ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 мая 2022 года N 502-р
[Об утверждении плана мероприятий
("дорожной карты") по содействию
занятости молодежи Республики
Башкортостан на период до 2030 года на 2022 -
2024 годы]
(с изменениями на 23 июля 2024 года)
(в ред. распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 02.09.2022 N 1046-р, от 23.07.2024 N 819-р)
1. Во исполнение пункта 5
распоряжения Правительства Российской
Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р
утвердить прилагаемый план мероприятий
("дорожную карту") по содействию
занятости молодежи Республики
Башкортостан на период до 2030 года на 2022 -
2024 годы (далее - план мероприятий).
2. Поручить республиканским органам
исполнительной власти и рекомендовать
администрациям муниципальных районов и
городских округов Республики
Башкортостан, иным исполнителям плана
мероприятий, ответственным за его
реализацию:
обеспечить реализацию плана
мероприятий;
ежегодно до 20 февраля года,
следующего за отчетным периодом,
представлять в Министерство семьи, труда
и социальной защиты населения
Республики Башкортостан информацию о
ходе реализации плана мероприятий для
формирования сводного отчета.
3. Исключен. - Распоряжение
Правительства Республики Башкортостан
от 23.07.2024 N 819-р.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.НАЗАРОВ
Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Башкортостан
от 16 мая 2022 г. N 502-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО
СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030
ГОДА НА 2022 - 2024 ГОДЫ
(в ред. распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 02.09.2022 N 1046-р, от 23.07.2024 N 819-р)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Молодежь -
социально-демографическая группа от 14 до
35 лет, выделяемая на основе возрастных
особенностей, социального положения и
характеризующаяся специфическими
интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи
Республики Башкортостан реализуется на
основе:
системы доступной
профессиональной ориентации,
гарантированного общего и
профессионального образования и
профессиональной подготовки,
направленных на приобретение
востребованных навыков;
создания временных рабочих мест
для приобретения практического опыта;
реализации мероприятий по
содействию трудоустройству молодежи,
развитию молодежного
предпринимательства и самозанятости;
совершенствования мотивации
работодателей в целях трудоустройства
молодежи.
План мероприятий ("дорожная карта")
по содействию занятости молодежи
Республики Башкортостан на период до 2030
года на 2022 - 2024 годы (далее - План)
разработан во исполнение пункта 5
распоряжения Правительства Российской
Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р.
II. ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА
Численность молодежи в возрасте от
15 до 29 лет, проживающей на территории
Республики Башкортостан, в 2020 году
составила 657,4 тыс. человек. За последние
годы в республике наблюдался процесс
поступательного снижения численности
молодежи, обусловленный негативными
демографическими тенденциями 90-х годов
прошлого века. В 2020 году по сравнению с 2017
годом численность молодежи снизилась на
10,4%.
Численность занятого населения в
возрасте от 15 до 29 лет с 2017 по 2020 год
снизилась на 19,0% и в 2020 году составила 348,7
тыс. человек.
Уровень занятости молодежи в
возрасте 15 - 29 лет на 1,8 процентного
пункта ниже общего уровня занятости по
Республике Башкортостан (2020 год - 54,8%).
В 2017 - 2020 годах уровень занятости
молодежи в возрасте 15 - 29 лет снизился на
5,6 процентного пункта (с 58,6% до 53,0%), в том
числе в возрастной группе 15 - 19 лет - на 1,6
процентного пункта (с 5,0% до 3,4%), а также 20 -
29 лет - на 2,9 процентного пункта (с 79,3% до
76,4%).
Низкий показатель уровня занятости
молодежи (особенно в возрасте 15 - 19 лет)
объясняется высоким уровнем
вовлеченности молодежи этого возраста в
обучение по программам общего, среднего
профессионального и высшего образования
(школьники и студенты очной формы
обучения относятся к лицам, не входящим в
состав рабочей силы).
В органы службы занятости
Республики Башкортостан в 2021 году за
содействием в поиске подходящей работы
обратились 50,1 тыс. граждан в возрасте от
14 до 29 лет, что составляет 34,9% от общей
численности обратившихся граждан, в 2020
году - 71,7 тыс. граждан (31,2%).
В численности обратившихся граждан
в возрасте от 14 до 29 лет доля выпускников
образовательных организаций в 2021 году
составляла 2,8% (1,4 тыс. выпускников), в 2020
году - 3,2% (2,3 тыс. выпускников).
В 2021 году из числа молодежи в
возрасте от 14 до 29 лет трудоустроены при
содействии органов службы занятости 36,0
тыс. граждан (уровень трудоустройства
среди молодежи составил 72,0%), в 2020 году -
28,9 тыс. граждан (40,3%).
Уровень молодежной безработицы в 1,5
раза выше среднереспубликанского, а в
возрастной группе 15 - 19 лет - более чем в 3
раза. В 2020 году уровень общей безработицы
среди молодежи достиг 8,7%, а по возрастной
группе 15 - 19 лет - 17,9% при
среднереспубликанском уровне - 5,9%.
К основным проблемам
трудоустройства молодежи можно отнести:
снижение доли молодых людей в
возрасте от 15 до 29 лет в общей
численности рабочей силы в
трудоспособном возрасте (при этом
значительную часть рабочей силы в
молодежном сегменте составляет
население в возрасте 20 - 29 лет);
ограниченное количество
возможностей для совмещения обучения и
работы, что обусловливает сравнительно
невысокий уровень молодежной занятости
в возрастной группе 15 - 19 лет;
относительно высокий, по
экспертным оценкам, уровень
вовлеченности молодежи в возрасте от 15
до 29 лет в отношения в сфере труда без
официального оформления;
частичный дисбаланс между спросом
и предложением в молодежном сегменте
рынка труда;
несоответствие количества резюме
молодых соискателей и количества
вакансий для первого рабочего места;
наличие среди молодежи категории
незанятых лиц, не имеющих
профессионального образования или
подготовки;
низкая конкурентоспособность
молодежи в сегменте квалифицированного
труда;
отсутствие опыта работы у части
молодежи при выходе на рынок труда;
неудовлетворенность качеством
работы молодежи со стороны
работодателей;
несформированность
профессиональных ориентаций для
построения профессиональной и трудовой
карьеры;
отток молодежи в крупные города и
миграция рабочей силы из сельской
местности в города, имеющие более
высокий уровень жизни (в связи с этим
наблюдается недостаток специалистов в
таких сферах, как здравоохранение,
образование, агропромышленный комплекс,
и, наоборот, наибольший спрос
наблюдается на специалистов рабочих
профессий в промышленной сфере).
Изменения на рынке труда, вызванные
распространением новой коронавирусной
инфекции (COVID-19), осложняют положение
молодых людей на рынке труда, так как
молодежь чаще людей старшего возраста
находится в условиях временной и
неполной занятости, а значит, чаще
сталкивается с высоким риском потери
работы и заработка.
III. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЛАНА
(в ред. распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 23.07.2024 N 819-р)
Целью Плана является создание
условий для реализации
профессионального, трудового и
предпринимательского потенциала
молодежи в условиях трансформационных
процессов на рынке труда.
Основными задачами Плана являются:
содействие трудоустройству
несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет (профориентация
обучающихся, упрощение трудоустройства
несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет, временное трудоустройство
несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет, содействие занятости
необучающихся и неработающих
несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет);
содействие трудоустройству
отдельных категорий молодежи,
испытывающей трудности в поиске работы
(адресное трудоустройство таких
категорий, повышение
конкурентоспособности на рынке труда
молодежи в возрасте до 30 лет, включая лиц
с инвалидностью, профессиональное
обучение и дополнительное
профессиональное образование молодежи,
содействие в получении образования и
занятости лицам, находящимся в местах
лишения свободы);
организация процесса занятости
студентов и выпускников образовательных
организаций (совершенствование порядка
формирования и распределения
контрольных цифр приема, взаимодействие
органов службы занятости и центров
карьеры (центров содействия
трудоустройству выпускников)
образовательных организаций высшего
образования и профессиональных
образовательных организаций, реализация
профессиональных возможностей через
участие в мероприятиях молодежной
общероссийской общественной
организации "Российские Студенческие
Отряды";
развитие цифровых систем в сфере
труда и занятости молодежи (развитие
подсистемы мониторинга трудоустройства
выпускников, совершенствование
механизмов прохождения и организации
производственной практики, организация
целевого обучения на единой цифровой
платформе в сфере занятости и трудовых
отношений "Работа в России");
содействие профессиональному
развитию молодых работников (реализация
всероссийской программы по развитию
молодежного предпринимательства,
подготовка предложений по формам
занятости в целях предоставления
возможностей для профессионального
развития молодежи, реализация проекта
"Больше, чем работа", стимулирование
трудовой мобильности молодежи,
определение понятия "наставник" и
порядка осуществления наставничества,
мониторинг уровня безработицы молодежи,
проведение всероссийского конкурса
лучших практик трудоустройства
молодежи).
В приоритетном порядке мероприятия
Плана будут направлены на содействие
занятости обучающихся и выпускников, чьи
направления подготовки (специальности)
будут находиться в зоне рисков,
связанных с незанятостью, а также будут
востребованы на рынке труда ввиду
нехватки кадров.
IV. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА
План разработан на период до 2030
года, в два этапа.
Первый этап - 2022 - 2024 годы, в рамках
которого предусматриваются:
использование отдельных подсистем
Единой цифровой платформы в сфере
занятости и трудовых отношений "Работа в
России" в целях совершенствования
профессиональной ориентационной работы
с молодежью путем формирования
публичных и аналитических сведений о
состоянии рынка труда и прогнозах его
развития;
реализация профориентационных
мероприятий;
реализация мероприятий,
направленных на развитие
предпринимательской инициативы
молодежи.
Второй этап - 2025 - 2030 годы.
Мероприятия второго этапа
предполагается реализовать с учетом
анализа и оценки эффективности
реализации мероприятий первого этапа.
V. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПЛАНА
Контроль за ходом реализации Плана
и общая координация его реализации
осуществляется Министерством семьи,
труда и социальной защиты населения
Республики Башкортостан с участием
республиканских органов исполнительной
власти, общественных объединений и
других заинтересованных организаций.
VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА
Реализация Плана позволит достичь
следующих результатов:
повышение вовлеченности молодежи в
занятость;
снижение уровня безработицы среди
молодежи;
повышение уровня трудоустройства
выпускников образовательных
организаций;
снижение рисков незанятости
молодежи.
VII. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Значения целевого показателя по годам | ||
|
|
2022 |
2023 |
2024 |
1 |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет, проценты |
8,0 |
7,0 |
6,5 |
2 |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет, проценты |
11,0 |
9,5 |
8,0 |
3 |
Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, участвовавших в профориентационных мероприятиях и (или) во временных работах, от общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста, проценты |
10,0 |
12,5 |
15,0 |
(п. 3 в ред. распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 23.07.2024 N 819-р) | ||||
4 |
Численность участников мероприятий по субсидированию трудоустройства отдельных категорий молодежи, человек |
4025 |
- |
- |
VIII. МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА
(в
ред. распоряжения Правительства
Республики Башкортостан от 23.07.2024 N 819-р)
Список использованных сокращений