Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 августа 2024 года N 302-р


[Об утверждении Стратегии развития спортивной медицины в Республике Калмыкия до 2026 года]


     
     В соответствии с пунктом 3.1 протокольного решения Всероссийского совещания по развитию спортивной медицины в регионах Российской Федерации от 8 декабря 2022 года N 58/30-3/644:


     Утвердить прилагаемую стратегию развития спортивной медицины в Республике Калмыкия до 2026 года.



Председатель Правительства
Республики Калмыкия
Г.БОСХОМДЖИЕВА



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 27 августа 2024 г. N 302-р



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ ДО 2026 ГОДА



I. Общие положения


     Настоящая Стратегия развития спортивной медицины в Республике Калмыкия до 2026 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с решениями, выработанными в ходе Всероссийского совещания по развитию спортивной медицины в регионах Российской Федерации от 8 декабря 2022 г., состоявшегося в рамках проведения XVII Международной научной конференции по вопросам состояния и перспективам развития медицины спорта высших достижений "СпортМед-2022".


     Поступательное развитие службы спортивной медицины Республики Калмыкия, основанной на развитии инфраструктуры и ресурсного обеспечения, включающей финансовое, материально-техническое оснащение службы на основе принципов стандартизации, наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед службой, формирует повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом.


     Правовую основу Стратегии составляют:


     Конституция Российской Федерации;


     Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";


     Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";


     Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


     Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";


     постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";


     приказ Министерства здравоохранения в Российской Федерации от 23 октября 2020 года N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях";


     приказ Федерального медико-биологического агентства России от 8 сентября 2023 года N 178 "Об утверждении порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации";


     Закон Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 года N 72-V-З "О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия";


     приказ Министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 3 апреля 2015 года N 361пр "Об организации работы по медицинскому обеспечению выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".


     Одним из ожидаемых результатов реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" является повышение к 2030 году уровня удовлетворенности граждан условиями для занятий физической культурой и спортом.



II. Оценка текущего состояния службы спортивной медицины в Республике Калмыкия



2.1. Сведения о Республике Калмыкия


     Республика Калмыкия расположена в зонах степей, полупустынь и пустынь и занимает территорию с общей площадью 74,7 тысяч км2 (0,4% территории Российской Федерации). Республика находится на юго-востоке европейской части Российской Федерации. На западе республика граничит с Ростовской областью, на севере и северо-западе - с Волгоградской областью, на востоке - с Астраханской областью, на юге - с Республикой Дагестан и на юго-западе - со Ставропольским краем. Протяженность территории республики с севера на юг 458 км, а с запада на восток - 423 км. Республика Калмыкия входит в состав Южного федерального округа (далее - ЮФО). В северо-восточной части республики протекает река Волга (12 км). На юге республики на границе со Ставропольским краем расположено Чограйское водохранилище, на востоке - Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тысяч км2.


рис. 1. Карта Калмыкии


     Число административно-территориальных единиц: районов - 13, городов - 3. Столица республики - город Элиста.


     Административное деление Республики Калмыкия:


     - Элиста


     - Городовиковский район


     - Ики-Бурульский район


     - Кетченеровский район


     - Лаганский район


     - Малодербетовский район


     - Октябрьский район


     - Приютненский район


     - Сарпинский район


     - Целинный район


     - Черноземельский район


     - Юстинский район


     - Яшалтинский район


     - Яшкульский район


     Плотность населения - 3,6 человека на км2 (РФ - 8,5 человек на км2). Численность постоянного населения Республики Калмыкия на 01.01.2024 составила 266770 человек, из них - дети (0 - 14 лет) - 54010, подростки (15 - 17 лет) - 11409, взрослые (18 лет и старше) - 204351. В общей структуре населения доля горожан составила 46,9% (125275 человек), сельских жителей - 53,1% (141495 человек).


     На территории Республики Калмыкия имеется 558 спортивных сооружений, из них 4 - в федеральной собственности, 39 - в республиканской собственности, 504 - в муниципальной, 11 - в иной форме собственности. В сельской местности находится 410 спортивных сооружений. Общая единовременная пропускная способность всех объектов составила 12393 человека, в том числе 8921 - в сельской местности.


     Доля жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, из общей численности населения республики в возрасте от 3 до 79 лет составила в 2023 году - 54,6% (в 2022 году - 48,0%, в 2021 году - 46,1%).


     Из 30 медицинских организаций, находящихся под единым функциональным и организационно-методическим управлением Министерства здравоохранения Республики Калмыкия, в 2023 году службу спортивной медицины представляет врачебно-физкультурный диспансер бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи N 2 "Сулда" (картографические материалы (рис. 2, 3) изложены в приложении N 4 к Стратегии).


     Бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи N 2 "Сулда" - многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения Республики Калмыкия второго уровня без стационара, оказывающее первичную специализированную медико-санитарную помощь.


     В структуру медицинской организации входят подразделения:


     врачебно-физкультурный диспансер;


     центр профессиональной патологии;


     центр здоровья для взрослого населения;


     региональный центр общественного здоровья и медицинской профилактики.



Структура службы наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом на территории Республики Калмыкия



Таблица 1

Вид организации (структурного подразделения)

Кол-во в субъекте РФ

наименование медицинской организации, место расположения

Численность обслуживаемого населения

взрослые

дети

врачебно-

физкультурный диспансер

1

Бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи N 2 "Сулда", Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Г.О. Рокчинского, 1

201351

65419


     Врачебно-физкультурный диспансер является единственной в республике медицинской организацией, осуществляющей деятельность по профилю "спортивная медицина и лечебная физкультура".


     Наряду с врачебно-физкультурный диспансером к медицинским организациям, имеющим право выдачи допуска к занятию физической культурой и спортом и выполнению норматива (тестов) комплекса "Готов к труду и обороне" по результатам профилактического осмотра или диспансеризации, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020 года N 1144н относятся - бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Городская поликлиника", 12 районных больниц, в состав которых входят поликлиники, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь населению.


     Медицинские организации проводят специализированную оценку состояния здоровья спортсменов, допуск выдается участковым педиатром или терапевтом в случае установки 1 или 2 группы здоровья. Во всех других случаях полноценные медицинские обследования по программе углубленного медицинского осмотра спортсмены проходят во врачебно-физкультурном диспансере с получением допуска к занятию спортом. Объемы и кратность углубленных медицинских осмотров зависят от этапа спортивной подготовки.


     Юридический адрес врачебно-физкультурного диспансера: Республика Калмыкия, город Элиста, ул. Г.О. Рокчинского, дом 1, общей площадью 3724 м2. На данной площади также базируется и центр профессиональной патологии, центр здоровья для взрослого населения, региональный центр общественного здоровья и медицинской профилактики. Функционируют: кабинеты физиотерапевтические, функциональной диагностики (электрокардиографическое и ультразвуковое исследование), процедурный кабинет. Работают: отделение лечебной физкультуры; тренажерный зал, клинико-диагностическая лаборатория, централизованное стерилизационное отделение. Здание оборудовано системами водо-тепло-энергоснабжения и канализации; оснащено телефонной и оптоволоконной связью с выходом в информационно-коммуникационную сеть "Интернет". Мощность врачебно-физкультурного диспансера составляет 135 посещений в смену.



Финансовое обеспечение


     Финансовое обеспечение деятельности врачебно-физкультурной службы осуществляется за счет субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а также за счет средств, получаемых бюджетным учреждением Республики Калмыкия "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи N 2 "Сулда" от иной приносящей доход деятельности.



Штат и кадры врачебно-физкультурного диспансера



Таблица 2

штат/ год

Врачи

средний медицинский персонал

Штат

Физические лица

% укомплектованности

штат

Физические лица

% укомплектованности

2021

20,75

12

69,3

15,5

9

60

2022

21,0

11

52,3

15,5

10

64,5

2023

23,0

17

73,9

12,0

10

83,3

2024

23,0

17

73,9

12,0

10

83,3


     Согласно штатному расписанию утверждены 6 единиц врачей спортивной медицины (5 физических лиц), 1 единица врача по лечебной физкультуре, 5 единиц фельдшеров (3 физических лиц), 1 - акушерки, 5 медицинских сестер, 2.5 единиц инструктора по лечебной физкультуре.


     16 штатных единиц приходится на врачей-специалистов: офтальмолога, оториноларинголога, невролога, педиатра, хирурга, гинеколога, дерматолога, кардиолога и врачей параклинической службы.


     Укомплектованность врачами-физическими лицами по спортивной медицине составляет 73,9%. Все врачи по спортивной медицине и лечебной физкультуре имеют первичную специализацию и сертификат специалиста, аккредитацию. На 01.01.2024 квалификацию высшей категории имеют 3 человека или 75,0% (в 2022 году 2 специалиста - 50,0%). В других медицинских организациях республики ставка врача спортивной медицины в штатном расписании не предусмотрена.


     Средний медицинский персонал врачебно-физкультурного диспансера укомплектован на 83,3%.


     Показатель укомплектованности должностей инструкторов по лечебной физкультуре составляет 80% (2.5 шт. ед. - 2 физ. лиц.), не меняется на протяжении последних лет.



2.2. Основные показатели врачебно-физкультурной деятельности в Республике Калмыкия


     Численность лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в 2023 году составило 54,6% от общей численности населения, в 2022 году - 48%, в 2021 году - 46,1% согласно отчетным формам (N 1 - сведения о физической культуре и спорте, N 3 - сведения об адаптивной физической культуре и спорте) Министерства физической культуры и спорта Республики Калмыкия.



Таблица 3

год

всего (человек)

из них:

спортсмены

спортсмены-инвалиды

2021

116967

34074

1489

2022

127655

26926

2477

2023

145467

30164

2626


     Отмечается ежегодный рост в среднем на 8 тысяч человек приверженцев здорового, активного образа жизни, связанных с занятиями физической культурой и спортом. Самый положительный момент - рост числа граждан с различными видами инвалидности за последний календарный год до 6,0%, занимающихся адаптивным спортом.


     По данным отраслевой статистической отчетности в 2023 году (форма N 53 "Отчет о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом") число прошедших углубленный медицинский осмотр в врачебно-физкультурном диспансере и районных медицинских организациях составило 9794 человека.



Таблица 4



Число лиц, занимающихся физической культурой и спортом, и прошедших углубленное медицинское обследование в 2021 - 2023 годах, по Республике Калмыкия

Прошли углубленное медицинское обследование (человек)

2021 год

2022 год

2023 год

взрослые

дети

взрослые

дети

взрослые

дети

всего человек

461

7043

823

8736

889

8905

в том числе: спортсмены сборных команд

101

1124

37

696

54

700

учащиеся детско-юношеских спортивных школ

0

2997

12

4318

19

4496

лица, занимающиеся в спортивных секциях

325

2570

723

3466

774

3602

лица, занимающиеся в группах общей физической подготовки, "здоровья" и др.

35

352

51

256

42

107

Всего

7504

9559

9794


     В 2023 году охват углубленными медицинскими осмотрами лиц составил 9794 чел., занимающихся физической культурой и спортом, вырос в 1,02 и 1,3 раза в сравнении с 2022 и 2021 годами (9559 и 7504 человек).


     Это связано, в первую очередь, со сменой юридического адреса и объединением всех подразделений бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи N 2 "Сулда", переформированием логистики, оказания медицинской помощи данной категории населения. В целях оптимизации работы по оказанию профильной помощи откорректирована маршрутизация пациентов с разработанной системой максимального охвата для медицинского обеспечения лиц, занимающимся физической культурой и спортом, сокращением сроков прохождения медицинских осмотров.


     Из числа прошедших углубленные медицинские осмотры 7,6% - спортсмены сборных команд; 46,1% - спортсмены спортивных школ; 44,8% - лица, занимающиеся в спортивных секциях; 1,5% - занимающиеся в группах здоровья и общей физической подготовкой.


     Спортивными врачами врачебно-физкультурного диспансера из общего числа обследованных осмотрено 5888 спортсменов и лиц, занимающихся в спортивных секциях, охваченных углубленными медицинскими осмотрами, включая предварительные и периодические. Число обследованных спортсменов в 2023 году в 1,18 и 1,01 раза выше в сравнении с 2021 - 2022 годами (4952 и 5811). Этапными и текущими медицинскими обследованиями охвачено 1980 человек.



Таблица 5



Число посещений лиц, занимающихся спортом во врачебно-физкультурном диспансере

Посещения

Посещения

2021 год

2022 год

2023 год

1. всего посещений,

28780

31270

32557

в т.ч. посещения, назначенные спортивными врачами

8428

11509

11538

2. всего обращений по поводу заболеваний

861

1348

1061

2.1. в т.ч. по заболеваниям, выявленным впервые

168

102

89


     Общее число посещений за 2023 год выросло на 4,1% и на 13,1% в сравнении с 2022 - 2021 годами, но остается ниже "доковидного" 2019 года (37935). На долю спортивных врачей приходится - 36% (11538) посещений и приближается к показателю "доковидного" периода 2019 года (12831).


     В 2023 году число обращений по заболеванию составило 1061 случай, впервые выявленная патология - 89 (8,3%). По отношению к 2022 году число обращений снизилось в 1,3 раза (1379 случаев), а впервые выявленная патология снизилась в результате снижения напряженности по COVID-19, в 1,1 раза. Основную долю в структуре заболеваний в течение последних трех лет составляет патология глаз и придаточного аппарата, в основном за счет нарушения рефракции и аккомодации, и составило 30% от общего числа заболеваний в 2023 году (в 2022 году - 41%, в 2021 году - 33%).


     На заболевания лор-органов (полипозный пансинусит, хронический средний отит, перфорация барабанной перепонки, гипертрофия небных миндалин, аденоиды 3 степени и др.) приходится 19% в 2023 году и 16 - 24% в 2022 - 2021 годах.


     В дальнейшем картина заболеваний варьирует, но неизменно, в лидерах:


     заболевания сердечно-сосудистой системы (врожденные пороки сердца, нарушения ритма и проводимости, а также 2 случая сосудистой патологии - последствия острого нарушения мозгового кровообращения с правосторонним гемипарезом, аномалия Арнольда-Киари у юноши спортсмена (боксера);


     заболевания опорно-двигательного аппарата;


     заболевания кожи (атопический дерматит и 2 случая с диагнозом - врожденный пигментный невус с оволосением значительных размеров с быстрым ростом кожи правого бедра).



Таблица 6



Диспансерное наблюдение за лицами, занимающимися спортом, состоящими на учете во врачебно-физкультурном диспансере в 2021 - 2023 гг.

Показатели

2021 год

2022 год

2023 год

в цифрах

(человек)

%

в цифрах

(человек)

%

в цифрах

(человек)

%

Всего спортсменов, состоящих на учете, по результатам углубленного медицинского осмотра

4952

5811

5888

из них нуждались в лечении, всего

256

5,2

293

5,1

285

4,8

закончили лечение, всего

211

82

253

86

274

96,1

лица, не допущенные к занятиям спортом

58

1,1

44

0,7

40

0,7


     В результате экспертной оценки углубленных медицинских осмотров из 5888 обследованных в 2023 году, нуждающихся в лечении составило 4,8% (в 2022 году - 5,1% из 5811, в 2021 году - 5,2% из 4952 человека). Показатель нуждающихся в лечении спортсменов в последние годы стабильный.


     По результатам выявленных заболеваний и патологических состояний, входящих в перечень медицинских противопоказаний к учебно-тренировочному процессу и участию в спортивных соревнованиях, число лиц, не допущенных к занятиям спортом, составило 40 человек. Данный показатель снизился в сравнении с 2022 и 2021 годами на 10 и 45 процентов соответственно, за счет ежегодного динамического наблюдения за спортсменами и 100% прохождения углубленного медицинского осмотра и периодических осмотров.


     По структуре заболеваний, выявленных среди лиц, не допущенных к занятиям спортом, по-прежнему, как и в предыдущие годы превалирует патология органов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм - в 20 случаях (50,0%). Далее идут заболевания сердечно-сосудистой системы (врожденные пороки сердца, нарушения ритма и проводимости, а также 2 случая геморрагического васкулита), что составило 13 случаев (32,5%), заболевания нервной системы - 6% и др.


     Для сравнения, в 2022 году патология органов зрения составляли 67% (39 случаев), а заболевания сердечно-сосудистой системы - 24%. В 2021 году на заболевания органов зрения и придаточного аппарата приходилось 72% и только 9% составляли заболевания сердечно-сосудистой системы.


     Спортсмены с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с последствиями травм на восстановительном этапе после интенсивных физических нагрузок проходят курсы восстановительного лечения в отделении лечебной физкультуры врачебно-физкультурного диспансера.


     В 2023 году лечение прошли 370 спортсменов, что в 1,2 и 1,5 раза превышает показатель 2022 года (318 человек) и 2021 года (211 человек). В физиотерапевтическом отделении закончили лечение 585 спортсменов, из них детей - 539 и взрослых - 46, в сравнении с 2022 годом (394 спортсмена) и 2021 годом (116 спортсмена) выросло в 1,2 и 5 раз в связи со снятием ограничений по коронавирусной инфекции COVID-19. Число отпущенных процедур всего 4623, из них детям - 3565.


     Массаж получили 449 (в 2022 году - 389, 2021 году - 261) спортсменов.


     Спортивными врачами осуществляется врачебно-педагогическое наблюдение на тренировках, учебно-тренировочных занятиях и сборах, и уроках физкультуры в школьных и дошкольных образовательных организациях. В 2023 году выполнено 77 врачебно-педагогических наблюдений, что выше в 1,5 раза в сравнении с 2022 годом (51) и в 2,4 раза с 2021 годом (32).


     В 2023 году охват врачебно-педагогическим наблюдением составил 985 человек, занимающихся физической культурой и спортом. Обследовано 23 учебно-тренировочных занятия с общим числом участников 356, в том числе: 4 комплексных выхода: бокс - 2, футбол - 1, вольная борьба - 1 с привлечением специалистов кабинета функциональной диагностики и клинико-диагностической лаборатории. В 2022 году было обследовано 41 учебно-тренировочное занятие, в 2021 году - 29.


     Врачи по спортивной медицине врачебно-физкультурного диспансера проводят на постоянной основе работу по организации оказания медицинской помощи при проведении спортивных соревнований от городского до международного уровней. Число медицинского сопровождения спортивных соревнований за 2023 год возросло в сравнении с 2022 и 2021 годом в 1,2 и 2,3 раза из-за снятия санитарно-эпидемиологических ограничений в связи с COVID-19.



Таблица 7



Медицинское обеспечение спортивных соревнований в 2021 - 2023 годах

Годы

Всего обслужено соревнований

Число участников

Число обращений за медицинской помощью

Число лиц, получивших спортивные травмы

Показатель травматизма на 1000 участников

всего

из них: тяжелые, нуждающиеся в госпитализации

2021

36

3171

87

66

-

32,1

2022

67

7590

102

96

-

30,1

2023

82

7935

256

250

-

31,5


     В 2023 году за медицинской помощью обратились 256 человек, из них 250 - спортсмены, получившие спортивные травмы, из которых тяжелых, требующих госпитализации, не было. Показатель травматизма в анализируемом году составил 31,5 на 1000 участников.


     В 2022 году за медицинской помощью обратились 102 человека, из них 96 - спортсменов, получивших спортивные травмы, из которых тяжелых, требующих госпитализации не было. Показатель травматизма на 1000 участников в анализируемом году (30,1). Данный показатель относительно стабилен на протяжении анализируемого периода, но выше показателя травматизма по России (РФ - 14.0).


     В целях организации медицинского обеспечения массового спорта и сдачи нормативов комплекса "Готов к труду и обороне" на территории республики реализуется приказ Министерства здравоохранения Республики Калмыкия "Об организации работы по медицинскому обеспечению выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (от 3 апреля 2015 года N 361пр). Приказ включает план мероприятий по организации медицинских допусков к сдаче норм "ГТО", Алгоритм допуска к выполнению нормативов для взрослых и несовершеннолетних, форму справки-допуска к сдаче и форму заявки для участия в сдаче нормативов комплекса "Готов к труду и обороне". В соответствии с алгоритмом допуска несовершеннолетние от 6 до 17 лет допускаются врачом педиатром или фельдшером после прохождения медицинского осмотра в соответствии с приказом Министерства здравоохранения в Российской Федерации от 10 августа 2017 года N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних".


     Лицам от 18 до 70 лет допуски выдаются по месту прикрепления участковым терапевтом. Учащимся и взрослым, занимающимся спортом и состоящим на учете во врачебно-физкультурном диспансере, допуск выдают спортивные врачи. Медицинское сопровождение во время проведения мероприятий по выполнению нормативов комплекса "Готов к труду и обороне" осуществляется сотрудниками врачебно-физкультурного диспансера бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи N 2 "Сулда" по заявкам Министерства физической культуры и спорта Республики Калмыкия.



Таблица 8



Количество участников сдачи нормативов комплекса "Готов к труду и обороне"

Годы

2020

2021

2022

Динамика 2022/2020, %

человек

569

571

663

+ 16,5



2.3. Характеристика проблемы и необходимость решения стратегическими методами


     Служба спортивной медицины в Республике Калмыкия выполняет стоящие перед ней задачи по обеспечению медицинским наблюдением лиц, занимающихся физической культурой и спортом, используя современные подходы и принципы организации медицинской помощи юным и взрослым спортсменам.


     На фоне проводимых лечебно-профилактических мероприятий спортивными врачами по динамическому наблюдению за спортсменами, профилактике травматизма, врачебно-педагогическому наблюдению на тренировках, уроках физкультуры в учебных заведениях, врачебно-физкультурный диспансер сталкивается с определенными объективными причинами, которые затрудняют и осложняют процесс оказания первичной медико-санитарной помощи:


     1. В Республике Калмыкия:


     при ежегодном росте числа лиц, занимающихся физической культурой и спортом, с 116967 человек - в 2020 году до 145467 - к началу 2024 года, отмечается недостаточный охват динамическим наблюдением физкультурников и спортсменов из-за низкого кадрового потенциала службы спортивной медицины (по республике численность врачей спортивной медицины - 5 человек);


     в районных больницах республики отсутствует служба спортивной медицины, в результате чего диспансеризация спортсменов и учащихся детско-юношеских спортивных школ возможна только централизованно во врачебно-физкультурном диспансере.


     2. Врачи узкой специализации БУ РК "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи N 2 "Сулда" осуществляют прием, как лиц, занимающихся физической культурой и спортом, так и работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и декретированную группу населения.


     3. Недостаточное оснащение организации медицинским оборудованием:


     отсутствие аппаратов ультразвукового исследования для проведения эхокардиографии, электроэнцефалографа, холтеровского мониторирования электрокардиологического исследования сердца и системы мониторирования артериального давления, электрокардиографа FХ-8322, велоэргометра медицинского, иммуноферментного анализатора, комплекса медицинского диагностического КМД 16/2;


     имеющееся медицинское оборудование (физиотерапевтическое оборудование) с истекающими сроками технической эксплуатации;


     процент изношенности имеющегося медицинского оборудования врачебно-физкультурного диспансера в большинстве случаев достигает более 70%.


     4. Имеется кадровый дефицит врачей-специалистов в том числе: врачей по спортивной медицине, врача-кардиолога, травматолога-ортопеда, хирурга, функциональной диагностики, физиотерапевта, медицинского психолога.


     5. Несоответствие структуры учреждения врачебно-физкультурной службы современному нормативному правовому регулированию (из-за недостаточности площадей нет возможности развернуть койки дневного стационара, отделение реабилитации для спортсменов и др.).


     Все вышеперечисленные факторы затрудняют и осложняют процесс оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, создают значительные трудности как для специалистов врачебно-физкультурного диспансера, так и для пациентов. Пациенты вынуждены обращаться на платной основе в другие медицинские организации, при этом неся финансовые и временные затраты, что увеличивает сроки прохождения медицинских осмотров, создаются психологические неудобства и, как следствие, нежелание прохождения медицинских обследований.



III. Цели, задачи и приоритетные направления реализации Стратегии


     Основной целью Стратегии является сохранение и укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и продление активного, творческого периода жизни лиц, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, путем обеспечения доступности и качества медицинской помощи, развития профилактического направления и популяризации здорового образа жизни.


     Задачи Стратегии:


     1. Постоянное активное наблюдение за динамикой функционального состояния и оценки адекватности физических нагрузок, эффективности тренировочных занятий лиц, занимающихся физической культурой и спортом, своевременного выявления нарушений в здоровье, проведения соответствующего лечения и медицинской реабилитации, профилактика травматизма.


     2. Укрепление материально-технической базы врачебно-физкультурного диспансера - дооснащение необходимым медицинским оборудованием, в соответствии со стандартами оснащения.


     3. Усиление работы по обучению и повышению квалификации специалистов врачебно-физкультурного диспансера и специалистов медицинских организаций, принимающих участие в оказании помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом.


     4. Активизация работы по применению врачебно-физкультурным диспансером мобильного передвижного лечебно-диагностического медицинского комплекса для проведения обследований спортсменов на местах учебно-тренировочных занятий лиц, отнесенных по состоянию здоровья к занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом.


     5. Совершенствование медицинской информационной системы с интеграцией с региональными информационными системами Министерства физической культуры и спорта Республики Калмыкия и единой государственной системой здравоохранения.


     6. Повышение уровня информированности и степени знаний по вопросам здорового образа жизни и спортивной медицины среди населения посредством просветительской деятельности в организациях по месту жительства, учебы, работы и отдыха населения, печати, радио и телевидения.


     Эффективность достижения цели и задач Стратегии должна обеспечиваться выполнением мероприятий по следующим направлениям:


     1. по оснащению лечебно-диагностической аппаратурой службы спортивной медицины, в объемах соответствующих табелю оснащения диспансеров;


     2. по укреплению кадрового состава медицинской организации;


     3. по интеграции системы электронного документооборота;


     4. по проведению мероприятий, направленных на мотивацию ведения здорового образа жизни населением и противодействие использованию допинговых фармакологических препаратов среди спортсменов;


     5. по поиску оптимальной схемы финансового обеспечения медицинского сопровождения спортивных мероприятий.


     Выполнение запланированных мероприятий приведет к повышению эффективности использования лечебно-диагностических методов и средств физкультуры и спорта для оздоровления населения, профилактики заболеваний и травм при занятиях физической культурой и спортом.



IV. Система стратегических мероприятий


     Достижение поставленной цели и решение задач Стратегии осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и результатам, объединенных по следующим направлениям Плана мероприятий по реализации Стратегии (приложение N 1 к Стратегии) (далее - План):


     1. Укрепление материально-технической базы врачебно-физкультурного диспансера.


     Оснащение современным диагностическим оборудованием, аппаратами для полноценного выполнения функции лечения, профилактики и восстановления здоровья:


     ультразвукового исследования для проведения эхокардиографии;


     холтеровского мониторирования электрокардиологического исследования сердца и системы мониторирования артериального давления;


     электрокардиографом FХ-8322;


     электроэнцефалографом;


     велоэргометром медицинский;


     иммуноферментным анализатором;


     комплексом медицинской диагностической КМД 16/2.


     Замена имеющегося медицинского оборудования (физиотерапевтического) в связи с истекающими сроками технической эксплуатации, аппаратами:


     ударно-волновой терапии (год выпуска - 2010);


     ультравысокочастотной терапии - УВЧ (год выпуска - 1985);


     магнитно-инфракрасный лазерный терапевтический (год выпуска - 2000);


     спирометра (год выпуска - 2013);


     крайневысокочастотной-терапии (год выпуска - 1980);


     амплипульса (год выпуска - 1974).


     2. Кадровое обеспечение службы спортивной медицины, повышение квалификации медицинского персонала.


     Привлечение врачей-лечебников и профессиональной переподготовки специалистов (2024 год - 1 специалист, 2025 год - 3 специалиста, 2026 год - 2 специалиста).


     3. Информатизация спортивной медицины (межведомственная интеграция по системе ЭДО).


     4. Информационно-коммуникационные мероприятия.



V. Обоснование ресурсного обеспечения Стратегии


     Финансирование мероприятий Стратегии планируется за счет средств республиканского бюджета и средств от приносящей доход деятельности БУ РК "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи N 2 "Сулда" (собственные средства учреждения).


     На реализацию Стратегии потребуется 20 638,0 тысяч рублей (в ценах соответствующего года) (приложение N 2 к Стратегии), в том числе:


     в 2024 году - 1 456,0 тысяч рублей (средства республиканского бюджета - 1308,0 тысяч рублей; собственные средства - 148,0 тысяч рублей);


     в 2025 году - 14 255,0 тысяч рублей (средства республиканского бюджета - 13 755,0 тысяч рублей; собственные средства - 500,0 тысяч рублей);


     в 2026 году - 4 927,0 тысяч рублей (средства республиканского бюджета - 4 750,0 тысяч рублей; собственные средства - 177,0 тысяч рублей).



VI. Механизм реализации Стратегии, включая механизмы управления и взаимодействие государственных заказчиков


     Государственным заказчиком - координатором Стратегии является Министерство здравоохранения Республики Калмыкия (далее - Министерство).


     Для управления реализацией мероприятиями Стратегии Министерство осуществляет следующие функции:


     готовит информацию о ходе реализации Стратегии;


     проводит мониторинг реализации Стратегии;


     контролирует выполнение мероприятий Стратегии, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию;


     подготавливает рекомендации по эффективному выполнению мероприятий Стратегии с учетом хода их реализации и тенденций социально-экономического развития Республики Калмыкия;


     выявляет технические и организационные проблемы в ходе реализации Стратегии;


     при необходимости уточняет механизм реализации Стратегии, целевые индикаторы и показатели, расходы на реализацию Стратегии;


     ежеквартально представляет в Министерство финансов Республики Калмыкия информацию о ходе реализации Стратегии.


     К исполнителям мероприятий Плана относятся районные больницы и БУ РК "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи N 2 "Сулда", которые:


     осуществляют текущее управление реализацией Стратегии;


     составляют ежегодную смету реализации Стратегии;


     вносят предложения по уточнению целевых индикаторов и показателей, расходов на реализацию мероприятий Стратегии, а также по совершенствованию механизма их реализации;


     обеспечивают целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Стратегии;


     ежеквартально представляют в Министерство статистическую, финансовую и аналитическую информации о ходе реализации Стратегии;


     при необходимости представляют в Министерство предложения о внесении изменений в Стратегию.



VII. Ожидаемые результаты реализации Стратегии


     Оценка эффективности реализации Стратегии проводится на основе сравнения с данными 2021 - 2023 годов и с учетом достижения следующих показателей:


     увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом) в 2026 году - до 65%;


     ежегодный охват углубленными медицинскими осмотрами спортсменов - до 100%;


     снижение показателя травматизма в период соревнований и тренировочного процесса в 2024 году - до 28,9; в 2025 году - до 27,6; в 2026 году - 26,7 на 1000 участников;


     снижение темпов прироста первичной заболеваемости ожирением - до 9,1% до 2026 года;


     увеличение доли граждан, отказавшихся от потребления табака с 22,1% - в 2023 году до 24,0% - в 2026 году.


     Индикаторные показатели эффективности деятельности:


     1. процент охвата углубленным медицинским осмотром;


     2. процент лиц, прошедших обследование в объеме стандарта углубленного медицинского осмотра;


     3. спортивный травматизм из расчета число случаев спортивной травмы на 1000 участников спортивных мероприятий;


     4. процент лиц, занимающихся адаптивным спортом и адаптивной физической культурой, улучшивших результаты исходного тестирования;


     5. результаты "слепого" анкетирования лиц, занимающихся физической культурой и спортом.



Приложение N 1
к Стратегии развития спортивной медицины
в Республике Калмыкия до 2026 года,
утвержденной распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 27 августа 2024 г. N 302-р



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ ДО 2026 ГОДА

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



Приложение N 2
к Стратегии развития спортивной медицины
в Республике Калмыкия до 2026 года,
утвержденной распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 27 августа 2024 г. N 302-р



РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу



Приложение N 3
к Стратегии развития спортивной медицины
в Республике Калмыкия до 2026 года,
утвержденной распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 27 августа 2024 г. N 302-р



ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ ДО 2026 ГОДА

N

Наименование целевого показателя

Базовое значение

Целевое значение

2024 год

2025 год

2026 год

1

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом) до 65%

54,6

57,0

61,5

65,0

2

увеличение охвата углубленными медицинскими осмотрами спортсменов до 100%

100,00

100,00

100,00

100,00

3

снижение показателя травматизма в период соревнований и тренировочного процесса, на 1 тысячу участников.

30,10

28,90

27,60

26,70

4

снижение темпов прироста первичной заболеваемости ожирением, %

9,40

9,30

9,20

9,10

5

увеличение доли граждан, отказавшихся от потребления табака, %

22,10

22,60

23,10

24,00



Приложение N 4
к Стратегии развития спортивной медицины
в Республике Калмыкия до 2026 года,
утвержденной распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 27 августа 2024 г. N 302-р



КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Медицинские организации Республики Калмыкия, осуществляющие врачебно-физкультурную деятельность (рис. 2)



Физкультурно-спортивные организации Республики Калмыкия по г. Элисте (рис. 3)


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права     Температура в Петрозаводске
  
   © 2025 Кодекс ИТ