в виде обязательств по кредитам, полученным Забайкальским краем (муниципальными образованиями) от кредитных организаций, в сумме 11 422,4 млн. рублей, что позволило в полном объеме погасить консолидированный коммерческий долг Забайкальского края.


     Расходы на обслуживание государственного долга Забайкальского края в 2022 году составили 437,5 млн. рублей, или 0,39% объема расходов краевого бюджета.


     Привлечение в бюджет Забайкальского края кредитов от кредитных организаций осуществлялось исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.


     5. Погашение и обслуживание долговых обязательств Забайкальского края осуществлялись в установленный срок и в полном объеме.


     6. Объем государственного долга Забайкальского края не превышает норматива, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также показателей, предусмотренных условиями заключенных с Министерством финансов Российской Федерации дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленных бюджету Забайкальского края из федерального бюджета. При неукоснительном исполнении условий указанных соглашений к 1 января 2024 года государственный долг Забайкальского края по отношению к собственным доходам, с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, не превысит установленные соглашениями показатели по коммерческим заимствованиям (65 и 43%).


     7. По результатам проведенной Министерством финансов Российской Федерации оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации Забайкальский край отнесен к группе субъектов со средним уровнем долговой устойчивости.



3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


     8. Долговая политика Забайкальского края является производной от бюджетной и налоговой политики Забайкальского края, формируется на базе прогноза социально-экономического развития Забайкальского края на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.


     9. Эффективное управление государственным долгом означает не только своевременное обслуживание долговых обязательств, но и проведение рациональной долговой политики, направленной на сохранение объема и структуры государственного долга Забайкальского края на экономически безопасном уровне при соблюдении ограничений, установленных федеральным законодательством.


     10. Приоритетом долговой политики Забайкальского края является обеспечение сбалансированности бюджета Забайкальского края. В качестве основных инструментов заимствований используются кредиты, привлекаемые из федерального бюджета, а также кредиты коммерческих банков.



4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


     11. Целью долговой политики Забайкальского края является повышение эффективности управления государственным долгом Забайкальского края в долгосрочной перспективе.


     12. Ключевыми задачами проведения долговой политики Забайкальского края являются:


     1) удержание объема и структуры государственного долга Забайкальского края на безопасном для финансовой системы Забайкальского края уровне;


     2) обеспечение потребностей бюджета Забайкальского края в заемном финансировании;


     3) своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на обслуживание государственного долга Забайкальского края;


     4) безусловное исполнение требований бюджетного законодательства к организации управления государственным долгом Забайкальского края;


     5) проведение работы в направлении организации долгосрочного планирования заимствований с возможным размещением облигационного займа;


     6) соблюдение условий реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных Забайкальскому краю из федерального бюджета.



5. ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


     13. В рамках решения поставленных задач необходимо:


     1) обеспечить выполнение условий, установленных заключенными Правительством Забайкальского края с Министерством финансов Российской Федерации:


     дополнительными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных бюджету Забайкальского края из федерального бюджета в 2015 - 2017 годах, срок погашения которых наступает в 2018 - 2019 и 2021 - 2022 годах, с продленным периодом погашения до 2029 года;


     соглашениями о предоставлении бюджету Забайкальского края из федерального бюджета в 2021 и 2022 годах бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;


     2) обеспечить погашение реструктурированных бюджетных кредитов в 2018 - 2019 и 2021 - 2024 годах в размере 5% суммы основного долга ежегодно, в 2025 - 2029 годах равными долями по 14% суммы основного долга;


     3) обеспечить дефицит бюджета Забайкальского края в 2024 - 2026 годах на уровне не более 10% от суммы доходов бюджета Забайкальского края без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год, с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации;


     4) обеспечить:


     а) на 1 января 2025 года долю общего объема государственного долга Забайкальского края не более 59% суммы доходов бюджета Забайкальского края без учета безвозмездных поступлений за 2024 год, в том числе долю общего объема долговых обязательств Забайкальского края по государственным ценным бумагам Забайкальского края и кредитам, полученным Забайкальским краем от кредитных организаций, не более 43% суммы доходов бюджета Забайкальского края без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;


     б) на 1 января 2026 года долю общего объема государственного долга Забайкальского края не более 76% суммы доходов бюджета Забайкальского края без учета безвозмездных поступлений за 2025 год, в том числе долю общего объема долговых обязательств Забайкальского края по государственным ценным бумагам Забайкальского края и кредитам, полученным Забайкальским краем от кредитных организаций, не более 57% суммы доходов бюджета Забайкальского края без учета безвозмездных поступлений за 2025 год;


     в) на 1 января 2027 года долю общего объема государственного долга Забайкальского края не более 72% суммы доходов бюджета Забайкальского края без учета безвозмездных поступлений за 2026 год, в том числе долю общего объема долговых обязательств Забайкальского края по государственным ценным бумагам Забайкальского края и кредитам, полученным Забайкальским краем от кредитных организаций, не более 53% суммы доходов бюджета Забайкальского края без учета безвозмездных поступлений за 2026 год;


     5) обеспечить неувеличение на 1 января 2025 года, на 1 января 2026 года и на 1 января 2027 года доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям Забайкальского края и муниципальных образований более 25% объема доходов консолидированного бюджета Забайкальского края без учета безвозмездных поступлений за 2024 - 2026 годы соответственно;


     6) проводить работу с Министерством финансов Российской Федерации по привлечению бюджетных кредитов из федерального бюджета для замещения рыночных обязательств Забайкальского края;


     7) обеспечить возможность привлечения в бюджет Забайкальского края кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых, а также установить аналогичную норму в акте Правительства Забайкальского края, устанавливающем порядок предоставления бюджетных кредитов из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов;


     8) обеспечить показатель объема расходов на обслуживание государственного долга Забайкальского края в 2024 - 2026 годах не более 7% от объема расходов бюджета Забайкальского края, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;


     9) в целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга Забайкальского края проводить:


     а) оптимизацию структуры государственного долга Забайкальского края;


     б) привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации;


     в) постоянный мониторинг процентных ставок по кредитам кредитных организаций;


     10) в зависимости от ситуации на финансовых рынках определять наиболее приемлемые для Забайкальского края варианты размещения и погашения долговых обязательств Забайкальского края;


     11) в целях повышения активности участия кредитных организаций в электронных аукционах по привлечению кредитных средств для финансирования дефицита бюджета Забайкальского края продолжить активное и конструктивное сотрудничество с кредитными организациями;


     12) в целях определения благоприятной рыночной конъюнктуры для возможного размещения государственных облигаций Забайкальского края проводить постоянный мониторинг финансовых рынков;


     13) обеспечить контроль за выполнением условий, установленных заключенными Министерством финансов Забайкальского края с органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края соглашениями о проведении реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным органам местного самоуправления муниципальных образований из бюджета Забайкальского края, сложившейся по состоянию на 1 января 2018 года.



6. АНАЛИЗ РИСКОВ ДЛЯ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


     14. Основными рисками в ходе реализации долговой политики Забайкальского края являются риск рефинансирования, процентный и операционный риски.


     15. Риск рефинансирования - вероятность того, что Забайкальский край не сможет провести рефинансирование накопленных долговых обязательств по приемлемым процентным ставкам (текущим либо более низким) или невозможность рефинансировать текущие обязательства вовсе.


     16. Процентный риск - риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга Забайкальского края вследствие изменения процентных ставок. Динамика процентных ставок непосредственно влияет на стоимость обслуживания как новых, принимаемых при рефинансировании долга обязательств, так и имеющихся долговых обязательств, обслуживаемых по переменной ставке. Как следствие, краткосрочные долговые обязательства или обязательства с переменной ставкой должны рассматриваться как более рискованные, чем долгосрочные обязательства с фиксированной ставкой.


     17. Операционный риск - риск возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат в результате несоответствия законодательству установленных порядков и процедур совершения операций и других сделок или их нарушения сотрудниками, некомпетентности или ошибок персонала, сбоя в работе используемых учетно-расчетных, информационных и других систем.


     18. В целях минимизации данных рисков необходимо осуществлять постоянный мониторинг, оценку уровня рисков и вырабатывать меры по их снижению, которыми являются контроль и планирование структуры государственного долга Забайкальского края на безопасном для финансовой системы Забайкальского края уровне, а также обеспечение привлечения необходимых объемов заемных ресурсов при сохранении общего уровня риска долгового портфеля на уровне, признанном приемлемым для бюджета Забайкальского края.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ