Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 ноября 2024 года N 283


Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Кировской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов



В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 35.1 статьи 24 Закона Кировской области от 24.10.2013 N 336-ЗО "О бюджетном процессе в Кировской области" в целях реализации ответственной долговой политики Кировской области и повышения ее эффективности:


1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Кировской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов согласно приложению.


2. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Кировской области:


2.1. От 21.11.2023 N 372 "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Кировской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".


2.2. От 23.08.2024 N 209 "О внесении изменения в распоряжение Правительства Кировской области от 21.11.2023 N 372 "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Кировской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".


3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01.01.2025.



И.о. Председателя Правительства
Кировской области
М.А.САНДАЛОВ



Приложение



Утверждены
распоряжением
Правительства Кировской области
от 8 ноября 2024 г. N 283



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2025 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2026 И 2027 ГОДОВ


1. Общие положения


В соответствии с Законом Кировской области от 24.10.2013 N 336-ЗО "О бюджетном процессе в Кировской области":


разработку и утверждение основных направлений государственной долговой политики Кировской области, управление государственным долгом Кировской области, предоставление государственных гарантий Кировской области осуществляет Правительство Кировской области;


государственные заимствования от имени Кировской области, функции эмитента государственных ценных бумаг Кировской области выполняет министерство финансов Кировской области.


Основные направления государственной долговой политики Кировской области учитываются при формировании и исполнении областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.


2. Итоги реализации государственной долговой политики Кировской области


На 01.01.2024 объем государственного долга Кировской области составил 26,2 млрд. рублей. По отношению к фактическому объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2023 год объем государственного долга Кировской области составил 47%. Этот показатель характеризует долговую нагрузку областного бюджета.


Большое значение имеет структура, срочность и стоимость обслуживания государственного долга.


Структура государственного долга Кировской области представлена в таблице.



Таблица

Вид долгового обязательства

На 01.01.2022 (факт)

На 01.01.2023 (факт)

На 01.01.2024 (факт)

млн. рублей

%

млн. рублей

%

млн. рублей

%

Бюджетные кредиты, привлеченные в областной бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

17 041,2

79,1

24 196,2

100,0

26 223,3

100,0

Кредиты, привлеченные в областной бюджет от кредитных организаций

4 500,0

20,9

0,0

0,0

0,0

0,0

Государственные ценные бумаги Кировской области

0,001

0,0

0,00075

0,0

0,0005

0,0

Государственные гарантии Кировской области

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Общий объем государственного внутреннего долга Кировской области

21 541,2

100,0

24 196,2

100,0

26 223,3

100,0


Все долговые обязательства Кировской области выражены в валюте Российской Федерации. Долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, Кировская область не имеет.


Практически весь объем действующих на начало 2024 года долговых обязательств Кировской области - это долгосрочные бюджетные кредиты с процентными ставками 0,1% и 3% годовых и со сроками возврата до 2028 - 2038 годов.


В ходе исполнения областного бюджета 2024 года особое внимание уделялось минимизации коммерческих заимствований, использованию инструментов государственной поддержки региональных бюджетов в рамках "инфраструктурного меню" и выполнению условий реструктуризации бюджетных кредитов.


В 2024 году проводилась работа по привлечению второго транша инфраструктурного бюджетного кредита в общей сумме 895,9 млн. рублей в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурного проекта "Развитие Кировской городской агломерации, в том числе транспортная обеспеченность (реновация и увеличение автобусного парка) и создание комплексного объекта по обращению с твердыми коммунальными отходами (КПО "Центральный")".


В рамках реализации поручения о снижении долговой нагрузки субъектов Российской Федерации, содержащегося в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.02.2024, планируется списание двух третьих долга субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам исходя из действующих на 01.03.2024 графиков погашения задолженности по ним, за исключением краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и бюджетных кредитов, привлеченных в рамках "инфраструктурного меню".


В соответствии с нормами статьи 11 Федерального закона от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" в 2024 году не подлежит погашению задолженность областного бюджета по бюджетным кредитам в объеме 625,3 млн. рублей. Указанная задолженность подлежит списанию в 2025 году в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.


Согласно ожидаемой оценке исполнения областного бюджета привлечение кредитов кредитных организаций в 2024 году не потребуется. Возврат бюджетных кредитов со сроками погашения в 2024 году и финансирование дефицита областного бюджета будут осуществляться за счет собственных средств областного бюджета.


В связи с отсутствием кассовых разрывов в ходе исполнения областного бюджета 2024 года заимствование временно свободных средств областных государственных бюджетных и автономных учреждений не осуществлялось.


Привлечение краткосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в 2024 году также не осуществлялось. В рамках лимита, установленного Министерством финансов Российской Федерации для Кировской области, в 2024 году согласовано предоставление данных бюджетных кредитов пяти муниципальным образованиям Кировской области на общую сумму 1413,7 млн. рублей.


Обязательства по государственным гарантиям Кировской области в структуре государственного долга Кировской области отсутствуют.


Кировская область продолжает взаимодействие с российскими рейтинговыми агентствами. В апреле 2024 года аналитическое кредитное рейтинговое агентство "АКРА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Кировской области по российской национальной шкале на уровне A-(RU), прогноз "Стабильный".


По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации по итогам 2023 года и исходя из плановых бюджетных показателей 2024 года, Кировская область относится к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.


3. Основные факторы, определяющие характер и направления государственной долговой политики Кировской области


Основными факторами, определяющими характер и направления государственной долговой политики Кировской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, являются:


уровень долговой нагрузки областного бюджета, в том числе по коммерческим заимствованиям;


необходимость выполнения условий реструктуризации (списания) федеральных бюджетных кредитов;


необходимость своевременного обеспечения источниками финансирования принятых бюджетных обязательств;


изменения бюджетного законодательства, регулирующего вопросы управления государственным долгом;


денежно-кредитная политика Банка России, уровень ключевой ставки Банка России;


ситуация на внутреннем долговом рынке.


4. Цели и задачи государственной долговой политики Кировской области


Основной целью государственной долговой политики Кировской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов является обеспечение долговой устойчивости Кировской области.


Реализация долговой политики Кировской области будет направлена на решение следующих задач:


контроль уровня долговой нагрузки областного бюджета, обеспечение соответствия уровня долговой нагрузки областного бюджета нормам бюджетного законодательства;


минимизацию коммерческих заимствований и расходов на обслуживание долговых обязательств;


эффективное использование доступных механизмов государственной поддержки субъектов Российской Федерации;


своевременное и полное исполнение принятых долговых обязательств, повышение прозрачности системы управления государственным долгом, поддержание доверия кредиторов.


Решение поставленных задач будет нацелено на достижение следующих результатов:


обеспечение в 2025 - 2027 годах дефицита областного бюджета на уровне не более 10% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;


обеспечение на 01.01.2026, на 01.01.2027 и на 01.01.2028 доли общего объема государственного долга Кировской области не более 35% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2025 год, 2026 год и 2027 год соответственно;


обеспечение доли общего объема долговых обязательств Кировской области по государственным ценным бумагам Кировской области и кредитам, полученным Кировской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 01.01.2026, на 01.01.2027 и на 01.01.2028 на уровне не более 33% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2025 год, 2026 год и 2027 год соответственно;


обеспечение возможности привлечения в областной бюджет кредитов кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Банком России, увеличенный на 1% годовых.


Установленные предельные значения размера дефицита областного бюджета, объема государственного долга Кировской области и общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям по итогам соответствующего года могут быть превышены с учетом положений пункта 10 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".


Выполнению поставленных задач будут способствовать:


реализация основных направлений налоговой и бюджетной политики Кировской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов;


реализация направлений, предусмотренных программой оздоровления государственных финансов Кировской области, утверждаемой правовым актом Правительства Кировской области.


5. Инструменты реализации государственной долговой политики Кировской области


При выборе инструментов реализации государственной долговой политики Кировской области Правительство Кировской области ориентируется на текущую ситуацию на внутреннем долговом рынке, доступность, стоимость обслуживания и гибкость использования того или иного вида заимствований, а также на действующие механизмы государственной поддержки субъектов Российской Федерации и условия их использования.


5.1. Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации


В 2025 году и в плановом периоде 2026 и 2027 годов планируется осуществлять привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета (далее - привлечение краткосрочных бюджетных кредитов). Данный инструмент будет использоваться Кировской областью в качестве источника покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения областного бюджета. Решение об использовании данного инструмента будет приниматься исходя из фактической потребности в привлечении краткосрочных бюджетных кредитов с учетом параметров кассового плана областного бюджета.


В 2025 году планируется привлечение третьего транша инфраструктурного бюджетного кредита в сумме 75,1 млн. рублей в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурного проекта "Развитие Кировской городской агломерации, в том числе транспортная обеспеченность (реновация и увеличение автобусного парка) и создание комплексного объекта по обращению с твердыми коммунальными отходами (КПО "Центральный")". Указанный бюджетный кредит привлекается на срок 15 лет под 3% годовых.


Кроме того, в 2025 - 2027 годах будет рассматриваться возможность привлечения долгосрочных бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.


Использование долгосрочных бюджетных кредитов - это наиболее эффективный механизм осуществления бюджетных инвестиций, направляемых на повышение качества жизни населения, позволяющий обеспечить долговую устойчивость областного бюджета и минимизировать расходы на обслуживание долговых обязательств.


В 2025 - 2027 годах особое внимание будет уделено выполнению условий предоставления (реструктуризации, списания) бюджетных кредитов.


5.2. Привлечение остатков средств на единый счет областного бюджета


В целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения областного бюджета, в установленном порядке может быть задействован механизм привлечения на единый счет областного бюджета остатков средств с казначейского счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств областного бюджета, с казначейского счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений, с казначейского счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета, с казначейского счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения (далее - казначейские счета). В 2025 году и в плановом периоде 2026 и 2027 годов решение об использовании данного инструмента будет приниматься исходя из фактической потребности в привлечении на единый счет областного бюджета остатков средств с казначейских счетов с учетом параметров кассового плана областного бюджета.


5.3. Кредиты кредитных организаций


С 2021 года Кировская область не привлекала кредиты кредитных организаций. При реализации государственной долговой политики Кировской области в 2025 - 2027 годах особое внимание будет уделено минимизации коммерческих заимствований.


Привлечение кредитов кредитных организаций в 2025 - 2027 годах будет производиться в пределах объема погашения долговых обязательств в соответствующем финансовом году. Превышение данного уровня допустимо в пределах объема средств, высвобождаемых в результате уменьшения объема погашения (списания) бюджетных кредитов, подлежащих направлению в соответствующем финансовом году на цели, установленные федеральным законодательством, и (или) в пределах объема средств, предусмотренных в областном бюджете на выполнение обязательств по завершению строительства объектов, в том числе создание которых осуществляется в рамках национальных проектов.


В 2025 - 2027 годах ставится задача привлечения в областной бюджет кредитов кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Банком России, увеличенный на 1% годовых.


5.4. Государственные ценные бумаги Кировской области


В 2025 - 2027 годах особое внимание будет уделено возможности выпуска государственных ценных бумаг Кировской области. Порядок эмиссии, обращения и погашения государственных ценных бумаг Кировской области определен Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных облигаций Кировской области, утвержденными постановлением Правительства Кировской области от 18.07.2018 N 354-П "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных облигаций Кировской области".


Заимствования в виде облигационных займов рассматриваются Правительством Кировской области как перспективные. Наиболее эффективным способом использования данного инструмента является направление средств облигационного займа на осуществление бюджетных инвестиций.


В 2025 - 2027 годах в целях определения возможности размещения облигационного займа Кировской области будет осуществляться мониторинг текущего состояния долгового рынка, в том числе с использованием в установленном законодательством порядке услуг независимых аналитических агентств.


Решение о выпуске государственных ценных бумаг Кировской области будет приниматься с учетом текущей ситуации на внутреннем долговом рынке, благоприятной для Кировской области, в том числе с точки зрения стоимости заимствований.


5.5. Государственные гарантии Кировской области


По состоянию на 01.01.2025 долговые обязательства в виде государственных гарантий Кировской области отсутствуют.


Спрос на такой вид государственной поддержки, как государственные гарантии, со стороны предприятий реального сектора экономики и со стороны банковского сектора сохраняется. Особую актуальность он приобретает при реализации инвестиционных (инфраструктурных) проектов. Рациональное использование данного инструмента должно способствовать социально-экономическому развитию Кировской области.


Вместе с тем в целях выполнения условия реструктуризации бюджетных кредитов по ограничению уровня государственного долга Кировской области в областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов предоставление государственных гарантий Кировской области не запланировано.


Возможность использования данного инструмента будет рассматриваться только в рамках механизма "инфраструктурных облигаций", предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2459 "Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации".


6. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Кировской области


При реализации государственной долговой политики Кировской области в 2025 - 2027 годах необходимо учитывать риск снижения темпов социально-экономического развития Кировской области, объемов поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, влекущий за собой риск снижения долговой устойчивости Кировской области, превышения установленного уровня долговой нагрузки областного бюджета. В 2020 и 2021 годах данный риск был связан с влиянием на экономику последствий распространения коронавирусной инфекции, в 2022 - 2024 годах - с ухудшением геополитической и экономической ситуации.


На региональном уровне сохраняется риск кредитования областного бюджета по ставкам выше уровня ключевой ставки Банка России, увеличенного на 1% годовых. Рыночная цена заимствований подвержена влиянию ухудшения геополитической и экономической ситуации, складывается исходя из предложений участников рынка, сформированных в соответствии с внутренней стратегией кредитора. Возможность повлиять на внутреннюю кредитную политику коммерческих банков на региональном уровне ограничена. Доступными механизмами минимизации процентных рисков являются поддержание диалога с участниками долгового рынка, обеспечение информационной открытости, выстраивание взаимоотношений с кредитными организациями на основе конкурсных процедур, поддержание положительной кредитной истории и высокого кредитного качества Кировской области.


Также следует уделять внимание рискам, связанным со своевременным и полным исполнением долговых обязательств, в том числе обязательств, принятых по условиям предоставления (реструктуризации, списания) бюджетных кредитов. Минимизировать данные риски можно путем обеспечения высокого уровня платежной и исполнительской дисциплины, а также путем обеспечения утверждения и исполнения областного бюджета с соблюдением требований к его отдельным параметрам, установленных соглашениями о реструктуризации (списании) бюджетных кредитов.


Начиная с 2025 года возникнут риски, связанные с принятием новых обязательств, влияющих на рост долговой нагрузки областного бюджета. В июле 2024 года в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми для субъектов Российской Федерации, являющихся в текущем финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, устанавливается ограничение предельного размера государственного долга с учетом общего объема обязательств, возникающих при исполнении концессионных соглашений (в размере платы концедента, капитального гранта), обязательств перед юридическими лицами, являющимися стороной соглашений о государственно-частном партнерстве, обязательств по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга). Доступными механизмами минимизации данных рисков являются тщательное планирование вышеуказанных обязательств и заключение соответствующих соглашений в строгом соответствии с действующим законодательством, а также регулярный контроль за ходом их исполнения.


7. Заключительные положения


Правительство Кировской области будет осуществлять умеренную долговую политику, направленную на снижение уровня долговой нагрузки областного бюджета, эффективное использование механизмов государственной поддержки, обеспечение платежеспособности, а также способности Кировской области осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для Кировской области, в соответствии с действующим законодательством.


Решению этих задач будут способствовать повышение прозрачности системы управления государственным долгом, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, поддержание кредитных рейтингов Кировской области как надежного заемщика.


Фактический объем и структура государственных заимствований Кировской области будут определяться результатами исполнения областного бюджета и конъюнктурой внутреннего долгового рынка.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ