МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПРИКАЗ
от 20 июля 2020 года N 510-П
О внесении изменений в приказ
Министерства социальной защиты
Республики Карелия от 1 октября 2018 года N
640-П
Приказываю:
1. Внести в приказ Министерства
социальной защиты Республики Карелия от
1 октября 2018 года N 640-П "Об утверждении
порядка принятия решений о признании
граждан нуждающимися в социальном
обслуживании" (Официальный
интернет-портал правовой информации
(www.pravo.gov.ru), 8 октября 2018 года, N 1001201810080003)
следующие изменения:
1) в абзаце втором пункта 2 слова
"Официальный интернет-портал правовой
информации (www.pravo.gov.ru), 23 июля 2018 года, N
1001201807230002" заменить словами "Официальный
интернет-портал правовой информации
(www.pravo.gov.ru), 15 марта 2018 года, N 1001201803150001";
2) Порядок принятия решений о
признании граждан нуждающимися в
социальном обслуживании, утвержденный
указанным приказом, изложить в новой
редакции:
"Утвержден
приказом
Министерства социальной защиты
Республики Карелия
от 1 октября 2018 года N 640-П
ПОРЯДОК
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ
В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
I. Общие положения
1. Порядок принятия решений о
признании граждан нуждающимися в
социальном обслуживании (далее - Порядок)
определяет правила подготовки и
принятия решений о признании граждан
нуждающимися в социальном обслуживании,
организациями, находящимися в ведении
Министерства социальной защиты
Республики Карелия, которым в
соответствии с Порядком предоставлены
полномочия на признание граждан
нуждающимися в социальном обслуживании
и составление индивидуальной программы
предоставления социальных услуг (далее -
индивидуальная программа) на
территориях одного или нескольких
муниципальных образований.
2. В Порядке понятия и термины
используются в значениях, определенных
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года
N 442-ФЗ "Об основах социального
обслуживания граждан в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон).
3. Признание граждан нуждающимися в
социальном обслуживании осуществляется
государственным казенным учреждением
социальной защиты Республики Карелия
"Центр социальной работы Республики
Карелия" (далее - Центр социальной
работы).
4. К сбору сведений для определения
индивидуальной потребности гражданина в
социальном обслуживании Центром
социальной работы привлекаются
подведомственные Министерству
социальной защиты Республики Карелия
организации социального обслуживания
населения (далее - организации
социального обслуживания).
II. Обращение о предоставлении
социального обслуживания
5. Гражданин признается нуждающимся
в социальном обслуживании в случае, если
существуют обстоятельства, определенные
действующим законодательством о
социальном обслуживании, которые
ухудшают или могут ухудшить условия его
жизнедеятельности.
6. В соответствии со статьей 14
Федерального закона основанием для
рассмотрения Центром социальной работы
вопроса о признании гражданина
нуждающимся в социальном обслуживании
является поданное в письменной или
электронной форме заявление гражданина
или его законного представителя о
предоставлении социального
обслуживания, либо обращение в его
интересах иных граждан, государственных
органов, органов местного
самоуправления, общественных
объединений в Центр социальной работы,
либо переданное заявление или обращение
в рамках межведомственного
взаимодействия.
В случае обращения в интересах
гражданина иных граждан,
государственных органов, органов
местного самоуправления, общественных
объединений, либо поступления заявления
или обращения в рамках
межведомственного взаимодействия Центр
социальной работы во взаимодействии с
организацией социального обслуживания
организует работу по содействию
гражданину в подаче заявления о
предоставлении социального
обслуживания.
В целях организации данной работы
Центр социальной работы передает
информацию о гражданине, в интересах
которого поступило обращение, в
организацию социального обслуживания по
месту жительства (по месту пребывания)
гражданина. Организация социального
обслуживания осуществляет выход к
указанному гражданину, информирует о
возможности обратиться за
предоставлением социальных услуг и при
его согласии оказывает ему содействие в
подаче заявления о предоставлении
социального обслуживания.
7. Прием заявлений граждан о
предоставлении социального
обслуживания, выдача решений о признании
(отказе в признании) граждан
нуждающимися в социальном обслуживании,
а также индивидуальных программ
осуществляется Центром социальной
работы по месту жительства (по месту
пребывания) граждан.
8. Заявление о предоставлении
социального обслуживания
представляется в форме заявления о
предоставлении социальных услуг (далее -
заявление о предоставлении социальных
услуг), утверждаемой федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации
государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере социального обслуживания.
9. При подаче заявления о
предоставлении социальных услуг
гражданин (законный представитель)
предъявляет паспорт или иной документ в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, удостоверяющий
личность гражданина, в отношении
которого подано данное заявление.
В случае подачи заявления законным
представителем дополнительно
предъявляются паспорт или иной документ
в соответствии с законодательством
Российской Федерации, удостоверяющий
личность законного представителя, и
документ, подтверждающий полномочия
законного представителя.
10. Одновременно с заявлением о
предоставлении социальных услуг
представляются документы, необходимые
для признания гражданина нуждающимся в
социальном обслуживании.
Перечень документов, необходимых
для признания гражданина нуждающимся в
социальном обслуживании, указан в
приложении N 1 к Порядку.
11. Документы, необходимые для
признания гражданина нуждающимся в
социальном обслуживании, представляются
в копиях с предъявлением оригиналов для
сверки. В случае отсутствия у гражданина
(законного представителя) документов,
представляемых в копиях, их изготовление
обеспечивается специалистом Центра
социальной работы.
В случае использования средств
почтовой связи документы, указанные в
приложении N 1 к Порядку, направляются в
виде нотариально удостоверенных копий, а
оригиналы таких документов не
направляются.
III. Оценка индивидуальной потребности
в социальном обслуживании
12. В целях принятия решения о
нуждаемости гражданина в социальном
обслуживании и определения
индивидуальной потребности в социальных
услугах обеспечивается проведение
оценки условий жизнедеятельности
гражданина. Оценка условий
жизнедеятельности гражданина
осуществляется Центром социальной
работы во взаимодействии с
организациями социального
обслуживания.
Центр социальной работы в день
получения заявления о предоставлении
социальных услуг передает информацию о
гражданине, подавшем заявление, в
организацию социального обслуживания по
месту жительства (по месту пребывания)
гражданина, в целях организации сбора
необходимой информации для оценки
условий его жизнедеятельности. Обмен
информацией осуществляется в
соответствии с требованиями
Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О
персональных данных".
При принятии заявления гражданин
информируется о необходимости оценки
условий его жизнедеятельности и о том,
что по месту жительства гражданина будет
осуществлен выход специалистов
организации социального обслуживания
для сбора необходимой информации.
Тип организации социального
обслуживания определяется исходя из
категории, к которой принадлежит
гражданин.
Организация социального
обслуживания в течение четырех рабочих
дней со дня поступления информации от
Центра социальной работы проводит
мероприятия по выяснению условий
жизнедеятельности гражданина, заполняет
акт оценки условий жизнедеятельности и
передает его в соответствующее
отделение по работе с гражданами Центра
социальной работы.
Акты оценки условий
жизнедеятельности заполняются по
формам, установленным приложениями N 2 и N
3 к Порядку.
Акт оценки условий
жизнедеятельности составляется в двух
экземплярах, один экземпляр передается
гражданину (законному представителю),
второй экземпляр направляется в Центр
социальной работы.
Центр социальной работы на основе
информации, представленной в акте,
оценивает условия жизнедеятельности
гражданина и устанавливает наличие
(отсутствие) обстоятельств, которые
ухудшают или могут ухудшить условия
жизнедеятельности гражданина.
13. При оценке условий
жизнедеятельности гражданина
учитываются условия его проживания и
состав семьи, состояние здоровья,
психологическая ситуация в семье,
способность к самообслуживанию, факторы,
положительно влияющие на условия
жизнедеятельности гражданина,
результаты реализованной
индивидуальной программы, иные условия,
определяющие индивидуальную
потребность гражданина в социальных
услугах.
14. В целях подтверждения
обстоятельств, которые ухудшают или
могут ухудшить условия
жизнедеятельности, указанных в пункте 1
части 1 статьи 15 Федерального закона
(полная или частичная утрата способности
либо возможности осуществлять
самообслуживание, самостоятельно
передвигаться, обеспечивать основные
жизненные потребности в силу
заболевания, травмы, возраста или
наличия инвалидности), и принятия
Центром социальной работы объективного
решения о нуждаемости в социальном
обслуживании при оценке условий
жизнедеятельности совершеннолетнего
гражданина, обратившегося за
предоставлением социальных услуг на
дому либо в стационарной форме
социального обслуживания,
устанавливается степень его зависимости
от посторонней помощи. Методика
определения степени зависимости
гражданина от посторонней помощи
установлена приложением N 4 к Порядку.
Заполненные бланки оценки согласно
таблицам N 1 и 2 приложения N 4 передаются
организацией социального обслуживания в
Центр социальной работы вместе с актом
оценки условий жизнедеятельности.
Результаты проведенной в
соответствии с методикой оценки
возможности выполнения сложных и
простых действий используются при
внесении в акт оценки условий
жизнедеятельности перечня услуг,
рекомендуемых к включению в
индивидуальную программу.
15. Показанием к социальному
обслуживанию на дому при обращении
граждан, указанных в пункте 14 Порядка, за
получением социальных услуг в данной
форме социального обслуживания является
1-10 степень зависимости от посторонней
помощи.
16. Показанием к социальному
обслуживанию в стационарной форме при
обращении граждан, указанных в пункте 14
Порядка, за получением социальных услуг
в данной форме является 5-10 степень
зависимости от посторонней помощи.
Гражданам, указанным в пункте 14
Порядка, с 1-4 степенью зависимости от
посторонней помощи социальное
обслуживание в стационарной форме
предоставляется при наличии факта
отсутствия либо аварийного состояния
жилья.
В данном случае гражданин
признается нуждающимся в социальном
обслуживании в стационарной форме на
срок не более 6 месяцев.
IV. Принятие решения о признании
гражданина
нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе
в признании гражданина нуждающимся
в социальном обслуживании
17. Центр социальной работы
принимает решение о признании
гражданина нуждающимся в социальном
обслуживании либо решение об отказе в
признании гражданина нуждающимся в
социальном обслуживании по итогам
оценки условий жизнедеятельности
гражданина в течение трех рабочих дней
со дня получения от организации
социального обслуживания акта оценки
условий жизнедеятельности гражданина.
18. Решение о признании гражданина
нуждающимся в социальном обслуживании
принимается в форме распорядительного
акта (распоряжения, приказа) Центра
социальной работы, который направляется
гражданину (законному представителю) в
течение двух рабочих дней со дня его
принятия.
Решение об отказе в признании
гражданина нуждающимся в социальном
обслуживании принимается в форме
распорядительного акта (распоряжения,
приказа) Центра социальной работы,
который направляется гражданину
(законному представителю) в течение двух
рабочих дней со дня его принятия.
19. Основанием для принятия решения
об отказе в признании гражданина
нуждающимся в социальном обслуживании
являются:
1) отсутствие обстоятельств,
которые ухудшают или могут ухудшить
условия его жизнедеятельности,
указанных в части 1 статьи 15 Федерального
закона;
2) непредставление документа
(документов), указанных в приложении N 1 к
Порядку;
3) отказ гражданина от
представления сведений для оценки
индивидуальной потребности в социальном
обслуживании и составления акта оценки
условий жизнедеятельности.
V. Составление индивидуальной программы
предоставления социальных услуг
20. В случае принятия решения о
признании гражданина нуждающимся в
социальном обслуживании Центром
социальной работы составляется
индивидуальная: программа, по форме,
утвержденной федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации
государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере социального обслуживания.
21. Гражданин (законный
представитель) вправе принять участие в
составлении индивидуальной программы.
22. В индивидуальной программе
указываются формы социального
обслуживания, виды, объем, периодичность,
условия, сроки предоставления
социальных услуг, перечень
рекомендуемых поставщиков социальных
услуг, а также мероприятия по
социальному сопровождению.
23. При разработке индивидуальной
программы принимаются во внимание
волеизъявление гражданина относительно
формы социального обслуживания, видов
социальных услуг, поставщиков
социальных услуг, а также сведения,
представленные в акте оценки условий
жизнедеятельности.
24. В индивидуальную программу
граждан, указанных в абзаце 2 пункта 16,
включаются социальные услуги и
мероприятия по социальному
сопровождению, направленные на
устранение факта отсутствия либо
аварийного состояния жилья и
восстановление возможности гражданина
проживать самостоятельно в домашних
условиях.
25. При наличии в акте оценки условий
жизнедеятельности сведений о праве
гражданина на меры социальной поддержки
по приему в организации социального
обслуживания во внеочередном,
первоочередном или преимущественном
порядке, данная информация вносится в
индивидуальную программу в раздел 11
"условия предоставления социальных
услуг".
26. В индивидуальной программе в
разделе "Перечень рекомендуемых
поставщиков социальных услуг"
указываются поставщики социальных
услуг, включенные в реестр поставщиков
социальных услуг в Республике Карелия.
27. Экземпляр индивидуальной
программы, подписанный уполномоченным
лицом Центра социальной работы,
направляется гражданину (законному
представителю) вместе с
распорядительным актом (распоряжением,
приказом) Центра социальной работы о
признании гражданина нуждающимся в
социальном обслуживании.
Индивидуальная программа должна
быть направлена гражданину (законному
представителю) в срок не более чем десять
рабочих дней со дня подачи гражданином
(законным представителем) заявления о
предоставлении социальных услуг.
Второй экземпляр индивидуальной
программы остается в Центре социальной
работы.
28. Гражданин (законный
представитель) имеет право отказаться от
социального обслуживания, социальной
услуги. Отказ оформляется в письменной
форме и вносится в индивидуальную
программу.
29. В случае выявления в процессе
предоставления социальных услуг
несоответствия индивидуальной
программы потребностям получателя
социальных услуг возможно дополнение
индивидуальной программы новыми
услугами и увеличение объема
предоставляемых услуг в соответствии с
заявлением получателя социальных услуг
и мотивированным ходатайством
поставщика социальных услуг. В данном
случае корректируется действующая
индивидуальная программа под тем же
номером. Срок действия программы не
изменяется.";
3) приложение N 1 к Порядку изложить в
следующей редакции:
"Приложение N 1
к Порядку
принятия решений
о признании граждан нуждающимися
в социальном обслуживании
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ
В
СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
4) приложение N 2 к Порядку изложить в
новой редакции:
"Приложение N 2
к Порядку
принятия решений
о признании граждан нуждающимися
в социальном обслуживании
Степень родства |
Ф.И.О. |
Контактный телефон |
Виды и периодичность помощи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Характеристика ситуации в семье <1> |
5) приложение N 4 изложить в новой
редакции:
"Приложение N 4
к Порядку
принятия решений
о признании граждан нуждающимися
в социальном обслуживании
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ЗАВИСИМОСТИ ГРАЖДАНИНА
ОТ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ
Определение степени зависимости
гражданина от любой посторонней помощи
(физической, вербальной, наблюдения),
способности самостоятельно
удовлетворять свои основные жизненные
потребности, выраженности и
предполагаемой длительности
нуждаемости в посторонней помощи
осуществляется путем изучения
возможности выполнения различных видов
элементарной и сложной деятельности с
использованием 2-х шкал:
шкалы оценки возможностей
выполнения элементарной деятельности
(по основным рангам основана на шкале
Бартела) (далее - Шкала 1);
шкалы оценки возможностей
выполнения сложных действий (по основным
рангам основана на шкале Лаутона) (далее -
Шкала 2).
Изучение возможности выполнения
гражданином различных видов
элементарной и сложной деятельности
определяется оптимальным для конкретной
ситуации методом: путем расспроса
гражданина (его законного
представителя), родственников или других
лиц, осуществляющих уход, под
непосредственным наблюдением
специалиста организации, проводящей
оценку условий жизнедеятельности
гражданина.
При применении Шкалы 1 и Шкалы 2
выбранные ответы на вопросы должны
отражать реальные, а не предполагаемые
действия гражданина.
В целях получения объективных
данных оценка проводится на основании
информации о гражданине за
предшествующие 1-2 суток, но при
необходимости может использоваться и
более продолжительный период.
С помощью 10 критериев Шкалы 1
оценивается способность гражданина к
самообслуживанию и его мобильность
(таблица N 1). Оценка уровня выполнения
элементарной деятельности производится
по сумме баллов, выставленных по каждому
из разделов Шкалы 1. Максимальный
результат соответствует 100 баллам,
минимальный - 0. Показатели от 0 до 20
баллов означают полную, от 21 до 60 баллов -
выраженную; от 61 до 90 баллов - умеренную,
от 91 до 99 баллов - легкую зависимость
гражданина от посторонней помощи в
повседневной жизни.
С помощью Шкалы 2 оцениваются более
сложные действия гражданина по 9
критериям (таблица N 2).
Оценка уровня сложных действий
производится по сумме баллов каждого из
разделов Шкалы 2. Максимальный результат
соответствует 27 баллам, минимальный - 10
баллам.
Все пункты имеют оценочные ранги "1"
(невозможно выполнить действие), "2"
(требуется помощь в выполнении) и "3"
(полная независимость в выполнении
действия).
При определении возможности
выполнения различных видов элементарной
деятельности и сложных действий оценку
проводят, учитывая конкретную жизненную
ситуацию гражданина, в том числе наличие
или отсутствие жилья и коммунальных
удобств, бытовой техники, стремление к
выполнению того или иного действия,
наличие и использование вспомогательных
технических средств реабилитации и
других факторов, влияющих на уровень
выполнения различных видов элементарной
и сложной деятельности.
При изучении возможности
выполнения гражданином различных видов
элементарной и сложной деятельности
оценивается не только физическая
способность гражданина выполнить то или
иное действие, но и его способность
осознавать значение своих действий и
возможность руководить ими при их
выполнении.
Необходимость в наблюдении и
словесной помощи, в том числе при наличии
у гражданина психического заболевания,
означает, что гражданин относится к
категории тех, кто нуждается в помощи
(зависим).
Таблица N 1
ШКАЛА ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таблица N 2
ШКАЛА ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ
ВЫПОЛНЕНИЯ СЛОЖНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Для определения способности
гражданина к самообслуживанию и степени
зависимости от посторонней помощи
используют сумму количества баллов по
шкале оценки возможности выполнения
элементарной деятельности и шкале
оценки возможности выполнения сложных
действий.
Таблица N 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НУЖДАЕМОСТИ
ГРАЖДАН В ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ
".
Министр
О.А.СОКОЛОВА
Ссылается на
- Об утверждении порядка принятия решений о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании (с изменениями на 19 сентября 2024 года)
- Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг совершеннолетним гражданам поставщиками социальных услуг в Республике Карелия (с изменениями на 15 октября 2024 года)
- Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации (с изменениями на 26 декабря 2024 года) (редакция, действующая с 1 марта 2025 года)
- О персональных данных (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия (с изменениями на 25 декабря 2023 года)