Соглашение между администрацией города
Липецка, Федерацией профсоюзов Липецкой
области и объединениями работодателей
города Липецка на 2024 - 2026 годы
от 22 апреля 2024 года
г. Липецк
Мы, нижеподписавшиеся полномочные
представители администрации города
Липецка (далее - Администрация города),
объединений работодателей города
Липецка (далее - Работодатели), Федерации
профсоюзов Липецкой области (далее -
Профсоюзы), совместно именуемые Стороны,
в соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации и иными
нормативными правовыми актами заключили
настоящее Соглашение, устанавливающее
приоритетные цели, основные принципы
совместных действий по экономическому
развитию города Липецка, обеспечению
социально-трудовых интересов и прав
граждан, повышению благосостояния
населения в 2024 - 2026 годах.
Настоящее Соглашение заключается для
определения и реализации приоритетов
социально-экономической политики города
Липецка с учетом интересов сторон
социального партнерства,
распространения принципов и опыта
взаимодействия на все уровни системы
социального партнерства.
Стороны признают необходимым дальнейшее
развитие созданной в городе системы
социального партнерства и обязуются
оказывать всестороннее содействие
организациям, участвующим в социальном
партнерстве, в повышении их
эффективности в комплексном решении
экономических и социальных задач. При
этом Соглашение рассматривается
сторонами как основа для переговоров при
заключении отраслевых и иных соглашений,
коллективных договоров в организациях
всех форм собственности, расположенных
на территории города.
Обязательства и гарантии, включенные в
Соглашение, являются минимальными и не
могут быть изменены в сторону снижения
социальной и экономической защищенности
работников.
Стороны в пределах своих полномочий
принимают меры по реализации Областного
трехстороннего соглашения между
Правительством Липецкой области,
Федерацией профсоюзов Липецкой области,
объединениями работодателей Липецкой
области.
Обязательства Сторон, включенные в
данное Соглашение, выполняются ими в
порядке и пределах полномочий,
установленных действующим
законодательством.
1. В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СТОРОНЫ СОВМЕСТНО:
1.1. Проводят активную политику по
созданию благоприятных условий
хозяйствования, предпринимательской
деятельности, увеличению объема
валового продукта, укреплению
экономического и финансового положения
организаций, повышению жизненного
уровня населения города.
1.2. Проводят активную промышленную
политику, создают условия для развития
отечественного товаропроизводства и
предпринимательства.
Содействуют продвижению продукции
местных товаропроизводителей на
российский и зарубежный рынок.
1.3. Осуществляют взаимные консультации
по социально-трудовым вопросам,
принимают участие в подготовке проектов
документов по вопросам
социально-экономического развития
города.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА:
1.4. Проводит политику, направленную на
стабилизацию и устойчивый рост
экономики города в соответствии со
Стратегией социально-экономического
развития города Липецка до 2035 года и
действующим законодательством.
1.5. Проводит планомерную работу по
обеспечению инвестиционной
привлекательности города Липецка,
выявлению и развитию местных
преимуществ для привлечения в экономику
города дополнительных инвестиционных
ресурсов, в том числе и в промышленный
комплекс.
1.6. В пределах полномочий проводит
активную политику по включению города
Липецка в федеральные, государственные
программы Липецкой области, а также
содействует реализации федеральных,
государственных программ Липецкой
области, реализуемых на территории
города.
1.7. Способствует сохранению социальной
инфраструктуры и развитию дорожного
строительства.
1.8. Проводит активную политику в вопросах
жилищного строительства,
ориентированную на максимальную
социальную доступность жилья, с учетом
рыночного спроса и износа ветхого и
аварийного жилья.
1.9. Разрабатывает и реализует
мероприятия по развитию общественного
пассажирского транспорта города в целях
улучшения качества перевозок населения.
1.10. Осуществляет меры, направленные на
развитие малого и среднего бизнеса,
вовлечение его представителей в систему
социального партнерства.
ПРОФСОЮЗЫ:
1.11. Содействуют
социально-экономическому развитию
предприятий и организаций, способствуют
участию работников в управлении
производством.
1.12. Осуществляют контроль за соблюдением
работодателями трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права, обеспечивающих защиту
интересов работников.
1.13. Предоставляют бесплатную
консультационную и правовую помощь
профсоюзным организациям, членам
профсоюза, в том числе защищают их права
и интересы при смене собственника,
изменении подведомственности
организации, ее реорганизации, а также
малообеспеченным гражданам по вопросам
трудового законодательства.
1.14. Оказывают практическую помощь
организациям в заключении коллективных
договоров и контролируют их выполнение.
1.15. Через своих представителей в
установленном порядке участвуют в
работе городских комиссий, общественных
советах по вопросам, затрагивающим
экономические и социально-трудовые
отношения.
РАБОТОДАТЕЛИ:
1.16. Принимают необходимые меры по
улучшению экономического и финансового
положения предприятий, организаций,
обеспечивают их стабильную работу по
увеличению объемов производства,
выпуску конкурентоспособной продукции.
1.17. Активно занимаются привлечением на
предприятия инвестиционных ресурсов для
создания новых и модернизации
действующих производств, создания новых
высокопроизводительных рабочих мест и
увеличения налоговых поступлений в
бюджеты всех уровней.
1.18. Обеспечивают реализацию прав
работников на участие в управлении
организацией в соответствии с нормами
Трудового кодекса Российской Федерации,
соглашениями и коллективным договором.
1.19. Обеспечивают соблюдение
установленных законодательством
социальных гарантий и прав работников
предприятий и учреждений в области
трудовых отношений.
2. В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА, ДОХОДОВ И
УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
СТОРОНЫ СОВМЕСТНО:
2.1. Согласились, что месячная заработная
плата работника, полностью
отработавшего норму рабочего времени и
выполнившего норму труда (трудовые
обязанности), не может быть ниже
минимального размера оплаты труда,
установленного федеральным
законодательством; при этом размер
минимальной заработной платы не
является ограничением для реализации
более высоких гарантий по оплате труда.
2.2. Содействуют тому, чтобы в
организациях, самостоятельно
определяющих системы оплаты и условия
стимулирования труда, данные положения
закреплялись в коллективных договорах и
соглашениях.
2.3. Реализуют меры, в пределах своей
компетенции, направленные на рост
заработной платы, опережающей темпы
роста инфляции, повышение уровня жизни
населения города, снижение численности
населения со среднедушевыми доходами
ниже прожиточного минимума.
2.4. Рассматривают вопросы о нарушении
сроков выплаты заработной платы и низком
уровне заработной платы в организациях
города на заседаниях городской
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений.
2.5. Принимают меры по обеспечению
своевременной выплаты заработной платы
и ее легализации.
2.6. В рамках своих полномочий проводят
работу по совершенствованию системы
тарифного регулирования заработной
платы, принимают меры по установлению
тарифной части заработной платы на
уровне не ниже 65% от общего ее размера в
организациях внебюджетного сектора
экономики.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА:
2.7. Активизирует работу с убыточными
предприятиями, осуществляет реализацию
мероприятий по обеспечению
своевременности выплаты заработной
платы и легализации трудовых отношений.
2.8. При формировании проекта бюджета
города предусматривает средства на:
- оплату труда работников муниципальных
учреждений в соответствии с действующей
системой оплаты труда, выплату
гарантированных доплат, надбавок и
компенсаций в размерах не ниже
установленных трудовым
законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы
трудового права;
- обеспечение сохранения достигнутого
соотношения уровня оплаты труда
отдельных категорий работников
бюджетной сферы, определенных указами
Президента Российской Федерации, со
среднемесячной заработной платой
наемных работников в организациях, у
индивидуальных предпринимателей и
физических лиц (среднемесячным доходом
от трудовой деятельности) в Липецкой
области.
2.9. Обеспечивает в бюджетной сфере
первоочередность выплаты заработной
платы перед остальными платежами.
2.10. Принимает меры по совершенствованию
системы оплаты труда работников
бюджетного сектора экономики с учетом
необходимости обеспечения индексации и
повышения оплаты труда, в том числе на
основе достижения конкретных
показателей качества и количества
оказываемых услуг.
ПРОФСОЮЗЫ:
2.11. Осуществляют профсоюзный контроль за
соблюдением работодателями и их
представителями трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права, выполнением ими условий
коллективных договоров, соглашений, а
также за выделением и использованием
средств на оплату труда из бюджетов всех
уровней.
2.12. Своевременно рассматривают
обращения членов профсоюза по
социально-трудовым вопросам и, при
наличии нарушений, направляют
требования работодателям по их
устранению. Взаимодействуют с
уполномоченными государственными
органами надзора и контроля:
Государственной инспекцией труда в
Липецкой области, прокуратурой Липецкой
области.
2.13. При разработке, заключении и
реализации коллективных договоров на
предприятиях и в организациях
производственной сферы, независимо от их
организационно-правовой формы,
осуществляют постоянный контроль за
повышением и индексацией заработной
платы работников.
2.14. Вносят в установленном
законодательством порядке предложения в
соответствующие органы о привлечении к
ответственности руководителей и
должностных лиц за невыполнение
трудового законодательства,
коллективных договоров и соглашений.
2.15. Обеспечивают представительство и
защиту социально-трудовых прав и
интересов работников, в том числе при
разработке и согласовании проектов
муниципальных нормативных правовых
актов, затрагивающих социально-трудовые,
экономические права и профессиональные
интересы работников, а также в области
оплаты труда и социально-трудовых
гарантий.
РАБОТОДАТЕЛИ:
2.16. Обеспечивают своевременную и в
полном объеме выплату заработной платы,
оплату отпуска, выплат при увольнении и
других выплат, причитающихся работнику в
соответствии с действующим трудовым
законодательством, соглашениями,
коллективным и трудовыми договорами.
Разрабатывают мероприятия, направленные
на недопущение возникновения
задолженности по заработной плате и
скорейшую ликвидацию в случае ее
возникновения.
2.17. Проводят индексацию заработной платы
в связи с ростом потребительских цен на
товары и услуги.
2.18. Своевременно и в полном объеме
уплачивают страховые взносы в
государственные внебюджетные фонды.
2.19. Применяют системы оплаты труда,
позволяющие начислять заработную плату
работникам в зависимости от их
квалификации, сложности выполняемой ими
работы и качества затраченного труда.
2.20. Содействуют проведению сторонами
социального партнерства экспертиз с
целью выявления и устранения причин,
вызывающих низкий уровень заработной
платы и ее несвоевременную выплату.
2.21. Принимают решения по вопросам
социально-трудовых отношений с учетом
мнения выборного представительного
органа работников.
2.22. Принимают меры по доведению уровня
средней заработной платы в организациях
до среднеотраслевого уровня.
3. В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА И
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
СТОРОНЫ СОВМЕСТНО:
3.1. Содействуют созданию системы
организационных, правовых и
экономических мер по формированию и
реализации политики подбора, подготовки
и сохранения квалифицированных кадров,
повышению их конкурентоспособности на
рынке труда.
3.2. Совершенствуют традиционные,
внедряют новые формы чествования
человека труда, повышают престиж рабочих
профессий, в том числе через проведение
конкурсов профессионального мастерства,
представляют особо отличившихся
работников к награждению
государственными и областными
наградами, применяют другие меры
морального и материального поощрения
работников.
Вносят предложения по кандидатурам для
занесения на областную и городскую Доски
почета.
3.3. Принимают скоординированные меры по
снижению социальной напряженности в
результате массового увольнения
работников. При определении уровня
массового высвобождения работников
руководствуются критериями,
установленными Отраслевыми
соглашениями, в случае их отсутствия в
соглашении или отсутствии соглашения
руководствуются следующими критериями:
- ликвидация предприятия любой
организационно-правовой формы с
численностью работающих 15 и более
человек;
- сокращение численности или штата
работников в количестве 50 и более
человек в течение 30 календарных дней; 200 и
более человек в течение 60 календарных
дней; 500 и более человек в течение 90
календарных дней.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА:
3.4. Способствует созданию экономических
условий для обеспечения занятости
населения, развития
предпринимательства.
3.5. В рамках возложенных полномочий
участвует в организации общественных
работ для граждан, зарегистрированных в
службе занятости и испытывающих
трудности в поиске работы, а также
временной занятости несовершеннолетних
граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
3.6. Принимает участие в формировании
регионального заказа на подготовку
кадров в учреждениях профессионального
образования для реального сектора
экономики и социальной сферы с учетом
заявок работодателей и потребностей
рынка труда.
ПРОФСОЮЗЫ:
3.7. Участвуют в разработке городских
мероприятий содействия занятости
населения и социальной поддержки
граждан, принимают возможные меры по
защите работников при массовых
высвобождениях в результате
реорганизации или ликвидации
организации.
3.8. Вносят предложения на рассмотрение
органов местного самоуправления о
перенесении сроков или временном
прекращении реализации мероприятий,
связанных с массовым высвобождением
работников.
3.9. Содействуют обеспечению социальных
гарантий в вопросах организации
занятости, приема на работу (службу) и
увольнения работников, предоставления
льгот и компенсаций в соответствии с
действующим законодательством РФ и
коллективными договорами.
3.10. Добиваются от работодателей
обязательного включения в коллективные
договоры конкретных мер, направленных на
профессиональную подготовку
работников.
РАБОТОДАТЕЛИ:
3.11. Обеспечивают выполнение
Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О
занятости населения в Российской
Федерации".
3.12. Не допускают массового высвобождения
работников. Принимают меры по наиболее
полному использованию производственных
мощностей, созданию дополнительных и
сохранению имеющихся рабочих мест, а
также рабочих мест с гибким рабочим
временем и возможностью трудоустройства
на них инвалидов, женщин, имеющих
малолетних детей, лиц предпенсионного
возраста.
3.13. Предоставляют возможность
трудоустройства на вновь вводимые
рабочие места ранее высвобожденным
работникам при соответствии их
квалификации требованиям производства.
3.14. Принимают меры при планируемом
сокращении работников по максимальному
обеспечению рабочими местами
высвобождаемых работников за счет
перепрофилирования производства,
переобучения, ведения режима неполного
рабочего времени и других защитных мер,
предусмотренных законодательством.
3.15. Организуют профессиональное
обучение и повышение квалификации
персонала на производстве с целью
увеличения доли
высококвалифицированных работников в
общей численности квалифицированных
работников.
3.16. В случае сокращения численности или
штата работников организации не
допускают одновременного увольнения
работников, которые являются членами
одной семьи, в течение года после
расторжения трудового договора с одним
из членов семьи (за исключением случаев
добровольного согласия работников на
увольнение и положений, установленных
коллективным договором).
3.17. Выполняют мероприятия,
предусмотренные коллективными
договорами, по защите прав работников в
случае приостановки производства или
высвобождения работников. Соблюдают
установленные квоты для трудоустройства
граждан, особо нуждающихся в социальной
поддержке.
3.18. При рассмотрении вопросов
целесообразности привлечения и
использования иностранной рабочей силы
отдают приоритет местным трудовым
ресурсам, а также участникам
Государственной программы по оказанию
содействия добровольному переселению в
Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом.
3.19. В рамках договоров, заключаемых с
профессиональными образовательными
организациями:
предоставляют рабочие места для
прохождения учащимися производственной
практики;
обеспечивают закрепление наставников за
молодыми работниками, осуществляют
доплату наставникам в размере не менее 10%
от оклада (должностного оклада), ставки
заработной платы;
предоставляют возможность для
стажировки преподавателей
профессионального цикла и мастеров
производственного обучения
непосредственно на производстве;
определяют стипендиатов среди учащихся
организаций профессионального
образования и выплачивают им стипендию,
установленную за счет средств
предприятий;
обеспечивают учащихся средствами
индивидуальной защиты во время
производственной практики.
3.20. Обеспечивают сохранность архивных
документов, подтверждающих трудовой
стаж и заработную плату работников,
осуществляют передачу архивов
правопреемникам, а в случае ликвидации
предприятия - архивным органам.
3.21. Обеспечивают заключение письменных
трудовых договоров с работниками и не
допускают подмены трудовых договоров
договорами гражданско-правового
характера.
4. В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СТОРОНЫ СОВМЕСТНО:
4.1. Признавая в настоящем Соглашении
приоритетными действия по сохранению
жизни и здоровья работников,
обеспечивают реализацию основных
направлений государственной политики в
области охраны труда и экологической
безопасности.
4.2. Инициируют разработку и выполнение
мероприятий, направленных на
предупреждение производственного
травматизма и профессиональных
заболеваний, а также на улучшение
условий труда, не отвечающих
санитарно-гигиеническим нормам.
4.3. В рамках своей компетенции принимают
скоординированные меры по обеспечению
соблюдения работодателями и работниками
требований охраны труда, предупреждению
производственного травматизма и
профессиональных заболеваний, проверке
условий и охраны труда на рабочих
местах.
4.4. Участвуют в разработке и реализации
мероприятий в области охраны труда и
экологической безопасности в рамках
коллективных договоров и соглашений,
осуществляют контроль за ходом их
выполнения.
4.5. Проводят семинары, совещания, круглые
столы и другие мероприятия по вопросам
условий и охраны труда.
4.6. Проводят мероприятия по профилактике
ВИЧ-инфекции и наркомании.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА:
4.7. В пределах полномочий реализует
задачи, направленные на соблюдение
трудовых прав и социальных гарантий
граждан, предусмотренных трудовым
законодательством.
4.8. Регулярно на информационных
площадках города и через СМИ информирует
население о состоянии окружающей
природной среды, состоянии условий
труда, производственного травматизма и
принимаемых мерах по охране здоровья
граждан, освещает проводимые
мероприятия в области охраны труда и
экологической безопасности.
4.9. Проводит мониторинг состояния
условий и охраны труда в организациях
города.
4.10. Способствует пропаганде здорового
образа жизни, профилактике
табакокурения, алкоголизма, наркомании,
в том числе посредством участия в
создании и распространении социальной
рекламы, тематических программ и рубрик;
проведения массовых
спортивно-оздоровительных мероприятий.
4.11. Предусматривает ежегодное
финансирование муниципальных
учреждений на мероприятия по охране
труда.
ПРОФСОЮЗЫ:
4.12. Осуществляют общественный контроль
за соблюдением законодательных и иных
нормативных правовых актов в области
охраны труда, экологической
безопасности, выполнением условий
коллективных договоров и соглашений.
4.13. Информируют соответствующие органы
государственного надзора,
администрацию, работодателей и
работников о выявленных нарушениях
трудовых прав и профессиональных
заболеваниях.
4.14. Проводят обучение профсоюзного
актива, уполномоченных (доверенных) лиц и
членов комиссий по охране труда по
вопросам охраны труда и специальной
оценки условий труда.
4.15. Обеспечивают участие своих
представителей в расследовании
несчастных случаев на производстве.
Защищают интересы работников,
пострадавших в результате несчастного
случая на производстве или получивших
профессиональное заболевание, и их
семей.
4.16. Осуществляют контроль за включением
в коллективные договоры обязательств по
приведению условий труда в соответствие
с государственными нормативными
требованиями охраны труда, проведению
специальной оценки условий труда.
РАБОТОДАТЕЛИ:
4.17. Организуют контроль за состоянием
условий труда на рабочих местах,
принимают меры по предупреждению
промышленных аварий, несчастных случаев,
профессиональных заболеваний, в зоне
расположения организаций решают вопросы
экологической безопасности.
4.18. Способствуют развитию медицинской
помощи работникам по месту работы.
Содействуют в проведении иммунизации
работающих (в том числе трудовых
мигрантов) в объеме национального
календаря профилактических прививок и
прививок по эпидемическим показаниям
(дифтерия, столбняк, корь, краснуха,
грипп, вирусный гепатит В,
коронавирусная инфекция и т.д.).
4.19. Создают в организациях за счет
собственных средств специальные рабочие
места для трудоустройства инвалидов,
получивших трудовое увечье,
профессиональное заболевание либо иное
повреждение здоровья, связанное с
исполнением работниками трудовых
обязанностей в данной организации и
имеющих в соответствии с
индивидуальными программами
реабилитации рекомендации к труду.
4.20. В установленные сроки обеспечивают
проведение экспертизы промышленной
безопасности зданий, сооружений,
технических устройств, принимают меры по
выводу из эксплуатации морально и
физически изношенного оборудования,
угрожающего жизни и здоровью работников,
оказывающего негативное воздействие на
окружающую среду.
4.21. Ведут профилактическую работу по
снижению рисков несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний, повышению качества рабочих
мест и условий труда, снижению
смертности от предотвратимых причин.
4.22. Своевременно организуют обучение по
охране труда и проверку знаний
требований охраны труда, которые
осуществляются в ходе проведения:
- инструктажей по охране труда;
- стажировки на рабочем месте;
- обучения по оказанию первой помощи
пострадавшим;
- обучения по использованию (применению)
средств индивидуальной защиты;
- обучения по охране труда у
работодателя, в том числе обучения
безопасным методам и приемам выполнения
работ, или в организации, у
индивидуального предпринимателя,
оказывающих услуги по проведению
обучения по охране труда.
4.23. Осуществляют обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и
профессиональных заболеваний
работников, а также лиц, выполняющих
работы по гражданско-правовому договору
(согласно условиям договора), разъясняют
застрахованным их права и обязанности, а
также порядок и условия этого вида
страхования.
4.24. Организуют надлежащее
санитарно-бытовое и
лечебно-профилактическое обслуживание
работников в соответствии с требованием
охраны труда, соблюдение установленного
законодательством режима труда и отдыха
работников.
4.25. За счет собственных средств
организуют проведение обязательных
предварительных (при поступлении на
работу) и периодических (в течение
трудовой деятельности) медицинских
осмотров (обследований), обязательных
психиатрических освидетельствований
работников, внеочередных медицинских
осмотров (обследований), обязательных
психиатрических освидетельствований
работников по их просьбам в соответствии
с медицинскими рекомендациями с
сохранением за ними места работы
(должности) и среднего заработка на время
прохождения указанных медицинских
осмотров (обследований), обязательных
психиатрических освидетельствований в
случаях, предусмотренных
законодательством.
4.26. В установленные сроки выполняют
предписания должностных лиц органов
государственного надзора и контроля и
рассматривают представления органов
общественного контроля о соблюдении
требований охраны труда, промышленной и
экологической безопасности.
4.27. Обеспечивают проведение постоянного
производственного лабораторного
контроля уровня воздействия вредных
производственных факторов, разработку и
реализацию исчерпывающих мер по
максимальному снижению их уровней и
концентраций, исключению случаев
превышения предельно допустимых их
значений. Информируют работников об
условиях и охране труда на рабочих
местах, о риске повреждения здоровья и
полагающихся им компенсациях, и
средствах индивидуальной защиты.
Обеспечивают выплаты таких компенсаций
и использование средств индивидуальной
защиты.
4.28. Обеспечивают наличие и возможность
изучения сотрудниками законодательных и
нормативных правовых актов об охране
труда, учитывающих специфику
организации.
4.29. Ведут техническую политику
применения "чистых технологий",
модернизацию и замену устаревшего
оборудования, безопасных материалов,
сырья и полуфабрикатов; способствуют
внедрению в производство экологически
чистых и ресурсосберегающих технологий.
4.30. Предоставляют органам
государственного управления, надзора и
контроля, общественного контроля за
соблюдением законодательных и иных
правовых актов по охране труда,
экологической безопасности необходимую
информацию для осуществления
возложенных на них полномочий.
4.31. Не допускают сокрытия несчастных
случаев, проводят расследование и учет
несчастных случаев на производстве,
профессиональных заболеваний, учет и
рассмотрение причин и обстоятельств
событий, приведших к возникновению
микроповреждений (микротравм), включают
представителей профсоюзных органов в
состав комиссий по их расследованию.
4.32. Ежегодно определяют мероприятия по
улучшению условий и охраны труда и
снижению уровней профессиональных
рисков, исходя из специфики своей
деятельности, осуществляют их
финансирование и реализацию.
4.33. Используют средства Социального
Фонда России на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний в рамках "Правил
финансового обеспечения
предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и
профессиональных заболеваний
работников и санаторно-курортного
лечения работников, занятых на работах с
вредными и (или) опасными
производственными факторами" в первую
очередь: на мероприятия по охране труда,
на санаторно-курортное лечение
работников не ранее чем за пять лет до
достижения ими возраста, дающего право
на назначение страховой пенсии по
старости в соответствии с пенсионным
законодательством.
4.34. Обеспечивают работников
необходимыми средствами индивидуальной
и коллективной защиты, предоставляют
льготы и компенсации работникам, занятым
на работе с вредными и опасными
условиями труда.
4.35. Разрабатывают и реализуют программу
"Нулевой травматизм" на
предприятиях.
4.36. Содействуют медицинским
организациям в привлечении работников к
профилактическим обследованиям на
ВИЧ-инфекцию.
4.37. Обеспечивают:
- систематическое выявление опасностей и
профессиональных рисков, их регулярный
анализ и оценку;
- реализацию мероприятий по улучшению
условий и охраны труда;
- заблаговременную разработку мер,
направленных на обеспечение безопасных
условий и охраны труда, определение
профессиональных рисков перед вводом в
эксплуатацию производственных объектов,
вновь организованных рабочих мест;
- разработку и внедрение корпоративных
программ по оздоровлению и формированию
здорового образа жизни работников
трудового коллектива.
5. В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СТОРОНЫ СОВМЕСТНО:
5.1. Проводят согласованную молодежную
политику, разрабатывают и реализуют
молодежные программы и проекты.
5.2. Обеспечивают создание условий и
содействуют практическому внедрению
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса ГТО
в городе Липецке.
5.3. Обеспечивают занятость,
профориентацию, социально-трудовую
адаптацию, прохождение производственной
практики молодежи. Создают временные и
постоянные рабочие места для молодежи и
условия для работы молодежных трудовых
объединений (отрядов). Содействуют
пропаганде рабочих специальностей в
молодежной среде.
5.4. С целью поддержки и закрепления на
предприятиях и в организациях молодых
специалистов, разрабатывают мероприятия
по разрешению их социально-бытовых
проблем.
5.5. Оказывают организационную и
финансовую поддержку, создают условия
для развития творчества молодежи,
досуга, спорта, туризма и здорового
образа жизни. Содействуют участию
молодежи в культурных, научных и
спортивных мероприятиях местного,
регионального, межрегионального и
федерального уровней.
5.6. Способствуют увеличению
представительства молодежи в органах
власти, объединений профсоюзов и
работодателей.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА:
5.7. Оказывает организационную,
техническую и финансовую поддержку
молодежным и ведущим работу с молодежью
некоммерческим объединениям и центрам в
рамках возложенных полномочий и
утвержденного финансирования.
5.8. Продолжает практику назначения и
выплаты муниципальных стипендий
одаренным детям и учащейся молодежи.
5.9. Создает условия для занятости
молодежи, совершенствует и развивает
систему профессиональной ориентации
среди учащихся общеобразовательных
учреждений. Принимает меры по вовлечению
молодежи в предпринимательскую
деятельность, способствует созданию
новых рабочих мест и поддержке социально
ответственного бизнеса.
РАБОТОДАТЕЛИ И ПРОФСОЮЗЫ:
5.10. Создают молодежные советы (комиссии,
комитеты) при профкомах, оказывают
организационную и финансовую помощь в
реализации общественно-полезных
инициатив молодежи.
5.11. Разрабатывают и реализуют
комплексные программы по работе с
молодежью.
5.12. С целью закрепления рабочих кадров в
отраслях производства направляют усилия
на восстановление традиций
наставничества, обеспечивающего
преемственность поколений, сохранение
накопленного профессионального опыта.
5.13. Способствуют выявлению и обмену
лучшими профессиональными практиками
среди молодежи. Проводят в организациях
конкурсы профессионального мастерства
на звание "Лучший молодой рабочий по
профессии", "Лучший молодой
специалист", конкурса молодых
педагогических работников "Дебют".
ПРОФСОЮЗЫ:
5.14. Принимают меры по защите трудовых и
социально-экономических интересов
профсоюзной молодежи, анализируют и
вносят предложения по совершенствованию
нормативно-правовой базы в сфере защиты
социальных прав и гарантий молодежи.
5.15. Вовлекают молодежь в профсоюзное
движение и информируют молодых
работников об установленных для них
действующим законодательством,
коллективными договорами и соглашениями
льготах и гарантиях.
5.16. Проводят обучение молодого
профсоюзного актива по вопросам
трудового законодательства, социального
партнерства и других
социально-экономических вопросов с
целью повышения правовых и
экономических знаний.
РАБОТОДАТЕЛИ:
5.17. Предоставляют временные (сезонные)
рабочие места для работы молодежных
трудовых отрядов, создают условия для
прохождения производственной практики
учащихся и студентов образовательных
учреждений профессионального
образования.
5.18. Создают условия для получения
образования и повышения квалификации
молодых работников, предусматривают их
материальное поощрение в рамках
действующего законодательства.
5.19. Принимают участие в
профориентационной работе с молодежью,
уделяя больше внимания формированию
положительного имиджа своих
предприятий, учреждений за счет
улучшения условий и оплаты труда,
широкого информирования молодежи о
работе трудовых коллективов.
5.20. Реализуют меры по поддержке и
трудовой адаптации молодых работников в
период освоения профессии или
специальности (доплаты, повышенные
тарифные ставки, пониженные нормы
выработки, наставничество и др.).
5.21. Оказывают материальную помощь
гражданам, уволенным после прохождения
военной службы по призыву и принятым на
прежнее место работы, в размере,
определяемом коллективным договором.
Выплачивают единовременное пособие при
приеме на работу детей-сирот в размере,
определяемом коллективным договором.
5.22. Предоставляют выпускникам
образовательных учреждений высшего и
среднего профессионального образования
гарантии от увольнения в связи с
сокращением численности или штата
работников организации в первые два года
работы после обучения.
6. В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
СТОРОНЫ СОВМЕСТНО:
6.1. Проводят согласованную политику в
области развития культуры, спорта,
туризма, организации отдыха и
оздоровления детей, семейного отдыха,
сохранения и укрепления сети спортивных,
социально-культурных объектов.
6.2. В рамках действующего
законодательства способствуют
сохранению и дальнейшему развитию
объектов социально-культурного
назначения, осуществляющих
образовательную, медицинскую,
физкультурно-оздоровительную
деятельность, обеспечивающих детский и
семейный отдых жителей города.
6.3. Принимают необходимые меры, в
пределах своей компетенции,
направленные на повышение уровня и
объемов социальных гарантий населения.
6.4. Принимают в установленном порядке
долевое участие в финансировании
культурно-массовых, спортивных
мероприятий, проводимых для горожан на
базе спортивных сооружений предприятий
и организаций, учреждений
дополнительного и профессионального
образования.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА:
6.5. Вносит предложения в Липецкий
городской Совет депутатов по
формированию социальных статей бюджета
с учетом настоящего Соглашения.
6.6. Содействует реализации мер
социальной поддержки ветеранов и
инвалидов в рамках возложенных
полномочий и действующего
законодательства.
6.7. Предусматривает меры, направленные на
повышение качества и доступности
жилищно-коммунальных услуг для
населения, проводит
информационно-разъяснительную работу
среди населения по вопросам,
затрагивающим интересы граждан при
реформировании жилищно-коммунального
хозяйства. Принимает меры по улучшению
качества жилищно-коммунальных услуг
путем установления жесткого контроля
над организациями, их предоставляющими.
6.8. Создает условия для оказания
медицинской помощи населению на
территории города в соответствии с
территориальной программой
государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации
бесплатных медицинских услуг.
6.9. Проводит работу по организации
библиотечного обслуживания населения,
комплектованию и обеспечению
сохранности библиотечных фондов
библиотек муниципального образования
город Липецк.
6.10. При наличии достаточных финансовых
ресурсов обеспечивает реконструкцию
имеющихся и строительство новых
муниципальных спортивных сооружений для
широкого привлечения населения города к
спорту и здоровому образу жизни.
ПРОФСОЮЗЫ:
6.11. Осуществляют профсоюзный контроль за
выплатой заработной платы, стипендий,
предоставлением льгот, пособий,
компенсаций, предусмотренных
законодательством.
6.12. Разрабатывают рекомендации для
включения в коллективные договоры и
соглашения мероприятий, направленных на
защиту интересов и прав работников и их
семей.
6.13. Участвуют в формировании городских
социальных программ, направленных на
социальную защиту и достойную жизнь
граждан.
6.14. Осуществляют общественный контроль
за ходом подготовки и проведением
детского оздоровительного отдыха.
7. В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА
СТОРОНЫ СОВМЕСТНО:
7.1. Руководствуются принципами
социального партнерства, принимают
решения по вопросам, включенным в
Соглашение, после рассмотрения их на
городской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых
отношений. Обеспечивают участие
представителей сторон в рассмотрении
вопросов, не включенных в Соглашение, но
представляющих взаимный интерес.
7.2. Осуществлять меры по предупреждению
коллективных трудовых споров, при их
возникновении участвуют в работе по их
урегулированию.
7.3. Проводят работу по повышению
социальной ответственности субъектов
предпринимательской деятельности,
вовлечению в систему социального
партнерства
работодателей-руководителей
организаций всех
организационно-правовых форм и форм
собственности.
7.4. Регулярно освещают в средствах
массовой информацию ход выполнения
Соглашения, а также решения городской
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений.
7.5. Считают обязательным заключение
коллективных договоров в организациях
всех форм собственности области и их
уведомительную регистрацию в
установленном порядке. Оказывают
необходимую организационную и
методическую помощь субъектам
социального партнерства и их
представителям при подготовке
соглашений и коллективных договоров.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА:
7.6. Обеспечивает участие Профсоюзов и
Работодателей в постоянно действующих
комиссиях, формируемых на уровне города,
рассматривающих социально-трудовые
вопросы.
7.7. При оказании организационной и иной
поддержки организациям учитывает в
качестве основных критериев ситуацию с
выплатой заработной платы, участие в
системе социального партнерства,
соблюдение законодательства о труде,
исполнение обязательств коллективных
договоров и соглашений.
7.8. Не реже одного раза в год проводит
встречи с представителями профсоюзов.
Оказывает поддержку объединениям
профсоюзов и работодателей в повышении
их роли в гражданском обществе.
РАБОТОДАТЕЛИ И ПРОФСОЮЗЫ:
7.9. При разработке коллективных
договоров и иных соглашений
руководствуются Рекомендациями
Липецкой городской трехсторонней
комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений
работодателям и профсоюзам города по
включению в коллективные договоры и
соглашения дополнительных льгот и
гарантий (приложение).
ПРОФСОЮЗЫ:
7.10. Осуществляют профсоюзный контроль за
соблюдением работодателями и их
представителями трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права, выполнением ими условий
коллективных договоров и соглашений.
7.11. Содействуют политике, проводимой
администрацией города и работодателями,
по повышению эффективности экономики,
уровня и качества жизни, социальной
защиты работников и членов их семей.
7.12. Проводят согласованную политику по
созданию новых и укреплению действующих
профсоюзных организаций на предприятиях
всех форм собственности, в том числе и с
иностранным капиталом.
7.13. Проводят обучение руководителей
профсоюзных организаций, профсоюзного
актива по вопросам правового
регулирования трудовых отношений,
практики заключения коллективных
договоров и соглашений.
РАБОТОДАТЕЛИ:
7.14. Содействуют созданию и
функционированию на предприятиях и в
организациях независимо от их
организационно-правовой формы
профсоюзов и их выборных органов.
Обеспечивают условия для уставной
деятельности профсоюзов и их выборных
органов.
7.15. Исключают деятельность,
препятствующую реализации права
работников на вступление в профсоюзную
организацию. Не препятствуют инициативе
работников по созданию (восстановлению)
первичных профсоюзных организаций в
целях развития коллективно-договорного
регулирования социально-трудовых
вопросов. Признают за профсоюзными
комитетами преимущественное право на
ведение переговоров по заключению
коллективных договоров.
7.16. При обращении профсоюзных органов
предоставляют информацию о правильности
и полноте удержания, своевременности
перечисления профсоюзных взносов.
7.17. Признают отраслевые, территориальные
соглашения и коллективные договоры
важнейшим инструментом поддержания
социального мира в коллективе.
8. ДЕЙСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
8.1. Соглашение вступает в силу с даты его
подписания, действует по 31 декабря 2026
года и является обязательным к
применению для всех организаций
независимо от форм собственности,
расположенных на территории города, за
исключением отказавшихся от
присоединения в установленном порядке.
8.2. Внесение изменений и дополнений в
настоящее Соглашение производится по
согласованию сторон и оформляется
решением городской трехсторонней
комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений.
8.3. Городская трехсторонняя комиссия по
регулированию социально-трудовых
отношений ежегодно осуществляет
контроль за выполнением Соглашения,
информирует население через средства
массовой информации о ходе и результатах
его реализации.
8.4. Стороны несут ответственность за
уклонение от участия в переговорах,
нарушение и невыполнение обязательств,
включенных в Соглашение,
непредставление информации, необходимой
для ведения переговоров и осуществления
контроля, в соответствии с действующим
законодательством Российской
Федерации.
8.5. При невозможности выполнения
обязательств Соглашения по причинам,
признанным сторонами уважительными,
принимаются согласованные меры.
8.6. Текст Соглашения после подписания
публикуется в печати и размещается на
официальном сайте Администрации
города.
От администрации: |
От профсоюзов: |
От работодателей: |
Глава города Липецка |
Председатель Федерации профсоюзов Липецкой области |
Координатор Липецкой городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от работодателей |
Е.Ю.УВАРКИНА |
Л.В.КУДАЕВА |
О.Н.МИТРОХИНА |
Приложение
к Соглашению
между администрацией
города Липецка,
Федерацией профсоюзов
Липецкой области
и объединениями работодателей
города Липецка
на 2024 - 2026 годы
РЕКОМЕНДАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ГОРОДСКОЙ
ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
РАБОТОДАТЕЛЯМ И ПРОФСОЮЗАМ ГОРОДА ПО
ВКЛЮЧЕНИЮ В КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И
СОГЛАШЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛЬГОТ И
ГАРАНТИЙ
При разработке иных соглашений и
коллективных договоров стороны
предусматривают:
В разделах, касающихся оплаты и
нормирования труда, гарантий и
компенсаций:
- возможность установления тарифной
части заработной платы на уровне не ниже
65% от ее общего размера;
- ежегодное повышение уровня реального
содержания заработной платы, включая
индексацию заработной платы в порядке и
размерах, установленных в коллективных
договорах или локальных нормативных
актах работодателей;
- при повышении производительности труда
соответствующее повышение заработной
платы;
- размер денежной компенсации за
задержку выплаты заработной платы и
других выплат, причитающихся работнику,
выше, чем предусмотрено статьей 236
Трудового кодекса Российской Федерации
с учетом экономической возможности;
- порядок выплаты вознаграждения
работникам, за исключением работников,
получающих оклад (должностной оклад), за
нерабочие праздничные дни, в которые они
не привлекались к работе, в размере не
менее их дневной тарифной ставки за
каждый нерабочий праздничный день;
- обязательства по организации
оздоровления и отдыха работников и их
детей, в том числе финансовые, из средств
организаций;
- условия по обучению специалистов и
профактива по вопросам трудового
законодательства и пенсионного
обеспечения работающих;
- средства на социальную поддержку
работников и членов их семей, в том числе
на жилищно-коммунальные услуги, питание;
- безвозмездные субсидии и займы на
строительство или приобретение жилья.
Работодатель вправе предусмотреть иные
меры поддержки работников, улучшающие их
положения по сравнению с действующим
законодательством, в том числе, по
вопросам предоставления:
- работающим отцам дополнительного
отпуска в связи с рождением ребенка в
количестве трех календарных дней;
- работающим отцам одного
дополнительного выходного дня,
ежемесячно, до достижения ребенком
возраста 1,5 лет;
- работникам, дети которых обучаются в
общеобразовательных организациях,
дополнительного отпуска 1 сентября.
В разделах, касающихся гарантий при
возможном высвобождении, обеспечения
занятости:
- дополнительные гарантии и льготы
работникам, желающим повысить
квалификацию за счет средств
предприятия, получить другую профессию,
специальность, востребованную на
предприятии и на рынке труда;
- дополнительные гарантии для совмещения
женщинами обязанностей по воспитанию
детей с трудовой занятостью, включая
мероприятия по организации
профессионального обучения
(переобучения) женщин, находящихся в
отпуске по уходу за ребенком до
достижения им возраста трех лет;
- оказание материальной помощи
работникам, потерявшим работу
вследствие реорганизации, сокращения
численности или штата работников
организации;
- меры материальной поддержки и
социального обеспечения выпускников
профессиональных образовательных
учреждений области при поступлении их на
работу на предприятие;
- возможность для поиска нового места
работы (при наличии просьбы) работникам,
получившим уведомление о предстоящем
расторжении трудового договора по
инициативе работодателя в связи с
сокращением численности или штата
работников организации, в течение одного
дня в неделю или нескольких часов в день
с сохранением средней заработной платы;
- запрет на увольнение работников -
членов одной семьи в течение года по
сокращению численности или штата
работников;
- порядок направления сотрудников в
центры оценки квалификаций для
прохождения независимой оценки
квалификации в центрах оценки
квалификаций;
- сохранение льгот высвобождаемым в
связи с сокращением численности или
штата работникам;
- недопущение сокращения работников
предпенсионного возраста с нарушением
требований действующего
законодательства.
Работодатель вправе предусмотреть иные
меры поддержки работников, улучшающие их
положения по сравнению с действующим
законодательством, в том числе, по
вопросам:
- установления дополнительных гарантий
при сокращении для работников
предпенсионного возраста;
- сохранения уровня доходов работников и
осуществления выплаты в размере средней
заработной платы работникам на период
мобилизации в зоне Специальной военной
операции;
- оказания всесторонней поддержки семьям
мобилизованных работников на постоянной
основе.
В разделах, касающихся охраны труда:
- дополнительные обязательства по
возмещению ущерба от несчастных случаев
на производстве, установлению
дополнительных дней отпуска и
сокращению продолжительности рабочего
времени при работе с вредными и (или)
опасными условиями труда, обеспечению
работников сертифицированными
средствами индивидуальной и
коллективной защиты;
- предоставление уполномоченным по
охране труда не менее 4 часов в неделю для
осуществления общественного контроля, с
сохранением места работы (должности) и
среднего заработка;
- финансирование на:
мероприятия по охране труда и окружающей
среды;
проведение специальной оценки условий
труда;
предоставление дополнительных гарантий
и компенсаций работникам, занятым на
тяжелых работах и работах с вредными и
(или) опасными условиями труда;
обеспечение работников льготным
(бесплатным) питанием,
сертифицированными специальной одеждой,
специальной обувью и другими средствами
индивидуальной защиты, смывающими и
обезвреживающими средствами в
соответствии с установленными нормами
для работников, занятых на работах с
вредными и (или) опасными условиями
труда, а также на работах, выполняемых в
особых температурных условиях или
связанных с загрязнением;
отдых и оздоровление работающих и членов
их семей;
обеспечение дополнительных
обязательств работодателя по возмещению
вреда, причиненного жизни и здоровью
работника при исполнении им трудовых
обязанностей;
ежегодную вакцинацию сотрудников
(против гриппа, а также коронавирусной
инфекции в случаях, когда отсутствие
такой вакцинации влечет за собой
невозможность допуска к работе (с учетом
специфики выполняемой работы);
проведение
информационно-образовательных
мероприятий по ВИЧ/СПИДу в сфере труда
"Узнай об этом на работе".
В разделах, касающихся социальных
гарантий, непосредственно связанных с
трудовыми отношениями:
С учетом финансово-экономического
положения организации:
- социальную защиту, дополнительные
(сверх установленных законодательными
актами) гарантии и льготы особым
категориям сотрудников (дети-инвалиды,
многодетные семьи, молодые семьи,
молодые специалисты) и иным категориям;
- установление дополнительных
социальных гарантий при получении
образования без отрыва от производства;
- обеспечение гарантий и расширение прав
молодежи на образование, труд, достойную
заработную плату, участие в управлении
производством;
- разработку и реализацию программ
наставничества и адаптации молодых
работников на производстве;
- финансирование проведения в
организациях массовых, культурных,
спортивных мероприятий для молодежи,
организации досуга, отдыха и
оздоровления молодежи;
- выплату единовременных пособий молодым
работникам из категории детей-сирот,
впервые принятым на работу, а также
работникам, вернувшимся на предприятие
после прохождения срочной военной
службы и/или другим категориям,
закрепленным в коллективном договоре;
- материальную помощь молодым семьям,
работающим в организации, при рождении
ребенка и вступлении впервые в брак;
- финансирование из фондов организаций,
профбюджета и средств социального
страхования мероприятий по созданию
условий для оздоровления и отдыха
работников и членов их семей, в том числе
в местных здравницах, пансионатах, домах
и базах отдыха, детских оздоровительных
лагерях;
- предоставление гарантий и компенсаций
работникам, совмещающим работу с
получением высшего образования,
среднего профессионального образования,
которые обучаются не по направлению
работодателя, а также поступающим на
обучение по указанным программам;
- перечисление взносов сотрудников в
пользу профсоюзных комитетов,
обеспечивают неосвобожденным членам
профсоюзных органов всех уровней время
для выполнения ими общественных
обязанностей с сохранением среднего
заработка.
Работодатель вправе предусмотреть иные
меры поддержки работников, улучшающие их
положения по сравнению с действующим
законодательством, в том числе, по
вопросам:
- выделения освобожденным работникам
профсоюзных комитетов средств на оплату
труда, установления для них льгот и
гарантий, предусмотренных для
работников данной организации;
- выделения средств на улучшение
жилищных условий работников,
предоставления общежития или
ежемесячной компенсации затрат на
аренду жилья молодым работникам, не
имеющим собственного жилья;
- установления молодым работникам,
трудоустроившимся впервые после
получения образования, оплаты труда в
повышенном размере на срок не менее
одного года со дня приема на работу.