ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2024 года N 827-пп
Об основных направлениях
государственной долговой политики
Архангельской области на 2025 год и на
плановый период 2026 и 2027 годов
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1
Бюджетного кодекса Российской
Федерации, пунктом 30 статьи 5 областного
закона от 23 сентября 2008 года N 562-29-ОЗ "О
бюджетном процессе Архангельской
области" Правительство Архангельской
области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные
направления государственной долговой
политики Архангельской области на 2025 год
и на плановый период 2026 и 2027 годов.
2. Признать утратившим силу
постановление Правительства
Архангельской области от 21 сентября 2023
года N 886-пп "Об основных направлениях
государственной долговой политики
Архангельской области на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годов".
3. Настоящее постановление вступает в
силу с 1 января 2025 года, но не ранее дня
его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 14.10.2024 N 827-пп
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2025 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2026 И 2027
ГОДОВ
I. Общие положения
Государственная долговая политика
Архангельской области является
составной частью бюджетной политики и
заключается в реализации комплекса мер,
направленных на обеспечение потребности
Архангельской области в заемном
финансировании, своевременное и полное
исполнение государственных долговых
обязательств Архангельской области
(далее - долговые обязательства) при
минимизации расходов на их обслуживание,
поддержание объема и структуры долговых
обязательств, исключающих их
неисполнение.
Основные направления государственной
долговой политики Архангельской области
на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027
годов (далее - долговая политика)
устанавливают основные факторы,
определяющие характер и направления
долговой политики, цели, задачи и
инструменты реализации долговой
политики, а также риски, возникающие в
процессе управления государственным
долгом Архангельской области (далее -
государственный долг).
II. Итоги реализации долговой политики
Рост государственного долга наблюдался
с 2008 по 2016 годы. С 2014 года отмечалось
значительное снижение темпов роста
государственного долга, а в 2017 - 2019 годах -
снижение его объема (на 7043,8 млн. рублей,
или 17,2 процента). Существенное
сокращение долговых обязательств стало
возможным благодаря взвешенной долговой
и бюджетной политике, поступлению
дополнительных собственных доходов, а
также внедрению в бюджетный процесс
новых казначейских инструментов.
Однако в 2020 году в связи с
нестабильностью на сырьевых рынках и
распространением новой коронавирусной
инфекции произошло существенное
сокращение собственных доходов
областного бюджета, что при неполной
компенсации их сокращения из
федерального бюджета привело к
значительному росту государственного
долга. За 2020 год государственный долг
вырос на 8700,1 млн. рублей (на 25,6 процента),
а уровень государственного долга вырос с
53 до 77 процентов к общему объему доходов
без учета безвозмездных поступлений.
В то же время дополнительное поступление
собственных доходов областного бюджета
в 2021 - 2022 годах позволило снизить
относительный уровень государственного
долга к собственным доходам областного
бюджета по сравнению с 2020 годом с 77 до 55
процентов. Объем государственного долга
за 2021 год сократился незначительно (на 44,9
млн. рублей), за 2022 год увеличился вместо
планируемых 9,6 млрд. рублей на 3,9 млрд.
рублей (9,3 процента) и составил 46,6 млрд.
рублей.
В 2023 году потребовалось дополнительное
привлечение банковских кредитов, так как
темп роста собственных доходов
областного бюджета отстает от темпов
роста потребности в первоочередных
расходах областного бюджета.
В результате объем государственного
долга за 2023 год увеличился в 1,5 раза (на 21,1
млрд. рублей, или 45,2 процента) и составил
67,7 млрд. рублей. При этом уровень
государственного долга вырос с 55 до 77
процентов (от собственных доходов
областного бюджета).
Расходы на обслуживание
государственного долга за 2023 год
увеличились на 373,0 млн. рублей (в 2,6 раза) и
составили 601,1 млн. рублей. Такое
значительное увеличение обусловлено
ростом объема коммерческого долга на 15,0
млрд. рублей (в 2,9 раза), а также
увеличением стоимости привлекаемых
коммерческих кредитов (с 6,56 до 12,01
процента годовых) в связи с постоянным
ростом в течение второго полугодия 2023
года ключевой ставки Центрального банка
Российской Федерации (далее - ключевая
ставка) (с 7,5 до 16,0 процента годовых).
Кроме того, на рост расходов на
обслуживание государственного долга
влияет значительное увеличение оборотов
(привлечено/погашено) по коммерческим
кредитам в связи с введением с 1 января 2023
года механизма единого налогового
платежа. Сроки уплаты налогов
унифицированы и смещены на конец месяца.
Для покрытия кассовых разрывов в течение
каждого месяца требуется дополнительное
привлечение коммерческих кредитов,
которые погашаются в конце месяца за
счет поступивших доходов.
Вместе с тем эффективное управление
государственным долгом (использование
краткосрочных казначейских кредитов,
кредитов в форме возобновляемых
кредитных линий, временно свободных
остатков средств государственных
бюджетных и автономных учреждений
Архангельской области, средств,
находящихся во временном распоряжении
получателей средств областного бюджета,
средств участников казначейского
сопровождения и получателей средств из
областного бюджета) позволило
существенно оптимизировать в 2023 году
расходы на обслуживание
государственного долга. Бюджетный
эффект (экономия средств областного
бюджета) по сравнению с использованием
коммерческих кредитов за 2023 год составил
1826,6 млн. рублей.
В текущем финансовому году в областном
бюджете разрыв между темпами роста
собственных доходов и неотложных
первоочередных расходов увеличился, в
связи с чем параметры областного бюджета
продолжают оставаться дефицитными. По
сравнению с аналогичным периодом
прошлого года наблюдается существенный
рост государственного долга.
На 1 октября 2024 года государственный долг
составил 81 520,8 млн. рублей, из которых 30
600,0 млн. рублей - коммерческий долг. По
сравнению с началом 2024 года общий объем
долга вырос на 13 872,7 млн. рублей (на 20,5
процента), объем коммерческого долга - на
7600,1 млн. рублей (на 33,0 процента).
Погашение в начале 2024 года коммерческих
кредитов под относительно низкие
процентные ставки (от 8,2 до 10,72 процента
годовых), а также высокий уровень
ключевой ставки и ее рост привели к
существенному росту средневзвешенной
ставки по привлеченным коммерческим
кредитам с 12,01 процента годовых (на 1
января 2024 года) до 18,87 процента годовых
(на 1 октября 2024 года).
При этом, учитывая, что преимущественную
часть кредитов в долговом портфеле
Архангельской области составляют
кредиты по "плавающей" ставке
(ключевая ставка плюс надбавка), каждое
увеличение ключевой ставки приводит к
росту расходов на обслуживание
государственного долга.
На фоне роста ключевой ставки и
продолжающегося увеличения объема
государственного долга существенно
растут расходы на его обслуживание. За
девять месяцев 2024 года данные расходы
уже составили 2684,9 млн. рублей, что в 4,5
раза больше, чем за 2023 год (в том числе 450,2
млн. рублей - проценты за сентябрь,
уплаченные 2 октября 2024 года).
По итогам 2024 года ожидается еще больший
рост государственного долга (до 85 282,9 млн.
рублей) и, соответственно, расходов на
его обслуживание, что связано с
необходимостью безусловного
обеспечения расходных обязательств,
растущих темпами, опережающими темпы
роста доходов.
Для оптимизации структуры
государственного долга и сокращения
стоимости его обслуживания в 2021 - 2022
годах из федерального бюджета получены
бюджетные кредиты для погашения
долговых обязательств по рыночным
заимствованиям в общей сумме 20 531,9 млн.
рублей (из них для погашения долговых
обязательств муниципальных образований
Архангельской области - 1599,4 млн. рублей)
со сроками погашения в 2025 - 2029 годах.
Указанные федеральные меры поддержки
позволили оптимизировать структуру
государственного долга (по состоянию на 1
октября 2024 года в структуре долга
бюджетные кредиты составляют 62 процента)
и, соответственно, снизить расходы на его
обслуживание.
Кроме того, оказана федеральная
поддержка в виде предоставления
следующих кредитов:
1) бюджетных кредитов на финансовое
обеспечение реализации
инфраструктурных проектов в общей сумме
2997,9 млн. рублей (в 2022 - 2024 годах);
2) специальных казначейских кредитов в
общей сумме 2509,2 млн. рублей (в 2023 году);
3) бюджетного кредита на пополнение
остатка средств на едином счете бюджета
субъекта Российской Федерации,
предоставляемых в целях опережающего
финансового обеспечения расходных
обязательств субъектов Российской
Федерации, на погашение которых в 2024 году
из федерального бюджета были
предусмотрены межбюджетные трансферты,
в сумме 2761,1 млн. рублей (в 2023 году).
Бюджетный кредит был погашен в 2024 году за
счет указанных межбюджетных
трансфертов.
По итогам 2023 года и девяти месяцев 2024
года параметры государственного долга и
расходов на его обслуживание
соответствуют требованиям бюджетного
законодательства Российской Федерации.
В целях обеспечения открытости данных
информация о величине и структуре
государственного долга ежемесячно
размещается в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" на официальном
сайте Правительства Архангельской
области на странице "Бюджет"
(подраздел "Государственный долг"
раздела "Отчетность") по адресу:
https://dvinaland.ru/budget/reporting/.
III. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики
Основными факторами, определяющими
характер и направления долговой
политики, являются:
1) необходимость финансового обеспечения
расходных обязательств Архангельской
области, принимаемых с учетом политики
расходования бюджетных средств,
направленной на достижение национальных
целей и стратегических задач,
установленных указами Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204
"О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", от 7 мая 2024 года N 309 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года" и документами
стратегического планирования
Архангельской области;
2) влияние денежно-кредитной политики
Центрального банка Российской
Федерации, уровень ключевой ставки и его
изменение;
3) обеспечение возможности исполнения
обязательств Архангельской области по
следующим соглашениям:
о реструктуризации бюджетных кредитов,
предоставленных на частичное покрытие
дефицита областного бюджета;
о реструктуризации бюджетных кредитов,
предоставленных для погашения бюджетных
кредитов на пополнение остатков средств
на счетах бюджетов субъектов Российской
Федерации;
о предоставлении бюджетного кредита для
погашения долговых обязательств
субъекта Российской Федерации
(муниципального образования) в виде
обязательств по государственным
(муниципальным) ценным бумагам и
кредитам, полученным субъектом
Российской Федерации (муниципальным
образованием) от кредитных организаций,
иностранных банков и международных
финансовых организаций;
о мерах по социально-экономическому
развитию и оздоровлению государственных
финансов Архангельской области;
4) необходимость индексации расходов
областного бюджета на выплату
заработной платы работникам бюджетной
сферы, меры социальной поддержки и
оплату коммунальных услуг
государственными учреждениями
Архангельской области;
5) необходимость учета:
изменений, вносимых в бюджетное
законодательство Российской Федерации и
законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах;
положений Бюджетного кодекса Российской
Федерации в части оценки долговой
устойчивости субъектов Российской
Федерации и их ранжирования в
зависимости от уровня долговой
устойчивости;
нестабильности конъюнктуры рынка услуг
по предоставлению кредитов кредитными
организациями.
IV. Цели и задачи долговой политики
Целями долговой политики являются:
обеспечение сбалансированности и
долговой устойчивости областного
бюджета;
обеспечение потребностей областного
бюджета в заемном финансировании;
минимизация расходов областного бюджета
на обслуживание государственного долга;
исполнение долговых обязательств в
полном объеме и в установленные сроки.
Основными задачами долговой политики
являются:
1) обеспечение выполнения показателей,
установленных Бюджетным кодексом
Российской Федерации, в сфере
государственных заимствований
Архангельской области (далее -
заимствования) и управления
государственным долгом, в том числе с
учетом вновь введенных в 2024 году
ограничений относительно объема
государственного долга и объема
расходов бюджета субъекта Российской
Федерации на исполнение концессионных
соглашений, соглашений о
государственно-частном партнерстве, а
также по уплате лизинговых платежей по
договорам финансовой аренды (лизинга),
одной из сторон которого является
субъект Российской Федерации;
2) поддержание объема и структуры
государственного долга, исключающих
неисполнение долговых обязательств;
3) обеспечение возможности выполнения
условий реструктуризации задолженности
Архангельской области перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам,
проведенной в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 декабря 2017
года N 1531 "О проведении в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам", в том числе:
обеспечение дефицита областного бюджета
на уровне не более 10 процентов от суммы
доходов областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за
соответствующий финансовый год;
обеспечение доли общего объема
государственного долга от суммы доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за
соответствующий финансовый год:
на 1 января 2026 года - 66 процентов;
на 1 января 2027 года - 64 процента;
на 1 января 2028 года - 62 процента;
обеспечение доли общего объема долговых
обязательств по государственным ценным
бумагам Архангельской области и
кредитам, полученным Архангельской
областью от кредитных организаций,
иностранных банков и международных
финансовых организаций, от суммы доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за
соответствующий финансовый год:
на 1 января 2026 года - 55 процентов;
на 1 января 2027 года - 55 процентов;
на 1 января 2028 года - 55 процентов;
обеспечение возможности привлечения в
областной бюджет кредитов от кредитных
организаций, иностранных банков и
международных финансовых организаций
исключительно по ставкам на уровне не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1
процент годовых;
при предоставлении местным бюджетам
муниципальных образований
Архангельской области бюджетных
кредитов из областного бюджета
установление нормы в части обеспечения
возможности привлечения в местный
бюджет муниципального образования
Архангельской области кредитов от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций исключительно по ставкам на
уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленный Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенный на 1 процент годовых;
4) обеспечение возможности выполнения
условий реструктуризации задолженности
Архангельской области перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам,
проведенной в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 28 июня 2021 года N
1029 "Об утверждении Правил проведения в
2021 году реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам";
5) обеспечение возможности выполнения
условий предоставления областному
бюджету из федерального бюджета
бюджетного кредита для погашения
долговых обязательств в виде
обязательств по государственным ценным
бумагам и кредитам, полученным
Архангельской областью от кредитных
организаций, иностранных банков и
международных финансовых организаций,
установленных постановлением
Правительства Российской Федерации от 15
июля 2021 года N 1206 "Об утверждении
Правил предоставления, использования и
возврата субъектами Российской
Федерации бюджетных кредитов,
полученных из федерального бюджета для
погашения долговых обязательств
субъекта Российской Федерации
(муниципального образования) в виде
обязательств по государственным
(муниципальным) ценным бумагам и
кредитам, полученным субъектом
Российской Федерации (муниципальным
образованием) от кредитных организаций,
иностранных банков и международных
финансовых организаций, на 2021 год", в
том числе обеспечение неувеличения на 1
января 2026 года, на 1 января 2027 года и на 1
января 2028 года доли общего объема
долговых обязательств по рыночным
заимствованиям Архангельской области и
муниципальных образований
Архангельской области более 25 процентов
объема доходов консолидированного
бюджета Архангельской области без учета
безвозмездных поступлений за 2025 - 2027 годы
соответственно;
6) обеспечение постоянного доступа на
рынки капитала на приемлемых для
Архангельской области условиях;
7) оптимизация структуры
государственного долга по видам и срокам
государственных заимствований;
8) сокращение рисков, связанных с
осуществлением государственных
заимствований.
V. Инструменты реализации долговой
политики
Инструментами реализации долговой
политики являются:
1) направление дополнительных доходов,
полученных при исполнении областного
бюджета, на досрочное погашение долговых
обязательств;
2) проведение операций по управлению
государственным долгом, направленных на
оптимизацию его структуры посредством
систематического отбора форм
государственных заимствований, а также
на снижение стоимости государственных
заимствований, не приводящих к
увеличению дефицита областного бюджета,
верхнего предела государственного долга
и расходов областного бюджета на
обслуживание долговых обязательств;
3) эффективное использование временно
свободных остатков средств
государственных бюджетных и автономных
учреждений Архангельской области,
средств, находящихся во временном
распоряжении получателей средств
областного бюджета, а также средств
участников казначейского сопровождения
и получателей средств из областного
бюджета;
4) осуществление государственных
внутренних заимствований в соответствии
с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и
муниципальных нужд" с учетом
планируемых кассовых разрывов,
обеспечения равномерного распределения
долговой нагрузки по годам, увеличения
сроков заимствований в момент
максимального благоприятствования,
когда стоимость привлекаемых
Архангельской областью финансовых
ресурсов минимальна;
5) проведение работы с кредитными
организациями по снижению процентных
ставок по заключенным государственным
контрактам на предоставление кредитных
ресурсов для финансирования дефицита
бюджета Архангельской области и (или)
погашения долговых обязательств;
6) активное использование бюджетных
кредитов на пополнение остатка средств
на едином счете областного бюджета;
7) участие в программах реструктуризации
задолженности Архангельской области
перед Российской Федерацией по
бюджетным кредитам;
8) оперативное использование
предоставляемых Российской Федерацией
возможностей по получению новых
долгосрочных и краткосрочных бюджетных
кредитов в максимальном объеме и на
предельно допустимые сроки, в том числе
бюджетных кредитов на финансовое
обеспечение реализации
инфраструктурных проектов и специальных
казначейских кредитов;
9) мониторинг, анализ и оценка
потенциальных рисков, связанных с
предоставлением государственных
гарантий Архангельской области,
осуществлением государственных
заимствований и управлением
государственным долгом;
10) недопущение предоставления
государственных гарантий Архангельской
области без обеспечения регрессных
требований;
11) недопущение предоставления
государственных гарантий Архангельской
области в случае, если их предоставление
повлечет нарушение условий
реструктуризации задолженности
Архангельской области перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам;
12) мониторинг соответствия параметров
государственного долга ограничениям,
установленным Бюджетным кодексом
Российской Федерации, в том числе с
учетом вновь введенных в 2024 году
ограничений относительно объема
государственного долга и объема
расходов бюджета субъекта Российской
Федерации на исполнение концессионных
соглашений, соглашений о
государственно-частном партнерстве, а
также по уплате лизинговых платежей по
договорам финансовой аренды (лизинга),
одной из сторон которого является
субъект Российской Федерации;
13) проведение операций по досрочному
рефинансированию долговых обязательств
перед кредитными организациями в целях
снижения процентных ставок за
пользование кредитными ресурсами и
соответственно сокращения расходов на
обслуживание государственного долга;
14) выполнение плана мероприятий по
оздоровлению государственных финансов
Архангельской области и плана
мероприятий по сокращению
государственного долга Архангельской
области, утвержденных распоряжением
Правительства Архангельской области.
VI. Анализ рисков для областного бюджета,
возникающих в процессе управления
государственным долгом
Основными рисками для областного
бюджета, возникающими в процессе
управления государственным долгом,
являются:
процентный риск - вероятность
значительного увеличения суммы расходов
областного бюджета на обслуживание
государственного долга вследствие
постоянного роста ключевой ставки и
преимущественной части кредитов в
долговом портфеле Архангельской
области, заключенных по "плавающей"
ставке (ключевая ставка плюс надбавка);
риск недостижения планируемых объемов
поступлений доходов областного бюджета -
недопоступление доходов областного
бюджета потребует поиска альтернативных
источников для выполнения принятых
расходных обязательств областного
бюджета и обеспечения его
сбалансированности;
риск рефинансирования - отсутствие
возможности осуществить на приемлемых
для Архангельской области условиях
новые государственные заимствования для
своевременного погашения долговых
обязательств;
риск ликвидности - отсутствие на едином
счете областного бюджета необходимых
средств для полного исполнения долговых
и расходных обязательств Архангельской
области в срок;
риск невыполнения условий
реструктуризации задолженности
Архангельской области перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам.
Основными мерами, принимаемыми в
отношении управления рисками,
связанными с реализацией долговой
политики, являются:
достоверное прогнозирование доходов
областного бюджета и поступлений по
источникам финансирования дефицита
областного бюджета;
недопущение принятия новых расходных
обязательств Архангельской области, не
обеспеченных стабильными источниками
финансирования;
мониторинг конъюнктуры финансового
(долгового) рынка с целью анализа
перспективы рефинансирования
действующих обязательств Архангельской
области;
планирование государственных
заимствований с учетом экономических
возможностей по привлечению ресурсов,
текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке
заимствований;
мониторинг выполнения условий получения
и реструктуризации бюджетных кредитов,
предоставленных Архангельской области
из федерального бюджета;
принятие взвешенных и экономически
обоснованных решений по принятию
долговых обязательств.